Тест какой купальник тебе подходит по фигуре. Как подобрать идеальный купальник? Как подобрать купальник для фигуры "треугольник"
Страдаете ли Вы СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивностью? Скорее всего — нет. А вот синдром СОДВ — синдром обусловленного дефицита внимания — скорее уже Ваш конек. Пройдите тест на СДВГ, узнайте страдаете ли Вы компьютерной зависимостью и дефицитом внимания.
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания — бич не только детского мира, но с приходом Интернета мобильного и компьютерного, захватывает все новые слои взрослого населения всего мира.
СДВГ — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность — это достаточно распространенная проблема современного подростка.
СОДВ — Синдром Обусловленного Дефицита Внимания — симптом, практически каждого второго взрослого человека.
Вы — владелец смартфона и хотите узнать, подвержены ли Вы СОДВ?
СДВГ или СОДВ?
Ответьте на несколько вопросов, только честно — пройдите импровизированный тест:
- «Я чувствую себя не в своей тарелке, если забываю мобильный телефон».
- «Я могу провести час в сети и даже не заметить этого».
- «Мне не хватает времени, чтобы сделать все необходимые дела».
- «Мне не хватает дисциплины».
- «Я тайком выхожу в интернет дома и на работе».
- «Если я сильно устаю от работы, то ищу убежища в интернете».
- «Я не могу себе даже вообразить, что пойду на обед без смартфона».
- «Я всегда хочу чего-то большего».
- «Я не справляюсь с работой».
- «У меня есть воля; я просто не нашел своей дороги в жизни».
Если Вы получили хотя бы 3 ДА на поставленные выше вопросы, уверяю СОДВ не за горами!
Компьютерная зависимость и СОДВ
Существует множество видов компьютерной зависимости или разрушительных привычек, связанных с цифровыми технологиями.
Вот всего несколько примеров, взятых из СМИ и из моей практики:
Студент становится настолько одержим видеоиграми, что перестает делать домашние задания и готовиться к экзаменам. В результате его исключают из учебного заведения.
Во время деловых встреч женщина занимается шопингом в интернет-магазинах со смартфона. Она не только ставит под угрозу свою работу, но и опустошает кредитную карту,
что угрожает ее браку и финансовой состоятельности.Сайт знакомств настолько затягивает мужчину, что он теряет работу и семью.
Женщина инициирует виртуальный роман с человеком, до которого ей, в сущности, нет никакого дела, и тем самым до основания рушит свой вполне благополучный брак.
Мужчину увольняют с работы после неоднократных предупреждений о том, что недопустимо пользоваться смартфоном во время деловых встреч.
Так как у этого вида зависимости нет исторических прецедентов, мы не можем найти в прошлом какие-либо эффективные средства борьбы с новым бедствием.
Положительные и отрицательные стороны компьютерных технологий:
Посмотрите в табличку, и сравните положительные и отрицательные стороны ПК технологий.
Положительные и отрицательные стороны Интернет Технологий
Как видите, отрицательных сторон у современных технологий не меньше, чем положительных.
ПК зависимость от сетевых игр: тест
Устойчивое и неоднократное использование интернета для игр, часто коллективных, которое приводит к клинически значимому поражению или расстройству*
, диагноз можно
ставить при наличии пяти из нижеперечисленных симптомов отписанных в тесте, удерживающихся на протяжении 12 месяцев.
1. Увлеченность сетевыми играми (больной постоянно думает о предыдущих играх и предвкушает удовольствие от следующей; игра становится главным содержанием
повседневной жизни).2. Появление симптомов абстиненции при невозможности играть (обычно их описывают как раздражительность, или печаль; однако при этом отсутствуют соматические симптомы, характерные для фармакологической абстиненции).
3. Потребность проводить за игрой все больше и больше времени.
4. Безуспешность попыток воздержаться от участия в сетевых играх.
5. Потеря интереса к прошлым увлечениям и удовольствиям в результате поглощенности сетевыми играми (исключение составляют собственно сетевые игры).
6. Продолжение избыточного пользования игровыми сайтами, несмотря на понимание вредности такого времяпровождения для и общественного положения.
7. Больной обманывает родственников, и других людей, скрывая количество времени, которое он тратит на игры.
8. Использование сетевых игр для того, чтобы устранить или ослабить негативное настроение (например, ощущение , вины или тревоги).
9. Из-за участия в сетевых играх больной может поставить под угрозу или полностью разрушить свой и карьеру.
