Рождественские святки: история праздника, традиции и гадания. Святки: традиции празднования на Руси
Святки – народно-религиозный праздник, отмечается двенадцать дней. Начинаются Святки с шестого января и завершаются восемнадцатого, по народному определению «от звезды и до воды». Под звездой подразумевается появление первой звездочки на небе в канун Рождества, под водой имеют в виду освящение воды в Крещенский сочельник. Название произошло от глагола «святить». Православные верующие в это время прославляют (святят) Спасителя. Празднество ассоциируется с народными гуляньями. Сегодня святочные народные традиции чтятся преимущественно лишь в сельской местности.
История праздника
Церковная традиция уходит корнями в древние времена, об этом свидетельствуют многочисленные упоминания. В 530 году в церковном уставе Саввы Освященного говорится о праздновании Святок. В 567 году Второй туронский собор назвал дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными. Первоначально Рождество и Крещение отмечали в один день (6 января) под общим названием Богоявления. Однако во второй половине IV столетия праздники разделили. Именно тогда установили 12 святых дней между Рождеством и Крещением.
По языческим представлениям в эти дни уходит старый солнечный год, начинает активизироваться многочисленная нечисть. Возникает необходимость ритуалов, способных защитить от неведомых сил. Появляется возможность заглянуть в будущее путем гаданий, воздействовать на судьбу с непосредственной помощью ворожбы.
Церковь постоянно боролась с проявлением языческих ритуалов в эти дни, относя их к идолопоклонничеству. Российская империя ввела закон, запрещавший в данный период проводить обряды, пришедшие из язычества. Нельзя было ряженым устраивать пляски на улицах и петь так называемые «соблазнительные» песни.
Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.
История
Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.
В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.
Традиции и обычаи
Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.
Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.
Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.
Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.
Празднование
Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.
Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.
Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.
Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.
Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.
Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.
Русская национальная культура самобытна. В праздновании Святок слились православное и языческое начала. Этот магический период был особенно любим нашими предками.
История появления праздника
Святочные дни – период между двумя православными праздниками (Рождеством и Крещением). Начинаются Святки «от звезды», появляющейся первой в рождественский сочельник, а заканчиваются освящением воды 19 января - Крещение Господне.
Таким образом, святые дни имеют непосредственную связь с христианскими праздниками. Но отмечались Святки населением Древней Руси еще до принятия православного вероисповедания. В то время почитали бога Коляду, олицетворявшего в язычестве солнце и смену времен года, а Святки назывались колядными. Богатый урожай на грядущий год просили славяне у верховного божества Святовита.
В церкви традиция святых дней установлена в V веке. Изначально , поклонение волхвам и Крещение отмечали в один день, 6 января. Но в IV столетии некоторые восточные церкви стали праздновать Рождество раньше, чем Крещение. После чего Четвертый Вселенский собор официально узаконил раздельное отмечание праздников с установлением между ними промежутка в 12 дней.
Традиции праздника
Чтобы получить расположение божеств, славяне проводили многочисленные ритуалы, к которым относились:
Разжигание костров;
общесемейные трапезы;
колядование;
гадания и др.
С принятием православия языческие традиции не ушли в прошлое, а переплелись с христианскими. В первый святочный день было заведено разжигать костер и поддерживать его вплоть до Крещения. Люди поднимались на холм и спускали вниз горящее колесо, символ уходящего года. Славяне верили, что благодаря этому их покинут все беды и трудности.
Молодежь, наряженная сказочными персонажами и животными, шествовала по домам со склеенной рождественской звездой и исполняла народные песнопения. Иногда девушки переодевались парнями, и наоборот. Все это делалось для того, чтобы злые духи не узнали человека и не смогли ему навредить. В колядках содержались пожелания благополучия, достатка, а скупым на подарки хозяевам предрекалось разорение.
Обязательными считались три общих семейных застолья (в рождественский, крещенский сочельники и на Васильев день. Обычно в эти праздники на стол подавались:
Кутья;
блины;
овсяный кисель;
сбитни;
маковники.
Количество блюд в обязательном порядке должно было быть нечетным. Славяне полагали, что в святые дни души умерших родственников находятся рядом с нами. Поэтому, если в ушедшем году кто-то из близких покинул наш свет, готовился дополнительный прибор.
Непременным атрибутом Святок являлись гадания. Чаще всего свою судьбу хотели знать незамужние девушки. На суженого гадали разными способами: с помощью колоды карт, зеркал, книги, петуха, волоса, сапожка, лука и т. п. Девицы чаще всего собирались вместе, но можно было обратиться к темным силам и в одиночку.
