Декретный по беременности и родам. Декретный отпуск: юридический и бытовой аспекты. Начало и окончание декретного отпуска
Как мы уже отмечали во введении, в эпоху советского кинематографа профессии «продюсер» не существовало, поэтому главным творцом фильма всегда считался режиссер. Произошедшие изменения в кинопроизводстве не повлияли на зрительское мнение -- до сих пор большинство считает, что создателем фильма является только режиссер. Однако даже при таком мнении, имя режиссера остается самым слабым мотивом для посещения кино.
Для начала необходимо ответить на вопрос: кто же такой режиссер? В первую очередь проанализируем учебно-методические материалы, рекомендованные специалистам, обучающимся кинематографическим специальностям. Стоит отметить, что хотя большинство авторов написали свои книги еще в начале-середине XX века, эти работы переиздаются в наши дни, и все размышления авторов, их исследования и определения применимы к сегодняшним реалиям кинопроизводства.
В отечественных учебниках по кинематографии очень сложно найти четкое определение режиссера. Например, Андрей Тарковский так определяет режиссера: «Кинематографист, который явно видит свой замысел и затем, работая со съемочной группой, умеет довести его до окончательного и точного воплощения, может быть назван режиссером». Очень часто режиссера сравнивают с художником, который воплощает свою идею на экране, а главной целью художника считается сохранение собственного замысла в сложном процессе кинематографа. Именно воплощению замысла Тарковский уделяет большую часть своей книги -- через игру актеров, работу с композицией кадра, светом и цветом, а затем монтажем снятого материала. Лев Кулешов так говорит о художнике (режиссере): «…это человек, обладающий прежде всего талантом, при-том обязательно знающий жизнь, умеющий видеть жизнь и умеющий в жизни отбирать типичное, главное, обобщать эти образцы». Так же нетепичное определение режиссера, подчеркивающее сложность и неодназначность профессии, можно встретить в «Основах режиссуры» В.И. Карпа: «…режиссер, специалист, осуществляющий свой творческий замысел с помощью специфических средств своей профессии, и реализует его во времени и пространстве, создавая произведения пространственно-временных видов искусств». Под замыслом предлагается понимать первоначальное представление режиссера о его будущей кинокартине или некий образ, с которого начнется работа.
Интересным представляется видение режиссера через эпоху, в которую он живет, у Андрея Кончаловского: «Режиссер в России (в советские времена, во всяком случае) -- борец, страдалец, диктатор, художник, артист». Кончаловский подчеркивает, что без борьбы за свою свободу режиссер не способен ощутить себя и значимость того, что он делает.
Обратившись к словарям, мы найдем, что «режиссер» происходит от латинского «rego» -- «управлять». Это качество подчеркивают многие словари: кинорежиссер -- «Режиссер, руководящий постановкой пьесы для кинематографа» или главный креативный художник на киноплощадке.
Интересен так же взгляд американского исследователя Эдварда Ханта, который считает, что у режиссера есть два определения. «Режиссер минимальных навыков» -- тот, кто указывает, что и как делать актерам, куда поставить камеру операторам, какой крупности должны быть планы, а так же непосредственно на площадке говорит: «Мотор!» и «Снято!». И режиссер -- «автор кино». Такой режиссер создает на экране целый мир, который так сильно захватывает зрителя, что тот забывает о своей реальности. Однако «режиссер минимальных навыков» может всегда превратиться в «автора кино» и наоборот, так как каждый фильм -- это сочетание множества уникальных компонентов.
Таким образом, можно вывести определение, что режиссер -- это творческий лидер съемочной группы в кинематографе, воплощающий замысел с помощью специфических средств своей профессии и владеющий всеми аспектами кинопроцесса.
Прежде чем перейти к обязанностям режиссера, рассмотрим его навыки и знания, которые, как мы отмечали выше, относятся к понятию компетенции.
По Кулешову, режиссер должен знать философию, мировую историю и историю своей страны, так же должен хорошо знать классическую и современную литературу, владеть знаниями драматургии, должен быть способным к отбору и систе-матизации всего прочитанного, увиденного и услышанного. Режиссер должен жить активно: «уметь наблюдать жизнь и систематизировать свои наблюдения, должен любить и понимать живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, театр, танцы, - все виды искусства. И режиссер должен отлично знать искус-ство кинематографа, знать, как его развивать, и для этого овладеть тех-никой этого искусства». Кроме всего прочего, Кулешов указывает на сложность работы в физическом плане -- режиссеру необходимо быть здоро-вым, выносливым и энергичным. На втором месте после компетенций, которые можно отнести к общекультурным, у Кулешова стоит наблюдательность. Под этим понимается, что режиссеру необходимо подмечать все, что характерно как окружающему миру в целом, так и то, что характерно поведению человека. Кулешов подчеркивает, что очень важно наблюдать систематически, научиться записывать свои наблюдения и систематизировать их. Такой навык помогает раскрыть свой внутренний мир и развить творческую фантазию.
