Компромисс во имя яркости: Цветовая Яркость и Зеленый Оттенок. §5 Основные характеристики цвета
Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.
Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.
Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!
Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.
Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.
Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.
Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.
Характеристики цвета.
1) ЦВЕТОВОЙ ТОН
. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА
цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.
Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.
Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона ! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.
2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ
.
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ
. Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого.
И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).
3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА
.
Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.
4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ)
. Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).
Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.
Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).
Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.
Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые
(с золотистым подтоном) / холодные
(с синим подтоном)
2) Светлые
(ненасыщенные) / тёмные
(насыщенные)
3) Яркие
(чистые) / мягкие
(приглушённые)
И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.
Потренируемся определять ведущую характеристику.
Или одну ведущую и одну – дополнительную.
На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета
– цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета
– цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета
– цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета
– цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета
– чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета
– приглушённые, с добавлением серого.
Мы привыкли видеть цвет только как атрибут объекта, а свет - фактор, который может это изменить. Помидоры красные, трава зелёная, а свет может только немного поменять оттенок либо осветить объекта, правильно?.. Нет.
Цвет не существует сам по себе - это только эффект механизма нашего зрения. Нет света, нет и цвета - вы ведь не видите цвет объектов, когда темно? Это не значит, что темнота мешает видеть нам свет, это значит, что свет «создаёт» цвет. Если для вас это не очевидно, читайте далее, ведь художнику необходимо это знать. Рекомендую сначала ознакомиться с первой статьёй из серии, чтобы у вас не возникало много вопросов.
Что такое цвет?
Давайте вспомним физику. Не бойтесь, я разжую для вас весь материал настолько, насколько это возможно. Некоторые объекты являются радиоактивными, а это значит, что они излучают микрочастицы. Свет - как радиация, потому что каждый источник света излучает фотоны.
Поток фотонов формируется из волн разной длины волны.
Поток фотонов, вылетающий от источника света куда-либо, мы называем лучом.
Это всего лишь несколько фактов. Но что получается, если учесть человеческий фактор? Вокруг нас множество электромагнитных волн, но мы можем видеть только волны определённой частоты. Например, мы не видим тепло, ибо соответствующие электромагнитные волны лежат вне диапазона видимого света (однако, если накалить металл до определённой температуры, он становится красным для нас). Те электромагнитные волны, которые мы можем видеть, физики называют видимым светом, а мы - просто светом.
В наших глазах функционируют два вида фоторецепторов - палочки (rods) и колбочки (cones). Когда луч света попадает на них, они отправляют информацию в мозг.
Палочки очень чувствительны к свету, они отвечают за видение движения и форм, а также за ночное видение. С колбочками все интереснее. Они разделяют волны по частоте, так, чтобы мозг мог обработать их, на красные (длинные волны), зелёные (средние) и синие (короткие). Цвет, который мы видим, формируется в зависимости от того, в каких пропорциях смешаны эти типы волн в потоке света.
Но почему тогда в потоке света могут быть волны разной длины, если они исходят от одного источника света? Большинство лучей падают на какой-либо объект и отражаются далее (например, на сетчатку вашего глаза). Обычно объект не отражает лучи так идеально, как, например, зеркало. Волны некоторых частот полностью поглощаются объектами и они никогда не доходят до наших глаз. В итоге до нас доходит только часть изначальных волн. Эти «остатки» луча и интерпретируются нашим мозгом в цвет. Разные цвета получаются от того, что разные объекты поглощают и отражают волны разных частот.
Возможно, вы не понимаете, как это все связано с представлением понятия цвета в нашем деле. В конце концов, мы ведь рисуем только цвет, нам не нужно моделировать физические процессы, чтобы получить его. Скоро вам все станет ясно.
Оттенок, насыщенность, яркость
И все же, есть ли что-то более сложное? Мы знаем, что есть оттенок, насыщенность и яркость, но когда дело доходит до рисования, достаточно трудно догадаться, как управляться с этими параметрами. Оттенок это, хм...цвет, верно? Насыщенность - уровень яркости цвета... и яркость, собственно, говорит нам, темный предмет или светлый. Кажется, все достаточно понятно, верно? Но понятно это только тогда, когда мы говорим о готовой работе; разобраться в том, что же со всем этим делать бывает очень непросто. Так или иначе, нам лишь необходимо понять, откуда берутся эти величины!
