Тест "какой тип темперамента преобладает у вашего ребенка?". Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители? Типы темперамента тест для детей
Помните, что редко встречаются люди, принадлежащие к одному типу темперамента. Обычно это темперамент смешанного типа.
А поэтому не удивляйтесь, если в одних ситуациях ребенок может проявить себя как сангвиник, а в другой ситуации поведет себя как холерик.
Будьте внимательны к своим детям и тогда вы сможете понять их намного лучше.
Определяем темперамент ребёнка. Тест
Каждый вопрос этого текста имеет 4 варианта ответов. Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша и запишите себе № вопроса и ответ – а, б, в или с.
Вопросы:
1.Какие игры любит ребенок
А) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве;
Б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает;
В) очень любознателен и любит подвижные игры;
Г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.
2) Реакция ребенка на критику взрослых
А) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;
Б) Обеспокоен, обижается, плачет;
В) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое;
Г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.
3 Общение со сверстниками
А) Говорит спокойно без лишних эмоций,неспешно, но отчетливо;
Б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени;
В) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению;
Г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.
4 Принятие решений
А) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно;
Б) очень робко, нерешительно;
В) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;
Г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть».
5 Место в обществе
А) Спокойно присматривается к непривычной обстановке, интерес проявляет очень сдержанно;
Б) нерешителен скован, смущен;
В) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;
Г) активно, быстро возбуждается, нервничает.
Результаты теста:
Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребенка!
Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу.
Если "б" - к меланхолическому типу.
Если "в", к сангвиническому типу.
Если "г" – ваш малыш – холерик.
С помощью таких простых вопросов и наблюдения за своим чадом, мы определяем темперамент ребенка. Какой бы ни был тип темперамента ребёнка, не питайтесь его ломать, такова уж психология детского развития. Будьте внимательны и тактичны, сохраняйте спокойствие. И ваши старания обязательно будут вознаграждены.
Меланхолики.
Ребенка меланхолика можно охарактеризовать, как легкоранимого и глубоко переживающего всё происходящее вокруг него.
Его нервная система отличается повышенной чувствительностью, ему характерны глубокие эмоциональные переживания; присутствует чувство осторожности и нерешительности.
Меланхолики трудно привыкают к незнакомым людям и новой обстановке, не любят перемен.
В то же время меланхолики очень чувствительны, имеют тонкую интуитивную реакцию на малейшие оттенки эмоций и слов. Потому они безошибочно воспринимают внутренний мир людей и точно угадывают отношение окружающих к себе.
Дети меланхолики с чужими людьми ведут себя достаточно сдержанно, они бывают замкнуты, иногда мнительны.
В привычной обстановке легко справляются с привычными заданиями, сообразительны, внимательны и отзывчивы. Речь обычно тихая, размеренная. Ребенок меланхолик может проявлять пессимизм, быть чем-то недоволен, иногда выражает беспокойство в поведении, тревожность.
«Переламывать» его характер не нужно. У ребенка должен накопиться запас уверенности в себе, а этот процесс достаточно длительный.
Помогайте ему и наберитесь терпения! Его нельзя наказывать на него нельзя кричать, от этого ребёнок может замкнуться в себе, что вызвано повышенной чувствительностью его нервной системы. Старайтесь быть внимательными и тактичными.
Настоящее счастье малыш испытывает в привычной для себя атмосфере, играя и общаясь с близкими людьми. Потому, дорогие родители, постарайтесь уделять своему малышу побольше времени.
В играх со сверстниками он не стремится быть лидером. Потерпев неудачу в каком-либо деле, он расстроится, даже если внешне будет сохранять спокойствие.
Какие занятия подходят?
Малышу нужно учиться самостоятельности и смелости. Для этого лучше подойдут игры «с секретом», Например – матрешки, игрушки, издающие разные звуки, трансформеры, когда вдруг заиграет музыка, или загорится лампочка, появится что-то новое, интересное для ребенка.
Поощряйте интерес ребенка, пусть он разберет игрушку, посмотрит, что внутри, сделает из двух, или трех игрушек – одну.
