Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни. Общение со сверстниками. Тест-наблюдение "Культура общения"
Под редакцией С.Н. Теплюк
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов
Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.
Введение
Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.
Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.
Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.
К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша («получилось – не получилось»). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.
Осознание ребенком результативности своих действий способствует:
Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;
Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим «хочу – не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;
Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. «Я могу это сам!» – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.
Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели («Я сам»). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.
Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.
Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. «Я сам!», «Я большой!» – это его самое главное достижение.
Организация жизни ребенка
Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.
На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.
Темп физического развития ребенка можно оценить следующим образом:
– рост в 1 год + 5x2 = рост в 3 года (5 – это средняя прибавка роста в год; 2 – число прожитых лет);
– масса в 1 год + 2x2 = масса в 3 года (2 – это средняя прибавка массы в год; 2 – число прожитых лет).
То есть если у ребенка в 1 год длина тела была 75 см, а масса – 10 кг, то в 3 года длина его тела будет 85 см, а вес – 14 кг.
Существуют общераспространенные показатели двигательного развития ребенка третьего года жизни (Т. Л. Лиддя, Л. Йорк):
Прыгает (2 года-2 года 6 месяцев);
Умеет работать ногами при езде на велосипеде (2 года 6 месяцев-3 года);
Ездит на трехколесном велосипеде, объезжая углы и меняя направление (3 года);
Стоит на одной ноге 3 секунды (2–3 года);
Строит башню из 9 кубиков (3 года);
Нанизывает мелкие бусины (3 года и старше);
Умеет пользоваться детскими ножницами (к 3 годам);
Спускается по лестнице без посторонней помощи (3 года).
Можно также воспользоваться и показателями развития ребенка,
разработанными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (см. таблицу 1). Поскольку у каждого ребенка индивидуальный темп развития, мы приводим усредненные данные о развитии детей. В любом случае развитие ребенка – это показатель его физического и психического здоровья, и не всегда какое-либо отставание можно устранить только дополнительными занятиями. В первую очередь следует комплексно оценить развитие ребенка по всем разработанным показателям и обратиться к специалистам поликлиники (если ребенок воспитывается в домашних условиях).
Таблица 1
Показатели нервно-психического развития ребенка третьего года жизни
Режим дня
Режим – это изменение продолжительности бодрствования, сна и приема пищи ребенком в течение суток (см. таблицу 2).
Таблица 2
Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
Ослабленный, часто болеющий, травмированный малыш, который функционально моложе своего возраста, нуждается в укороченном бодрствовании, более делительном сне, а значит, и в щадящем режиме – режиме до 2 лет (вообще при назначении режима учитывается не только возраст, но и состояние здоровья, уровень физического развития, состояние возбудимости нервной системы ребенка).
Сон должен создавать условия для адекватного бодрствования ребенка после пробуждения. Бодрствование по продолжительности и активности должно обеспечить малышу полноценный сон. То есть ребенок спит не потому, что это положено по режиму, а потому, что хочет спать, а просыпается не потому, что его разбудили, а потому, что он выспался.
Потребность и соотношение периодов сна и бодрствования определяется не только возрастом, но и биоритмами, метеорологическими условиями, образом жизни. На третьем г...
У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.
Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 летФизические показатели
Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:
- грамотно составленный режим дня;
- сбалансированное питание;
- прогулки;
- активные игры, физкультура.
Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:
- Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
- Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
- После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
- Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
- Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
- Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
- Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.
Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда
Интеллектуальный уровень
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.
В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.
Что может ребенок:
- правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
- уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
- определять, какого цвета предмет;
- уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
- понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
- определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
- находить предмет по его характеристикам;
- уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
- рассказать о том, что делал целый день.
Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событияхЕсли что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.
Счет и логика
Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:
- считать до 5;
- помнить, что на руках по пять пальцев;
- сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
- пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
- соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
- показывать, что находится сверху, что снизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
- Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
- Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
- Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
- Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
- Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
- Задают вопросы взрослым.
Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
- Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
- С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
- Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
- Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
Время для игр и творчества
Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:
- помнить слова считалок, песенок, стишков;
- рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
- с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.
Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:
- паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
- наборами для имитации взрослой жизни – пластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
- развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:
- нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- удлиняется период бодрствования до 7 часов;
- появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
- он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.
Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.
Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.
Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлеткиЗнакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».
Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.
Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:
- Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
- Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
- Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.
Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
- Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
- Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
- Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
- Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.
Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.
Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]
Под редакцией С.Н. Теплюк
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов
Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.
Введение
Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.
Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.
Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.
К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша («получилось – не получилось»). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.
Осознание ребенком результативности своих действий способствует:
Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;
Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим «хочу – не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;
Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. «Я могу это сам!» – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.
Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели («Я сам»). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.
Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.
Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. «Я сам!», «Я большой!» – это его самое главное достижение.
Организация жизни ребенка
Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.
На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.
Темп физического развития ребенка можно оценить следующим образом:
– рост в 1 год + 5x2 = рост в 3 года (5 – это средняя прибавка роста в год; 2 – число прожитых лет);
– масса в 1 год + 2x2 = масса в 3 года (2 – это средняя прибавка массы в год; 2 – число прожитых лет).
То есть если у ребенка в 1 год длина тела была 75 см, а масса – 10 кг, то в 3 года длина его тела будет 85 см, а вес – 14 кг.
Существуют общераспространенные показатели двигательного развития ребенка третьего года жизни (Т. Л. Лиддя, Л. Йорк):
Прыгает (2 года-2 года 6 месяцев);
Умеет работать ногами при езде на велосипеде (2 года 6 месяцев-3 года);
Ездит на трехколесном велосипеде, объезжая углы и меняя направление (3 года);
Стоит на одной ноге 3 секунды (2–3 года);
Строит башню из 9 кубиков (3 года);
Нанизывает мелкие бусины (3 года и старше);
Умеет пользоваться детскими ножницами (к 3 годам);
Спускается по лестнице без посторонней помощи (3 года).
Можно также воспользоваться и показателями развития ребенка,
разработанными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (см. таблицу 1). Поскольку у каждого ребенка индивидуальный темп развития, мы приводим усредненные данные о развитии детей. В любом случае развитие ребенка – это показатель его физического и психического здоровья, и не всегда какое-либо отставание можно устранить только дополнительными занятиями. В первую очередь следует комплексно оценить развитие ребенка по всем разработанным показателям и обратиться к специалистам поликлиники (если ребенок воспитывается в домашних условиях).
Таблица 1
Показатели нервно-психического развития ребенка третьего года жизни
Режим дня
Режим – это изменение продолжительности бодрствования, сна и приема пищи ребенком в течение суток (см. таблицу 2).
Таблица 2
Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток
Ослабленный, часто болеющий, травмированный малыш, который функционально моложе своего возраста, нуждается в укороченном бодрствовании, более делительном сне, а значит, и в щадящем режиме – режиме до 2 лет (вообще при назначении режима учитывается не только возраст, но и состояние здоровья, уровень физического развития, состояние возбудимости нервной системы ребенка).
Сон должен создавать условия для адекватного бодрствования ребенка после пробуждения. Бодрствование по продолжительности и активности должно обеспечить малышу полноценный сон. То есть ребенок спит не потому, что это положено по режиму, а потому, что хочет спать, а просыпается не потому, что его разбудили, а потому, что он выспался.
Потребность и соотношение периодов сна и бодрствования определяется не только возрастом, но и биоритмами, метеорологическими условиями, образом жизни. На третьем году жизни это проявляется в виде индивидуальных особенностей малыша. Чем моложе ребенок, тем он более чувствителен к эмоциональным нагрузкам перед сном. Поэтому не предлагайте малышу перед сном новые игрушки, не устраивайте шумные игры и т. п. Ребенок должен уснуть спокойным. Выработайте свой ритуал отдхода ко сну: организуйте теплую ванну, поговорите с ребенком о чем-то хорошем, спойте колыбельную или почитайте книжку, поцелуйте его. Придерживаясь раз и навсегда выбранного ритуала, вы поможете ребенку поскорее заснуть.
Режим дня – это и организованное кормление ребенка в четко установленное время. При соблюдении этого требования малыш будет съедать положенную норму с аппетитом.
Здоровье ребенка, его настроение и активность зависят от правильного питания.
Рациональное питание ребенка
Полноценное питание ребенка является основой его нормального роста, физического и умственного развития, залогом крепкого здоровья. Известно, что воспитанные в детстве пищевые привычки (и полезные, и вредные) самые прочные. Поэтому очень важно, чтобы с ранних лет ребенок питался правильно, а для этого необходимо соблюдать три основных принципа: питание должно быть разнообразным, умеренным и регулярным.
Все жизненные процессы, протекающие в организме, сопровождаются расходом энергии. Энергетические затраты ребенка связаны с процессами роста и функционирования различных систем организма (дыхания, пищеварения, кровообращения и др.). Энергия также необходима для физической и умственной деятельности ребенка.
Постоянно расходуемая организмом энергия должна компенсироваться. Единственным ее источником является пища, содержащая белки, жиры и углеводы. Именно при биологическом окислении (сгорании) этих веществ в организме и высвобождается энергия. Величину энергозатрат человека принято выражать в больших калориях, или килограмм-калориях (ккал). Те же единицы используют для измерения энергетической ценности пищевых продуктов.
