Конспект по триз в подготовительной группе. Проведение занятий по технологии триз в детском саду. Видео: игры по технологии триз
I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали?
Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.
Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево?
А листья клена, какие?
Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?
II. Основная часть
1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?
Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.
Игра «Теремок »
2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры.
Первая остановка – «Лесной театр теней ».
(показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.
«Белка и лиса»
Сверху белка прискакала, лиса здравствуй, ей сказала.
«Белка и еж»
Осмотрелась белка, а потом поздоровалась с ежом.
«Медведь»
За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.
«Хомяк»
Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.
«Лиса»
Как будто колобок лежит на губе,слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Волк»
Клыки страшные свои чищу «чашкой» изнутри.
3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.
Логоритмика «Дикие звери »
1.Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый.
2.Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается: кто - то по лесу крадется.
3.У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
4.Работа со слогами.
Игра «Волшебные животные» (фото № 1)
Какие необычные карточки, что на них написано?
(беляц, медка, заведь). На что похожи эти слова?
Из названий, каких животных составлены эти слова?
Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.
Что у нас получилось?
Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей?
У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?
5.Игра «Разведчики».
Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.
6. Составление загадок .
Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось)
Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок. (Фото № 2)
Пример: Ёж
Что у нас получилось.
Круглый, как клубок.
Хищный, но не волк.
Колючий, как игла.
Пыхтит, но не пароходная труба. (фото № 3)
(дети аналогично составляют загадку про лося.) (фото № 4)
Отличные загадки у нас получились!
7. Игра «Волшебный экран»
Белочка: - Здравствуйте ребята, узнали меня?
Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?
Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.
Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.
5.Кто его «друзья»? (представители класса) | 2.Что умеет делать? | 8.Как изменится этот объект, когда вырастет? |
4.Где живет объект? | 1 Кто это? | 7.Умел ли он выполнять свое главное дело раньше? |
6.Каким этот объект был раньше? Откуда появился? | 3.Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? | 9. Что нужно, чтобы так произошло? |
Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.
Пальчиковая игра
Тук-тук-тук, тра-та-та,
Что за стук в лесу с утра?
Кто постукивает ель снизу до макушки?
Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,
Поскакала-поскакала, никого не увидала.
8. Прием «Эмпатия»
Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз и Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.
Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.
Открываем глаза, Даша кто ты? И т. д.
Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.
III. Итог
Где мы сегодня были?
С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?
Какое задание было самым трудным?
Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.
Котова Наталья Александровна
ГБОУ "Школа№1467", г.Москва
воспитатель
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе с элементами ТРИЗ
"Спасем природу-Родину спасем!"
СКАЧАТЬ (полный материал)
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.
Воспитатель: -Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Он спрятан вот в этом сундучке.
«У меня есть сундучок, там живет: - круглый, но не мячик;
-стоит на одной ноге, но не гриб;
-можно увидеть страны, города, но не телевизор. (глобус)
Ребята, а вы знаете что такое глобус? (Глобус — это модель нашей планеты Земля, маленькая копия земного шара!)
Какого цвета глобус? Почему больше голубого?
Где на нашей планете самое холодное место? А где всегда жарко?
А для чего нужен глобус? Представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Удобно брать с собой глобус? Как же нам быть? Вот поэтому люди придумали карту. Как вы думаете, кому нужна карта Какие цвета вы видите на карте? Какой вывод можно сделать если сравнить глобус и карту?(на глобусе и карте одинаковые цвета) Кто покажет где на карте находится наша страна? Как она называется? А столица нашей страны?
(воспитатель вывешивает карту мира)
Ребята, давайте посмотрим внимательно на карту. - Какие цвета вы видите на глобусе? Какого цвета больше?