*Примечание: в данную категорию включено лишь расстройство, связанное с пользованием сайтами не азартных игр; не учитывается также посещение интернета в профессиональных целях, для развлечения, а также активное пользование социальными сетями и сайтами знакомств.
Симптомы компьютерной и игровой зависимости, ведущие к СОДВ:
Изменение настроения - во время длительного использования устройства человек испытывает душевный подъем, успокоение или притупление неприятных чувств.
Вовлеченность - необходимость увеличения времени пользования для достижения прежнего эффекта.
Синдром отмены - некоторые или все из перечисленных далее симптомов проявляются на фоне отрицания проблемы: непреодолимая тяга; раздражительность; возбуждение; появление склонности к торгу; нарушение правил и законов ради получения доступа к устройству; бессонница; пробуждения среди ночи; сновидения, содержанием которых является работа с устройством; неспособность сосредоточиться; появление таких соматических симптомов, как головная боль, нарушения пищеварения, подергивания скелетной мускулатуры, беспокойство, не специфические боли в мышцах и костях, сонливость, заторможенность.
Конфликтность - разлад отношений с другими людьми и с самим собой.
Рецидивы - склонность снова погружаться в болезненное пользование устройством, как только появляется доступ к нему.
Тест на синдром СДВГ или СОДВ
Вот Вам тест-опросник на определение, насколько Вы или Ваш знакомый, близкий человек подвержены синдрому СДВГ или СОДВ.
Тест на СДВГ — тест на выживаемость рядом с СДВГ человеком
Прочитайте высказывания, насколько Вы можете их отнести к себе, за каждое совпадение с Вашим поведением поставьте себе 1 балл.
Поскольку именно условия современной жизни порождают дефицит внимания, вы можете проснуться здоровым человеком, а в десять часов утра получить многие из перечисленных ниже симптомов СДВГ:
Повышенная отвлекаемость и безостановочная спешка, даже когда в ней нет никакой объективной необходимости, а также чувство измельчания жизни - у вас масса дел, но в них нет ни глубины, ни смысла, ни радости;
Неспособность уделять достаточно продолжительное время каким-либо рассуждениям, разговору, долго смотреть на картинку, абзац текста и даже на то, как садится солнце, - вы
не можете этого при всем старании;Все чаще проявляющееся нетерпение, скука, неудовлетворенность, беспокойство, раздражительность, отчаяние или даже безумие - иногда чувство растерянности может граничить ;
Привычка то и дело перескакивать от задачи к задаче, от идеи к идее, а иногда и физически с места на место;
Склонность к , без рассуждений, не тратя времени на обдумывание;
Растущая тенденция избегать всякого вообще, как будто это роскошь, на которую у вас просто нет времени;
Обыкновение откладывать трудную работу или разговор на потом, но при этом заполнять день суетой и бесполезной деятельностью;
Ощущение, что вы перегружены сверх меры, хотя на самом деле вы практически ничего не делали;
Грызущее за не сделанную работу в сочетании с обидой за то, что эту работу возложили именно на вас;
Утрата приятным моментам и настоящим достижениям;
То и дело возникающая мысль: «я столько тружусь, но так и не достиг того, чего хотел, ни на работе, ни в личной жизни!» ;
Чувство над собственной жизнью и беспокоящее ощущение, что вы что-то упустили;
Неотступные мысли о том, что когда-нибудь вы найдете время на то, что действительно важно, но пока вам некогда;
Растущее, навязчивое желание все время нажимать клавиши компьютера и других гаджетов: проверять электронную почту, говорить по телефону, посылать и получать текстовые сообщения, искать в интернете какие-то случайные сведения, посещать любимые сайты или играть в игры, испытывая почти наркотическую тягу к ним;
Обыкновение вникать в чужие дела, быть излишне доступным, позволять другим отвлекать себя и слишком часто говорить «да».
Расшифровка теста на СДВГ: Если Вы набрали более 8 баллов, есть вероятность развития синдрома дефицита внимания.
Поделитесь тестом на СДВГ в социальных сетях!
Книга Эдварда Хэлловэлла «Не отвлекайте меня!»
Данные тесты и опросники на СДВГ и термин СОДВ взяты из книги специалиста по гиперактивности и синдрому дефицита внимания «Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что.
В англоязычных странах ADHD.
Что же это такое?
В настоящей брошюре мы публикуем наиболее точные тесты на определение СДВГ, объяснение, что такое дефицит внимания и как отличить активность от гиперактивности.
Описываем алгоритм медицинского обследования ребенка, если Вы подозреваете у него СДВГ (заодно объясняем, почему не стоит без медицинского обследования бежать в аптеку и покупать лекарство, которое соседка дает своему оболтусу, тоже с СДВГ).