Суточная норма потребления энергии (в килокалориях) для детей 2–3 лет составляет 1400 ккал. Этот показатель служит основой для определения общей калорийности суточного пищевого рациона.
Для растущего, развивающегося организма особенно важно, чтобы энергия не только восполнялась, но и чтобы поступающие с пищей белки, жиры, углеводы, а также минеральные вещества и витамины содержались в необходимом количестве и определенном соотношении.
Роль белков в жизнедеятельности организма многообразна. Они являются основным пластическим материалом, необходимы для построения клеток, тканей и органов. Белки входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина крови, участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Белки участвуют в формировании соединений, обеспечивающих иммунитет. Энергетическая ценность одного грамма белка составляет 4 ккал. Суточная потребность ребенка 2–3 лет в белках составляет 42 г.
Наибольшую ценность для растущего организма представляют белки животного происхождения (мясо, молоко, рыба, яйца), содержащие необходимые для жизнидеятельности аминокислоты. Кроме того, белки животного происхождения лучше перевариваются и усваиваются. Вот почему в суточной дозе, необходимой детям дошкольного возраста, такой белок должен составлять не менее 70 %. Остальная норма покрывается белками растительного происхождения, содержащимися в хлебе, крупе, бобовых. В таблице 3 приведены данные по содержанию животных и растительных белков в основных продуктах питания.
Таблица 3
Жиры являются важным источником энергии. Они принимают участие в обмене веществ, выполняют пластическую функцию, способствуют поступлению в организм жирорастворимых витаминов. Энергетическая ценность 1 г жира выше, чем белка и составляет 9 ккал. За счет жиров организм получает более 30 % суточной нормы энергии.
В питании детей следует использовать пищевые жиры животного (мясо, куры, сливочное масло, сметана, сыр) и растительного (орехи, крупы, растительные масла) происхождения. Большую биологическую ценность для детского организма имеют растительные масла (подсолнечное, кукурузное, соевое, оливковое). Содержащиеся в них полине-насыщенные жирные кислоты (ПНЖК) играют важную физиологическую роль в регуляции процессов роста и развития. Полиненасыщенные жирные кислоты благотворно влияют на состояние кожи и сосудов, моторику кишечника, повышают сопротивляемость к заболеваниям.
Суточная потребность в жирах ребенка 2–3 лет составляет 47 г.
Растительные жиры должны составлять примерно одну треть от общего количества жиров в рационе ребенка. Это означает, что ежедневно с пищей малыш в возрасте 2–3 лет должен получать около 10 г растительного масла, причем часть должна употребляться без термической обработки (салат, винегрет). В таблице 4 представлены данные о содержании жиров в различных продуктах питания.
Таблица 4
Углеводы – главный источник образования энергии, но этим не исчерпывается их значение. Они принимают активное участие в обменных процессах, являются необходимым компонентом при формировании клеток.
Суточная потребность ребенка 2–3 лет в углеводах составляет 203 г.
В рационе дошкольника углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров. Энергетическая ценность углеводов такая же, как и белков, – 4 ккал. Углеводы обеспечивают более 50 % общей энергетической ценности суточного рациона. Основными их источниками являются хлебобулочные изделия, крупы, макароны, сахар, кондитерские изделия, плоды, овощи, картофель. Углеводы делят на легкоусвояемые (сахар, крахмал) и плохо усвояемые (целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества и др.). В настоящее время плохо усвояемые углеводы принято называть растительными или пищевыми волокнами. Ими богаты овощи, фрукты, ржаной хлеб, крупы, бобовые, мармелад, повидло, джем. Несмотря на то что пищевые волокна практически не перевариваются в желудочно-кишечном тракте и не могут служить источником энергии, их роль весьма существенна: они сорбируют тяжелые металлы, радионуклиды, токсические вещества, холестерин, участвуют в стимуляции перистальтики кишечника, формировании каловых масс, то есть способствуют выведению из организма чужеродных веществ.
К сожалению, рацион детей нередко перегружен легкоусвояемыми углеводами за счет кондитерских изделий, сахара, макарон, белого хлеба, а продуктов, богатых пищевыми волокнами, содержит недостаточно. Излишки углеводов обладают способностью преобразовываться в жировую ткань, приводя к тучности. Кроме того, избыток сахара и сладостей способствует развитию кариеса зубов. В таблице 5 приведено содержание углеводов в продуктах питания.
Таблица 5
Минеральные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах, необходимы для нормального течения химических реакций в организме. Они входят в состав различных тканей и биологических жидкостей, поддерживают постоянство состава клеток, оказывают влияние на развитие желез внутренней секреции, выработку гормонов, правильное кроветворение, то есть являются регуляторами физиологических процессов.
