§2. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника
ольга благодарова
Сущность и содержание социализации дошкольников
Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и норм, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для общества способом; процесс развития личности в системе общественных отношений; процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду ; процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Ключевыми составляющими понятия «социализация личности » являются :
Усвоение опыта общественной жизни и общественных отношений;
Активное участие в освоении социальных отношений , в формировании определенных социальных норм , ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;
- развитие саморегуляции : становление самосознания и активной жизненной позиции;
Семья, дошкольные учреждения , школа, трудовые и другие коллективы как институты социализации .
Известно, что определяющим в социализации личности является дошкольный возраст . Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются основные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим.
Непременными компонентами процесса социализации , как отмечает Н. Ф. Голованова, с точки зрения педагогического анализа выступают субъект и объект социализации . Функцию субъекта в процессе социализации выполняют в первую очередь факторы, институты и агенты социализации .
В таком контексте, по словам Н. Ф. Головановой, социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации . В сфере воспитания и обучения ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью (мотивом, потребностью, интересом) .Недопустимость превращения ребенка в средство воспитания и обучения по – новому ставит вопрос об объекте образования. Объектом воспитания, обучения в гуманистической педагогике не может выступать ни отдельная личность, объектом педагогической работы может выступать лишь образовательный материал- предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическая атмосфера. Этот материал осваивается, интериоризуется субъектами образования – ребенком и педагогом – в процессе выбора, исследования и преобразования. Здесь происходит саморазвитие и педагога, и ребенка, и взаимодействующей группы в целом.
Это служит основанием педагогики сотрудничества. Она ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, их взаимодействие и взаимовлияние.
Таким образом, в качестве субъектов социализации следует рассматривать ребенка, воспитателя, родителей. Какие же требования современное общество предъявляет к каждому субъекту процесса социализации ?
Следуя утверждению Н. Ф. Головановой, мы считаем, что главной характеристикой воспитанника в процессе социализации является провозглашение его носителем определенного социального опыта . Известно, что важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность (когда речь идет о ребенке –дошкольнике , в первую очередь имеют в виду игру как ведущую детскую деятельность). Однако накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Так, ребенок может быть включен в непосредственно образовательную деятельность, манипулировать учебно-наглядным материалом, но при этом не наращивать свой социальный опыт . При обеспечении специальных педагогических условий развертывания в первую очередь игровой, а также и других видов деятельности, можно обеспечить успех социализации ребенка . К этим условиям относятся :
Обеспечение личной заинтересованности ребенка в деятельности, формирование стремления к ней;
Осознание ребенком социальной значимости результатов своей деятельности;
Обращение к прошлому опыту, когда ребенку необходимо воспроизвести ту или иную жизненную ситуацию с опорой на впечатления повседневной жизни;
Активизация детской деятельности на основе ее планирования;
Привлечение детей к обсуждению различных вариантов участия в деятельности;
Развитие навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности;
Формирование у детей потребности в сотрудничестве, навыков взаимопомощи и т. д.
Современная позиция воспитателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействия и сотрудничество с ним, готовность к самопознанию культуры и самого себя. Приоритетными задачами педагога, выступающего в качестве агента социализации , являются :
1. Формирование у ребенка адаптационных механизмов к социуму , способности к эффективному выполнению заданных социальных ролей .
2. Обеспечение повседневной эффективности ребенка во взаимодействии со своим окружением, формирование отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
3. Формирование способности понимать взрослого, сверстника, их особенности, интересы, потребности; замечать изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.
4. Развитие способности ребенка к эффективному и адекватному решению различных проблемных ситуаций в соответствии с возрастом, с которыми он сталкивается; осуществлять правильный выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
5. Приучение к анализу своих собственных действий, поведения.
6. Формирование умения использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы в соответствии с поставленной целью.
7. Воспитание у ребенка самосознания, способности к самоопределению в социуме .
Существенное значение в накоплении социального опыта имеет семья , которая, как отмечается в исследованиях, с трудом реализует свои социализирующие функции . Так, родители часто испытывают трудности в общении со своими детьми, кроме того, отмечаются расхождения во взглядах на систему воспитания внутри семьи и т. д. Причинами этого может быть неудачный собственный опыт в общении, недостаток психолого- педагогических знаний и умений и т. д.
