Что такое полукрест в вышивке. Мастер-класс по вышивке полукрестом. Вышивка «полукрестом»: как правильно
Ручная вышивка - один из непременных участников почти каждого модельного показа. Приобретя популярность столетия назад, этот вид декоративного рукоделия остается на пике до сих пор. Украшают вышивкой практически все - от одежды до предметов интерьера. Применяют многочисленное количество стежков. Модельеры и талантливые швеи тратят не один день на то, чтобы разобраться, как вышивать. Полукрестом, крестом, гладью, рококо, навивкой или стежками - каждая методика требует большой усидчивости, внимания и терпения.
Допускать ошибки в подобных работах нельзя - каждая техника специфична тем, что даже маленькая ошибка будет бросаться в глаза не только специалистам, но и простым потребителям. Например, техника полукрестов при неравномерном и неправильном расположении наклонных черт может существенно испортить внешний вид изделия. Вместо аккуратного ровного рисунка будет получаться путаница, работа будет смотреться неаккуратно.
Виды стежков
В вышивании иглой есть масса разновидностей стежков. Большая часть полотна обычно заполняется классическим равносторонним крестом. Однако есть схемы, в которых кроме стежков классических присутствуют неполный крест, бекстич, 1/4 и 3/4 креста, а еще французские узелки. Каждый из имеет непосредственно отношение к вышивке крестиком, потому освоить большинство их них со временем приходится каждой вышивальщице. Разбираться с тем, как вышивать полукрестом, необходимо подробно и внимательно. Малейшие ошибки в вышивке будут стоить часов переделывания полотна.
Технология вышивания крестиком
Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства - у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.
Для работы потребуется канва ("Аида" или "Лен-32"). Канва - это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками - канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.
Направление движения иглы
Для выполнения традиционного креста необходимо взять иглу для вышивания (она тоньше классической и острее) и нитку. Вышивают нитками, специально предназначенными для этого. Их можно приобрести в магазинах для рукоделия. Легко разобраться, как вышить полукрест. Техника проста.
На выбранной канве делается первый стежок. Для этого иглу с нитью с изнаночной стороны вкалывают в левый нижний угол квадратика. Затем острие иглы вводится с лицевой стороны на изнанку в верхний правый угол. На лицевой части получается диагональный стежок, направленный слева направо. Из этой точки с изнаночной стороны игла выводится в нижнюю правую точку на лицевую сторону. Затем прокладывается очередной диагональный стежок - из правой нижней точки в верхнюю левую. Игла выводится наружу. В результате получается крестик традиционный.
Вышивание ряда крестиков
Если необходимо вышить ряд крестиков, то сначала выполняется необходимо число наклонных линий, например, до места смены цвета, а затем сверху в обратном порядке прокладываются стежки в другом направлении.
При такой технике вышивания на изнаночной стороне будут видны только ровные палочки с редкими более длинными переходами - так будут отображаться смены рядности. Большинство мастеров со временем приходят к мысли, что можно иногда пожертвовать красотой изнанки ради того, чтобы лицевая часть выглядела красиво. Особенно это может быть актуально для вышивания полукрестов.
Техника вышивания полукреста
По сути, полукрест получается в том случае, когда вышивают первую палочку для полного креста. При движении иглы из нижнего левого угла в верхний правый получается наклонная палочка, которая и является полукрестиком. Рукодельницы всего мира согласны, что каждая методика может быть изменена под нужды мастера. Для того чтобы разобраться с вышивкой и не напутаться в узоре, необходимо внимательно читать описание к схеме.
Особенности полукреста
Недостаточно разобраться с тем, как вышивать полукрестом. Для начинающих часто становится непонятной методика работы. Вышивка такой техникой имеет много особенностей и технологических нюансов, знать которые полезно перед тем, как приступать к работе.
Как правильно вышивать полукрестом, чтобы работа смотрелась красиво:
- Для разных частей схемы могут применяться разные углы наклона стежков. Перед началом работы важно внимательно прочесть инструкцию. Считается основным наклон слева направо, это низ полного крестика. Однако есть рисунки, в которых применяются разные наклоны одновременно.
- Данная методика вышивания показывает недостатки лицевой стороны очень четко. Непозволительно допускать огрехи. Первый и последний стежки должны быть вышиты особенно аккуратно.
Определенные нюансы связаны с движениями иглы:
- Из-за частого движения иглы могут возникать перевивы. Для того чтобы нитка не перекручивалась, необходимо иногда отпускать иглу свободно повисеть. Так раскрутится накрученная нить, и вышивка будет смотреться красиво.
- Для закрепления нити с изнаночной стороны потребуется большее количество стежков, чем при классической вышивке.
Вышивать в этой технике можно не только по прямой, однако есть нюансы:
- Вышивка может просвечиваться. Для того чтобы вышить один темный крест в окружении светлых, лучше сделать несколько стежков в одном и том же месте, но нить взять в более тонком сложении. В этом случае конец нити, которой затем будет пропускаться под светлыми, не будет заметен и не испортит рисунок.
- Разобраться с тем, как вышивать полукрестом, несложно. Важно следить, чтобы результат работы не испортился пяльцами. При перерывах или прекращении процесса нужно снимать рамку, пяльца и любой вспомогательный инструмент. Даже неаккуратно рукой можно сдвинуть нитку.
- Работа может менять форму в зависимости от наклона стежка. В багетной мастерской это могут откорректировать.
- При использовании канвы следует избегать слишком сильного натяжения полукрестика. В противном случае появятся дырочки в местах проколов ткани.
Направление вышивания
Разобраться с тем, в какую сторону вышивать полукрест, сможет каждый. Главное, чтобы лицевая часть была ровной.
Для того чтобы продвигаться полукрестиками по диагонали, необходимо иглу выводить не по прямой, а под углом, немного сдвигаясь в диагональном направлении. Тогда будет получаться ровная линия из направленных в одну сторону полукрестиков.