Минеральные вещества принято подразделять на две группы: макроэлементы (кальций, фосфор, магний, калий, натрий) и микроэлементы (железо, цинк, медь, фтор, йод, селен). Исключительную роль в детском возрасте играют железо и кальций. Железо необходимо для снабжения клеток и тканей кислородом; его дефицит ведет к анемии, задержке роста и умственного развития ребенка. При недостаточном поступлении железа снижается эмоциональный тонус, ребенок ощущает усталость. Кальций, наряду с фосфором, составляет основу костной ткани, он также необходим для формирования зубов. Недостаток поступления кальция является фактором риска развития остеопороза – заболевания, при котором снижается масса костной ткани, а также ухудшается ее микроструктура, приводя к повышенной хрупкости костей, то есть к риску возникновения переломов.
Как известно, образование костей у человека начинается еще до рождения и завершается к 20 годам. От качества питания, достаточного поступления с пищей кальция в детском и подростковом возрасте зависит состояние костной ткани взрослого человека. Вот почему в ежедневном рационе ребенка обязательно должны быть молочные продукты. Практически половину нормы суточной потребности дошкольника в кальции обеспечивает 0,5 л молока. Источниками кальция являются также творог, сыр, йогурты. Потребность в кальции для ребенка 2–3 лет составляет 1100 мг в день.
Для предупреждения нарушений в развитии ребенка и развития хронических заболеваний не менее важна достаточная насыщенность пищи микроэлементами. Дефицит фтора в пище и воде способствует развитию кариеса зубов; недостаток цинка ведет к задержке роста и полового развития, йода – к расстройствам функции щитовидной железы, задержке физического и психического развития. Селен важен для обмена веществ, формирования у ребенка иммунитета. Медь необходима для процессов кроветворения, ее недостаток в рационе приводит к анемии и задержке роста ребенка.
Витамины (A, B1, В2, В6, В12, С, РР, Д, Е, К, фолиевая кислота) относят к незаменимым факторам питания. Их значимость для жизнедеятельности ребенка трудно переоценить. Недостаток витаминов в детском возрасте отрицательно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии малыша, ведет к нарушению обменных процессов, снижает активность иммунитета, повышает частоту и тяжесть заболеваний, снижает умственную и физическую работоспособность. Кроме того, дефицит витаминов усиливает негативное действие на ребенка вредных экологических факторов.
Необходимый набор витаминов поступает в организм с продуктами питания, и чем разнообразней пищевой рацион, тем шире спектр витаминов.
Нередко родители ошибочно считают, что основными поставщиками витаминов являются фрукты и овощи, тогда как в них содержатся только витамин С, фолиевая кислота и каротин. Источниками остальных витаминов являются мясо, рыба, яйца, молочные продукты, сыр, творог, бобовые и крупы. Вот почему эти продукты следует постоянно включать в пищевой рацион ребенка.
Дополнительными источниками поступления витаминов являются пищевые продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами, в их числе молоко и кисломолочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, зерновые завтраки, кондитерские изделия, детские плодовоовощные консервы и соки.
Индивидуальная витаминизация ребенка с использованием аптечных витаминных препаратов должна проводиться по назначению врача.
Необходимой составной частью рациона ребенка является вода, которая входит в состав клеток и тканей. Все химические и обменные процессы протекают с участием воды, конечные продукты обмена также удаляются вместе с водой. В сутки организм ребенка выделяет до 1,5 л жидкости вместе с мочой, потом, выдыхаемым воздухом. Эти потери организм должен восполнять. Чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Так, потребность ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 100 мл на 1 кг массы тела. Следует помнить, что в жаркое время года потребность в жидкости повышается.
Вода поступает в организм с чаем, жидкой (суп, компот, молоко) и плотной (хлеб, мясо, каши) пищей. Особенно много воды (до 90 %) содержится в овощах, фруктах, ягодах. Неблагоприятно отражается на здоровье как чрезмерное, так и недостаточное поступление в организм воды. При избытке воды органы кровообращения и выделения работают с повышенной нагрузкой, при резком ее ограничении наступает обезвоживание организма и нарастает концентрация растворенных в нем веществ.
Для восполнения потребности ребенка в жидкости необходимо в течение дня предлагать ему питьевую воду (бутилированную или кипяченую водопроводную) по 100–150 мл.
Источниками белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов являются пищевые продукты, которые условно подразделяют на следующие группы: хлеб и хлебобулочные изделия; крупы и макаронные изделия; молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; яйцо; пищевые жиры; сахар и кондитерские изделия; фрукты овощи; картофель.