В работе с семьей с целью повышения их роли в организации пространства личной жизни ребенка можно в качестве приоритетных определить следующие задачи :
Помощь родителям в позитивном восприятии себя и своих детей;
- содействие в формировании навыков конструктивного стиля поведения, эффективных речевых стратегий в общении с детьми;
- содействие семье в развитии межличностных отношений с целью выработки единых требований к воспитанию ребенка.
Решение поставленных задач необходимо осуществлять, прежде всего, через практические занятия, например, «тренинг эффективности родителей» , где родители, используя свой жизненный опыт, учатся строить эффективные отношения с детьми. Такие занятия позваляют оценить отношения в семье «со стороны» , позволяют понять родителям, что они не одиноки в решении такого рода проблем.
Целью процесса социализации дошкольника является организация пространства его личной жизни и социальной жизни во внешней среде, обеспечивающая развитие свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление.
Достижение цели социализации осуществляется в рамках ее структурных компонентов : коммуникативного, познавательного, поведенческого, ценностного. Рассмотрим содержательную сторону каждого из перечисленных компонентов относительно дошкольного возраста .
1. Коммуникативный компонент предполагает овладение детьми невербалтными и вербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками, позволяющее строить отношения, обеспечивающее самореализацию в деятельности.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений , обобщенных образов, ориентированных на усвоение норм социальных отношений соответственно возрасту детей.
3. Поведенческий компонент предполагает формирование навыков свободного выбора адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения : от навыков гигиены, бытового поведения до социальных умений , проявляемых в игре, продуктивных и других видах деятельности.
4. Ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, которые определяет избирательное отношение ребенка к ценностям общества в соответствии с его возрастными особенностями.
Основным результатом эффективной социализации является адаптированность ребенка к социальной среде , успешная интеграция в жизни общества.
Критериями и показателями сформированности социализации являются отношение ребенка к обществу, социально -значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений ; степень сформированности социального опыта .
Важным моментом является то, что впервые в соответствии с федеральными государственными требованиями «Социализация » специально выделена как образовательная область. Освоение ее содержания должно осуществляться в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также в процессе формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Реализация задач потребует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности.
Социализация - процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.
Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.
Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:
· оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
· овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
· социальный опыт складывается и спонтанно.
Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.
Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.
В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.
В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.
Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.
Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.
Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.
Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.
В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)
На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)
Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.
В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.
Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).
Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.
Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.
Действия взрослых. Необходимо развивать положительное отношение и уважение к имени ребенка, учить гордиться своим именем. Рассказывать о происхождении имени (кто еще из семьи имел еще такое имя, что оно значит). Вместе с ребенком произносить его по разному: ласково, сокращенно, полностью- с фамилией и отчеством. Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе - о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).
Дети от 4х до 6-ти лет . У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию - и горизонтальную, и вертикальную. Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе организма. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.
Действия взрослых. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».
Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.
Факторы социализации личности ребенка-дошкольника
- внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
- внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.
Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.
Особенности социализации детей дошкольного возраста
Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:
- для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
- после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в . Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что , делиться, сопереживать;
- от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.
Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.
Гендерная социализация дошкольников
Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.
Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.
Социализации, становление связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Воспитание и обучение ребёнка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям, так как именно там происходит активное формирование личности.
Важным аспектом развития ребёнка-дошкольника является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. В отечественной психологии социальное развитие рассматривается как присвоение ребёнком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый. Становление ребёнка как члена человеческого общества происходит на протяжении всего его детства, но начинается очень рано, практически с первых недель жизни. Решающую роль в этом играет семья, позиция родителей, их готовность выпустить ребёнка в мир человеческих отношений, оказывая при этом всю необходимую помощь и поддержку.
Посредством общения взрослые (прежде всего родители) оказывают влияние на ребёнка. Пути этого влияния могут быть различными.
Во-первых, важно то, что взрослый воспринимается ребёнком как субъект, как личность, как представитель общества. В дошкольном возрасте, особенно у старших дошкольников, в общении преобладает личностный мотив.
Во-вторых, взрослый оказывает влияние на ребёнка тем, что ставит перед ним задачи на познание или овладение какими-либо действиями. Выполнение задачи, как правило, получает одобрение или неодобрение, подкрепляется или не подкрепляется. Это отношение, оценка взрослого также включены в рамки общения и являются одним из путей воздействия на ребёнка.
В-третьих, общение ребёнка со взрослым оказывает влияние на саму сферу общения, овладение ребёнком речью, на развитие личности и самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников (И.В. Дубровина, 2004).