Обязательные условия - распущенные волосы и снятые обереги, в том числе крестики. Юноши тоже желали знать свою судьбу: какой по характеру будет их невеста, насколько она красива. Также славянам было интересно, станет ли грядущий год плодородным. Святочные гадания традиционно проводились в бане или возле нее.
Время от Васильева дня (14 января) до Крещения называлось «страшной» неделей (в противоположность первой «святой»), ибо считалось, что в этот период нечистая сила имеет над людьми особую власть. Чтобы оградить себя и близких от этого, славяне окропляли жилье святой водой, рисовали мелом крестики на дверях и окуривали комнаты ладаном.
В Святки особое внимание уделялось нищим, больным и нуждающимся. Посещались детские дома, лечебницы, места заключения, подавалась милостыня на улицах.
Крещение представляло собой день очищения от грехов и болезней. Чтобы освободиться от них, славяне проделывали во льду отверстие в форме креста и смывали с себя все дурное посредством купания в ледяной воде, которая считалась святой. На год вперед запасались крещенской водичкой, имеющей особую силу.
В продолжение двух рождественских недель обязательно нужно было посетить хотя бы одну из церковных служб. Также запрещалось работать, отдавая дань памяти значимым христианским событиям.
Празднование Святок в наши дни
В нынешнее время в святые дни принято ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, готовить праздничные блюда. Основным яством до сих пор считается кутья. Первоначально ее готовили из пшеницы с добавлением меда, изюма, мака, орехов. Сейчас для этого кушанья используются рис или перловка, а также фрукты и мармелад.
Сохранилась и традиция колядования, особенно в сельской местности. Дети наряжаются в различные костюмы и ходят по домам поздравлять хозяев с Рождеством и старым Новым годом. В ответ колядующие получают деньги и угощения.
Поверья и приметы на Святки:
1. Во время общесемейных праздничных трапез обращали внимание на то, насколько вкусным вышло главное угощение – кутья. От этого зависело счастье предстоящего года. Кутьей потчевали не только домочадцев и гостей, но и домашних птиц. Делалось это ради богатого урожая. С той же целью существовал обычай повязывать плодоносящие деревья в саду лентами.
2. Благополучие дома и семьи находилось также в прямой зависимости от количества колядующих, посетивших жилище.
3. Полагали, что в старый Новый год женщине не следует первой входить в жилище, иначе постигнут неприятности.
4. Чтобы нечисть не навредила, древние славяне в святые дни облачались только в новые и чистые одеяния, раскладывали на полу солому и устанавливали в красном углу с иконами сноп сена.
5. Примета гласила: запрещается выносить сор из помещений в первую неделю Святок, иначе духи грозят семейными неурядицами.
6. Древние славяне верили в то, что сны, увиденные в святые дни, пророческие. Особым «почетом» окружалось сновидение, пришедшее в рождественский сочельник.
7. Еще считалось правильным не скупиться на покупки в продолжение святых двенадцати дней. Обязательное обновление в прихожей – новый ковер.
8. Существовало и такое поверье: загаданное в канун Рождества желание непременно сбудется.
9. Многие чаяния славян связывались с природными силами и явлениями. Так, метель перед Рождеством сулила быстрое обновление природы весной и хороший медовый сбор летом.
10. Богатый урожай хлеба следовало ожидать в случае инея на деревьях в первые рождественские дни.
11. В случае если праздник Рождества Христова выдастся достаточно теплым, весну следует ждать холодной.
Изгнание Святок
Перед Крещением происходил особый обряд, получивший название «изгнание Святок». Было принято сжигать солому и сор, накопленные за этот период. Также, провожая Святки, пылающий сноп сена возили по селению с радостными восклицаниями. Посредством этого беды и трудности прошедшего года уходили в прошлое. Накануне Крещения организовывались посиделки, веселые гульбища с песнями и плясками.
В России на январь приходится много праздников. Сразу после встречи Нового года всех интересует вопрос: святки когда начинаются в 2019 году. Святочные дни отмечаются с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю) — 2 недели.
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Н. Гоголь.
Святки отмечают в течение двух недель между двумя христианскими праздниками - Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января.
«Святки»- святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, плясли на улицах, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.
Святки - святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гуляния веселыми играми, ряжением, пением колядок, гаданиями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья. Помните, у А. С. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»?
