Кто из животных узнает себя в зеркале и что это говорит об их интеллекте? Кого видят животные в зеркале
- Перевод
Противоречивая проверка на самосознание разделяет царство животных
Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»
Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в сравнительной психологии , погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».
Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.
Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».
Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,- писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»
Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?
Как провести тест с зеркалом своими руками
Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.
К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.
Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.
Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.
А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам . Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».
Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.
Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в "Проекте по защите прав не-людей ", и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китообразные и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».
Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется "теорией разума " [или моделью психического состояния человека].
В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».
Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.
Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.
Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.
Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.
Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.
Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.
Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.
В восприятии млекопитающими окружающего мира ключевой орган чувств не столько зрение, сколько обоняние - львиную долю информации об объекте, звери получают через запахи. Собака, потерявшее зрение имеет шанс выжить, нюх - нет, что нашло отражение в кратком устном народном творчестве в виде сокраментального (а часто экзистенциально-критичного) «ты что, нюх потерял?!»
Говоря о зрении, следует заметить, что многим хищникам семейства кошачьих и волчьих свойственно специфическое восприятие объектов в зависимости от характера их подвижности и дальности расположения, а также некоторые аберрации восприятия плоских объектов. Так, например, собака не обратит никакого внимания на неподвижное животное в 120 метрах от себя, при условии нахождения с подветренной стороны (если не «учует»), а кот не отреагирует на плоское изображение на фотографии. Многие звери реагируют на отражение как на чужака, но быстро теряют интерес, так как нечеткий объект на плоскости не генерирует запаховых сигналов. Кроме того, характер движения и габариты не позволяют трактовать отражение как вероятную добычу (в отличие от не пахнущих лазерных точек, здесь для запуска охотничьего поведенческого блока достаточно зрения).
Интересную поведенческую реакцию (с приличной дисперсией, от демонстративного безразличия до ужаса или агрессии) на отражение демонстрируют наши ближайшие эволюционные родственники - приматы, ведущим органом восприятия которых, как и у человека является сложное стереоскопическое цветное зрение. Кроме прочего, этому способствуют их развитый головной мозг, мощный социальный интеллект, сложность поведенческих реакций, вплоть до осознания того, что перед ними собственное отражение (человекообразные обезьяны). На последнее способны еще дельфины и слоны.
Помимо млекопитающих, у нас есть интересные соседи по таксону позвоночные, например, рыбы, амфибии, рептилии, птицы. Наиболее яркую реакцию на отражение демонстрируют коралловые рыбки, что может подтвердить любой владелец аквариума. Зрение для них ключевой раздражитель и стартер территориального поведения. Собственное отражение однозначно идентифицируется как вторжение чужака, что провоцирует саморазгоняющуюся агрессию и атаку на супостата. Черепахи и игуаны видят свое отражение и также реагируют территориальным поведением. Птицы имеют сложное цветное зрение, могут различать объекты на больших расстояниях. Свое отражение большинство птиц видит и воспринимает как конкурента, либо как объект ухаживания. И только сороки-вороки в зеркальном тесте Гордона Гэллапа пытались снять с себя наклейку лапами и клювом, доказывая тем самым, что узнали в зеркальном отражении себя, а не другое животное.
В 1970 году американский психолог Гордон Гэллап-младший познакомил четырех юных шимпанзе с зеркалом и, когда они привыкли к новому предмету, вколол им анестезию. Как только они заснули, он нанес на их брови красную краску. Когда шимпанзе очухались и увидели в зеркале свое отражение, они стали трогать свои брови: что за фигня? Похоже, шимпанзе узнают себя в зеркале, сделал вывод Гэллап, а ведь это «требует наличия довольно продвинутой формы интеллекта» и «подразумевает представление о самом себе».
Так появился зеркальный тест – один из самых известных методов изучения животного интеллекта и одновременно один из самых противоречивых. Как правило, животному маркируют какую-нибудь часть тела, которую он не может увидеть без зеркала, и затем предоставляют ему зеркало. Если животное начинает изучать эту часть тела у себя на теле, а не на отражении в зеркале, и возится с ней чаще обычного, то считается, что тест пройден.
Собаки не узнают себя в зеркале. А может, все же узнают? Нет.