Общение ребёнка со взрослым имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей друг с другом. В диаде ребёнок-взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребёнком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребёнком и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребёнка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребёнкамогут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям (И.В. Дубровина, 2004).
Степень социализации личности является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного социального развития.
Вопросы развития и социализации воспитанников должны рассматриваться на четырёх уровнях:
социальном - затрагивающем коренные интересы всего общества как целостной системы, интегрирующей население страны, того или иного региона и социальную политическую общность;
институциональном - касающемся определённых социальных организаций, ведомств, учреждений, в чьи прямые функции входят социализация, воспитание, обучение, охрана здоровья, рекреация и другие вопросы развития и формирования подрастающих поколений;
межличностном (внутригрупповом) - проявляющемся в семьях и других малых социальных группах смешанного возрастного состава, а также и сугубо детских, подростковых;
индивидуальном - возникающим перед развивающейся личностью отдельного ребёнка (Л.Р. Болотина, О.В. Буданова).
Чем старше становится ребёнок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального развития как овладение нормами и правилами общественных взаимоотношений. Недостаточно просто снабдить ребёнка знаниями о том, как устроено человеческое общество, как принято себя вести в нём. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребёнка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребёнка взрослые недооценивают важность этого возрастного периода в развитии ребёнка, расценивая его как подготовительный к будущей, «настоящей» жизни, которая, по их мнению, начинается с момента поступления в школу. Первые сколько-нибудь серьёзные требования к ребёнку в плане овладения им социальными нормами предъявляются именно в школе, поэтому родители и воспитатели не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, она прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идёт стихийно, как бы сама по себе и её качество редко становится предметом родительского внимания и переживаний. Между тем, именно в дошкольные годы складываются первые стереотипы социального поведения, формируйся индивидуальный стиль поведения человека (И.В. Дубровина, 2004).
Поэтому необходимо помочь ребёнку ещё до школы приобрести те социальные навыки, на которые он мог бы опереться при вхождении в новую общественную структуру. Учитывая объективную ограниченность социальных возможностей дошкольника, можно назвать лишь одну сферу, где он может накопить необходимый для поступления в школу и адекватный его возрасту индивидуальный социальный опыт - детские школьные учреждения различного типа. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно строить отношения с другими детьми и посторонними взрослыми.
Жизнь среди других детей и взрослых непроста, но безопасна для малыша: ведь взрослые пока ещё постоянно рядом и к ним всегда можно обратиться за помощью, если не удается самим разрешить ту или иную проблему. Воспитатель является носителем социальных нормативов поведения и общения, он же помогает детям соблюдать их.
Несмотря на достаточно жесткую регламентированность жизни детских дошкольных учреждений, вся сфера межличностных отношений в них принадлежит детям. Они самостоятельно приобретают весьма богатый опыт взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. К моменту поступления в школу такие дети обладают целым рядом социальных навыков, позволяющих им установить адекватные отношения с учителями и одноклассниками.
В отличие от них так называемые «домашние» дети начинают испытывать трудности с самого первого дня пребывания в школе. Им зачастую бывает сложно познакомиться с детьми, обратиться к незнакомым взрослым в школе, они не всегда умеют ладить с другими и разрешать конфликты без помощи взрослых. Более опытные в социальном отношении одноклассники отнюдь не стремятся оказать психологическую поддержку такому ребёнку, они, наоборот, отталкивают или игнорируют его, считая «нюней», «нытиком», «маменькиным сынком» или «бабушкиной внучкой».
Следовательно, одной из задач практического психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, является помощь родителям в преодолении их собственной неготовности «отпустить руку» ребенка и позволить ему войти в общество в наиболее мягкой и доступной для него форме.
Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребёнка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребёнка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). «Овладение наукой жизни - основная потребность ребёнка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить своё соразмерные место в противоречивом мире» (А.Л. Кононко).
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребёнка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Во-первых, это стихийный путь, поскольку человеческий индивид с первых шагов свою индивидуальную жизнь выстраивает в общественно-историческом мире. Важно, что ребёнок не просто впитывает воздействия окружающей среды, а включается в общие с другими людьми акты поведения, в которых усваивает социальный опыт.
Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный нормативный специально организованный обществом процесс, соответствует социально-экономической структуре, идеологии, культуре и цели воспитания в данном обществе.