Частичный крестик
Кроме понятия крестика существует еще комбинированный полукрестик. Он вышивается легко, но требуется некоторая сноровка. В зависимости от того, верхний будет полукрестик или нижний, вводится игла, и делается первый стежок. Рассмотрим, верхний полукрест. Как вышивать его, понять легко. Могут быть левонаправленные и правонаправленные верхние или нижние крестики. Первый стежок делается из верхнего левого угла. Острие иглы вкалывается в правый нижний угол. Затем вышивают часть крестика. Для этого кончик иглы выводится в верхний правый угол и вводится в середину клетки.
Верхние и нижние полукрестики должны, как и любой крестик, иметь одинаковое направление верхнего стежка. Если первый длинный стежок делается из нижнего угла, то все стежки должны в этом ряду начинаться так же. Часто стараются первой вышить маленькую часть, а только потом перекрывают ее длинной стороной. Для этого сначала делают так, как вышивать полукрестом. Для верхнего комбинированного крестика игла сперва с изнаночной стороны вводится в верний левый угол. Вкалывается острие не в нижнюю точку, а в середину квадрата, в место переплетения четырех прядей, из которых состоит клеточка канвы. Затем иголка выводится с изнаночной стороны в левый нижний угол. Входит игла после этого в правый верхний угол и выводится в середину или нижний левый угол следующего элемента.
Большая часть тканей, которые используются как канва, позволяют не слишком пристально следить за тем, какая часть вышивается в комбинированном крестике. За счет движения волокон получается так, что пряди сдвигаются, а большая и маленькая черточки оказываются встык. Важный момент: необходимо следить, чтобы большая черта перекрывала маленькую и не было пробелов. Если вколоть иглу слишком далеко от пересечения волокон клетки канвы, то в середине может образоваться выступ, который будет виден. Таким образом, в одной клетке, из которой получается один традиционный крест, можно вышить 4 маленьких.
Применение методик
Разобравшись, как вышить крест и полукрест, можно браться за работу над картинами с частичной вышивкой. Данные виды стежков применяются для того, чтобы более реалистично передать фактуру на изображении, качественно прорисовать черты лица или переход от одного цвета в другой сделать плавне.
Очень красиво смотрится комбинированный полукрест. Как вышивать его, можно посмотреть на схемах. В сочетании с традиционными техниками такие работы смотрятся нетривиально и реалистично.
Вышивка крестом бесспорно очень интересное занятие, которое покоряет многих уже с первого вышитого крестика. Вы создаете особый уют в доме с помощью своих детищ. Я не хочу привести Вас к мысли, что со временем это занятие надоедает. Это не так, но зачастую оно ищет своего проявления в других техниках…
Сегодня, я хочу рассказать о технике гобеленовой вышивки. Почему так ценны гобеленовые картины? Что нужно знать о технике исполнения? Почему понятия полукрест и гобеленовый стежок принимают за один? Нужны ли специальные материалы для создания гобеленовой вышивки?
Как и большинство видов рукотворного искусства, берет свое начало с древних времен. Очень сложно сказать, когда именно появились гобеленовые изделия.
Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов. Продукцию, которую они стали выпускать называли в их честь — гобеленами. Долгое время эта продукция была распространена на территории Европы.
В современном мире, популярность классических интерьеров, дало новый толчок для развития гобеленов. Картины, вышитые техникой гобелен являются уникальным предметом красоты и изысканности. Когда то гобеленовые картины стоили очень дорого и были доступны только очень обеспеченным людям. Создавались они исключительно вручную, и порой на одну работу уходили месяцы, а то и годы кропотливого труда. Наше время, современные технологии во многом сократили процесс производства гобеленов, сделав их общедоступными.
Техника выполнения: гобеленовый шов.
Технически вышивать гобеленовым (Petit-point) швом сложности не представляет. Лицевая часть гобеленового стежка такая же, как и у полукреста. Поэтому их очень часто путают и принимают за один. Это факт заставляет сравнивать их между собою, выбирая самый оптимальный, в одном конкретном случае. Основное различие между этими швами это их изнанка.
Гобеленовый шов
состоит из косых стежков, которые образуются благодаря тому, что игла проходит наискосок с изнанки полотна. Он как бы обвивает нить плетения по диагонали и каждый лицевой стежок ложиться более компактно и аккуратно (по сравнению с полукрестом).
Прежде чем приступать к работы гобеленовым стежком, попрактикуйтесь в вышивке на отрезе канвы и приучите себя «думать гобеленовым швом» . Звучит очень даже странно, но Вы должны понять логику, каким образом ложиться каждый стежок, и постоянно проверять себя, заглядывая на изнанку.
Специальные материалы.
Как и при обычной вышивке, Вам понадобятся:
нитки, иголка, ножницы;
схема для вышивания: специальная или для вышивки крестом;
канва, правда специальная.
Нитки можно использовать совершенно любые, это позволим вышивальщице, использовать нитки со своих запасов. На ряду с вышивкой крестом, будущие гобеленовые картины можно приобрести в специальных наборах. Как вариант, скачать через интернет, причем обычная схема для вышивания крестом тоже подходит. При выборе схем для вышивания надо учесть, что гобеленовое вышивание предполагает полное заполнение канвы, без пробелов.
Для вышивке в такой технике используется специальная канва: очень мелкая — чем мельче дырочка, тем лучше (например, 1 см=10 клеточкам). Но не во всех городах ее можно найти в свободной продаже, поэтому ориентируйтесь на канву с равномерным переплетением. Аида относится к такому виду канвы, но для наших целей она непригодна. На ней шов получается слишком грубым и неаккуратным, в таком случае целесообразно вышивать полукрестом — но разве это наша цель?
