Что делают на щедрый вечер. Щедрый вечер. На кофейной гуще или на воске
Васильев вечер (Щедрый вечер) 13 января 2018 года: что это за праздник и как его нужно отмечать, приметы и поверья этого дня, традиции, обряды, история.
Ежегодно 13 января
отмечается народный праздник Васильев вечер.
Также его называют Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка или Меланка
.
Васильев вечер приходится на канун Нового года по старому стилю. В этот праздник наши предки накрывали богатые столы, веселились.
Согласно истории, название праздника «Васильев вечер» идет от имени святого Василия Великого, который был архиепископом, писателем и богословом Кесарии Каппадокойской. Его память православная церковь чтит на следующий день после Щедрого вечера, то есть 14 января. Потому как умер Василий Великий 1 января 379 года. Основными заслугами при жизни Василия Великого стали изобретение иконостаса и написание проповедей.
Название «Маланка» идет от имени преподобной Мелании Римляныни . Именно ее 13 января вспоминает православная церковь.
Васильев или Щедрый вечер 13 января 2018 года – это большой праздник. А потому у него есть свои традиции празднования и обряды, которые в старину пользовались большой популярностью.
По традиции Васильев вечер нужно отмечать большими гуляниями. В этот праздник люди всегда ходили и продолжают ходить в гости друг к другу, приносят угощения, поздравляют родных и друзей. Поэтому вы можете организовать праздник в Васильев вечер 13 января 2018 года. Тем более что это будет субботний день.
Щедрый вечер 13 января 2018 года – это день когда можно и нужно читать молитвы. В народе верят, что в этот праздник Господь непременно услышит каждого. Люди молятся о здоровье, о счастье, о семейном благополучии.
Одной из главных традиций Щедрого вечера 13 января является колядование. И в старину, и в наше время молодежь собирается компаниями и отправляется колядовать (щедровать). Нарядившись в костюмы, они ходят по домам, поют песни, читают стихи, в которых прославляют хозяев дома и желают им процветания. В награду хозяева дают щедровальщикам (колядовщикам) угощение или деньги.
В старину в Васильев вечер 13 января во многих семьях проводили специальный обряд. Для этого в доме устанавливали обрядовый сноп. Который делали из колосьев урожая прошлого года. Этот сноп нужно было поставить в самом видном углу дома – красном углу. Этот сноп, который называли дидух, был символом хорошего урожая в наступившем году. В конце этот обрядовый сноп нужно было сжечь.
Традиционно в Васильев вечер 13 января 2018 года нужно накрыть щедрый стол. Ведь недаром праздник также именуют Щедрый вечер. По обычаю хозяйки всегда подавали к столу запеченную рыбу, жареного поросенка, свиной студень или холодец, пироги и пирожки с грибами и мясом, вареники. Также многие хозяйки готовят кутью. Это блюдо принято подавать на стол на многие церковные праздники, например, в Рождество и . Также женщины готовят различные сладости, леденцы, карамель, пекут пряники.
Не лишен праздник Васильев вечер 13 января 2018 года примет и поверий.
Так звездное небо в этот праздник сулит богатый урожай ягод.
В старину говорили, чтобы скот был здоров, а в семье были мир и согласие, нужно поставить на праздничный стол блюдо из свинины.
Чтобы весь наступивший 2018 год был удачным, Васильев вечер 13 января нужно встретить в новой красивой одежде пастельных тонов.
Хоть праздник и называется Щедрый вечер, но 13 января не нужно давать деньги в долг.
В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник – Щедрый вечер . В Украине и России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого.
СПРАВКА
Васильев вечер
(канун Нового года в славянской традиции) - народно-христианский праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. Васильев день
(Новый год) - день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) января.
Другое название Васильевого вечера - богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы. На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок – символ плодовитости скота и плодородия земли.
В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.
На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина – считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя – с ними можно отдать благополучие в доме.
В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни.
Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря ”жизнь, здоровье, хлеб”.
В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
- Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
- 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
- На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
- Если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
- Если день бесснежный и морозный, можно ожидать хорошего урожая зерновых.
- Наступила оттепель – лето будет дождливым, прохладным и небогатым на урожай.
- Если с 13 на 14 января завьюжило – в октябре ждут хорошего урожая орехов.
- Неожиданно начавшийся дождь со снегом – к засушливому жаркому лету, которое наступит очень рано.
- Гололедица на Васильев день – быть весне затяжной и холодной.