Вдвойне полезны занятия спортом: они помогают развивать двигательную активность и учат упорству, умению преодолевать трудности.
Только приказывать ему при этом нельзя, иначе малыш станет замкнутым и перестанет играть. Чаще хвалите ребенка, помогайте, никогда не запугивайте и не повышайте голос. Помните, что такова психология детского развития.
Не устанавливайте правил, пусть играет так, как хочет, а что-то новое вводите постепенно.
Мальчикам подойдут такие игрушки как – пистолеты, танки, которые могут дать положительный результат, если они издают звуки, мигают, двигаются.
Холерик.
Сильный, неуравновешенный, безудержный.
Холерик поражает большой, неистощимой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания.. Он возбудим, вспыльчив, не сдержан и нетерпелив.
Дети-холерики беспокойны, раздражительны. Они трудно приспосабливаются к требованиям в детском садике и школе.
Говорят быстро, речь эмоционально ярко окрашена, они не любят тихих занятий, спокойных игр, предпочитая подвижные, шумные виды деятельности.
В общении со сверстниками стараются быть лидерами. Таких детей иногда называют «электровеником». В семьях, где есть дети - холерики, весь колюще-режущий инструмент прячется подальше, коты живут на шкафу, а пол в доме усыпан слоем игрушек – мозаики, машинок, солдатиков, частей конструктора... Хозяин этого богатства играет с ним ровно пять минут и тут же бросает и берет что-то другое..
Такого малыша ненужно ругать (хотя сдержаться очень трудно), а осторожно осаживать. «Видишь, ты бросил машинку, и теперь она сломана. Видишь, ты ударил мальчика, теперь он боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя домой». Если будете повторять это 50 – 100 раз, малыш поймет, что так делать нельзя.
Минусы темперамента
Очень часто у холериков проблемы с речью из-за того, что им не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки.
Ребенок холерик часто дерется, часто нарушает правила игры. Но не со зла, просто ему хочется быстрей – быстрей – быстрей. Именно в этом и заключается психология детского развития.
Предпочитает оживленные игры, сопровождающиеся шумовым оформлением, которое сам и создает.
Очень быстро схватывает новую информацию, но так же быстро ее и забывает, не любит играть в одиночестве, ему нужна публика, чтобы все видели его успех. Даже складывая мозаику, может громко комментировать все свои действия. Слышно его издалека, он разговаривает быстро и громко.
Не любит проигрывать и склонен к истерикам.
Какие занятия подходят?
Такому малышу нужны прыгунки, ребенку постарше мяч, тогда родители смогут 15 – 20 минут отдохнуть.
Чтобы научить ребенка холерика играть самостоятельно можно в качестве зрителей посадить игрушки – куклы, зайчики, любые мягкие игрушки. А снизить возбудимость на 5 – 10минут помогут игрушки – вкладыши. Ребенку не интересно просто катать машинку, ему важен не процесс игры, а ее результат. Он проявляет интерес к игре, только тогда когда видит ясную цель. Настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь ребенка, а кубики или конструктор он вскоре разбросает по комнате.
Интеллектуальным развитием родителям придется заниматься на бегу: например, квадрат, можно изучить, бегая вокруг квадратной песочницы, круг – вокруг круглой клумбы. А прыгая и по написанным на земле цифрам и буквам можно научиться читать и считать.
Флегматик.
Сильный, уравновешенный, спокойный, невозмутимый, рассудительный, Флегматик на любую ситуацию реагирует с невозмутимым спокойствием и медленно.
Очень не любит перемен в образе жизни, предпочитает устойчивость, привычный круг общения, знакомые виды деятельности.
Вывести его из равновесия бывает очень трудно и не часто окружающие могут увидеть эмоции флегматика.
Дети флегматики аккуратны и старательны, терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Они очень быстро начинают говорить, и речь плавная, спокойная без ярких эмоций и жестикуляции
Быстро учатся читать, писать.
Малыши, как правило, хорошо спят и хорошо кушают.И если, что-то не так, например: хорошо кушает, но плохо спит или наоборот - покажите ребенка доктору.
