Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей. Педология Пословицы и поговорки
Князева Наталья Анатольевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт:
Сахалинская область,г.Поронайск
Наименование материала:
статья
Тема:
Отчёт по теме самообразования
Дата публикации:
10.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Воспитатель: Н.А. Князева 2016 год
Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей 3-4 лет"
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая
отжившие,
живущие
и
будущие
поколения
народа
в
одно
великое,
исторически живое целое».
К.Д.Ушинский
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного
народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка.
Эта тема
актуальна
, так как ценность устного народного творчества в
том,
что
с
его
помощью
взрослый
легко
устанавливает
с
ребёнком
эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют
огромное
познавательное
и
воспитательное
значение
для
ребёнка,
способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки,
потешки,
прибаутки,
загадки
-
первые
художественные
произведения,
которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь,
формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во
всестороннем развитии.
Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный
словарный
запас,
не
все
дети
могут
отвечать
на
вопросы
взрослого
по
содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать
речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно
неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно
лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую
цель:
- развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей
средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются
:
- вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно
войти
в
мир
сказок,
прибауток,
потешек
с
использованием
различных
методов и приёмов;
- познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа;
- приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного
народного
творчества
используя
различные
методы
и
приёмы
работы
с
родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие
методы и приёмы
:
Наглядный
метод:
демонстрация и иллюстрация картин, показ способов
действий.
Словесный
метод:
коллективное
чтение,
заучивание
наизусть
с
детьми
стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами
драматизации, обыгрывание.
Игровой
метод:
игры-драматизации,
игры-инсценировки,
дидактические
игры, настольно-печатные игры.
В
своей
работе
использую
следующие
формы
работы:
художественно-
творческая
деятельность
(изобразительная
деятельность,
лепка);
художественная
литература,
народный
фольклор;
проведение
занятий,
развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей.
В своей работе использую следующие
дидактические пособия
:
- настольный театр;
- пальчиковые игры;
- кукольный театр;
- иллюстрационный материал;
- пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки)
- иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Работая с малышами, я составила
картотеки:
- русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста;
- русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек;
-
пальчиковых
гимнастик
для
детей
младшего
дошкольного
возраста,
основанных на фольклорном материале.
В моей работе стали традиционными
фольклорные занятия
: «В гости в
сказку»,
«Ладушки
у
бабушки»,«Сорока-Белобока»,
«Теремок»;
развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка -
шалунишка». «К белке в гости».
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности,
яркой
индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это
даёт
мне
возможность
привнести
в
непосредственно
образовательную
деятельность
с
детьми
элементы
артистичности,
индивидуальности
в
исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной
форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у
ребят
разыгрывается
красочное
действие:
звери
разговаривают
человеческими
голосами,
поют,
играют,
танцуют
и
т.
д.
При
внесении
настроения
затейливости,
шаловливого
веселья,
а
иногда
и
некоторого
баловства.
В
этом
я
вижу
приоритет
фольклорных
з а н я т и й.
Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на
индивидуальный
почерк
-
действенное
претворение
в
жизнь
принципа
демократического обучения
. На фольклорные занятия распространяются
общие
дидактические принципы
:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-систематичности
и
последовательности,
наглядности,
индивидуального
подхода к детям;
- принципы активности усвоения и применения знаний.
Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю
интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и
физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате
чего,
малыши
проявляют
интерес
к
произведениям
устного
народного
творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также
дети
эмоционально
отзывчивы,
откликаются
на
эмоции
близких
людей,
сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения,
мир
природы,
учатся
овладевать
средствами
общения
и
способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых
фольклорных форм с использования их для установления эмоционального
контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные
режимные моменты.
Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам,
оздоровительный бег, прогулки - всё это провожу, сопровождая чтением
стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности
, для создания игровой
мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные
моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности
организую
с
применением
игровых
приёмов
с
присутствием
сказочного
героя,
и
с
элементами
фольклора,
что
придаёт
обучению
яркую,
эмоциональную
окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и
литературного материала.
Так
же
использую
произведения
устного
народного
творчества
одевании,
кормлении,
укладывании
спать,
процессе
игровой
деятельности
.
Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот,
действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой
упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и
повторять её.