О навыках наблюдения за жизнью как об одном из важнейших навыков режиссера так же говорит Сергей Эйзенштейн: «…обучение кинематографу нужно начинать с обучения уметь видеть, разбирать и осваивать то, что происходит в действительности». Необходимо не только изучать происходящее вокруг, но и отбирать то, что возможно выразить и показать. Увидеть -- отобрать -- показать -- три главных действия, которые выделяет Эйзенштейн. Так же необходимо уметь четко формулировать свое видение и понимание конкретных вещей, «давать совершенно определенные данные». Поэтому важно уметь отстаивать свой замысел и быть принципиальным. Для этого, конечно, режиссеру необходимо быть знакомым с разными искусствами, а так же другими кинематографическими специальностями.
Для Тарковского принципиально важным моментом является наличие у режиссера своей собственной концепции и представления о мире: «Художник начинается тогда, когда в его замысле или в его ленте возникает свой образный строй, своя система мыслей… Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф -- искусством». Однако Тарковский подчеркивает, что умение сотворения своей собственной концепции без умения объяснить свой замысел творческой группе -- стоит очень малого.
Американские коллеги так же подчеркивают, что способность режиссера донести свою идею не только до съемочной группы, но и до дистрибьюторов, а потом -- зрителей, является одной из ключевых.
Вопрос о том, какими данными должен обладать режиссер -- очень не простой. Выделить какое-то одно ключевое умение, будь то умение работать с актерами, способность к визуализации или чувство композиции и ритма -- невозможно. Михаил Ромм подчеркивал в режиссерах абсолютную непохожесть друг на друга, но отмечал, что всех режиссеров объединяет одно качество -- трудолюбие.
Все общукультурные компетенции, которые рассматривают отечественные режиссеры и исследователи, совпадают с Приказом Минобрнауки РФ (официальной публикации документа еще не было), в котором наряду со способностями к новым знаниям, постоянному саморазвитию (как нравственному, так и физическому), а так же к интерпретации данных для формирования собственных суждений, указаны способности к выработке личной позиции во всех сферах, а так же к осмыслению киноискусства в связи с развитием смежных видов искусств.
Хотя режиссер является творческой фигурой и абсолютно все, без исключения, подчеркивают наличие у режиссера таких «сложноизмеримых» вещей, как вдохновение, наитие и прочее, в то же время многие великие режиссеры говорят об обязательном умении режиссера работать в рамках кинопроцесса. Так, Кулешов любил цитировать Эйзенштейна, который говорил, что режиссером может быть каждый, но кому-то необходимо учиться пять лет, а кому-то -- двести. Андрей Кончаловский, вспоминая о своем опыте работы в американском кинопроизводстве, подчеркивает, что свобода в творчестве -- это не делаю, что хочу, а «прежде всего знание своих возможностей». И голливудский опыт помог ему понять, что на площадку необходимо приходить мобилизованным с полным пониманием того, что ты хочешь делать и как, но в то же время, в таких жестких рамках важно уметь сохранять свой авторский язык и выразить задуманное. Как говорил Альфред Хичкок, некоторые режиссеры управляют актерами, другие -- камерами, а настоящие режиссеры -- управляют зрительским вниманием.
Рассмотрим непосредственно режиссерские функции.
Каждый фильм -- это, безусловно, уникальный творческий процесс, поэтому абсолютно все теоретики и практики указывают на то, что обязанности режиссера очень сильно зависят от задач будущего фильма, а так же того, что хочет сделать режиссер, что он способен сделать и что ему позволено реализовать. Однако так или иначе, все функции можно условно разделить на четыре блока по принятым в индустрии этапам производства фильма, о чем мы говорили во введении. По этим углом зрения перейдем к рассмотрению отчественных и зарубежных исследований.
Эйзенштейн особое внимание уделяет планировке действия в кадре, обращает внимание на движение, пластику, ритмическую выразительность игры актеров чуть ли не с геометрической точностью. Так же подробно останавливается на внутренних причинах и мотивациях героев сцен. Эйзенштейн уделяет внимание всем малейшим деталям: направлению взгляда актера, повороту головы, движению рук, -- ничего не упускает без комментариев Эйзенштейн. Режиссер разбирает все нюансы мизансцены, любое движение, образ, характер, сцет и цвет, интонацию, мимику: как пространственно-пластическую сторону, так и временную. Эйзенштейн даже вводит схемы, формулы и графики, отражающие взаимосвязь всех процессов в сцене. «Творчество в процессе мизансцены, во всем богатстве реального движения, перемещения в пространстве -- вот та обстановка, в которой ищется, примеряется, пробуется, обретается и находится полнота разрешения».