Определение оттенка
Оттенок - это "тип" цвета. Красный, пурпурный, оливковый, малиновый - все это оттенки. Они возникают благодаря вышеописанному механизму - отражённые световые волны различной длины смешиваются в различных пропорциях и создают конечный цвет. Отсюда следует, что, оттенок, проще говоря, основан на "цвете предмета". Интересный факт - серебристый, золотистый и коричневый оттенками не являются. Серебристый - это блестящий серый, золотистый - блестящий жёлтый, а коричневый есть тёмный или ненасыщенный оранжевый.
Неважно, сколько названий мы придумаем для оттенков, все они основаны на трёх цветах: красном, зелёном и синем. Чем дальше вы на световом кольце от основного цвета, тем ближе вы к оригинальному оттенку. Например, 50% красного + 50% зелёного дадут жёлтый, но стоит нам эти пропорции чуточку изменить в сторону любого из основных цветов, мы уже получим красноватый или зеленоватый оттенки.
Оттенок не может быть сильнее или слабее, поэтому, на цветовом кольце мы определяем его не в процентной, а в градусной мере.
Определение насыщенности
Оттенок не значит цвет (по-крайней мере, формально). Круги, нарисованные ниже, имеют абсолютно одинаковый оттенок, одинаковую позицию на цветовом кольце, даже яркость у них одинаковая. Так почему мы воспринимаем их цвета как разные?
По общему определению, от насыщенности зависит, сколько белого содержится в цвете.
Но, постойте, разве это не о яркости? Вы хотите сделать цвет ярче и добавляете белого... но это сделает тёмные зоны более насыщенными. Запутанно, верно? Поэтому, нам нужно более подробное пояснение.
Насыщенность - это преобладание цвета. Три примера внизу имеют одинаковый оттенок и яркость, единственное, что меняется - это пропорции. Мы не добавляем белого, мы лишь сокращаем разницу между составляющими цвета так, что ни один из них не выделяется.
Как вы могли догадаться, там, где нет разницы между цветовыми компонентами, нет и насыщенности, и мы получаем белый (пока без учёта яркости).
Определение яркости
Яркость - это максимальное значение светового потока, который наш глаз может воспринять. Нет «более синего» цвета, чем 100% синий, нет ничего более светлого, чем 100% белый.
«Полоски» цветов не могут иметь значение больше максимума.
То есть чёрный получается тогда, когда мы не получаем информации об объекте вообще.
Интересный факт: когда темно, колбочки почти не получают информации, поэтому мы практически не можем различать цвета в темноте. Зато активизируются палочки, более чувствительные к свету. Так как они более чувствительны к синим и зелёным оттенкам, в темноте красные оттенки выглядят для нас много более темными. Этот эффект носит имя Яна Пуркинье.
Кроме абсолютной яркости, у каждого света есть своя яркость (прим. переводчика: в английском языке для этого существуют отдельные термины, в русском - к сожалению, нет). То есть яркость в этом значении - насколько цвет близок к белому.
Если мы обесцветим 100% яркий оттенок до оттенка серого, его яркость не останется стопроцентной. Синий при обесцвечивании превращается в очень тёмный серый, а зелёный - в очень светлый. Это зависит от чувствительности колбочек, и именно поэтому мы воспринимаем жёлтый (красный + ярко-зелёный) как самый яркий свет. Яркость цвета важна, когда мы рассматриваем его обесцвеченный аналог.
Модель HSB
Вам это может показаться запутанным. В реальности ведь мы не представляем цвет как такую сложную структуру с таким набором параметров. Тон, насыщенность и яркость объединяются в одну удобную цветовую модель. Посмотрите на схему ниже - для вас же очевидна ее закономерность? Так почему же вы не используете ее?
Если вы рисуете в цифре, для вас это будет более понятно. Итак, HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость) — цветовая модель . Как она работает?
Если вы понимаете, что эти параметры значат, вам будет нетрудно составить эту модель. Кольцо тона (либо полоса) и треугольник/квадрат яркости и насыщенности - модель SB.
Модель SB можно поделить на области. Если вы визуально выбрали нужный цвет, вам не нужно знать значения насыщенности и яркости.
Конечно, модель квадрата более интуитивна и понятна, но мне больше нравится работать с треугольником. Модель треугольника позволяет объединить насыщенность и яркость. Я пользуюсь вот этим плагином от Len White:
http://nerdchallenge.com/lenwhite/LenWhite.com/LenWhite.com/Entries/2012/9/16_PW_CS6.html
CMY и RGB модели
Вспомним на минуту о настоящих художниках. У них нет цветового кольца под рукой с удобным слайдером. Как, в таком случае, менять яркость, оттенок, насыщенность пигмента?