Рекомендуют использовать такие видя канвы, как: Bellana, Lugana 25, Hardanger 22, Davosa 18. Как показывает практика, высокое качество канвы обеспечивает производитель - Zweigart (Германия), но и румынские, российские и белорусские полотна тоже достойны внимания.
Еще одно понятие, которое неразрывно связано с гобеленами — страмин. Этот вид канвы требует отдельного рассмотрения, с точки зрения применения, поэтому, в этом случае, я ограничусь цитатой.
Страмин — жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.
Вышивка гобеленовым швом очень простая в исполнении. Она не требует специальных навыков, и любая мастерица, заинтересовавшись этой техникой, может быстро приступить к работе, предварительно купив специальную канву для вышивки гобеленов . Так же надо учесть, что расход ниток при вышивке гобеленовым швом увеличивается в 2 раза.
Метод «парковки» представляется многим загадочным, сложным и непостижимым.
Пучки разноцветных ниток, выведенные на лицевой стороне вышивки, смотрятся пугающе. Кажется, что обязательно запутаешься в этой бахроме. Но когда вникаешь в логику системы, то вполне возможно разобраться, научиться и успешно пользоваться этим методом. Не надо бояться парковки!
Поверьте, рассказать о «парковке» и объяснить эту методу гораздо труднее, чем вышивать. Основной принцип «парковки»- вышивка идет по определенному порядку.
Рядками или квадратами.
Одной ниткой вышиваются только те символы, которые находятся рядом:
Один за другим по вертикали или по горизонтали при вышивании парковкой рядками,
Или в пределах определенного участка-квадрата при вышивании парковкой квадратами.
Затем нить выводится на лицевую сторону вышивки точно в ту точку, откуда нужно будет начинать вышивать следующий символ в следующем рядке или квадрате. И «паркуется» нитка вниз, или вверх, или в сторону, в зависимости от того, в каком направлении идет вышивка.
Все символы в рядке вышиваются петитом в строгом порядке, один символ за другим, не пропуская и не перепрыгивая через символ. Вышивка идет, как будто ткешь ткань или вяжешь полотно.
Сначала определяюсь с направлением четных и нечетных рядов. Это направление будет соблюдаться в течение всей вышивки.
* Нечетные ряды у меня идут слева направо, каждая петитинка вышивается из правого верхнего уголка в левый нижний.
* Четные ряды - справа налево (стежок идет с нижнего левого уголка в верхний правый).
Начинаю сверху слева с первого рядка десятиклеточного квадрата по схеме.
Закрепляю нужную нитку, вывожу налицо и вышиваю символы, которые идут подряд (один или несколько) до смены символа.
Сразу смотрю, где находится ближайший символ той ниточки, с которой я начала. Если в этом же рядке, не дальше, чем через 3 -4 символа, то тяну по изнанке нить и вывожу ее в сторону в точку начала стежка, вытягиваю на лицо, опускаю вниз и втыкаю иголку в ткань, оставляю.
Если в этом же ряду символ далеко, то смотрю вниз, вижу, где находится ближайший такой же символ, и вывожу ниточку в точку начала стежка рядком или несколькими рядками ниже.
Так же вытягиваю на лицо в точке начала стежка, опускаю вниз, выравниваю нитку, втыкаю иглу в ткань вышивки внизу.
Для следующего символа по порядку беру нужную нить, закрепляю, вывожу на лицо, шью нужное по схеме количество стежков, и опять так же тяну по изнанке и вывожу на лицо в нужную точку начала ближайшего такого же символа. Получается, что в процессе, в каждом следующем рядке у меня ниточки (с иглами) находятся каждая в начале стежочка своего символа. Беру запаркованную нитку с иглой, вышиваю символ, и вывожу ее к следующему, опускаю нить, втыкаю иглу. Самое важное при вышивании «парковкой» - понять смысл и научиться точно определять точку вывода нити на лицо. Точку, с которой должно начинаться вышивание следующего символа.
В отличие от вышивания крестиком, у гобеленового стежка есть своя особенность. В зависимости от того, какой вышивается рядок, четный или нечетный, начало стежка будет или в верхнем правом уголке, или в нижнем левом относительно каждого символа. Если по схеме рядом стоят несколько символов, то выводить нитку нужно учитывая направление вышивания: - к крайнему левому символу (верхний правый уголок] в нечетном ряду, - или к крайнему правому (нижний левый уголок] в четном ряду. На практике это не так запутанно, как кажется с первого прочтения!
Иногда может получаться, что из одной точки висят две разные нитки, одна ляжет вверх наискосок, другая рядком ниже вниз наискосок, когда придет их очередь.
Шью в рядке строго по порядку один за другим, стежочки укладывать получается легко и аккуратно, потому что не приходится шить между уже вышитыми ранее стежками, а идет вышивка как будто вязание, одна петелька за другой по ряду.
О пути каждой ниточки.
По расположению символов на схеме возможно проследить, каким путем будет у нас идти каждая ниточка. В каком порядке будут вышиваться символы, где и как лучше переходить одной ниткой на следующий ряд.
Вышивка петитом идет сверху вниз зигзагами. При вышивании «парковкой» бывает, что в рядке висит по несколько ниток одного цвета (номера] на некотором расстоянии, чтоб не делать в ряду длинных горизонтальных протяжек.
Желательно придерживаться строгого порядка вышивания по рядкам. Но иногда, по ходу вышивания видно, что, например, вдруг один символ расположен неудобно в стороне так, что если вышивать по порядку, то получатся или длинные протяжки, или вообще нужно вышивать его как одиночку. Тогда делаю исключение и вышиваю заблудший символ вне очереди, делая небольшой «скачок» не по порядку. Но это уже нюансы, которые постигаешь постепенно, в процессе...
Первые несколько рядков после каждого стежка приходится останавливаться и мучительно соображать. Потом, постепенно, когда вникаешь в логику системы, идет полегче. Когда уже запоминаются символы, привыкаешь быстро определять нужную точку вывода иглы, когда приловчишься парковать ниточки вниз так, чтоб они не перекрещивались и не путались, чтобы было удобно брать нужную иглу.