А какие еще вы знаете планеты? (ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс…)
Дети выполняют физминутку «Планеты»
По порядку - правая рука вверх,
Все планеты - левая рука вверх,
Назовет любой - правая рука виз,
Из нас - левая рука вниз,
Раз- Меркурий - правая рука на пояс,
Два - Венера - левая рука на пояс,
Три - Земля - правая рука на плечо,
Четыре - Марс - левая рука на плечо,
Пять - Юпитер - правая рука вверх,
Шесть - Сатурн - левая рука вверх,
Семь - Уран - правая рука на плечо,
За ним - Нептун - левая рука на плечо,
Он восьмым - правая рука на пояс,
Идет по счету - левая рука на пояс,
А за ним - правая рука вниз,
Уже потом - левая рука вниз,
И девятая планета - маршируют на месте,
Под названием - Плутон - маршируют на месте.
Мы видим, что наша планета очень красивая. Почему? Кто живет, обитает на планете?
Чем же отличается планета Земля от других планет? (Жизнь на земле есть потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам).
А что такое природа? (это цветы, реки, деревья, растения, животные, птицы, человек
воздух, вода, горы, камни и многое другое).
А почему вы не назвали дома, машины? (потому что все это создано человеком, а не природой)
Может ли человек обойтись без природы? Почему?
Все что находится вокруг человека связано с природой и не может без нее существовать. Ведь он сам является частью природы. В этом мы сейчас убедимся на примере игры.
Дидактическая игра «Паутина жизни»
Правила: дети выбирают себе по одному значку, садятся в круг и называют его. Воспитатель дает клубок тому, у кого значок с изображением человека. Воспитатель задает вопросы, а дети на них отвечают, называя изображения на значках, разматывают клубок и передают его. Нитку надо держать в руках до конца игры и не выпускать ее.
Какое животное живет у человека дома? (кот)
Кого кот может поймать и съесть? (птицу)
Птица кого может съесть? (бабочку)
Что нужно бабочке для питания? (цветок)
Где растет цветок? (на полянке)
Что нужно полянке, чтобы выросли цветы? (дождь)
Откуда появляется дождь? (из тучки)
Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке)
Что нужно, чтобы вода из реки испарялась? (яркое солнце)
Солнце где находится? (в небе)
Кто изучает и солнце, и небо, и всю природу? (человек)
Воспитатель: Посмотрите, ниточка соединила всех нас. Такие же нити есть и в природе. Просто мы их не видим. Но в природе все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок отпускает ниточку) Польет ли тучка полянку? Вырастут ли на полянке цветы? Сможет ли поесть бабочка? Вот видите, как все в природе связано и что может произойти, если из цепочки исчезнет хотя бы один элемент.
Как нам надо вести себя в природе, чтобы не нарушить эти связи?
Игра с мячом: «Друг и недруг природы» Воспитатель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет - не ловят.
Посадка деревьев.
Вырубка лесов.
Охота на редких животных.
Сбор первоцветов.
Строительство очистных сооружений на заводах.
Разведение костров в лесу.
Выброс дыма заводами.
Создание заповедников.
Выброс газов автомобилями.
Сбор макулатуры
Не включать громкую музыку
Не вырывать грибы.
Не ломать ветки.
Не разводить костры.
Не оставлять мусор.
Трогать яйца птиц.
Не брать диких животных домой.
Разрушать муравейники.
Не рвать охапками цветов.
Воспитатель: Планета Земля общий дом, и много лет мы в нём живём, но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
Гаснет свет, звук летающей тарелки, в зале появляется пришелец.
Пришелец: Прием, прием, куда я попал? Вижу небольшие неопознанные объекты, они шевелятся, приступаю к исследованию (стучит надувной палкой по плечам, коленкам детей, взрослых)
Воспитатель : Ребята, у нас сегодня необычный гость, давайте поприветствуем его. (Здороваются)
Пришелей: Здравствуйте. Не бойтесь! Я не причиню вам вреда. Я прилетел к вам из будущего.Где я нахожусь сейчас? (дети отвечают-на планете Земля. Пришелец подходит к окну смотрит и качает головой) -Нет! Вы меня обманываете это не планета Земля! -Я вам сейчас докажу у меня есть с собой диск с фотографиями планеты Земля. Давайте посмотрим! (дети смотрят фото).
Воспитатель : Ребята, разве так выглядит наша Земля? Вы хотели бы жить на такой планете?