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых. Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи.
Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Колядки для детей и взрослых на святки
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен – пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обнадеживая хозяев сказочным урожаем:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Маслину головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.
Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга, черт, смерть с косой и др. Человек под маской на время праздничных обходов как бы выводился за рамки обычных норм поведения. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим песельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля».
Рождественские колядки для детей (тексты)
Песни-колядки – это бесценное творение нашего народа. Небольшие, часто безграмотные в литературном аспекте песни, имеют большую смысловую нагрузку и повествуют о знаменательном Событии всего христианского мира – рождении Спасителя. Люди передают эти рассказы из поколения к поколению. Эти песни не имеют авторов, но их искренность и великолепие завораживают наши сердца.
Мы собрали для вас колядки, которые можно легко выучить, чтобы отправиться в гости за «уловом».
Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи, Младенец Святой.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй.
Над уснувшей землёй.
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой.
И сияет красой.
Нынче Ангел нам спустился
И пропел: «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Знают взрослые и дети:
Для добра живем на свете!
Днесь святое Рождество,
На планете торжество!
Радуйтесь, все люди
На большой планете,
С нами Бог! Любовь и Правду
Христославьте, дети!
Чтоб веселым был ваш дом,
Красота цвела кругом,
Чтобы вы добро дарили,
Тем же вас благодарили.
Сеем, сеем, посеваем!
С Рождеством вас поздравляем!
От души всех поздравляем,
Им успехов пожелаем!
Коляда-колядин!
Я у батеньки один.
По колено кожушок -
Дайте, дядя, пирожок!
Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.
- Сняв башмачок или валенок, кидали за ворота. Если он падал носком к воротам - значит, еще рано выходить замуж, а если в другую сторону, то оттуда жди жениха.
- Гадали на воске: сначала его растопят, а потом выльют в сосуд с водой, если увидят колечко - к замужеству, а развалины - к худу.
- Смотрели на небо, в какой стороне звезда упадет, там и твой ряженый-суженый.
- У прохожего имя спрашивали, как прохожего зовут, так будут звать будущего жениха. Ходили слушать под окна чужих домов и, внимая разговору, веселому или скучному, предрекали себе такую же жизнь в замужестве.
А каков будет суженый-ряженый? Для этого бросали ночью пригоршнями снег: если он падал быстро и слышно, то муж будет молодым, если упадет тихо и неплотно - быть за старым или глухим. Ходили в темноте в дровяной сарай, брали полено из поленницы и потом в покоях смотрели: если оно гладкое, то муж будет хорошим, а суковатое, особенно если с трещинами, то он будет дурной и сердитый.
Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее было приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца: золотые, серебряные, медные. Если курица будет пить воду, то муж будет пьяницей, если есть хлеб, то муж будет бедняк, если возьмет кольцо золотое - будет богач, серебряное - муж ни богат, ни беден, медное - нищий.
Хозяева пытались разведать, каковы будут весна и лето, сулят ли они урожай, благополучие. В рождественский вечер шли на гумно, вынимали зубами из стожка соломинку. Попала с колоском - будет урожай, пустой - опасайся недорода. Мяли кусок бумаги и сжигали его на тарелке, загадывая желание, что показывала тень на стене от сожженной бумаги, то и рисовала фантазия.
В полночь между двумя зеркалами ставили две свечи и смотрели в зеркало, что почудится, то и сбудется. Наводили зеркало на луну, чтобы много увидеть Ждали вещего сна, а чтобы он сбылся, клали хлеб и ножницы под подушку. Также примечали погоду в каждый день (12 дней) святок.
Погода в первый день святок давала основание предполагать, какой она будет в январе, во второй день - в феврале и так далее. Или луковицу разрезали на двенадцать долек (как двенадцать месяцев). Дольки посыпали солью и оставляли на ночь. Утром смотрели, на какой дольке соль намокла, а где осталась сухой. Этим месяцам и предстояло быть сырыми и сухими.
Святочные гадания совершались во все дни святок, но наиболее значимыми, важными считались гадания накануне Рождества, Нового года (по старому стилю) и в особенности Крещения.
Период новогодних празднеств (а Новый год раньше проходил во время святок) включал и другие обычаи, среди которых большое место занимали вечеринки молодежи, посиделки, различные игрища. Все сопровождалось песнями, плясками, ряжением, ибо
«Всякая душа празднику рада», тем более «В день свят суеты спят», или «День свят, и дела наши спят», кроме того «Лето для старания, а зима - для гуляния». Умел русский народ повеселиться!
