Как не вырастить из ребенка жертву. Если ребенок стал жертвой сексуального домогательства…
Каждое воскресенье «Такие дела» отвечают на вопросы читателей. После разоблачения сексуальных скандалов в школе у многих возник вопрос: «А куда смотрели родители?» Разбираемся, по каким признакам можно понять, что ребенок подвергся сексуальному насилию, и как себя вести в такой ситуации. На вопрос отвечает психолог фонда «Сохраняя жизнь» Светлана Зайнутдинова и психолог центра «Сестры» Марина Эрлих.
- Как понять, что ребенок подвергся именно сексуальному насилию?
Центр «Сестры» написал целую методичку о том, по каким признакам можно определить, что подросток подвергся сексуальному насилию, и как с этим справиться. Однако основные признаки (нарушение сна, энурез, ухудшение успеваемости, необъяснимые страхи, язык и игры, имеющие сексуальный оттенок, усиленная мастурбация, суицидальные угрозы, сниженная самооценка) можно в разной степени и комбинации наблюдать у всех подростков в период полового созревания. Поэтому в первую очередь важен контакт между родителем и ребенком. Если он есть, вы, скорее всего, просто не сможете не заметить, что с ребенком происходит что-то не то.
Вы чувствуете, что с ребенком происходит что-то нехорошее, подозреваете самое страшное. Какие слова подобрать, чтобы поговорить с ребенком о таких непростых вещах?
Нет каких-то правильных и специальных слов. Но есть главное правило: не занимать обвинительную позицию. Необходимо объяснить ребенку, что, что бы ни случилось, его вины в этом нет. Дать ему понять, что вы в любом случае на его стороне, - это самое главное.
Хорошо, если у ребенка налажен особенно близкий контакт с кем-то из родителей или есть другой значимый взрослый. Этот человек может спросить о том, чего боится, опасается ребенок. Он не хочет говорить? Не нужно его дожимать. Если не давить на ребенка, уважать его желания, то он сам расскажет вам о том, что оказался в сложной ситуации.
Обсудите ситуацию с психологом. Возможно, выслушав вас, психолог захочет встретиться с ребенком, чтобы провести несколько тестов. Если ваши страхи подтвердятся, ребенку понадобится индивидуальная программа реабилитации.
Если ребенок сам говорит, что подвергся насилию, что делать? Как реагировать? Нужно ли отвести ребенка к психологу?
Главное - совладать с собой и не показывать испуг. Сконцентрируйтесь на том, что ребенок жив, здоров и вне опасности. Эта ключевая мысль помогает не падать в обморок. В этом случае родителю даже стоит порадоваться, что у них с ребенком настолько доверительные отношения, что он говорит ему о таком открыто.
Почему это важно? Ребенок настроен на родителей, он по ним проверяет, что хорошо, что плохо, что можно пережить, а что нельзя. Чем младше ребенок, тем важнее для него реакция родителя. Взрослый своим поведением транслирует ребенку, как нужно относиться к произошедшему. Особенно, когда ситуация нагружена словом «сексуальное», что в нашем обществе кардинально меняет ситуацию.
В словосочетании «сексуальное насилие» ключевое слово – насилие. Как будут относиться родители к ребенку, которого оскорбляют одноклассники или учителя? Это ведь тоже насилие. Суть не меняется, не должна меняться и реакция родителя. Даже если речь идет о самом страшном насилии - со стороны, например, учителя.
Если родитель будет твердо уверен в том, что все поправимо, то и ребенку будет легче это пережить. Объясните, что это несчастный случай, что необходимо принять меры. Тут в дело вступают психологи. Они же обязаны довести информацию до социальных педагогов. В школах есть специальные рекомендации, как действовать в подобных случаях.
Есть опасность того, что подростки могут солгать о насилии. Тема популярная, обсуждают ее много и по телевизору, и в интернете. При нынешней информированности дети очень ловко используют такие вещи для манипуляции. Разобраться в том, правда ли слова подростка или манипуляция, - обязанность психолога.
Какой уровень огласки стоит придать случившемуся? Стоит ли обращаться в полицию, СМИ, к руководству школы, где учится ребенок?