Пришелец : -Ох и жарко тут у вас! (пришелец достает бутылку с грязной водой и хочет попить, воспитатель его останавливает)
Воспитатель : Остановись! Что ты делаешь!
Пришелец: (пугается) -Что вы так шумите! Мне очень страшно! В чем я виноват?
Воспитатель : - Ребята, помогите нашему гостю, расскажите ему, что он делает не так!! (дети рассказывают пришельцу, что нельзя пить такую воду)
Воспитатель : Почему на планете гостя такая вода? (она загрязнена) Почему? Давайте посмотрим, как это происходит.
Исследовательская деятельность «Загрязнение почвы»
Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положим губку - это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое - то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).
Какие вредные вещества вы знаете? (ответ детей: Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое.)
Вы видели, где - ни будь, чтобы вредные вещества попадали на почву? (дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).
Правильно! Кажется, они лежат и никому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).
Что происходит! (ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)
Исчезло ли вредное вещество? (Дети: Нет.)
Если оно не исчезло, то куда оно делось? (дети высказывают свои предположения).
Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает? (В реки, озёра, моря, океаны)
ВЫВОД: Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. ДОЛЖНО ПРОЙТИ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОДА СНОВА СТАНЕТ ЧИСТОЙ!
Воспитатель: Ребята давайте теперь покажем нашему гостю как можно очистить воду.
Дети подходят к столам и с помощью фильтра очищают воду.
(пришелец пробует чистую воду и приходит в восторг)
(слышится шум мотора. Воспитатель начинает чихать и кашлять)
Воспитатель: Дышать стало совсем невозможно. Что это было? (машины загрязняют воздух)
- Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям). Чем мы дышим? (Кислородом ). А что выдыхаем? (Углекислый газ ). Что произойдет, если исчезнет воздух? (люди не смогут жить ). Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на земле очень загрязненный ). Почему так происходит? (Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).
Игра «Хорошо-плохо»
Ребята, а как вы думаете завод (автомобиль) это хорошо? (ответы детей) А почему завод это плохо?
Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? (ответ детей, можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чищена фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
А где воздух чище и легче дышится? (ответ детей, в лесу.)
Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.
Психогимнастика «Зернышко»
Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза... Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается в прекрасное «дерево» . «Дерево «хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям» . И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка...
Вот какой долгий путь проходит дерево, прежде чем вырасти большим и могучим!
А еще надо не ломать, не губить деревья и кустарники, не рвать листочки. И тогда в нашем городе будет всегда чистый воздух!
Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответ детей, посадить деревья, кустарники.)
Практическая работа «Посади дерево» (дети сажают в горшки семена деревьев)
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Пришелец: - Жаль, что у нас на планете нет деревьев!
Воспитатель: - Ребята, а давайте подарим гостю наши горшочки. Семена прорастут и на его планете появятся молодые деревья, которые будут очищать воздух.
Пришелец: -Спасибо вам, друзья!
(раздается тревожный сигнал)
Пришелец : Ребята, мне уже пора! Спасибо вам большое, я рад, что с вами познакомился! уходит.
Рефлексия: - Ребята, важно ли то, что мы сегодня с вами делали? Почему?
Какое задание больше всего понравилось?
Появляется инопланетянин уже не зеленого, а желтого цвета.
В. - Что случилось?
И. - Все у вас хорошо, мне нравится на планете Земля, но здесь жить тяжело и очень опасно. У нас на планете только звездолеты, а у вас столько транспорта, что я задохнулся от выхлопов газа и не могу дальше продолжать свое путешествие. Как же вы здесь живете?
В. - Ребята, давайте расскажем, как мы заботимся об экологии на нащей планете, очищаемвоздух. (ответы детей)
И. - А как же жить в городе, где машины производят столько выхлопов газа? Мы наверное не мсможем с вами общаться, мы в таких условиях не выживим! А как жаль!