Шимпанзе с орангутанами его прошли, некоторые афалины и азиатские слоны тоже, а также сороки, скаты манты и даже муравьи. Этакий список животной интеллигенции – вот только в нем отчего-то не нашлось места многим другим умным животным, таким как вороны, попугаи, собаки, и даже некоторые юные люди зеркальный тест провалили. На самом деле он мало что говорит о том, осознают ли себя испытуемые, да и интерпретировать его результаты зачастую сложно. Животное, может, и узнает себя в зеркале, но просто не знает, что делать с чужеродной отметкой, или она ему безразлична – и как из его бездействия следует вывод, что оно не понимает, кто оно есть?
Или же тест просто не подходит для животного. Взять, например, собак. Они не увлекаются грумингом в той мере, как обезьяны, так с чего бы им щупать отметку на своей блохастой морде? Кроме того, это зрительный тест, а собаки живут в мире обоняния . Понять, есть ли у них представление о самих себе, зеркало не поможет. Нужны запахи.
Встроиться в собачий ментальный мир попробовал эколог Марк Бекофф из Колорадского университета в Боулдере (США). На протяжении пяти зим он зачерпывал лопатой снег, куда мочились собаки, в том числе его песик Джетро, и переносил в другие места. «По каким-то причинам прохожие думали, что я странный, и обходили меня стороной», – вспоминает он. Ученый выяснил, что в новых локациях Джетро своей собственной моче уделяет меньше нюхательного времени, чем моче других собак. Песик не смог бы узнать себя в зеркале, однако свой личный запах он явно опознавал.
Этим самостийным «желтоснежным экспериментом» вдохновилась этолог Александра Хоровитц, которая училась вместе с Бекоффом и ныне работает в Барнард-колледже в Нью-Йорке. Она решила провести более масштабное исследование и пригласила поучаствовать в нем 36 нью-йорских собак, которые согласились и пришли вместе с хозяевами. Каждому питомцу были предоставлены для изучения две емкости: в одной уютно разместилась капелька урины данной конкретной собаки, в другой – еще одна капелька той же урины, только с добавлением другого запаха. Этакий аналог красной метки на морде для зеркального теста.
Такие емкости использовались в эксперименте.
Собаки ожидаемо проводили больше времени за разнюхиванием второй емкости: присутствие бонусного аромата меняло их восприятие собственной мочи, точно так же как покрашенная бровь меняла поведение шимпанзе перед зеркалом. Означает ли это, что собаки узнают свое запаховое «отражение»? Не совсем. В другом эксперименте Хоровитц предлагала испытуемым понюхать измененный запах их собственной мочи, а также отдельно само вещество, которым разбавляла собачью урину. Оказалось, что времени обеим емкостям собаки уделяли поровну. То есть они дольше изучают видоизмененную мочу не потому, что способны узнавать в ней себя, а потому что для них это новый, незнакомый стимул.
Хоровитц призадумалась: а не усложнила ли она себе жизнь, выбрав в качестве разбавителя экстракт из злокачественной ткани собаки из местной ветеринарной школы. Быть может, это слишком мощный и интересный стимул. Решено было повторить эксперимент с 12 новыми собаками, только на этот раз добавлять в их мочу более нейтральный запах анисового эфирного масла. Снова испытуемые уделяли измененной моче больше времени, чем неразбавленной. Но во втором испытании измененную мочу они нюхали дольше, чем анисовое масло отдельно. «Думаю, это хорошая аналогия с шимпанзе, ищущим красную метку на лбу, – говорит Хоровитц. – Разглядывать красную метку саму по себе не слишком интересно. Интересно, когда она находится на тебе!»
Да, в повторном эксперименте собачья выборка была втрое меньше, признает этолог. Но ведь в зеркальных тестах с другими животными часто довольствуются еще более скромными выборками. Кроме того, собаки в ее опытах реагировали на запахи намного быстрее, чем животные на отражение в зеркальных тестах. «У шимпанзе Гэллапа был неограниченный доступ к зеркалу, и он наблюдал за их поведением в течение многих часов, – объясняет Хоровитц. – А вот собакам давали изучать емкости в течение ограниченного времени, и все равно мы получили такие результаты. Полагаю, что если бы мы предоставили им неограниченный доступ, то увидели бы намного больше нюансов в их исследовательском поведении, когда они обнюхивали измененную мочу».