Это решать родителю. В правоохранительные органы родители сообщить обязаны. А вот будут ли они обсуждать это с родителями одноклассников ребенка, передадут ли информацию в СМИ - это их личный выбор.
С одной стороны, гласность помогает, привлекает внимание к проблеме, дает некую гарантию того, что насильник не уйдет от ответственности, и, возможно, таким образом другие дети не окажутся в подобной ситуации. С другой стороны, родители таким образом разглашают не только имя насильника, но и имя его жертвы. Анонимность обеспечить очень трудно, а для жертв сексуального насилия огласка может стать травмой посильнее прочих. К тому же, информация о случившемся будет храниться в Интернете всегда.
- Как родителю самому пережить этот стресс?
Кризисное сопровождение семей, где дети подверглись сексуальному насилию, всегда включает в себя период невмешательства - это может быть неделя, а может быть и месяц-два, у всех по-разному. Уже потом можно подключать к работе специалистов. Психолог работает не только с ребенком, но и с его родителями.
В момент невмешательства рядом должны быть только близкие люди, чтобы поддержать, помочь пережить ситуацию и справиться с каким-то бытовыми вещами. Например, если все соседи судачат о том, что случилось, и ни родителям, ни ребенку не хочется высовывать нос на улицу, то родственники должны помочь - принести продукты, купить лекарства.
Как не позволить мысли о том, что ребенок может подвергнуться сексуальному насилию, превратиться в паранойю?
Нужно учиться говорить с детьми. Развивать доверие, а не контроль. Нужно помнить, что если я не доверяю ребенку, то и у ребенка нет оснований доверять мне. Развитие доверия - это пошаговая работа, которой нужно учиться. Но тогда вы будете уверены, что ребенок расскажет вам, если с ним что-то произойдет.
Еще один важный момент: некоторые родители не допускают мысли о том, что ребенку может что-то не понравиться. «Надо», «обязан», «должен». У ребенка, который слышит такие слова, нет права возражать, он послушный. И почему-то считается, что послушный ребенок - хороший ребенок. Но, к сожалению и к удивлению родителей, это послушание иногда приводит к трагическим последствиям. Ребенок привык к тому, что обязан подчиняться взрослому, независимо от того, нравится ему это или нет. На самом деле у ребенка должно быть право отказываться от того, что ему не нравится. Он должен четко знать, что если ему не нравится, что кто-то без разрешения трогает его, то он имеет право себя защищать.
Спасибо, что дочитали до конца!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь
Если вы заметили, то включая обычный канал новостей мы включаем просто программу чрезвычайных происшествий. При этом насилие с экранов телевизора сыплется и ранит детскую психику. После постоянного воздействия негативной информации дети становятся жестокими. При этом многие ребята могли сталкиваться в школе и даже в семье с насилием, как физическим, так и моральным. Причем необязательно, быть жертвой насилия, многие могут занимать сторону наблюдателя. После чего также получились в роли жертвы , только другого уровня.
Ребенок жертва в школе
В школах дети нередко объединяются в группы, чтобы поиздеваться над теми детьми, которые «не как все», выставляя их в роли жертвы . Обычно выделяют несколько причин, почему ребенок может стать объектом насмешек или негативного отношения со стороны сверстников:
- Внешность. К этому фактору относятся как дети с явными отклонениями (например, инвалиды или просто с дефектами речи), так и дети имеющие не столь значительные внешние изъяны: торчащие зубы, асимметрия лица, полнота и любые другие признаки, за которые могут схватиться жестокие товарищи.
- Достаток. Материальное положение семьи порой становиться причиной травли ребенка . Это может быть видно, если ребенок одет хуже других, не имеет нужных учебные принадлежностей, не говоря уже о наличии карманных денег или гаджетов по сравнению с другими детьми. У каждого свое понятие достатка, как правило, дети из обеспеченных семей, получают благородное воспитание, и стараются не только не показывать достаток своей семьи, но и не акцентировать внимание на чужих возможностях.
- Успеваемость. Причиной может стать как слишком низкая успеваемость, так и слишком высокая. Таких детей часто дразнят зубрилами или ботаниками. Еще хуже, если такой ребенок постоянно носит очки – прозвища очкарика ему не избежать, если в школе будет жестокий, агрессивный ребенок.
