Семья и семейнобрачные отношения татарского народа. Татарская семья и воспитание детей (свадебные обряды, воспитание детей, форма брака, структура семьи, родильные обряды, социализация детей, терминология родства). Мусульманская семья и государство
Из истории семейных отношений татар
Знание истории семейных отношений не только интересно, но и важно для понимания и укрепления семейных ценностей, как фактора стабильности и процветания общества. А татарские семьи были очень дружными: строились за редким исключением на взаимоуважении, и четком соблюдении для каждого члена семьи прав и обязанностей, регламентируемых верой.
Давайте рассмотрим патриархальную традиционную татарскую семью конца 19 - начала 20 века.
Семья у татар почиталась и превозносилась, являлась источником счастья и давала возможность вести жизнь праведника.
Ислам заложил основы взаимоотношений членов семьи, определив каждому свое место в этом маленьком социуме. В доме строго соблюдался принцип разделения полов, а потому жилище делилось на две обособленные половины- женскую и мужскую. В дамской половине женщина пряталась от чужих мужских глаз. Но несмотря на то, что татарка обязана была избегать чужих мужчин, она обладала большей свободой, чем женщина среднеазиатских народов. Татарка не носила паранджу, но ее одежда всегда отличалась скромностью и укрывала тело в полном соответствии с шариатом. Учитывая, что под семейными традициями понимают обычаи, взгляды, нормы и манеры, передающиеся из поколения в поколение, то соответственно дети, переносят образцы поведения, принятые в родительской семье, в свою семью.
В татарских семьях считалось неприличным вмешиваться детям в разговор старших, а перебивать друг друга - невежливым. Отношения в семье были построены на уважении, т.е. уважении младших к старшим, жены к мужу, что является признанием значимости другого по отношению к себе. Например, если сестра была старше хотя бы на год, то ее младшие братья и сестры уважительно называли «апа»(т. е. тетя). В воспитании детей и внутреннем распорядке жизни семьи решающей являлась власть отца. В семьях девочку учили скромности и трудолюбию, в разумной степени быть покорной мужу. В татарских семьях женщина никогда не была на положении рабыни, как слабый пол в Средней Азии.
Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из пяти и более членов. Сыновья приобретали трудовые навыки уже с малых лет, работая вместе с отцом и другими старшими мужчинами. Дочери помогали матери по хозяйству, их учили шить, вышивать, содержать дом в чистоте. Большое внимание уделялось привитию нравственных качеств. Детей воспитывали по законам шариата и строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры.
В отличие от других мусульманских народов ранние браки не были характерными для татар. Если отец отдавал дочь замуж в раннем возрасте в 14 - 15 лет, то это вызывало осуждение со стороны общины: « Кызын сина уги?» (дословно: «Дочь тебе что, неродная?»
Надо отметить и то, что двоеженство не было характерным для татар. В почете был моногамный брак.
Интересно, что в древних татарских семьях еще до ислама существовал культ женщины - матери. С мнением матери считались все члены семьи, и при решении многих проблем ее слово было последним. При матери нельзя было сквернословить, курить, повышать голос и т. д. Кстати, эти прекрасные обычаи сохранились во многих благородных семействах до наших дней. Примечательно и то, что роль родителей, в момент выбора жениха и невесты являлась определяющей. И в наши дни сохраняется авторитет родителей, проявляющийся и в том, что молодежь прислушивается и учитывает их мнение при решении о заключении брака.
Татары не лишали своих женщин образования. В 60-е годы XIX в., подчеркивая высокий уровень грамотности татар, исследователь М. Лаптев писал: "Вообще первая ступень образования - грамотность достаточно распространена между татарами: мало найдется даже женщин, которые не умели бы читать и писать" (5). Но политика царского самодержавия была такова, что татары в течение столетий не могли иметь светские школы. Царизм делал все, чтобы увековечить отсталость татар, обречь их на бедность и прозябание, не допускать приобщения к передовым методам производства и хозяйствования, держать вдали от достижения науки и культуры.
Ну и в заключение хочется сказать: раньше татарские семьи не страдали от алкоголиков, так как строго соблюдались религиозные предписания, да и разводов почти не было (татарки всегда отличались терпеливостью и их мужья не были тиранами), это считалось большим позором в общине и всегда порицалось
Особенности функционирования татарской молодой семьи
Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники
Features of Tatar young family
OrlovaV. V., BuharovaA. M.
Tomsk State University of control systems and Radioelectronics
1. Историясемьи
Татары (самоназвание - татарлар, tatarlar) -тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, Поволжье, Приуралье, Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке, в Финляндии. Численность татар в России - 5554,6 тыс. человек (перепись населения 2002 г.), что составляет 3,83% населения России. Татары являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских и делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют более половины населения (53%, по Переписи 2002 г.) Республики Татарстан. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.
Татарская семья может быть как мусульманской, так и христианской, а также не принадлежать ни к одной религии. Среди татарских семей мусульманские встречаются чаще, чем немусульманские.
Семья относится к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Татарская семья оказалась естественным носителем мусульманской религии. С этой точки зрения татарскую семью можно рассматривать как сакральное образование, где совершались многие религиозные ритуалы.
Форма семьи у татар была патриархальная, она считалась основной социальной единицей почти во всех регионах страны. Родовая единица - йорт, ей (дом) - предполагала близость людей по крови, а также наличие материальной основы в сочетании с традициями и устоями, завещанными предками. Труд разделялся главным образом по половому признаку. Мужчины выполняли наиболее тяжелые работы: обработку земли, уход за скотом, заготовку дров, ремонт строений и орудий труда.
В браке главой семьи всегда считались мужчины - отец, муж, старший сын, которым принадлежали совокупность рода и полнота власти. Их действиям и указаниям следовали остальные члены семьи. Основой семейных отношений были не узы супружества, отношения между родителями, детьми.
Татарская семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, союз мужчины и женщины одной национальности, основанный на кровно-родственных отношениях между супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе и ведут общее хозяйство, сохраняют национальные, народные традиции, общение ведется преимущественно на татарском языке.
Семья в иерархии ценностей татар стоит на одном из первых мест. Семья всегда высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. По переписи 1897 г. среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступали в брак лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин. Брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляла 61,2%. На протяжении последующих периодов исторического развития общества в силу действия различных факторов, в том числе последствий двух мировых войн, показатели брачности менялись.
Татарские семьи в прошлом были довольно многочисленные. В 1897 г. 62,8% населения Казанской губернии проживало в семьях, состоящих из пяти человек и более. Величина семьи в губернии достигала 5,4 человека.
На выбор брачного партнера у татар в прошлом влиял и обычай жениться на невестах за пределами своего аула. Брачный выбор татар ограничивался лицами своего социального круга и своей национальности. Коран не запрещал браки мужчин-мусульман с женщинами немусульманского вероисповедания, но только при условии, если женщина принимала ислам.