Кулешов в своем труде подходит к вопросу обязанностей режиссера с более практической стороны, выделяя обязанности режиссера по следующим этапам: подготовительному, предсъемочному, съемочному и монтажному.
К подготовительному периоду Кулешов относит работу над режиссерским сценарием и подбору актеров. Воплощению сценария в аудиовизуальный ряд, живое действие, Кулешов уделяет особое внимание: важно не только суметь вникнуть в законы драматургии, и, определив идею фильма, суметь воплотить ее в образах и действиях, но и быть понятым миллионами зрителей. Кулешов подчеркивает ответственность, которая стоит перед кинорежиссером, который своей страстью оказывает влияние на огромное количество людей. Поэтому на подготовительном этапе режиссеру так важно продумать все мельчайшие подробности того, как воплотить задуманную идею в экранный образ. Каждый актер должен пронести через фильм свою собственную сверхзадачу. «Верно определить эти сверхзадачи можно только в том случае, если режиссер правильно поймет и проанализиру-ет сюжет взятого им сценария». По результатам анализа сценария режиссер переходит к работе над созданием режиссерского сценария -- перевод литературного сценария на язык кинокадров, по которому режиссер будет снимать фильм. Для этого режиссеру необходимо определиться с мизансценой, кадровкой и длительностью показа кадров. Одним из важных дополнений к режиссерскому сценарию Кулешов считает экспликацию (свое понимание, представление об идее и характерах картины), которую режиссер называет «ключом к пониманию картины в целом, к пониманию образов и их взаимосвязи».
Во время съемочного периода Кулешов уделяет особое внимание игре актеров, расстановке камер, а так же света. Конечно, монтажный период очень сильно изменился к настоящему времени, поэтому при выведении функций в этом периоде мы будем опираться на более современные работы.
Взяв за основу работу Кулешова и, проанализировав, работы других отечественных режиссеров и зарубежных коллег, мы составили таблицу компетенций и функций режиссера, разделив все знания, умения и обязанности на три этапа: препродакшен, продакшен и постпродакшен.
Компетенции и функции режиссера
Подэтапы |
Компетенции |
(Трудовые действия) |
|
Препродакшен |
переосмысливать накопленный творческий и культурный опыт Умение приобретать новые творческие и культурные знания и навыки Умение осмысливать развитие кинематографа в историческом контексте в связи с социальными явлениями и развитем других видов искусств, а так же постоянно следить за обновлениями полученных знаний Умение самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск |
Определение концепции фильма Изучение материалов, касающихся темы фильма Контроль за правильной трактовкой сценария, художественного уровня постановки |
|
Препродакшен |
Разработка режиссерского сценария, составление календарно-постановочного плана, сметы |
Умение применять на практике методы режиссерского анализа литературных произведений и киносценариев, выбранных для экранизации Умение и готовность работать над замыслом будущего фильма, развитием сюжетных линий и обогащением его в сотрудничестве с другими участниками съемочной группы Умение самостоятельно или в составе съемочной группы вести творческий поиск |
Разработка режиссерского сценариия Составление совместно с продюсером календарно-постановочного плана Разработка совместно с оператором-постановщиком и художником-постановщиком изобразительного решения фильма |
Препродакшен |
Формирование творческого состава съемочнои? группы |
Готовность к формированию целей съемочной группы, принятию самостоятельных решений на основе советов коллег Умение и готовность организовать репетиционный процесс |
Формирование творческого состава съемочнои? группы (поиск обладающих необходимым уровнем компетенции оператора-постановщика, художника-постановщика, композитора, монтажера, художника по костюмам, художника по гриму, звукорежиссера и др.) Подбор актерского состава, проведение проб и репетиций, представление актеров на утверждение продюсера Подбор необходимого состава исполнителеи? эпизодических ролеи?, участников массовых сцен |
Препродакшен |
Определение технических и художественных и условии? для съемок |
Владение и готовность использовать в процессе постановки фильма технические возможности современного процесса кинопроизводства, умение грамотной постановки задач |
Осмотр и отбор объектов съемок совместно с оператором-постановщиком и художником-постановщиком, определение технических потребностей фильма, определение изобразительной трактовки фильма |
Продакшен |
Организация творческо-производственного процесса съемочного периода |
Умение организовывать и направлять совместную творческую деятельность представителей различных творческих профессий в съемочном коллективе |
Контроль и подготовка объектов к съемке Контроль за подготовкои? декорации?, костюмов, бутафории, реквизита и иных необходимых средств |
Продакшен |
Контроль за реализациеи? процесса создания кинопроизведения |
Умение организовывать творческую и техническую работу над проектом Проявление способностей к анализу и совершенствованию творческого процесса, быстрому реагированию на изменения съемочного процесса |
Проведение съемок Контроль за соблюдением съемочнои? группои? производственнои? дисциплины |
Постпродакшен |
Руководство монтажом кинофильма |
Умение совместно обсуждать проект |
Контроль за окончательным монтажем в соответствии с режиссерским сценарием Контроль за изготовлением титров |
Постпродакшен |
Организация совместно со специалистом по визуальным эффектам компьютерной графики |
Умение грамотно ставить задачу техническим службам Умение обсуждать проект совместно с коллегами по фильму |
Контроль за соблюдением соответствия визуальных эффектов режиссерскому сценарию Контроль за качеством исполнения визуальных эффектов |
Постпродакшен |
Организация совместно со звукорежиссе?ром, композитором и музыкальным редактором работы над звуковым решением кинофильма |
Понимание возможностей современного процесса кинопроизводства Способность к обсуждению проекта |