Простая
рифма,
неоднократно
повторяющиеся
словосочетания
и
слова,
восклицания
и
эмоциональные
обращения
невольно
заставляют
прислушаться,
замирать
на
какое-то
мгновение,
всматриваться
в
лицо
говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на
которых
ставятся
обучающие
задачи,
чисто
речевые
или
развивающие
ориентировку в пространстве, действия руки.
Проводя
народные
игры
с
детьми,
я
убедилась,
что
воспитательные
возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей
память,
внимание,
сообразительность,
быстрота
интеллектуальных
и
физических
реакций,
сноровка
и
общительность,
дружелюбие,
а
также
гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр
для
малышей,
которые
использую
в
своей
работе,
помня
о
том,
что
двигательная функция у ребёнка - ведущая с рождения до школы. Малыши
любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький
сидит», «Гуси-гуси».
Для
развития
мелкой
моторики
использую
игры
пальчиками
на
фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают
их
много,
потому,
что
мы
проговариваем
их
как
на
занятиях,
так
и
в
свободной
деятельности.
Такие
игры
как
«Мы
делили
апельсин»,
«Мы
капусту
рубим,
рубим…»,
«Этот
пальчик
дедушка…»
и
многие
другие
помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают
хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Спокойная,
доброжелательная
обстановка,
доверительные
отношения
располагают детей к общению.
Для развития речи, которая является основным средством общения, для
развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии
с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова
помогли
детям
участвовать
в
коллективном
сочинительстве.
Расширению
словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог
опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба»,
«Медведь
и
пчёлы»,
«Встреча
с
колобком»
помогают
формированию
эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального
словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают
выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а
потом и сверстникам.
Идеальными
образцами
такой
формы
служат
народные
художественные
произведения:
загадки,
русские
народные
сказки,
прибаутки,
пословицы,
потешки.
Содержание
потешек
позволяет
наглядно
воспроизводить
сценки
с
несколькими
последовательно
сменяющимися
действиями.
Ценность
их
состоит
в
том,
что
слово
можно
соединить
с
действием
ребёнка.
Их
содержание динамично, богато глаголами.
Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения
устного
народного
творчества,
в
том
числе
и
потешки,
построены
на
множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и
активному
их
употреблению.
С
помощью
потешек
у
детей
сложилось
положительное
отношение
к
режимным
моментам:
умыванию,
причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а
-
это
упражнение
для
детского
ума.
Она
развивает
сообразительность.
Когда
я
загадываю
детям
загадки,
то
обязательно
выставляю
на
стол
игрушки.
Дети
быстро
отыскивают
глазами
отгадку,
потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в
непосредственно образовательной деятельности.
Заклички
ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают
их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай - будет
хлеба каравай» или «Солнышко - ведрышко, выгляни, высвети!».
Трудно представить мир ребёнка без сказки.
Сказка
, придя к человеку в
детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По
моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети
овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом
жизни,
учатся
преодолевать
трудности,
быть
добрыми,
храбрыми,
отзывчивыми.
Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с
ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит
предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.
Систематически работаю над оснащением
предметно-развивающей среды
,
которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке
- выставка книг и иллюстраций к русским народным
потешкам,
песенкам,
сказкам,
а
также
пальчиковый
театр,
шумовые
инструменты,
постоянно
оснащаю
предметно-развивающую
среду,
н-р:
персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка - Ряба», «Теремок»
и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами.
В
группе
создан
и
действует
«Уголок
ряженья»
с
элементами
русских
народных
костюмов.
Сказки,
пословицы,
песни,
обряды
-
это
образец
духовного
служения
людям,
который
даёт
им
эстетическое
наслаждение,
несет определений объём жизненно важной информации.
Здесь
очень
важна
работа,
проводимая
родителями.
Я
рекомендую
родителям
шире
использовать
образцы
устного
народного
творчества
в
собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных
беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации,
повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие
практические
навыки
рассказывания.
Например:
папки
«Пальчиковая
гимнастика»
(на
фольклорном
материале);
«Русские
народные
игры
для
малышей».Родители
активно
участвуют
в
изготовлении
костюмов
и
атрибутов к русским народным сказкам.
результате
проведённой
работы
я
отметила,
что
к
концу
года
большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном,
отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность,
больше
словарный
запас,
соответствующий
их
возрасту.
Малыши
интересуются
окружающим,
свободно
общаются
со
сверстниками
и
взрослыми,
активно
пользуются
формами
речевого
этикета
(с
просьбой,
приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям
произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и
с
удовольствием
их
рассказывают.