То есть получается, что у собак есть осознание самих тебя? Или даже «теория разума» – способность понимать и оценивать знания и намерения других? Александра Хоровитц считает, что не стоит рассматривать способности животных в «двоичной» системе – то ли они есть, то ли их нет. «Обычно мы наблюдаем, что успешность выполнения задания животным расположена где-то на непрерывном спектре той или иной способности, и собаки находятся на этом спектре не у нулевой отметки, – говорит исследовательница. – Я бы сказала, что у них есть рудиментарная теория разума – не как у взрослых людей, но по крайней мере не отсутствие размышлений о себе и о других. У них есть, как мы подозреваем, некое понимание себя и осознание того, что они отличаются от других».
Текст:
Виктор Ковылин. По материалам:
The Atlantic
Научная статья:
Идея инструмента, способного прозондировать основу сознания, пришла в голову Гордону Дж. Гэллапу младшему, когда он брился. «Я вдруг подумал, – говорит он, – разве не было бы интересно узнать, могут ли другие существа узнавать себя в зеркале?»
Эксперимент по показу шимпанзе их отражения в зеркале казался просто небольшим развлечением, когда Гэллап впервые попробовал реализовать свою идею в 1969 году. Он не представлял, что это станет самым влиятельным и самым противоречивым тестом в , погружающим разум в царство экспериментальной науки и предвосхищающим вопросы по поводу степени страдания животных. «Важна не способность узнавать себя в зеркале, – в итоге решил он. – Суть в том, что эта способность говорит по поводу вашей возможности осознавать самого себя».
Гэллап был новым профессором в Тулейнском университете в Луизиане, где у него был доступ к шимпанзе и гориллам в отделении, которое позже превратится в Национальный центр исследования приматов в Тулейне. Тамошние шимпанзе были пойманы в юном возрасте в Африке и перевезены в Америку, где их использовали в биомедицинских исследованиях. Но его эксперимент был совсем не таким инвазивным. Он изолировал двух шимпанзе в клетках и размещал в каждой клетке по зеркалу на восемь часов подряд каждый день в течение 10 дней. Через отверстие в стене Гэллап наблюдал изменения в поведении шимпанзе. Сначала они думали, что отражение – это другой шимпанзе, и демонстрировали ему комбинацию социальных, сексуальных и агрессивных жестов. Но со временем они начали использовать его для изучения собственных тел. «Они использовали зеркало, чтобы заглядывать себе в рот, корчить рожи, изучать гениталии, убирать слизь из уголков глаз», – сказал Гэллап.
Гэллап был уверен, что шимпанзе научились узнавать себя в зеркале, но считал, что другие исследователи могут не поверить его описанию. Он перешёл ко второй фазе эксперимента. Он усыпил шимпанзе при помощи наркоза, затем покрасил им одну бровь и противоположную мочку уха красной краской, которую шимпанзе не смогли бы почувствовать или унюхать. Если они и правда узнавали себя, он считал, что знает, что произойдёт: «Казалось очевидным, что если я увижу в зеркале себя с какими-то отметками, я дотронусь до них и буду изучать».
Именно это и проделали шимпанзе. Для Гэллапа это было доказательством: «первой экспериментальной демонстрацией самосознания животных»,- писал он в результирующем отчёте 1970 года для Science. «Это было совершенно очевидно, – вспоминает он. – Мне нужна была статистка. Это произошло. Победа!»
Но то, что на самом деле поразило Гэллапа во время тестов с обезьянами, это что те вели себя по-разному. Возможность распознавать своё отражение оказалось не приобретаемым навыком, которому одни существа обучаются медленнее других. Это было результатом работы более высокого интеллекта. Гэллап получил первые твёрдые доказательства того, что у наших ближайших родственников есть некое подобие самосознания или даже разума. Наконец был получен инструмент для экспериментов по теме, которую обсуждали тысячи лет: какова природа сознания человека?