Схему раскрашивать не надо. Достаточно зачеркивать одной линией уже вышитый ряд. Припаркованные нитки с иглами помечать тоже нет надобности, ведь ниточка всегда висит в начале собственного символа. И когда приходит ее очередь, вышиваю нужное кол-во символов подряд, определяю точку начала следующего стежка, вывожу нитку на лицо, паркую, а наготове уже висит ниточка для следующего символа. И так далее.
Скорость вышивания у меня не увеличилась, даже получалось медленнее, чем при вышивании вразброс по цветам. Но зато своей поставленной цели я достигла. Фактура вышивки получилась гладкой, все стежочки один к одному ровнёхонькие, переходы цветов очень плавные. Изнанка тоже получилась равномернее по толщине и красивее,
Что мне не очень понравилось в этом методе.
Чем больше цветов (символов] задействовано в вышивке, чем чаще смена цветов, чем больше одиночек, и чем сложнее участок схемы, тем для меня вышивании методом парковки приносило меньше удовольствия, и было труднее, чем при вышивания по цветам.
Да и само по себе вышивание строго по рядам все-таки показалось скучноватым. Но сам по себе метод «парковки» хорош и интересен, и может быть очень полезен при вышивании дизайнов определенного вида. Я не жалею, что освоила этот метод для гобеленового стежка, надеюсь когда-нибудь попробовать вышивать «парковкой» и крестиком.
Кажется, как не хитро звучит — «вышивка крестом». Значит, и вышивать нужно просто крестом — одна диагональ, вторая диагональ, и готово! Однако во многих картинах встречаются и другие виды швов, которые придают картине большую реалистичность и красоту.
Виды швов можно разделить на две группы:
Счетные — виды швов, которые выполняются по счету нитей ткани. Отсюда и название.
Свободные — виды швов, которые выполняются по заранее нарисованному контуру.
К счетным швам относятся: крест, полукрест, 1/4 креста, неполный крест, болгарский крест, счетная гладь, козлик, роспись и др.
Традиционный крестик
Чаще всего используется традиционный «крестик». Выполняется он двумя стежками, расположенными крест накрест по диагонали, заполняя одну клетку канвы. Для вышивания горизонтального ряда крестиков применяется «Датский метод»: все стежки сначала выполняются в одну сторону, затем в обратную, перекрывая уже сделанные стежки (полукресты), не забывая про то, верхние стежки крестика всегда должны лежать в одном направлении. Датским методом у Вас получится и красивая изнанка: в виде двойных вертикальных стежков.
Если нужно вышить вертикальный ряд крестиков, то все нижние полукрестики выполняются сначала в одну сторону, например, вверх, а затем в обратную (вниз), перекрывая уже сделанные стежки. С изнанки также образуется ряд из вертикальных стежков.
Полукрестик
Наиболее простой вид шва — полукрест, или 1/2 креста. Если не оговорено отдельно, то направление полукрестов идентично направлению верхних стежков традиционных крестиков. Вышиваются полукресты по такому же принципу, как крестики, но в одном направлении. Обычно полукрестами вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.).
1/4 креста
Для создания эффекта плавного перехода цветов и большей реалистичности контуров используются дробные кресты, например 1/4 креста. Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). Название происходит от французского «petite» — «маленький». Petite-point — это маленький полукрестик. Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких. В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в определенном уголке.
Неполный крестик, или 3/4 креста
Чтобы выполнить неполный крестик, нужно сначала выплонить полный диагональный стежок (полукрест), затем полукрест в другую сторону, но до середины будущего неполного креста. При вышивке 3/4 креста соблюдается основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.
На схемах вышивки крестом неполный крестик обозначается таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).
Удлиненный крестик
Выполняется такой крестик для обогащения вышивки фактурой, также он помогает быстрее заполнять большие площади вышивки. Техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
Рисовый шов
Шов предназначен для фонового покрытия, так как довольно быстро заполняет площадь ткани. Сначала вышивается простой большой крест на 3 или 5 клеток канвы. Затем швом полукрест покрываются концы больших крестиков сначала по нижнему краю, а затем по верхнему. Можно использовать два оттенка цвета, что значительно обогатит вышивку.
Болгарский, или двойной крестик
Крестик состоит из двух крестиков, нижний шов - это простой крестик, а верхний шов - вертикальный крестик. В целом шов имеет форму квадрата и может занимать четыре клетки канвы и более.
«Козлик»
Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне. При этом на изнаночной стороне должны получиться два параллельных ряда стежков. При выполнении шва «козлик» направление вышивки должно идти снизу вверх, т.е. стежки делаются от себя. А вот игла при выполнении этих стежков должна смотреть на вышивальщицу, т.е. кончик иглы направляют всё время на себя.
«Вперед иголку»
Самый простой из всех видов швов. Самое главное при его выполнении – стежки шва всегда должны быть одинаковой длины. Иголку с ниткой нужно пропускать в ткань через строго определённое количество нитей (например, 2 или 4 нити) справа налево, всё время вперёд от последнего стежка.
Роспись
Шов «роспись» также называют Ассизским, или строчка. Это двусторонний шов, который вышивается на основе шва «вперед иголку».
Выполняется шов «роспись» в два хода:
Первый ход:
выполняем стежки по принципу шва «вперёд иголку», двигаясь слева направо.
Второй ход: переворачиваем вышивку и идём в обратном направления, заполняя промежутками между лицевыми стежками, делая проколы в места проколов стежков первого ряда. Узор в данном случае получается одинаковым и с лица и с изнанки.
Самое главное правило при выполнении этого шва – его стежки всегда должны быть одинаковой длины, т.е. захватывать одинаковое число нитей. Как правило, этот шов используется для создания контура вокруг вышивки крестом или другими видами швов.