Воспринимают
небольшие
сказки,
рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.
Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого,
редко
пользуются
невербальными
средствами
общения,
понимают
инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в
виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при
общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для
воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей.
Большое
внимание
уделяю
современным
подходам
к
воспитанию
детей,
создаю
условия,
обеспечивающие
ребёнку
психологический
комфорт,
его
всестороннее
развитие.
Ориентируюсь
на
новые
подходы
к
проблемам
образования,
на
инновационные
методики
и
новинки
методической
литературы, в этом мне очень помогли
курсы повышения квалификации
в
ГБОУДПО
«Института
развития
образования
Сахалинской
области»
по
дополнительной
профессиональной
программе
«Введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»в
2015 году.
Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ:
участвую
в
проведении
праздников,развлечениях,досугах
МБДОУ
№2
«Кораблик».
Усовершенствуя
работу
по
направлению
«Влияние
устного
народного
творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь
самообразованием.
В
своей
педагогической
деятельности,
я
планирую
продолжать
работу
реализации принципа «от простого к сложному».
Непосредственно
образовательную
деятельность
с
детьми
проводить
в
необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды
деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы
(развитие речи, ознакомление с природой, различные игры).
В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу
по развитию речи детей средствами устного народного творчества.
В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим
источником развития выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные
формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы,
поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
на 2013-2014 учебный год
Этапы работы
по |
Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. |
Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. |
2. Планирование работы по самообразованию. |
Планирование работы по следующим разделам: Изучение методической литературы; Работа с детьми; Работа с семьёй; Самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. |
Изучение литературы по теме: 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. |
4. Практическая деятельность |
Досуг «Вечер загадок». Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Развлечение «Широкая Масленица» |
Иванова Лариса Юрьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ №3 "Солнышко"
Населённый пункт:
Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Детский фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Дата публикации:
31.05.2017
Раздел:
дошкольное образование
Методическая разработка
Детский фольклор как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста
Исполнитель:
воспитатель МКДОУ «Детский сад №3
«Солнышко»
г.Анжеро-Судженск
Иванова Лариса Юрьевна
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Русский народный фольклор ……………………………………………………4
Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду……….8
Сказка как фольклорный жанр…………………………………………… . .. . .12
Заключение ………………………………………………………………………14
Литература ……………………………………………………………………..15
Приложение…………………………………………………………………….16
Лариса Юрьевна!
Посмотрите, пожалуйста, требования к оформлению
итоговой работы (на сайте дистанционного обучения в разделе Итоговая
аттестация).
оформления
литературы,
Положении
итоговой
Исправьте,
пожалуйста,
литературы в соответствии с образцом.
Лариса Юрьевна! В требованиях к оформлению итоговой работы дается
пример, как оформить содержание, там указывается, что первый параграф
начинается со слов: Теоретические основы…..
Почему Вы формулируете по другому?
Исходя из темы Вашей итоговой работы, СОДЕРЖАНИЕ может и должно
быть таким:
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические
развития
творческих
способностей
дошкольного возраста…………………………………………………………….6
2.Детский фольклор: сущностная характеристика. Виды. Значение в развитии
д о ш к о л ь н о г о
возраста…………………………………………………………………………...12
3. Система работы по развитию творческих способностей детей дошкольного
возрастапосредством детского фольклора…………………………………….16
Заключение
Список используемых источников
Приложение
В первом вопросе надо описать какие есть исследования в области
развития
творческих
способностей
проанализировать
психолого
педагогическую
литературу
проблеме, назвать фамилии учёных. Кто исследовал проблему, какие выводы
параграфе
проанализировать
исследования, то есть то, с помощью чего Вы хитите развивать творческие
способности детей дошкольного возраста, это детский фольклор. Ему надо
характеристику:
фольклор?
определяют
детского
фольклора
существуют?
характеризуются? Какое значение оказывают на развитие детей? И т.д. (Это
то, что у Вас написано в 1 и 3 пункте содержания).
параграф
описание
использованию детского фольклора для развития творческих способностей
детей дошкольного возраста (основой данного параграфа может стать пункт 3
Знакомство детей с русским народным творчеством в детском саду).
Жду исправленный вариант работы!
