Интегрированное занятие по развитию речи средней группе. Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе. Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам
МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко
КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»
Подготовила: воспитатель
Валикова Оксана Петровна
г.Рыльск
2015г.
Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]
Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;
закреплять навык правильного произношения звука «п»;
учить детей интонационно выделять этот звук в словах;
развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;
активизировать словесно-логическое мышление;
способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.
Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.
Интеграция образовательных областей: развитие речи.
Ход занятия:
I . Организационный момент .
Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.
Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .
В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.
Дует,дует ветер,
Дует, задувает.
Разноцветные флажки
Весело играют.
В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.
В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.
III. Разминка для ума.
В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?
Ответы детей: (гласные).
В: Правильно. Давайте назовем их.
В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.
О.Д: (А.О.У.И.Ы).
В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?
О.Д: Буква (М).
В: Правильно. А какая она гласная или согласная?
О.Д: согласная. Молодцы правильно.
В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»
Чистоговорка:
Ма-ма-ма - всё я сделаю сама
Мо-мо-мо – мы идем в кино
Мы-мы-мы – ждем зимы
Ми-ми-ми – меня за руку возьми
Му-му-му – молоко кому.
В:Ребята внимание на экран.
Видео.
Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Сюрпризный момент:
В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.
Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)
Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай
О.Д: (Попугай).
В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.
Волшебная коробочка.
Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.
О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).
О.Д. (1,2.3,4,5,)
В: Так сколько игрушек у Прошки?
В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?
О.Д: Звук «П».
В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.
Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).
Носит красные сапожки
(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().
В: Сели взяли зеркала в руки.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята повторяют все действия за воспитателем.
Язычок наш просыпайся (машем язычком)
Рот скорее улыбайся (улыбаемся)
Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.
В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?
О.Д: Согласный.
В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?
О.Д: (синий).
В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.
О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).
В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –
П нарисовал мелок!
В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.
Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?
Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.
Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).
Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.
Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.
Я начинаю а вам продолжать
На огороде выросли красные … (помидоры)
Мама испекла вкусный … (пирог)
Мальчик на почте отправил … (письма)
Собирают сено ВИЛАМИ.
А деревья пилят... ПИЛАМИ.
Министерство образования и науки
Енбекшиказахский район
Село Шелек
ГККП Детский сад № 38»Гульдер»
Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы»
по развитию речи.
Тема: «Золотая осень»
Воспитатель: Нольфина Елена Григорьевна
Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы» по развитию речи(+ознакомление с окружающим миром + лепка+ продуктивная деятельность)
Технологическая карта образовательной учебной деятельности.
Четверг____________________2013 год.
Образовательная область: коммуникация, познание, творчество.
Раздел: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка, ФЭМП.
Тема: «Золотая осень»
Цель занятия:
способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений детей о живой природе. Уточнить и обобщить знания детей по теме «осень», закрепить приметы времени года «осень».
Программное содержание
:
Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умения детей правильно составлять разные формы предложений (простые, сложные). Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период.
Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.
Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать интерес к природе родного края.
закрепление элементарных навыков и умений, используемыми при лепке из соленого теста (тестопластике)
2. Коррекционно-развивающие: формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета.
3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро
Методические приемы, используемые в ходе занятия:
Просмотр презентации «На лугу живёт Ко… »;
Показ приёмов работы педагогом.
Дидактическое обеспечение:
1) Для педагога: презентация, готовая работа, тесто на всех участников занятия, салфетки, стеки, дощечка для лепки.
2) Для детей: тесто на каждого ребёнка, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
Мультимедиа, слайды для презентации;
Овощи, фрукты (натуральные или муляжи) ;
Корзина;
Магнитная доска, мольберт;
Картина на тему «Осень»;
Картинки с изображением примет времён года (на каждого ребёнка) ;
Картинки с изображением овощей, фруктов (на каждого ребёнка)
Карта
Стрелки
Волшебный сундучок
Музыка
Цифры от 1 до 3
Бисер
Предварительная работа:
Совместная деятельность: чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин, отгадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры, составление гербариев, целевые прогулки.
Самостоятельная деятельность: рассматривание открыток «Цветы», рассматривание энциклопедий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, и они не знают, как вас зовут.
Давайте представимся: друг другу улыбнёмся и назовём ласково по имени того, кто рядом стоит.
У нас нарядный зал, а вы помните, какой праздник у скоро будет здесь в этом зале?
Как вы думаете: осень - это хорошо или плохо? (Ответы детей
)
Стук в дверь, влетает сорока
Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.
Воспитатель:
Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?