Верить или нет в эти приметы - личное дело каждого. Но то, что они пришли к нам через много поколений, говорит о том, что лучше все таки к ним прислушаться.
Украинские традиции на щедрый вечер
Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы.
Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера.
На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц.
На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). Вечером совершали аналогичный обряд («щедровали») взрослые девушки.
На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка.
Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке.
В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду.
После дня зимнего Солнцестояния наши предки начинали праздновать Коляду. Празднование продолжалось с 22 декабря до 31 декабря. А затем наступал Щедрец – Щедрый вечер, который традиционно празднуется после Коляды – 31 декабря или с 31 декабря на 1 января. Щедрец и одаривал всех, и исполнял мечты. Щедровки входят в состав Больших зимних святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.
Аудио-выпуск передачи
http://sun-helps.myjino.ru/sop/20181228_sop.mp3В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.
Для многих остаётся непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый Год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?
Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» – «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Люди верили, что богатый стол обеспечит хороший урожай и благополучие на весь год.
Перед тем, как сесть за праздничный стол, надлежало развлечь народ специальным песнями - щедровками, которые тоже приносили удачу и процветание.
Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев. На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу.
Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок. О значении Ели, как образе Мирового дерева Русичей рассказывают различные источники. Также Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми. Русичи очень почитали свой Род, потому и были сильны - силой всего Рода.
Мы рекомендуем вам, дорогие слушатели, прислушиваться к мудрости наших предков. Ведь они жили в гармонии с природой и пространством, жили по Солнцу, которое дает жизнь всей Земле. Поэтому и главные праздники отмечались в дни солнцестояния и равноденствия. А время непосредственно до и после главных солнечных праздников тоже всегда считалось особым. В день зимнего солнцестояния отмечается новый солнечный год. А первые 12 дней после зимнего солнцестояния закладывают программу на последующие 12 месяцев - поэтому провести их надо с особым вниманием. А для того, чтобы весь год был удачным и богатым - давайте вспомним традиции Щедрого вечера.
По ведической Традиции в ночь с 13 на 14 января 2015 празднуют "Щедрый вечер" или как сейчас называют - "Старый новый год"С Праздником, славяне!!!
Щедрый вечер
- народный праздник славян; вечер в канун т.н. "Старого Нового года". У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер, У словаков «Щедрым вечером» (словацк. Štedrý večer
) назывался Сочельник.
Празднование его происходит от древнего ведического обычая (см. "Щедрование и наступление личного дня Бога Сварога - Новолетия по-восточнославянски" - и "ЩУРОВ ДЕНЬ (Родогощь) и Зимний День Бога Перуна" - )
Празднование
В этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую, её заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.
Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней Традиции, обходы посевающих, как и колядующих на Коляду, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.
Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове, затем прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.
А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к близким родственникам и затем к другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех
Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
Щоб уродило краще, ніж торік, -
Жито, пшениця і всяка пашниця,
Коноплі під стелю на велику куделю.
Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
Дай, Боже!
Первый посевающий на Новолетие приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки как правило не посевают, а если и принимают участие — то в дом или не заходят или заходят после ребят.
Сербские традиции
На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари ), названный по двусловью — «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого нового года - Щедрого вечера - ряженые обходят сельские дворы. В отличие от ро каледарей (колядок), они не одевают маски
Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»)
Верование и гадание
С щедрой кутьёй связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новолетие встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.
Вечером в этот день девушки гадают .
При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.
В разных районах существуют свои виды гадания . Вот некоторые из них:
- выходят на улицу, и какое животное встретится первым — таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца — тихим и послушным, и тому подобное;
- у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
- кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
- перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.
Приметы :
- если ночь после щедрого вечера тихая и ясная, будет счастливое лето /год/ не только для людей, но и для скота;
- если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
- если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
- если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
- какой первый день в Новолетие, таким и лето будет;
- если на Щедрый вечер оттепель, то ждут теплого лета.
Щедривки
Щедрик ведрик
Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!
Щедрик, щедрик, щедрівочка
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
* * *
Щедрик добрий,
Я не згірший,
Дайте млинця,
Котрий більший!
Що щедрушка,
То пампушка,
Що й щедреник,
То й вареник.
* * *
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!
У нашій криниці
Плавають синиці.
А ви, молодиці,
Печіть паляниці,
З печі виймайте,
Нам по пиріжку дайте.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!
А за сим словом будь же нам здоров,
Можний паноньку, господареньку,
Не сам з собою, з господинею,
З господинею та й з діточками.
