Каков порядок установления платы за детсад и получения компенсации за оплату ДОУ? Какие нужны документы на возврат денег за детский сад
Согласно действующим нормам, семьи с детьми, посещающими дошкольное заведение, вправе получить денежную компенсацию в определенном проценте от необходимой выплаты за услуги учреждения.
Правом заявить о правах на возмещение наделены мать, отец ребенка, либо другой опекун, заключивший договор с детским садом и выплачивающий деньги за пребывание ребенка в нем.
Так за первого ребенка положено 20%, за второго уже половина, а за третьего и всех последующих — все 70%. Кроме вышеуказанных есть некоторые категории граждан, которым предоставляется 50% компенсация уже за первого малыша.
К ним относятся :
- сотрудники ликвидаторы ЧАЭС;
- сотрудники МДОУ;
- военнослужащие по призыву;
- родители-инвалиды.
Отдельным порядком происходит компенсация для детей военнослужащих. Так за первого и второго малышей возместят 80%, за последующих 90%.
Согласно ФЗ №388, регионы вправе предоставлять компенсации на основании критериев нуждаемости, то есть оставить по своему усмотрению выплаты только для малообеспеченных либо для многодетных семей.
Поэтому узнавать конкретно, что можно получить нужно в том ДОУ, который посещает ребенок.
В любом случае мать или отец обязаны предоставить в территориальный орган социальной защиты населения список необходимых документов и заполнить нужное заявление.
Если у семьи есть право на льготу (например, ликвидаторы аварии ЧАЭС), это также должно быть документально подтверждено. В противном случае заявление не удовлетворят.
Регламентирующие законы
Права на получение семьями компенсаций за садик регламентированы Федеральными законами №273-ФЗ и №388-ФЗ , а также №81-ФЗ .
Порядок выплат закреплен в Федеральном законе №76-ФЗ , также Приказе Минобороны №555 . Льготы семьям военных закреплены в Приказе Минобороны №862 .
Это основные нормативно-правовые акты. Помимо этого, регионами разработаны другие программы поддержки, но они действуют не во всех областях.
Как рассчитывается сумма выплат?
Закон о компенсации распространяется на всех граждан РФ. Но не все семьи смогут претендовать на возмещение.
Это возможно благодаря закону №388 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 29.12.2015.
Он позволяет устанавливать региональным властям порог для выплат на своё усмотрение. Во многих регионах РФ основной критерий — минимальный размер зарплаты, исходя из которого определяются доходы семьи и устанавливаются критерии нуждаемости.
Важно: в таком случае для получения компенсации необходимо предоставить справку о доходах семьи за три календарных месяца.
При расчете учитывается период, фактически проведенный сыном или дочерью в саду. Если малыш проходил в сад две недели, то за две недели и возместят затраты, даже если родители внесли полную месячную плату. Для получения компенсации необходимо собрать и написать .
Размер компенсации рассчитывается по следующему принципу :
- Рассчитывают стоимость одного дня пребывания в учреждении (доход воспитателя делится на количество дней месяца).
- Число фактически проведенных ребенком дней в заведении умножают на стоимость однодневного пребывания.
- После этого полученное число делят на сто и умножают на коэффициент (20, 50, 70).
Можно и не делить на сотню, а сразу умножить полученное на 0,2, 0,5 или 0,7.
Сколько можно получить?
Возмещение за посещение садика зависит от количества детей, которые ходят туда и от размера стоимости. Единого правила тут нет, каждый регион устанавливает размер отдельно.
Подробнее о порядке выплаты компенсации в .
Помимо компенсации для семей, которые платят за услуги садика, существует еще компенсация за непосещение ребенком ДОУ в случае нехватки там мест .
Но действует подобная программа не во всех городах. Для Красноярска это 3 тысячи 709 рублей. В Кирове уже меньше — 2 тысячи 500 рублей. Пермяки вправе рассчитывать за нехватку садов на 5 тысяч 295 рублей, жители Томска — на 4 тысячи, ну а семьи Самары — всего на одну тысячу рублей.
Пример расчета компенсации
Можно рассмотреть начисление на примере конкретной семьи. В семье Ивановых трое детей: шесть лет, четыре года и два года. Все трое ходят в садик, за который приходится платить сумму на содержание детей в саду по 3 тысячи рублей в месяц за каждого отпрыска.
Сколько можно будет получить денег? Собрав нужные документы, мама получит 20% за старшего — 600 рублей. За среднего уже полторы тысячи — это половина от месячной стоимости. За самого младшего 70% — это составит 2 тысячи 100 рублей.
Сложив все вместе, получается 4 тысячи 800 рублей. Это и будет сумма возврата.
Полезное видео
Дополнительную информацию можете посмотреть в видео ниже:
Итак, получается, что во многих субъектах РФ семьи с детьми вправе получить компенсацию, предоставив нужные документы. Но сумма и критерии получения в разных регионах различны, поэтому конкретные размеры компенсации нужно узнавать в ДОУ , которое посещает ваш малыш.
Компенсация за детский сад узаконена правительством государства. Согласно Федеральному закону об образовании, родители, чьи дети ходят в садик, могут воспользоваться своим правом и обратиться к руководству детсада с заявлением на возмещение средств.
Размер компенсационной выплаты определяется с учетом индивидуальной ситуации в семье заявителя и суммы, уплаченной родителями за посещение малышом детсада. Статья посвящена тому, каким образом исчисляется компенсация, кому положена выплата в 2019 году и как оформить пособие.
Существуют отдельные группы граждан, дети которых могут поступить в детсад без очереди и в дальнейшем воспользоваться правом на компенсацию.
Дополнительно они могут получить помощь, связанную с отсутствием свободных мест в детсаду. В перечень таких малышей входят:
- несовершеннолетние из многодетной семьи;
- дети, имеющие ограничения по здоровью и группу инвалидности;
- сироты, имеющие официального опекуна;
- дети граждан, работающих в бюджетных и силовых структурах;
- малыши, воспитываемые только мамой или только папой;
- ребенок, у которого брат или сестра уже ходят в конкретный детсад.
Такие группы детей и родителей получают право на зачисление в садик без очереди, и только после их зачисления в детсад могут попасть дети других граждан.
Особенности расчета компенсации
Сумма возмещения определяется с учетом следующих правил:
- 20% от платы возмещается на 1 малыша;
- 50% от уплаченной суммы возвращается на 2 ребенка;
- 70% от платы компенсируется за 3 и других детей.
Иными словами, компенсация – это часть суммы, уплаченной родителями за садик. Арифметически расчеты производятся следующим образом:
- Общая стоимость содержания малыша в детсаду делится на количество рабочих дней месяце, в результате чего получается стоимость одного дня посещения несовершеннолетним садика.
- Полученный показатель умножается на фактическое число дней посещения малышом детсада.
- Итог – это плата за детский сад, которую должны внести родители.
- После уплаты от внесенной суммы берется тот процент, который положен семье, и получается компенсационная выплата.
Для получения полного представления о порядке расчета возмещения приведем пример.
Андрей посещал в апреле детсад в течение 16 дней. Оплата за посещение ребенком детсада равна 1600 рублей в месяц. Выполним необходимые действия.
- 1600/19 = 84,21 рублей – цена одного дня посещения Андреем детсада. Число рабочих дней в апреле – 19 дней.
- 84,21*16=1347,36 рублей – сумма родительской платы за апрель.
- 1347,36*20% = 269,47 рублей – компенсация за апрель при условии, что Андрей – первый ребенок, который посещает детсад.
Полученная сумма перечисляется по реквизитам, указанным родителями ребенка во время подачи заявления, после того, как будет произведено перечисление начисленной суммы. Ранее квитанции передавались родителям сразу с учетом возмещения, однако сегодня компенсация перечисляется после того, как средства будут полностью переведены на лицевой счет.
Обязательные документы
Чтобы получить компенсацию, родители обязаны подготовить и предоставить руководству детского сада необходимые документы. В перечень таких бумаг входят:
- заявка установленного образца, заполненное лично одним из супругов;
- паспорт заявителя;
- акт о рождении малыша;
- справка о составе семьи;
- данные банка для перевода средств.
Пакет документации передается заведующей детсада, куда ходит ребенок, и руководитель обязан зафиксировать факт поступления заявки.
Порядок предоставления выплаты
Законом установлен определенный порядок оформления возмещения.
После предоставления обязательных бумаг в детсад руководство заведения выполняет следующие действия:
- поданные копии бумаг заверяются печатью детского садика, а затем оригиналы передаются назад родителю;
- из поданных обращений формируется определенный список, который в дальнейшем передается в городские органы образования и соцзащиты;
- каждый квартал данные списки обновляются с учетом фактически внесенной оплаты и изменившихся обстоятельств;
- на основании имеющихся сведений осуществляется выплата денежных средств родителям малыша по указанным реквизитам.
Все выплаты строго проверяются и контролируются работниками исполнительных организаций.
Какие выплаты полагаются за отсутствие мест в детском саду
В отдельных регионах часто встречаются такие ситуации, когда ребенок не ходит в детский садик по причине того, что отсутствуют свободные места. В связи с этим родители малыша могут обратиться в органы соцзащиты и оформить компенсационное пособие. Для этого с собой потребуется иметь следующие документы:
- паспорт родителя, который выступает заявителем;
- справка о заключении брака;
- выписка о составе семьи;
- акт о рождении ребенка (детей);
- выписка о нахождении ребенка в очереди на детсад;
- отказ в зачислении в детсад;
- банковские данные для перечисления средств.
Принятое решение действует в течение одного года, после чего потребуется подавать новое заявление.
Заключение
Родители детей, посещающих детсад, имеют право оформить компенсацию родительской платы. Для этого потребуется подать необходимые документы заведующей дошкольного учреждений и банковские реквизиты для зачисления выплаты. Размер возмещения зависит от ряда индивидуальных параметров.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:
а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;
б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Так, средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 598 рублей в месяц. Этот размер установлен Приказом ДОгМ от 14.02.2012 N 57 "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы".
Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).