Психология воспитания детей 3 4 года. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Воспитание мальчика с рождения
В возрасте 3-4 лет у детей активно развивается образное мышление, появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию и другой подобной. Когда малыш занимается воспроизведением своего видения на окружающий мир, он обязательно объясняет то, что хочет изобразить. В этом возрасте активно развивается чувство собственных успехов. Когда малыш выполнить поставленную задачу, то обязательно покажет вам и будет радоваться, что у него получилось. Он может расстроиться, если что-то не вышло. В более раннем возрасте дети не особо огорчаются по поводу неудач, либо быстро забывают о них. Сейчас малыш более чувствителен, поэтому будет стараться сделать задуманное, чтобы не допустить состояния собственного неудовлетворения. Именно в 3-4 года у детей активно проявляется чувство гордости за себя. На этом фоне развивается и чувство соперничества. Это не сложно заметить, потому как ребенок рассказывает о том, что он стал первым в садике по определенному виду деятельности или опередил всех сверстников в игре «догонялки». Первое вранье Нередко дети начинают гордиться не только собой, но и своими родителями. Порой можно услышать фразы «Моя мама самая красивая» или «Мой папа самый сильный». В этом возрасте чувство неполноценности может породить желание к вранью. Если ребенок не получает достаточного внимания, то начинает врать, что родители выполняют все его прихоти и тому подобное. Главное, вовремя заметить, что малыш начал обманывать, потому как в дальнейшем исправить данную проблему будет намного сложнее. Реакция ребенка становится более личностной, потому как активно развивается чувство «Я». Если раньше ребенок мог стесняться, реагировать, ориентируясь на выражение лица родителей, то сейчас все происходит крайне искренне. Т.е. ребенок может засмеяться над ситуацией, когда выражение лица мамы или папы крайне строгое. Будь малыш на год младше, он бы еще подумал перед выражением своих эмоций. Дело в том, что все происходит на подсознательном уровне, где контролировать данные процессы может только психологическое развитие. Сейчас малыш стал более внимательным и равнодушие к миру постепенно «затупляется». Ребенок замечает и различает что-то, оценивает обстановку и предметы по определенным критериям. Как было сказано выше, малыш становится более чувствительным. Если кто-то спит, то он не будет выпускать всю энергию в игре, пытаясь не тревожить спящего человека. Он может сопереживать, если кому-то грустно, больно. Замечает огорчение, недовольство, радость, усталость, злость и другие эмоциональные проявление и старается помочь. Реакция распространяется при просмотре фильмов и мультфильмов. Если любимый герой погибает, то малыш может заплакать. Чувство вины Активно развивается чувство вины. Если малыш нечаянно разбил мамину вазу или пролил воду, то не ждет от родителей «мягкой» реакции. Раньше ребенок мог через час забыть о том, что родители его поругали и продолжать жить в соответствии со своими ценностями. Сейчас он может длительное время переживать по поводу наказаний, огорчений родителей, смены настроения по его вине и.т.д. Если ребенок не согласен с наказанием, то может затаить обиду и, «надувшись», не разговаривать ни с кем либо игнорировать возможные контакты. Ребенок может давать свою оценку происходящему. Если мама говорит, что нельзя брать папины вещи, а сама нарушает сказанное, то малыш может напомнить о ее запрете либо сделать «маленькое» замечание. Что такое хорошо, и что такое плохо? Различает хорошее и плохое без указаний родителей. Если папа сломал что-то, то малыш скажет о том, что это нехорошо. Также малыш высказывает свое мнение относительно действий своих сверстников. Если в детском саду кто-то разобьет или сломает что-то, то ребенок может оценить это и высказать виновникам. В таком возрасте ребенок склонен к ревности. Он может замолчать и игнорировать указания воспитателя, если ему покажется, что к нему относятся чуть хуже. То же самое распространяется в семье, на улице и других обстановках. Может обижаться, если кто-то несправедлив к нему. Малыш