Сорока:
Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять (сорока отдаёт детям лист бумаги и улетает
).
Воспитатель:
Что же это за лист бумаги? Как вы думаете? …Да это же карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определять маршрут движения.
) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.
Звучит музыка
Вот мы оказались в осеннем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
1 задание:
«Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Затем идём по узенькой тропинке. (Воспитатель предлагает детям из теста сделать в подарок малышам)
Педагог: Ребята, посмотрите, что я сегодня утром нашла у нас в группе. Это письмо и оно прислано для вас. Хотите узнать, от кого оно и, что в нём написано?
Дети: Да!
Педагог: Итак, посмотрим. Это письмо из королевства «Цветов», а написала его… Ребята, здесь загадка. Отгадаем!
Дети: Да!
Педагог: Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это… (Божья коровка) .
Дети: ответ.
Педагог: Ребята, а здесь не только письмо, но еще и диск. Божья коровка говорит, что на нем мы найдем что-то интересное. Посмотрим?
Дети: Да!
Педагог: Читает письмо от Божьей коровки и показывает презентацию.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коровка, Божья Коровка! Так как на улице уже холодно, я не смогла прилететь к вам сама и вот решила написать вам письмо. Мое письмо не простое, оно – познавательное. Я хочу посмотреть, что вы знаете и научить вас чему-то новому. Надеюсь, вам понравится! »
Педагог: Итак, ребята, вы готовы?
Дети: Да!
Педагог: Тогда начнем! (Читает письмо с заданиями)
«Я попрошу вас посмотреть на картинки и ответить, что вы на них видите (Слайд №3?
А знаете ли вы, как и где люди добывают соль? Вот на таких месторождениях каменной соли (соленые озера) люди с помощью специальных машин добывают соль (Слайд №4).
А знаете ли вы, для чего нам нужна соль? Конечно же, соль мы используем при приготовлении пищи, а так же она применяется людьми зимой на дорогах. Она разъедает снег и лёд и поэтому на дорогах становится не так скользко и более безопасно (Слайд №5) .
Ребята, а как вы считаете, что здесь изображено (Слайд №6? Ну конечно, это поле с рожью.
А кто из вас знает, что люди получают изо ржи? Итак, это мука (Слайд №7). Раньше люди, получали муку, перемалывая её на мельницах, теперь этот процесс проходит на заводах с использованием специальных машин. Всем вам известно, что из муки мы получаем? (Слайд № 8) .
А что же изображено на этом рисунке (Слайд №9? Правильно, это вода.
Для того чтобы к нам в квартиры поступала чистая вода, она проходит специальную обработку вот на таких очистительных станциях (Слайд №10).
Всем живым существам нужна вода (Слайд №11). Люди потребляют её в пищу. Так же она является одним из средств нашей личной гигиены. Используем её для полива растений и во многом другом.
Ребята, а как вы думаете, что получится, если мы возьмем соль, воду и муку и смешаем их вместе (Слайд №12?
Конечно же, это тесто (Слайд №13) .
А теперь подумайте, что мы можем делать с пластилином (Слайд №14? Правильно, из него мы лепим. Лепить мы можем так же и из глины.
А вот вы знали, что из специального «соленого» теста мы тоже можем лепить (Слайд №15? Посмотрите, какие красивые работы из него получаются.
Я предлагаю и вам попробовать полепить из теста. Мне очень хочется, чтобы вы слепили моих малышек-деток. Посмотрите, пожалуйста, какие разные коровки могут получиться из теста (Слайд №16) .
Это совсем не сложно, но очень интересно!
Сначала вы должны взять тесто и отрывая от большого куска маленькие кусочки наносить его на наше изображение. Дети заполняют изображение получая божью коровку (Слайд №17) .
Посмотрите на карту, куда мы направляемся дальше? (К болоту ). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг )
2 задание: Звучат голоса птиц
А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?
Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?
Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?
Прилетели птицы
: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы
: голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы
: голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы
: голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.
3 задание: Разобрать камни, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждом камне изображение животного )
Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?
Словесная игра «Закончи предложение»
У волчицы родились ……(волчата
)
У медведицы косолапые….(медвежата
)
У белки прыгают ……….(бельчата
)
У лисицы хитрые……...(лисята
)
У ежихи родились……….(ежата
)
У лосихи есть………(лосята
)
У оленихи красивые…….(оленята
)
У зайчихи пушистые……..(зайчата
)
(
Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча
)
Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).
Белка, заяц (меняют окраску).
Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)
Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?
Трудности все позади,
Что же будет впереди?
Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др.
).
Вы хотите сделать из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Вы готовы? А пальчики ещё не готовы. Сначала сделают наши пальчики гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять,
Дети поочерёдно загибают пальчики.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки.
Закройте глаза и подумайте, какое растение, вы хотели бы сделать. Может кто-то из вас хочет выполнять работу вместе с другом? Подумайте и договоритесь.
Дети выполняют работу, в это время звучит лёгкая спокойная музыка
Какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)
Ребята, я приготовила картинки, но они все перепутались. Давайте выберем из них только то, что бывает осенью.
Дети подходят к мольберту. На мольберте висит картина на тему «осень». Педагог раздаёт детям картинки с изображением осенних листьев, грибов, дождя, снега, сугробов, яркого солнца и т. д. Дети помещают на мольберт только те картинки, изображение которых относится к приметам осени, например: «На моей картинке нарисован дождь. Осенью на улице идёт дождь». «На моей картинке нарисован снег. Снег бывает зимой» и т. д.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы с вами вспомнили все приметы осени.
А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» ( подвижная )
Лист опадает?
Грач прилетает?
В речке тёплая вода?
Новый Год придет когда?
Медведь в берлогу спать ложится?
Снежинка первая кружится
День становится короче?
Воробьи кричат всё громче?
На юг все птицы улетают?
В саду малина поспевает?
На окнах ледяной узор?
На берёзках золотой убор?
Картофель все в садах копают?
Под жарким солнцем загорают?
Когда все вместе в первый раз вы пойдёте в первый класс?
Молодцы ребята вы хорошо сегодня поработали ну и наше осеннее путешествие подошло к концу.
Понравилось ли сегодняшнее путешествие и что именно запомнилось?
Татьяна Зайцева
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе.
ЦЕЛЬ :
Помочь детям понять содержание рассказа, действия и поступки персонажей, осложнить рассказ новыми речевыми образами. Учить детей запоминать и пересказывать более сложный текст. Упражнять в правильном подборе слов. Формировать умения замечать вид из окна, использовать слова определения при описании вида из окна. Совершенствовать умения детей придумывать слова на заданный звук, находить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук. Развивать связную разговорную речь, мышление. Воспитывать умения выслушивать ответы товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ : иллюстрации к рассказу, мяч, ширма, Мишутка за ширмой, предметные картинки на звук «Д» , скороговорка.
ХОД ЗАНЯТИЯ : Упражнение на психологическую разгрузку : «С добрым утром, детвора» .
За ширмой шуршит и вздыхает Мишутка. Мы стучимся. Тук – тук.
Воспитатель : Мишутка, что случилось? Выходи мы с тобою хотим поиграть. Посмотри какое весеннее утро. Ясное, солнечное, теплое. Зовет нас на улицу играть.
Мишутка : Я не просто вздыхаю. У меня глазик не видит, ушко не слышит, носик не хочет дышать, потому, что я не могу справиться с маминым заданием.
Воспитатель : Дети, наверное Мишутка немного хитрит. А давайте ему поможем. Какое у тебя задание, Мишутка?
Мишутка : Вот этот рассказ надо почитать, а у меня глазик болит.
Воспитатель : Очень интересный рассказ . Читаю.
«Одним весенним днем, гуляла по двору курочка с цыплятками. Вышла во двор девочка Катя, вынесла зернышки и стала звать курочку : «Цып – цып – цып» . Услыхала курочка прибежала вместе с цыплятами к Кате и стала клевать зернышки».
Вопросы по тексту :
Кто гулял по двору?
Кто вышел во двор?
Что вынесла Катя?
Что стала делать Катя?
Что сделала курочка с цыплятами?
При ответах, воспитатель добивается отвечать распространенными предложениями.
Мишутка : А вот этот рассказ надо прочитать и пересказать.
Воспитатель читает этот рассказ, дополняя его некоторыми деталями.
«Одним весенним днем гуляла по двору курочка с маленькими цыплятами. Цыплята были желтенькими, пушистенькими. Ходит курочка по двору, ищет, чем бы ей угостить цыпляток. Увидит зернышко и зовет их поклевать.
Однажды курочка увидела, что вдоль забора тихонько крадется кошка. Курочка скорей позвала цыпляток, раскинула свои крылья и спрятала цыпляток. Так и не удалось кошке сцапать цыпленка».
Вопросы по тексту :
Кто гулял по двору?
Какие были цыплятки?
Что искала курочка?
Кого она увидела у забора?
Что сделала курочка, чтобы уберечь своих цыплят?
