Можно ли есть яйца в масленичную неделю. Масляная неделя. Блины с припеком
Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и, возможно, даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отказываются сами церковники?»
На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.
Д. М. Гзгзян
– Действительно, произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, – языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени.
Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?
Может быть, плохо то, что весь нецерковный мир путает языческие обряды и православные, и привязка Масленицы к церковному календарю только способствует этому смешению. Для людей, которые не знают, что такое Церковь, это дает повод думать, что Церковь – это и есть , куличи и , то есть символические обряды. А апостол сказал о том, что надо воздерживаться даже от безвредных действий, если они являются соблазном для твоего брата.
Я не думаю, что атеистический мир испытывает соблазны такого рода. Скорее имеет место противоположная ситуация. Людей раздражает обычно то, что Церковь начинает учить: купание в купели Богоявленской – это праздное дело, а то и вредное.
Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко . Церковь отделяет себя не от людей, а от дурного. Она, конечно, отделяет себя от язычества как от убеждения, как от образа жизни, но не от людей. Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы – это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.
Когда мы собираемся и печем блины, то проводы зимы являются лишь поводом для нашего общения, но не причиной. Так же и мы можем встретить по-разному. Мы можем по-язычески удариться в гульбище, или мы можем отметить Новый Год как повод подвести свои итоги, чтобы войти в новый год с более благородными и глубокими задачами.
На церковном языке это называется – воцерковление языческих обычаев. С Масленицей то же самое. Ее празднование может быть формой воцерковления языческой традиции – отмечать начала и концы временных циклов одновременно осмысливая путь, который мы проделали за это время, чтобы не оно владело нами, а по возможности, мы им. Мы ведь существуем во времени. И даже будучи христианами, отличаем зиму от лета, соответственно меняем одежду, и ничего страшного от этого не происходит.
Единственная проблема, которую я здесь вижу – это подмена приоритетов. Если на Богоявление важно нырнуть в прорубь, при этом про само Богоявление думает полпроцента населения, вот это ужасно. Если на Масленицу главное – разного рода развлечения, то это не христианство, а антихристианство.
Но я против того, чтобы выплескивать с водой ребенка. Время – это сложная категория человеческой жизни, которая требует к себе трепетного отношения. Мы не можем взять и отменить время и мигом переступить в Царство Небесное. Мы должны учиться преодолевать время, а для этого надо его подчинять потребностям духовной жизни, а не просто не замечать.
Масленица ли, Праздник ли урожая или начало Нового года – все это связано с временными циклами. Но в Церкви они перестают довлеть над человеком. Они становятся просто дополнительным поводом для новых духовных усилий, для обновления своей духовной жизни. Это нормально, это естественно, поэтому не зазорно к праздничной и христианской по духу трапезе печь блины. Была бы эта трапеза средством духовного общения, а не праздником живота. Куда зазорнее, когда люди Церкви начинают говорить специально для народа, как бы снисходя к его немощи о том, что это древний, чуть ли не православный, праздник прощания зимы и встречи с весной. Такие высказывания я слышал неоднократно и не только от православных мирян, но и от клириков. А в ответ на вопрос: «Зачем вы это говорите, это же неправильно?» может последовать: «Для того чтобы привлечь народ». Вот это плохо.
Яблочно- , конечно, выражение чудовищное. В самом деле, ну как может ? Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы освятить первый сбор яблок. Однако, если в народе давно забыли смысл слова и в сознании остались одни яблоки, а Церковь это еще и поощряет, делая из освящения плодов обязательный ритуал, то это печально.
Но какова должна быть церковная реакция? Запретить освящение яблок на синодальном уровне? Я не думаю, что это эффективно. Все такие вещи изживаются изнутри. В этом отношении радикализм с обеих сторон ничего не решает. Все равно те, кто купаются на Богоявление, будут это делать. Я знавал таких православных христиан (или тех, кто так себя идентифицировал), для которых самое главное мероприятие на Великого Поста – помыться в четверг до восхода солнца. Все остальное, происходящее на Страстной, было им глубоко не интересно. Да, это чудовищно. Но преодолеть такие вещи можно только терпеливо и последовательно изживая магические стереотипы.
В чем Вам видятся корни языческого мировосприятия русского народа? В национальных чертах характера, в историческом прошлом?