В. - Ребята, а что же можно придумать?(Предполагаемые ответы детей)
В. - А что такое Экологически чистый транспорт? А есть ли такой транспорт у нас на Земле? (ответы детей)
В. - Я педлагаю побыть немного изобретателями и придумать экологический транспорт будущего. Выбирайте себе материал для работы, а когда нарисуете, расскажите нашему гостю о вашем изобретении и почему он не будет приносить вред окружающей среде.
Дети рисуют и рассказывают, как и на чем работает их транспорт.
И. - Я думаю вы справились с поставленной задачей и когда вырастите, ваши рисунки превратятся в экологически чистый транспорт. И мы с удовольствием будем дружить с вашей планетой, а теперь будем прощаться.
(Инопланетянин прощается и улетает на своем летательном корабле)
В. - Какая у нас интересная произошла встреча Жаль, что инопланетянин не смог дольше побыть с нами и рассказать о своей планете. Но как вы думаете сможем мы общаться с ним в дальнейшем?
Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3.
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
В наше время космонавты сфотографировали Землю с космических кораблей. С большой высоты отчетливо видно, что Земля - шар.
А из чего состоит наша планета Земля, вы хотите узнать. Наружный твердый слой Земли называется земной корой, глубже земной коры находится мантия, ещё глубже - земное ядро. Земля окружена воздушной оболочкой - атмосферой. Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали её модель, уменьшив размеры в миллионы раз. Эту модель назвали глобусом. Глобус - это модель Земли.
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю. (Глобус) -
В: Что такое глобус? Глобус - это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Он круглый, т. е. такой же формы, как и планета Земля, на которой мы живем. Слово «глобус» обозначает шар.
В: А для чего нужен глобус?
Д: Чтобы смотреть, что где находиться.
В: Если посмотреть на нашу планету из космоса, то можно увидеть, что она голубая. Почему?
Д: Потому что много воды.
В: Да, и что же обозначают на глобусе синим цветом?
Д: Реки, моря, океаны, озера
Воспитатель. Земля - это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре - воды или суши?
Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми.
Воспитатель. Да, действительно, это вода, которая окружает материки со всех сторон. И поэтому, когда смотришь на нашу планету из космоса (обращает внимание на слайд, она кажется голубой. А вот суша раскрашена разными цветами. Что обозначает зеленый цвет?
Дети. Леса, равнины.
Воспитатель. А коричневый?
Дети. Горы.
Воспитатель. А вот здесь много желтого цвета, что это означает?
Дети. Здесь находится пустыня.
Воспитатель. На суше встречаются голубые пятнышки и линии. Что это?
Дети. Озера и реки.
Мы с вами знаем, что все люди на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а называются эти кусочки суши - материки. Вспомним, как же появились материки на планете? И в этом поможет нам Уля и расскажет легенду о рождении материков.
Легенда о рождении материков (рассказывает заранее подготовленный ребёнок).
«Очень-очень давно наша планета была вся покрыта водой. Это был Великий Мировой океан. Но однажды на поверхность океана всплыл огромный материк. Имя его было - «ПАНГЕЯ» - мать Земля. На этой земле часто были извержения вулканов.
Прошло ещё много миллионов лет и этот материк, после многочисленных извержений вулканов раскололся на шесть кусков, которые распылись по океану». Так, произошли материки на Земле.
Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.
А сейчас я вам наглядно докажу о происхождении наших материков, извержение вулкана.
Эксперимент (воспитатель проводит эксперимент).
Описание проведения опыта «Извержение»
1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на противень.
2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.
3. Насыпаем в бутылку соду.
4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.
5. Из бутылки должна появиться красная пена, которая струится по земляному холмику.
Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на земле появились современные материки.
Что такое материки? (выслушивает ответы детей)
Уточняет: Материк — обширное пространство суши, омываемое морями и океанами Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка. (показывают на глобусе)
Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Воспитатель:
На каком материке мы с вами живем? (ответы детей). Мы живем на стыке Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил название - Евразия.
“Для чего мы с лесом дружим.
И зачем он людям нужен?”
Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).
Воспитатель-
В лесу всё прекрасно.
Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес.