Еще мы даем самые общие советы для родителей детей с СДВГ по созданию наиболее благоприятной домашней среды для такого ребенка (а заодно и объясняем папам, почему ремень не является действенным средством воспитания).
Совсем чуть-чуть самых общих советов для учителей школ. Мы никак не претендуем на то, что наш опыт сравнится с опытом преподавания заслуженных учителей, но ведь иногда бывает, что и совсем малое все же оказывается полезным.
Значительно большее количество полезной информации Вы сможете найти на сайтах
http :// adhd - kids . narod . ru и http :// www . sdvg - impuls . ru
Клинический тест на определение СДВГ
Особенности поведения:
Возникают до 8 лет.
Выявлены по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх).
Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями.
Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию. Необходимо наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности.
Неспособность поддерживать внимание, вслушиваться в обращенную речь.
Неспособность доводить задания до конца.
Низкие организаторские способности.
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
Потери предметов, необходимых для выполнения задания.
Отвлекаемость, часто на посторонние раздражители.
Забывчивость.
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по край-ней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребёнок гиперактивен, если он:
Совершает суетливые движения руками и ногами.
Часто вскакивает со своего места.
Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема.
Не может играть в «тихие» игры.
Всегда находится в движении.
Очень много говорит.
Неряшливо выполняет школьные задания, несмотря на усилия всё делать правильно.
Часто выкрикивает с места и другие шумные выходки во время уроков.
«Влезает» в разговор или работу других детей.
Неспособен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.
Частые драки с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).
Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для СДВГ.
Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственной координации
(неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).
Эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдают часто. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
Гиперактивность
1. Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и «перебором»?
Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»
Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.
Тест на гиперактивность
Похоже на детскую игру из серии «Найди 5 отличий»… Итак, Активный ребенок :
Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Откуда ноги растут? Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
А также воспользуйся такими советами:
Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- «Движение - это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него - просто панацея.
Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.
2. Двигательная расторможенность (гиперактивность)
Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая трудно поддается контролю и коррекции. В медицине подобные состояния обозначаются как гиперактивность или расторможенность. Этому вопросу посвящены многочисленные специальные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Что это такое и почему возникает? Является ли гиперактивность нормальным физиологическим явлением или это один из признаков болезни? Какой режим нужен таким детям, как к ним должны относиться родители, воспитатели и педагоги?
Постараемся ответить на эти и другие вопросы, нередко волнующие родителей. Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома. Она может быть как естественным проявлением физиологических потребностей ребенка (особенно младшего возраста) к движению, наступать под влиянием конфликтных психотравмирующих ситуаций и дефектов воспитания, так и выявляться с первых лет или даже месяцев жизни. Рассмотрим по порядку все эти возможности.
Движение является одним из проявлений жизнедеятельности организма, обеспечивающим его связь с внешней средой. Как известно, с возрастом двигательная активность человека подвергается физиологическим изменениям. Она особенно развита у детей первых 3-4 лет жизни и значительно замедляется в пожилом и старческом возрасте. Все это имеет конкретное физиологическое объяснение. У детей младшего возраста процессы торможения выражены слабо. Вследствие этого они не могут длительное время сосредоточить свое внимание на одном предмете или одной игре. Стремление к познанию окружающего, во многом еще неизвестного, побуждает детей часто менять род занятий. Они постоянно в движении, им хочется все посмотреть, самим потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть внутрь. В силу малой подвижности основных нервных процессов (возбуждения и торможения) ребенку 2-5 лет трудно внезапно остановить свою деятельность. Если же взрослые своим вмешательством внезапно прерывают его занятие, да еще кричат или наказывают, то у ребенка часто возникает реакция протеста в виде плача, крика, отказа выполнить требования родителей. Это физическое, нормальное явление. Поэтому не следует пытаться ограничить естественную подвижность ребенка. Если вам мешает крик ребенка или шум, создаваемый во время игры, постарайтесь занять его чем-нибудь другим, более интересным, но не требуйте немедленно прекратить его занятие.
Однако родителей, особенно молодых, в некоторых случаях волнует двигательная активность ребенка. Они видят других детей такого же возраста, которые могут быть более спокойными и менее подвижными. Хорошо, если с этими опасениями мать обратится к врачу, который должен ее успокоить и дать правильный совет. К сожалению, иногда первым советчиком являются соседи, малоопытные воспитатели и другие случайные лица. Практически здоровому ребенку нередко дают широкодоступные успокоительные микстуры и таблетки или ставшие модными настои из различных трав. Нельзя заниматься самолечением без рекомендации врача! Только врач может рассеять ваши сомнения, дать правильное заключение о здоровье ребенка и при необходимости назначить лечение.