Современные брачные союзы заключаются по любви, на основе свободы выбора будущего супруга. В основном в современном браке татар национальная предпочтительность сохраняется.
Традиционным для татарской семьи было патрилокальное поселение: примачество (отступление от нормы) считалось позором для татар. В народе говорили: «Лучше войти в огонь, чем зятем - в дом». Поселение молодых у мужа или у его родителей характерно в основном и для современных татар, особенно в сельской местности. Трудовая деятельность в семье также регламентировалась возрастом и полом. Старики и больные выполняли наиболее легкие работы. В сельской местности уход за домашней птицей поручался детям.
Для современной татарской семьи, как и для семей других народов, характерен процесс нуклеаризации. У татар преобладает простая двухпоколенная семья, состоящая из родителей с детьми: до 70% в городе и до 60% на селе.
У татар в отношении между родителями и детьми до сих - пор прослеживается влияние народной традиции сдерживать свои чувства. Считалось, что детей нельзя слишком баловать своим вниманием, особенно со стороны отца. Во многих татарских семьях сохранилась своеобразная иерархия взаимоотношений: со своими предложениями или просьбами дети предпочитают обращаться к матери, которая передает их отцу. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми авторитета отца перед детьми. Тем не менее абсолютный диктат со стороны родителей, особенно отца, и безоговорочное послушание, подчинение детей, характерные для их взаимоотношений в традиционной татарской семье, сменяются отношениями взаимного уважения, интереса с обеих сторон.
Татарская семья на микроуровне представляет собой малую группу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество - потребность в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы татарская семья и семейные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью членов друг к другу и верой в Аллаха.
По данным исследования, для татарской семьи свойственны особые социальные функции, определенная структура. Ее отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки и ценностные ориентации ее членов.
Структура татарской семьи (обязательно муж, жена и их дети) предопределяет специфику ее функций. Например, экономическая функция традиционно исполняется мужчиной как главным «организатором» мусульманской семьи. Женщина также может быть занята в общественном производстве, однако ислам закрепляет за ней другую функцию - исполнительскую. Исполнительский характер носит и репродуктивная функция, которая исполняется в семье женщиной и в соответствии с традициями ислама определяется как главенствующая. Таким образом, сторонники ислама убеждены в том, что именно женщина является неформальным лидером в семье, поскольку она занята тем, что рождает детей, а затем и воспитывает их. Более важной миссии в семье быть не может.
Воспитательская функция исполняется как матерью, так и отцом, они в равной мере ответственны за формирование личности будущего гражданина. В воспитании детей также участвуют и родственники.
Существует такая функция, как генеративная. Она обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не меньше по численности, чем предыдущее. В то же время мусульманская семья заинтересована в детях, причем это не только гарантия обеспеченной старости, но и нравственно-эмоциональная потребность - продолжение рода.
Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившийся ребенок несет в себе только задатки разумного человека. Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не развернутся, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Мусульманская семья воздействует на социализацию детей не просто фактом своего существования, а морально - психологическим климатом, религиозными взглядами, прививающимися детям с самого детства.
Под организаторскими функциями понимаются распределение ролей, доходов, организация досуга, обеспечение психологического микроклимата, организация быта и воспитание детей; под исполнительными - материальное обеспечение и общественная активность. Так, в татарских семьях мужчина чаще выполняет не только исполнительные функции, но и часть организаторских.
Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.
Статусно-ролевые позиции в татарской семье характеризуются тем, что наиболее уважаемыми являются пожилые люди, с мнением которых все считаются. Повсеместно закрепился обычай вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца и оказывать знаки внимания старшим.
В повседневной жизни к обязанностям мужчины относится в первую очередь материальное обеспечение семьи, организация досуга, отдыха семьи. Из этого факта не следует, что татарская семья тяготеет более всего к духовной деятельности, а материальная, бытовая стороны жизни для нее неактуальны. Наоборот, в настоящее время при существовании рыночных отношений деньги и другие материальные ценности стоят на первом месте, в том числе и для татар. Надо сказать, что работы по дому женщины выполняют без принуждения, поскольку для них такая работа естественна.
Состав семьи мусульманина отличается от семей других конфессий тем, что мужчина может иметь четыре жены, при строгом условии справедливого отношения к ним и равноправия между ними.
Для традиционных татарских семей характерны расширенные, многодетные семьи, в которых, как правило, совместно проживают несколько поколений. Детность семьи является чрезвычайно важным показателем, интегрирующим многие качественные характеристики и выражающим суть семейного образа жизни.
2. Современная сельская семья
Сельская семья отличается отгородской тем, что она представляет собой не только супругов и их детей. Она расширяется за счет родных братьев, сестер, близких родственников, которые стараются соответствовать общим интересам, потребностям, решать общие задачи, быть единой социальной общностью. На селе более охотно следуют традиционным обычаям, обрядам, выполняют неписаные законы, следят за общественным мнением.
И вместе с тем сельское население в целом и семья в частности беднее, чем городское. Но сами семьи не готовы с этим мириться. Они находят выход из ситуации двумя способами: мигрируют в города либо находятся в поиске дополнительных источников дохода. Таковым является личное подсобное хозяйство. Первый вариант выбирает молодежь как наиболее мобильная социальная группа. Второй предпочитают люди среднего возраста, которые не хотят покидать родную землю, дающую возможность производить продукты питания.
В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20-25% составляют продукты питания «с огорода».
Труднее идет развитие личных подсобных хозяйств как сельских семейных предприятий . С 1 января 2004 г. на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов . Однако, как показывает практика, принятое законодательство практически не используется сельским населением, темпы производственной деятельности остаются невысокими.
Несмотря на широкий спектр социальных проблем в современных сельских семьях, на вопрос «Удовлетворены ли Вы жизнью на селе» преобладающая масса сельчан (78%) отвечает утвердительно. Больше половины респондентов (54%) в основном удовлетворены жизнью на селе и четверть (24%) полностью удовлетворены. Недовольство условиями проявляется в ответах 18% респондентов, причем 4% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
В немалой степени удовлетворенность связана с продолжительностью проживания в сельской местности, патриотическими чувствами, преданностью родной земле, отчему дому, родственным и культурным традициям. Данная цифра, как и доля ответов на вопрос о подсобном хозяйстве, не удивляет: 90% опрошенных живут в родном доме с самого рождения, 8% - более 10 лет.
Существует мнение, что морально-психологическая атмосфера в семье зависит от уровня доходов. Исследование показало, что, несмотря на относительно невысокие доходы сельских жителей, атмосфера в семьях полностью благополучная более чем в половине семей (58%). Около 1/3 опрошенных (32%) оценивают ее как более или менее благополучную. Лишь 4% респондентов сложившуюся ситуацию в семье охарактеризовали как критическую, еще 6% - как неблагополучную.