способен заступиться за сверстника, особенно это часто проявляется в отношении противоположного пола. Если его что-то не устраивает, то кроха может сердиться, делать что-то специально неправильно, выражая свое недовольство. Раньше ребенок ничего не стеснялся, потому как была рядом мама. Сейчас малыш может выражать свое стеснение путем опускания глаз, перетирания ладоней или пальцев. Также малыш выражает свое стеснение, водя ногой по земле. Чаще всего возникает стеснение, при пребывании в незнакомой обстановке, обращении незнакомых людей и постыдных ситуаций. Первые страхи Развивается настороженность, потому как формируется чувство безопасности. Малыш не будет тянуться к собакам на улице, потому как неизвестная реакция его слегка пугает. Ребенок настороженно относится к незнакомцам, животным, новым обстановкам, порой родителям, которые слишком строго с ним обращаются. В этом возрасте у детей появляется много страхов относительно темноты и страшных персонажей фильмов и мультфильмов. Чтобы не «подливать масла в огонь», рекомендуется отказаться от запугиваний, иначе это негативно отразиться на психике малыша. Нередко родители, в целях приучения, пугают детей различными выдуманными существами. Например, если не будешь кушать, то тебя заберет баба яга. Нельзя пугать детей отказом от него. Например, если ты сейчас не пойдешь, то мы с папой отдадим тебя серому волку. Именно с 2.5 до 4 лет, дети активно познают такие понятия, как безопасность, вред, опасность, польза. Раньше ребенок мог заниматься чем-либо только потому, что ему это нравится. Сейчас же он больше выбирает общение со сверстниками. Сейчас довольно сложный период, поэтому вам необходимо активно объяснять ребенку что такое хорошо, плохо, полезно, безопасно, опасно, вредно и.т.д. Когда малыш интересуется подобными «вещами», то нужно помогать ему в этом. Интерес так и останется интересом, если не подключатся родители. Малыш может знать, что собака способна укусить, но все равно полезть к ней, чтобы погладить ее. Ребенок все пробует применять на практике, а ваше слово поможет избавиться от многих проблем. В возрасте 3-4 лет, ребенок чувствует себя менее зависимым от мамы и папы, поэтому может отказываться от их опеки. Это вполне нормально, потому как в 3-4 года прогрессирует возрастной кризис. Малыш может специально отказываться от ваших предложений, демонстрируя свою самостоятельность и личность. Ребенок выполняет просьбы, которые были поручены близкими людьми. На этот фактор влияет темперамент, поэтому просьбы могут выполняться в зависимости от воспитания. У ребенка активно развивается речь, поэтому ему нравится запоминать новые слова, демонстрировать свои навыки, пытаться заводить новых друзей, и набираться опыта у других детишек. Нередко множено заметить картину, когда у одного ребенка получилась песочная башенка, а второй сидит и не может понять, почему у него не выходит. После чего второй ребенок спросит у первого, как у него это получилось. Услуга за услугу Развивается чувство «услуга за услугу». Вы можете попросить ребенка принести тарелки, а он вам выдаст «а тогда я дольше буду смотреть мультики» или что-то подобное. Если ребенку помогли, то он может выполнить услугу того человека, в знак благодарности. Ребенок все больше осознает разницу между прошлым и будущем. Он не станет требовать немедленного похода в зоопарк, если это возможно только с папой, который освободится через несколько дней. Нередко дети начинают задумываться, что же будет дальше в их жизни. Активно развивается настойчивость, поэтому ребенок может подолгу требовать от родителей новой игрушки. Порой дело может доходить до целых сцен в отношении несправедливости мамы и папы. Если родители уделяют внимание малышу, а именно его воспитанию, то ребенок становится менее вспыльчивым. Несмотря на кризис 3 лет, можно снизить эмоциональные реакции ребенка. Главное, показать ребенку, что можно делать, а чего нет. Вам необходимо завоевать авторитет в глазах крохи, тогда он будет послушным. Нужно проявлять строгость, настойчивость, но в то же время комбинировать с пониманием. Когда ребенок видит, что его ценят, заботятся, то чаще прислушивается к родителям.