Теперь рассмотрим гиперактивность детей, возникшую вследствие различных внешних воздействий. В подобных случаях родители отмечают, что ранее спокойный ребенок вдруг становится излишне подвижным, беспокойным, плаксивым. Это особенно часто случается во время первого физиологического криза в возрасте от 2 до 4 лет. Причиной гиперактивности могут быть различные заболевания, в том числе нервной системы (преимущественно у детей более старшего возраста), но наиболее часто - дефекты воспитания. Последние можно подразделить на три группы - три крайности воспитания: очень строгий (подавляющий) стиль, излишняя опека, отсутствие единых требований, предъявляемых всеми членами семьи.
К сожалению, все еще встречаются так называемые социально запущенные семьи по отношению к ребенку, когда им вообще занимаются мало, часто без причины наказывают, предъявляют непосильные требования. Если при этом дети являются свидетелями ссор между родителями, да к тому же один из них или оба страдают алкоголизмом, то причин для гиперактивности и других невротических расстройств более чем достаточно. Из таких семей редко обращаются за медицинской помощью или приводят ребенка тогда, когда у него уже имеются выраженные патологические черты характера.
Одной из частых причин гиперактивности у детей является противоположный тип воспитания, когда им разрешается делать все и дети не знают вначале никаких запретов. Такой ребенок является кумиром в семье, постоянно гипертрофируются его способности. Но вот на определенном этапе родители убеждаются в том, что воспитание было неправильным и поэтому решают изменить отношение к ребенку, предъявить ему определенные требования и ограничения, ломать старые привычки, укоренившиеся годами. Известный советский педагог А. С. Макаренко писал о том, что воспитать ребенка нормально и правильно гораздо легче, чем перевоспитать. Перевоспитание требует больше терпения, сил и знаний, и не у каждого родителя все это найдется. Нередко в процессе перевоспитания ребенка, особенно если оно проводится не совсем правильно, возможно возникновение у детей различных невротических реакций, в том числе и гиперактивности, негативизма, агрессивного поведения. В большинстве подобных случаев не требуется специального лечения, достаточно правильно построить свои взаимоотношения с ребенком, быть постоянным до конца в своих требованиях.
Теперь рассмотрим тот тип гиперактивности, который возникает с первых лет или даже месяцев жизни ребенка и представляет в основном не педагогическую, а медицинскую проблему. Приведем вначале одно из характерных наблюдений.
Ко мне на консультацию привели мальчика Сашу 3 лет. Родителей беспокоит, что ребенок очень подвижный, быстрый, неусидчивый, постоянно в движении, часто меняет род занятий, не реагирует на замечания окружающих. Из подробного рассказа матери установлено, что это первый ребенок от молодых здоровых родителей. Отец - инженер, мать - тренер по гимнастике, в начале беременности усиленно занималась спортом, перенесла простудное заболевание и принимала антибиотики.
С первых дней жизни мальчик очень беспокойный и плаксивый. Неоднократно обращались к врачам, однако со стороны деятельности сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов никаких изменений не обнаружено. Мальчик очень плохо спал до года, и родители, дедушка и бабушка поочередно находились с ним на протяжении ночи. Мало помогали укачивание, пустышка, взятие на руки. Сидеть и ходить начал вовремя. После года постепенно отрегулировался сон, однако, по словам родителей, начались новые неприятности. Мальчик стал очень быстрым, суетливым и рассеянным.
Все это родители рассказывали без ребенка, который ожидал в коридоре с бабушкой. Когда же его ввели в кабинет и он увидел врачей в халатах, начал кричать, плакать, вырываться от родителей. Мальчика решено посмотреть дома в обычной для него обстановке. К приходу постороннего отнесся с некоторым испугом, все время уходил подальше и выжидательно смотрел. Вскоре убедился, что на него не обращают внимания и стал заниматься игрушками, однако ни на одной из них не мог сконцентрировать внимание. Все его движения быстрые и стремительные. Медленно и постепенно включился в разговор с врачом. Оказалось, что мальчик читает по слогам, буквы знает с двух лет, хотя родители стараются, чтобы книги меньше попадали в его поле зрения. Производит простые арифметические действия в пределах до пяти. Путем различных отвлекающих способов удалось осмотреть ребенка. При обследовании четких органических признаков поражения нервной системы не установлено.