Ребенок флегматик - находка для родителей, его спокойно можно оставить в комнате одного, он будет тихо играть, ему нравятся спокойные игры; редко плачет и очень мало требует внимания к себе - ему хорошо одному.
В компании старается держаться в тени, не любит, чтобы его трогали. Если проиграл – не нервничает, если выиграл – особо не радуется. Малыши большие фантазеры, и часто играют в своем воображении самые сложные игры.
Минусы темперамента.
Флегматик не любит новизны и чтобы, научиться чему-то новому, ему потребуется немало времени. Но будьте уверенны – выучит хорошо на совесть.
Такой малыш может раздать другим детям свои игрушки, но не попросит чужую.
И если вы не холерик, то жить с флегматиком очень удобно, ведь о его желании можно догадаться только по выражению глаз и мимики. А скажите, мы много внимания обращаем на глаза, на мимику, если человек молчит?
Если сангвиник или холерик, захочет, например, новую игрушку, то об этом будете знать не только Вы, но и все окружающие, а флегматик будет молчать.
Ребенка флегматика сложно чем-то увлечь, он практически не увлекается игрой, что предложили родители или сверстники в то и играет. Складывается впечатление, что флегматик течет по течению и живет так, как того хотят окружающие. Да - так да, а нет - так нет! Хотя в душе он может протестовать против этого, но никогда не пойдет наперекор, не высказывает своего мнения.
Какие занятия подходят флегматику?
Предлагайте разнообразные занятия, игры, но не торопите его. Садитесь рядышком и начинайте рисовать или рассматривать картинки, при этом не скупитесь на комментарии. Вскоре ребенок присоединится.
Но никогда не подгоняйте малыша, иначе он теряет уверенность в себе и может даже заболеть.
Если на детской площадке ребенок растерялся, обязательно поддержите его. Пусть он поделится своими игрушками, но попросите парочку в обмен. Наблюдая за Вашими действиями, ребенок научится просить игрушку у сверстника и через пару месяцев будет делать это самостоятельно.
Задача родителей – повысить самооценку ребенка и выработать уверенность в себе.
Предложите ребенку: кубы- вкладыши, большие машинки, большие тележки. Такие игрушки побуждают малыша к подвижности, разнообразию движений.
Научите ребенка более открыто выражать свои эмоции, побольше говорите с ребенком и добивайтесь того, чтобы ребенок отвечал, излагал свое мнение и выражал эмоции. Игра может быть как подвижной, так и спокойной.
Самым распространенным примером являются сюжетно- ролевые игры, но это тема отдельной статьи.
Сангвиник.
Жизнерадостный, уравновешенный, подвижный, уверенный в себе.
Сангвиник быстрый, легко приспосабливается к переменам, происходящим в жизни, преодолевает «препятствия», умеет разрядить любую конфликтную ситуацию.
Ребенок сангвиник воспринимается окружающими как приветливый, открытый. Определить его легко – речь громкая, быстрая, выразительная с правильными интонациями и ударениями.
Такие дети, как правило, радуют взрослых. Родители, имея такого ребенка, чувствуют себя образцовыми. Это любознательный непоседа, но в тоже время его можно остановить и без труда переключить на другое занятие.
Дети сангвиники – желанные гости в на детской площадке - это самый «игровой» темперамент.
Они сами играют и привлекают других, любят контакты им нравиться поговорить как с ровесниками так и со взрослыми. Легко адаптируются в новом месте, очень любопытны, постоянно нуждаются в новых впечатлениях, быстро усваивают новую информацию. В ответственные моменты умеют собраться и сконцентрировать свое внимание. Такие дети не злопамятны, быстро прощают и забывают обиды.
Минусы темперамента. Когда ребенок увлекается каким-то занятием, он не может рассчитать свои силы, поэтому быстро устает от однообразия, и меняет надоевшее занятие. А если еще что-то не получается, он не будет расстраиваться и огорчаться, добиваться поставленной цели, а просто бросит это занятие и найдет себе другое. Зачем мучиться, можно же поступить проще – сменит цель! Сангвинику не хватает упорства, берется только за то, что дается ему легко.