Как провести тест с зеркалом своими руками
Изучите самосознание вашего ребёнка, щенка или длиннохвостого попугая в домашних условиях. Реакции будут отличаться в зависимости от испытуемого. Разместите большой цветной стикер на волосах ребёнка, когда он не находится перед зеркалом, так, чтобы он его не чувствовал и не видел. Подведите ребёнка к зеркалу. Ребёнок может указать на стикер, но не понимать, что на него из зеркала смотрит его собственное лицо. Когда вы удалите стикер и покажете его ребёнку, тот удивится.
К двухлетнему возрасту у ребёнка должен произойти когнитивный сдвиг в самосознании, после чего он легко сможет использовать зеркало для обнаружения стикера. Щенки и котята не впечатляются стикером так легко, но часто играют со своим отражением в зеркале, не узнавая себя. Взрослые кошки и собаки обычно игнорируют отражение, возможно, из-за отсутствия интереса.
Гэллап был не первым человеком, решившим, что способность распознавать себя в зеркале может играть важную роль. Позже он узнал, что Чарльз Дарвин показывал зеркало орангутангам, но они с зеркалом не справились, по крайней мере, в его присутствии. Дарвин тоже отметил, что в первые годы жизни его дети не узнавали себя в отражении. В 1889 году немецкий исследователь Вильгельм Прейер первым предположил связь между распознаванием себя в зеркале и самосознанием людей.
Спустя более чем 50 лет французский психоаналитик Жак Лакан решил, что в развитии детей есть «зеркальный этап», в котором зеркала помогают формировать их эго. К 1972 году специалисты по психологии развития начали использовать тесты с маркировкой, похожие на те, что делал Гэллап, чтобы узнать, в каком возрасте дети начинают распознавать себя в зеркале. Оказалось – от 18 до 24 месяцев.
А Гэллап, перешедший в Университет Олбани, заинтересовался, может ли пройти тест с зеркалом кто-нибудь, кроме приматов. В начале 1990-х он вместе со своим студентом Лори Марино решил изучить этот вопрос. Работая с Дианой Рейс в океанариуме «Морской мир Африки/США» в Калифорнии Марино показывал зеркало в аквариуме двум афалинам. Как и шимпанзе, дельфины научились использовать зеркало разными способами, даже «занимались сексом перед зеркалом, и эти записи мы назвали нашим дельфиньим порно», говорит Марино. Три исследователя опубликовали результаты работ, утверждая, что они «говорят о распознавании себя в зеркале».
Но до критически важного теста с маркировкой оставался ещё десяток лет. Самым большим барьером стал анатомический: у дельфинов не было рук, чтобы прикоснуться ими к отметке. Но Рейс и Марино, к тому времени работавшие уже в Нью-йоркском аквариуме, разработали исправленный тест. Они ставили отметки дельфинам чёрными чернилами на разных частях тела, и дельфины переворачивались и извивались, чтобы увидеть эти отметки. Это убедило исследователей и многих других, что они распознают себя в зеркале.
Рейс и Марино это исследование не только убедило, но и побудило к действиям. Они, и их единомышленники, утверждают, что если животное проходит тест с зеркалом, оно обладает определённым уровнем самосознания, и, значит, неэтично держать их в неволе. «Эти животные обладают каким-то уровнем осознания себя, и если так, они знают, где находятся и могут понимать ограничения их физического окружения», – говорит Марино. Сейчас она работает директором по науке в “ “, и пытается добиться соблюдения прав животных с когнитивными возможностями высокого уровня. Участники проекта хотят, чтобы суды распознавали таких животных, как «физических лиц» и защищают права дельфинов. Ключевой аргумент – наличие научных доказательств того, что шимпанзе, слоны, китовые и другие животные обладают, как и люди, самосознанием. Они могут не только страдать, но и думать о себе: «Я страдаю».
Гэллап, которому сейчас уже за 70, не занимается пропагандой прав, но любит пофилософствовать на тему того, что именно показывает тест с зеркалом и зачем такая способность могла развиться в ходе эволюции. Очевидно, что она имеет мало отношения к зеркалам – если не считать редкие спокойные поверхности прудов, у наших предков было мало шансов встретить своё отражение. Он решил, что прохождение теста на зеркало говорит о высоком уровне сознания, включающем возможность животного размышлять о своих мыслях и опыте, а также представлять, что могут думать и испытывать другие. Эта способность называется “ ” [или моделью психического состояния человека].