А как легко и свободно дышится в лесу!
Лес - огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.
Лес - это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств.
Древесина - главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.
При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства.
Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы.
Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.
Слайд загаженного леса
Воспитатель-посмотрите дети а всё ли в порядке в этом лесу?
Воспитатель-Кто набросал мусора,и что может произойти с нашей природоЙ (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить?
Дети: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений.
Если мы будем мусорить, то растения погибнут и животным и птицам не чем будет питаться и негде будет жить, животные могут пораниться острыми банками, стеклом.
Воспитатель: А что ещё нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям?
Буханенкова Светлана Ивановна
Конспект НОД по экологии «Помощь жителям Цветочного городка. Значимость воды и воздуха в жизни»
«Помощь жителям цветочного городка»
Задачи:
1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
— Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
— Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе - за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.
Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.
Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: «Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»
Вопросы к детям:
Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
А что стало с речкой?
Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.
Может ли рыба жить в такой реке?
Дети: Нет, вода слишком грязная.
4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?
Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.
5. А что будет с жителями городка?
Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)
Зенфира Субхангулова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в подготовительной группе №6 . Тема : «Гуси-лебеди»
Цель : Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ .
Задачи : Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев, сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу .
Продолжать формировать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь , мышление, воображение, фантазию,
слуховое внимание и память. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы : презентация «Что лишнее?» , иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» , речки, карточки с изображением предметов, сундучки, кружки трех цветов.
Оборудование : модель яблоньки, печки, ноутбуки.
Воспитатель : Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня нас ждет необычное путешествие. Вы хотите путешествовать?
Дети : Да!
Воспитатель : Сначала сделаем гимнастику для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей иди за мной.
Воспитатель : А теперь ребята, давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же здесь лишнее? (какая картина)
Дети : Картина, на которой изображен фильм лишнее, потому что на других сказка.
Воспитатель : Правильно. А как думаете куда мы с вами пойдем?
Дети : В сказку.
Воспитатель : А чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадем нужно отгадать загадку : У Алёнушки –сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети : Гуси –лебеди.
Воспитатель : Правильно, ребята.
Воспитатель : А какие знаете сказки?
Дети : Колобок, Аленький цветочек.
Воспитатель : Какие бывают сказки?
Воспитатель : Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например : Добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!
Воспитатель : Пока мы с вами играли, беда случилась в этой сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы Алёнушка с братцем не смогли спрятаться от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Они просят помощь. Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможем ребята?
Дети : Да!
Воспитатель ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)
Задание от яблоньки : «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»
Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.
Метод «МФО-метод фокальных объектов» , «Противоречий »
Воспитатель ведет ребят к печке.
Воспитатель : К чему мы пришли?
Дети : К печке!
Задание от Печки : «Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»
Четыре сундучка с символами - картинками :
«ноты» - звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)
«цветы» - запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)
«машинка» - движение (самолет, гепард, машина и т. д.)
«платье» - материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)
В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.
Воспитатель : Наша кастрюля двигается, как…., пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?
Дети : Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…. Она может двигаться, как…
Воспитатель : А что же плохого в такой кастрюле?
Дети : Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук….
Воспитатель : А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?
Дети : Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…. сделать из более прочного материала….
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, печке понравится такая кастрюля?
Дети : Да.
Воспитатель : Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.
Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.
Метод «Моделирование Маленькими Человечками (Твердые (крепкие) - красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)»
Воспитатель : Определить из чего состоят предметы и вещества.
Картинки с изображением : зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.
На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.
Воспитатель : Ребята, чтобы гуси –лебеди больше не унесли Иванушку я предлагаю построить дом большой и крепкий.
Дети садятся за стол, на компьютере строят дом для Алёнушки и братца Иванушки.
Воспитатель : Ребята, ну вот пришло к концу наше необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали? Со всеми ли заданиями мы справились? Где были трудности?
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Дорогая мама!» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе В виртуальной галерее.
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки» Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная..