В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке. Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).Источник: http://nacrestike.ru/publ/vidy_shvov_v_vishivke_krestom/5-1-0-2#a5
© nacrestike.ru
Гобеленовый шов
С лицевой стороны гобеленовый шов похож на полукрест. Различие скрывается на изнаночной стороне: переходный стежок на изнаночной стороне гобеленового шва косой, а не вертикальный, как у полукрестика. Изнаночная сторона такой вышивки выглядит плотнее, чем лицевая. Гобеленовое шитье не допускает перекосов полотна при вышивании изделий большой площади. При вышивании гобеленовым швом ниток уходит в 1,5-2 раза больше, чем при вышивке полукрестом.
К свободным видам швов относят: стебельчатый, тамбурный, петельный, бэкстич, французский узелок и др.
Бэкстич (назад иголку)
«Backstitch» переводится с английского как «стежок назад». Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а именно швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете сразу исправить ошибку.
Французский узелок
Появился «французский узелок» совсем не во Франции, а в Китае. Свое название техника вышивки получила из-за популярности у рукодельниц во Франции, которые с удовольствием использовали её для украшения одежды. Французские мастерицы заимствовали эту технику у китайцев после того, как увидели ее на товарах, ввозимых купцами из Китая.
В зависимости от количества нитей, ширины ленты, натяжения нити, числа оборотов вокруг иглы, французские узелки получаются разных размеров. Чем больше обвитий, тем крупнее получится узелок. В вышивке чаще всего французский узелок используют для придания объема цветам. В зависимости от размера узелка цветочки также получаются разного размера.
Как выполнить французский узелок?
Закрепите нить с изнаночной стороны ткани и выведите на лицевую сторону. Как можно ближе к ткани намотайте нить вокруг иголки дважды (в направлении от себя), туго натягивая при этом саму нить. Опустите иголку рядом с тем местом, где нитка вышла на поверхность. Протяните нить на изнаночную сторону, осторожно подтягивая ее, чтобы узелок не рассыпался.
Стебельчатый шов
Стежки нужно выполнять слева направо. При выполнении каждого нового стежка иголку с ниткой выводить на лицевую сторону, отступив примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получиться шов, напоминающий «строчку».
Стебельчатым швом обычно вышиваются стебельки и жилки листьев, цветов, также обшивается контур узора. Им можно вышиваются детские узоры — фигурки зверюшек, цветы и т. п. Стебельчатым швом можно заполнять всю поверхность узора (если это предусмотрено схемой вышивки), меняя угол наклона стежков.
Тамбурный шов (шов цепочкой)
Рукодельницы используют два вида тамбурного шва . При выполнении шва первым способом , предварительно закрепив рабочую нить с изнанки, иглу следует вывести на лицевую сторону ткани-основы точно в месте начала первого ряда вышивки, после чего нужно свободно пустить нить справа налево от иглы, придерживая большим пальцем образовавшуюся петлю.
После этого ткань вновь прокалывают в точке выхода нити предыдущей петли, направляют ее по изнаночной стороне, проводя через четыре-пять нитей полотна-основы, и выводят на лицевую сторону ткани. Ранее сформированную петлю необходимо оставить под иглой. Выпущенную из-под пальца нить следует натянуть, затягивая таким образом петлю. Правильно выполненный стежок тамбурного шва имеет каплевидную форму.
После этого нужно вновь захватить нить большим пальцем, ввести иглу в точке прокола ткани и выхода рабочей нити, провести по изнанке в направлении сверху вниз и затем вывести нить на лицевую сторону. Нить необходимо слегка натягивать, завершая выполнение очередного стежка. Причем на всем протяжении ряда натяжение нити должно быть одинаковым.
Второй способ выполнения шва . Сперва нужно провести два стежка «вперед иголку». Делают это, захватывая на лицевой стороне ткани-основы две-три нити и четыре-пять - на изнанке. Длина стежка «вперед иголку» определяется величиной петель, которые нужно будет выполнить. После этого вводят в полотно иглу и на лицевой стороне оставляют.
Затем нужно иглой подцепить первый стежок «вперед иголку», не вводя при этом ее в ткань. Далее проводят рабочую нить под ним и делают в точке начала петли прокол. Нить натягивают, формируя петельку, после чего второй стежок прокладывают «вперед иголку» с изнаночной стороны ткани. Все вспомогательные стежки цепочки должны быть равными по длине первому и одинаковыми.
Под первую петлю вводят иглу и продолжают цепочку, состоящую из стежков «вперед иголку» на изнанке полотна-основы и петелек - с лицевой стороны.
В статье приведены только основные виды швов, но далеко не все!
Вышивка - одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов. Среди многообразия видов вышивки именно вышивка крестом обладает наибольшей притягательностью и не теряет своей популярности со времен своего появления. Отчасти этому послужили широкие возможности этой техники – вышивают крестом узоры на одежде, скатертях, подушках, салфетках и на других аксессуарах и предметах декора, а также создают картины и панно, при этом вышивка даёт практически бескрайние возможности для воплощения самых разных идей – от простых картинок до картин мировой классики.
Из урока вы узнаете:
Вышиваем крестик
Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счётным видам рукоделия. Основной элемент – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Видов креста достаточно много, в вышивке крестом обычно используются техника в полный крест или полукрест.
Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх. Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении , нижние – в противоположном направлении.
Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.
– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.
Также можно выделить другие виды «креста»: удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест, прямой крест, чередующиеся крестики, «Звёздочка», Левиафан, Рисовый шов, Итальянский крест.
Рассмотрим, как же освоить вышивку крестом начинающим, с чего начать и что для этого понадобится.
Техники вышивки крестом
Крестик – самый простой в освоении шов. Даже начинающие мастерицы смогут выполнить простую вышивку крестом, ведь для освоения техники не потребуется много времени и сил. Вышивание крестиком легко в освоении и для детей. Для них это не только увлекательное занятие, но и хобби, помогающее в развитии художественного вкуса и чувства прекрасного, которое воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.