Дети для селян не только наивысшая ценность, опора в старости, но и помощь на сегодняшний день. Так, 79% респондентов на вопрос «Помогают ли дети в вашем подсобном хозяйстве?» ответили утвердительно. Выбравшие ответ «нет» приписывали, что либо дети еще маленькие, либо уже взрослые и не живут с родителями в одном доме, редко приезжают.
Следующий вопрос: «Может ли сельская семья выжить без участия детей в развитии подсобного хозяйства?» - показал, что это невозможно. Оптимистично ответили лишь 6% респондентов.
Многие опрошенные (43%) затруднились ответить на этот вопрос Более половины респондентов таким образом, подчеркнули значимость детей в сельской семье Несмотря на продолжающийся процесс сокращения рождаемости средний коэффициент детности на селе все-таки выше, чем в городской среде, - 1,62 на человека. При этом учитывались только несовершеннолетние дети.
Итак, можно смело утверждать, что в сельском социуме семья более всего занята тем, что производит ту или иную продукцию. Все остальное: чувства и привязанности супругов, их образование, личностное развитие, дружеское, родственное и семейное общение, а также отдых, досуг, внимание к детям в их обучении и воспитании - остаются за рамками общесемейной деятельности. Становясь сугубо производственной единицей, сельская семья создает условия для выживания каждого своего члена.
Список использованной литературы.
1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов нД: изд-во «Феникс», 2000.
2. , Василькова педагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
3. , Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999.
4. , Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.
5. , Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Высшая школа, 1998.
6. , Традиции народной педагогики в действии // Ученые записки. – Казань, Изд-во ТГГИ, 2002. №10.
7. , Семья и общество. Социальные и этнодуховные аспекты взрождения семьи. – Казань, 2002.
8. , Этнопедагогика. – Казань, 2002.
9. , Татары. – М.: Наука, 2001.
10. Этнография татарского народа. – Казань., 2004.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. В этой статье мы рассмотрим татарского народа.
По одному сценарию
На просторах нашей родины его представители проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа - ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их:
- утренняя молитва;
- посещение кладбища;
- приготовление угощения;
- поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям;
- раздача подарков.
Религия и светская жизнь
Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому он имеет огромное значение для этой религии. татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. Еще один всенародный праздник — день республики Татарстан. Празднование его похоже на наши торжества, посвященные дню города, и заканчивается салютом.
Отзвуки старины
Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми. Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса. Правда, в наше время желающих помочь бескорыстно становится все меньше.
Всеобщая радость
Наверное, самым известным является праздник под названием сабантуй. Его широко отмечают в городах, где живут татары, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» — плуг, а «туй» — свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. Хотя в больших городах проходит в один день. На селе же сначала проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Традиции и обычаи татарского народа в различных районах всегда немного отличались друг от друга. Поэтому в одной местности подарки собирал пеший юноша, в другой — юноша на коне, в третьей — пожилой мужчина.
Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным. На специальном месте на расстоянии 5 километров от аула собираются зрители и участники. Наездниками обычно являются мальчики 8-12 лет. Финиш традиционно располагается около деревни, а старт - в поле. Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков.
Другие состязания
По традиции татарского народа, в беге соревнуются, подразделяясь на три возрастные группы - от мальчиков до стариков. Как известно, мужчины соревнуются не просто ради забавы. Им очень важно определить, кто же самый сильный. Лучше всего в этом помогает участие в борьбе корэш. Этот вид состязания очень хорошо иллюстрирует обычаи и традиции татарского народа. Это национальная борьба на кушаках, вместо которых сейчас используются полотенца. В этом виде силовых соревнований могут принимать участие мужчины любого возраста, начиная от пятилетних мальчиков. Единственное ограничение — пожилой возраст. Участники становились попарно и начинали бороться, обхватив противника полотенцем за талию и стараясь положить его на лопатки. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не был повержен или признавал себя таковым. Тогда победителя признавали батыром и награждали одним из лучших призов. Обычаи и традиции татарского народа, позволяющие организовать такой праздник, подготовка к которому идет всем миром, вполне достойны уважения.
Никому не обидно
Во время сабантуя должны повеселиться не только мужчины, поэтому кроме основных состязаний проводилось много других, в которых могли принимать участия и женщины. Это перетягивание каната, залезание на гладкий столб за подарком, шуточные конкурсы. Многие их них знакомы и другим народам. Их часто использует на свадьбах тамада. Например, бег с яйцом на ложке, которую держат во рту, бег в мешках, бои подушками или мешками с соломой. Если продолжить описание вышеназванной традиции татарского народа кратко, то можно сказать, что сабантуй - яркое и веселое народное гулянье, чем-то напоминающее масленицу. Танцы с вождением хороводов, состязания певцов, танцоров, а в конце угощение вкусными яствами - вот что еще ожидает участников этого праздника.
Обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни
Такие семьи патриархальны. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком — это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие.
Ячейка общества
Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле, хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного.
Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.
Когда рождается малыш
Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку.
Как становятся мужчиной
Если родился мальчик, то в возрасте 3-6 лет ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. Раньше такое торжество проводили в тот же день. Возможно два сценария проведения праздника. По первому из них мужчины и женщины сидят отдельно. На столе нет спиртных напитков. Второй - более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашают музыкантов, поют, танцуют.
Печальный ритуал
Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин - 12 метров.
Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами - на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман - Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть покойного приходят все желающие.
Какие традиции у татарского народа еще существуют?
Главный обычай - это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.
Вкусная еда
В татарских семьях ее рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары - бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок - катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие.
В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.
Красивая одежда
Культуру любого народа нельзя представить без Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Между строчками тюбетейки принято прокладывать шнур или конский волос. Ткани для нее используются различные, так же как украшения. Обычно для молодежи шьют тюбетейки ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов.
Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. Носить их на праздниках обязуют традиции и обычаи татарского народа. Фото этих головных уборов можно увидеть в данной статье. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий.
В этой статье мы рассмотрели обычаи и традиции татарского народа. Кратко, конечно. Потому что невозможно рассказать обо всех особенностях, богатой культуре и самобытности татар в рамках одной статьи.
В последние годы многие татарские семьи стараются возродить национальные традиции воспитания своих детей, утраченные в советское время. По мнению родителей, именно эти правила позволяют воспитать ребенка почтительного к старшим и заботливого к младшим. При этом возвращение к истокам происходит в основном в религиозных мусульманских семьях.