В первую очередь, давайте задумаемся, в чем же разница между реальным рисованием и рисованием на компьютере? В обоих случаях используется цвет, верно? Проблема в том, что в цифровом рисовании мы используем самые лучшие и яркие цвета, сразу бросающиеся в глаза, тогда, как в традиционном рисовании нас ограничивает свет, отражающийся от пигмента. Это как использовать посредника между тем, что нарисовано, и тем, что мы видим на самом деле. Можно долго дискутировать на тему, какой же тип рисования более близок к искусству; но, без сомнения, рисование на компьютере воспринимается лучше механизмом нашего зрения.
Итак, для традиционного рисования нам нужны краски. Они сами по себе цвет не излучают, вместо этого они впитывают свет на них падающий, и отражают световые волны различной длины, сочетаемые, собственно, с их названием. Так, например, краска красного цвета впитывает синий и зелёный, отражая только красный свет.
Проблема в том, что мы не можем создать идеальный цвет только путём отражения света. CMY спектр есть своеобразный компромисс: голубой не отражает красный, пурпурный не отражает зелёный, а жёлтый не отражает синий. То есть, если мы хотим стимулировать "синие" колбочки, нам нужно смешать голубой и пурпурный - эти цвета отразят как можно меньше красного и зелёного. Помимо этого, в CMY гамму добавлен ещё и чёрный, так как компоненты этого спектра не идеальны и их смешивание в равных пропорциях не даст чёрного.
В модели RGB (аддитивный канал) мы как бы добавляем оттенки к оригинальным; в CMY (субтрактивный канал) все наоборот: чем меньше оттенка мы добавим, тем ярче будет конечный цвет.
Четыре правила смешивания цветов
Правило #1. Смешивание оттенков
Если смешивать два оттенка, то мы получим оттенок где-то между ними, соответственно пропорциям. Применимо как в аддитивном, так и в субтрактивном смешивании.
Правило #2. Смешивание добавочных оттенков
Вы, возможно, слышали о добавочных цветах - это оттенки, лежащие друг напротив друга на цветовом кольце. Контраст между ними (когда оба оттенка имеют одинаковую яркость) настолько же сильный, как между белым и черным. Тем не менее, если их смешать, то они как бы нейтрализуют друг друга.
Смешивание добавочных оттенков даёт нейтральный цвет (серый или сероватый). Аддитивное смешивание 100% ярких добавочных оттенков даст белый, субтрактивное - чёрный.
В субтрактивном методе смешивания прибавление небольшого количества добавочного оттенка поможет наверняка уменьшить яркость.
Правило #3. Смешивание насыщенностей
В обоих методах пропорции при смешивании уравниваются, и в результате насыщенность уменьшается.
Правило #4. Смешивание яркостей
При аддитивном смешивании мы получаем более яркий цвет, при субтрактивном - цвет темнее, чем наиболее светлый из двух цветов.
Цветовая температура
Традиция делить цвета на тёплые и холодные устоялась давно. Мы знаем, что тёплые цвета активные и дружелюбные, а холодные - наоборот. Можно написать много книг о психологии цветов, но дело в том, что цвета делятся на холодные и тёплые спектрально. Какой цвет более тёплый, красный или жёлтый, вы можете сказать? Пурпурный цвет - холодный или тёплый? Где вообще находится эта граница разделения?
Посмотрите на схему. Получается, что теоретически все красные оттенки относятся к тёплым. Однако есть оттенки красного, которые выглядят холоднее. Все дело в контрастности. Цвет не может быть тёплым или холодным, только теплее или холоднее. Кольцо оттенков легче разделить на холодную и тёплую половину. Вырежем красный цвет из палитры, и тут не будет холодного и тёплого. Будет лишь красный.
Итак, как нам создать более тёплый или более холодный оттенок? Все тона на колесе - соседи. У каждого оттенка соседи с какой-либо стороны теплее, с другой - холоднее. Если нам нужен оттенок холоднее оригинального, просто двигаемся по кольцу в соответствующую сторону.
Основные правила затенения
Итак, мы подошли к самому главному. Дайте мне несколько минут и вы сами увидите, что это огромное вступление было необходимо. Если вы будете помнить только правила и не будете знать откуда они вытекают, ваши знания будут ограничены, но если вы правда будете понимать, как это работает, то для вас нет преград!
Основной цвет
Главный цвет, не подсвеченный никаким источником света, называют основным. Хм, мы же знаем, что так не бывает... Лучше сказать, что основной цвет - это цвет, на который не влияют сильно ни свет, ни тень. То есть вишня красная, даже если с одной стороны солнце ее подсвечивает до оранжевого, а с другой, темной стороны она бордовая. Сама вишня все равно красная.
