Занятия с детьми 2 месяца и развитие. Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца
Появление ребенка в семье приносит радостные хлопоты вкупе с толикой тревоги.
Родителей беспокоит множество вопросов, их восприятие малыша всегда субъективно, мама и папа пытаются сравнивать развитие своего ребенка со средними, весьма условными нормами. Как он должен развиваться, почему так много спит, видит ли он, слышит ли…
Как играть с новорожденным, какие игрушки будут ему интересны и нужны ли вообще игрушки новорожденному? Беспокойство совершенно иррационально, поскольку не поддается контролю и возникает из-за невозможности понять свое ненаглядное чадо.
Надо ли развлекать младенца или как перестать беспокоиться
Еще неделю назад ваш малютка слышал и «видел» мир из благополучной «маминой колыбели», он был как бы в защитном «коконе», мир вне мамы был неинтересен и неопасен. Но состоялся «выход в свет», и теперь новорожденного окружают другие звуки, запахи, цвета, движения. Казалось бы, малютка должен «впитывать» новые ощущения всем существом своим, но он спит почти сутками, просыпаясь на «покушать». Что можно успеть в те минуты, когда он не спит? И надо ли его как-то развлекать, может, песенки петь или сказки рассказывать?
От рождения до месяца жизни
- прежде всего, надо успокоиться и принять тот факт, что действительно в первый месяц жизни младенец будет много спать. Это период адаптации к новому состоянию, новорожденные тратят много сил на привыкание к другому образу жизни, поэтому им нужен крепкий сон. Когда младенец бодрствует значительную часть суток, но не плачет, оживлен и активен - это исключение, которое напрямую связано с его физиологией, причин для беспокойства нет. Если же отсутствие сна сопровождается криком, плачем - посещение педиатра не будет лишним;
- конечно, есть и врожденные рефлексы, но все же малышу необходимо время на «перестройку» систем организма. За минуты бодрствования малыш должен получить самое главное - мамину любовь, тепло и защиту. Мамин голос, ее запах, улыбка, бережные прикосновения помогут младенцу адаптироваться быстрее. Специально настраивать себя на игру с ребенком одной-двух недель от роду бессмысленно, и беспокоиться о том, что вы упустите какой-то важный период для развития - не стоит. Скорее наоборот, чем больше вы будете стараться развлечь ребенка, тем быстрее он устанет, и тем острее будет реакция на утомление. Хорошо, если ваша попытка закончится только плачем малютки, но могут быть и более серьезные последствия;
- потратьте время «НЕ сна» на гигиенические нужды (переодевание, подмывание, воздушные ванны), но при этом разговаривайте, пойте песенки, ребенку ваш ласковый спокойный голос необходим! Можно сделать легкий массаж или просто оставить лежать в кроватке, но при этом постоянно говорите с ним. Вы можете ничего не услышать в ответ, но ребенок вас услышит, это его зона комфорта, не лишайте его уверенности, максимально сохраните тот особый контакт, который объединял вас до его рождения;
- будьте уверены, малыш видит, чувствует и слышит все, что происходит рядом с ним. Если он просто смотрит, как вам кажется, в «никуда», на деле в возрасте до месяца, младенец учится фокусироваться на объемном созерцании предмета. Вмешиваться в столь сложный процесс не надо, но и наблюдать постоянно одно и то же, каждый день - это уже не познание, не развитие, не развлечение, поэтому объект наблюдения надо менять.
Ребенок к месяцу четко не видит, он только учится фокусировать взгляд на крупных предметах, игрушках, движениях людей, поэтому не надо часто менять обстановку возле кроватки, лучше больше гулять с малышом. Разговаривайте, чаще берите его на руки, ходите с ним по комнате, даже танцуйте - потратьте время с пользой для малыша и себя.
Ребенок в 1 месяц может следить взглядом за предметом, поворачивать голову на звук, «петь» гласные звуки, отзываться на голос мамы подобием гуления. Он меньше спит, больше времени проводит в наблюдениях, значит, нужны игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать. Развлекать малютку можно только в период хорошего настроения, когда его ничто не беспокоит, он здоров, сыт и всем доволен. В противном случае самая забавная игра будет только раздражать дитя. Слезы и крик - это лишь самая малая «награда» за игру в тягость.
Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев
Тактильные (игры-прикосновения) дают максимум впечатлений, во время такой игры можно поглаживать ненаглядное чадо по животику, касаться стоп, ладошек. Все игры подобного плана позволяют младенцу видеть лицо мамы и одновременно ощущать ее, слышать мамин голос. Во время игры надо напевать, дети превосходно чувствуют ритм попевок, потешек народного фольклора, мелодичность которых успокаивает. Мамы развлекают новорожденного играми-прикосновениями с момента рождения, первый раз взяли на руки - и вот он, контакт, понятный и близкий.