Многие татарские национальные традиции воспитания исчезли за годы советского прошлого из жизни семей в республике. Однако они получили второе дыхание в Татарстане с начала 90-х годов. Сегодня татарские мусульмане, создавая семью, стараются вернуть в процесс воспитания своих детей некоторые из тех разумных правил, которые существовали многие века у татарской нации. По мнению исследователей этого феномена, это происходит потому, что именно традиционная культура воспитывает человека как часть чего-то большего — рода, семьи, страны, тогда как в современной западной культуре ребенок ориентирован только на личностный рост, что приводит к изоляции и одиночеству.
Экспертное мнение
первый заместитель муфтия Татарстана, SmartNews
— Традиционная культура ориентирует человека на осознание себя частью чего-то большего — семьи, рода, страны. Современная культура, которую мы связываем с западной, — потребительская культура, она, как говорят ученые, атомизирует общество, то есть ориентирует человека на собственную индивидуальность. И в этих двух мироощущениях и скрывается разность в подходах к воспитанию детей. В традиционных мусульманских татарских семьях детей ориентируют на то, чтобы помогать старшим, приучают их к труду, учат уважать обычаи предков, религиозные традиции. Ребенок ведет себя не так, что он пуп земли, а так, что он часть чего-то более значимого, целого социума. В современной семье ребенка ориентируют на личный успех, саморазвитие. Это тоже хорошо, но в результате возникает феномен социального одиночества, когда люди отрываются друг от друга и не общаются близко с родственниками, соседями.
В первую очередь татарские традиции воспитания детей предполагают четкое распределение обязанностей отца и матери в этом процессе. Отец занимается внешним благоустройством семьи — достатком, защитой; на женщине весь дом и дети. Поэтому татарину, перед тем как он женится, советуют, чтобы он выбрал себе целомудренную, образованную женщину, которая готова быть хорошей хозяйкой и матерью, поскольку именно от нее зависит, какими будут их дети. И если в семье что-то будет не так с детьми, то спрос мужа будет с нее.
Перед тем как жениться, каждому татарину дается нравоучение, ему говорят, что он теперь отрезанный ломоть, самостоятельный человек, добытчик, он должен теперь сам работать и обеспечивать свою семью. А жена — это хозяйка, она распределяет блага, дом делает уютным, готовит еду. При воспитании детей от мамы всё зависит. Поэтому при выборе жены мужчину учат учитывать ее образование, ее воспитание, нравственность. В татарской семье это не просто на словах, а на деле применяется. Нужно, чтобы девушка была морально готова вести домашнее хозяйство, обучена кулинарному искусству, тому, как вести себя с мужем. Если в семье с детьми что-то не так, муж требует от жены ответа. Если ребенок получил двойку, муж спрашивает у жены, почему она допустила такое, почему вовремя не углядела.
НИ СЛОВА ПОПЕРЁК
Если в светских татарских семьях в наши дни заводят не больше двух детей даже в деревнях, то в мусульманских останавливаются минимум на трех, максимум на восьми. Считается, что до семи лет ребенок должен быть обязательно под постоянным присмотром матери. Мусульманки с сожалением констатируют, что сегодня матери отдают детей с малых лет в детсады, школы. Но многие верующие татарки считают, чтобы воспитать ребенка именно в духе семейных ценностей, развить в нем привязанность к родителям, нужно вплоть до школы не отпускать его от себя никуда.
Мусульманские женщины стараются как можно больше лет присутствовать рядом с ребенком. А мусульманское нравоучение обязывает женщину быть матерью, а не карьеристкой. Самая лучшая карьера — когда у тебя вырастают самые лучшие дети, грамотные, воспитанные, доброжелательные. До семи лет мы считаем материнское воспитание обязательным, потому что именно в это время ребенок впитывает всю информацию, становится членом семьи, понимает обычаи, перенимает семейные, а не уличные ценности. Если ты в него это не вложишь, в него что-то вложат другие. И когда ребенок вырастет, ты будешь пожинать плоды посеянного.
Отец — это глава семьи, и если матери ребенок может показать свои слабости, заплакать, покапризничать, то рядом с отцом он должен вести себя тихо и послушно. Авторитет отца в татарской семье не должен разрушаться ни в коем случае. Поэтому, даже если мать не согласна с его мнением относительно того, разрешить что-то ребенку или нет, при детях она должна с ним согласиться. И вообще в присутствии детей по татарской традиции она не должна высказывать мужу недовольство. При этом именно женщина своим ласковым обхождением должна подталкивать детей к отцу, а отца — к детям, чтобы они общались.
Экспертное мнение
— У меня два сына, и старший сын иногда подходит и говорит: «Как мне лучше сделать? Папа мне сказал вот так». Даже если я не согласна, я скажу: «Раз папа сказал, значит, хорошо, так и делай». Это прививает уважение к решениям отца. Бывает, у мамы с папой разногласия в воспитании, но всегда лучше принять сторону мужа. Ведь женщины всегда жалеют своих детей, тем более мальчиков. Поэтому сейчас очень много мальчиков слабовольных, немужественных. Важно, чтобы мужская рука была в доме. А то чаще всего мужчина в доме воспринимается как мебель — он есть, но ходит как тень, участия не принимает в воспитании детей. Женщина должна подталкивать отца к детям, детей к отцу. А у нас тенденция, что, наоборот, детей настраивают друг против друга, говоря: «Папа плохой, папа сякой». Это неправильно.
Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен перечить своему отцу. Это считается грехом. Примечательно, говорят татарки, что еще лет двадцать назад такое можно было встретить среди татар почти повсеместно.
Несколько десятилетий назад еще присутствовало сильное уважение к старшим. 50-летний мужчина слова поперек не скажет 70-летнему отцу. Это считалось грехом. Если отец обругает — это считается нормой. Сын промолчит, опустив голову, и скажет: «Да, отец, ты прав». И этим все конфликты урегулируются. Сейчас такого не наблюдается — терпения ни у кого нет.
Во многих татарских семьях возрождается традиция не садитья ужинать, пока отец не придет домой и не сядет за стол. Блюдо пробовать он должен первым, только затем жена, следом дети. И в самую последнюю очередь в доме кормят животных. Таким образом на бытовом уровне сохраняется иерархия.
Пока отец не придет домой, без него есть нельзя. Так проявляется уважение к отцу, его труду и заботе о семье. Мать тоже играет важную роль, ей отдают почтение. Если мама не села, тоже есть не начинают.
Ребенок не должен влезать в разговор взрослых, перебивать их. При этом отец и мать должны быть одеты скромно в домашнем быту — никаких шорт и маек, чтобы воспитать в детях почтительное отношение к противоположному полу.
Экспертное мнение
семейный психолог, мусульманка, двое детей, замужем, SmartNews
— Ребенок не должен перебивать взрослых, должен уметь терпеть, ждать. А то иногда дети как начинают орать «Мама, мама!», и приходится взрослым прерывать разговор, оставлять дела. И это приводит к тому, что ребенок вырастает эгоистом. Он не будет уважать взрослых и их мнение. Одежда должна быть у родителей скромной — никаких коротких шорт и маек. Дети очень наблюдательны. Отец и мать должны являть собой пример аккуратности и скромности.