Какие должны быть параметры насыщенности и яркости у основного цвета? Яркость определяется относительно целой картины. Чтобы увидеть настоящую яркость, положите ваш объект на лист белой бумаги. И объект, и бумага освещены одним источником света, и объект не может быть ярче бумаги.
Объясняется все просто - лист белой бумаги отражает 100% света. Если объект ярче бумаги, значит он должен отражать более ста процентов света, а это невозможно. Все дело в контрасте.
А что с насыщенностью? Если яркость зависит от интенсивности света, то насыщенность зависит от пропорций цвета. А пропорции цвета остаются статичными, если меняется интенсивность (есть одно исключение, о котором мы поговорим позже). Это как добавлять воды с каждой ложкой сахара - чай не станет слаще.
Прямой источник света
Давайте вспомним одну схему из прошлой статьи:
Начнём с совсем простенькой картинки. Трава зелёная, мяч красный, небо... неважно. Если фон далеко от объекта, он никак на него не влияет. Сейчас, без прямого источника света, картинка выглядит плоской. Мы называем цвета в таком случае «плоскими».
Когда прямой источник света присутствует, он заполняет все пространство. Его интенсивность - яркость - максимальная в точках, на который свет падает прямо, и минимальная в точках, на который свет почти не падает (теневые области).
Чтобы мяч не висел в воздухе, а лежал на поверхности, нам нужно нарисовать ещё и тоненькую тень между мячом и поверхностью. Мы обсуждали это в прошлой статье. Эта тень - самая тёмная область картинки.
Проблема в том, что картина все равно выглядит ненастоящей. Она красочная, но такое ощущение, что эта картинка из детской книжки. Что-то не так. Если вы внимательно читали первую статью серии, то вы понимаете, что мы использовали только диффузное отражение. Каждый луч света, падающий на мяч, частично поглощён и отражает только красный цвет. То есть в области, на который падает свет, мы получили 100% красный и мы не можем это изменить! Это нормально для матовых материалов, и уменьшать в таком случае насыщенность, чтобы получить яркий красный - это неправильно.
Тогда в чем дело? Дело в том, что полностью матовые материалы в природе большая редкость. То есть большинство матовых материалов также немного обладают способностью зеркального отражения. Немного переместитесь, глядя на какой-либо объект, и если оттенок в некоторых его областях будет хоть немного меняться, значит этот объект способен отражать и зеркально. Если вид объекта вообще никак не изменяется - значит он матовый полностью.
Зеркальное отражение, как мы уже выяснили ранее, это отражение источника света. Большую роль играет соотношение способностей объекта отражать диффузно и зеркально.
Когда мы уменьшаем насыщенность яркой части объекта (добавляем белого, так сказать), мы не увеличиваем его яркость - мы увеличиваем блеск.
Так или иначе, наш мяч все ещё ненастоящий. Теперь он выглядит так, как будто мы нашли где-то 3D модель. Дело в том, что мы использовали нейтральный белый - а в природе такого быть не может. Солнечный свет, пока доходит до наших глаз, проходит и через слои атмосферы. В общем, мы уже говорили об этом в первой статье серии.
Волны небольшой и средней длин рассеиваются легче всего. Чем больше их путь через атмосферу, тем более они рассеиваются, и, может даже вовсе не достигают ваших глаз (во всяком случае, не из изначального источника). Поэтому, "белый" луч становится в основном красным и зелёным, и даже в самой высокой точке наблюдается небольшой недостаток синего - солнечный свет тёплый.
Так почему же отражение из источника тёплого света нейтрально-белое? Чтобы избежать этот эффект искусственной 3D модели, понизьте насыщенность и увеличьте температуру, добавляя в то же самое время тёплый блеск (не важно, сильный или нет). Как мы заметили ранее, красный бывает тёплым и холодным, то есть поверхность не обязательно становится оранжевой или жёлтой.
Важно не приучиться постоянно использовать блеск, чтобы сделать вашу работу более привлекательной. Если вы чувствуете, что приближаетесь к белому, это значит, что ваш объект блестящий или мокрый. Помните об этом, когда будете рисовать кожу.