Как проходили Святки на Руси
Значение каждого дня святок
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» — от Рождества до Васильева вечера и «страшные вечера» — с ночи под Новый (старый) год и до Крещения Господня. Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии.
Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.
Кстати, оказывается, что каждый день Святок имеет своё значение:
6 января - Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества - вечером гадали и совершали различные магические действа.
8 января - Бабьи каши - праздник повивальных бабок и рожениц - в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида - музыканта и укротителя гнева.
11 января - день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом - с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы»…
12 января - Анисья - желудочница - по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме - «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной»…
13 января - день святой Маланьи или Васильева коляда - раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года - в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года - «Под Василья ведьмы крадут месяц» - «Если в ночь ветер дует с юга - год будет жаркий и благополучный, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая и фруктов»…
14 января - Василий Великий - покровитель свиней - по старому календарю этот день приходился на 1 января, т.е. на Новый Год.
15 января - Сильвестров день - куриный праздник - на этот день не ели яйца и курицу - в курятник вешали «куриного бога» - в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть - его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер - лихоманок - дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья.
16 января - Пророка Малахии - «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» - «На Малахия дом метелками обмахивай» - в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека - обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка - доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води»…
17 января - В этот и следующий день женщинам запрещалось шить - считалось, что тогда ребенок родится слепым…
18 января - Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник - основной день святочных гаданий - накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках - собирали снег для беления холстов и умывания - в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится…
19 января - Крещение, Богоявление - «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение - со святками прощение»…
Видео: Можно ли гадать на Святки
Видеозапись ответа протоиерея Димитрия Смирнова на вопрос о том, можно ли гадать на Святки (святые дни с 6 по 18 января).
В преддверие зимних праздников это слово всегда на слуху. Святками (или святыми днями) называют двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением. Согласно григорианскому календарю, это период 6 -19 января, а в районах Полесья его продлевают до 20 и 21 января. Некоторые источники растягивают эту пору до целого месяца (6 декабря - 6 января).
Слово «святки» знакомо нам по произведениям русских классиков. У Гоголя и Пушкина святки описаны как череда зимних дней, свободных от дел и насыщенных увеселениями, обрядами и, конечно же, гаданием. В эти дни веселись все, вне зависимости от возраста и положения в обществе. Многие святочные традиции сохранились до наших дней.
На время святок приходятся важнейшие православные праздники:
- 7 января - Рождество Христово.
- 8 января - Собор Пресвятой Богородицы.
- 14 января - Обрезание Господне и Васильев день.
- 19 января - Крещение, или Богоявление.
История появления святок
Хотя святки тесно связаны с православными праздниками, отмечать эти дни жители Древней Руси начали задолго до принятия христианской веры. О возрасте традиции говорит тот факт, что в большинстве славянских языков пора носит практически одинаковые названия. В некоторых странах существуют слова «коляда» или «колядные святки». Они происходят от имени бога Коляды, который в славянской мифологии олицетворял солнце и смену времен года.
Святки в царской России
К заслуженному отдыху и веселью славяне приступали, обмолотив хлеб и закончив все земледельческие работы. Особое значение этого периода в старинные времена объясняется его «пограничностью»: солнечный день становился длиннее, солнце поворачивало с зимы на лето, один хозяйственный год сменялся следующим. Считалось, что в святочные дни людям доступна связь с высшими силами.
В это время наши прадеды почитали бога языческого бога Святовита. Исследователи до сих пор не уверены, какой ролью наделяли древние священники это божество и почему его удостаивали таких почестей. Скорее всего, Святовит был одним из воплощений Перуна - верховного божества славян. В праздничные дни наши предки старались всячески потешить бога и попросить у него богатый урожай.
Святочные забавы
С целью заслужить расположение божества проводилось множество ритуалов, часть которых перекочевала в наши времена. После принятия христианства эти обычаи не исчезли, а только изменились и даже переплелись с церковными. Например, древняя традиция молодежи наряжаться зверями и сказочными персонажами и ходить от избы к избе, поздравляя хозяев с праздниками и получая в вознаграждение лакомства, существует до сих пор.