- Возьмите малыша на руки, старайтесь быть в его поле зрения, пусть он смотрит на вас или хотя бы в вашу сторону. Лицо мамы - это главный объект изучения для маленького человека, гримасничайте, чаще улыбайтесь, медленно поворачивайте свою голову в стороны. Уже в 2 месяца в ответ на улыбку ребенок будет улыбаться сам, сможет следить за вашими движениями, поворачиваться на ваш голос.
- Развлекать малютку можно и во время массажа или пеленания. Погладьте его ладошку, ласково пощекочите пальчики, назовите по имени, возьмите на руки и покачайте, прижмите бережно к груди - это развивает чувство защищенности и баланса. Добавьте музыку - ребенок сам «подскажет», какая музыка ему приятна. Покачайте его вверх-вниз («качели»), но не поднимайте младенца высоко, чуть выше маминых глаз. Пощекочите губами животик, ласково спросите «а чей это животик? Моего (имя) животик». Чтобы развлечь кроху не обязательно покупать сложные яркие игрушки, иногда достаточно тактильных игр с мамой.
Игры - наблюдения за мамой входят в развлекательный «рацион» ребенка почти с рождения, ее лицо он видит во время кормления, укачивания, гигиенических или лечебных процедур.
- Положите малыша в кресло-шезлонг для новорожденных, перенесите кресло на кухню, в моменты бодрствования дитя с удовольствием будет за вами наблюдать. Двигайтесь медленно, чтобы он успел зафиксировать взгляд на вас, покажите яркое полотенце, миску, блестящую ложку - это все интересно, занимательно и познавательно в соединении с вашими «рукодельными» попевками («я взяла ложку, она такая красивая, я буду помешивать кашу, а потом приготовлю…» - и дальше все в ритмичном темпе "ля-ля-ля, ля-ля-ля").
- Перенесите кресло в комнату, где вы отдыхаете, «расскажите», что вы будете делать. Да, скорее всего, младенец быстро уснет, но он будет рядом с вами, и когда проснется, снова увидит ласковое доброе лицо мамы (игра во время просыпания «кто у нас проснулся? (имя) проснулся, мамочку увидит, песенку услышит»). Импровизируйте, главное ваш голос, интонация, и немного названий предметов - это уже познание мира через ваши действия и слова.
- Наклоняясь над крохой можно напеть простые слоги (ля-ля-ля, гу-гу-гу, та-та-та), вы подготовите «почву» для гуления, он будет повторять следом за вами, но делайте все медленно, чтобы у малыша было время «сосредоточиться» на повторение.
- Цветные игрушки, мобили, развивающие коврики, гелевые шарики, неваляшки будут полезны трехмесячному малышу, но все дозировано, не в «утомляющем» избытке. Погремушку вкладывайте в ладошку малютки, он рефлекторно ее сожмет, потом откинет - это развитие моторной функции, чуть позже ребенок будет удерживать погремушку дольше, будет тянуться к ней (игры «посмотри, что у меня есть» с погремушками, колокольчиками, неваляшками и проч.). Чем проще форма подвесных игрушек, тем легче малышу будет их «ловить», тем дольше он будет играть сам.
- Надутые гелием шарики - это вообще находка для рассматривания, выбирайте одноцветные шарики, привяжите их к кроватке. Шарики будут двигаться от малейшего дуновения, кроха сможет наблюдать за ними долго, к тому же шарики одного цвета можно заменить или вообще убрать на время, а потом снова привязать, но уже поближе к малютке. Когда он сможет дотянуться до ленточки (обычно это происходит в два-три месяца), веселье продолжится - шарик будет «прыгать» даже при сжимании ленточки в кулачке.
На бумажных одноразовых тарелках можно нарисовать смешные рожицы, ребенок будет их рассматривать, если «личиками» двигать (на обратной стороне тарелки приклейте резинку, чтобы надевать на ладонь) - кроха будет следить за ними взглядом. Игры «Что это такое? Личико такое, улыбочка на личике, вот идет личико гулять…» и продолжайте импровизацию. Только однотонные игрушки, черно-белые или чуть позже цветные - это позволит малютке «увидеть» разницу цветов, можно даже заметить, какой цвет для него приятен больше других.
Любую «развлекалочку» держите на расстоянии в 40-50 см, не ближе! Можно взять в руки яркую погремушку и покачивать ею в стороны, когда кроха «увидит» игрушку - начать медленно двигать ее в стороны, чуть позже вверх-вниз. У всех новорожденных дальнозоркость, поэтому нельзя подвешивать мобиль непосредственно над головой младенца, повесьте его чуть впереди и выше. Можно сделать самодельную подвеску с погремушками, привязанными на разной высоте, и снова напевайте, привлекайте внимание крохи - «вот висит игрушка, игрушка погремушка, красивая игрушка, веселая игрушка».
Ребенок хорошо слышит с рождения, но находить источник звука не умеет. Развлекайте его звуком колокольчика, постукиванием барабанных палочек друг о друга, потопыванием во время «танцев» с крохой, и напевайте все, что вы делаете. Знакомство с миром идет быстрее, если мама вовремя начнет играть с младенцем.