Я могу ответить на это известной фразой Лескова: в том, что «Русь была крещена, но не просвещена». Следствием этого является то, что в бытовом массовом сознании язычество очень легко смешивалось с христианством.
Изначально Церковь на Руси была поставлена в условия, когда она являлась социальным институтом, искусственно дополняющим властные отношения. Оказалось, что в этих условиях Ей сложно было исполнять свое главное предназначение – быть свидетельницей Христа Воскресшего.
Церковь исполняла просветительскую функцию только в лице своих отдельных выдающихся представителей. И , и Нил, и – были просветителями. От Сергия родилось целое просветительское движение. Или вспомним беседу преподобного Серафима с Мотовиловым – это же просветительская беседа. Ее главная цель – показать, в чем состоит смысл христианской жизни. Надо полагать, искомый смысл был утрачен современниками Серафима. С точки зрения апостольских времен преподобный Серафим говорил едва ли не банальную вещь – стяжание Духа Святого. Но для его времени это было выдающимся духовным откровением, потому что так христианство практически никто не воспринимал. Выход к людям Оптинских старцев – это тоже в значительной степени просветительская деятельность.
А если сравнить русский народ с другими?
Я думаю, что немцы или французы не меньшие язычники по своей натуре, чем русские. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на историю Европы. Язычество универсально. Все люди – стихийные язычники.
В чем значение сыропустной седмицы для православного верующего?
Это время подготовки к Великому Посту, и содержание такой подготовки зависит от того, что вы собираетесь делать постом, кроме, конечно, соблюдения известных правил. Вот об этом можно подумать в неделю перед постом. Например, – исповедник веры, каждым Великим Постом прочитывал все Священное Писание.
Если не замахиваться так высоко, то можно поставить себе задание, хотя бы Евангелие перечитать. Несколько раз я брал себе такое задание, и всегда приходилось его судорожно доисполнять в Страстную неделю. Человек, к сожалению, так устроен, что он плохо поддается систематическим строгостям. Поэтому «кушать – не кушать» еще худо-бедно выходит, а с вот тем, чтобы выполнить нечто более существенное, возникают проблемы.
Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем – пыточным днем для гордого человека, когда надо примириться с теми, с кем ты рассорился. И помимо тяжести этой обязанности возникает вопрос: есть ли смысл устами произносить те слова, которых нет в сердце?
Во-первых, надо сказать, что не все имеющиеся отношения надо поддерживать, некоторые, может быть, стоит и разорвать.
Если же говорить в целом, то обычай возник у монахов и был связан с жизнью в общежительном монастыре. Живые люди, тем более близкие, в непосредственном общении просто не в состоянии быть только любезными, только обходительными и тем более, только любящими. Все равно где-нибудь что-нибудь не получается. А Чин прощения очень здорово раскрывает людей и сближает их.
Приложив некоторое духовное усилие, мы можем привычные отношения наполнить живым содержанием, углубить и освежить их. Этот обычай – замечательный повод распутать всяческие клубки, устранить недоразумения, наконец, выпрямить свои пути. А что касается недостатка искренности, то тут применим старый аскетический принцип: если не получается совершенно искренне просить прощения, значит проси как можешь, только старайся. А уж Господь не оставит благого намерения без помощи.
Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.
Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.
История возникновения сырной седмицы (масленицы)
Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.
Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).
«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.
Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.
Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».
В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.
Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?
В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.
«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»
По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.
Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.
«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»
В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.
В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.
Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.
“Масленица. Прощёный день в крестьянской семье”. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»
(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)
Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.
«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.
«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».
«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»
Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:
«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.
Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?
Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.
Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.
Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.
Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.
Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.
Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.
Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.
Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»
(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)
Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.
Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.
Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.
Каждую зиму во всех славянских странах принято отмечать Масленицу - последнюю неделю перед суровым Великим постом, который является самым важным и ответственным для христиан. Главная задача этого периода - подготовить душу и тело к Пасхе. Верующие вспоминают о последних днях Иисуса Христа, проведённых в пустыне. Тут Спаситель молился и постился 40 дней перед распятием, показав ученикам, что духовное и физическое очищение даруют человеку шанс на вечную жизнь после смерти.