Специалистами в области детского питания разработан примерный среднесуточный набор продуктов (таблица 6), который полностью обеспечивает ребенка в возрасте 2–3 лет необходимыми пищевыми веществами.
Таблица 6
Примерный суточный набор продуктов для ребенка 2–3 лет
На первый взгляд может показаться, что ассортимент пищевых продуктов и их количество избыточно для ребенка, но это не совсем верно. Часть продуктов представленного перечня (мясо, молоко, сахар, сливочное и растительное масло, хлеб, овощи, фрукты, соки) следует предлагать ребенку ежедневно. Другие продукты (яйца, творог, рыба, сметана) достаточно включать в рацион ребенка 2–3 раза в неделю, ориентируясь на суммарное количество продуктов, которое следует использовать за неделю.
Необходимо иметь в виду, что в таблице 6 указан вес сырых необработанных продуктов (вес брутто), то есть мяса и рыбы с костями, неочищенных овощей. После обработки масса готового блюда будет значительно меньше. Например, из 100 г сырого мяса (вес брутто) при его первичной обработке – отделении от костей и сухожилий – остается 70 г мякоти (вес нетто). При дальнейшей тепловой обработке происходят дополнительные потери. Их величина зависит от способа приготовления блюда (варка, тушение). Так, при отваривании мясо теряет 40 % от веса нетто (то есть от 70 г), и, таким образом, готовое блюдо, приготовленное из 100 г сырого мяса, будет весить всего 40–45 г. При разделке и приготовлении птицы, рыбы, овощей также происходят естественные потери. Другие же продукты – мука, крупа, макаронные изделия – в результате кулинарной обработки дают «привар», «припек», то есть увеличение массы. Так, макароны и вермишель в отварном виде весят в 2–2,5 раза больше (в зависимости от сорта). Все эти нюансы были учтены специалистами при разработке примерного набора продуктов.
Необходимым условием рационального питания ребенка является соблюдение определенного режима приема пищи. Здоровый ребенок 2–3 лет должен получать четырех-пятиразовое питание в установленные часы с интервалом между приемами пищи в 3,5–4 часа. Это традиционные завтрак, обед, полдник и ужин. Данное правило следует неукоснительно соблюдать, так как регулярное питание – одно из важных условий предупреждения многих заболеваний желудка и кишечника.
В летний период кратность питания увеличивается. Это связано с возрастанием энергозатрат у ребенка (на 10–15 %) за счет большей физической нагрузки, включения в режим длительных прогулок, подвижных игр. Второй завтрак должен быть не обильным – фрукты, соки и подаваться не позднее, чем за полтора часа до обеда, чтобы не перебить аппетит. Для того чтобы ребенок лучше ел, нужно дать ему перед едой отдохнуть. Прогулку, активные игры следует заканчивать за 20–30 минут до приема пищи.
Нередко в жаркое время года у детей снижается аппетит. В этом случае на прогулке предлагайте ребенку простую воду. Можно несколько изменить режим питания, заменить обед полдником, то есть более легкой пищей, а обед перенести на время полдника, когда отдохнувший после дневного сна ребенок будет есть с большим аппетитом.
Аппетит – это сложный рефлекторный акт, в регуляции которого принимают участие нервная и эндокринная системы, обменные процессы, протекающие в клетках организма. Аппетит зависит от ряда факторов: от того, что ребенок ел накануне, от индивидуальных особенностей усвоения пищи, эмоционального состояния. Причинами временного снижения аппетита могут быть перевозбуждение или переутомление ребенка, малая подвижность на прогулке, а нередко – начало заболевания. В любом случае не нужно заставлять малыша есть насильно или отвлекать игрушками. В отдельных случаях во время обеда можно предложить ребенку полпорции первого блюда с тем, чтобы он полностью съел второе – более питательное
по содержанию белка и калорийности. Иногда можно разрешить ребенку начать обед со второго блюда, а затем дать ему немного супа. Если ребенок испытывает жажду, отказывается от обеда, можно дать ему небольшое количество воды, а затем обед. Часто у детей ухудшается аппетит во время и после заболевания, в таких случаях рекомендуется давать больше овощных и фруктовых соков, ограничивая потребление сахара и кондитерских изделий. Даже если во время болезни ребенок немного похудеет, то после выздоровления он быстро наберет свой вес. Конкретные рекомендации, связанные с особенностями питания ребенка во время болезни, должен дать врач.
Другая крайность – избыточное потребление пищи. Обычно родители радуются хорошему аппетиту ребенка, не ограничивают его и даже поощряют неумеренность в еде. В результате ребенок привыкает к обильной пище. Впоследствии эта привычка может привести к болезням обмена веществ, избыточной массе тела, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.