Здравствуйте, мои дорогие друзья. Сегодня тема, которую мы с вами постараемся рассмотреть со всех сторон – воспитание ребенка 3 4 года психология советы. И сразу провокационный вопрос. Скажите, вы довольны собой, как родителем? Вы уверены, что все делаете правильно? И знаете ли вы, куда ведете, когда проводите воспитательные меры? И вообще, вы знаете, как воспитывать?
Подумайте над этими вопросами… А я вам честно признаюсь. Я не всегда собой довольна. Порой, понимаю, как правильно, но все равно, результаты не совсем те, к которым я вела. А в итоге, я снова в самом начале пути. А потому опыт каждого участника нашей беседы бесценный. Буду благодарна за комментарии.
Для начала поговорим о том, насколько это чудесное время – 3-4 года! Посмотрим на это глазами малыша и со стороны его родителей. Потом рассмотрим, какие задачи стоят перед взрослыми, у которых трехлетний карапуз. И что самое важное, научимся правильно относиться к изменениям в поведении малышат.
Самый лучший период для малышей и их родителей
3-4 года можно смело назвать золотым возрастом. Детки уже многое могут, чем невероятно радуют родителей: они разговаривают, самостоятельно перемещаются, очень много и часто повторяют за взрослыми, но уже во многих их поступках проступает характер и сила воли, а их развитие достаточно продвинулось за последние полгода, игры больше напоминают решение непростых головоломок и им все интересно.
Это общая картина. Естественно, малыши разные, и особенности малышей, и их способности на разных уровнях. И все же, если говорить об этом возрасте, то ситуация приблизительно такова. Но есть то, что одинаково у всех трехлеток, это – их восприятие мира, того, что окружаем кроху. И в это время главное понять, каковы потребности детей и как их удовлетворить.
Ответим на один и тот же вопрос с разных точек зрения: что из себя представляет этот ребенок, и какое обучение ему нужно дать, чтобы воспитать качественным человеком.
«Кто я?»
Приглашаю стать на минутку Мэри Поппинс, чтобы суметь понять речь детей и их взгляд на жизнь.
С самого первого мгновения, как только утром кроха открыла глазки, она увидела теплое солнышко, ласковую улыбку мамы, услышала нежные слова. Ему рассказали, как хорошо сегодня он проведет день. И, единственное, что он понял, это, что голос у мамы добрый, значит, все хорошо в семье. Он услышал ключевые слова: «кушать», «гулять», «друг Егорка», «папа». И в его головке проснулись одна за другой картинки. От каждой из них он невольно становится счастливым.
«Кто этот кроха?»
Посмотрим на маленького человечка глазами родительницы. Новый день начинается. Отбросим все хлопоты: накормить, одеть, уложить спать и т.д. Оставим то, что мама ставит сегодня за цель – воспитание самостоятельности. Мама видит, что детка ее все понимает, на все правильно реагирует. А потому решает привить новые знания и умения карапузу.
Похвально, когда у взрослых есть план, программа, по которой они занимаются с детьми. Но на чем она основана? Вы заметили, что сам котенок переполнен эмоциями и чувствами. Он все пропускает через призму: хорошо-плохо. Еще одна основа – ви́ дение мира в образах и картинках.
Решив обучить чему-то трехлетнего кроху, нужно именно это учитывать. То есть, если вы хотите что-то объяснить, то прибегать стоит не к логике и фактам, а к чувствам (больно, пожалеть, весело, хорошо) и качествам (смелый, добрая). Еще одна ваша палочка-выручалочка для родителей в обучении их крохи – сенсорное воспитание (не только говорить, но и давать попробовать, задействовать ощущения малыша и его восприятия).
Немножечко необычно, правда? Возможно, вначале нужно будет что-то изменить в себе и своем подходе, но оно того стоит. И очень скоро даст плоды.