В подтверждение он указывает на то, что дети начинают демонстрировать модель психического состояния примерно в то же время, когда они начинают распознавать себя в зеркале. «Чтобы учитывать, что могут знать, хотеть или желать другие люди, вам сначала нужно осознать самого себя», – говорит он. Он отмечает, что люди с шизофренией часто не могут распознать себя в зеркале, а также испытывают трудности с моделью психического состояния. К примеру, по сравнению с контрольными испытуемыми, шизофреники с меньшей долей вероятности могли распознавать просьбу, спрятанную в утверждении, которое муж делает своей жене: «Я хотел бы надеть эту голубую рубашку, но она сильно смялась».
Гэллап считает, что значительное осознание самого себя могло появиться в результате эволюции, чтобы помочь гоминидам разбираться со сложными социальными вопросами. «Интеллектуальное превосходство вытеснило физическое как средство для достижения доминирования», – говорит он. Он предполагает, что значительное самосознание может включать в себя и осознание смертности. «Мне кажется, что логичным следующим шагом будет осознание и принятие неизбежности индивидуальной смерти», – говорит он.
Что касается распознавания себя в зеркале дельфинами и другими животными, не относящимися к приматам, Гэллап в этом пока не уверен. Он предлагает другое объяснение того, что дельфины его бывшего студента извивались перед зеркалом: чтобы увидеть отметки на теле того, что они считали другим дельфином, смотрящим на их самих. Он требует повторения недавних экспериментов, в которых слоны при помощи хобота дотрагивались до крестиков, нарисованных на их лбах, и сороки снимали стикеры у себя с груди клювом.
Встречаются и исследователи, исключающие связь между тестом с зеркалом и теорией разума у любых животных, даже людей. Среди них – Дэниел Повинелли, у которого Гэллап был научным руководителем. Словно сын, видящий слабости отца и решающий стать его противоположностью, Повинелли, работающий в Университете Лафейетта в Луизиане, стал одним из самых ярых критиков Гэллапа, хотя на персональном уровне они остаются близки. Он пришёл к выводу, что шимпанзе не нужно обладать самосознанием для того, чтобы пройти тест с зеркалом. Вместо этого ему нужно лишь сообразить, что тело в зеркале выглядит и двигается так же, как его собственное, и додуматься, что если на том теле есть отметка, то и на его теле она тоже может быть. Такое достижение всё равно остаётся довольно сложным, добавляет Повинелли, и может отражать наличие сознания расположения частей тела, которое может быть полезным для лазания по деревьям. Он считает, что такое осознание на высоком физическом уровне могло появиться, когда наши предки с деревьев увеличились в размерах, и им стало тяжелее передвигаться по веткам.
Сомнения Повинелли распространяются и на другие ключевые исследования разума шимпанзе, к примеру, те, в которых шимпанзе воздерживался от спрятанной еды, если видел, что доминирующий шимпанзе наблюдал за тем, как люди её прячут. Авторы исследования утверждали, что это происходило потому, что подчинённый шимпанзе мог размышлять о том, что видел и что может сделать доминирующий. Совместив этот тест с результатами других, они заключили, что шимпанзе способны «понимать как цели, так и намерениях других, а также восприятие другими реальности и их знания», и может предсказывать их действия.
Но Повинелли называет такое рассуждение «деревенской психологией» – ненаучными выводами, основанными на человеческом восприятии. Подчинённому шимпанзе не нужно проникать в разум доминирующего, ему всего лишь нужно понимать, что нельзя становится тому поперёк дороги.
Если применить эту логику к людям, то мы можем погружаться в глубины размышлений, используя зеркало для чистки зубов, но это не значит, что часть мозга, использующая зеркало для направления зубной щётки, будет той же самой, что обдумывает саму себя. Эти две возможности могут появляться у детей в одно и то же время, но это не значит, что они связаны, а тем более представляют собой одно.
Отставляя в сторону критику Повинелли, большинство специалистов по сравнительной психологии считают, что в распознавании себя в зеркале что-то есть, и не в последнюю очередь потому, что этот эффект наблюдается только у животных с превосходящим интеллектом. Нейробиологи пытаются пролить свет на эту тему, подыскивая физическую основу этой возможности в мозге. И хотя чёткий сигнал ещё не обнаружен, Гэллап своего мнения не меняет. После почти 45 лет защиты от критиков, он вряд ли, проснувшись как-то утром, посмотрит в зеркало и передумает.