Ежедневно на подготовку и прием пищи, как правило, суммарно затрачивается около двух часов. Продолжительность завтрака и ужина по 25–30 минут, обеда – 40–45 минут, полдника – 15 минут. Поспешность в еде вредна, однако и удлинять приемы пищи сверх указанного времени не следует.
Важно, чтобы объем пищи строго соответствовал возрасту ребенка. Пища должна не только удовлетворять потребностям растущего организма, но и соответствовать возрастной емкости желудка. Маленькие порции, как правило, не вызывают у ребенка чувства насыщения, большие – пугают малыша (особенно новая и нелюбимая пища). Объемы разовых порций для детей 2–3 лет указаны в таблице 7.
Таблица 7
Примерная масса порций для ребенка третьего года жизни (г/мл)
Учитывая, что особенностью пищеварительной системы ребенка 2–3 лет является более низкая активность пищеварительных соков, незаконченность развития жевательного аппарата, незрелость органов пищеварения, требуется особая кулинарная обработка блюд. Из рациона малыша должны быть исключены жареные блюда. Ребенку следует предлагать отварные и тушеные блюда. Свежие овощи рекомендуется готовить измельченными в виде салатов; мясо и печень – в виде рубленых изделий; рыбу, для исключения попадания в блюдо костей, в виде котлет, кнелей; яйцо (куриное, перепелиное) должно быть отварное или в виде омлета. Использование сырого яйца – «гоголь-моголь» или яичницы-глазуньи небезопасно в эпидемиологическом отношении.
Из питания малыша следует полностью исключить жирные сорта говядины, свинины, баранины, грибы, натуральный кофе, острые приправы, соусы, майонез, копчености, пончики, чипсы, газированные напитки.
В последнее время стало популярным посещение с детьми ресторанов быстрого питания, таких как: «Макдоналдс», «Ростик’с» и др. В меню этих заведений широко используются острые соусы, майонез, изделия, жаренные во фритюре. Это крайне нежелательно с позиции здорового питания ребенка. Высокая интенсивность обменных процессов, относительно быстрый рост и увеличение массы тела требуют особого внимания к поступлению в организм ребенка пищевых веществ. Погрешности в питании могут легко привести к возникновению острых расстройств пищеварения.
Меню на текущий день составляется, исходя из наличия имеющихся дома продуктов, при этом не следует готовить те блюда, которые ребенок ел накануне. Разнообразие ассортимента блюд достигается как за счет использования широкого набора продуктов, так и за счет различных способов их кулинарной обработки.
Завтрак должен быть плотным и состоять из горячего блюда, чаще всего это молочная каша из разных круп (рис, овес, гречка, пшено) либо блюдо из творога, яиц (вареники, сырники, запеканка, омлет). В качестве напитка можно приготовить какао, кофейный напиток на молоке, чай. К напитку можно предложить бутерброд с маслом либо с сыром.
В настоящее время пищевая промышленность выпускает готовые к употреблению зерновые завтраки, обогащенные минеральными веществами и витаминами. Сухие завтраки не требуют много времени для приготовления (их нужно только залить молоком) и вызывают у ребенка интерес многообразием форм (колечки, шарики, фигурки зверей). Готовые завтраки можно включать в рацион ребенка один раз в неделю.
Обед должен состоять из салата из свежих или отварных овощей, заправленных растительным маслом, первого горячего блюда (борщ, щи из свежей капусты, суп гороховый, с фасолью, рассольник, на курином бульоне с макаронными изделиями), второго мясного или рыбного блюда (котлеты, биточки, бефстроганов, тефтели, гуляш, суфле) с овощным или крупяным гарниром. Из субпродуктов можно использовать говяжью печень, которая является источником железа, витаминов В6 и В12. В качестве третьего блюда ребенку можно дать кисель, компот из сухих, свежих, свежезамороженных ягод и фруктов, сок.
Полдник состоит из кисломолочного напитка (кефир, ряженка, простокваша, йогурт) с булочкой, пирожком или кондитерским изделием (печенье, пастила, зефир, вафли). Можно предложить ребенку свежие фрукты. Следует помнить, что любые фрукты, включая цитрусовые и бананы, тщательно моют водой.
В книге подробно изложены основные проблемы развития и воспитания ребенка третьего года жизни, описаны особенности его общения со взрослыми и сверстниками, даны примеры игр-занятий, показаны пути становления его личности.
Пособие адресовано родителям и гувернерам, педагогам дошкольных учреждений. Оно также будет полезно студентам педагогических колледжей и вузов.