Введение
материал
затрагивающий
интересы
потребности
детского
возраста
занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной
детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой
радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Т.С.Виноградов.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребенка. В дошкольной педагогике имеется много
воздействия
конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства, с
образцами
народного
творчества
начинаться
первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного возраста –
определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет –
богатейший по способности ребенка быстро и жадно познать окружающий
мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этом возрасте
дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы
поведения
окружающих,
овладевать
средством
человеческого
общения – речью.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями
народного
творчества.
Гениальный
величайший
педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые
ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она
включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров
фольклора.
прибаутки,
приговорки
любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый
устанавливает
ребенком
эмоциональный
эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие
художественные
привлекают
внимание
доставляет
радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Незатейливые по содержанию и простые по
малой форме
малые формы
народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые,
смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к
окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает
художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются
нравственные
привычки,
обогащаются
оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,
дразнилки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в
играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку
познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти
произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.
Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная
Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки,
песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким
– то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
Адресованные
прибаутки,
заклички
ласковый
говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.
Я на собственном опыте убедилась: организовать режимные моменты,
провести
встретить
успокоить
расходившихся забияк и т.д. могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные,
хороводные,
подвижные,
словесные
дидактические
взрослым хорошо известны потешки, небылицы, скороговорки, дразнилки,
считалки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На
самом же деле без этих веселых смешных стишков, без словесной игры,
которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком
в совершенстве.
Все жанры детского фольклора, от колыбельных песен до подвижных игр,
можно найти в нашей групповой картотеке. Расположен материал так, чтобы
было удобно им пользоваться, по разделам.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как
источнику культуры и развития ребенка.
Задачи:
Познакомить
народным
творчеством
познания окружающего мира.
Создать условия для овладения детьми фольклорными жанрами.
Способствовать активному использованию детьми устного народного
творчества в повседневной жизни.
Работа по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами
приносит результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно,
как на специально организованных занятиях во всех возрастных группах, так
и в разных режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и
детей, в разных видах деятельности в течении всего дня, если хорошо знает и
чувствует каждого ребенка.
Необходимым условием в работе воспитателя с детьми по ознакомлению с
фольклорными
является
сотрудничество
родителями,
соблюдение
основных
принципов
организации
образовательного процесса в детском саду.
Основные принципы:
Принцип
новизны
позволяет
максимально
активизировать
познавательную сферу дошкольника.
Принцип
динамичности заключается в постановке таких
развитию ребенка, которые бы постоянно расширялись и обновлялись,
приводя к активизации внимания и интерес детей.
Принцип
полезности предусматривает
получение
положительного
результата,
практической
формирования у детей способов адаптации к новым условиям жизни.
Принцип
сотрудничества позволяет
атмосферу
доброжелательности, эмоционального раскрепощения.
Принцип
занимательности позволяет
радо стный,
эмоциональный
вовлечения
организованную
совместную деятельность.
Ожидаемые результаты
Своевременное развитие фонематического слуха;
Формирование
способности
улавливать
звуковые
различия,
готовить ребенка к овладению правильного звукопроизношения;
Улавливать
специфику
звучания
выразительность,
образность;
Вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками; пополнять
словарный запас;
Раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал;
Расширение сознание кругозора, сформировать добрые отношения к
окружающему миру;
Умение различать вариативность забавных звуковых сочетаний;
Получить первоначальное представление о труде.
Русский народный фольклор
В начале XIX века перед мыслящей Россией остро
встала проблема
культуры
духовных
богатств,
общественной
значимости народной жизни.
Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа.
Педагогическая
пробудила
поэтическому
творчеству,
определила
детского
фольклора
воспитания.
Не случайно в последующие годы интерес к детям и его творчеству привел
в фольклористику А.Ф. Можаровского, К.С. Рябинского, И. Нечаева и др.
педагогов.
В. И. Даль в своем сборнике « Пословицы русского народа» значительное
место отвел скороговоркам, загадкам, считалкам, игровым приговоркам.
Крупным шагом в развитии « фольклористики детства» стал сборник
П. А.Бессонова «Детские песни». В нем представлены почти все жанры
детского фольклора, от колыбельных песенок и пестушек до больших песен и
игр из репертуара подростков.
Большое внимание уделяется детскому фольклору в работах В.Ф.
Кудрявцева, Д.Н. Садовникова, И. Голышова, и многих других.
В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым
средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности.
Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нем
древними
существуют
сравнительно
формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как
правило, это жанры детского городского фольклора.