Непрямые источники света
Но что случается со всей этой синевой, которая рассеивается? Конечно, она делает небо голубым, но если мы видим яркую синеву, это значит, что цвет попадает в наши глаза, и не только глаза. Непрямой свет касается всего вокруг, и, отражённый, он становится виден и для нашего зрения. Он не такой яркий, как прямой солнечный свет, и все же, он может сделать поверхность чуточку ярче. Также, если поверхность не полностью матовая, цвет поверхности теряет насыщенность, приобретая холодный оттенок (так как наш непрямой источник света - холодный). Помните, что прямой свет намного сильнее света непрямого, и они никогда не смешаются - отражение непрямого света не может пересечь линию предела.
Гладкие и блестящие поверхности обладают наибольшей способностью отражать, но матовые, как наша "земля", так же влияют на объекты.
Как мы подметили в предыдущей статье, контраст с расстоянием уменьшается. Но что происходит с оттенком, насыщенностью и яркостью удаляющегося объекта? Здесь все немного сложнее. Когда объект удаляется к фону, цветовая информация, которую он несёт смешивается со светом, отражённым от неба, верно? Это значит, что:
Оттенок постепенно меняет температуру в направлении оттенка неба
Яркость постепенно растёт, пока не достигнет яркости неба
Насыщенность смешана с шумом, поэтому, она падает. Но, если источник света находится на заднем плане (а на переднем плане темно), то насыщенность постепенно возрастёт с приближением к нему.
Чем атмосфера чище, тем реже такой эффект имеет место быть. К примеру, там, где много пыли, дыма, или очень влажно, даже близко расположенный объект радикально поменяет свои свойства. Общеизвестная фишка многих художников (и, кстати, создателей фильмов) - создание глубоких перспектив даже на, по факту, небольших расстояниях, - к примеру, нарисовать одну ногу монстра более глубоким, ярким синим. Для нашего мозга это означает, что нога находится дальше,- то есть, мы достигли глубины. Как бы то ни было, помните, что такой трюк "утолщает" атмосферу, и на открытом воздухе не сработает.
Цвет и цветовая яркость
Правильное заполнение цветом создаёт правильную яркость, так сказать, непреднамеренно. Новички часто начинают свои рисунки с распределения яркости, чтобы все пошло, так сказать, как по маслу, но, на самом деле, с только что изученными нами правилами проблем с работой с цветом у вас больше быть не должно. Действительно, какие могут быть проблемы?
. Первоначальная яркость основного цвета устанавливает, так сказать, яркость для всего рисунка
. Рассеянные свет и тени так же насыщены, как и основной цвет
. Чем больше блеска - тем больше цветовой яркости
. Непрямой свет никогда не бывает ярче прямого, а значит, он не может быть спутан с основным источником света
. Основной цвет становится линией предела, с бликами с одной стороны и тенями с другой, создавая правильный контраст
Как проверить, стоит добавить больше света или теней? Все зависит от контраста, и тут вам самим нужно выбрать, какой лучше подойдёт атмосфере вашего рисунка. В общем, было бы хорошо, помести вы предмет на три фона: белый, чёрный и 50% серый. Если ваш предмет выглядит хорошо на всех трёх - все идёт отлично. Обесцвечивание вашего рисунка для сравнения -тоже хорошая идея.
То, что нужно запомнить
Очень насыщенные, яркие цвета крайне редки в природе, оставьте их для цветов, птиц, и магических предметов
. Помещайте свет на свет, и никогда свет на тень! Если вы хотите осветить тёмное место, делайте это постепенно.
. Если затенение выглядит слишком красочным, устройте небольшой перерыв для своих глаз, посмотрите на рисунок издалека. Велик шанс того, что после часов работы ваши глаза слишком сфокусированы на нем, и на самом деле с цветами все в порядке. Здесь может помочь вращение картинки или непрямой взгляд на неё, например, через зеркало.
. Оставьте 100% белый для бликов, а чёрный для так называемых "щелевых" теней. Их чрезмерное использование радикально уменьшит их силу.
Больше никаких догадок!
Как только вы поймёте, что цвет - это просто сигнал, вид информации, имитировать реальный мир в своих рисунках вам станет намного легче. Вам не нужно запоминать тысячи правил, как только вы поняли основы - вы можете просчитать реальность с удивительной точностью! Конечно, не принимайте их, как универсальный рецепт успеха, - искусство есть искусство, и иногда наилучший эффект может быть достигнут при нарушении правил.
Ожидайте последнюю статью из серии, в котором я покажу вам новые фишки, такие, как множественные и цветные источники света, прозрачность, распространение и преломление света, и расскажу обо всей этой суете вокруг текстур.
- Что такое цвет?
- Физика цвета
- Основные цвета
- Теплые и холодные цвета
Что такое цвет?
Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения (см. физика цвета).
Цвет доступен не всем животным на Земле . Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.
Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.
Цвет, как носитель информации, в жизни человека стал играть огромную роль.
Цвет – как символ
. Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединились в образ, который сделал из цвета символ. Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен (он может быть не осознан, но принят подсознанием).
Пример: красный в «сердечке» - символ люби. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности.
С помощью цветовых образов можно донести до читателя больше информации. Это лингвистическое понимание цвета
.
Пример: Надел я черный цвет,
В душе надежды нет,
Постыл мне белый свет.
Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие
.
Пример: Эстетика выражается в искусстве, хоть оно состоит не только из цвета, но и формы и сюжета. Вы, не зная почему, скажете, что это красиво, а это искусством назвать нельзя.
Цвет влияет на нашу нервную систему,
заставляет учащается или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т. д.
Например: в комнате, выкрашенной в синий цвет кажется прохладней, чем есть на самом деле. Потому что, синий замедляет наше сердцебиение, погружает нас в покой.
С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет в политических движении и обществ.
Физика цвета
Как такового цвета в природе не существует. Цвет - продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.
Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный (с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).
В 1676 г И. Ньютон провел эксперимент по расщеплению светового луча с помощью призмы. В результате он получил 7 явно различимых цветов спектра.
Эти цвета часто сокращают до 3 основных (см. основные цвета)
Волны имеют не только длину, но и частоту колебаний. Эти величины взаимосвязаны, поэтому задать определенную волну можно либо длиной, либо частотой колебаний.
Получив непрерывный спектр, Ньютон пропустил его через собирающую линзу и получил белый цвет. Тем самым доказав:
1 Белый цвет состоит из всех цветов.
2 Для цветовых волн действует принцип сложения
3 Отсутствие света ведет к отсутствию цвета.
4 Черный – это полное отсутствие цвета.
В ходе экспериментов было выяснено, что сами предметы цвета не имеют. Освещенные светом, они отражают часть световых волн, а часть поглощают, в зависимости от своих физических свойств. Отраженные световые волны и будут цветом предмета.
(Например, если на синюю кружку посветить светом, пропущенным через красный фильтр, то мы увидим, что кружка черная, потому что синие волны блокируются красным фильтром, а кружка может отражать только синие волны)
Получается, что ценность краски в ее физических свойствах, но если вы решите смешать синий, желтый и красный (потому что остальные цвета можно получить из комбинации основных цветов (см. основные цвета)), то получите не белый цвет (как если бы вы смешали волны), а неопределенно темный цвет, так как в данном случае действует принцип вычитания.
Принцип вычитания говорит: любое смешивание ведет к отражению волны с меньшей длиной.
Если смешать желтый и красный, то получится оранжевый, длина волны которого меньше длины волны красного. При смешивании красного, желтого и синего получается неопределенно темный цвет – отражение, стремящееся к минимальной воспринимаемой волне.
Этим свойством объясняется маркость белого цвета. Белый цвет – отражение всех цветовых волн, нанесение любого вещества ведет к уменьшению отражения, и цвет становится не чисто белым.
Черный же цвет наоборот. Чтобы выделиться на нем, нужно повысить длину волны и количество отражений, а смешивание ведет на понижение волны.
Основные цвета
Основные цвета – это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.
Это КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ
Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет.
Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет (см. физика цвета).
Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике. Если их перевести в черно белый формат, то вы отчетливо увидите контраст.
Сложно представить себе яркий темно - желтый цвет, как яркий светло - красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАСНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ
Цветовой тон, яркость, насыщенность, светлота
Тон – это основная характеристика, по которой называют цвета.
Например, красный или желтый. Существует обширная палитра цветов, основой которой являются 3 цвета (синий, желтый и красный), они, в свою очередь, являются сокращением от 7 основных цветов радуги (потому что, смешивая основные цвета можно получить недостающие 4)
Тона получают смешиванием в разных пропорциях основных цветов.
Тона и оттенки – синонимы.
Полутонами называется незначительное, но уловимое глазом изменение в цвете.
Яркость - характеристика восприятия. Она определяется нашей скоростью выделения одного цвета на фоне других.
Яркими считается «чистые» цвета, без примеси белого или черного. У каждого тона максимальная яркость наблюдается при разной светлоте: тон/светлота .
Это утверждение верно в том случае, если рассматривать линейку оттенков одного цвета.
Если же выделять наиболее яркий оттенок среди других тонов, то более яркими будут цвет как можно больше разнящийся по светлоте с остальными.