РАЙ ПОД НОГАМИ РОДИТЕЛЕЙ
В воспитании мальчика большую роль играет отец. В наши дни, говорят татары, это сделать непросто. В условиях квартиры, где отец после рабочего дня отдыхает, лежа на диване и глядя в телевизор, мальчик не видит, что должен делать мужчина, где он трудится. Многие семьи сегодня это понимают и стараются переехать в загородные дома, в деревни, где ребенок сможет вместе с отцом ремонтировать, строить и заниматься спортом.
Экспертное мнение
семейный психолог, мусульманка, двое детей, замужем, SmartNews
— В воспитании мальчика важную роль играет папа. Сейчас есть тенденция, что мужчины становятся немного ленивыми. Потому что в основном люди живут в квартирах — там мужчинам делать особенно нечего. Там изначально всё сделано так, чтобы ему прийти с работы и лечь на диван. И мальчик не видит, где и как отец работает. Но традиция возрождается: люди стараются жить за городом, в деревнях, в своих домах, где мужчина может раскрыть свой потенциал как мужчина и привить своим сыновьям любовь к труду, спорту.
Мальчика нужно воспитывать в духе смелости, ответственности, силы.
Его воспитывают как будущего отца, мужчину. Ему прививают мужественность, стойкость, терпение. Делаю я это посредством чтения Корана — нужно терпение, чтобы изучить священные надписи наизусть, понять их. Таким методом у детей вырабатывается усердие. Спорт у нас всегда был популярен — вольная борьба, плавание, стрельба из лука. Это вырабатывает силу воли.
Девочку нужно приучать к ведению домашнего хозяйства. К 18 годам она уже должна уметь готовить, содержать дом в уюте и чистоте, а главное — она должна быть обучена искусству нежного и ласкового обращения с мужчиной. Их готовят как будущих матерей. Поощряется целомудрие, стеснительность, скромность.
В выходные, после работы отец ОБЯЗАН найти время и на своем опыте, своим общением и присутствием показывать, каким должен быть мужчина — самостоятельным, ответственным. Мужчина должен с детства сыну прививать желание защищать маму, говоря, что она слабая, что ей надо помогать. Девочка — нежное создание. И ей прививается любовь к домашнему хозяйству, чтобы она была умелой, любила кулинарию, могла нежно и ласково общаться, не грубить, а с нежностью относиться к мужчине.
Чтобы мальчик и девочка не копировали поведение друг друга, у каждого из них к семи годам должна быть своя комната или хотя бы уголок. При этом родители обязательно должны жить отдельно и никак не показывать своей интимной жизни детям. Строгость воспитания сегодня проявляется и в том, что девочка не может выйти из дома вплоть до совершеннолетия, не спросив разрешения у отца и матери.
Девочка раньше не могла выйти из дома, не спросившись у матери и отца. Не могла выйти без платка. Воспитывалась стыдливость. Сейчас это возрождается. И сказать что-то против родителей дети не могли. У таджиков и узбеков это сохранилось. У татар это исчезает, но у мусульман возрождается. Аллах говорит в Коране, что нельзя даже говорить «уф» своим родителям, ну вроде того, что, мол, устала я от вас. Под ногами родителей находится рай, говорит Коран.
ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ
Важную роль в воспитании детей у татар играют бабушки и дедушки — эби и бабай. Дети оставались на их попечении, особенно в деревнях, где именно бабушка ласкала, заботилась, прививала религиозные традиции внуку, а дедушка учил ремеслам. По крайней мере так было раньше, говорят татарки. Сейчас многие бабушки и дедушки, как и родители, привыкли к тому, что их внуков должна воспитывать система — школы, детсады. С этим мусульманки Татарстана стараются бороться.
Мы ведем сейчас пропаганду нашим сообществом, чтобы бабушки больше занимались внуками. Естественно, родителей от работы уже не оторвешь. Но пусть бабушки меньше смотрят сериалы, а после обеда забирают ребенка из детсада и воспитывают. Ведь важно привязать душевно ребенка к себе, общаясь с ним чаще, тогда он, вырастая, имеет больше связей со своими родителями и бабушками. А в обществе они черствеют к своим родным.
Именно близкие отношения с бабушкой и дедушкой прививают детям любовь к старшим, считают татары.
В каких-то семьях стараются прививать уважение к старшим, там бабушка 90-летняя пользуется большим авторитетом. К ней приходят, с ней советуются, ее навещают каждый день дети. Но недавно я была свидетелем такого явления. В татарской деревне открывалась мечеть. И неподалеку стояла бабушка под 90 лет, порядочная, чистоплотная. В ее глазах было так много грусти и скорби, чувствовалось, что она никому не нужна, что она в этой жизни уже всем надоела. Так случилось, что потом мне одна женщина рассказала ее историю. Действительно, она в своей семье никому не нужна. Она так долго живет, что все родственники перестали ее замечать — не заботятся о ней, просто перестали ее видеть. Она живая, но забытая. Она стольких родила, воспитала, но ее не ценят. Вот такого не должно быть.
Уважение старших распространяется не только на взрослых, но и на братьев и сестер. Строже всех воспитывается первый ребенок, ведь именно он будет потом в отсутствие отца или матери решать все конфликты между младшими.
У меня трое сыновей, недавно дочь родилась. И меня спрашивают, как я справляюсь с такой семьей. Я говорю: самое главное, что я старшего воспитал в строгости. Когда начинаются между ними проблемы, я зову старшего и ему даю моральное наставление. А он уже по факту разбирается. Старший брат отвечает за младших в отсутствие отца. И младшие начинают слушаться старших.
До семи лет ребенка воспитывали дома, а потом отдавали в медресе — приходскую школу при мечети, где он изучал основы религии. И сегодня в татарских семьях детей с семи лет начинают учить молиться. Мужское поклонение в исламе отличается от женского, поэтому после семилетия религиозным воспитанием мальчика занимается отец, а девочки — мать.
Татарская семья
Издавна татары строили семейную жизнь на основе Корана и Шариата. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает раствориться татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.
Семья всегда высоко ценилась и ценится татарами, а вступление в брак считается естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственной возможной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, также гарантией обеспеченной старости. Среди татар, как и среди других народов, исповедающих ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком». «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». В прошлом на выбор брачного партнера у татар влияло экономическое соображение: семье нужна невестка – работница, способная к деторождению. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. Основные требования, согласно традициям, предъявляемые к невесте, сохраняются поныне. Она должна обладать добрым характером и трудолюбием, а также с глубоким почтением относиться к родителям мужа. При выборе невесты обязательно обращали внимание на её трудовые навыки, за которыми наблюдали во время участия девушки в сезонных работах. На этом основании судили о трудолюбии потенциальной невестки. Иметь невестку и продолжать хлопотать по хозяйству считалось недостойным для свекрови. Недопустимым считалось, если невестка вставала утром позднее свекрови. Она не могла сидеть без дела, в то время как свекровь занималась хозяйством. Главной заботой свекрови было соблюдение обычаев и традиций в семье, а также присмотр за детьми.