Вот чего никогда не стоит делать, так это думать, что ребенок слишком мал, а потому не стоит «портить» его воспитанием. Или никогда не опоздаем, начнем, когда карапуз в школу пойдет. А сейчас пусть «отдохнет» от нравоучений. Но правильная ли такая позиция? Поговорим!
Ценность качественного воспитания
Что вы понимаете под воспитанием? Угол? Ремень? Нравоучение? Все это относится к наказанию, и никак не соответствует намерению помочь. Нужно действовать в 3 направлениях: обучать, наставлять и исправлять. Чему и как?
- Нравственное. Именно в этом возрасте, когда так понятны свои чувства, можно показать, что и у других людей тоже есть чувства. Их можно огорчить и радовать. Так малыш начинает понимать, что он может действовать в чьих-то интересах, о ком-то заботиться. Это социально нравственное обучение – основа для того, чтобы вырастить кроху ответственным и внимательным человеком.
- Экологическое. Кажется, так сложно карапузу объяснить, что нужно беречь природу. Ведь ему не понять, и что такое природа, и как ее беречь, и зачем это делать. Но именно в 3-4 года и стоит обратить внимание на основы экологического просвещения. Для этого использовать нужно простые и понятные ему истины. Например, водичку нам дают рыбки, чтобы мы умылись и попили. А если много-много взять воды, водички не хватит рыбкам. Жалко рыбок. Вот так девочка или мальчик на первых этапах, думая о рыбках, будет экономить водичку. Подрастет, и мы сможем дополнить эти его познания.
- Патриотическое. Как объяснить карапузу, что это его земля, его Родина, страна и люди – это его сограждане? Это является и частью другого наставления, духовно нравственного. Не поверите, проще простого. Мало того, в это дошкольное «обучение» входят и рассказ о традициях и обычаях нашей страны, и оно взращивает уважение к людям, его соотечественникам. Догадались? Да! Это – чтение. И книги самые любимые у карапуза – народные сказки! Всю нужную информацию от возьмет сам, как губка впитает. Можно только слегка отметить нужные моменты, чтобы сконцентрировать внимание крохи.
- Физическое воспитание. Наверное, для наших детишек это будет самое любимый урок. Вот когда они смогут попрыгать и побегать, сколько душе угодно. А наша задача – направить их энергию в систему. То есть, показать упражнения, и помогать их выполнять.
- Трудовое. Даже совсем маленькие крохи способны что-то самостоятельно сделать. Конечно, это «что-то» должно быть настолько простое, чтобы карапуз осилил. Для этого родители могут заранее подготовиться, найти простое задание и попросить котенка его сделать. Малыш будет счастлив!
Такое многогранное обучение способно привить уважительное отношение к людям, бережное к Земле, гордость за свой народ и страну и привить полезные привычки и навыки.
Остается только найти время для всего этого. И еще немножко для себя, чтобы отдыхать.
Потребности малышей, и как их учесть
Что вы считаете важным в воспитании? Чтобы кроха вас слушалась во всем? Знаете, мой опыт подсказывает, что стопроцентно такого нет и быть не может. Тогда что же важно?
Для меня это – понимание! Я всеми силами стремлюсь понять своего маленького, постичь, в чем его психология поведения. И надеюсь, что тогда ему будет проще меня понять.
Вот так, в любом конфликте, когда малыш не слушается, я точно знаю, что есть для этого причина. Я не знаю пока ее. Но, если я смогу поговорить с крохой, я обязательно выясню, в чем дело. Тогда и ссоры можно избежать. Но что, если карапуз психованный, и не идет на встречу? Нужно ли настаивать, чтобы он поделился своей горе-бедой?
Не спешите. Нужно дождаться, пока карапуз остынет, и его ощущение ситуации будет не таким острым. Вот тогда можно будет и поговорить. Еще лучший вариант — обсуждать все перед сном, вспоминая, что произошло и как нужно было поступить.
Если малыш даже перед сном слишком эмоционально воспринимает разговор, то лучше использовать , в которой этот же конфликт происходит с динозаврами или куклами, любыми персонажами, которые очень нравятся вашему ребенку. И тогда он будет слушать с удовольствием и впитывать то, как они себя ведут, как они решают конфликт, брать их модель поведения. Согласитесь нам, взрослым, тоже иногда не нравится, когда говорят, что мы поступили неправильно. В случае со сказкой — вроде бы не ты делаешь неправильно, а динозаврик. Таким образом вы снимаете эмоциональный блок восприятия информации.
Не забывайте, что доверительные отношения с ребенком строятся именно в этом возрасте. Чтобы ребенок и в школьные годы вам рассказывал обо всех своих проблемах, конфликтах, важно
И еще один важный момент, который учитывают мудрые родители, когда наставляют кроху. Речь пойдет о плоскости, в которой ребенок воспринимает любую информацию.
Вспомните классику. Правильно там сказано, малыша интересует «что такое хорошо, и что такое плохо». То есть, взгляд на мир у крохи окрашен только в 2 цвета: черный и белый. И даже серой прослойки нет. Рано ему видеть другие цвета радуги. Но тем, что маленький человечек так четко улавливает разницу между добром и злом, можно воспользоваться. Легко объяснить, что он огорчил папу или маму, или обрадовал их чем-то, и т.д.
Про истерики в этой статье говорить не буду, так как эту тему мы уже обсуждали в отдельной статье:
Кажется, все самые основные принципы я назвала. Если что забыла, или у вас есть, чем дополнить статью, пишите! Подписывайтесь на новости блога! И я всегда рада видеть, что поднятая мною тема нужна и интересна! Поэтому заходите в блог, читайте и делитесь со своими друзьями!
Возраст 3-4 года у ребёнка для многих родителей становится переломным. Трудности могут быть связаны с особенностями становления и развития малыша как личности. Узнайте обо всех особенностях детской психологии 3-4 лет и воспитания детей в этом возрасте.
Как воспитывать ребёнка 3-4 лет?
Третий год жизни является переломным для каждого ребёнка. В это время малыш начинает осознавать свое «я», проявлять самостоятельность. Такие изменения в мироощущении отражаются в характере и в поведении ребёнка. Многие психологи называют этот период кризисным в развитии малыша и становлении личности.
Ребёнок пытается показать вам и окружающим, что он уже взрослый. Он часто желает делать повседневные задачи без посторонней помощи. Любые попытки помочь встречаются криками и недовольством. В таких ситуациях очень важна правильная реакция со стороны родителей.
Поведение и характер младшего члена вашей семьи в будущем во многом зависит от того, как вы будете воспитывать ребёнка в 3 года. Очень важно указать малышу правильные ориентиры, заложить важные моральные принципы и основы хорошего поведения. Однако родителям необходимо делать это крайне осторожно. Ведь каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании.
Психология воспитания ребёнка в возрасте 3-4 лет требует от мамы и папы серьёзности и ответственности, а разрешить важные вопросы вам помогут некоторые полезные советы:
- приветствуйте и поощряйте желание малыша выполнять привычные для него действия самостоятельно;
- учитывайте мнение малыша, демонстрируйте ему важность его рассуждений для вас;
- уделяйте ребёнку много внимания, проводите вместе время за играми и при отдыхе;
- старайтесь не проявлять свою авторитетность в общении с ребёнком;
- не кричите и не осуждайте малыша, если он что-то делает не так: указывайте, что плохой именно поступок, однако он не делает плохим самого ребёнка.
При возникновении конфликтных ситуаций нельзя унижать и обижать ребёнка. Он должен знать, что вы любите его при любых обстоятельствах.
В возрасте 4-5 лет поведение и мышление ребёнка немного меняется. В его понимании формируется представление о «хорошем» и «плохом». Возникают устойчивые эмоции - симпатия и антипатия к чему-либо.
Воспитание ребёнка 4-5 лет требует от родителей терпимости и внимательного отношения к жизни и интересам малыша. В этот период он активно познаёт окружающий мир. И первыми учителями для ребёнка становятся его родители.
Понять и осознать психологию ребёнка 4-5 лет помогут некоторые советы родителям:
- не игнорируйте вопросы ребёнка об окружающем мире;
- сохраняйте позитивное мышление ребёнка;
- закладывайте основы приличного поведения в обществе (лучшим способом для этого станет личный пример);
- при возникновении конфликтов старайтесь искать компромисс.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Такое отношение формирует комплексы и вызывает неуверенность в себе.
Переходные и кризисные ситуации в воспитании ребёнка можно легко преодолеть, если вы будете уделять достаточно внимания малышу и всячески демонстрировать вашу любовь к нему.
Трехлетие приносит большие перемены в жизнь маленького человека. Ребенок делает большой скачок в развитии: становится ловким, сильным, активным и жизнерадостным. Он умеет испытывать и выражать яркие эмоции, освоил речь. Но вдруг у милого малыша резко портится характер, он становится неуправляемым, впадает в ярость, его поведение не поддается контролю. Этот период сложно переживается и детьми, и взрослыми, которым предстоит разобраться в вопросах воспитания ребенка 3 лет.
Кризис 3 лет
Педагоги-практики давно отметили неравномерность развития ребенка в разные периоды жизни, а также тот факт, что периоды бурного и быстрого развития сопровождаются осложнением взаимоотношений детей с окружающими. Очень часто третий год жизни становится кризисным – это первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей, когда даже самый покладистый ребенок может стать грубым, капризным, строптивым и истеричным.
Чтобы воспитание ребенка 3 лет проходило гладко, родителям нужно понять, что испытывает их малыш. В этом возрасте дети начинают осознавать свою личность, свои особенности и желания, и делают они это, противопоставляя их желаниям окружающим, в первую очередь родителей. Поэтому нередко на просьбы ребенок действует наоборот, упрямится, проявляет негативизм, впадает в истерику. Это не что иное, как попытки ребенка проявить свою самостоятельность.
Конечно, не все дети переживают кризис 3 лет так выражено. Исследования показывают, что около трети детей не имеют симптомов трудновоспитуемости. Тем не менее, направление развития для всех детей одно, миновать этот кризис не удается никому, различается лишь стиль поведения малыша. Это и является определяющим фактором того, как воспитывать ребенка в 3 года.
Родители по-разному реагируют на кризис 3 лет, некоторые становятся раздражительными, пытаются подавлять и ставить малыша на место, пользуясь своим физическим и психологическим превосходствам. В других семьях, наоборот, выбирая тактику, как воспитывать ребенка 3 лет, родители потакают всем капризам маленького тирана, лишь бы он не устраивал истерик. Оба эти подхода не верные.
Родители должны отнестись к заявке ребенка на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно позволить малышу иногда «одерживать победу», но в разумных пределах. Специалисты по детской психологии отмечают, что ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязание, вскоре становится истеричным и очень несчастным. Именно рамки и ограничения, которые устанавливают родители, помогают малышу ориентироваться в окружающем мире, а также собственных желаниях и ощущениях, без них он чувствует себя беспомощным и дезориентированным.
Напротив, дети, которым все запрещают, подавляя, таким образом, все первичные формы негативизма, в дальнейшем теряют инициативность. Они не способны занять себя или придумать игру, их воображение обеднено или, наоборот, слишком буйно и непродуктивно.
Если родители будут уделять достаточное внимание воспитанию ребенка в 3 года, ближе к его 4-летию это абсурдное противоборство родителям исчезнет, он научится формулировать свои замыслы и адекватно отстаивать их. Чтобы этого добиться, родителям предстоит набраться терпения и любую ситуацию оценивать трезво.
В первую очередь при воспитании ребенка в 3 года важна согласованность действий взрослых. Нельзя допускать, чтобы папа разрешал то, что мама запрещает и наоборот. Нужно установить определенные правила, которых будут придерживаться все, в том числе и сами родители. Чтобы погасить капризы и истерики нужно постоянно переключать внимание малыша на что-то другое, например, любимую игрушку. Важно помнить, что запретами, приказами и требованиями или, наоборот, постоянными потаканиями, добиться желаемого эффекта не получится. Только игнорируя и спокойно реагируя на выходки ребенка можно быстро его успокоить.
И самое главное в воспитании ребенка 3 лет – родительская любовь, малыш должен постоянно ее чувствовать. Для него важна искренняя похвала, поэтому каждый его правильный поступок нужно сопровождать приятными словами. Если же малыш совершает нежелательное действие, нужно объяснить, почему этого делать не стоит. Ни в коем случае нельзя предоставлять ребенка самому себе и ждать, когда этот период пройдет, так как это может повлечь более серьезные проблемы в будущем.
Как воспитывать ребенка 3 лет: мальчики
В этом возрасте дети начинают понимать свой пол и отличия от других, поэтому в 3 года пора формировать в ребенке понятие того, что он – мужчина. Нужно говорить малышу, какой он сильный и храбрый. Главным объектом для подражания ребенка должен стать отец, поэтому им стоит проводить больше времени вдвоем, что поможет ребенку в будущем нормально чувствовать себя в коллективе.
Мальчики более активны, чем девочки, поэтому нужно позволять им выплескивать энергию на улице: играть в подвижные игры, бегать, прыгать, лазать и исследовать все новое. Нужно поощрять самостоятельность малыша, предоставлять ему больше свободы, не переставая незаметно контролировать, чтобы его исследования были безопасными. Маме стоит иногда притвориться слабой и беспомощной, чтобы научить сына следовать мужским нормам поведения: пусть поможет нести сумку, открыть двери и т.п. 4.3 из 5 (7 голоса)
Трехлетний малыш проходит условный рубеж: в это время он пытается осознать себя как отдельную личность со своими желаниями, происходит формирование определяющих черт характера. Порой детская воля не совпадает с правилами и нормами взрослых, что вызывает истерики, капризы. Родителям необходимо выстроить доверительные отношения с крохой, чтобы он вырос уверенной и социально адаптированной личностью. В процессе воспитания ребенка 3-4 лет психология дает оптимальные советы .
Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.
Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты , которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.
Парадоксально! Благодаря запретам у малыша возникает чувство безопасности, появляется дисциплинированность.
К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:
- Желание отомстить , вызывающее непослушание .
- Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ - истерику .
- Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.
Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.
Кризис трех лет
Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.
- избегать принуждения, категоричности;
- не реагировать на истерики, плач;
- уделять больше внимания малышу;
- проявлять ласку, любовь, заботу;
- прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.
Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.
Важно заинтересовать кроху, правильно организовав времяпрепровождение. В воспитательную программу необходимо включить занятия по развитию речи для детей 3-4 лет, физическое воспитание детей от 3 до 6 лет , уроки эстетической направленности.
Как правильно воспитывать детей 3-4 лет
Психология воспитания детей 2-6 лет должна учитывать изменения, происходящие с детской психикой на этапе взросления. Кроха переживает незнакомые эмоции и чувства , не зная, как реагировать на них. Нужно научить его выражать чувства с помощью слов, а не дурных поступков.
Следует чаще хвалить малыша даже за незначительные достижения: самостоятельно собрал игрушки , почистил зубы.
Необходимо применять наказания в серьезных провинностях, объясняя, почему он наказан.
Важно! Даже при неадекватном поведении ребенок должен знать, что его любят.
Не следует реагировать на истеричное поведение, капризы. Разговаривайте с малышом после прекращения плача. Умиротворенное состояние взрослого содействует скорейшему успокоению чада.
При детском нежелании следовать настоянию родителей используйте маленькие хитрости, идите на компромисс. Пускай он польет цветы, после чего посмотрит желаемый мультфильм. Параллельно будет развиваться бережное отношение к природе . Просьба собрать игрушки поможет малышу приучаться к трудовому воспитанию, порядку.
С 3 лет начинает формироваться тяга к имитации поведения и поступков взрослых. Психологи рекомендуют приобрести игрушечные наборы для уборки, комплект инструментов, посуду соответственно гендерной идентификации.
Значение детского коллектива
Социальный опыт, приобретаемый в детском саду, неоценим для маленького человечка , поскольку задатки личностного формирования закладываются до 5 лет. Не находящийся в детском коллективе малыш тяжело адаптируется к незнакомым условиям, испытывает страх и неуверенность при знакомстве с людьми. Так появляются фобии, агрессивность, замкнутость.
Многие дети готовы ходить в садик уже с 2 лет. Родители могут быть уверены в правильном развитии малыша, поскольку учреждение дошкольного образования имеет четкую программу воспитания детей. Решаются разносторонние задачи:
- Развитие речи. Занятия для детей 3-4 лет способствуют активному росту словарного запаса, появлению новых лексических единиц.
- Занятия по развитию мелкой моторики , которые подразумевают координированные движения мышц рук и пальцев. Упражнения такого типа стимулируют развитие мозга, внимания, памяти, речевого центра детей.
- Нравственное воспитание. Детям 3-4 лет важно прививать доброту, сострадание, сочувствие, умение прощать.
- Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. Развитие крохи физически напрямую влияет на интеллектуальные умения. Физкультура улучшает настроение.
- Музыкальные занятия. Эстетическое воспитание содействует всестороннему развитию детей, побуждает к нравственным переживаниям.
Задачи воспитания и обучения ребенка 2-6 лет сводятся к направлению чада в правильное русло. Не каждая мама способна целенаправленно и систематически заниматься с малышом по описанным направлениям. Развитие детской психологии должно быть грамотным.
Ошибки в воспитании
Характер формируется на основе темперамента, который заложен генетически. Психологическая обстановка в семье, готовность мамы правильно реагировать на капризы влияют на приобретенные черты характера. ценностей продолжается при воспитании детей от 3 до 6 лет.
Часто родители допускают типичные ошибки при воспитании детей, не учитывая их темперамент . Каждый маленький человечек индивидуален, нельзя применять одинаковые механизмы в качестве воспитательного метода. При неправильном воспитании без учета темперамента возникают психологические проблемы , негативно влияющие на развитие личности.
В психологии различают 4 темпераментных типа: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Ребята с различными по-разному относятся к идентичным ситуациям, что ярко выражается в случае отказов.
Обратите внимание! Если на детей регулярно кричать и раздражаться, то в будущем они будут подвержены пагубным привычкам и иметь трудности в общении.
Дети-сангвиники легко поддаются воспитанию, редко капризничают. Однако они хитрые. При нежелании слушаться заставить их невозможно. Главная ошибка общения с такими малышами - беспрекословная вера, которая заставляет взрослых идти на поводу у своего чада.
Меланхолики обидчивы, эгоистичны, требуют много внимания. У таких деток большой коллектив вызывает страх, стресс. Поэтому, отдавая кроху в детский сад, следует уделить внимание его адаптации к незнакомым условиям.
Малыши-флегматики уравновешены, медлительны, долго спят. Их нужно занимать активными видами деятельности, дабы избежать инертности в будущем. Ошибкой станет объяснение требований, а не демонстрация.
Холерики эмоциональны, беспокойны. Требуется уйма терпения для воспитания, поскольку подавить их нереально. Нельзя проявлять агрессию, раздражительность, потакать капризам. Необходимо сразу устанавливать правила поведения.
Зная тонкости психологической организации личности, можно избежать проблем в воспитании крохи.
Отношения родителей и детей - непрерывный воспитательный процесс. Взрослые должны проявлять мудрость и спокойствие при детских истериках, капризах, находя верный выход из ситуации. Доброжелательная атмосфера способствует воспитанию гармоничной личности.