Насыщенность (интенсивность) – это степень выраженности определенного тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого: насыщенность/светлота
Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.
По шкале светлоты видно, что чем больше насыщенность, тем светлее тон.
Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.
Для более удобного определения светлоты цвета, без отвлечения на тон, можно перевести цвета в черно-белый вариант:
Светлота важное свойство цвета. Определение темного и светлого очень древний механизм, он наблюдается у простейших одноклеточных животных, для различения света и темноты. Именно эволюция этой способности привела к цветному зрению, но до сих пор глаз охотнее зацепляется за контраст светлого и темного, чем за какой-нибудь другой.
Теплые и холодные цвета
Теплые и холодные цвета связанны с атрибутами времен года. Холодными называют оттенки присущие зиме, а теплые - лету.
Это то «неопределенное», что лежит на поверхности при первом столкновении с понятием. Оно верно, но действительный принцип разделения лежит гораздо глубже.
Разделение на холодные и теплые идет по длине волны. Чем короче волна, тем холоднее цвет, чем длиннее волна, тем теплее цвет.
Зеленый является пограничным цветом: оттенки зеленого могут быть холодными и теплыми, но при этом они в своих свойствах сохраняют серединное положение.
Зеленый спектр самый комфортный для глаза. Наибольшее количество оттенков мы различаем именно в этом цвете.
Почему именно такое разделение: на холодные и теплые? Ведь волны не имеют температуры.
Сначала деление было интуитивно, потому что действие коротковолновых спектров успокаивает. Чувство вялости напоминает состояние человека зимой. Длинноволновые спектры, наоборот, способствовали активности, что похоже на состояние летом. (см. психологию цвета)
С основными цветами понятно. Но есть множество сложных оттенков, которые также относят к холодным или теплым.
Влияние светлоты на температуру цвета.
Для начала определим: холодными или теплыми являются черный и белый цвета?
Белый цвет – это присутствие всех цветов одновременно, это значит, что он наиболее сбалансирован и нейтрален по температуре. По своим свойствам к нему стремится зеленый. (мы можем различить огромное количество белых оттенков)
Черный цвет – отсутствие цветов. Чем короче волна, тем холоднее цвет. Черный достиг апогея – его длина волны – 0, но в связи с отсутствием волн, его также можно причислить в разряд нейтральных.
К примеру, возьмем красный цвет, который является определенно теплым, рассмотрим его светлые и темные оттенки.
Самым теплым будет «чистоволновый», насыщенный, яркий красный цвет (который посередине).
Как получается более темный оттенок красного?
Красный смешивается с черным — перенимает часть его свойств. Точнее, в данном случае, нейтральный смешивается с теплым и остужает его. Чем выше степень «разбавления» красного черным, тем температура бордового ближе к черному.
Как получается более светлый оттенок красного (розовый)?
Белый своей нейтральностью разбавляет теплый красный цвет. За счет этого красный теряет «количество» тепла, в зависимости от пропорции смешивания.
Цвета, разбавленные черным или белым, никогда не перейдут из категории теплых в холодные: они лишь приблизятся к нейтральным свойствам.
Цвета нейтральные по температуре
Нейтральными по температуре можно назвать цвета, имеющие холодный и теплый оттенок в одной светлоте. Например: тон /светлота
Цветовые контрасты
При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой.
При помощи 7 контрастов можно подчеркнуть в цвете то или иное качество.
Существует 7 контрастов :
1 построен на разнице между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам.
Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. (а в некоторых случаях вызывать эпилепсию).
Самым выразительным примером является сочетание белого и черного.
Прекрасно подойдет для достижения эффекта определенности.
Как уже говорилось в статье о светлоте цвета: разницу между светлым и темным увидеть проще, чем соотнести оттенки. За счет этого контраста можно достичь объемности и реалистичности изображения.
Основан на разнице «тормозящих» и возбуждающих цветов. Для создания теплового контраста цвета, в чистом виде, цвета берутся одинаковые по светлоте .
Этот контраст хорош для создания образов с разной активностью: от «снежной королевы» до «борца за справедливость».
Дополнительными называют цвета, при смешивании которых получается серый цвет. Если смешивать спектры дополнительных цветов, то получается белый цвет.
В круге Иттена, эти цвета стоят напротив друг друга.
Это наиболее сбалансированный контраст, так как вместе дополнительные цвета достигают «золотой середины» (белого), но проблема заключается в том, что они не могут создать ни движения, ни достижения цели. Поэтому эти сочетания редко используется в повседневности, так как создают впечатление накала страстей, а в таком состоянии тяжело находиться долго.