Сегодня не много детских садов отважится ввести фольклор в число
обязательных дисциплин. Связано это не только с отсутствием специалистов,
ориентацию,
механическое
разучивание
последующее выступление.
Попытаемся серьезно отнестись к ситуации потери психического и
физического здоровья наших детей уже в раннем возрасте (наследственность,
проблемы в семье, экология и многие другие причины).
Л.Д. Назарова на основе всех элементов фольклора предлагает проводить
психокоррекционную работу, а также работу по самопознанию и развитию
личностных качеств в самых различных по составу группах.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – другому, многое для себя
открываем
переоцениваем.
относится
прошлому
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень
поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские
работали
отдыхали?
соблюдали
традиции? О чем они мечтали? Ответить на все эти вопросы – значит,
восстановить
утраченные
ценности.
необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются
носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных
традициях. Для этого я обратилась к истокам русской культуры и, в первую
очередь, к фольклору.
Детский фольклор – явление уникальное по своему разнообразию: в нем
сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той
или иной стороной жизни ребенка, практически со всеми ее проявлениями. У
каждого жанра – своя история и свое назначение: какие-то появились в
глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать,
помогают
маленькому
человеку
сориентироваться в большом мире… Каждый из них по своему ценен и
интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором
вырастает ребенок, формируется его личность.
Малые жанры детского фольклора:
Колыбельные песни;
Прибаутки;
Считалки;
Пословицы и поговорки;
В основу моей работы были положены научные достижения А.П. Усовой
«Русское
народное
творчество
Флериной
«Эстетическое воспитание дошкольников»
Знакомство детей с русским народным творчеством
До прихода в детский сад, ребенок уже адаптировался к жизни в среде
своей семьи, где родители играют главную роль в создании того образа мира,
позволяет
научится
окружавшими его близкими людьми.
Трудно и страшно ребенку впервые отпустить мамину руку и сделать
первые шаги самостоятельной жизни, переступив порог детского сада. Готов
ли малыш принять новый мир, незнакомых взрослых и сверстников? Ведь с
приходом в детский сад, жизнь ребенка существенным образом меняется:
отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное помещение,
обрушивается
одновременно,
создавая
стрессовую
ситуацию,
появлением
невротических
болезни, страхи, отказ от еды и другое). И оттого как встретят малыша в
первый день в детском саду, зависит его эмоциональное состояние. И если
малыша встретит улыбающийся воспитатель, говоря такие слова:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший
Ванечка – пригожий».
Малыш без страха отпустит мамину руку и подаст свою воспитательнице.
Он поверит вам. И мама будет уверенна, что ее малыша никто не обидит в
детском саду и сделает все, чтобы ему было хорошо: уютно, комфортно,
интересно, спокойно.
От боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы.
капризничает,
балуется,
рифмованные
остановят забияку.
«Не плач, не плач детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Мишиной потешки.
Если будешь плакать
Дам тебе лапоть»
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок.
А кто слово скажет
Тому щелчок».
Дневной сон детям необходим, но как помочь им уснуть, а после сна
«вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? В этом мне помогает
наша картотека, где есть потешки на сон грядущий:
«Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять».
Дети встали, впереди умывание и кормление. Не хочется, а надо. Какой
малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходят
потешки. Ведь на много интереснее умываться, когда тебе говорят:
«Чистая водичка
Умоет Саше личико, Танечке – ладошки,
А пальчики – Антошке».
Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают:
«Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся».
При организации игр использую игровые потешки:
«Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот
Тише мыши, не шумите.
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька – кот,
Разобьет весь хоровод».
Потешки, главными героями, которых являются животные и птицы,
помогают
воспитателю
активизировать
побуждать
высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.
«Сова – совушка.
Белая головушка.
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплые рукавички».
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые».
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,
любоваться их красотой! Об этом позаботились наши далекие предки.
«Сосна, сосна, от чего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком
«Ой, ты радуга – дуга,
Не давай дождя –
Давай солнышко – колоколнышка».
«Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик припусти,
Дай капусте подрасти».
А вот малыш уже подрос, пора приучать его к труду, воспитывать
трудолюбие:
«Это Оленьке известно: что взяла – клади на место».
«Ну, теперь за дело дружно,
Собирать игрушки нужно».
В мозгу ребенка центры, которые отвечают за речь, и те, что управляют
движениями пальцев рук, находятся в тесном контакте. Они связаны между
собой и стимулируют деятельность друг друга. Именно поэтому можно смело
сказать: чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Очень
хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
«Стала Маша
Гостей собирать,
И Иван приди,
И Степан приди,
И Андрей приди
Да и Матвей приди,
И Митрошечка,
Ну, пожалуйста!