Правда, раньше ряженные разыгрывали юмористические сценки, пели и играли на музыкальных инструментах. В особом почете были ребята, которые переодевались до неузнаваемости. Юноши часто наряжались женщинами, а те, соответственно, примеряли мужские наряды. Церковь не одобряла таких развлечений, но её запреты никого не останавливали. Сегодня же колядки имеют преимущественно духовное содержание, а исполняют их чаще всего дети на Рождество (6-8 января).
Колядки в старые времена
Со славянской коляды вырос обряд христославления. Его участники воссоздают приход волхвов и в своих песнях славят Иисуса. Атрибут христославления - шестиугольная рождественская звезда, которую ряженые носят с собой. С древних времен сохранился обряд «посевания»: дети и пастухи носили зерно в рукавицах и разбрасывали его в крестьянских домах. Это символизировало засевание полей и предвещало хозяину избы пышный урожай.
В святочные дни гуляньям предавались и стар и млад. В дневные часы крестьяне катались на санках, танцевали, смотрели представления народных театров. По вечерам семьи и друзья собирались вместе, загадывали загадки и рассказывали истории. На Рождество до сих пор существует традиция приглашать в дом гостей или навещать близких.
Особенно популярны были такие посиделки среди молодых парней и девушек. После святок всегда было много свадеб, ведь собрания часто были местом встречи будущих супругов. Неудивительно, что святочные «вечеринки» нередко сопровождались шалостями и розыгрышами, а порой - драками и хулиганством.
Обряды и поверья
У праздничных дней была и другая сторона, связанная с поверьями и ворожбой. Люди не сомневались, что в эту пору среди народа гуляют души предков, а вместе с ними - всяческая нечисть. Во избежание неприятностей наши прадеды следовали различным приметам. К примеру, в Рождественские дни надевали только новую и чистую одежду, разбрасывали по полу солому, а сноп сена (дидух) ставили в угол с иконами.
Дидух — праздничный сноп сена, использующийся в качестве оберега на Рождество
Чтобы следующий год принес урожай, домашнюю птицу кормили праздничной кутьей, а плодовые деревья в саду обвязывали лентами. Сор из дому нельзя было выносить с 6 по 14 января, а нарушение традиции грозило ссорами в доме.
Вторая неделя святок считалась часом разгула нечистой силы. В это время жилье окропляли свяченой водой, окуривали ладаном, а над дверью рисовали мелом крест. Внимание обращали и на сны, увиденные в святочные дни. Они расценивались как вещие. С приходом христианства в это время считалось всеобщим долгом помогать ближним, а бракосочетания разрешались только после завершения святок.
Святочные гадания
В торжественную пору люди, вопреки страхам и запретам, пытались заглянуть в будущее. Чаще всего обряды проводились в ночи перед Рождеством, Крещением и Васильевым днем - 6,13, 18 января соответственно. Больше всего крестьян интересовало, будет ли год богат на урожай. В деревнях до сих пор живы такие приметы: если в Сочельник выпало много снега, весна наступит рано, а меда будет в изобилии. А вот Рождество без заморозков и вьюги грозит холодной весной.
Неизменной частью праздников были и остаются девичьи гадания. Самое распространенное состояло в том, чтобы бросить сапожок на дорогу. Куда укажет носок обуви, с той стороны и ждать жениха. Не менее популярно и гадание на тенях. Чистый лист бумаги нужно смять, выложить на тарелку и поджечь. Когда бумага почти сгорит, рядом с ней ставится свеча. В тени, которую лист отбросит на стену, можно увидеть картину будущего.
Гадания — неотъемлемая часть святок
Еще одно гадание выполняется с помощью двух зеркал, стоящих напротив. Ровно в полночь девушка должна сесть между ними, зажечь свечу и разглядеть в отражениях лицо суженого. Существует похожее гадание с обручальным кольцом. Незамужняя девушка бросает его в стакан воды и вглядывается в отражение внутри кольца. Простым способом узнать свою судьбу считается гадание на книге, как правило, Библии. Не открывая её, нужно загадать любую страницу и строку, а затем открыть и прочитать предсказание.
Чаще всего девушки ворожат в компаниях. Распространено гадание на нитях. Участницы отрезают кусочки одинаковой длины и поджигают их одновременно. Очередность потухания ниток указывает, кто первая выйдет замуж. Если огонек гаснет сразу или сгореает меньше половины нити, значит, что девушка останется одна. Кстати, традиция нырять в прорубь на Крещение появилась как средство смыть заработанные на святках грехи.