Простые правила для любой игры
- Если видите, что кроха устал - срочно заканчивайте любую игру, а на время сна вообще убирайте игрушки, которые он может случайно задеть.
- Развлекать малютку звуковыми игрушками, мобилями, музыкой, звоночками во время бодрствования можно и нужно, но спать ребенок должен в тишине.
Простые игры, простые развлечения и мама - это все, что жизненно необходимо младенцу в первые месяцы, не надо ничего усложнять. Дитя вырастет быстро, успейте насладиться временем, когда ему не надо ничего, кроме мамочки.
Двухмесячный малыш кажется нам еще совсем беспомощным. Однако при этом все его органы и системы активно развиваются. У него уже появляются первые навыки, правильно развивая которые, родители могут помочь крохе полноценно проходить этап за этапом. Как же развивать ребенка в возрасте 2 месяцев?
Что уже умеем?
На самом деле в крошечном организме постоянно и активно идет большая работа по формированию всех органов и систем, укреплению мышц, развитию движений, эмоций, речи. Родители, внимательно присмотревшись к своему крохе, могут обнаружить, что он уже не только кушает, спит и плачет. Чему он научился к этому моменту?
- Начинает проявляться комплекс оживления. На появление родного человека (особенно мамы) ребенок проявляет живую реакцию. Он сучит ручками и ножками, улыбается, издает доступные ему протяжные звуки. Если мама сама улыбнется малышу, он непременно ответит ей тем же. Начинает развиваться его мимика. Подражая мимике мамы, которая общается с ним, малыш учится использовать мышцы лица. Получаются пока что забавные рожицы, но через некоторое время они трансформируются во вполне осознанное выражение эмоционального состояния крохи. Ребенок учится взаимодействовать с новым пока для него миром. Кстати, в этом возрасте улыбка становится более осознанной, это уже не рефлекторное выражение удовольствия и спокойствия, а настоящая радость.
- Речь сейчас находится на этапе активного гуления. Малыш все активнее произносит протяжные звуки, в основном это пока гласные, но примерно к концу месяца (а часто и раньше) в его «речи» прорезаются и первые несложные согласные ([г], [к], [х]). Пока что это просто «фонетический набор», но, произнося разные звуковые комбинации, кроха тренирует свой артикуляционный аппарат, подготавливая его к более сложным этапам развития речи.
- Развивается зрение. Взгляд становится более внимательным, изучающим. Сейчас ребенок уже может некоторое время фиксировать взгляд на ярком предмете, находящемся от его глаз на расстоянии около 20 см. Он даже может проследить за игрушкой, если перемещать ее не очень быстро. Если предмет находится дальше, сделать это малышу пока еще сложно. В поле зрения крохи часто оказываются его собственные ручки, за которыми он тоже сосредоточенно следит, рассматривает их.
- Совершенствуется слух. Кроха прислушивается к маминому голосу, узнает его из всех других звуков и голосов. Поворачивает головку туда, откуда слышит звук. Сейчас он активнее реагирует на более высокие звуки. Замечая это, многие родители непроизвольно поднимают тон своего голоса, общаясь со своим чадом.
- Понемногу укрепляются мышцы грудничка. Он уже умеет приподнимать и удерживать головку, лежа на животике, в течение примерно 20 секунд. В вертикальном положении он держит головку более уверенно, иногда до минуты. Но в этом месяце мама еще должна страховать кроху своей рукой. Лежа на животике, ребенок уже может приподняться на ручках, отрывая на какое-то время от поверхности грудную клетку. Мышцы рук и ног еще пребывают в физиологическом гипертонусе, поэтому хватание происходит пока непроизвольно. Но если вложить в кулачок малыша яркую погремушку, он крепко вцепится в нее и начнет размахивать. Многие детки в этом возрасте могут перевернуться на спинку из положения на боку.
Обеспечьте своему ребенку достаточное время для сна. Старайтесь не переутомлять его, особенно множеством новых незнакомых лиц, громкими навязчивыми шумами, смехом. Это может помешать крохе полноценно отдыхать, что отразится на его эмоциональной сфере и общем развитии.
Что могут сделать родители?
Чтобы развивать малыша правильно, важно обеспечить ему удобство и комфорт. Например, у него должна быть возможность рассматривать все, что находится за пределами кроватки, изучать свои ручки, трогать ими разные предметы, ощупывать мамино лицо (поэтому пеленать его во время бодрствования уже нецелесообразно). При выкладывании на животик крохе не должна мешать неудобная одежда; во время прогулок – а они должны составлять не менее 2–4 часов в день – малыша нужно одевать по погоде, чтобы ему не было холодно или жарко.
Что касается зрительных стимулов, то это могут быть любые вещи, игрушки или предметы, окружающие грудничка. Пусть это будут предметы ярких цветов, а не полутонов, и уж тем более не черно-белые. При этом для одновременного пользования лучше не оставлять в кроватке больше 2 игрушек, иначе малыш придет в замешательство.