Для определения эффективности процесса социализации ребёнка в детских учреждениях выделяют следующие критерии:
– социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в изменяющиеся условия достижения успехов в реализации целей;
– социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
– социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество, самостоятельность, результативность.
К концу дошкольного периода ребёнок, при условии полноценного социального воспитания:
избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
даёт как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику;
регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и тому подобное);
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
1.3. Анализ деятельности дошкольных учреждений по социализации дошкольников
В последнее десятилетие утверждены определённые законодательные акты и нормативно-правовые документы, которые лежат в основе деятельности дошкольных образовательных учреждений: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Семейный Кодекс Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании» и др.
Анализ нормативно-правовых документов, связанных с социализацией ребёнка и защитой его прав в семье и в дошкольном образовательном учреждении, позволили выделить ряд направлений, связанной с защитой прав ребёнка: право ребёнка выражать свое мнение; право ребёнка на имя, отчество, фамилию; право ребёнка на имущество; право ребёнка на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, её талантов, умственных и физических способностей.
Всё это вместе взятое заставило научно-исследовательские коллективы по новому подойти к концепциям и содержанию программ воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста - в содержание всех современных программ для дошкольных образовательных учреждений включен раздел «Социальное воспитание». Этот раздел связан с развитием, воспитанием и обучением детей всех возрастных групп.
Поэтому есть смысл проанализировать современные программы ДОУ с позиции социализации детей в условиях детского сада.
Особенно удачно даётся характеристика возрастных возможностей социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в базисной программе «Истоки». Авторы этой программы считают, что необходимо воспитывать интерес, внимание и доброжелательные отношения к окружающим. Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчётливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной вызвавшей это состояние. В программе «Истоки» социальное развитие детей любой возрастной группы связывается с развитием речи ребёнка и познавательным развитием дошкольника. Всё остальное содержание социализации раскрывается в других направлениях работы с детьми, но при этом совсем нет упоминаний о самой социализации ребёнка даже в таких разделах программы, как нравственное, трудовое воспитание и т.п.
К сожалению, в ряде программ нового поколения социализации дошкольника уделяется незначительное внимание и при этом она «рассыпана» в разных направлениях развития, воспитания и обучения детей. Так, следует отметить, что во многих современных программах существуют практически идентичные направления социально-педагогической работы с детьми: ознакомление с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, с предметами ближайшего окружения, с живой и неживой природой . В «Программе воспитания и обучения в детском саду» данный раздел работы называется «Ознакомление с окружающим», в программе «Детство» – «Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду», в программе «Истоки» – «Познавательное развитие» и др. При этом характерно, что в некоторых из программ, например, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др., даются рекомендации по социализации ребёнка уже на втором году жизни, но при этом основное внимание обращается на закрепление и углубление потребности в общении.
Наиболее глубоко к решению проблемы социализации дошкольника подошли авторы программы «Детство» и «Я – человек», разработанной к.п.н., проф. С.А. Козловой, однако социализация растущей и развивающейся личности ребёнка, как было показано выше, гораздо шире по своему содержанию и требует к себе особого подхода и реальной технологии. Основной задачей использования подобных социально ориентированных технологий в условиях детского сада является действенное приобщение воспитанников к системе знаний, накопленных человечеством, к общечеловеческим ценностям, нормам и правилам, позволяющим жить и действовать в настоящем и будущем. Действительно, включение дошкольников в разнообразную деятельность - познавательную, игровую, художественно-эстетическую, трудовую и другие - позволяет педагогам постепенно формировать у детей нормы и правила поведения и общения, проявление собственной активности в условиях уважения его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Проблему социализации личности дошкольника пытается решить и программа социокультурного развития детей дошкольного возраста «Родник». Её авторы – доцент, кандидат педагогических наук Л.Б. Баряева, О.Л. Гаврилушкина и логопеды ДОУ №26 Павловского района Санкт-Петербурга Е.О. Герасиммова, Г.С. Данилина, Н.П. Макарчук. Программ была активно поддержана Комитетом образования Санкт-Петербурга в лице его ведущего специалиста Г.Г. Воробей, заведующей ДОУ №26 г. Павловска И.С. Макарчук и всем коллективом педагогов.
Программа «Родник» одобрена Научно-методическим советом по направлению дошкольного образования МО Российской Федерации и рекомендована для использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Опыт работы по программе показал, что её можно использовать как комплексно, так и по частям. Реализация программных задач не представляется возможной без взаимодействия взрослого с детьми на основе добра и гуманизации. Программа даёт возможность творить, создавать сказки; выстраивать сюжеты игровых занятий; перевоплощаться в различные роли, развивая у детей внеситуативные формы общения и т.п.