Какие занятия подходят? Сангвиника нужно учить упорно добиваться своей поставленной цели. Ему нужны игрушки, пирамидки, втулки, конструкторы, игрушки – трансформеры, предметы которые представляют собой уменьшенные копии взрослых вещей (инструменты, модели разной техники). Такие игрушки, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.
1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)
Другое название теста - испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу - стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.
Что понадобится : угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).
Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.
На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.
2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)
Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.
Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет - детскую раскраску и карандаши или фломастеры.
Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!
Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.
На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.
Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.
3. Тест с соленой и сладкой кашей
Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию - черта, которая говорит о лидерских качествах.
Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).
взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества - для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.
4. Тест Люшера с цветами
Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.
Что делать и на что обратить внимание: достаточно и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.
5. Тест «Правша или левша»
Определить, какая рука у ребенка активная - правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое - слева. У левшей - наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас - левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.
Вариант для самых маленьких детей:
Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.
Варианты для детей от 3 лет:
- Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
- Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки - это доминирующая рука.
- Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.
6. Эксперимент Клары Дэвис
Доктор Дэвис предположила, что даже в юном возрасте мозг ребенка самостоятельно определяет, как питаться правильно. Для первого теста Клара выбрала троих детей от 8 до 10 месяцев, которые прежде питались только грудным молоком, а значит, не определились с пристрастиями в еде. Теперь во время каждого приема пищи перед малышами ставили до 8 тарелок. В них овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Дети сами решали, что есть: если малыш опускал руку в рисовую кашу, а потом облизывал руку, то ему давали чайную ложку рисовой каши. Затем снова ждали, пока малыш выбирал. Он мог снова пожелать каши или выбрать нечто другое. Так Дэвис обнаружила три вещи:
- Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
- Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
- В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.
Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе - дыню или арбуз.
Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко
Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.
— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...
— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.
— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...
— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.
Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.
Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».
У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.
Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:
- холерик — быстро заводится и быстро тормозит
- сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
- флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
- меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.
Меланходик: ребенок, который не любит перемены
Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.
Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.
Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.
«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.
Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).
Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.
Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:
«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.
Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.
Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».
Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?
Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.
Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек , к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.
Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.
Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.
Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.
Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.
В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.
Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.
А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.
Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.
Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.
Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.
Вот пример из писем.
«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.
Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».
О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .
Обсуждение
Когда продолжение?
Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "
Это темперамент.Никакое не воспитание. Меланхолик либо флегматик.Я такая детстве Что интересно,у меня теперь ребенок - холерик.А у нее дочка- меланхолик.Зато мы теперь знаем Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.
Детско -родительские отношения. Детская психология. Как определить темперамент ребенка по поведению? Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей.
Как определить темперамент ребенка по поведению? Кто сильнее: вы или ребенок. Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад Как говорить с ребенком о детском саде Адаптация к детскому саду и новый режим дома.
Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание Как определить темперамент ребенка. Холерик или меланхолик - самые сложные типы...
Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента. Как определить темперамент ребенка по поведению?
Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Прежде всего помнить, что все эти особенности - и безудержные...
Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом виде А вот средний сын - настоящий меланхолик, очень медленный, обидчивый...
Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.
Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается... Появляются „ не хочу “ и „не буду“.
Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...
Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Как вести себя с детьми разных темпераментов? Как мы уже выяснили много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть.
Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов, уравновешенные, спокойные.
Как определить темперамент ребенка по поведению? Флегматик должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для просто плачу.... мне бы такого заботливого мужа... нравится слушать когда ругаются.
Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Про темперамент. Прошла тест на определение темперамента. Оказывается, я холерик. А я думала, сангвиник, хотя я в этом особо не разбираюсь.
Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни Мне кажется все дело в наследствености, темперамент передается от родителей, это я имею в виду, что у ребенка нет никакой клиники...
Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...
Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Ребенок - холерик. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. В школу в 6.3. Как воспитывать холерика? Холерик в школе. Как определить темперамент ребенка по поведению?
Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Вот уже 4 года живу с холериком под одной крышей (мой ребенок - холерик), а все никак не могу приспособиться к особенностям поведения: резкость движений (хочет обднять - валит с ног...
А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...
Приветствуем Вас, уважаемые читатели сайта Малышата! О типах темперамента мы поговорили, но как узнать к какому типу принадлежит малыш.