Развивать ребенка в 2 месяца не так сложно, это приносит массу удовольствия и ему, и родителям. Какие правила при этом важно соблюдать?
- Постоянно общайтесь с крохой. Любой удобный момент наполняйте речью. Купание, кормление, смена подгузника, массаж, прогулка, выкладывание на животик обязательно должны сопровождаться вашими комментариями, потешками, прибаутками. Говорите с малышом, меняя тон голоса и интонацию, спрашивайте о чем-либо, глядя в глазки. Он будет «отвечать» доступными ему звуками. Это первый важный навык ведения диалога.
- Старайтесь следовать за ребенком. Если он увлеченно рассматривает что-то или трясет погремушку – не пресекайте эту инициативу, резко переключая его внимание на что-то другое, а лучше присоединитесь к процессу. Порадуйтесь, какая красивая и яркая игрушка, удивитесь, что малыш ее трогает или толкает. Уже в этом возрасте можно дать карапузу ощущение, что его интересы – это очень важно, и для мамы – тоже. Тем самым вы обеспечите ребенку не только развитие, но и ощущение собственной значимости и вашей любви. А это – залог все того же гармоничного развития.
- Лучший стимул – похвала. Это справедливо даже в таком раннем возрасте. Постоянно хвалите кроху за его успехи, радуйтесь каждому новому достижению (толкнул игрушку, улыбнулся, оторвался от матраса), выказывайте свое одобрение. Это придаст малышу уверенности и будет отличным стимулом для новых побед.
Развиваем малыша
Что важно развивать в ребенке в таком раннем возрасте? Прежде всего – основные навыки (физические, речевые, зрительные), а также моторику, осязание, координацию – все, что поможет правильному развитию на последующих этапах.
Занятия с ребенком в 2 месяца представляют собой кратковременные действия (не более нескольких минут), активно сопровождаемые потешками и прибаутками.
Какие игры и занятия можно проводить в этом возрасте?
- Развитие зрения. В 2 месяца ребенок изучает стационарные и движущиеся предметы. Первые – это окружающие ребенка вещи, игрушки, изображения на одежке, постельном белье. Они должны быть ярких, контрастных цветов. Вторые – это перемещаемые родителями перед глазами крохи игрушки, а также музыкальные мобили. К тому же, следя за движением игрушек мобиля, ребенок учится тянуться к ним, толкать, а затем и хватать. А это уже тренировка координации. Прекрасной игрой может стать рассматривание своего отражения в зеркальце (оно должно быть безопасным, металлическим, чтобы кроха не травмировал себя).
- Слух и речь. Прекрасно стимулирует эти два навыка человеческий голос. Полезно много петь, в том числе колыбельные, читать веселые стишки, подражать звукам домашних животных, а также повторять звуки, которые произносит сам ребенок. Так он научится повторять то, что произносят взрослые. Развитию слуха способствуют и всевозможные бытовые звуки: чайника, пылесоса, воды в кране и т. д. Погремушки и музыкальные игрушки учат малыша координации зрения и слуха, а также слуха, зрения, и движений рук. При этом важно избегать игрушек, издающих слишком резкие, громкие звуки. Гармоничному развитию малышей способствует прослушивание классической музыки, которую можно включать уже в этом возрасте.
- Осязание. Это один из основных навыков, которые детки развивают на этом этапе. Сейчас это для них самый доступный способ изучения окружающего мира. Полезно гладить, целовать тело крохи, слегка щекотать губами, трогать пальчики ручек и ножек. Прекрасный способ развивать тактильные ощущения, при этом приводя мышцы малыша в нормальный тонус, – массаж. 20 минут массажа в день помогут ребенку лучше развиваться и поднимут настроение. Из обширного списка игр, развивающих тактильное восприятие, для детей 2 месяцев прекрасно подходят игры с предметами различных текстур. Можно гладить тело ребенка предметами с разной поверхностью (гладкой, пушистой, махровой, шершавой, ворсистой). Это могут быть велюр, сатин, мех, шерсть, вата, мягкие и плотные текстильные кубики, деревянная или металлическая ложка и т. д.
- Мелкая моторика. Она тесно связана с осязанием, но способствует, прежде всего, развитию умения манипулировать предметами: трогать, хватать, трясти, толкать, дергать, тянуть в ротик. Для этого ручки крохи во время бодрствования, как уже говорилось, должны оставаться свободными, а вокруг него должны присутствовать предметы, которые ему захочется трогать: погремушки, мобили, подвесные гирлянды, игрушки, подвешенные на упругих резинках.
- Координация. Чтобы способствовать улучшению общей координации грудничка, нужно почаще менять его положение в течение дня: поднимать вверх, качать, наклонять, носить в вертикальном положении. Выкладывание на животик будет стимулировать навык держания головы, укреплять мышцы шеи, ручек, спины. При этом можно увлекать кроху яркими игрушками. Если положить их перед ребенком, когда он находится на животике, он будет стараться дотянуться до них. При этом можно подталкивать его под пяточки ладонью, приглашая осваивать передвижение по-пластунски.