Относится кЖивотные воспринимают свои отражения
Слоны научились пользоваться зеркалом
В ходе эксперимента, проведенного в зоопарке Бронкса (Нью-Йорк), ученые выяснили, что слоны узнают себя в зеркальном отражении и даже могут рассматривать те части своего тела, которые обычно их взгляду недоступны, пишет The Washington Post. До этого биологи полагали, что способностью узнавать себя в зеркале обладают только люди и человекообразные обезьяны.
По мнению специалистов, проводивших исследование, способность идентифи цировать себя в зеркале тесно связана с особенностями сложного социального поведения слонов. Известно, что эти животные активно общаются между собой, а также помогают старым и больным особям из своего стада. Способность к "альтруизму" и "сопереживанию" была бы невозможна без четкой самоидентифи кации, считают биологи.
"Это ключ к пониманию эволюции разума. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эта способность может развиться у разных животных с разной структурой мозга", - уверена биолог Диана Рейс (Diana Reiss), которая принимала участие в исследовании. Ранее подобные опыты небезуспешно проводились на дельфинах, однако дали менее однозначные результаты.
Правда, не все коллеги исследователей согласны с ними в оценках результатов экспериментов. Например, Робин Дунбар (Robin Dunbar) из британской академии наук полагает, что на основе опытов с зеркалами не следует делать выводов о природе происхождения разума.
Узнают ли животные себя в зеркале?
Чтобы ответить на этот вопрос, еще тридцать лет назад американский психолог Гордон Гэллап наносил под наркозом на морду шимпанзе два-три пятна красной краски. А потом предлагал очнувшемуся от наркоза животному зеркало. Узнать об изменении своего облика обезьяна могла только по отражению. И ей это удавалось. Животное начинало трогать окрашенные участки, затем рассматривало и нюхало свои перепачканные пальцы, а нередко и принималось счищать пятно. Гэллап сделал вывод, что обезьяна узнает себя в зеркале и понимает, что перепачкан краской не кто-то, а она сама.
С тех пор ученые подвергли тому же тесту множество видов животных - кошек, собак, птиц, слонов, дельфинов, более двух десятков видов обезьян. Оказалось, что узнают себя в зеркале только крупные человекообразные обезьяны - шимпанзе, гориллы, бонобо, орангутаны. Причем для того, чтобы понять ситуацию, им требуется от нескольких минут до нескольких дней. Некоторые особи справляются быстрее, другие - медленнее. Почти сдали экзамен дельфины (у ученых остались некоторые сомнения).
В других опытах обезьянам давали какое-либо простенькое упражнение для рук, но животное не могло видеть свои руки непосредственно, а только их отражение в зеркале. Шимпанзе справлялись с этой задачей, а ведь это не так легко и для человека.
Когда Гэллап поставил зеркало в клетку с парой макак и они привыкли к новому предмету обстановки, стало ясно, что себя в зеркале они не узнают, зато узнают служителя, который приходил их кормить и чистить клетку. Увидев его в зеркале, они оборачивались к нему и начинали общаться.
Птицы воспринимают свое отражение как реальную птицу своего вида. Это хорошо знают владельцы попугайчиков, они вешают для развлечения зеркальце в клетку одинокой птице. Австралийские орнитологи, которым нужно было для исследования поймать несколько самцов лирохвоста, с успехом использовали ловушки с зеркальной задней стенкой. Птица заходит туда, чтобы выяснить отношения с соперником.
Кстати, человек начинает воспринимать себя в зеркале в возрасте 12 - 18 месяцев.
Дельфины в состоянии узнавать себя в зеркале
Люди издавна считают дельфина, млекопитающего из отряда китов, одним из самых высокоразвитых животных. И вот, недавно ученые нашли этому очень важное подтверждение. Оказалось, дельфин обладает великолепной памятью. Его мозг по размерам близок к мозгу человека. Биологическая система ориентации в водном пространстве - гидролокатор дельфина - сложнее системе гидролокации современнейших подводных и надводных кораблей ВМС. К тому же у дельфинов высокоорганизованная социальная структура. Своей осмысл енной мимикой и способностью учиться дельфин многократно ставил в тупик ученых, изучавших этих морских животных, как в океанариумах и дельфинариях, так и на воле. Однако, в последние десятилетия ученые достигли определенных успехов в разгадывании тонкостей дельфиньей психи ки и социальной жизни, и начали создавать более детальный психологический портрет этих удивительных животных.