Вінчуємо ж тя щастям, здоров"ям,
Щастям, здоров"ям та й новим роком,
А й новим роком та й довгим віком!
* * *
Ой, господар, господарочку,
Пусти в хату Меланочку,
Меланочка чисто ходить,
Нічого в хаті не пошкодить.
Як пошкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч півміха!
* * *
Сію, сію, посіваю
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб вродило краще,
Ніж торік!
* * *
Сію, сію, засіваю
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоб діти всі здорові,
Їли кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха.
А нам грошей з півміха!
Пусть святыми станут все дела,
Чтоб прекрасной жизнь была твоя.
Поздравляем с праздником сегодня,
Пусть придут события, что тебе угодны.
Пусть зимние деньки тебя развеселят,
И Святки в каждый дом уж поспешат.
Колядуйте весело с друзьями, щедро,
Чтоб из жизни вдруг исчезла серость.
Отмечаем мы же Святки,
Раздаем мы всем подарки.
И желаем мы успехов,
Чтобы было много смеха.
Поздравляем, обнимаем,
Будет хорошо же все — мы знаем.
Чтоб фортуны было много,
Чтобы жили очень долго.
На сегодняшних же Святках,
Расскажите нам колядки.
Мы дадим уж вам конфеток,
Угостите своих деток.
Вот сегодня и веселье,
Девчонки собрались гадать,
Нынче Святки наступили,
Время не будем мы терять!
Кого зеркало покажет,
Али суженый уже
Вон, в окошко постучится,
Унесёт меня к себе!
Вот и святки наступили,
Будем мы гадать, играть,
И с большим волнением
Духов вызывать!
Пожелаем в этот день,
Чтобы не настигла лень.
Чтобы нечисть не приставала,
Настроение не отнимала!
Мы на Святки погадаем,
Поиграем мы в снежки,
Имя суженого узнаем,
Будем радостны, смешны!
В этот праздник ждём мы чуда,
Угощенья на столе,
Всем желаем настроенья
И любви в своей судьбе!
Такой чудесный праздник Святки,
Он душу светом наполняет,
Сердце теряется в догадках —
Так девица себе гадает.
У каждого пусть в этот день
Надежды и мечты сбываются,
Радость придет, исчезнет тень,
Улыбкой сердце наполняется!
При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч .
В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:
- выходят на улицу, и какое животное встретится первым - таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца - тихим и послушным, и тому подобное;
- у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
- кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
- перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.
Щедривки
Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!
Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому - красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому - ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в третьому - дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць - пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце - жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки - його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр.)
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
- Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
На щастя, на здоров’я, на нове літо!
Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!
Русские традиции
Щедровка
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Белорусские традиции
Щедривка
Оригинал Ой, пад лесам да пад высокім, Ой, там ходзіць стада коней, Добры вечар, Шчодры вечар!* А ў том стадзе конь гаворыць: – Ніхто мяне не паймае, не асядлае. Адазваўся малады малойчык: – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю. Ой, паеду ў чыста поле, Выпалюю дзевяць лісаў, Дзевяць лісаў, дзесятую кунку Да сваёй мамачцы на шубку. Як пачула гэта, загневалася, Ой, да яго міленькая. – Ох, не гневайся, мая міла, Ці ты ж гадавала? Гадавала мяне родна матанька, Цёмнай ночы не даспаўшы, Яснай свечы не тушыўшы, Ачэпак з ножак не спушчаўшы. *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п. Перевод Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер!* А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я й того коня поймаю, я й оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Как услышала это, загневалась, Ой, на него миленькая. – Ох, не гневайся, моя милая, Разве же ты растила? Растила меня родна матушка, Тёмной ночи не доспавшы, Ясной свечи не тушившы, Очепок с ног не выпускавши. *) Припев повторяется после каждой строки. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.
Сербские традиции («Сировари»)
Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца . Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.
В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.
Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).
В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб - сыроварский каравай .
Болгарские традиции (Сурваки)
В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.
В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица - спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой - нос с горбинкой, а лицо - со зловещим выражением. Эти маски - символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный - символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет - олицетворяющий землю, и белый - символ воды и света.
В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».
Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр - символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.
Приметы
Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:
- если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
- если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
- если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
- если падает мягкий снег, - к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
- какой первый день в Новом году, такой и год будет;
- если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.
См. также
- Новый год на Украине
Примечания
Литература
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612. (белор.)
- Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Валодзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 571. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
- Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра - Ниш: Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с.