Занимаясь развитием ребенка, важно помнить, что для этого ему нужен и сбалансированный режим дня, в котором есть место прогулкам, отдыху, закаливанию. Ребенок должен получать достаточно питания для роста и развития. Но самое главное, что ему сейчас нужно, – любовь и забота родителей, комфортный психологический климат в семье.
- малыш желает самостоятельно поднимать и держать головку, при этом лежа на животе. Способен фиксировать ее в вертикальном положении на протяжении пары секунд.
- может сильно упираться ножками
- бодрствует спокойно, разглядывая висящие вокруг него погремушки и расположенные рядом предметы
- улыбается, когда с ним разговаривают взрослые
- наблюдает за игрушкой, которая движется рядом, перед его глазами
Даже новорожденному крохе необходимы минимальные движения. Но стоит учесть, что есть специальные упражнения для новорожденных крох. Родителям нужно подробнее изучить эти полезные движения. Сначала упражнения делают под наблюдением врача, потом уже можно и самостоятельно в домашних условиях. Начинайте гимнастику с первых дней жизни, не позже чем в полтора месяца. Иначе вы можете навредить крохе. До этого можно применять просто массаж, легкие упражнения и прикосновения, чтобы кроха мог расслабиться. Важно, что в это время напрягаются различные важные группы мышц, нормализируется работа пищеварительных органов. В первые месяцы жизни малыша это достаточно важно.
2 месячный ребенок: занятия с малышом
Для начала учтите, что 2 месячный ребенок просыпается не для того чтобы сразу начать делать зарядку, а чтобы подкрепиться. Поэтому накормите малыша и уже через минут двадцать начинайте заниматься с ним. В эти двадцать минут не кладите кроху на спину. Наоборот лучше положите его вертикально, тогда воздух сможет выйти.
Воздух попадает обычно вместе с молоком, которое кушает кроха. А после того как малышу исполнится уже три месяца можно будет делать и до кормления зарядку.
Когда вы выполняете упражнения с крохой, будьте уверены в себе, тогда кроха почувствует это, и также не будет бояться. Ведь малышу в первые разы будет боязно делать зарядку. Насколько долго будут длиться занятия с крохой зависит от того какое у него настроение и насколько вы физически сильны и эмоционально устойчивы. Обычно новорожденные крохи делают упражнения пару минут, а к трем месяцам уже полчаса и более. Одежда 2 месячного ребенка должна быть свободной, дома можно и не одевать кроху.
Нельзя заниматься с малышом, когда он не в настроении, через силу. Нельзя перегружать новорожденного, так как тогда возможны травмы, стресс и перегрузка. Но стоит и учесть, что чем больше активным будет ребенок в первый год жизни, тем более умным и выносливым он будет и дальше.
Положите малыша в удобную для вас и него позу. Поглаживайте, прикасаясь к нему, массируйте ручки, тельце и ножки крохи при помощи легких движений. Крохе будет очень приятно. В это самое время 2 месячный ребенок знакомится с вашими руками, запоминая их и ваше отношение к нему. Затем положите малыша на спинку, на жесткую кровать или пеленальный столик и сделайте пару упражнений.
Каждый день осматривайте у ребенка кожу. Нельзя перегревать и кутать малыша. В этом случае часто появляется у ребенка потница. Так называются небольшие высыпания в виде точек. В таком случае не смазывайте такие прыщики вазелиновым маслом или любым иным кремом. Лучше ребенку сделать воздушную ванну или же покупать, добавив в воду для мытья не сильного раствора марганцовки. Но разводите воду так, чтобы цвет марганцовки был не темнее розового. Раствор марганцовки добавляют только свежеприготовленный. Ведь марганец разлагается очень быстро. Раствор обязательно нужно процеживать через два-три слоя марли. Ведь при попадании кристаллов марганца на кожу может быть ожог.
Если потница обширная, необходимо сделать ультрафиолетовое облучение или же чтобы ребенок понежился на солнышке в теплое время года. Солнца бояться не нужно, просто применяйте лучи солнца с умом. Ведь в любом случае солнце – это друг, оно лечит и является лучшей профилактикой рахиту. 2 месячного ребенка можно выносить на открытое солнце утром до одиннадцати часов и вечером после шестнадцати часов дня. В это время солнечные лучи не так сильно светят. Проводить солнечные ванны необходимо по две минуты, с каждым разом увеличивая время процедуры.
Против потницы подойдет и такое средство: после того как малыша подмоете, а делать это нужно после каждого туалета, применяйте вместо полотенца или салфетки фен. Все складочки у малыша быстро высохнут под потоком воздуха фена. Детям очень нравятся такие процедуры. Это и приятно и полезно.
Часто опрелости и сыпи на лице и туловище деток появляются из-за нарушения диеты у матери. Ведь при кормлении грудью 2 месячному ребенку передаются вместе с молоком все вещества употребляемые мамой. Поэтому при потнице или сыпях нужно проанализировать свое питание. Может, вы кушаете какие-то продукты, которые вредные для ребенка. К таким относят колбасу, шоколад, консервы, сосиски, бульоны, цитрусовые. Употребление их даже в маленьких количествах может привести к возникновению сыпи у малыша. А употребление молока, казалось бы, не вредного продукта в больших количествах также может привести к появлению на коже ребенка сыпи или потницы.