Последствия насилия
Последствиями систематических издевательств над ребенком в школе могут стать:
- Завышенная самооценка. Иногда дети, подвергающиеся какому-либо насилию ставят себя выше других, занимая позицию жертвы . Либо внушают себе (или им внушают), что и дразнят от зависти и ребенок сам по себе ни в чем не виноват. В любом случае вы получаете в итоге подростка с завышенной самооценкой, который ходит в школу в роли жертвы.
- Заниженная самооценка. Неудивительно, что дети, которых унижают в школе или в семье считают себя неумехами и неуверенно чувствуют себя в любом новом деле. Ребенок ставший жертвой наглых, хамоватых типов станет плохо относиться к себе, все время думая только с негативной точки зрения.
- Необъективная оценка внешнего мира. Дети , ставшие жертвами травли могут привыкнуть считать себя виноватыми во всех бедах, независимо от степени их участия в той или иной ситуации. Или же, наоборот, такие дети могут обвинять во всех неудачах внешний мир или конкретных людей (сверстников, родителей, учителей). В любом случае ребенок жертва станет неадекватно оценивать ситуацию. Возможно перестать видеть в ней какие-либо правильные выходы.
Виды насилия
Выделяют несколько видов насилия в школах:
- Травля. К ней принято относить: обзывательства, дразнилки, обидные клички, подшучивания, шептание за спиной.
- Активное неприятие, если ребенок проявляет инициативу, на его действия он получает общее неодобрение. Он может быть , такого ребенка как бы «ставят на место». На самом деле, его просто травят.
- Пассивное неприятие. Оно проявляется нежеланием играть с ребенком, сидеть с ним за одной партой, заниматься вместе проектами или принимать его в группу по проектной работе.
- Игнорирование. В таком случае к ребенку не проявляется абсолютно никакого интереса, его и не обижают активно и не дружат с ним. Для остального коллектива, ребенка жертвы как бы не существует. Этот вид морального насилия тоже негативно влияет на становление характера и устойчивость психологически эти ситуации переживать.
Типы детей жертв и зачинщиков
Детские психологи выделяют несколько типов детей, которые могут стать жертвами издевательств и насилия в школе :
- Любимчики. Когда воспитатели, учителя или даже родители выделяют одного ребенка среди остальных, это может сыграть с ним злую шутку. Такое отношение взрослых может развить в ребенке завышенную самооценку и чувство собственного превосходства над другими детьми, что в свою очередь вызывает своего рода протест со стороны сверстников.
- Прилипала. Многие дети, чувствующие себя изгоям, начинают вести себя слишком навязчиво с одноклассниками. Таким поведением они вызывают неприязнь и, в некоторых случаях, могут вызвать агрессию со стороны тех детей, которые не могут «отвязаться» от такого ребенка. В итоге ребенок станет жертвой , при этом он не до конца сможет проанализировать ситуацию и понять причины.
- «Шут». Некоторые дети , обычно мальчики , замечая, что они не преуспевают в тех или иных сферах жизни, ставят себя на роль шута. Привлекают внимание нестандартным поведением, непослушанием и рискуют стать «козлом отпущения» в классе для детей и даже для взрослых.
- Непопулярные. Некоторые дети от природы застенчивы: они не являются душой компании, без охоты принимают (или не принимают вовсе) участие в совместных играх или школьных проектах. Таких детей чаще игнорируют, чем травят. С одной стороны для них это становится некоторым облегчением, с другой – даже при возникновении желания принять участие, они не смогут этого сделать, потому что морально задавлены.
- Агрессоры. Дети бывают агрессивными и неспособными вести спор, приводя аргументы, и начинают себя вести несдержанно: могут начать ругаться или драку. Агрессия вообще стала идти параллельно с многими детьми. Вместо выяснения причины, они сразу запускают в дело кулаки. Прививают такое поведение невоспитанные родители, которые говорят своим еще подрастающим крохам о том, что при любой возможности лучше начать драку, чем постараться решить конфликт мирным путем.