Традиции Масленицы
На Руси это событие всегда считалось весёлым праздником. После Масленицы Великий пост длился аж 48 дней, поэтому верующие пытались от души насладиться последними мгновениями, наполненными обыкновенными радостями жизни: вкусной едой и массовыми гуляньями. Народ проводил эти дни в шумной, счастливой и торжествующей атмосфере: хозяйки пекли блины с творожными и мясными начинками, молодёжь каталась на тройках белоснежных лошадей, звенящих бубенцами, старики распивали чай из самоваров, а ребятня переодевалась в ряженых и сутки напролёт веселила людей.
Несмотря на ликующее настроение, церковь всегда обращалась к христианам с просьбой не терять голову и совесть во время гуляний. По мнению священников, Масленица - лучшее время для молитв, благотворительности и доброго общения с близкими. В храмах уже начинались великопостные богослужения: верующие посещали литургии, главная цель которых заключалась в направлении грешных на путь покаяния.
Подготовка к посту
Как и в давние времена, так и в наши дни она требует грамотного подхода и особой серьёзности. Пост после Масленицы очень длительный, поэтому, чтоб не нанести вреда организму от резкого ограничения в питании, диетологи советуют накануне устроить себе разгрузочные дни. Например, специалисты рекомендуют плавно перейти на вегетарианскую еду. Праздновать Масленицу лучше в понедельник и вторник, после чего следует готовить желудочно-кишечный тракт к отказу от скоромного. В среду можно исключить мясо, в четверг убрать из меню молочные продукты, в пятницу - рыбные блюда, в субботу - алкоголь. Соблюдая эти нехитрые рекомендации, уже в воскресенье вы будете полностью готовы к
При этом не стоит забывать, что отказываться от привычного рациона нельзя беременным и кормящим женщинам, маленьким детям, старикам и рабочим, занятым тяжёлым трудом. Узнав, когда начинается пост после Масленицы, облегчённое меню разрабатывают медики и для больных диабетом, анемией, а также людям, имеющим проблемы с иммунной системой, желудком и кишечником.
Особенности
Сколько длится пост после Масленицы? Его часовые рамки всегда одинаковые: 48 дней, неполных 7 недель. Первые 40 суток называются Четыредесятницей, которая заканчивается Лазаревой субботой, - она предшествует Вербному воскресенью. После него наступает Страстная седмица - последняя предпасхальная неделя, во время которой пост является самым строгим и тяжёлым.
Если вы решили соблюдать ограничения в еде в соответствии со всеми рекомендациями церкви, поначалу оцените силы и возможности организма. Во-первых, молодым людям, нуждающимся в повышенном количестве сил и энергии, вегетарианской еды будет недостаточно для полноценной жизни и деятельности. Во-вторых, желудочный сок, предназначенный для переваривания мясных изделий, останется не у дел и будет активно разъедать орган. Поэтому от полного ограничения животных белков лучше отказаться. В-третьих, Россия - страна северная, пост обычно припадает на период сильных морозов и холодов. Оказавшись в зимнее время без полноценной, плотной еды, организм может сильно ослабнуть.
Питание
Во время Великого поста отказаться следует от мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов, в том числе майонеза, мороженого и йогурта. Запрещены также сдобная выпечка и любые сладости, алкогольные напитки, включая пиво и вино. В самые большие праздники - Вербное воскресенье и Благовещенье - можно разнообразить меню рыбой. Кроме того, во все субботы и воскресенья допускается употребление морепродуктов, брынзы и вина - в небольшом количестве. В пятницу последней недели следует полностью воздержаться от пищи.
Как видим, пост после Масленицы характеризуется довольно скудным рационом, дефицитом которого является белок. Исходя из этого, диетологи советуют пополнять его запасы из чечевицы, фасоли, гороха и сои. Делайте побольше вегетарианских салатов, полюбите каши. Помните, сыроедение - это не только капуста и морковка. Это также огурцы, помидоры, перец, курага, изюм, орехи, бананы, папайя, манго, авокадо и так далее. Покупайте сухари и сушки, грибы и консервированную кукурузу, делайте кисели и отвары.
Сбалансированное меню
Чтоб оно было таким, употребляйте все без исключения растительные продукты. В них содержатся незаменимые вещества: железо, магний, калий, бета-каротин, витамины C, B, E и K, Правила соблюдения поста после Масленицы гласят о полном отказе от продуктов животного происхождения. Несмотря на это, заменить их можно орехами злаковыми - в них много белков и углеводов. Что касается овощей, фруктов и ягод, то они станут источником минеральных веществ и витаминов.