В беседе с родителями выяснено, что воспитание проводится правильно. Несмотря на гиперактивность и необузданность, четко знает, чего делать нельзя. Так, не трогает стоящие в комнате посуду, телевизор, радиоприемник, они для него как бы не существуют. Зато находящиеся в комнате игрушки были разбросаны как попало. Следует отметить, что в отношении игрушек родители также поступают правильно: не дают сразу много, старые прячут на время, новые покупают не часто. Было видно, что состояние ребенка не обусловлено дефектами воспитания. Родители не считают ребенка «вундеркиндом», хотя он уже начинает читать и проявляет способности в счете. Их больше пугает это несколько преждевременное умственное развитие, а особенно его поведение.
Дан совет не опасаться раннего развития способностей ребенка, периодически предлагать ему самые простые детские книги, и при желании мальчика читать с ним в виде игры. Рекомендовано также почаще ходить на длительные прогулки (до небольшой усталости). С целью упорядочения поведения решено прописать некоторые медикаменты. Неожиданно в соседней комнате заиграла музыка. Мальчик внезапно преобразился, прошла имевшая место суетливость, он несколько секунд постоял, прислушиваясь, и быстро побежал на звуки музыки. Теперь родители вспомнили еще одну «странность» ребенка: он просто заслушивается спокойной медленной музыкой, подолгу тихо стоит около приемника и всегда недоволен, когда его выключают. И действительно, мальчик спокойно стоял около радиоприемника, слегка взмахивал руками (как бы дирижировал), тело его слегка раскачивалось в стороны. Так продолжалось минут десять, затем родители выключили приемник. Была кратковременная отрицательная реакция, но без протеста. Родители отмечают, что ребенок часто приносит поставить ряд своих любимых пластинок, которые запоминает по внешнему виду: он готов их слушать без конца, в чем ему, естественно, отказывают, так как это также в некоторой степени пугает родителей.
Реакция ребенка на музыку несколько изменила наши рекомендации. Родителям дан совет 2-3 раза в день разрешать ребенку послушать любимые им пластинки, постепенно расширяя их количество. Рекомендовано также сводить ребенка к кому-нибудь, кто играет на рояле, и разрешить ему самому «потрогать» инструмент. От медикаментозного лечения решено пока воздержаться. Результаты повторного осмотра показали, что наши рекомендации были правильными. Отмечено некоторое упорядочение поведения ребенка, хотя он продолжает оставаться быстрым и несколько суетливым.
Мы описали довольно типичный случай ранней гиперактивности, возникшей с первых месяцев жизни. Для нее характерен особый тип повышенной двигательной активности, сочетающейся с неусидчивостью, повышенной отвлекаемостью, рассеянностью, нарушением концентрации внимания, повышенной возбудимостью. При этом могут наблюдаться агрессивность, негативизм, некоторая неловкость и неуклюжесть. Гиперактивный ребенок как вихрь носится по квартире, наводя в ней настоящий погром и хаос, постоянно что-то ломает, бьет, крошит. Он - зачинщик ссор и драк. Одежда на нем часто порвана и испачкана, личные вещи потеряны, разбросаны или свалены в кучу. Угомонить его очень трудно, а порой практически невозможно. Родители в недоумении - откуда эта неиссякаемая энергия, не дающая покоя и отдыха всей семье? Образная характеристика гиперактивного ребенка дана мамой мальчика 5 лет, которая приведена в книге А. И. Баркан «Его Величество Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки» (1996): «Неужели никто до сих пор не создал вечный двигатель? Если вам нужны его секреты, изучите моего ребенка». Много хлопот доставляют такие дети родителям, воспитателям и учителям. У родителей возникает ряд вопросов: отчего все произошло и есть ли в этом их вина, что ожидает ребенка в будущем, отразится ли это на его умственных способностях?
Эти и другие вопросы уже давно пристально изучаются детскими неврологами и психиатрами. Многое еще остается неясным и спорным, однако некоторые вопросы уже разрешены. В частности, установлено, что при рано возникшей гиперактивности ребенка беременность у матери часто протекала с осложнениями: выраженные гестозы беременности, соматические заболевания, несоблюдение режима труда и отдыха и т.д.
Известно, что заботиться о здоровье ребенка следует еще до его рождения. Ведь жизнь человека начинается не с рождения, а с первых дней беременности. Поэтому еще и теперь в некоторых странах Востока возраст исчисляют с момента зачатия. Наукой установлено, что некоторые заболевания детей могут возникать еще в дородовый период, во время развития в утробе матери. Неправильный образ жизни, неполноценное питание матери, недостаток витаминов и аминокислот также нарушают развитие будущего ребенка. Беременной женщине как никогда следует быть осторожной в применении различных лекарственных веществ, особенно таких, как психотропные средства, снотворное, гормоны.