Стала Маша
Гостей угощать.
И Ивану блин
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
И Митрошечке
Мятый пряничек.
Стала Маша
Гостей провожать.
Прощай, Иван!
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!»
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те
дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
«Травка - муравка со сна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капуску,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко».
При дефектах речи с детьми полезно проводить подвижные игры с
рифмованным
ритмичными
движениями.
выполняют
движения, соответствующие тексту. Например: «Серый зайка умывается» -
дети на слово умывается, производят необходимые движения рукой.
Практикую и упражнения с использованием словесных игр по мотивам
народного
творчества.
предлагаю
отобразить
действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает детей.
В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети.
А долгие длинные вечера, чем их занять? Можно провести « Вечер
загадок», концерт (с использованием народных песен, частушек, одевшись в
народные костюмы), «Путешествие по сказкам» (использовать шапочки –
маски и костюмы) – после драматизации рисуем полюбившихся сказочных
Спортивный досуг, с использованием потешек, загадок, чистоговорок и
т.д., тоже доставит радость детям и воспитателям.
Очень нравится детям игра «Поле чудес», где по содержанию картинки
нужно вспомнить произведение народного творчества. Эта игра помогает
закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать
особенности действий различных персонажей.
Материал в картотеку я подбираю и оформляю не один год. В ней можно
найти игры, потешки, стихи и т.д. для развития всех сторон речи: звуковой,
лексической,
грамматической
взаимосвязи
развитием
монологической
развитием
детского
словесного
творчества.
Использовать материал можно во всех возрастных группах (см. приложение).
Сказка как фольклорный жанр
фольклорных
является
наиболее
структурированной
подчиняющейся
определенным законам.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а
кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и
самое рассказывание сказок предполагает
знание особых формул, вроде
такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
позволила
торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в
волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок,
но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро,
берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в
сказке, - выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с
жизненным
справедливой
побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по
(«Курочка
«Репка»),
захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
Стремясь
пробудить
черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу
могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе
обыкновенного
человека.
закалить
душевные
вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки
рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность
обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых
осмеиваются
человеческие
злобность,
заносчивость,
трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к
природным
явлениям,
особенностям
внешнего
насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и
многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и
осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных
произведений
программой
детского
предусмотрено
ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении
персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с
половиной лет называют медведя из сказки «Теремок» добрым, хорошим.
Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из
«Зимовье»;
избалованность,
заносчивость
Малашечки
«Привередница»
оттеняют
отзывчивость
«Гуси-лебеди».
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в
события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто
придуманные
коллективно
варианты
всячески
поддерживать эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она
будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в
текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и
моральную
направленность,
ситуаций,
отношение
событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность
происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует
перипетиях
переживает
волнующие
персонажей.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании
впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом,
дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления
углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок
становятся
сказочных
персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь
малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему
выражения.
Особенно
необходимы
эмоционально
развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания
взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей,
повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и
впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует
захватит
воображение,
Объединяя
дополнительного
учитывать
развитие,
особенности
восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их.
Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им
покажут сказку (род настольного театра).
Заключение
Произведение народного творчества – это школа развития чувств
выразительное
рассматривание
иллюстраций,
потешкам
значительно
развивает
эмоциональную
восприимчивость
становятся
подвижными, активными, любознательными и общительными; значительно
сокращается период адаптации, снижается уровень заболеваемости в группе.
Речевое развитие, которое происходит за счет использования фольклорных
произведений,
позволяет
безболезненно
адаптационный
период, так как ребенок может входить в речевой контакт со взрослыми и
сверстниками.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на
жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный
мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение
его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное
развитие,
фантазию.
детского
фольклора
определённым
нравственным
например,
уподобления
животных
показывает
поведения
обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и
не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также
оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется
Например,
колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную
лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот
они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них
используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается
закладываются
основные
поведения.
Культурное
наследие
передаётся
поколения
поколение,
развивая
обогащая
Фольклор
является
уникальным
средством
передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их
развития.
Литература
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки. Аникин В. П. / –
М.: Детская литература., 1988.,
Аполлонова
Приобщение
дошкольников
национальной
культуре
Дошкольное
воспитание.-1992/
Аполлонова Н.А.№5-6.-С.5-8.