Пост после Масленицы должен быть максимально богатым. Чтоб сбалансировать меню, почитайте про состав различных продуктов: вы поймёте - они взаимозаменяемые. Например, картофель богат на крахмал, шиповник и перец славятся большим запасом витамина C, клюква - основной поставщик топинамбур - углевода инулина и т. д. Растительная пища также очень полезна: в ней содержатся пектиновые вещества, которые связывают и выводят из организма вредные токсины. Также она стимулирует выделение пищеварительных соков и нормализует работу кишечника.
Выход из поста
О нём также не следует забывать. Какой пост после Масленицы? Ответ очевиден: очень строгий и продолжительный. Поэтому, когда на Пасху в меню появляются различные вкусные колбасные изделия, пирожные и жирные деликатесы, изголодавшиеся христиане просто набрасываются на них, рискуя заработать несварение желудка или другие проблемы со здоровьем.
Чтоб этого не случилось, не спешите налегать на аппетитно пахнущие и радующие взор блюда. Иначе ваш организм получит максимально мощный пищевой удар: в последние недели он привык работать в условиях «повышенной экономии», поэтому не выдержит нагрузки. Кстати, всплеск вызовов неотложной скорой помощи припадает всегда на Пасху.
Диетологи советуют не увлекаться свининой и куличами. Небольшой кусочек творожной пасхи, горсточка сдобы и два куриных яйца - это всё, что можно позволить себе на разговение. Помните: впереди целая неделя празднований, поэтому набить живот под завязку вы ещё успеете.
У медиков есть свои рекомендации, как постепенно возвращаться к нормальному питанию. Чтоб пост после Масленицы окончился благополучно, в первые несколько дней они советуют воздержаться от употребления чипсов, сухариков, орешков, соломки, газированных напитков, крепкого чая и кофе. Отложите также «на потом» смакование рыбы жирных сортов: сельди, воблы, скумбрии. Не нужно есть жирные сливки, масло, кремовые изделия.
Если вы не можете удержаться, хватая со стола различные лакомства, не забудьте о специальных препаратах, способствующих улучшению пищеварения. За день выпевайте как минимум два литра воды: она способствует очищению организма. Не забудьте, что ходить по гостям хорошо, а двигаться на свежем воздухе - ещё лучше. Поэтому в перерывах между застольем посещайте тренажёрный зал, устраивайте пешие прогулки, играйте с друзьями в подвижные спортивные игры. Полноценный сон и занятия йогой также максимально сгладят неровности реабилитационного периода после длительного воздержания.
Периодом духовного очищения и молитвы называли наши предки время после Масленицы. Пост был толчком, который направлял христиан на путь благочестивой и праведной жизни. Они проводили много времени в размышлениях о сути добра и зла, учились морали, пытались стать честнее и бескорыстнее.
Интересно, но употребление во время Великого поста белой очищенной муки ещё в начале XX века считалось большим грехом. Ведь, в отличие от богатого аминокислотами, витаминами и клетчаткой, она считалась абсолютно пустым и даже вредным продуктом. Одновременно неочищенная мука была запрещена к продаже в советское время. Такой продукт был популярным для изготовления пасхальных блюд: его пытались выжить вместе с духом праздника, который также находился под жестоким табу. Несмотря на это, люди научились выходить из сложного положения: вместо муки они использовали перемолотый рис. В результате такие полезные блюда, как сочиво и кутья, потеряли своё целебное и диетическое значение для здоровья русского человека.
Масленица отмечается на протяжении семи дней перед датой начала Великого поста, за семь недель до Пасхи. Церковное название праздника – Сырная седмица.
Другие названия праздника: Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст.
Масленица – древний славянский праздник, который сочетает в себе элементы языческой и христианской культуры. Всю неделю люди устраивают развлечения, катания на санках, гадания. Популярная традиция и неотъемлемый атрибут праздника – выпекание блинов. Масленица символизирует проводы зимы и встречу весны. Она ассоциируется с блинами и народными гуляниями.
Масленица дата в ближайшие годы:
В 2019 году с 4 по 10 марта.
В 2020 году с 24 февраля по 1 марта.
В 2021 году с 8 по 14 марта.