В то же время из сказанного не следует делать вывод, будто во время беременности нельзя принимать лечение. Ведь беременная женщина может заболеть гриппом, бронхитом, воспалением легких и т.д. В таких случаях назначение медикаментозных средств является обязательным, но всякое лечение проводится по назначению и под контролем врача.
Имеются достоверные указания на то, что в возникновении детской гиперактивности определенную роль играют наследственные факторы. При подробном расспросе дедушек и бабушек нередко удается выяснить, что родители их внуков также в детстве были гиперактивными или имели подобные неврологические нарушения. Аналогичные расстройства часто выявляются у родственников по линии как отцов, так и матерей.
Следовательно, ранняя детская гиперактивность часто является следствием неправильного внутриутробного развития или носит наследственный характер.
Относительно дальнейшего развития таких детей можно сказать следующее. На основании больших статистических исследований доказано, что у гиперактивных детей, как правило, не наблюдается задержки умственного развития. В то же время у них довольно часто имеются определенные трудности в учебе, даже неудовлетворительная или только посредственная успеваемость по 1- 2 предметам (чаще по письму и чтению), но это в основном следствие дефектов воспитания или неправильного педагогического воздействия.
Следует отметить еще одну интересную особенность гиперактивных детей. Довольно часто у них на первом году жизни более быстрыми темпами идет физическое и умственное развитие. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить и произносить отдельные слова. Может сложиться впечатление, что это очень одаренный, гениальный ребенок, от которого многого можно ожидать в будущем. Однако в предшкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе приходится убедиться, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определенному роду деятельности (музыка, математика, техника, игра в шахматы и др.). Эти данные следует использовать в воспитательной и педагогической работе.
Как известно, почти у любого ребенка при наличии конфликтных ситуаций, особенно часто повторяющихся, может возникнуть ряд невротических нарушений. Это особенно относится к гиперактивным детям. Если их воспитанию уделяется недостаточно внимания или оно проводится неправильно, то у них постепенно возникают и фиксируются различные функциональные нарушения со стороны нервной системы.
Во взаимоотношениях с таким ребенком необходимо прежде всего исходить из единства требований со стороны всех членов семьи. Такие дети не должны видеть в одном из членов семьи своего постоянного защитника, который все им прощает и разрешает то, что запрещают другие. Отношение к такому ребенку должно быть спокойным и ровным. Не следует делать никаких уступок (скидок) на особенности его нервной системы. Уже в раннем возрасте ребенка следует обучать тому, чего нельзя и что нужно делать. Все остальное он воспринимает как «можно».
В воспитательной работе необходимо учитывать повышенную двигательную активность таких детей. Поэтому игры должны быть прежде всего подвижными. Учитывая повышенную отвлекаемость таких детей, следует чаще менять род их деятельности. Необходимо дать практически наиболее целесообразный выход гиперактивности такого ребенка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. В нашем примере с Сашей отмечен его повышенный интерес к музыке. Если аналогичные склонности удается обнаружить у гиперактивных детей, то это следует максимально использовать в воспитании.
Отмечено, что гиперактивные дети плохо приспосабливаются к новой незнакомой обстановке, новому коллективу. При определении такого ребенка в детский сад очень часто вначале возникает ряд осложнений: дети через несколько дней отказываются посещать сад, плачут, капризничают. В этой связи очень важно предварительно прививать любовь к сверстникам, пребыванию в коллективе; нужно также заранее побеседовать с воспитателем об особенностях ребенка. Если же посещение детского сада начинается внезапно, то возможно усиление отрицательных черт поведения ребенка, он во многих случаях нарушает общий порядок в группе своим негативизмом и упрямством.
Примерно то же может произойти и во время посещения школы, особенно в тех случаях, когда нет должного контакта с педагогом. Недостаточная концентрация внимания, неусидчивость, частая отвлекаемость создают таким детям репутацию нарушителей поведения. Постоянные упреки и замечания педагогов способствуют формированию у ребенка комплекса неполноценности. Он как бы защищает себя немотивированным импульсивным поведением. Это может выражаться в порче окружающих предметов, дурашливости, некоторой агрессивности. Гиперактивный ребенок нуждается в школе в особом подходе, его лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность «разрядиться» имеющейся гиперактивности. Например, можно попросить его что-то принести или подать учителю, помочь ему собрать дневники, тетради, вытереть доску и т.д. Это будет незаметно для одноклассников и поможет ребенку высидеть урок без нарушения дисциплины. Естественно, что каждый педагог найдет множество таких отвлекающих приемов.