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных
форм // Дошкольное воспитание.-1991 Загрутдинова М., Гавриш Н./
Науменко
«Фольклорный
праздник»
Науменко
Просвещение 2002, 322с
Проскурин А.А. « Народный календарь. Праздники, приметы и
обычаи от Руси до России», серия « Домашняя энциклопедия»
Романенко
народное
творчество
развитии
активности детей // Дошкольное воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:
Владос, 1999. –214с.
Использование
Дошкольное воспитание.-1983. Хмелюк М./№7.-С.18-21.
Чуковский
Чуковский
Педагогика, 1990. –384с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет-
Тот и вон пойдет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела,
И водить тебе велела.
Если чиж летит к стрижу.
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
Обруч круж, обруч круж,
Кто играет, будет уж?
Кто не хочет быть ужом,
Выходи из круга вон!
Танцевали мышки,
Около коврижки.
Танцевали, пели,
Всю коврижку съели.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Стакан, лимон, выйди вон.
Стакан воды, выйди ты.
Чистоговорки
Ас-ас -ас - мы купили квас
Ат- ат- ат - у меня халат
Аш-аш - аш - беру карандаш
Ач -ач - ач - черный грач
Ащ -ащ-ащ -мы носили плащ
Ал -ал -ал - дятел клювом застучал
Ар -ар -ар - горячий пар.
Да-да-да – в баке вода
Ду-ду-ду- я домой иду
Ды-ды-ды- вышел из воды
Ди-ди-ди- ты домой иди
Де-де-де- не сиди в воде
Со-со-со- покатилось колесо
Сок-сок-сок- во дворе песок
Соль-соль-соль- вот тебе фасоль
СА-са-са- вот летит оса
Сы-сы-сы- у Сони две косы
Се-се-се- бантики в косе
Сов-сов-сов- не бывает сомов без усов
Су-су-су-вы видели осу
Ес-ес-ес- мы едем в лес
Ес-ес-ес- листву роняет лес
Ец-ец-ец- летит скворец
Ел-ел-ел- на березу дятел сел
Ел-ел-ел- белый мел
Усь-усь-усь- это гусь
Усы-усы-усы- это бусы
Уч-уч-уч- чей это ключ
Ут-ут-ут- я уже тут
Ук-ук-ук- сова села на сук
Узы-узы-узы- любят все арбузы
Па-па-па- мелкая крупа
Пу-пу-пу- купили мы крупу
Пе-пе-пе- соринке в крупе
Пы-пы-пы- желтые снопы
Пи-пи-пи- яблоко купи
Пословицы и поговорки
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Делу время - потехи час.
Землю красит солнце, а человека труд.
Старание и труд свое возьмут.
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – худое на ум не пойдет.
Добру расти, а худу ползком ползти.
За добро плати добром.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Что посеешь то и пожнешь.
Земля - кормилица наша.
Хлеб всему голова.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Храбрый побеждает – трус погибает.
Смелость города берет.
Кто храбр – тот жив.
Хотя не ел да будь смел.
Глаза страшат, а руки делают.
Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.
За народное дело бейся смело.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить – Родине служить.
Кто храбр, тот и жив.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Белее зима, зеленее лето.
Новый год – к весне поворот.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Готовь сани с весны, а колеса с осени.
Красна весна да голодна.
Скромность красит человека.
Один в поле не воин.
Январь году начало, зимы середина.
«Воспитание, созданное самим народом
и построенное на народных началах,
имеют ту воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у других народов».
К.Д. Ушинский
В настоящее время, в период тяжёлых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Результатом мой работы стал проект "Фольклор для малышей», который применяю в работе с детьми на непосредственной образовательной деятельности, часы досуга.
Цель проекта: развитие личности ребёнка, его внутреннего и духовного мира, успешное овладение родным языком, по средствам народного творчества и народных традиций.
Для реализации данной цели поставила следующие задачи:
1. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
2. Определения уровня развития знаний каждого ребёнка, в области народной культуры, на основе специальных показателей через проведение диагностик;
3. Формирование и обогащение словаря;
4. Развитие художественно-творческих способностей;
5. Развитие нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Для достижения цели я создала все необходимые условия для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре. Создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Интерьер группы создала в русском, народном стиле. Центральная стена была оформлена по потешке «Заинька походи, серенький попляши».