История Масленицы уходит корнями в древнеславянские времена, когда люди исповедовали языческую религию. Этот праздник проводил границу между зимой и началом весны. Его празднование начиналось в день весеннего равноденствия (22 марта) и длилось около недели. На Масленицу прославляли природу, землю и продолжение рода, зазывали богатый урожай, вспоминали умерших предков. После распространения христианства духовенство придало празднику новый смысл. Масленица начала называться Сырной седмицей и стала служить подготовкой к Великому посту перед Пасхой. Время ее проведения изменяется в зависимости от даты Пасхи.
Масленица является неделей народных гуляний. Этот период связан с отдыхом и развлечениями перед Великим постом. Большинство традиций празднования пришло с древнеславянских времен. Проводимые на Масленицу обряды сочетают в себе элементы языческой мифологии и христианства. Наиболее популярная традиция – выпекание блинов. У древних славян блины олицетворяли солнце и служили поминальным блюдом. Славянские народы чтят традиции своих предков и готовят на Масленицу это блюдо. В городах устраиваются ярмарки и базары, на которых можно отведать праздничные угощения и принять участие в развлечениях.
Любимые забавы в этот период: катание на санках, качелях, рукопашные бои. Молодые девушки собираются в компании и устраивают гадания. Верующие христиане посещают службы в храмах. В последний день Масленицы происходит ритуальное сожжение чучела. Эта традиция связана с провожанием прошлогоднего урожая и зазыванием плодородия.
Каждый день Масленицы имеет свое имя и ритуалы.
Понедельник – «Встреча», пишет сайт Rosregistr. В этот день хозяйки начинали печь блины, первый из которых отдавали нищим для почтения памяти умерших. В некоторых регионах было принято готовить вареники с сыром и сметаной, ватрушки, оладьи. Хозяйки угощали ими приглашенных родственников и гостей.
Жители сел ходили по дворам, держа в руках чучело Масленицы, пели песни. Дети посещали дома, хозяева давали им вещи для дальнейшего сжигания.
На площадях населенных пунктов устанавливались горки, качели.
Утром свекровь со свекровью отправляли невестку в дом ее родителей, а вечером сами навещали их.
Вторник – «Заигрыши». В этот день молодежь начинала устраивать катания на санках, снежные забавы, соревнования на протяженность спуска с ледяных горок. Проводились смотрины невест.
Среда – «Лакомка». День сопровождался поеданием традиционного блюда – блинов, изготовленных из различных сортов теста с разнообразными начинками. Устраивались блинные соревнования – определяли, у кого они получились вкуснее всего. Также в среду было принято ходить в гости к теще с угощениями.
Четверг – «Перелом Масленицы (Широкий разгуляй)». День был наполнен гуляниями с утра до вечера, вождением хороводов, кулачными боями. Хозяйки пекли изделия из муки в форме птиц. В четверг запрещалось шить.
Пятница – «Тещины вечерки». Зятья угощали блинами своих тещ, которых приглашали в гости нарядные посланники.
Суббота – «Золовкины посиделки». В субботу было принято приглашать в гости золовку (сестру супруга) и вручать ей подарок, а также просто навещать родственников и друзей.
Воскресенье – «Прощеное воскресенье (Проводы, Целовник)». В церквях в воскресенье проходят богослужения, предваряющие Великий пост.
В этот день люди просили прощения, забыть плохие поступки. Ритуал завершался поцелуем и поклоном.
Было принято посещать могилы родственников и приносить им в качестве угощения блины.
Люди парились в банях, чтобы смыть грехи.
Вечером существовала традиция сжигать на окраине деревни чучело Масленицы. Такой обряд символизировал встречу весны.
Масленица заканчивалась уборкой: мытьем посуды, сжиганием остатков праздничной еды.
Сырная седмица передует Великому посту, поэтому в праздничные дни для верующих христиан существуют гастрономические ограничения. Последнее воскресенье перед праздничной неделей именуется «мясным». Это последний день, когда разрешается употреблять в пищу мясные продукты. На Масленицу можно кушать рыбу, молочные продукты (молоко, сыры, масло, сметану, сливки), яйца. Считается, что подобный рацион сформировался до распространения христианства. К началу весны у крестьян заканчивался запас мяса и начинался период отела скота. Молочные продукты служили альтернативой белковой пищи.