Под редакцией С.Н. Теплюк
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов
Уважаемые коллеги!
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
До выхода полного учебно-методического комплекта к программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к "Программе воспитания и обучения в детском саду" под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Авторы-составители: H. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, 3. А. Гриценко, С. И. Груничева, Д. В. Дмитриева, М. Б. Зацепина, Л. Я. Каневская, Т. П. Кудрина, И. В. Мальцева, И.А. Мещерякова, Г.Ю. Одинокова, A.B. Павлова, Ю.А. Разенкова, С.Н. Теплюк, И. В. Чумакова.
Введение
Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Спустя год, рассматривая фотографии своего шалуна, вы поразитесь – какой он был маленький. Третий год жизни – период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источником этой чудесной метаморфозы являетесь вы – любящие и чуткие родители.
Знания и умения ребенка постепенно усложняются и обогащаются. Малыш накапливает опыт и начинает пользоваться им в обыденной жизни. Все более важным для общего развития малыша становится не только то, каких реальных успехов он достиг, но и как он пользуется этими достижениями при решении насущных проблем и умственных задач.
Ребенок живет напряженной и насыщенной жизнью. Малыш жаждет приобщиться к окружающей действительности: ему интересно все, что попадает в поле его восприятия. Основной вид его деятельности в этом возрасте – предметно-манипулятивная. Постижение ребенком предметного мира происходит посредством действий в нем.
К трем годам ребенок освоил множество специфических действий и способен использовать по назначению многие бытовые предметы. Это достижение особенно важно для развития ребенка, ведь малыш становится все более самостоятельным в быту и самообслуживании. Растут и требования взрослых по отношению к умениям ребенка: от него теперь требуют самостоятельно есть, частично одеваться и раздеваться, выполнять различные просьбы. Родители все чаще оценивают результат действий малыша ("получилось – не получилось"). Ребенок начинает понимать, что его действия должны быть направлены на достижение некоторого результата. Его поведение становится все более результативным. Необходимым условием становления результативности в психике и поведении ребенка на третьем году жизни является развитие познавательных функций – мышления и речи. Совместное развитие этих функций приводит к тому, что у малыша появляется внутренний план, мир представлений.
Осознание ребенком результативности своих действий способствует:
Развитию целенаправленности деятельности. Теперь малыш способен с помощью взрослого поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Конечно, сосредоточиться и полноценно выполнить желаемое ребенку еще не по силам. Ему на помощь приходит взрослый, который является не только бесценным помощником, но и источником идей, контролером выполнения задуманного, ценителем результата. По сути, он дает ребенку образец целенаправленного результативного действия;
Развитию произвольного (то есть управляемого) поведения. К трем годам ребенок становится способным осознанно подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформляются в форме речевой инструкции. Действие по речевой инструкции опирается на содержание высказывания взрослого, которое может противоречить собственным желаниям ребенка. Малыш учится справляться со своим "хочу – не хочу" не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольности;
Осознанию и переживанию собственной самостоятельности. "Я могу это сам!" – это не только констатация факта, но и переживание чувства гордости за свое достижение, по сути – рождение самосознания малыша.
Постепенно у ребенка формируется определенное отношение к себе как к активному деятелю, который может достичь определенной цели ("Я сам"). Это переживание является первичным самоотношением и знаменует начало формирования самосознания. Знания о себе объединяются и дополняются представлением о своих возможностях в разнообразных видах деятельности. Закладывается важнейшая, эмоциональная часть образа Я – переживания, связанного с собственной личностью.
Тесный контакт со взрослым, с которым ребенок комфортно существовал и развивался первые три года жизни, дал многое малышу, в том числе подготовил такие изменения, которые привели к критическому периоду в его развитии, именуемому кризисом трех лет. В натуре ребенка все больше проявляются самостоятельность и независимость.
Малыш вступает в дошкольное детство независимым и настойчивым деятелем. "Я сам!", "Я большой!" – это его самое главное достижение.
Организация жизни ребенка
Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.
На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.
На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании .
Быстро развивается речь ребенка - обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.
Своевременное развитие речи имеет очень большое значение для развития ребенка третьего года жизни. Понимание речи окружающих способствует обогащению и расширению представлений, знаний ребенка.
С этого времени он начинает знания об окружающем получать не только наглядно, но и путем словесных объяснений взрослых.
Умея говорить, ребенок может вступать в более разнообразное и сложное общение с другими детьми (например, совместно играть), что также способствует его развитию.
При помощи речи взрослые уже могут больше, чем раньше, управлять поведением ребенка, так как ему становятся понятными многие их указания.
На третьем году жизни слово б какой-то мере становится уже и саморегулятором поведения ребенка.