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием ТРИЗ здоровьесберегающих технологий «Поможем Маше готовиться к школе» Тема: «Поможем Маше готовиться к школе» Цель: – Обогащать и активизировать речь детей. Задачи: Образовательные: –Умение придумывать и рассказывать.
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ «Рассматривание сюжетных картин «Хорошо плохо» Тема Составление проблемных ситуаций Возраст детей: Средний дошкольный возраст Цель: Формировать умения составлять проблемные задачи по.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием ТРИЗ «В огороде» Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картинок. Программные задачи: 1. Способствовать речевому развитию; 2. Научить работать.
Цель:
Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.
Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного - характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый - грустный, здоровый - больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.
Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,
«Музыка».
Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками - иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».
Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; СД-диски; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.
Ход.
1.
Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).
Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.
В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».
В: Назовите свою любимую сказку.
Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» -
ориентир.
В: Это необычные цветы - они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».
Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.
2.
В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки - невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец - Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна - лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.
В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».
В: Посмотрите, что он сделал?
Д: Он перепутал все сказки.
В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.
Д: «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна - лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста».
В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?
Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну - лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
(Воспитатель снимает плакат с доски).
В: » Все мы сказки разгадали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти«.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
В: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».
(«Мостик» - две дуги. Дети проходят между ними.)
В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.
- Весёлый - грустный,
- добрый - злой,
- Смелый - трусливый,
-Старый - молодой,
-Сильный - слабый,
-Здоровый - больной,
-Умный - глупый,
- Вежливый - грубый,
- Сытый - голодный,
- Могучий - слабый,
- Озорной - послушный,
- Ленивый - трудолюбивый.
(«Мостик» убирается. Слева от окна - мольберт. На полу - цветы - ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.
На мольберте - «тени» сказочных персонажей.
5.
В: Волшебник спрятал героев.
» Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».
В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там - цветное изображение).
В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.
6 .
Гимнастика для глаз.
» Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
В: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.
7 .
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты - линии.
В: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Д: Это волнистая линия.
В: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В: Перечислите героев сказок с таким характером.
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а почему?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: Перечислите их.
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
В: Верно, как зовут этого героя?
Д: Его зовут Иван-Царевич.
В: Какой линией можно его нарисовать?
Д: Можно нарисовать прямой линией.
В: Почему? Какой он по характеру?
Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Д: Иван - крестьянский сын, Иван - Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: Какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.
8.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.
В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто - определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети проходят на свои стулья.)
9 .
В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.
«Будем кубиком играть,
Будем сказку сочинять».
(На мольберте- план-схема сказок.)
В: Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз - считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.
Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
(Примерный вариант сказки: см. Приложение 1.)
10.
В: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д: Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Воспитатель раздаёт медали - сувениры.
Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.
Название: Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад № 112
Месторасположение: г. Ярославль, Российская Федерация
Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ «Прогулка в весенний лес»
Цели и задачи: Закреплять знания детей о весенних приметах, о перелётных и зимующих птицах. Активизировать словарь детей по темам: "Весна", "Птицы". Закреплять навык звуко-слогового анализа и синтеза. Учить детей решать ребусы с математическим заданием. Закреплять знания детей о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Развивать творчество, внимание, мышление.
Материал: карточки-модели "Приметы весны", запрещающие знаки, ребус с изображением перелётных и зимующих птиц, зайчик, сова, ручеёк, карандаши, игры "составь слово"
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День пребывает.
Когда это бывает? (весной)
Воспитатель: - Действительно, это бывает весной. И поэтому я хочу пригласить вас на прогулку в весенний лес.
Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то стучит. Я пойду, посмотрю. (Входит Лесовичок)
Лесовичок: - Здравствуйте, ребята. Я - Лесовичок. Я слышал, вы собираетесь на прогулку в лес. Я тоже хочу с вами.
Воспитатель: - Ребята, возьмём с собой Лесовичка.
Лесовичок: - Я очень рад, но перед тем, как идти в лес, я хочу задать вам один вопрос. Вы умеете вести себя в лесу?