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица объедуха, деньгам приберуха.
- Если на Масленицу стоит морозная и ясная погода, то лето будет теплым и дождливым.
- Тот, кто на Масленицу не будет развлекаться и веселиться, проведет год в тоске и грусти.
- Если на Сырную седмицу испечь много блинов, то год будет благополучным и урожайным.
- В середине праздничной недели теще следует угостить зятя блинами, чтобы в доме присутствовали мир и взаимопонимание.
- Тонкие блины на Масленицу предвещают легкую жизнь, а толстые – трудности.
- Теща зятя в среду привечает: на протяжении масленичной недели пекут блины в обильном количестве и угощают ними друзей, родственников и знакомых. Однако среда является особенным днем. Каждая теща должна в этот день пригласить в гости зятя и угостить его самыми вкусными блинами. Если между зятем и тещей хорошие отношения, то это просто дань традиции. Однако если между тещей и зятем натянутые отношения – это повод для примирения.
- Кто на угощения скупится – за год разорится: в праздник Масленицы принято готовить и веселиться от души! Каждый хозяин, который заботиться о благополучии своего семейства на протяжении всей недели должен быть готов к визитам даже неожиданных гостей. Принято считать, что именно нежданные гости приносят в дом счастье и удачу.
- Сколько блинов напечешь, столько дней солнечных привлечешь: форма блинов ассоциируется с солнышком. Считается, что каждый блин, испеченный на масленицу, представляет собой один солнечный день года. Поэтому каждая хозяйка старалась испечь как можно больше блинов. Однако при этом нельзя и перебарщивать. В том случае, если блинов будет слишком много – урожай погибнет от засухи, если же недостаточно – сгниет из-за обилия дождей.
- Масленичные гулянья – санные катания: традиционно на Масленицу устраивают катания на санях. Интересно, что эту традицию соблюдают не только жители деревень, но и городские. Для знатных людей эта традиция предоставляла возможность выставить напоказ своих лошадей, а для женщин – похвастаться драгоценностями.
- В свистульку дуй – птиц зазывай: эта примета воплощалась по большей части детьми, которые изготавливали деревянные свистульки в виде птиц. Было принято считать, что детвора, дуя в самодельные свистульки, призывает перелетных птиц. Подобные свистульки можно увидеть и в настоящее время с одним существенным отличием – теперь их делают из пластмассы.
- Первую порцию блинов нужно отдавать бедным людям, чтобы хозяйство не пришло в упадок, а урожай в нынешнем году был хороший. Также считается, что отданные блины нищим приносят покой вашим умершим родственникам.
- Вторую порцию блинов тоже нельзя есть. Её нужно отдать сиротам, бездомным людям. Тогда ваше молодое поколение будет здоровым и счастливым, а ваша жизнь станет безмятежной и спокойной.
- Если блины получаются красивыми, румяными и вкусными, то следующий год будет мирным и спокойным. В противном случае в дом придут беды и несчастья.
- Чем больше будет испечено блинов, тем богаче будет урожай в наступившем году.
- Чем больше блинов испечёте, тем больше будет солнечных дней в году. Но перебарщивать не стоит, потому что в итоге может получиться обратная реакция: будет зной и засуха и урожая не будет. Поэтому важно знать меру и не переборщить.
- Если после Масленицы остались недоеденные блины, то их оставшееся количество означает, что столько лет ещё придётся сидеть в девках.
- Если блины получаются с припёком посередине, то значит, муж будет вам верен. Если же припёк сбоку, то будет он ходить налево.
- Если блин пристал к сковороде, то в нынешнем году девушка замуж не выйдет, будет жить в родительском доме.
- Если края блинов получаются ровные, то замужество будет счастливым. Если же кривые, то стоит задуматься, нужно ли выходить замуж за выбранного человека.
Такого понятия как православный праздник Масленица не существует, поскольку этот день никак не отмечен в церковном календаре. Но есть такое понятие как Сырная Седьмица - последнее воскресенье перед Великим Постом , в которое разрешено кушать непостную пищу.
Можно ли верующим праздновать Масленицу
Великий Пост - это 40 дней, в которые непозволительно кушать ничего мясного и жирного (по большей степени), а также смирять свою плоть и желания, каяться перед Господом и усмирять себя.