Таким образом, речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т. е. развитию личности ребенка в целом.
На основе собственного опыта и объяснений взрослого у ребенка формируются представления и понятия (доктор лечит, шофер водит машины, грибы растут в лесу, вечером надо ложиться спать и т. п.). Характерной особенностью детского мышления является то, что он не может еще отвлеченно мыслить, но в жизни, в конкретных условиях, он уже способен решать простейшие умственные задачи.
Так, например он не может ответить на вопрос: «Сколько будет один да один?», но если ему предложить: «Положи два яблока в вазу, а одно возьми себе» - он легко с таким заданием справится. Если его спросить: «Как достать куклу с высокой полки?», он может не ответить. Когда же ему нужно достать предмет, который находится высоко, то он, не задумываясь, поставит стул, залезет на него и достанет нужное.
Эти примеры показывают, что мышление ребенка еще непосредственно связано с действием, с конкретными предметами. В течение третьего года жизни у ребенка очень сильно развивается способность к подражанию. Поэтому в его игре отражается уже не только то, что он получил в непосредственном общении со взрослыми, но то, что видел, слышал.
Новым в подражании ребенка является то, что теперь он воспроизводит не отдельные разрозненные действия, как это было прежде (подражая, причесывается, читает газету, баюкает куклу), а связанные между собой действия, разнообразно сочетая полученные в разное время впечатления: играя, едет на дачу на машине, берет с собой корзиночку, чтобы собирать грибы.
При благоприятных условиях воспитания ребенок может уже проявлять заботу о матери, сочувствие плачущему, уметь хорошо играть со сверстниками и т. п. Он уже значительно больше и по разнообразным поводам общается с детьми и взрослыми по своей инициативе.
Все более, четко обрисовываются индивидуальные особенности психики ребенка, начинают формироваться основы характера.
Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Ребенок после двух лет хорошо понимает речь окружающих, может подражать тому, что видит и слышит, и очень легко внушаем, т. е. легко «заражается» чувствами других. Поэтому не только действия близких (матери, отца, бабушки), но и тон, каким они говорят, их привычки, интересы, взгляды, их отношение к труду и окружающим людям оказывают большое влияние на формирование личности ребенка и на приобретение им тех или иных привычек.
Устойчивее становится внимание малыша. Одним делом он может заниматься до 30 минут, а при участии взрослых и дольше. Если он чем-то заинтересовался, то теперь его не так-то легко отвлечь. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства . Он не способен еще к произвольному вниманию. Поэтому так важно, объясняя что-либо ребенку или формируя у него какое-то умение, действовать на его чувства, вызывать интерес и понимание, а не принуждать насильно. Только таким путем можно добиться от него выполнения требований взрослого.
31. Концепция «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»
Среда, окружающая детей в детских садах и детских домах, Должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "не рядом, не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не "запрограммированность", а содействие развитию личности; знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества . Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка - как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя . Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни. Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность ребенка что-то для себя открывать, применять свою фантазию, становиться героем придуманных им сюжетов. Таким образом, игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности - динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7) принцип открытости - закрытости;
8) принцип учета половых и возрастных различий детей.
32. Режим дня детей раннего возраста
Режим работы группы 12 часов.
6.30 – 7.30 Дома (примерно): подъем, утренний туалет.
7.00 – 8.05 В детском саду:
Прием, осмотр, опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
Самостоятельные и совместные с воспитателем игры, общение, наблюдения.
8.05 – 8.15 Оздоровительные игры: адаптационные, эмоционально сближающие. Утренняя гимнастика.
8.15 – 8.40 Подготовка к завтраку, завтрак.
8.40 – 9.15 Самостоятельные игры и занятие по подгруппам.
8.40 – 8.55 Занятие: 1я подгруппа
9.05 – 9.15 2я подгруппа
9.15 – 9.35 2й завтрак. Подготовка к прогулке.
9.35 – 11.20 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения.
11.20 – 11.40 Возвращение с прогулки. Игры пальчиковые, с потешками. Художественное слово.
11.40 – 12.00 Подготовка к обеду. Обед.
12.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Колыбельные. Дневной сон.
1 5.00 – 15.20 Постепенный подъем. Оздоровительные игры.
15.20 – 15.40 Самостоятельные и совместные с педагогом игры, развлечения.
15.40 – 16.00 Полдник.
16.00 – 16.10 Занятие.1я подгруппа.
16.20 – 16.30 2я подгруппа.
16.30 – 16.45 Подготовка к прогулке
16.45 – 19.00 Прогулка: наблюдения, игры, физические упражнения. Уход домой
Похожая информация.