Создавая программу «Родник» педагоги пришли к выводу, что цели и задачи воспитания детей наиболее полно достигаются, когда у них формируются представления, основанные на культурных традициях наших предков и связываются с современными научными данными.
В центре программы находится ребёнок. В основе программы - прошлое, настоящее и будущее человечества и жизнь отдельного человека. Ребёнок учится осознавать себя во времени. Название программы отражает корневые связи с понятиями «родник», «род», «родня», «родина», которые происходят от имени славянского Бога Рода, по мысли наших предков - славян, - создателя Вселенной, Земли и человека.
Программа направлена на развитие целостной и гармоничной личности ребёнка, так как создает условия для пробуждения сознания, способствует формированию образа «Я».
Дети знакомятся, с традициями, ритуалами, трудом, одеждой, песнями, преданиями русского народа, что в значительной степени обеспечивает процесс «врастания в человеческую культуру», то есть в социализации. Программа «Родник» направлена на формирование доброго отношения к природе и окружающим людям.
Реализуя программу «Родник» роль игры ставится на первое место. Л.С. Выготский отмечает, что игра как деятельность, имеющая социальную природу и социальное содержание, входит в структуру любой творческой деятельностью. В программе использована эта особенность древних искусств и творческой деятельности детей дошкольного возраста, а также материал, наиболее соответствующий этой идее.
Работа по программе «Родник» способствуют отражению в сознании ребенка того, что:
окружающий мир един, всё в нём взаимосвязано миллионами невидимых нитей, и любое нарушение его целостности, гармонии и равновесия приводит в итоге к разрушению жизни на Земле, в том числе и человека;
современность связана с прошлым, с культурным наследием, с мировоззрением людей и т.п.;
В процессе работы по программе «Родник» решаются следующие задачи:
пробуждение особого эмоционального отношения в общении с природой, стремление любоваться и одновременно заботиться о её сохранении;
формирование социальной направленности, «открытие сверстника», восприятие его положительной эмоциональной основы в качестве объекта взаимодействия, возникновения эмоциональной потребности и деловых мотивов общения как основы внеситуативно-личностных и внеситуативно-познавательных форм общения;
формирование устойчивых, обобщенных, схематизированных, эмоционально окрашенных представлений о жизни людей, их социализации в обществе, связи времен, о культурном наследии и т.д.
развитие свободы, самовыражения.
Разработка и апробация методики изучения социального самочувствия семьи осуществлялась в Государственном образовательном учреждении – Центре развития ребёнка – детском саду № 2317 г. Москвы. Программа была апробирована заведующей Е.В. Кулаковой, руководителем структурного подразделения, психолого-педагогической службы Г.Г. Зубова воспитателями подготовительной к школе группы.
Программная методика включала в себя анкетирование родителей и воспитателей по вопросам, касающимся социального самочувствия семьи, а также интервью с детьми подготовительной к школе группы.
Составляя бланки опросов детей и взрослых, педагоги исходили из представлений отечественной педагогики о семье, как социокультурной реальности, специфики взаимодействия в которой составляют такие характеристики, как супружество, родительство, родство. Исходя из этого в анкеты для взрослых были включены следующие вопрос: состав семьи, её жилищные условия, доход, педагогический стиль, уровень эмоционального здоровья, ценность детей в семь, характер отношений с общественными институтами воспитания, в частности с дошкольным учреждением.
Интервьюирование детей включало вопросы об удобстве жилищных условий; удовлетворенности экономическим положением; ощущение устойчивости (неустойчивости эмоциональной атмосферы в семье; репродуктивных планах родителей и желание самого ребенка иметь брата или сестру; широте социального общения и родственных связей семьи в представлении дошкольников. Интервью проводилось с каждым ребёнком отдельно.
Таким образом, в последнее время появился целый ряд образовательных программ нового поколения. Существуют различные разработки теорий и практик осуществления социализации личности дошкольников. Но, тем не менее, проблема социализации детей в условиях ДОУ остаётся не разрешённой, так как отсутствует единая технология.
1.4. Игра как важнейший вид детской деятельности
Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А.Н. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития.
Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространённое представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность, а это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно даёт данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях , значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но, в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путём достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали А.М. Горький и А.С. Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической и двигательной деятельности.
П.Ф. Лесгафт (1987) считал, что игра есть упражнение, с которого ребёнок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребёнка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребёнок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.
Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учётом их воспитательной ценности, так, чтобы одновременно с развитием они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребёнок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребёнок добивается таких результатов, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился (Г. Крайг, 2002).
Игра является важнейшим источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется её правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребёнок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребёнком в игре отношения между взрослыми.
Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В игре выделяются реальные отношения детей (между участниками игры) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).
Игра проходит различные этапы. По Д.Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребёнок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.
Н.Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:
1) развертывание и обозначение условных предметных действий;
2) ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;
3) сюжетосложение – развёртывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний (Г. Крайг, 2002).
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Игра выступает в двух измерениях: она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, всегда направлена в будущее, т.к. в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, умения, развиваются способности, необходимые человеку для выполнения социальных ролей.
Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
1. Социокультурная функция.
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра , по выражению Д.Б. Эльконина, это своеобразная «школа морали».
С.Л. Рубинштейн (2006) считал, что игру ребёнка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
2. Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения, которое является её основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребёнок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.
В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнёрами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребёнку – выйти из ситуации и проанализировать её как бы со стороны.
3. Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребёнка. Например, играя, ребёнок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребёнок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребёнка к самопознанию: могу ли я?
4. Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребёнок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
5. Развлекательная функция.
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра даёт возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребёнок никогда не устает ему радостно и комфортно.
Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребёнок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни (С.Л. Рубинштейн, 2006).
Все игры детей принято делить на две большие группы: игры с готовыми «жёсткими» правилами (спортивные, подвижные интеллектуальные); игры «вольные» правила, которых устанавливаются по ходу игровых действий (В.А. Крутецкий, 1986).
М. Лацерус предлагает следующую классификацию игр:
игры, связанные с физической деятельностью;
влечение к различным зрелищам;
игры интеллектуальные;
игры азартные.
Имитaциoннo-пpoцeccуальные, в которых действия детей подобны простому подражанию действиям по образцу.
Драматические игры ленному сюжету.
Игры с несложными правилами.
Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.
1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые), технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы; игровые методы обучения.
3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссёрские, игры-драматизации, игры-грёзы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры: (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Основное место занимает сюжетно-ролевая игра.
Ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берёт на себя ребёнок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая игра вызывает у ребёнка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребёнком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации её общего замысла. В ролевой игре происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаково-символической функции.
Игра с правилами – вид групповой или парной игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к игре с правилами подготавливается при проведении ролевых игр, где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы игр с правилами носят сюжетный характер, например, «кошки-мышки».
Режиссёрская игра – вид индивидуальной игры, когда ребёнок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребёнок выполняет функцию и режиссёра (удержание замысла игры), и актёров (выполнение определённых ролевых действий по реализации игрового замысла).
Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая игра может быть и ролевой, и игрой с правилами. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.
Большое внимание детской игре уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления игра рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается, что развитие игры в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребёнка (оральная стадия, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в игре. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребёнка со взрослыми).
Следовательно, игра – это деятельность, не дающая материального результата, это особая сфера человеческой деятельности, в которой человек не преследует других целей, кроме получения удовольствия.
Влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка
В ранние, дошкольные годы жизни ребёнка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра это первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания (С. Миллер, 2005).
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, ещё не стали повседневными. То, что ребёнку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, поскольку это для него достижение, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность, в силу которой действие переходит в игровой план: ребёнок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова поворачивать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его как выражение его достижений, его успехов, его развития; действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только народившиеся и ещё не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофёра, лётчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Наблюдая поведение ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребёнком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, а также появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру, чем, если проводится в виде специально организованных занятий.
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости (Э. Берн, 1988).
Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.
Большое значение имеют игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха (Л.И. Пензулаева, 2001).
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Игра готовит ребёнка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
А.С. Макаренко (1977) утверждал, что, как ведет себя ребёнок в игре, так позже он будет вести себя на работе. Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.
Игру называют «королевой детства», т.к. наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребёнка. Природа создала игру для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности и выступает как специфическая детская форма познания, труда и общения. При этом ребёнок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Следовательно, игра является бесценным средством развития.
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что игра, обеспечивая ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт, является важным фактором всестороннего развития личности ребёнка в дошкольном возрасте.