Церковь понимает, что не все люди (а, точнее, немногие) могут выдержать пост вообще, не говоря уже о резком отказе от всего приятного телу, поэтому вводит в это состоянии прихожан постепенно. Последней неделей подготовки к Великому посту является Сырная или Сыропустная неделя (седьмица), которая совпадает с языческим праздником Масленица.
Нельзя отмечать православный праздник Масленица, поскольку такого просто не существует, но можно принять участие в поедании блинов и гуляньях перед тем, как погрузиться в пост. В это время из рациона уже исключены мясные продукты, по средам и пятницам не совершаются литургии, а вместо этого читается покаянная молитва.
Это последняя возможность утолить свою плоть и повеселиться перед важным духовным испытанием.
Блины на Масленицу
История праздника
Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Поэтому Церковь не считает его настоящим церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом.
Масленица как праздник очень радостная и символизирует встречу зимы и весны, т.е. своеобразным переходом от смерти к жизни. Обычай празднования его начинается еще с греческих и римских праздников, когда они отмечали весну, а позже эти карнавалы смешались со славянскими обрядами во время дня весеннего равноденствия.
Важно! Масленица стала для славян символом изгнания зимы и встречи тепла и солнца, именно поэтому принято веселиться, проводить конкурсы и игры - ведь весну надо встречать весело!
Масленица имеет свои предания и легенды, но все они языческие, поэтому вдаваться в глубоко в смысл и значение их верующему человеку не стоит. Лишь стоит знать, что по языческим верованиям Масленица была дочерью Мороза и ее задача была в изгнании холодов и зимы, т.е. она стала символом весны и солнца.
Почему же Церковь не запретила его изначально? Христианство просто не привыкло действовать такими методами: все негативное, неправильное она не запрещает, тем самым не отвращая людей, но придает этому новый смысл, чистый.
Конечно, речь не идет о явных грехах, но если можно языческий праздник переродить в христианский, почему и нет? Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся.
О кулинарных традициях:
Почему церковь празднует Масленицу
На самом деле, церковь отмечает Сырную неделю. Церковь просто не упразднила полностью языческую традицию отмечать приближение весны и конец зимы, что отмечалось религиозными ритуалами, чтобы не отвратить людей, но как бы привнесла иной смысл в них.
Тоже самое произошло с колядованием и радоницей и с Рождеством. Церковь соединила Масленицу с Сырной неделей (подготовкой к пасхальному посту), заменив языческий смысл на христианское содержание.
Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Во вторник масленичной недели в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина, и пьяный разгул уже с этим несовместим. Поэтому Церковь разрешает на Масленицу веселиться, есть вкусные кушанья, но в умеренных количествах, чтобы накопить силы к посту.
Конечно, видение Церкви и народа существенно отличается, поэтому до сих пор можно наблюдать языческие обряды и ритуалы на улицах, а также повсеместную пьянку, но верующим стоит знать, что поступать так Церковь запрещает и это есть грех.
Совет! Не следует проводить эту неделю в разгулах и пьянках, а также чревоугодии .
Именно верующим следует задуматься о том, как они проводят эту неделю, ведь тем, кто в церковь приходит только на Рождество или Пасху, вряд ли интересны Церковные постановления и собственная духовная жизнь. Но истинно верующим следует заботиться о своем духе и не сообщаться с собраниями нечестивых, как сказано в первом псалме.
Святитель Тихон Задонский как-то сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
Смысл праздника
Рассматривая смысл языческого праздника Масленицы, надо сказать, что до революции у него был гораздо более широкий смысл, нежели сейчас.
В основе лежал временной цикл и смена сезонов, поэтому и праздновалась она в день весеннего равноденствия. В средней полосе Евразии (Россия, Украина) в это время была неустойчивая погода: то морозы, то оттепель, поэтому Масленица выступала последним рубежом между теплом и холодом.
Важно! Кроме идеи цикличности, в Масленице заключена и идея плодородия. Люди стремились помочь земле возродиться после зимнего холода сакральным образом, т.е. освятить ее и наполнить силами. Масленица выступала языческим богослужением, только поклонялись люди природе и земле, а не Господу.
Третьей идеей празднования было продолжение рода и идея круговорота жизни. Земля дает жизнь растениям, люди ими питаются, тем самым продолжая жизнь, поэтому важно эту жизнь передать и детям. Жизнь была самой важной ценностью.