Свободное общение молодежи у татар было несколько стеснено нормами шариата. Несмотря на это, юноши и девушки всегда находили возможность встретиться – во время уборки урожая или сенокоса, у родника, куда девушки ходили за водой. Юноши, решившиеся жениться, специально ездили в поисках невесты в соседние деревни, к родственникам или друзьям. Существовал даже особый термин для таких поездок (высмотреть девушку). В честь приезжего юноши собирались на девичьи или молодежные игры на околице или устраивали «аулак», т.е. молодежные посиделки. Такие посиделки были порою единственной легальной формой молодежных встреч. Строгие нормы Шариата запрещали вольности между влюбленными. К тому же воспитание самих девушек закрепляло в их сознании нежелательность излишне бойкого общения с молодыми людьми. Это могло сойти за легкомысленность. И речи не было о разрешении интимных отношений, ведь даже лишняя улыбка девушки могла нанести вред её репутации.
«Брачный возраст» для девушек был 16–17, иногда 14–15 лет или даже 12–13 лег. Для юношей нормальным возрастом для брака считались 16–18 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3–5 лет.
Среди критериев брачного выбора немаловажное (если не первостепенное) значение имела и имеет социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. При заключении брака обязательно обращали внимание на происхождение и родословную будущего семейного партнера. Такое же значение придавали здоровью: нет ли в роду хронических заболеваний. Жена должна была иметь чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, девственность; если вдова и не разведенная жена, чтобы была в состоянии иметь детей. При рассмотрении всех сторон родословной двигало стремление сохранить и укрепить будущее поколение, поэтому не удивительна щепетильность в вопросах здоровья рода, с которым собирались породниться. У татар, как у многих других народов, существует обычай соблюдения старшинства среди братьев и сестер при вступлении в брак, который сохраняется за редким исключением до сих пор. Поселение молодых у мужа или у его родителей было характерным явлением, отступление от нормы считалось позором. В народе недаром говорили: «Йортка кергенче – утка кер» (дословно: «Лучше войти в огонь, чем зятем в дом»).
Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Главной особенностью патриархальной семьи является резкое разделение полов по их социальным и социально – психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах.
Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. С самых истоков Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения – это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к женам, что говорится в высказываниях Пророка Мухаммеда.
Брак в патриархальной семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.
Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание. Были случаи добровольного ухода, когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обеих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным. Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.
После заключения брака жена переходила не только во власть, но и на иждивение своего супруга. Родители невесты не вмешивались во взаимоотношения молодых, более того, они ориентировали дочерей на покорность мужьям даже в тех случаях, когда взаимоотношения в семье бывали сложными. Женщина не могла по своему усмотрению покинуть дом мужа и уйти к родителям или родственникам. Разводы у татар случались крайне редко, инициатива исходила обычно от мужчины. При разводе он возвращал ту часть калыма, которая предназначалась на ее содержание. Женщина могла забрать с собой свои личные вещи.
Тезис о приниженном положении женщин, при тщательном анализе этого вопроса, мог бы стать поводом для дискуссии. Фактически роль женщины в семье часто оказывалась совсем не такой, как можно себе представить, рассматривая внешнюю сторону семейного мусульманского права. Это проявлялось в отсутствии права выбора жениха в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Об этом свидетельствует роль и место старейшей женщины в большой семье или матери главы семьи в малой. И, наконец, власть старшей жены над младшими, если мужчина имел несколько жен. В конце XIX века случаи многоженства у татар были довольно редким явлением. В отдельных случаях мужчина мог позволить себе иметь двух жен. Чаще всего это делали зажиточные крестьяне и богатые горожане.
Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты. Обязанности, как правило, справедливо разделены между членами семьи. В принципе по-разному конечно бывает, но в современных татарских семьях действительно муж и жена играют скорее роль равноправных партнёров, что зачастую нехарактерно для многих других народов.
Вплоть до конца XIX в. общинные и семейные, родственные отношения в основном регулировались народными обычаями (гадат) в сочетании с нормами брачно-семейного права или свода мусульманских законов (шариата). Действовали характерные для всех татар правила родственной помощи, а также соседского права, по которому сосед приравнивался к родственнику. Татарам и по сей день свойственно сохранение родственных и соседских связей. В условиях социально-экономических и финансовых затруднений, которые испытывает основная масса населения в современности, поддержание таких связей становится актуальным.
Мусульманское право окружено предрассудками, в Исламе разрешена полигамия, женщина носит одежду, полностью скрывающую наиболее привлекательные места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну непонимания и даже осуждения со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами нашей современной, повседневной жизни. Чтобы понять эти особенности мусульманского брачно-семейного права, надо заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда можно увидеть, что она из себя представляет в действительности.
Моральные и этические нормы шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов).
При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.
В мусульманском обществе брак, сопровождающийся рождением детей, является религиозной обязанностью, а безбрачие – прискорбным состоянием. Коран допускает, чтобы верующий имел одновременно четырех жен. В суре Корана, которая называется «Женщины», сказано: «Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах – и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной…».
Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах шариата, касающихся брачно-семейных отношений.
Жена обязана:
Жить в доме мужа;
Подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны;
Строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет;
Избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами;
Не показываться без уважительных причин в публичных местах;
Без разрешения мужа, жена не имеет права ни приобретать имущества, ни нанимать прислуги.
Следует отметить, что непослушная жена не может претендовать на содержание ее мужем в течение всего срока, пока она не подчиняется его воле. В случае невыполнения женою указанных требований, муж может развестись с ней и отказать ей в содержании. Непокорную жену муж в праве лишать свободы и после увещаний подвергать легким телесным наказаниям.
Муж обязан:
Если у мужа более одной жены, то он обязан дать каждой отдельное спальное помещение, имеющее свой отдельный выход во двор, и по возможности равно делить между ними свое имущество, обращаясь с ними одинаково и в других отношениях.
В случае отказа мужа от брачного сожительства, жена может обратиться к народному судье, который, впрочем, действует на супругов одним лишь увещанием
Муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей посещать и принимать ее собственных родных, находящихся в степенях родства.
Муж не подвергается взысканию (ни гражданскому, ни уголовному) за несоблюдение супружеской верности, за исключением случая содержания в одном доме с женой наложницы – язычницы. Это может быть рассмотрено, как оскорбление религиозного чувства жены, составляющее акт «жестокости», в широком смысле этого слова, оправдывающее жену за нежелание жить с мужем и предоставляющее ей право требовать от него содержания, несмотря на отказ жить с ним
Муж должен хорошо относиться к жене и обращаться к ней так, как того требуют обычаи.