Для этого существует Тест на определение темперамента ребенка .
- Очень редко встречаются люди, которые бы принадлежали только к одному типу темперамента. Обычно у нас всех темперамент смешанного типа.
- А поэтому родителям не стоит удивляться, если в одних каких-то жизненных ситуациях малыш ведет себя как сангвиник, а в других - как холерик.
Проводите больше времени со своими детьми, будьте внимательны к ним играйте, пойте, рисуйте вместе, тогда вы сможете понять своего ребенка намного лучше.
- К каждому вопросу этого текста дается 4 варианта ответов. Вы из этих четырех ответов выбираете только один.
- Не спешите, постарайтесь выбрать тот ответ, который более всего подходит к вашему малышу. На листочке запишите № вопроса и ответ – а, б, в или с.
Вопросы:
1.Какие игры любит ребенок
а) предпочитает тихие и спокойные. Играет самостоятельно, любит играть в одиночестве;
б) ему нравятся тихие игры. Но он быстро устает, все время отвлекается;
в) любит подвижные игры, очень любознателен;
г) всегда играет в шумные, подвижные, игры. Ему нужны новые впечатления и много зрителей.
2. Реакция ребенка на критику взрослых
а) Молчит. С тем, что виноват соглашается спокойно;
б) Плачет, обижается, очень обеспокоен;
в) Говорит: «Я больше не буду». Но совсем скоро забывает о своем обещании и делает тоже самое;
г) Возмущается, злится, кричит в ответ, может даже топать ногами, бросить какой-то предмет или игрушку и все равно поступит так как ему хочется.
3. Общение со сверстниками
а) Говорит не спеша, отчетливо, спокойно, никаких лишних эмоций;
б) Всегда предпочитает оставаться в тени, поскольку уж очень нерешительный;
в) Быстро, внятно, четко. Но в то же время слушает, что говорят его сверстники или взрослые и обязательно прислушивается и учитывает их мнение;
г) Быстро, громко, возбужденно, иногда даже с раздражением. При этом совсем не прислушивается к собеседнику и не учитывает мнение окружающих.
4 Принятие решений
а) сосредоточенно спокойно, можно сказать, что даже хладнокровно;
б) очень нерешительно, робко;
в) Действует очень быстро, любые ситуации старается разрешить мгновенно;
г) Начинает энергично с азартом, инициативно. Но вскоре так же быстро инициатива может «угаснуть».
5 Место в обществе
а) Интерес к новому проявляет очень сдержанно. Спокойно присматривается к новой непривычной для себя обстановке,
б) Скован, нерешителен и смущен;
в) Проявляет интерес к новым обстоятельствам, ведет себя оживлённо, быстро ко всему приспосабливается;
г) быстро возбуждается, нервничает. Но в то же время очень активен.
Результаты теста:
Вот мы и прошли тест на определение темперамента ребенка осталось только подсчитать, и узнаем тип темперамента ребенка!
Если почти все ответы "а ", ваш ребенок скорее всего относиться к флегматическому типу.
Если "б " - к меланхолическому.
Если "в ", к сангвиническому.
Если "г " – ваш – холерик.
Хочется только добавить, каким бы ни был Ваш малыш, какой бы ни был темперамент ребенка, не питайтесь его менять, и ломать.
- Постарайтесь быть внимательными и тактичными, всегда по возможности сохраняйте спокойствие. Любите свое чадо и, поверьте, вам это воздастся сторицей
Инструкция:
«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».
Вопросы:
Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?
Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?
Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
Тебе мешают уснуть разные мысли?
Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?
Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?
Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?
Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?
Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?
Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?
Ты когда-нибудь говорил неправду?
Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?
Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
Ты, как правило, всегда бываешь доволен?
Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?
Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?
Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?
Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?
Ты любишь иногда похвастаться?
Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?
Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
Ты очень быстро принимаешь решение?
Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?
Тебе временами снятся страшные сны?
Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?
Тебя легко огорчить?
Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?
Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?
Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
Тебе очень нравятся весёлые игры?
Ты всё ешь, что тебе подают?
Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?
Ты любишь часто ходить в гости?
Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?
Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?
Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?
Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?
Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?
Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?