Организация озвучания реплик, шумов, записи музыки Контроль за сведением фонограмм |
Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
Образец должностной инструкции режиссера массовых представлений
1.1. Режиссер массовых представлений относится к категории специалистов.
1.2. На должность:
Режиссера массовых представлений принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет;
Режиссера массовых представлений II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года;
Режиссера массовых представлений I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет;
Режиссера массовых представлений высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.
1.3. Режиссер массовых представлений должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций;
Структуру __________________________________________________________; (наименование культурно-досуговой организации)
Теорию и практику режиссуры и актерского мастерства;
Основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;
Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы;
Современную и классическую драматургию;
Современные достижения отечественного и зарубежного искусства;
Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, авторского права;
Основы трудового законодательства;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- ______________________________________________________________________.
1.4. Режиссер массовых представлений в своей деятельности руководствуется: - Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит режиссер) - настоящей должностной инструкцией; - ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией режиссера) 1.5. Режиссер массовых представлений подчиняется непосредственно ___________________________________________. (наименование должности руководителя)
1.6. В период отсутствия режиссера массовых представлений (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Режиссер массовых представлений относится к профессиональной квалификационной группе "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .
1 Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.
1.8. ___________________________________________________________________.
2. Функции
2.1. Руководство работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.
2.2. Разработка концепций программ, подбор материала, состава исполнителей.
3. Должностные обязанности
Режиссер массовых представлений исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации.
3.2. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики.
3.3. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников.
3.4. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей.
3.5. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции.
3.6. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления.
3.7. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации.
3.8. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.
3.9. _________________________________________________________________. (другие обязанности)
Режиссер массовых представлений имеет право:
4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.
4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.
4.5. _________________________________________________________________. (другие права)
5. Ответственность
5.1. Режиссер массовых представлений привлекается к ответственности:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
За причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ___________________________________________________________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности "Режиссер массовых представлений" (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)
6.3. ___________________________________________________________________.
Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения — фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.
Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера , который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).
Какие бывают режиссеры
Режиссер-постановщик
Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры , сценаристы , декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.
Режиссер театра
В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).
Режиссер монтажа
Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.
Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.
Места работы
Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию:
- в кинокомпаниях и киностудиях;
- в театрах и цирках;
- в крупных рекламных агентствах.
И некоторых других организациях.
История профессии
До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.
Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.
В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре — сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом — Жорж Мельес, в анимационном — Эмиль Рейно.
Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.
Обязанности режиссера
Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:
- пишет или подбирает сценарий;
- определяет общий художественный стиль картины;
- подбирает актёров и руководит ими;
- руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
- руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).
Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:
- создает сценарии;
- принимает готовые сюжетов и программы;
- участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
- работает в прямом эфире.
Требования к режиссеру
Основные требования к режиссеру просты:
- высшее профильное образование;
- опыт работы в определенной сфере режиссуры: в кино, театре, на телевидении и т.д.
При этом от «профильных» специалистов (режиссеров по монтажу, звукорежиссеров и пр.) порой требуется знание соответствующей аппаратуры и программного обеспечения.
Как стать режиссером
Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» — например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.
Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.
Зарплата режиссера
Сколько зарабатывает режиссер — это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.
Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).