Недавно появились сообщения о двух исследованиях, проводимых параллельно и независимо друг от друга. В обоих случаях ученые пришли к заключению, что дельфины в состоянии узнавать себя в зеркале. А такое узнавание считается важным признаком самосознания. Обе группы ученых, проводивших эксперименты, нашли подтверждения того, что дельфины способны иметь некоторые представления о самих себе, и о других, как об отдельных особых индивидуумах. До сих пор такую способность признавали лишь за человеком и человекообразной обезьяной. Это научное открытие тут же стало сенсацией и теперь широко обсуждается в научных кругах. Споры об интеллекте животных, об их сознании и подсознании ведутся давно. Нынешние эксперименты с дельфинами подняли дискуссию на новую высоту.
Первым из двух исследований, о который идет речь, руководит Дайана Рейсс, старший научный сотрудник Лаборатории морских исследований имени Осборна при Нью-Йоркском аквариуме в Бруклине. Дайана Рейсс подвергала научному тестированию бутылконосых дельфинов, оказавшихся первыми неприматами, сдавшими экзамен на самоузнавание в зеркале. До сих пор "зеркальные тесты" успешно проходили только шимпанзе, орангутанги и гориллы, которые с явным удовольствием пользовались зеркалом, чтобы рассмотреть самих себя.
Новые эксперименты с дельфинами, по словам Дайаны Рейсс, "породили дискуссию об эволюции мозга, так как мозг приматов и дельфинов развивался разными путями в течение 60 миллионов лет". Как говорит профессор Лори Марино из университета Эмори, в Атланте, у головного мозга дельфинов, в отличие от мозга приматов, отсутствует лобная доля. Головной мозг дельфина - крупный, шаровидный. Большие полушария - с многочисленными извилинами. В коре больших полушарий до 30 миллиардов нервных клеток, и дельфин может перерабатывать огромное количество поступающей акустической и другой информации. Кора головного мозга дельфинов и других китообразных организована иначе, чем у приматов. При схожей познавательной способности пути развития обеих высших групп животных не схожи. Этот феномен называется конвергентной, то есть, сходящейся в одной точке, эволюцией.
Лори Марино, профессор поведенческой (бихейвористской) биологии в университете Эмори, возглавляет вторую группу исследователей. Результаты ее работы опубликованы в майских записках Национальной Академии Наук США и на Интернет-сайте Академии. Ученым давно известно, что дети начинают узнавать себя в зеркале в возрасте от полутора до двух лет. Такое "узнавание" обычно означает начало самосознания, интроспекции (то есть самоанализа) и способности отличать себя от других себе подобных. В 1970-м году психолог Гордон Гэллап, профессор университета штат Нью-Йорк в городе Олбани, ввел так называемый знаковый тест, чтобы определить, способны ли животные узнавать себя в зеркале. Если тестируемый, помеченный красящим веществом, приближается к зеркалу и рассматривает метку, это и есть признак самоузнавания. Многие животные либо вообще никак не реагируют на свое отражение, либо реагируют агрессивно, будто видят в зеркале другое животное.
По словам Дайаны Рейсс, после того, как животное привыкает к зеркалам (во всяком случае, это относится к мартышкам, более крупным обезьянам, слонам и африканским серым попугаям) оно начинает использовать зеркало в качестве инструмента для поиска спрятанных предметов, но не для осмотра самого себя, своей, так сказать, физиономии или тела. Дельфины же, как и человекообразные обезьяны, ведут себя иначе: они узнают себя в зеркале. Об этом говорят результаты исследований, начавшихся в 1998-м году в Нью-Йоркском аквариуме с двумя бутылконосыми дельфинами, родившимися в неволе. Сначала на тело тестируемого дельфина исследователи наносили фальшивую метку, используя маркер, наполненный водой, а не красителем. После нескольких репетиций, во время которых животное привыкало к этой процедуре, исследователь маркировал дельфина заштрихованными треугольниками или кругами. Всего каждое животное маркировалось по 16 раз и отдельно от других. Все снималось на видеопленку. Каждый дельфин после маркировки подплывал к зеркалу и осматривал на себе место, которое было отмечено. При этом дельфины часто крутились и вертелись, чтобы лучше рассмотреть метку.