Выполнить «крестик» можно несколькими способами:
1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»
Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.
2. Датский способ
Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.
3. Простая диагональ
Порядок действий: Используя эту технику вышивайте, делая стежки сначала снизу вверх, не забывая чередовать нижние и верхние, а затем в обратном порядке – сверху вниз.
3.1. Двойная диагональ (слева направо)
Чтобы попробовать эту технику, внимательно рассмотрите схему. Вышиваемый отрезок представлен двойной цепочкой красных квадратов.
Порядок действий: начните вышивать снизу двумя одинарными стежками в параллельных квадратах. Закончив сторону, спускайтесь обратно вниз, закрывая стежки и делая крестики.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Техника вышивки по диагонали справа налево сильно отличается от той же, но слева направо, несмотря на кажущуюся схожесть. Если вы уже освоили двойную диагональ слева направо, то будьте внимательны при выполнении этой техники.
Порядок действий: Начните вышивать снизу, двигаясь постепенно вверх. Диагональные стежки необходимо заканчивать, доделывая крест, только во внешнем ряду. Дойдя до конца, возвращайтесь обратно, доделывая из диагональных стежков крестики во внутреннем ряду.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Порядок действий: Начните вышивать сверху, делая диагональные стежки вниз. Сделав все, продолжайте двигаться вверх, завершая кресты верхними стежками.
Пошаговая схема изображена на рисунке:
Порядок действий: Начните вышивать с самого длинного ряда. Выполняйте диагональные стежки. Перейдя к ряду с меньшим количеством стежков и выполнив его, не вышивайте сразу весь последующий ряд с большим количеством стежков. Завершив фрагмент, доделайте диагональные стежки в рядах с большим количеством заполненных «ячеек» канвы, поднимаясь вверх. Далее, завершите крестики, как указано на схеме.
Пошаговая схема:
6. Гобелен (полукрест)
Отдельно стоит упомянуть технику «Гобелен». Многие любят эту технику благодаря экономии времени на её выполнение.
Гобеленовый стежок – это полукрест, который выполняется слева снизу направо вверх. При вышивании ряда справа-налево меняется направление выполнения стежка – справа сверху налево вниз. Стежки идут строго параллельно друг другу. Нить при выполнении работы не должна затягиваться.
Важной особенностью техники «Гобелен» является выполнение стежков – они все должны быть направлены в одну сторону, канва при этом должна быть туго натянута на пяльцах, но не перетянута до перекоса. Если ткань не будет натянута при вышивке, то после завершения работы будет сложно выровнять готовый рисунок.
Закрепляем нить
В идеально выполненной работе не бывает узелков. Как этого добиться?
Начало вышивки
В начале работы над вышивкой необходимо закрепить нить. Это можно сделать следующим образом по методы «Петля»: отрезок нити-мулине необходимо сложить пополам посередине и получившуюся петлю вдеть в ушко иглы. Иглу ввести в угол «ячейки» канвы так, чтобы игла вышла на лицевую сторону, а петелька, которую мы сделали на предыдущем шаге, осталась с изнанки. Сделав небольшой отступ, вывести иглу на изнаночную сторону, продеть в петельку и затянуть узелок. Далее, начинаем вышивать.
Если у вас ещё остались вопросы по закреплению нити, то на видео вы можете детально рассмотреть, как выполняется метод «Петля».
Продолжение работы
Ещё один распространённый вид работы с нитью – присоединение новой нити. Этот приём может понадобиться с тех случаях, когда необходимо сменить цвет нити или закончилась рабочая нить. Для того чтобы аккуратно присоединить новую нитку, осторожно протяните её под несколькими стежками с обратной стороны картины к месту, откуда начнётся работа с ней. Сделайте в этом месте стежок «назад иголку» и продолжайте вышивку.
Завершение вышивки
Чтобы завершить вышивание, закрепить нить с помощью техники «назад иголку». Это можно сделать похожим способом, как и присоединение нити. Оставшийся хвостик, длиной примерно 5 сантиметров, проведите через несколько ближайших стежков с изнаночной стороны. Закрепите его стежком «назад иголку». Готово.
Выбор и работа с мулине
Традиционно для вышивки крестом используются специальные нити под названием мулине .
Мулине - пряжа, полученная заводским способом, реже ручной выделкой, произведенная специально для вышивания, а также других видов рукоделия.
Для своей работы вы можете выбрать любые нити, даже обычные нитки для шитья (лучше использовать только для простых картин), однако, как правило, лучше выбирать из хлопчатобумажных или шелковых мулине. В некоторых случаях подойдёт тонкая шерстяная пряжа.
Мулине бывает самых разных цветов и оттенков. Современные производства не ограничивают себя, стараясь угодить даже самым искушенным мастерицам, и предоставляют покупателям широкую гамму цветов – от классических оттенков до самых редких.
Иглы
Иглы для вышивки не требуют особых параметров – подойдут любые. Просто запомните несколько нюансов, которые помогут вам упростить процесс рукоделия и сделать красивую и аккуратную вышивку.
1. Обратите внимание на форму и размер игольного ушка. В него должна легко вставляться нить, но при этом канва не должна деформироваться при его прохождении через неё.
2.Если у вас канва крупного плетения, возьмите иглу средней толщины с тупым кончиком.
3. Толщина иглы зависит от плотности канвы: чем она плотнее, тем тоньше игла.
Канва
Канва - это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов - хлопок, лён, смесь материалов, пластик.
В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестов.
Если вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность - это значение из английских традиций и означает число крестиков на дюйм полотна. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве).