Если гиперактивные дети проявляют желание кроме посещения школы заниматься музыкой, посещать спортивную секцию, не следует им препятствовать в этом. Тем более, нет никаких оснований освобождать их от занятий физкультурой, участия в соревнованиях и других мероприятиях. Конечно, такого ребенка нужно периодически показывать неврологу, который решит вопрос о целесообразности и характере лечебных мероприятий.
Мы рассмотрели различные проявления гиперактивности у детей и причины их возникновения. Трудно дать совет родителям на каждый конкретный случай. Следует при этом помнить, что одно из главных мероприятий для нормализации и управления поведением такого ребенка - правильно проводимое воспитание и обучение.
Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых, разработанная совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Данный опросник состоит из 18 критериев Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности DSM-IV-TR.
От 25 до 50% детей сохраняют симптомы во взрослом возрасте и от 2% до 5% взрослых имеют СДВГ.
Существует 3 типа (по DSM-5):
1. Преимущественно Рассеянный (невнимательный) тип (ADHD-PI или ADHD-I)
2. Преимущественно Гиперактивный или Гиперактивно-Импульсивный тип (ADHD-PH или ADHD-HI)
3. Комбинированный тип (ADHD-C)
С возрастом гиперактивно-импульсивный тип проявляется реже. Например чрезмерная физическая активность у детей с возрастом начинает переходить в избыточную разговорчивость, постоянное внутреннее чувство беспокойства, спешки или «гиперактивную» умственную активность.
СДВГ начинает проявляться в возрасте от 6 до 12 лет, поэтому для полноценной диагностики важно собрать информацию о поведении в этом возрасте. В этом может помочь следующий .
Если вам требуется помощь с поведенческой коррекцией симптомов, то
Инструкция к тесту СДВГ у взрослых:
Ответьте на приведенные ниже вопросы исходя из того, как прошли ваши последние 6 месяцев
Гиперактивный ребенок — один из симптомов современного общества. Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”. Вероятно, каждому родителю или воспитателю знакомы такие дети. Но прежде чем бить тревогу и думать, что ваш ребенок обладает теми отклонениями от нормы, которые необходимо лечить, давайте разберемся, как визуально попробовать отличить серьезный диагноз от проявления характера ребенка. И если это проявление характера, то плохо ли это?
Гиперактивность с точки зрения медицины и психологии
Гиперактивность — медицинский термин, в основании которого лежат минимальные мозговые дисфункции. Такие дети могли родиться при кесаревом сечении, асфиксии при родах и подобных минимальных повреждениях, при которых была затронута нервная система, которая имеет свои особенности. У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны. Импульсивность — склонность человека поступать под воздействием не разума, а эмоций, часто не обдумывая последствия своих поступков, при этом реагируя стремительно, а впоследствии часто раскаиваясь в своем поступке. Тогда как у нормального ребенка наблюдается почти равновесие этих двух процессов. Поэтому дети с синдромом гиперактивности быстро загораются, не могут усидеть на месте, им просто необходимо быть в постоянном движении, что-либо делать, играть, собирать. Но гиперактивность — это пограничное состояние между патологией и нормой. Они сложнее в воспитании, чем дети с активным характером, потому как помимо психологических аспектов в их поведении, проявляются еще и неврологические: заикание, недержание, нервные тики. Все это обусловлено излишним неконтролируемым возбуждением.
У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны.
Если рассматривать гиперактивность с психологической точки зрения, то ее обычно называют СДВ (синдром дефицита внимания). Дети с этой психологической проблемой страдают от отсутствия самоконтроля. Например, неблагополучные семьи, которые находятся на грани развода, целиком и полностью увидят проявление восприятия ребенком этой ситуации в этом дефиците внимания. Ребенок постоянно будет пребывать в тревожном состоянии, его будут посещать навязчивые мысли, и все это он будет компенсировать своей активностью. Со стороны же будет казаться, что ребенок гиперактивный. Для того чтобы у ребенка возникло понимание самоконтроля, его необходимо научить, показать ему границы допустимого, как и что правильно делать, на своем примере или на примере членов семьи, что в дальнейшем у него будет проявляться как самоконтроль.
Тест на определение уровня гиперактивности ребенка:
Отметьте соответствия.
1. Ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией .
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Если рассматривать представленные 20 признаков импульсивности как тест и дать каждому признаку 1 балл, то можно увидеть: получение 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 — о средней, 1-6 баллов — о низкой.
Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.
Если вы заметили что-либо подобное у своего ребенка, то обязательно покажите его нейропсихологу, который имеет свои способы диагностики, отличные от медицинских, и сможет подтвердить или опровергнуть возможный диагноз и предложить коррекционную программу. Если же у ребенка медицинское заболевание, возникшее в результате минимальной мозговой дисфункции, то невропатолог или нейропсихолог пропишут коррекционную терапию, в которую входят щадящие препараты, например, гомеопатические, и установят жесткий режим дня. Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.
Если же нейропсихолог опровергнул наличие синдрома у вашего ребенка и определил, что ребенок просто обладает активным характером, то вам повезло. Таких детей любят воспитатели и окружающие дети.
Кроме того, дети со средней гиперактивностью нормально адаптированы в социуме и даже во многом успешнее и одареннее детей, не страдающих этим синдромом.
Плюсы гиперактивности. Есть ли они?
В чем же плюс проявления гиперактивности у детей , которые не имеют медицинских или неврологических патологий?
Эти дети умнее, быстрее, они быстро загораются, быстро действуют. Они более сообразительны, чем другие. Чаще всего такие дети становятся душой компании. Они всегда на виду, всегда привлекают внимание. Такие дети стремятся быть лучше других. Поэтому именно гиперактивных детей можно увидеть на спортивных соревнованиях.
Понаблюдайте за своим ребенком
Чаще всего отличить болезнь от характера можно простым способом: понаблюдайте за своим ребенком. Посмотрите, как он занимается творческим процессом. Детям с гиперактивностью сложно и даже практически невыносимо заниматься тем, что связано с мелкими деталями, развивающими моторику рук. А завязать шнурки или застегнуть пуговицы для них практически невыносимо и заставляет изрядно понервничать, что может закончиться даже истерикой.
Такие дети находятся в постоянной зоне риска. Они чаще других подвержены царапинам, синякам, ушибам и даже переломам. В их присутствии постоянно что-то ломается.
В школьных тетрадях у таких детей можно увидеть недописанные слова, потому что их мыслительный процесс работает быстрее, чем они пишут. Дети часто совершают опечатки в написании не потому, что они не знают, как это пишется, а потому, что у них не хватает внимательности и усидчивости проверить то, что они написали.
Гиперактивность как болезнь отличается от характера тем, что она проявляется ВЕЗДЕ! Где бы ни был ребенок, он везде активен: в общественном транспорте, в гостях, за столом, в детском саду и дома. Он везде ведет себя громко, шумно и непоседливо. А тот ребенок, у которого просто симптомы, похожие на гиперактивность, а по факту он просто активный, — ведет себя везде по-разному. В незнакомом месте или в гостях он может быть скромным и тихим. Пусть это может пройти со временем, но именно то, как он повел себя при первом знакомстве в новом месте, и говорит о его характере или заболевании.
10 простых правил воспитания гиперактивного ребенка и общения с ним
Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.
- Установите контакт с ребенком. Если вы хотите с ним о чем-то поговорить или попросить, то смотрите на него, уберите все то, что его отвлекает. Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.
- Закон постоянства правил. Необходимо всегда и везде придерживаться одних правил. Если однажды вы сказали, что нельзя перебегать дорогу, то в любом другом случае, даже когда нет ни одной машины, этого делать нельзя.
- Порядок и безопасность. Когда в доме активный ребенок, то все, что вы могли оставить без присмотра, обязательно попадет в руки вашему ребенку. Соблюдайте всегда во всем порядок. Он увидит, что вы складываете и убираете вещи на свои места, и будет перенимать ваши привычки.
- Режим во всем. Например, прием пищи. Пусть это будет семейной традицией — есть в одно время.
- Хвалите детей. Пока они растут, то часто слышат о том, что у них все плохо получается, что все они плохо делают…
- Олимпийский принцип. Пусть у ребенка что-то не получается, зато он старается и хочет этому научиться или просто помочь. Пусть он плохо моет посуду, похвалите за его старания. В следующий раз он будет стараться делать еще лучше.
- Ветер в паруса. Найдите у ребенка те способности, которые проявляются лучше всего, и даже уникальные способности, отличающие его от других детей.
- Направьте энергию в нужное русло. Запишите в спортивную школу, где помимо развития здоровья и силы ребенок проявит себя, направит свою активность на достижение цели, победы в соревнованиях.
- Отдыхайте! По возможности оставляйте своих детей в компании сверстников или оставляйте их одних с бабушками, дедушками. Главное, избегайте эмоционального возгорания, которого с такими детьми легко достичь!