- Ябеда. Никто не любит детей, которые постоянно жалуются взрослым. Их часто выставляют в роли жертвы . Парадокс в том, что чем чаще обижают ребенка -ябеду, тем чаще он жалуется взрослым. Порой позывом наябедничать становиться шантаж, например, ребенок хочет добиться чего-то от других детей и шантажирует их какой-то информацией об их же поведении. В таком случае ребенок может стать жертвой агрессивных действий со стороны своих товарищей.
Зачастую, и жертвы и зачинщики травли могут обладать одинаковыми или схожими качествами поведения. Например, агрессоры могут быть и задирами класса и изгоями. Поведение любимчиков может привести как в общей неприязни, так и к (нечестному, основанному на запугивании) лидерству.
Существует несколько типов детей , которые обычно становятся субъектами насилия в семье, школьной травли. Эти качества могут привести к роли задиры, в случае, если они доминируют в поведении ребенка , больше чем остальные качества.
- Лидеры. В этом качестве, нет ничего плохого, если оно не доведено до навязчивой идеи, когда ребенок стремиться занять место лидера любой ценой. Если такой ребенок не обладает лучшей успеваемостью в классе , но может пытаться стать лидером травли детей-изгоев. Если в семье несколько детей, то он будет всегда отстаивать позицию первого. Причем ничего другого у него не будет, только слепое желание первенства любой ценой.
- Агрессивные дети. Дети, чье поведение можно назвать излишне агрессивным, могут выплескивать свою злость на незащищенных детей, присваивая им роль жертвы. Особенно тех, кто не имеет поддержки в классе.
- Привыкшие делить окружающих на классы. Такая проблема всегда идет из семьи . Такие дети чаще всего избалованные и склоны возвышать себя по статусу своих родителей, или просто привыкшие судить о людях только по одному признаку (социальному статусу, материальному положению, расе, достатку семьи).
- Эгоцентрики. Эгоцентричные дети не способны к состраданию и поэтому не задумываясь могут причинять боль (моральную и физическую) другим. Такому типу зачинщиков чаще всего даже не бывает стыдно за свои действия. И то, что они вытворяют с товарищами для них становится некой нормой. А жертвы, как правило, молчат!
- Максималисты. Дети такого типа мышления (чаще всего уже в подростковом возрасте) не могут смириться с поведением или с другими характеристиками другого человека, не способны прийти к компромиссу. Для них есть только одно истинное мнение, которое они не могут изменить. Таким образом, остальные ребята становятся жертвами таких людей.
Все типы зачинщиков имеют общие черты характера и поведения:
- Завышенная самооценка. Все задиры считают себя лучше других и потому думают, что имеют право относиться плохо и несправедливо к некоторым своим сверстникам. Ведь, по их мнению, они этого заслужили.
- Стремление к объединению. Часто бывает, что дети-зачинщики стремятся создать вокруг себя большую компанию, являясь в ней центром внимания и лидером. Иногда сама его компания состоит из довольно застенчивых и «слабых» детей , так как ими проще управлять. Пример, группа дворовой шпаны , под управлением более сильного лидера. Банды, в которых есть четкая иерархия, свои правила и жертвы .
- Чувство справедливости. Порой дети начинают вести себя плохо на публику, если другой ребенок проявил себя не с лучшей стороны и мог вызвать этим одобрение у сверстников. Или же просто избежал наказания и какого-либо порицания со стороны как взрослых, так и детей. Такая же мотивация может быть в ситуации, если ребенок начинает вести травлю другого ребенка, чтобы защитить кого-то из своих друзей или близких ему людей. В такой ситуации всегда сложнее разобраться взрослым, так как спор затрагивает уже как минимум три стороны. Какое решение будет наиболее правильным решать нужно индивидуально в каждом случае.
Родителям, чьи дети стали жертвами в школе стоит прислушаться к своему ребенку и поступать рассудительно. Основная задача постараться не усугубить ситуацию. Если вашего ребенка обижают за ябедничество, то прийти с ним за ручку в школу и прилюдно ругаться с его одноклассниками явно будет не лучшей идеей. Вам нужно заручиться помощью психологов и учителей. Возможно подружиться со старостой класса и узнавать обстановку через него. Добиться того, чтобы ребенок стал вам доверять.
Так же, родителям детей , которые являются зачинщиками травли стоит серьезно задуматься о причинах такого поведения у ребенка. Чаще всего многие психологи и педагоги говорят о том, что травить и издеваться над другими, детей заставляют собственные комплексы. А такие комплексы зарождаются в семье . Ребенка все время унижают дома, поэтому он отыгрывается в школе на более слабых детях из жертвы превращаясь в зачинщика конфликта.
Ребенок жертва в семье
Однако, не только в школе ребенок может стать жертвой травли или насилия. К сожалению, такие вещи могут происходить в семье . Сделать ребенка жертвой могут как родители, так братья или сестры. Например, старшие дети могут устраивать своего рода «дедовщину» младшим в погоне за родительской любовью, или же просто в силу физического или умственного превосходства. Такие вещи нужно пресекать на корню, чтобы не усугублять ситуацию.
Иногда родители могут травить своего ребенка . Причем как намеренно, так и нет. Если папы слишком много требуют от своего малыша, не замечая его , а только обращая внимание на его недостатки, он может стать замкнутым и начать чувствовать себя никчемным и ненужным. Так же серьезной ошибкой может стать сравнение одного ребенка с другим, причем как с братом или сестрой, так и с чужими детьми. Такие сравнения и постоянное указывание на недостатки ребенка развивает в нем комплекс неполноценности и может привести к полному отрицанию родительского авторитета.
Еще одной ситуацией, когда ребенок может стать жертвой в семье является развод. Часто дети могут чувствовать себя ненужными (когда их мнение не то что не учитывается, а даже не спрашивается) и даже виноватыми. Последнее происходит порой из-за прямого обвинения ребенка в разводе. Во время такого сложного стрессового периода каждому участнику процесса важно получить своевременную помощь психолога!
Итоги
Ребенок может стать жертвой в семье, в школе, в саду. Причинами могут стать различные ситуации, контролировать которые (хотя бы в семье) можете вы сами. Психологически роль жертвы очень тяжелая ноша, которая порой просто может сломить малыша. Ваша помощь и поддержка всегда нужны для ребенка, и имеют огромное значение для него!
Фото: свободные источники Интернет
Очень важно научить ребенка принимать личную ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как ведет себя, чтобы он шел по жизни, не считая себя жертвой плохих людей и неблагоприятных обстоятельств. Даже тогда, когда ребенок сталкивается с трудностями, давайте ему возможность проявлять психологическую устойчивость и мужественно переносить свои неудачи.
Если вы видите наличие у ребенка тревожных признаков развития комплекса жертвы или хотите предотвратить его отношение к себе в стиле «бедный я», используйте семь шагов, описанных в данной статье, чтобы способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.
1. Создавайте семейные традиции благодарности
Благодарность удерживает от жалости к себе. Проводите время с ребенком в разговорах о том, за что вы ежедневно благодарите судьбу. Даже когда вы сталкиваетесь с трудностями, демонстрируйте пример признательного отношения.
Создавайте ежедневные семейные традиции, которые помогут вашему ребенку осознать все то, за что он должен испытывать чувство благодарности. Вот несколько идей:
- во время ужина попросите ребенка рассказать о лучшей части его дня;
- перед сном попросите его назвать три хороших события, которые произошли сегодня;
- создайте дома стенд благодарности и добавляйте записи о том, за что вы благодарны сегодняшнему дню.
2. Учите ребенка преобразовывать негативное мышление
Некоторые дети имеют более мрачное и пессимистичное видение мира, чем другие. Но с небольшой помощью они могут узнать о том, что их негативные мысли не всегда верны, а зачастую и вовсе являются ошибочными.
Помогайте ребенку «успокаивать» его негативное мышление, находя исключения из правил. Если он говорит: «Я никогда не делаю ничего интересного», напомните об интересных занятиях, в которых он недавно участвовал. Если он говорит: «Я никому не нравлюсь», укажите ему людей, которые его любят.
3. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями
Научите ребенка бороться с такими неприятными эмоциями, как страх, тревога, гнев и печаль. Дети, обладающие здоровыми навыками управления эмоциями, реже воспринимают свои мелкие неудачи как большие катастрофы. Ребенок, который уверен в своей способности справляться с разочарованием, покидая детскую площадку, не станет утверждать, что жизнь к нему несправедлива.