А вот в живописи этот инструмент весьма уместен.
– его не существует вне нашего восприятия. Этот контраст более других подтверждает стремление нашего сознания к золотой середине.
Симультанный контраст – это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.
Более всего это проявляется в сочетание черного или серого с ароматичными (отличным от черно-белого) цветами.
Если сосредоточенно смотреть на каждый серый прямоугольник по очереди, дожидаясь, когда глаз устанет, то серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону.
На оранжевом, серый примет синеватый оттенок,
На красном – зеленоватый,
На фиолетовом – желтоватый оттенок.
Этот контраст скорее вреден, чем полезен. Для его погашения следует в изменяемый цвет добавить оттенок основного. Точнее, если в серый цвет добавить желтизны и определить его на оранжевый фон, то симультанный контраст сведется к нулю.
С понятием насыщенности можно ознакомиться .
Добавлю, что к ненасыщенным цветам могут также относиться затемненные, засветленные, сложные не яркие цвета.
Чистый контраст по насыщенности строится на основе разницы между ярким и не ярким цветами в одной светлоте .
Этот контраст дает ощущение выдвижения вперед ярких оттенков на фоне не ярких. С помощью контраста по насыщенности можно подчеркнуть деталь гардероба, расставить акценты.
Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики.
Замечено, что для достижения гармонии светлого должно быть меньше, чем темного.
Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства.
При цветах равных по светлоте пространство, занимаемое пятнами, равно.
Психология цвета, значение цвета
Цветовые сочетания
Гармония цвета
Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками.
Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.
На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета — красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков).
Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета.
Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый).
Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным — с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым — с желтоватым оттенком и холодным — с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.
Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.
Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их.
Итак, коротко для справки: изначально свет, как электромагнитное излучение с определённой длиной волны - белый. Но при пропускании его через призму он раскладывается на следующие составляющие его видимые цвета (видимый спектр): к расный, о ранжевый, ж ёлтый, з елёный, г олубой, с иний, ф иолетовый (к аждый о хотник ж елает з нать г де с идит ф азан).
Почему я выделил "видимые "? Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый био-химический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.
Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.
видимый спектр хроматических цветов
Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо "цветных" цветов мы также распознаём и "не цветные", "чёрно-белые" цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне "белый - чёрный" называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным - чёрный.
ахроматические цвета
Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях "тон" и "оттенок". Так вот, цветовой тон - характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет - это тон, красный цвет - это тоже тон. А оттенок - это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой - оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) - по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
Что такое яркость цвета ? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя. Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.
И ещё: при одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый чёрный будет ярче, чем матовый чёрный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый - больше поглощает.
Светлота, светлота… Как характеристика цвета - существует. Как точное определение - скорее нет. Следуя одним источникам, светлота - степень близости цвета к белому. Согласно другим источникам - субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Третьи источники относят понятия яркость и светлость цвета к синонимам, что не лишено логики: если при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (становится светлее).
На практике так и происходит. Во время фото или видео съёмки недоэкспонированные (недостаточно света) объекты в кадре становятся чёрным пятном, а переэкспонированные (переизбыток света) - белым.
Аналогичная ситуация касается и терминов "насыщенность" и "интенсивность" цвета, когда в некоторых источниках говорится, что "насыщенность цвета - это интенсивность …. и т.д. и т.п". На самом деле это абсолютно разные характеристики. Насыщенность - "глубина" цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Интенсивность - преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).
Такая "подмена" понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.
Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.
Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.
И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.
Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.
Что нам позволяет понять хроматический круг?
1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:
Красный
Жёлтый
Синий
2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:
Зелёный
Оранжевый
Фиолетовый
Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).
3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:
Жёлто-оранжевый
Красно-оранжевый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зелёный
Жёлто-зелёный
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.
Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ -
Цветовой тон, Насыщенность, Оттенок
Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность - степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.
Светлота - признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.
Качественная характеристика хроматического цвета:
· цветовой тон
· светлота
· насыщенность. (Рисунок 8)
Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый - апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА
Цветовой тон определяет место цвета в спектре ("красный-зеленый-желтый-синий") Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны - красная часть спектра. Короткие - сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны - это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.
Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный - это отсутствие цвета, белый - это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные - ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.
Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью . Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью - это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).
Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами "темный", "светлый". Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной - черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее - (желтый). Другие темнее (синий).
В фотошеп: Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB . Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.
В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:
- HUE (Цветовой тон) - частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
- SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
· BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)
(Рисунок 10)
|