Последний важный момент Масленицы состоял в ее поминальной сущности: крестьяне верили, что тела предков, находясь в земле, могут влиять на ее плодородие и, уважив их, можно добиться большего урожая. Поэтому на Масленицу устраивали поминальные обеды и траурные плачи.
После воцарения христианства на Руси сакральный смысл Масленицы исчез, оставив место только внешнему антуражу и веселью.
О праздновании других нецерковных праздников:
Сжигание чучела на Масленицу
Традиции празднования
Все традиции праздника связаны с едой и весельем. Главная традиция заключается в приготовлении блинов с самыми разными начинками все семь дней. А Церковь предлагает христианам кушать на этой неделе молочные продукты, яйца и рыбу: все, кроме мяса.
Также на этой неделе традиционным считается посещение знакомых или зазывания их к себе. Немаловажно обеспечить едой и нуждающихся: именно в это время уличные застолья позволяют накормить бездомных и дать им возможность поучаствовать в общем столе.
Совет! Приглашение на блины считается отличным поводом помириться с близкими и наладить отношения.
Немаловажны и традиционные гулянья:
- на площадях устанавливали карусели;
- проводились соревнования и конкурсы;
- задания на смекалку и ловкость (достать приз с гладкого столба, кулачные бои);
- ставились столы с блинами, пряниками, калачами, самоварами и орехами в сахаре;
- устраивались катания на санках, коньках и лыжах.
Церковь не против праздничных гуляний, но все это должно проходить в меру и без излишеств.
Обряды
К народным обрядам можно отнести почти все традиции на Масленицу. Даже обычай кушать молочную пищу, хотя это и церковное установление, крестьяне задолго до христианства на Руси ели в это время молочную пищу. Корни у этого обычая природные - в начале марта начинаются телиться коровы, и у них появляется молоко. Так и название праздника появилось - Масленица.
Другое ее название - «Колодий», и произошло оно от еще одного обычая - «колодочной жизни»: люди наряжали колоду и выставляли ее человеком.
Такое игрище растягивалось на неделю:
- понедельник - «рождение»;
- вторник - «крещение»;
- среда - «проживание жизни»;
- четверг - «смерть»;
- пятница - «похороны»;
- суббота - «оплакивание»;
- воскресенье - праздник заканчивался.
Во время Колодия женщины привязывали колоду к незамужним, т.е. стремились откупиться и давали яркие бусы, ленты и платки. Так колода обрастала вещами.
Не менее выразителен и обычай прививать празднику «женственность». Изначальная легенда говорит, что Масленица - это дочь Мороза, а поэтому и звалась она в народе Бабской неделей. Обычно в это время заключались помолвки и игрались свадьбы. Так воплощалась идея продолжения рода и деторождения.
Кулачные бои на Масленицу
Блины как символ Масленицы
Но больше всего обрядов связано с приемом пищи. Проводились поминальные трапезы, во время которых вспоминались предки и ставились для них приборы, пекли традиционные блины и поминальные пироги. Семьи традиционно проводили ужин вместе.
Одной из главных традиций Масленицы (дошедшей до наших дней) является выпекание блино в. Это стало традицией по многим причинам:
- в конце 19 века стали считать, что блин - это образ солнца;
- это блюдо было поминальным у древних славян;
- он имеет круглую форму без конца, что наталкивает на мысли о вечной жизни;
- подаются теплыми, что подразумевает земную радость;
- он сделан из привычных продуктов питания, которые говорят о жизни в целом.
Обычно в первые сутки недели блинчики размещали на окне чердака, чтобы мертвые предки могли тоже угоститься лакомством, либо их отдавали нищим, с условием, что те помянут покойных.
Традиционным обычаем было устраивать кулачные бои на площадях. Считалось, что пролитая кровь (а раньше бои шли до первой крови) выступает в роли жертвы духам умерших. Жертвой выступала и связанная из соломы кукла, которую сжигали в конце недели на главной площади поселения. Позднее этот обычаи трансформировался в сжигание зимы.
Важно! Церковь относится к этим обрядам как к пережиткам языческого прошлого славян. Сегодня каждый знает, что есть только один Господь,и Он не требует жертв или блинов, Он требует лишь чистое искреннее сердце, и это - главное.
Посмотрите видео о Масленице