Муж обязан покупать жене различную одежду для лета и зимы, для ношения днем и ночью, а также все необходимое белье, одеяло, подушки, ковры и т. д.
Развод по мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких − либо формальностей. Поразительно то, что ислам так ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие условия для расторжения брака и разрушения семьи.
В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, – он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу. Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока, установленного шариатом.
Традиционно татары стремились всегда иметь как можно больше детей, а именно мальчиков, как продолжателей рода, надежную опору в старости, как рабочую силу для ведения хозяйства. Многодетные семьи встречали одобрение в обществе. Многодетность была естественным явлением в татарских семьях. Средняя численность индивидуальной семьи, составляла 8–10 человек. И современная татарская семья считает, что в семье должны быть дети. Но сейчас очень много семей, где женщина по тем или иным причинам не может иметь детей. Эти супруги берут на воспитание чужих детей из детских домов, а чаще всего из родильных домов, где от младенцев отказываются женщины или есть случаи, когда берут новорожденного ребенка из родственной многодетной семьи. При этом считается, что бог воздаст за благой поступок, семья будет прочная, таких родителей уважают в обществе, тепло отзываются и стараются помочь советом и делом. Татары всегда считали, что женщина должна рожать, а нерожающая женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. О таких женщинах говорили, что они «пустоцветы».
Основные принципы традиционного семейного этикета, строившегося на безупречном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми, трудолюбии сохраняются в большинстве татарских семей. Особым уважением пользуются дедушка и бабушка (бабай, эби). Их спальные места располагаются в передней (гостевой) части дома, а во время общей трапезы они сидят на почетных местах. Более успешна передача народных традиций, национального самосознания: («Мы – татары», «Мы – трудолюбивый и поэтому преуспевающий народ»), происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль играет пожилое поколение – бабушки и дедушки.
Важнейшей функцией современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» (дословно: «Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»).
Воспитание морально – нравственных качеств также считается одной из главных задач родителей, которые предостерегают своих детей от поступков, осуждаемых обществом. В этом родители руководствуются традициями, уходящими в глубокую древность, на которых были воспитаны все предшествующие поколения. Распределение ролей родителей в передаче детям народных традиций имеет свою специфику. Отцы в большей степени причастны к воспитанию национального самосознания, тогда как матери в основном передают особенность национальной культуры и быта на содержательном уровне. В современной семье сохраняется и традиция поддержки взрослыми его членами авторитета отца перед детьми.
К труду детей приучают с раннего возраста. Мальчики, как правило, выполняют работу, считающуюся мужской, а девочки во всем помогают матерям и ухаживают за младшими братьями и сестрами. В процессе труда дети не только воспринимают трудовые навыки, в них воспитываются такие нравственные качества, как чувство коллективизма, ответственности, долга, забота и внимание по отношению к окружающим, уважение к старшим.
Сохраняется и традиция соблюдения возрастного ранга между детьми: младшие дети должны слушаться старших братьев и сестер, которые, в свою очередь, должны оберегать младших и заботиться о них. У татар принято обращение к старшим братьям и сестрам, даже при небольшой возрастной разнице, не по имени, а с помощью звательных форм терминов родства: апа – старшая сестра, абый (абзий) старший брат. Такие же формы обращения употребляются по отношению к братьям и сестрам родителей.
Ислам предписывает мужчинам заботиться о своих матерях, сестрах, дочерях и женах. Татары проявляют особое отношение к матери. В одном из достоверных хадисов (Хадис – высказывание пророка и сообщение его сподвижников о его учении и образе жизни) сказано, что «рай находится под ногами матери», а значит, отношение к матери определяет благополучие мужчины. Традиционный характер носила опека над осиротевшими детьми. Осиротевшие дети не отдавались в детские дома. Заботу о них принимали на себя родственники, а иногда просто односельчане.
Татары очень гостеприимный народ. Вы никогда не уйдёте из татарской семьи без угощения. Это у них в крови. Татарский народ добрый, доброжелательный, чистоплотный: даже не имея бытовых условий, водопровода, ни одна татарская женщина не будет готовить, не причесавшись, не укрыв голову. Потом, честность всегда была свойственна татарину: даже во время войны никогда не было замков на домах. Предки татар – булгары были земледельцами, отсюда, соответственно − трудолюбие. У большинства татар сохранилась коммерческая жилка, они всегда были лучшие «купи-продай. Татарам также свойственна преданность родству.
В процессе изменений в социально-политической жизни среди татарского населения влияние ислама упало. Вопросы семьи и брака перешли в ведение государственных органов. В наше время брак стал актом создания новой семейной ячейки на основе добровольною союза молодых, объединенных взаимной любовью и уважением. Отношения в современной татарской семье более демократичные, они предполагают уважение личного достоинства каждого ее члена, но традиционный этикет в основном соблюдается. Семья выступает оплотом национального духа, символом незыблемости и сохранности семейных устоев, носителем высоких, нравственных и эстетических начал, хранительница культуры традиций и языка.
Семейные традиции у татар
Традиции татарской семьи развивались очень долго. Хотя к XVIII веку наметилась тенденция к уменьшению семей, взаимопомощь в хозяйстве никуда не делась и все тяготы и радости традиционно делятся на всех членов семьи. Также сохранился и традиционный патриархальный уклад, с небольшим присутствием женского затворничества.
Как и у других народов, у татар главными событиями в семье были рождения детей и свадьбы. На праздник, посвященный рождению ребенка, мужчины приглашались отдельно от женщин. Историк Каюм Насыри описывает обряд на рождение ребенка: когда все приглашенные соберутся, ребенка, лежащего на подушке, подносят мулле. Тот задает родителям вопрос об имени ребенка. После мулла располагает дитя ножками в сторону Каабы и читает молитву. После он трижды произносит фразу «Пусть твое драгоценное имя будет» и называет выбранное ребенку имя. Каждому гостю после подносят масло с медом. Беря угощение, гость кладет на поднос деньги – подарок. Время идет, сегодня в качестве подарка могут и купить автомобиль, но церемония остается неизменной.
Свадьбы в татарской традиции бывают трех видов: сватовство, уход девушки без благословления родителей и похищение невесты без ее согласия. Чаще всего молодые люди женились после сватовства. Невесту выбирали родители жениха, а потом посылали сватов. Обговорив все «детали», родственники невесты начинали приготовления к свадьбе. Накануне бракосочетания семья жениха отправляла семье невесты подарки и выкуп. Это самая «современная» часть ритуала – подарки и выкуп всегда соответствовали духу времени. Раньше ими были ковры или живность, а теперь в качестве калыма могут и купить автомобиль или квартиру. Во время самого сочетания и свадебного обеда жених и невеста традиционно не присутствуют – их представляют отцы. Традиционная свадьба заканчивается подачей щербета семье жениха, свидетельством принятия выкупа за невесту.