В кукольный уголок поместила предметы русского быта: люльку, кухонную утварь (самовар, крынки, деревянные ложки и т.д.). В поисках предметов русской старины кроме сотрудников детского сада, участвовали и родители моих воспитанников, а также их дедушки и бабушки. Ребятишкам было интересно покачать куклу в зыбке, попить чай из настоящего самовара, покупать куклу в лохане, ведь дети этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта. Малышам нужно самим потрогать, поиграть с ними.
В летнее и зимнее время вместе с родителями оформляем веранду и участок по мотивам русских народных сказок. Зимой делаем снежные скульптуры сказочных героев.
Всю свою работу разделила на три этапа.
На первом, знакомила детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Мною был оформлен книжный уголок, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т.д.
Сделала альбом, в который поместила иллюстрации к потешам.
Потешки подобрала по таким темам как:
Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,
«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.
Олицетворяющие природу: «Травка – муравка со сна поднялась», «Солнышко – ведёрышко», «Радугу – дуга» и другие.
Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ой ду ду…! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!» и другие.
Олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких»: «Коза – хлопота», «Курочка – тараточка», и другие.
– Потешки-небылички: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор», «Под меленкой, под вертеленкой» и другие.
Раскрывающие или олицетворяющие нравственно – этические категории: «Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом!», «Сорока – сорока», «Пошла Маня на базар» и другие.
Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.
Имитирующие музыкальные звуки (инструменты).
Мои малыши любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, я стараюсь применять их во всех режимных моментах в работе с малышами.
Овладевая бытовыми процессами, закрепляла и уточняла знания детей о человеке, его действиях (умывание, одевание). Передавала детям радость и бодрость, которые нам дарит вода, эмоционально обыгрывала самые простые, обыденные ситуации.
Во время умывания: При причесывании:
«Водичка, водичка, «Чешу, чешу волосыньки,
Умой Паше (Юли) личико, Расчесываю косыньку,
Чтобы щёчки краснели, Расти коса до пояса,
Чтобы глазки блестели, Не вырани не волоса…»
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью относились к куклам.
В народных произведениях описываются действия человека (ребёнка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (приём пищи, сон, мытьё), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребёнка, обращается внимание на заботу о ребёнке, желание доставить ему удовольствие от приёма пищи. Это не мало важно в воспитании ребёнка, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приёма пищи. Ведь всё это связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.
"Надо кашку варить,
Сашу кашкой кормить".
«Баю, баю, баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белолоба не скули
Нашу детку не буди».
К концу второго года учила малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем. Например, печаль и слёзы – «дед плачет, баба плачет».
Сделала иллюстрированный сборник загадок, они способствуют развитию памяти ребёнка, его образному мышлению, развитию познавательной активности.
На втором этапе знакомила детей с театрализованной деятельностью, Сделала разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр картинок, дети с удовольствуем играют с ними.
Также в уголке театрализованной деятельности собрала всё необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Большая часть реквизита и декораций была создана руками родителей моих воспитанников. Большую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок «варить кашу в чугунке», «печь пироги».
Мной был оформлен музыкальный уголок, где я поместила народные музыкальные инструменты, большую часть которых сделала сама из бросового материала. Это: колокольчики из пластмассовых бутылок, обклеенных красочной самоклеющейся бумагой, шумелки – из кофейных банок, трещётки – из шпателей. Ребятишки под аккомпанемент музыкальных инструментов исполняли песенки, пляски, что способствовало музыкальному развитию детей.
Большую радость приносят детям русские народные игрушки. Особый интерес вызываю яркие матрёшки, ребятишкам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Дети любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.
На третьем этапе, знакомлю детей с народными играми, танцами.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Утица», «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Особое место занимают народные праздники, в которых наши малыши с удовольствием участвуют. Праздники объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Например, на Пасху расписываем гуашью яйца, катаем их с горки, соревнуемся в силе и ловкости, поём песни и пляшем.
На Масленицу, родители вместе с детьми наряжаются в народные костюмы, пекут блины, баранки, заваривают крепкий, горячий чай в самоваре. Это стало традицией отмечать народные праздники вместе с родителями. Большинство родителей работают в совхозе, то есть возможность покатать детей на лошадях с бубенцами в праздник русской зимы. Праздник проходит очень дружно и весело.
Результатом моей работы стало то, что дети научились:
- Узнавать и рассказывать потешки.
- Играть в русские народные игры.
- Обыгрывать потешки и русские народные сказки.