Популярны следующие размерности:
- Канва №14 (55 кл. на 10 см) - подходит для начинающих вышивальщиц. Она довольно крупная, поэтому на ней легко вышивать так, что нет необходимости использовать лупу или очки. На ней можно вышивать даже нитками в два сложения, для лучшего заполнения полотна. Вышивка на такой канве получается аккуратная, но будьте готовы, что картина может получиться немного больше, чем на канве другой размерности.
- Канва №16 (60 кл. на 10 см) подходит для вышивальщиц с опытом. Размеры крестиков на ней будут меньше, поэтому сама картина немного меньше, чем на канве №14, а крестики будут плотнее. Здесь также рекомендуется вышивать в две нити.
- Канва №18 - очень мелкая (72 клетки на 10 см). Чтобы работать с ней вам понадобятся специальные приспособления (например, лупа). Вышивать можно как двумя нитями, так в одну нить - в зависимости от желаемой плотности вышивки. Эта канва идеально подходит для создания картин, отличающихся большой реалистичностью.
Также вы можете встретить в магазинах канву №8 - используется для обучения (можно вышивать крестиком, полукрестом), №11 - используется для простых схем, а также для вышивания скатертей, салфеток и т.п., №20 - самая мелкая, используется для вышивки гобеленовым стежком или чтобы придать элегантность обычной вышивке.
Канва для вышивки крестиком бывает нескольких видов - Аида (AIDA) и Хардангер (Hardanger) . Это самые популярные среди рукодельниц.
Канва Аида наиболее удобна для вышивки счётным крестом, так как крестики получаются ровными и аккуратными без особого труда. Она состоит из 100 % хлопка, а полотно представляет собой основу из нитей 4×4, формирующих чёткие квадраты. Может быть следующих размерностей: 8, 11, 14, 16, 18, 20.
Канва Хардангер - льняное полотно с равномерным переплетением, поэтому вышивальщица сама определяет размер крестиков. Чаше всего на ней вышивают в технике гобелен, но также возможна вышивка крестиком или гладью. Используется только опытными вышивальщицами, поэтому для начинающих рукодельниц рекомендуется брать канву Аида.
Важный момент по работе с канвой - усадка хлопковой канвы после стирки. Происходит она по долевой линии, поэтому нужен правильный раскрой канвы, чтобы вышитая картина осталась симметричной, а не вытянулась в высоту. Это наиболее актуально для картин на всю рабочую поверхность, для картин с пустым фоном такая деформация будет менее заметна.
Пяльца
Пяльца - приспособление для закрепления и натяжения канвы. Бываю разных диаметров и из различных материалов.
- Пластмассовые круглые пяльца - удобный и недорогой вариант для начинающих. Лёгкие, широкий выбор диаметров, но хрупкие. Также могут деформировать канву, если она слишком «рыхлая».
- Деревянные пяльца -могут быть не только разного диаметра, но и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Лёгкие, удобные, универсальные, из них не выскальзывает канва, как из пластмассовых. Основное преимущество - наружное кольцо разомкнуто, его диаметр регулируется винтом, поэтому канва не деформируется при закреплении. Если у вас деревянные пяльца, то вы можете работать с тканью любой толщины.
- Пяльца-рамка – это пяльца и рамка в одном. Сначала вы натягиваете канву для вышивания, а потом в ней же и вешаете на стену. Универсальные, большое разнообразие форм и размеров, хорошо натягивают полотно, не деформируя его.
- Пяльца кресельные - вариант для тех, кто серьёзно увлекается вышивкой. Благодаря ножке с «лапкой» крепятся на кресло, что позволяет работать двумя руками. Помимо того, что процесс пойдёт быстрее, руки, спина и шея не будут уставать, так как вам не нужно будет держать вышивку.
Есть и другие виды пялец, но они для профессионалов и стоят дороже, для начинающих вполне хватит перечисленных вариантов.
Размер пялец очень важен: чем больше пяльца, тем меньше закреплений канвы потребуется, чтобы вышить фрагменты картины, тем самым меньше шансов повредить канву. В остальном выбирайте по вкусу и бюджету.
Выбор готового набора для вышивки
Итак, теперь у вас есть все необходимые знания и приспособления, чтобы приступить к вышивке. Осталось только определить с картиной для вышивания. Производители предлагают широкий спектр готовых схем и наборов для вышивания крестиком, а многообразие идей для картин воодушевит даже самую привередливую рукодельницу. Так как вы только начинающая мастерица, то для вас лучше всего подойдут не просто схемы, а готовые наборы для вышивания крестиком . В них есть всё необходимое для рукоделия, поэтому вам не придётся выбирать канву и мулине для будущей картины, а схема снабжена полезными пометками, благодаря которым вы сразу найдёте в наборе нити нужного цвета. Вам останется только выбрать пяльца для вышивания и запастись терпением и энтузиазмом.
Чтобы первая работа с вышивкой не стала последней, нужно тщательно подойти к выбору готового набора для вышивания, иначе вы рискуете потерять интерес к творчеству из-за сложности выбранной вышивки.
Как выбрать первый набор для вышивания крестом? Эти советы будут полезны для начинающих:
1. Какой размер картины выбрать?
Не берите большие картины со сложным рисунком. Да, они такие красивые, что непременно захочется вышить их все и повесить с гордостью на стену. И такие картины обязательно у вас появятся, но начинать лучше с чего-нибудь простого, чтобы понять, как работать с вышивкой. Оптимальным вариантом будет рисунок 25Х25 см: так вы потренируетесь, успеете почувствовать вкус к рукоделию, а получившаяся картина украсит вашу комнату.
2. Какой выбрать рисунок?
Для начинающих не подойдут картины с большим количеством мелких деталей. Кроме того, это сильно затягивает процесс. Лучше взять картину с крупными деталями: достаточно быстро вышиваются орнаменты и «сюжетные» рисунки (домики, игрушки, корабли).