По сей день во многих семьях интересными и яркими остаются обряды на свадьбы. Это и выкуп невесты (калым), и получение приданного невесты (бирнэ), и религиозный обряд свадьбы (никах), и другие традиции.
Татарская свадьба
Несомненно, татарская свадьба сегодня претерпела значительные изменения, по сравнению с прошлыми веками. Свадьба наиболее полно характеризует миропонимание и эстетику этноса, однако, традиции имеют свойство забываться.
Свадьбы у татар справляются в ноябре. Связано это с тем, что оканчивается пора сельскохозяйственных работ. Молодоженам желают в основном красивой жизни и «скачке на коне счастья». Даже в этих словах проявляется кровная любовь татар к лошадям, хотя давно уже наступил век авто. В общих чертах татарская свадьба во многом похожа на русскую. Таинственный колорит татарской объясняется тем, что татары - мусульмане. Необычность татарской свадьбы сразу же выявляется - если у русских за невестой приезжает жених, то у татар родственники невесты приезжают и «забирают» жениха. После того, как они как бы уговорили жениха, жениха отвозят к невесте. Везут жениха не в дом невесты, а место, называемое кияу-киляэте. В этом помещении прячут невесту, а в дальнейшем в нем пройдет первая брачная ночь. Раньше кияу-киляэте делали в специальных сарайчиках, а сегодня же молодожены пользуются пару дней соседским домом. Естественно, возникает вопрос о жениховской калыме (плата). Для того, чтобы проникнуть в кияу-киляэте жениху придется потратить деньги на различные препятствия, учиненные подружками невесты. Но и у невесты напротив жениховской колыми должно быть приданое - одежда, постель, домашняя утварь и пр., которое называется бирне. На протяжении всей свадьбы нееста не должна ни есть, ни пить, ни разговаривать, ни улыбаться, вызывая сочувствие у стороннего наблюдателя. Во всем остальном татарская свадьба либо похожа на славянскую, либо довольно приемлема и без особых странностей.
Татарская семья - дело тонкое
Семьи татарского народа в своей жизни основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается общепринятой необходимостью. Шикарной невеста считается, если она имеет благородное происхождение, девственна, может рожать детей, обладает крепким здоровьем и всегда следует мусульманским традициям. Супруг же обязан обладать лишь частью вышеперечисленных критериев: должен иметь хорошее здоровье, благородное происхождение и чтить мусульманские традиции. Татарские семейные традиции конечно уникальны, но во много они похожи на мусульманские.
Татарская семья в своих укладах основывается на патриархальных принципах. Прослеживается это в том, что мужчины и женщины имеют разные социальные функции. После заключения брака муж имеет полную власть над женой, она становится его иждивенкой. Родители невесты не имеют права вмешиваться в отношения молодой семьи, что бы в них не происходило. Жена не может без согласия мужа покинуть дом: пойти в гости к родственникам или родителям.
Разводам татарские семьи подвергаются крайне редко и только по инициативе мужа. Если все же муж решил развестись, то обязан выполнить часть калыма, предназначенного на содержание жены. В обязанности жены входит подчиняться мужу всегда и во всем, выполнять все его указания и хранить верность. Муж обязан покупать жене одежду и другие необходимые вещи, т.е. полностью ее содержать, так же он обращаться с ней согласно требованиям обычаев.
В случае, если муж женится несколько раз, он обязан каждую жену обеспечить местом жительства с отдельным выходом во двор. Комната каждой жены должна иметь дизайн не хуже чем у другой и обеспечивать муж должен всех одинаково. В этой статье представлены лишь основные традиции татарских семей, базирующиеся на мусульманских.
Брачные обычаи
У башкир и тулвинских татар существует несколько разновидностей заключения брачных отношений. Одним из самых распространенных обычаев до наших времен остался обычай похищения возлюбленной девушки - кыз урлау. Эту форму заключения брачных отношений признают многие народы мира, причем вне зависимости от степени цивилизованности народа.
Однако сразу же необходимо уточнить, что в данном случае подразумевается под термином "форма". В литературе, раскрывающей темы семейных и брачных отношений, понятие "форма брака" может нести различную смысловую нагрузку. К примеру, некоторые семейные психологи склонны вкладывать в термин "форма брака" такие понятия, как моногамия, полигамия, групповые браки. В этом случае речь идет об основных формах брачных отношений. В других же случаях формой брака могут называть характер ситуации, на фоне которой заключается брачный союз.
В нашем случае речь идет об условиях, в которых идет заключение брачного союза, обусловленных влиянием традиций народа. У татар издревле существует традиция, по которой молодой человек имеет определенное брачное право на девушку. Такое право обуславливается родовыми, точнее межродовыми связями. В эту категорию можно отнести браки между кузенами, право взять в жены вдову брата (так называемый левират). Так же традиция допускает брак покупкой, то есть внесением за невесту определенного калыма. Весьма распространено у татар и похищение невесты, когда девушку похищают из отчего дома жених и его друзья.
В конце девятнадцатого, начале двадцатого столетия у татар преобладал брак по сватовству. Данная форма предопределяла все обряды свадебной церемонии. Характерным для данной формы заключения брака был единый комплекс обрядов. Отличия могли быть обусловлены только причинами социального характера и обычно заключались в различном числе приглашенных гостей, щедрости даров и продолжительности свадебного застолья.
Семейные традиции
семейно-родственные отношения татар прошли сложный путь развития. До 18 века большие семьи начали исчезать, наметилась тенденция к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяйственных делах, при проведении свадеб, в праздниках по случаю рождения детей. Традиционно господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с некоторыми элементами женского затворничества.
Наиболее значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка.
Существовало три вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству.
Выбором невесты занимались родители жениха, потом засылали сват. После заговора родственники невесты начинали готовиться к свадьбе. За день к свадьбе родители жениха отправляли невесте выкуп и подарки. Во время бракосочетания и на свадебном обеде жених и невеста не присутствовали, их представляли родители. Заканчивалась свадьба подачей щирбета родственникам жениха, что служило знаком сбора денег за невесту.
Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. Татарский просветитель и историк Каюмов Насир так описывает этот обряд: "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка на подушке подносят к мулле, он спрашивает родителей, как назвать ребенка. Мулла кладет ребенка ногами в сторону Каабы и читает молитву, затем... три раза произносит: "Пусть твое драгоценное имя будет такое-то" Каждому из гостей подносят мед с маслом. угощаясь приглашен кладет на поднос деньги, сколько может ".
Яркими и интересными и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные обряды - получение выкупа за невесту (калым), приданого самой невесты (Бирн), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды.