Фз n 173 о трудовых пенсиях. Федеральный закон о трудовых пенсиях. Глава I. Общие положения
Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.
На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.
В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.
Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.
С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.
Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.
Закон «О трудовых пенсиях в РФ»
Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.
Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.
Пособия формируются из нескольких различных частей:
- Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
- Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
- , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.
В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:
- гражданин проходил срочную воинскую службу;
- женщина осуществляла уход за новорожденным;
- производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
- человек числился безработным и получал пособие и др.
Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.
Закон «О страховых пенсиях»
В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:
- Накопительных суммах.
Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:
- 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
- 16% — сразу идут на страховую часть.
По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.
Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.
Применяется ли в настоящее время закон № 173?
Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.
Следует учитывать, что если какая-либо из ранее описанных норм была установлена в новом Законе, то применяется та, что описана в ФЗ 400.
Фактически хоть № 173-ФЗ и утратил свое действие, но некоторые его пункты до сих пор применяются при .
Вам это будет интересно
"4. В целях оценки пенсионных прав
застрахованных лиц под общим трудовым
стажем понимается суммарная
продолжительность трудовой и иной
общественно полезной деятельности до 1
января 2002 года, учитываемая в календарном
порядке, в которую включаются:
1) периоды
работы в качестве рабочего, служащего (в том
числе работа по найму за пределами
территории Российской Федерации), члена
колхоза или другой кооперативной
организации; периоды иной работы, на
которой работник, не будучи рабочим или
служащим, подлежал обязательному
пенсионному страхованию; периоды работы
(службы) в военизированной охране, органах
специальной связи или в горноспасательной
части независимо от ее характера; периоды
индивидуальной трудовой деятельности (в
том числе в сельском хозяйстве);
2)
периоды творческой деятельности членов
творческих союзов - писателей, художников,
композиторов, кинематографистов,
театральных деятелей, а также литераторов и
художников, не являющихся членами
указанных творческих союзов;
3) периоды
службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации и иных созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации
воинских формированиях, Объединенных
Вооруженных Силах Содружества Независимых
Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР,
органах внутренних дел Российской
Федерации, органах внешней разведки,
органах федеральной службы безопасности,
федеральных органах исполнительной власти,
в которых предусмотрена военная служба,
бывших органах государственной
безопасности Российской Федерации, а также
в органах государственной безопасности и
органах внутренних дел бывшего СССР (в том
числе в периоды, когда эти органы
именовались по-другому), пребывание в
партизанских отрядах в периоды Гражданской
войны и Великой Отечественной войны;
4)
периоды временной нетрудоспособности,
начавшейся в период работы, и период
пребывания на инвалидности I и II группы,
полученной вследствие увечья, связанного с
производством, или профессионального
заболевания;
5) период пребывания в
местах заключения сверх срока,
назначенного при пересмотре дела;
6)
периоды получения пособия по безработице,
участия в оплачиваемых общественных
работах, а также периоды переезда по
направлению службы занятости в другую
местность и трудоустройства;
7) периоды
подготовки к профессиональной
деятельности - обучение в училищах, школах и
на курсах подготовки кадров, повышения
квалификации и переквалификации, в средних
специальных и высших учебных заведениях,
пребывание в аспирантуре, докторантуре,
клинической ординатуре;
8) периоды
ухода за инвалидом I группы, ребенком -
инвалидом, престарелым, если он нуждается в
постоянном уходе по заключению лечебного
учреждения;
9) периоды ухода
неработающей матери за каждым ребенком в
возрасте до трех лет и 70 дней до его
рождения, но не более 9 лет в общей
сложности;
10) период проживания жен
(мужей) военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, вместе с мужьями
(женами) в местностях, где они не могли
трудиться по специальности в связи с
отсутствием возможности трудоустройства;
11) период проживания за границей жен
(мужей) работников советских учреждений и
международных организаций, но не более 10
лет в общей сложности.
При подсчете
общего трудового стажа следующие периоды
работы (службы) исчисляются в льготном
порядке:
полный навигационный период
на водном транспорте, полный сезон в
организациях сезонных отраслей
промышленности - за год работы. Перечень
соответствующих сезонных работ
утверждается в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации:
в
лепрозориях и противочумных учреждениях - в
двойном размере;
в воинских частях,
штабах и учреждениях, входящих в состав
действующей армии, в партизанских отрядах и
соединениях в период боевых действий, а
также время нахождения на излечении в
лечебных учреждениях вследствие военной
травмы - в тройном размере;
в городе
Ленинграде в период его блокады (с 8
сентября 1941 года по 27 января 1944 года) - в
тройном размере;
в период Великой
Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9
мая 1945 года), за исключением работы в
районах, временно оккупированных
неприятелем, - в двойном размере;
в
районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, - в
полуторном размере;
военная служба по
призыву - в двойном размере.
Гражданам,
необоснованно привлеченным к уголовной
ответственности, необоснованно
репрессированным и впоследствии
реабилитированным, время содержания под
стражей, пребывания в местах заключения и
ссылке засчитывается в общий трудовой стаж
в тройном размере.
Гражданам,
проживавшим в районах, временно
оккупированных неприятелем в период
Великой Отечественной войны, и достигшим ко
дню оккупации или в ее период возраста 16
лет, в общий трудовой стаж засчитывается
все время их пребывания в возрасте 16 лет и
старше на оккупированной территории СССР
или на территориях других государств, а
также на территориях государств,
находившихся в состоянии войны с СССР, за
исключением случаев, когда указанные
граждане в указанный период совершили
преступление.
Гражданам, проживавшим в
городе Ленинграде в период его блокады (с 8
сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а
также гражданам - узникам фашистских
концлагерей время соответственно
проживания в блокадном городе Ленинграде и
время нахождения в концлагерях в период
Великой Отечественной войны засчитывается
в общий трудовой стаж в двойном размере, за
исключением случаев, когда указанные
граждане в указанный период совершили
преступление.".
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Судебная практика по статье 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ
Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А55-13199/2018
Ст. 6 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, за исключением операций, предусмотренных ст. 11 этого Закона. В соответствии с абз. 1 ч. 6 ст. 12 Закона № 173-ФЗ юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в...
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС) - Административное
Суть спора: Об оспаривании решений налоговых органов о привлечении к административной ответственности
А., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26. 11 . 2018 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогопла- тельщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10....
Постановление от 30 ноября 2018 г. по делу № А55-14314/2018
Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)
А., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26. 11 . 2018 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2018 ...
Решение № 2-719/2018 2-719/2018~М-704/2018 М-704/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-719/2018
Новоалександровский районный суд (Ставропольский край) - Гражданские и административные
2001 по 31.12.2001 - получения пособия по безработице, и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента его первоначального обращения, то есть с 11 . 04.2018. В ходе судебного разбирательства истцом Красько Л.А. исковые требования были увеличены, просит суд признать незаконным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоалександровскому...
Решение № 2-1955/2018 2-1955/2018~М-1975/2018 М-1975/2018 от 29 октября 2018 г. по делу № 2-1955/2018
Воркутинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные
Соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Закона № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми...
Решение № 2-3892/2018 2-3892/2018~М-3510/2018 М-3510/2018 от 26 октября 2018 г. по делу № 2-3892/2018
Куйбышевский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные
Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О...
Решение № 2А-2869/2018 2А-2869/2018~М-2633/2018 М-2633/2018 от 26 октября 2018 г. по делу № 2А-2869/2018
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска (Челябинская область) - Гражданские и административные
И обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пп. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, ...
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
7) - 12) утратили силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 319-ФЗ;
13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
2. При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, и пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 319-ФЗ.
Судебная практика по статье 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ
Постановление от 23 ноября 2018 г. по делу № А57-10512/2018
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС) - Административное
17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 . 12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2....
Постановление от 23 ноября 2018 г. по делу № А17-9587/2017
Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС) - Административное
Суть спора: Об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) пенсионного фонда
Исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516) и статей 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ. - В силу пункта 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда...
Решение № 2-3438/2018 2-3438/2018~М-2874/2018 М-2874/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-3438/2018
Северодвинский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные
2017 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 . 12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 24.01.2018 № 7/11 в назначении пенсии отказано по причине недостаточности стажа работы в районе Крайнего...
Решение № 2-623/2018 2-623/2018~М-486/2018 М-486/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-623/2018
Центральный районный суд г. Прокопьевска (Кемеровская область) - Гражданские и административные
Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 . 12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды; обязать ответчика возобновить выплату досрочной страховой...
Решение № 2-6792/2018 2-6792/2018~М-5792/2018 М-5792/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-6792/2018
Калининский районный суд г. Уфы (Республика Башкортостан) - Гражданские и административные
Дней; - с 14 июня 2016 года по 24 июня 2016 года – 5 дней. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность...
Решение № 2-576/2018 2-576/2018~М-490/2018 М-490/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-576/2018
Починковский районный суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные
Старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с под п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 . 12.2013 г. № 400-ФЗ. Она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с под п. 19 п. 1 ст. ...
Решение № 2-1813/2018 2-1813/2018~М-1696/2018 М-1696/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-1813/2018
Гулькевичский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные
Ставропольтрубопроводстрой»; с 03 апреля 1990 года по 15 ноября 1993 года старший механик участка № 1 Управления механизации треста «Ставропольтрубопроводстрой»; с 16 ноября 1993 года по 28 января 1994 года мастер; с 28 января 1994 года по 11 ноября 1994 года главный инженер дочернего предприятия «Сальсксельхозгазстрой», дочернего предприятия «Сальсксельхозгазстрой»; с 11 ноября 1994 года...
Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.
Ключевые понятия
В тексте нормативного акта "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " используются следующие термины:
Субъекты права
Нормативный акт "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " определяет конкретных лиц, имеющих возможность получать выплаты. Возможностью получать могут воспользоваться:
- Граждане, застрахованные в установленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные нормами.
- Нетрудоспособные родственники застрахованных лиц в случаях, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
- Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, постоянно проживающие на территории страны. Исключение составляют случаи, предусмотренные в международном договоре или внутреннем законодательстве РФ.
Выбор выплаты
173-ФЗ (с изменениями) предусматривает следующие виды компенсаций:
- По старости.
- По инвалидности.
- Из-за потери кормильца.
Первые две выплаты могут содержать накопительную, страховую и базовую части. В пенсию, назначаемую из-за кормильца, включаются только два последних элемента. Порядок формирования накопительного элемента выплат по инвалидности и старости в настоящее время подвергнут корректировкам. Субъекты, которые по тем или иным причинам не имеют права получать пенсию, могут рассчитывать на социальную компенсацию. Она устанавливается в особом порядке. Правила и условия предоставления выплат социального характера регулируются в ФЗ "О пенсионном гособеспечении".
Финансирование
173-ФЗ (последняя редакция ) определяет, что в случае внесения корректировок в установленный порядок назначения выплат, требующих увеличения затрат, должны быть определены конкретные источники и правила компенсирования дополнительных расходов. В соответствии с этим, принимаются нормативные акты о внесении исправлений в положения о бюджетной системе. Формирование накопительного компонента осуществляется при наличии достаточных средств, учтенных в специальном разделе лицевого (индивидуального) счета застрахованного гражданина.
Элементы стажа
Закон 173-ФЗ устанавливает, что для расчета используются периоды рабочей либо иной профессиональной деятельности, которая осуществлялась на территории страны гражданами, застрахованными в установленном порядке. При этом в течение этих временных промежутков должны производиться отчисления в ПФР. Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ " (173-ФЗ) допускает включение в стаж периодов осуществления деятельности за пределами страны. Это разрешается в случаях, предусмотренных нормативными актами или международными соглашениями, либо если за все соответствующие временные промежутки осуществлялись отчисления в ПФР.
Прочие периоды
Закон "О трудовых пенсиях" определяет, что наравне с рабочей или другой деятельностью, выполнявшейся на территории страны, засчитываются:
Указанные периоды будут засчитываться в стаж, если перед или после них субъект осуществлял рабочую или иную профессиональную деятельность, определенную в ст. 10 рассматриваемого нормативного акта. При этом не будет иметь значения ее продолжительность.
Расчет
Нормативный акт "О трудовых (173-ФЗ) устанавливает порядок определения размера страховой части выплат по старости. Он рассчитывается по формуле:
СЧ = ПК/Т, в которой:
- страховая часть - СЧ;
- величина расчетного капитала застрахованного гражданина, учтенная на дату, с которой ему назначается компенсация, - ПК;
- число месяцев предполагаемого периода выплат, используемого для определения размера пенсии, - Т.
Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет). Дополнительно нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.
Выплаты субъектам, выезжающим в другое государство на ПМЖ
Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ) допускает выплату по желанию гражданина, покидающего территорию страны, суммы, назначенной ему в установленном порядке, за полгода вперед. Дополнительно предусматривается еще несколько возможностей. В частности, субъект, который покидает страну, вправе написать заявление, в соответствии с которым отчисления будут осуществляться на имя доверенного лица, находящегося в России. Кроме этого, гражданин, уезжающий в другое государство на ПМЖ, может получать выплату на свой счет в отечественном или зарубежном банке. Отчисления могут совершаться как в рублях, так и в инвалюте. В последнем случае пересчет осуществляется по курсу ЦБ, действующему на дату выполнения операции. Закон "О трудовых пенсиях " допускает совершение переводов за границу начиная с месяца, который следует за периодом отъезда в другую страну. Но при этом выплаты должны совершаться не ранее дня, до которого была получена пенсия в рублях.
Правила перевода назначенных сумм гражданам, выехавшим или выезжающим на ПМЖ за границу, определяются правительством РФ. В случае возвращения субъектов обратно, производится отчисление выплат, неполученных за время пребывания в другой стране. Однако граждане могут получить пенсию не более чем за 3 года, предшествовавшие дате обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.