Изображение времен года и определенных занятий. Как с ребенком выучить названия месяцев
Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.
Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.
И снова наступает зима...
Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:
В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)
Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)
Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)
Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.
Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.
Календарь времена года
Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.
В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.
Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.
Карточки
Нужно разрезать по линиям.
В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:
Как с ребенком выучить названия месяцев
Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:
По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!
(с) Ирина Гурина
Или еще одно стихотворение:
Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)
Не забудьте рассказать и про високосный год!
Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.
В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.
Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.
Четыре сестрицы
Стихи для детей про времена года
(автор Е. Карганова)
Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы
Странички про каждое время года
Весна
Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
ВЕСНОЙ
называется
Лето
Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ЛЕТО
Осень
Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
ОСЕНЬ
золотая
Зима
Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка - ЗИМА
Многие названия месяцев происходят из народного календаря и связанны с некоторыми важными событиями, например, июнь-хлеборост, потому что восходит хлеб, а вот сентябрь-хмурень, потому что погода в это время года начинает быстро портится и хмуриться. В каждое время года природа меняется, лес сменяет цвет, меняется погода. Мы тоже меняемся в каждое время года, сменяем одежду, игры и занятия.
Задания-игры для детей про времена года
Назови, какие явления природы изображены на картинке?
Выбрать можно из этих природных явлений: Дождь; Снегопад; Град; Гроза; Ветер; Радуга
(Правильные ответы можно узнать, нажав мышкой на картинку )
А теперь, скажи, в какие времена года встречаются данные явления природы?
Картинка времена года для детей в виде часов
Скачайте изображение на компьютер, распечатайте и вырежьте из бумаги. Затем надо придумать стрелку, это может быть полоска из бумаги. Сделайте отверстие в центре часов и вставьте стрелку. Теперь нужно переводить стрелку, указывая на время года с картинкой соответствующей сезону одежде.
()
Игра для детей с картинками времен года.
Пройди по дорожкам лабиринта и ты узнаешь, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника и когда птицы улетают в теплые края.
(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания )
Угадай, какое это время года?
Посмотри внимательно:
Какие времена года изображены на картинках?
(qнǝɔо) | (оɯǝv) |
(ɐнɔǝʚ) | (ɐwиε) |
В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.
Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.
Четыре сестрицы
Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)
Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы
Странички про каждое время года
Весна в стихах и картинках для детей
Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.
Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.
Расскажи, что изображено на картинке весной?
Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.
За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.
С чего начинать
Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия.
Начинать лучше с сезонов, каждый из которых характеризуется определенными изменениями. Одних названий недостаточно, нужны ассоциации. Каждый сезон нужно описывать.
- Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
- Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
- Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
- Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.
В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.
Задавайте правильные вопросы
Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:
- Как светит солнце?
- Есть ли осадки и какие?
- Что происходит с листвой?
- Чем взрослые занимаются?
- Какую одежду носят?
- Как ведут себя животные и птицы?
- Как дети проводят досуг?
Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.
Учитесь, играя
Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.
Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.
Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. По этой ссылке можете со скидкой 50%.
Игры с одеждой
Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.
Метод наблюдения
Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.
Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.
Найди лишнее слово
- Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
- Снег, коньки, снеговик, цветок , дед мороз, снежинка.
Придумайте другие варианты.
Какое время года напоминают рисунки
Стихи
Времена года
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Четыре цвета года
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Кто в чем
Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.
Вернисаж
Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение :
Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ
, за ним АПРЕЛЬ
и МАЙ
.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.
За маем лето на порог ИЮНЬ
к нам приведет.
ИЮЛЬ
подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ
– мед.
За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬ
, ОКТЯБРЬ
, потом НОЯБРЬ з
асыпят сад листвой.
Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.
Песни
Песенки про зиму
В лесу родилась елочка
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях старичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
Теперь она, нарядная,
Hа праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла!