Дисциплинируйте поведение вашего ребенка, но не его эмоции. Пусть он знает, что его эмоции нормальны, естественны и правомочны, но важно уметь справляться с ними социально приемлемым способом. Учите ребенка грамотно выражать свои чувства и не позволяйте ему жалеть себя каждый раз, когда он расстраивается.
4. Учите ребенка навыкам решения проблем
Дети, которые не владеют навыками решения проблем , чаще исповедуют пассивный подход к жизни. Ребенок, который не знает, как выполнить домашнее задание по математике, может смириться с плохими оценками, даже не пытаясь найти решение. А ребенок, который не вошел в состав футбольной команды, может сделать вывод, что он ужасный спортсмен.
Учите ребенка решать проблемы . Ребенок, который, сталкиваясь с трудностями, принимает необходимые меры, вряд ли когда-либо будет рассматривать себя в качестве беспомощной жертвы. Дети с хорошими навыками решения проблем не позволяют маленьким неудобствам превратиться в большие препятствия.
5. Учите помогать другим людям
Дети часто думают, что их проблемы самые большие в мире. Покажите им, что есть много других людей, с гораздо бо́льшими проблемами, тем самым вы поможете детям увидеть, что каждый человек в этой жизни сталкивается с трудностями. Помощь другим людям демонстрирует ребенку, что, независимо от его возраста и от тех проблем, которые он испытывает, он способен быть полезным кому-то еще.
Ребенок может работать волонтером на кухне для бездомных, помогать пожилому соседу при работе во дворе или участвовать в проекте по сбору средств на какое-то доброе дело. Пусть ваш ребенок регулярно принимает участие в общественных работах, чтобы он понимал, как можно сделать мир лучше.
6. Учите навыкам ассертивности*
Говорите ребенку о том, что он не должен быть пассивной жертвой. Если другой ребенок вырывает игрушку из его рук, помогите своему малышу научиться спокойно и вежливо требовать ее обратно. Если в школе его дразнит другой ребенок, учите ребенка достойно отвечать , что отобьет у обидчика желание продолжать, или же если другой ребенок пинает или толкает вашего, научите его обращаться за помощью к учителю.
Дети с развитыми навыками ассертивности могут сказать уверенно и четко: «Не делай так» или «Мне не нравится то, что ты делаешь». Воодушевите вашего ребенка использовать такие слова, и вы уменьшите вероятность того, что он станет жертвой.
7. Демонстрируйте способы справиться со сложными ситуациями
Наглядный пример – это прекрасный инструмент обучения, потому что дети учатся лучше всего тогда, когда у них есть возможность практиковать свои навыки воочию. Помогайте ребенку учиться избегать мышления жертвы, демонстрируя ему способы действия на упреждение развития ситуации в неблагоприятном направлении.
Маньяка-педофила, который поставил на уши весь Челябинск, задержали. Оказалось, что изнасилование 7-летней девочки — не единственный преступный эпизод, в котором замешан 35-летний уроженец Таджикистана - предприниматель и примерный семьянин. Почему опасной для ребенка становится даже дорога в школу и прогулка во дворе и как защитить свое чадо - в материале сайт.
Информация о нападениях на детей начала появляться с прошлого года. Жертвами становились девочки, почерк был один и тот же: на школьниц в возрасте 10-14 лет неизвестный набрасывался в темное время суток и насиловал. В последний раз маньяк напомнил о себе 16 августа. Тогда его жертвой стала 7-летняя челябинка. Он познакомился с ней на детской площадке по улице Худякова, вошел в доверие, заманил за гаражи и надругался.
В субботу, 3 сентября, стало известно, что в аэропорту Екатеринбурга при попытке вылететь в Таджикистан задержан 35-летний Вадим Есипов, подозреваемый в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. В следственном комитете уточнили: мужчина, скорее всего, причастен сразу к серии аналогичных преступлений. Пока речь идет о семи эпизодах. Именно он может оказаться «маньяком с ЧТЗ», который якобы изменил внешность, чтобы уйти от правоохранительных органов. Расследование уголовного дела продолжается, пока Есипову вменяли только один эпизод. Вероятно, пострадавшим девочкам предстоит принять участие в опознании насильника.