Не нужно специально промывать уши, нос и глаза малышу. Заменяйте умывание новорожденного двухразовым купанием за сутки, нырянием и плаванием. Не применяйте для него мыло.
Подмывайте кроху спереди назад, держите его при этом удобно и крепко. Воду для подмывания берите только комнатной температуры. Благодаря этому ребенок будет закаливаться. Присыпки и кремы применяйте лишь в случае крайней необходимости. А для профилактики нельзя применять их. Следует обязательно следить за ногтями, стригите их каждые 2-3 дня, после этого обрабатывайте пилочкой. Не закрывайте руки, надевая рубашечки с закрытыми рукавами. Ведь из-за этого ребенок лишается практики осязания. Обычно все младенцы зажимают большой палец в кулак. Нужно с самого рождения заниматься каждый день не менее четырех-шести раз за день ручками крохи. Пытайтесь всегда в процессе разогнуть большие пальцы как можно быстрее. Помните, что гимнастика для пальцев имеет большое значение. 2 месячный ребенок, чем больше будет двигать пальцами, тем быстрее заговорит. Все взаимосвязано, особенно мелкая моторика и речь. Кроме этого пальцы имеют много рецепторов, которые посылают важные импульсы прямиком в центральную нервную систему. Массируйте, начиная с кончиков пальцев, двигаясь от периферии к центру. Не забывайте, массируя, говорить вслух, как называется каждый палец. Не забывайте массировать ладошку. Тогда малыш сможет очень быстро разомкнуть пальцы, рука малыша начнет работать и научится хорошо захватывать любой предмет. Это происходит обычно к трем месяцам.
У детского рисунка как самостоятельного, раннего вида творчества есть своя предыстория. Ее возникновение связано с развитием, пробуждением сознания ребенка, когда из множества загадочных ощущений у него формируются первые неустойчивые образы отдельных предметов. Ребенок постигает свойства вещей, материалов и свои непрочные, хрупкие возможности оперировать ими.
Однажды в руках у ребенка оказывается кусочек мела, угля и наступает волшебный миг, когда на стене, асфальте появляются первые рисунки. С этого момента начинается то, что, возможно, в отдаленном будущем, станет постоянным профессиональным занятием. Но в любом случае первые встречи с прекрасным, неизведанным, таинственным, в дальнейшей жизни сослужат определенную роль в постижении и роли эстетических ценностей в любой профессии, окрасят монотонность рутинной работы в яркое, творческое начало.
Начинается недолгий по времени, но важный по определению и результату ранний и средний ранний период творчества ребенка. При наблюдении за дошкольниками, оказалось, что у большей части детей недостаточно развиты кисти рук, слабо развита общая и мелкая моторика рук, что неблагоприятно влияет на развитие речи, так как между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка существует прямая взаимосвязь.
Приведен пример уроков для учащихся начальной школы по созданию различных силуэтов, шаблонов, который поможет учителю развить у своих учеников способность видеть образы и реализовывать творческие идеи. В наше время родители стараются сделать все возможное для разностороннего развития своих детей. Живопись пальцами относится к развивающим занятиям.
Начинайте утро с массажа. Прикосновения маминых рук приятны малышу. Они расслабляют и настраивают на позитивный лад. Массаж должен быть поверхностным и включать различные поглаживания, растирания и легкую суставную гимнастику: сведение и разведение рук, сгибание и разгибание ножек, боксирование и т. д. Сопровождайте массаж разговором с малышом, стихами, потешками. Звук материнского голоса хорошо знаком ребенку, он знает его с утробы и это лучшая музыка для его ушей.
Зрительные навыки
В возрасте двух месяцев взгляд ребенка уже не такой блуждающий, как раньше. Он способен фокусировать его на предмете, хотя на быстро перемещающихся предметах заострить внимание ему еще сложно. Стимулируйте эти навыки, показывая ребенку различные яркие игрушки и двигая ими перед его глазами.
Одной из самых востребованных игрушек для этого возраста помимо классической погремушки – это подвесной мобиль. Он представляет собой кронштейн, подвешивающийся над кроваткой, на котором закреплены различные предметы: животные, звездочки, цветы. Мобиль крутится и игрушки раскачиваются, вызывая интерес у малыша. При этом большинство мобилей имеют музыкальное сопровождение, что также способствует развитию слуха у ребенка и расслаблению нервной системы. Простые и спокойные мелодии действует как колыбельная; многие дети быстро засыпают, наблюдая за включенным мобилем.
Для занятий с пригодится погремушка в виде кольца. Наденьте ее на ручку ребенка. Ему будет интересно наблюдать за тем, как она гремит, когда он двигает руками. Ее также можно использовать при выполнении гимнастических упражнений для развития хватательных навыков.