Раз морозною зимой
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост
Подняла лисица крик -
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной,
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Про весну
Зеленая карета
Спят, спят мышата спят ежата
Все, все уснули до pассвета
Лишь зеленая каpета
Лишь зеленая каpета
Мчится, мчится в вышине
В сеpебpистой тишине
Шесть коней pазгоpяченных
В шляпах алых и зеленых
Hад землей несутся вскачь
Hа запятках черный гpач
Hе угнаться за каpетой
Ведь весна в каpете этой
Ведь весна в каpете этой
Спите, спите, спите медвежата
И ежата, и ежата и pебята
В самый, в самый тихий pанний час
Звон подков pазбудит вас
Звон подков pазбудит вас
Только глянешь из окна
На двоpе стоит весна
Спят, спят мышата спят ежата
Медвежата, медвежата и pебята
Все, все уснули до pассвета
Лишь зеленая каpета.
Здравствуй, весна
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
Мы посеяли в землю семена,
Из земли вырастают росточки,
На окне расцветают цветочки.
Птичий домик у нашего окна;
В этом доме сегодня веселье,
У крылатых жильцов новоселье.
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна!
Праздник Мая встречает вся страна.
И флажками мы весело машем
Смелым соколам, летчикам нашим.
Летние
Я на солнышке лежу
Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу...
Все сижу и сижу-у
И на солнышко гляжу.
-Не "сижу", а "лежу"...
-Это ты лежишь, а я сижу!
Носорог, рог, рог идет,
Крокодил, дил, дил плывет.
Только я все сижу (лежу)
И на солнышко гляжу...
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я я все лежу
И на львенка не гляжу.
-И всетаки надо петь - "лежу"!
-И-и-и рааз...
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу...
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Песенка Кота Леопольда
Дождик босиком по земле прошел,
Клен по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо.
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это хорошо.
А когда наоборот - трудно!
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей.
А когда наоборот - скучно!
Осенние
Песенка Крокодила Гены
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой?
А я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино.
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.
А я играю на гармошке
У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Антошка, пойдем копать картошку
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,
Тили-тили трали-вали
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке,
Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали.
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку
Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку.
Тили-тили трали-вали
Тили-тили, трали-вали
Это братцы мне по силе, откажусь теперь едва ли
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам.
Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:
- «Уроки тетушки Совы»;
- «Паровозик Шонни»;
- «Малышарики»;
- «Смешарики» и др.
Загадки
* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года
)
* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной
)
* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом
)
* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью
)
* * *
Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима
)
* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы
)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна
)
Чтобы помочь ребенку выучить месяцы и их последовательность, придумайте подсказки, в которых слова начинаются на ту же букву, что и месяц.
Изучаем месяцы
Расскажите малышу, что 1 год = 12 месяцев.
Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.
Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д.
Запоминаем количество дней в месяце
Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.
Правило “косточки”:
- Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
- Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
- Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).
- Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
- Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».
Имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 66»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Составители:
воспитатели
I квалификационной категории
Пляшева Гульнара Алиевна,
Акатьева Лейсян Ильдусовна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2015 год
Дидактическая игра «Времена года»
Пояснительная записка
к дидактической игре «Времена года»
Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) .
Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Целью дидактической игры «Времена года» является:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;
Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Описание игры для детей «Времена года»
Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»
Задачи:
- Закрепить знания о природных явлениях.
- Формировать представления о временах года, о месяцах.
- Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Помогать друг другу в ходе игры.
Материал: как вариант,
В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильн о.
Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.
Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.
На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.
К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.
Вариант 2. Игра «12 месяцев»
Задачи:
- Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
- Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
Вариант для детей от 3 до 4 лет.
На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.
Вариант для детей от 4 до 5 лет.
К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.
Вариант 3. Игра «Круглый год»
Задачи:
- Учить детей называть времена года.
- Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
- Активизировать и обогащать словарь.
- Развивать воображение, фантазию, мышление.
Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.
На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.
Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.
Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.
Например: март – «М» - молоко, мыло и т.д.
Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».
Вариант 4. Физминутка «Времена года».
Задачи:
- Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
- Формировать двигательную активность.
- Развивать ловкость, внимательность.
Правила
Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»
Задачи:
- Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
- Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.
Материал
Список использованной литературы
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.