Удалось ли кошке сцапать цыпленка?
Воспитатель : Мишутка, ты слушай и запоминай, ребята будут пересказывать. 3 – 4 ребенка пересказывают.
Мишутка : Спасибо, ребята. Я все запомнил. Мама мне сказала, чтобы я внимательно посмотрел за окошко и потом ей рассказал, что я там увидел.
Воспитатель : Давай с ребятами немного поиграй, а потом мы посмотрим, что можем увидеть за окном.
ФИЗМИНУТКА.
«Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири» )
После проводится словесная игра «Что я вижу из окна?»
Я вижу из окна дерево (зеленое, высокое, развесистое , цветущее)
Я вижу из окна дом (деревянный, маленький, одноэтажный, кирпичный)
Я вижу из окна автомобиль (грузовой, железный, четырехколесный)
Я вижу из окна клумбу (красивую, цветущую, разноцветную)
Мишутка : Вот это да! Сколько много можно увидеть из окна. Вы знаете ребята. Мою маму зовут Дина. Я еще плохо выговариваю этот звук, научите меня проговаривать чисто.
Воспитатель : Дети, давайте поиграем со звуком «Д» . Повторяйте –
Ди – ди – ди - резиновые бигуди.
Да – да – да - сладкая вода.
Ду – ду – ду - играем в дуду.
Ребята, у Мишутки вот есть картинки. Отыщите картинку, которая начинается с этого звука. Может кто то назовет еще слова, которые начинаются с этого звука.
Воспитатель : Мишутка, хочешь маме подарить скороговорку. Послушай.
«Дед Данила делил дыню : дольку Диме, дольку Дине.
Дети пытаются повторить в нарастающем темпе.
Мишутка : Какие вы молодцы. Спасибо вам за науку. Вот уже и мама пришла, мне пора домой. До свидания.
Дети, вам понравилось играть с Мишуткой? Какое задание было интересным ? Какое задание было для вас сложным? В следующий раз мы его еще пригласим к себе в гости.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием дидактических игр в подготовительной группе «Путешествие в лес» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №668 г. МОСКВЫ им. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В. П. КИСЛЯКОВА.
Интегрированное занятие по математике, развитию речи и аппликации в средней группе Программное содержание: закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в порядковом и количественном счёте до 5. Закрепить умение уравнивать.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Спешим на помощь» Задачи: 1) Закрепить знания детей о домашних животных. 2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм существительных родительного.
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.
Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.
Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и лепке «Путешествие в осенний лес» Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и лепке «Путешествие в осенний лес» Цель: - Уточнить знания детей о признаках.
Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.
Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ
Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.
Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.
Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников
Общие черты и основные отличия
Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:
- построение вокруг определённой тематики;
- наличие межпредметных связей;
- разнонаправленность действий;
- сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).
Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.
Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.
Цели и задачи
Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.
Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:
- образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
- развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
- воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.
Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей
Приёмы
Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:
- Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
- комментирование действий,
- игровые методы.
- Активизация:
- беседа,
- отгадывание загадок или ребусов,
- постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
- анализ деятельности и выводы.
- Организация практической деятельности детей:
- показ картинок,
- прослушивание аудиозаписей,
- самостоятельное выполнение заданий детьми.
- Поддержание интереса:
- предложение выбора,
- физкультминутка,
- музыкальное сопровождение,
- чередование видов деятельности.
- Приёмы оценки:
- похвала,
- совместное обсуждение результатов занятия,
- взаимопомощь детей.
На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность
Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе
Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:
- Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
- Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
- Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.
Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.
Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.
Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме
В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.
Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам
Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:
- В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
- Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
- На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
- Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.
На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности
Временной план и структура занятия
Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.
Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:
- Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
- Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
- Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
- Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
- Подведение итогов (3–5 минут).
Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу
Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:
- Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
- Чтение сказки про время года (5–7 минут).
- Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
- Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).
Конспект занятия
В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:
- цели занятия;
- задачи;
- необходимые материалы;
- ход занятия.
Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:
- Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
- Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
- Заключительная - подводится итог деятельности.
Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:
- организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
- заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
- сообщение цели занятия.
Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.
Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.
Итоговая часть (3–5 минут) включает:
- обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
- оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
- создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
- переход к другой деятельности.
Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе
Название | «Путешествие в волшебный мир эмоций» |
Цель | Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать. |
Задачи |
|
Необходимые материалы |
|
Ход занятия | Воспитатель здоровается с ребятами:
В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Гном и дети ложатся на коврик.
Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
|
Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций
Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие
Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие
Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.
Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).
Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия
Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.
Видеоматериалы по теме
Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.
Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе
Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе
Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе
Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.