Как всегда, одни ученые восприняли результаты новых исследований скептически, другие - с энтузиазмом. Первые считают, что доказательств самосознания еще мало, что здесь могут быть совпадения и случайности. Вторые верят, что теперь доказаны чуть ли не аналитические способности дельфинов. Так, например, профессор Гордон Гэллап осторожно назвал результаты исследований "наводящими на размышлени я". В то же время, ученый не совсем уверен, что подопытные дельфины видели в своем отражении именно себя, а не другое животное.
А вот Айрин Пепперберг, эколог и биолог-эволюционист из Аризонского университета, считает, что исследования решительно демонстрируют равенство умственных способностей дельфинов и приматов. Профессор Пепперберг для сравнения привела пример с африканским серым попугаем, который может распознавать боле 50 объектов, различая их и по форме, и по цвету, но при этом птицы не смогла выдержать экзамен на узнавание себя в зеркале. В результате еще одного научного эксперимента ученые пришли к выводу, что дельфины способны без всякой предварительной тренировки воспринимать и интерпретировать такие действия человека, как указание пальцем и даже пристальным взглядом. Некоторые специалисты увидели в этом способность дельфинов распознавать и истолковывать намерения других животных.
Итоги этих исследований, проведенный в дельфинарии "Си Уорлд" в Дурбане, в ЮАР, были опубликованы в "Журнале сравнительной психологии". В основу публикации легли работы целого ряда ученых разных стран, таких, как профессор психологии развития Йозеф Коль из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге, в Германии, профессор Робин Данбар из Ливерпульского университета в Англии, трое исследователей из Южной Африки. Испытания проводились на 6 дельфинах. Участники экспериментов, правда, признали, что дрессировщики могли невольно научить дельфинов как бы реагировать на показ пальцем или взглядом, когда обучали их для выступлений перед публикой, но даже если это так, дельфины все равно интерпретировали действия человека по-своему. Результаты этого теста - с указующим перстом - подтвердили выводы, к которым при аналогичных экспериментаторах пришел в 1999-м году профессор-психолог из Гавайского университета, директор Лаборатории морских млекопитающих Луис Герман. Но реакция дельфина на взгляд человека - это нечто новое.
По мнению уже упоминавшегося английского профессора Данбара, результаты исследований наводят на мысль, что дельфин способен истолковывать намерения других, "понимать" то, что вы пытаетесь делать или предугадывать, что вы только еще думаете делать. Правда, некоторые ученые пришли к выводу, что реакция дельфинов на указание пальцем или взглядом больше схожа с реакцией домашней собаки, чем человекообразных обезьян.
Среди дельфинов на воле понимание друг друга с одного взгляда может быть распространено, - говорит профессор психологии Герберт Ройтблат из Гавайского университета. Он является экспертом по биологической гидролокации у дельфинов, основанной на эхолокации. Дельфины превосходно ориентируются в воде с помощью эхолокации и очень тонкого слуха, воспринимая колебания от нескольких десятков герц, до 190 килогерц. Дельфины, плавая возле других дельфинов, воспринимают сигналы, подаваемые друг другу, одновременно изучая объект до мельчайших деталей.
"Наверняка животное со столь сложной системой социальных отношений обладает способностью к самосознанию и самоидентифи кации, потому что таким социально активным животным приходится на каждом шагу принимать решения о взаимоотношениях с другими особями и как бы предугадывать их мотивацию" - так говорит Ричард Коннор, профессор-биолог из Массачусетского университета в Дартмуте, который первым в 1999-м году открыл, что дельфины в Акульем заливе в Австралии живут своеобразными коммунами, насчитывающими до 14 особей. "Но, - продолжает профессор, - до полного выяснения всех тонкостей повышенных умственных способностей дельфинов нам пока еще далеко".