Например, можно попробовать такую схему:
Если вам понравилось несколько наборов, посмотрите, какая цветовая гамма вам больше нравится, с какими нитками будет приятнее работать. Также обратите внимание на схему в комплекте. Схемы для вышивки бывают цветные и чёрно-белые. Здесь дело вкуса: одним нравится сразу видеть цвет на схеме, а другим кажется, что чёрно-белая не отвлекает внимание буйством красок, а пометки на ней чётче выражены.
3. Какая канва должна быть в наборе?
В наборы может входить разная канва. Обратите внимание на маркировку. Номер канве присваивается в зависимости от величины и плотности крестов. Канва №14 - идеальный вариант для начинающих. Если в наборе будет канва №16, то крестики будут меньше и плотнее, поэтому вам будет сложнее вышивать. Канва №18 - самая сложная, здесь вам даже может понадобиться лупа.
4. Каким должен быть первый набор для вышивания крестом?
В первую очередь он должен нравиться! Тогда и вышивка пойдёт легче, и рукоделие будет в радость.
Подготовка рабочего места
Главное требование к рабочему месту - вам должно быть комфортно. Так как на вышивание уйдёт не один час, то место должно быть удобным. Лучше всего подойдёт мягкое кресло.
Следующее требование - освещение. Вы будете работать с мелкими деталями, поэтому место должно быть хорошо освещено, чтобы вам не пришлось «ломать глаза» в полутьме. Удобнее всего, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Если вы творите по вечерам, то кроме люстры, желательно включать настольную лампу.
Схему для вышивания крестом желательно расположить ближе к источнику света. Всё остальное - в произвольном порядке.
Всё, можно приступать к рукоделию!
Приступаем к вышиванию крестом
Если вы купили канву отдельно, то перед началом работы необходимо обработать края - обметать или промазать специальным прозрачным лаком или клеем.
Чтобы легче было работать с канвой, нужно её разметить. Для этого сложите канву пополам дважды и прогладьте места сложения. Далее, карандашом или смываемым маркером разметьте канву на квадраты 10х10 см.
Не забудьте оставить не менее 5 см свободной канвы на припуски. Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на подложку. Если у вашей работы предполагается пустой фон, то помните о том, сколько вы хотите оставить отступ от рисунка до рамы или паспарту.
Закрепите канву в пяльцах так, чтобы полотно легло ровно, без перекосов. Не перетягивайте канву - так вы можете её деформировать, и канва или вышивка будет испорчена.
Выберите подходящую для себя технику вышивки крестиком и наслаждайтесь процессом.
Завершение вышивки и оформление готовой работы
После того, как вышитая картина готова, её нужно привести в порядок и оформить в рамку.
Чтобы удалить смываемый маркер с канвы, а также если ваша работа в процессе подготовки немного испачкалась, то замочите её в теплой мыльной воде, а затем прополощите, но ни в коем случае не трите и не выжимайте. Просушите работу в вертикальном положении. После этого прогладьте утюгом с отпаривателем с изнаночной стороны через чистую белую ткань. На доску перед глажкой положите ещё одну белую ткань или простыню, чтобы избежать случайного окрашивания.
Готовую картину можно оформить в рамку для фотографий или купить специальный багет.
Полукрест — очень популярный стежок в современных схемах для вышивания. Его используют для отделения основного изображения от фона, для придания воздушности и невесомости объектам.
Вышивальщицы тоже любят полукрестик, ведь выполнять его в два раза быстрей, чем крест обычный. Но за этой расслабляющей простотой скрывает и коварство.
Сразу оговоримся, что речь идет именно про полукрестик, а не гобеленовый стежок, хоть и выглядят внешне они одинаково.
В технике вышивания полукрестом нет ничего сложного — вам нужно выполнить ряд диагональных стежков. Как правило, заполнять область удобней по горизонтали и тогда на изнанке должны появиться ровные вертикальные ряды.Сейчас все больше рукодельниц и дизайнеров схем склоняются к мысли, что направление полукреста должно совпадать с направлением нижнего стежка в соседних крестиках. Но в любом случае перед началом работы вам стоит изучить инструкцию к конкретному набору для вышивания , чтобы понять, как автор схемы решил этот вопрос.
К сожалению, в этой технике очень заметны неаккуратные стежки, поэтому не гонитесь за идеальной изнанкой, больше внимания посвятите лицевой стороне. При переходе из ряда в ряд следите за внешним видом первого и последнего стежков. Объяснить это трудно, но вы сразу увидите, если эти стежки будут выглядеть не так красиво, как их старшие братья.
Чтобы мулине не скручивалось, чаще давайте игле свободно повисеть на нитках, используйте «метод рельс» railroading . Для больших работ очень полезным окажется стежкоукладчик Laying Tool.
На изнанке стежки не такие толстые, как при выполнении классического крестика, концы нитей стоит крепить под бо льшим количеством ниток.
Зашив не плотный, поэтому крепеж нити контрастного цвета на изнанке может оказаться виден на лице. Допустим, вам надо выполнить темный полукрест в два сложения в окружении светлых полукрестиков. В этом случае лучше взять одинарную нить мулине и сделать два стежочка по одному и тому же месту. Да, изнанка потеряет в своей красоте, но мы ведь договорились о концентрации внимания на «лице» ;)
Стежки очень нежные и легко деформируются пяльцами или q-snap. Откажитесь от их использования в пользу больших рам или освобождайте вышивку каждый раз после окончания работы.
Не затягивайте стежки, особенно при работе с равномерными тканями — в местах проколов могут появиться некрасивые дырки.
Многие рукодельницы отмечают, что вышивки деформируются при заполнении больших объемов полукрестиками, вместо прямоугольной формы приобретают форму параллелограмма. В хорошей багетной мастерской при натягивании это непременно учтут и исправят.
Интересный эффект дает вышивание полукрестом по канве с цветными разводами или выполнение меланжевых стежков на канве однотонной. Все зависит только от творческой задумки!