Воспитатель: - Ну, что ты Лесовичок, ребята, знают, как вести себя в лесу. Они тебе сейчас расскажут. У нас есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
В лесу нельзя шуметь.
В лесу нельзя мусорить.
Нельзя разводить огонь.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя вырывать растения с корнем.
Нельзя ломать ветки деревьев.
В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.
Лесовичок: - Ребята, вы молодцы, вы можете идти в лес.
Воспитатель: - И так, мы отправляемся в лес, но помните, мы должны идти по тропинкам и помогать всем, кому нужна помощь.
Воспитатель: - Ребята, смотрите, какая чудесная поляна, но вы слышите, кто-то просит помощи.
Воспитатель: - ой, это ручеёк, ему путь преградили камни, и чтобы эти камни убрать, надо назвать приметы весны. (Дети убирают по одному "камню" и называют по одной примете) .
Весной солнце греет жарче и светит ярче.
С крыш свисают сосульки, начинается капель.
Часто идут дожди.
Появляются проталины.
Тает снег и бегут ручьи.
Прилетают птицы и начинают вить гнёзда.
Набухают почки, зеленеют деревья.
Появляются первые цветы.
Проснулись насекомые.
Просыпаются животные.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. вы справились с заданием, и мы можем идти дальше.
Воспитатель:- Ребята, смотрите, сова не может отгадать загадки, надо ей помочь и разделить всех птичек на зимующих и перелётных. (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинку к соответствующему символу) .
Лесовичок: - Ребята, смотрите, зайчик, он какой-то грустный, сейчас я узнаю, что случилось. Он не может решить примеры. Давайте, поможем решить примеры, найти буквы с нужной цифрой, вписать их в клеточки и отгадать слово. (слово Природа)
Воспитатель: - Ребята, смотрите полянка, давайте отдохнём.
Физкультминутка для снятия мышечного напряжения
речь с движением "ПТИЧКИ"
Как на этой на неделе
Наконец-то прилетели
(дети стоят лицом в круг, выполняют "пружинку")
Наши верные друзья -
Очень шумная семья
Хлопотливых птиц-грачей.
(хлопают в ладоши)
Мы идём встречать гостей.
(идут по кругу друг за другом)
Как они, хотим летать,
Дружно, весело играть.
Мы летаем, мы летаем,
свои крылья поднимаем.
(бегут по кругу друг за другом)
В птичьем вальсе мы кружимся,
(кружатся на месте, руки на поясе)
И на землю мы садимся.
(присаживаются на корточки, руки вниз)
Червячков мы поклюём
(стучат пальчиками по полу)
И опять летать начнём.
(встают, машут руками вверх - вниз)
Лесовичок: - А на этой полянке растут цветы, отгадайте, какие:
Первый звук моего слова, это последний звук в слове пол.
Второй звук моего слова, это гласный звук в слове мак.
Третий звук моего слова, это первый звук в слове нос.
Следующий звук моего слова, это первый звук в слове дом.
Следующий звук моего слова, это гласный звук в слове дым.
Последний звук в моём слове, это последний звук в слове душ.
(дети ищут нужную букву и выкладывают на столах слово ландыш)
Лесовичок: - Точно, здесь растут ландыши. А на этой полянке цветут подснежники, но вот беда, все лепестки облетели, надо собрать цветочки. На первый подснежник подбираем лепестки с картинками, названия которых состоят из одного слога. На второй подснежник лепестки с картинками, названия которых состоят из двух слогов, а на третий - из трёх слогов.
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру "Хорошо - Плохо"
Ребята насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых - это хорошо или плохо?
Хорошо Плохо
(интересно наблюдать; красиво; (могут ужалить;
пища для других животных и т. д.) мешают отдыхать и т. д.)
Лесовичок: - Молодцы, ребята, справились с заданиями, помогли лесным жителям, а теперь пора возвращаться в детский сад. А от меня и лесных жителей вам недольшой подарок.
Воспитатель: - Спасибо, Лесовичок за чудесную прогулку и за подарок, мы откроем его, когда придём в детский сад.
До свидания лес, до свидания Лесовичок.