Пальчиковые игры
Малышам в возрасте 2 месяцев, особенно тем, у кого повышен тонус конечностей, сложно держать кулачки разжатыми. Пальчиковые игры помогают ребенку развивать мелкую моторику и учиться контролировать движения пальцев и кистей. Это всем знакомая «Сорока-белобока», разглаживание сжатых в кулачок пальцев, массаж пальчиков и т. д. Дети, с которыми родители проводят такие занятия, раньше других начинают держать предметы и перемещать их из одной руки в другую.
Для развития тактильных ощущений вкладывайте в ладошку малыша предметы различной текстуры. Это могут быть лоскутки ворсистой, грубой, шелковой ткани, кусочки меха, что-то теплое или, наоборот, прохладное. Сопровождайте занятие комментариями. Ребенок знакомится с миром через реакцию и эмоции взрослых, поэтому покажите малышу, как вам нравится прикосновение меха к щеке или как холодно от кусочка льда. Но не произносите громких звуков и не делайте резких движений: это испугает малыша, и занятие будет иметь обратный эффект.
Итак, ваш малыш уже немного подрос, он уже не только ест и спит, но и активно интересуется окружающим миром. Как развивать ребенка в 2 месяца? Этот вопрос задают многие родители. Именно с этого возраста можно начинать развивать слух, зрение, моторику и тактильные ощущения малыша. Конечно, все занятия должны проводиться в игровой форме. Не следует забывать и о массаже, а также о специальных упражнениях, которые помогут маленькому человечку быстрее научиться владеть своим телом.
Общие правила
К концу второго месяца детки становятся примерно на 10 см выше и на 2,5 кг тяжелее. Физические возможности растут, появляется первое гуление, сознательная улыбка, реакция на близких родных людей. Спят 2-месячные малыши по-прежнему около 16 часов в сутки (от 15 до 17), но при этом количество ночного сна увеличивается, а дневного – уменьшается. То есть у мамы и папы появляется возможность провести время с ребенком познавательно и интересно.
Что важно учитывать, чтобы не навредить грудничку?
- Занятия следует проводить в хорошо проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 26 градусов.
- Длительность игры не должна превышать 10 минут, иначе младенец будет перевозбуждаться.
- На момент занятия он должен быть сыт и сух. Оптимальное время – между вторым и третьим кормлением, через час после еды.
- Перед ночным сном разрешается играть только в спокойные игры.
- Поблизости не должно быть острых предметов, углов, других опасных вещей.
- Настроение малыша должно быть хорошим. Не нужно заставлять его делать что-то через силу.
В этом возрасте ребенка уже нужно приучать к распорядку дня. Желательно, чтобы прогулки, купание, кормление и сон происходили в одно и то же время. Так грудничку будет легче настроиться, он начнет лучше высыпаться, есть. Соответственно, появится больше сил, улучшится настроение, ребенок будет с легкостью осваивать новые навыки.
Развитие слуха
Разнообразные звуки активизируют слуховые функции младенца. Слух во многом определяет развитие, он стимулирует такие навыки, как переворачивание, ползание и сидение. Дети в 2 месяца уже могут не только слышать, но и воспроизводить некоторые звуки. Наблюдая за движением родительских губ, они непроизвольно начинают им подражать. Поэтому очень важно как можно больше разговаривать с грудничком.
Чтобы развить его слух, поиграйте в занимательную игру.
- Потрясите погремушкой сначала слева от головы ребенка, затем справа, сзади. Перемещайте ее в стороны с разной скоростью. Когда реакция у малыша улучшится, можно будет попробовать разнообразить звуки при помощи колокольчика, дудочки, погремушек с другим звучанием.
- Позовите ребенка по имени. Прежде чем подойти к его кроватке, ласково произнесите его имя. Малыш научится узнавать ваш голос и вскоре уже будет заранее ждать, когда вы появитесь.
- Подготовьте несколько издающих звуки предметов – небольшой молоточек, целлофановый пакет, игрушку с пищалкой. Продемонстрируйте младенцу, как они звучат. Затем помогите ему воспроизвести звук самостоятельно.
- Повторяйте гуление малыша. Это очень порадует его и удивит. Покажите, как лает собака, кудахчет курица, мычит корова, хрюкает свинья.
Разговаривая с ребенком, используйте простые, односложные слова, выстраивайте короткие предложения. Меняйте интонацию, напевайте детские песенки и потешки, все это будет стимулировать слух и речь малыша.
Черно-белый мобиль для развития зрения новорожденного
Развитие зрения
Ребенок в два месяца уже отчетливо видит предметы на расстоянии метра. Однако фокусировать взгляд на чем-то одном, особенно движущемся, он не может. Поэтому родители должны помочь ему освоить этот навык.
Итак, как развивать ребенка в 2 месяца?
- Выберите однотонную яркую игрушку, можно светящуюся. Подойдите к малышу так, чтобы он не видел вашего лица (это нужно, чтобы он не отвлекался). Держа игрушку на расстоянии 40-50 см, медленно проведите ей перед глазами младенца. Периодически останавливайтесь, а затем продолжайте движение.
- Повесьте картинку возле кроватки новорожденного. Она должна быть контрастной, простой, с крупными деталями. Например, хорошо подойдет изображение солнышка, уточки, ягодки, геометрических фигур. Возьмите за правило менять рисунки раз в неделю.
- Напевая веселую песенку, поднимайте ребенка вверх, а затем вниз, наклоняйте его в стороны. Пусть он посмотрит на предметы под разным углом. Если грудничок проявит к чему-либо интерес, остановитесь и поднесите его поближе.
- Вечером можно продемонстрировать малышу игру света и тени. Включите расслабляющую, спокойную музыку, затем выключите в комнате свет и фонариком осветите потолок, стены, игрушки или другие предметы. Пусть ребенок с вашей помощью попробует сделать то же самое.
Вязаные бусы для развития тактильных ощущений грудничков
Развитие тактильных ощущений, моторики
Второй месяц жизни – это пора активного развития тактильных рецепторов. Тренируя их, ребенок учится координации, у него быстрее разжимаются кулачки, проходит тонус. Кроме того, детки, с которыми занимались развитием моторики, начинают раньше говорить.
С ребеночком в 2 месяца можно поиграть в следующие игры.
- Голенького малыша пощекочите перышком, при этом называя каждую часть тела. Пример: «щекочем, щекочем пяточки», «щекочем, щекочем животик».
- Наденьте на ручку грудничка браслет или яркий носочек, проведите ею перед глазами, а затем другой ручкой поймайте надетый предмет. Одновременно напевайте потешку: «Ручка, ручка, где была? Спрятаться от нас смогла? Мы сейчас тебя найдем! И играть скорей пойдем!»
- Во время купания поместите в ванночку резиновый мяч. Сначала дайте малышу немного потолкать его ножками, потом передайте в ручки. В завершение слегка поднимите младенца над ванночкой и попробуйте вместе достать мяч из воды.
- Подготовьте несколько материалов, разных на ощупь, – лоскут шелка, шерсти, деревянную дощечку, вату. Проведите ладошкой грудничка по предметам, а затем дайте как следует их помять.
Во время занятий с ребенком в 2 месяца важно все время держать контакт. Вы можете с ним разговаривать, петь или просто поглаживать. Демонстрируйте разные эмоции, корчите смешные рожицы, и тогда любая игра с легкостью увлечет младенца.
Физическое развитие
Все мы знаем о пользе массажа и зарядки. Но с какого возраста можно заниматься с малышом? Как раз с 2 месяцев.
Чтобы правильно развивать ребенка, используйте следующую инструкцию.
- Голенького младенца положите на пеленальный стол или другую твердую поверхность.
- Разожмите кулачки, погладьте каждый пальчик, затем от пальчиков, минуя локти, проведите вверх.
- Скрестите ручки на груди и разведите в стороны, потом поднимите их вверх и опустите вниз.
- Возьмите в руку стопу малыша, погладьте ее, а затем слегка надавите на точку у основания пальчиков. Проведите ладонями вверх, минуя колени и внутреннюю часть бедер.
- Начните прижимать коленки ребенка к животику, сначала по одной ножке, потом две вместе. Можете покрутить «велосипед».
- Переверните грудничка на животик. Придерживая его за ножки, проведите ладонью от головы к ягодицам, а затем обратно, уже тыльной стороной руки.
- Опять положите малыша на спинку. Погладьте живот по направлению от боков к пупочку. Подушечками пальцев нарисуйте несколько кругов (по часовой стрелке).
Игры
Помимо специальных упражнений, существуют интересные игры, которым 2-месячный младенец будет особенно рад.
- Покатайте ребенка на большом гимнастическом мяче (фитболе). Положите его на животик и, аккуратно придерживая, начните перекатывать мяч к себе и от себя. Затем переверните грудничка на спинку.
- Повесьте над кроваткой малыша яркий воздушный шарик. Пусть он сначала изучит его. После этого покажите, как можно толкать его ножкой или кулачком. Вот увидите, вскоре младенец начнет с удовольствием «боксировать», тренируя мышцы рук и ног.
- Включите веселую, зажигательную музыку. Сначала потанцуйте, держа малыша на руках. Затем поднимите его, прижав спинкой к себе. Подойдите к твердой поверхности и дайте младенцу немного потоптаться, отталкиваясь то одной ножкой, то другой. Такие танцы нравятся практически всем деткам.
Правильно развивать ребенка 2 месяцев несложно. Все, что ему нужно, это поскорее адаптироваться к условиям окружающего мира. Кто как не родители помогут научиться владеть своим телом, будут показывать интересные картинки, включать забавные звуки, корчить смешные рожицы. Именно они направят и подскажут, как правильно ползать, сидеть, стоять и ходить. Воспитывать ребенка, помогать ему – это большая радость. Берегите себя и своих детей!