Обязательно ли ребенку быть отличником? Как сделать из ребенка отличника Как сделать чтобы ребенок был отличником
Многие считают, что изменить «закоренелого» двоечника нельзя, и ребенку ни за что не стать отличником, даже если он будет стараться. По мнению большинства, помочь здесь могут только высококвалифицированные репетиторы: уж они точно «подтянут» ребенка по проблемным предметам так, что он еще год-другой сможет без труда объяснять новые темы своим сильно отстающим одноклассникам. Хорошему педагогу, конечно, вполне под силу исправить ситуацию, но есть у такого подхода и минусы: высокая цена и достаточно большое количество времени, которое придется потратить на дополнительное обучение и прохождение пропущенных, не выученных когда-то тем, которые учитель объяснял в классе. К сожалению, у многих родителей сейчас есть проблемы с финансами: далеко не каждая семья может позволить себе нанять репетитора. Кроме того, зачастую и время поджимает: у особенно изворотливых двоечников, которые мастерски прячут дневник, полный «лебедей» и «колов», едва ли не до майских праздников, в лучшем случае есть лишь несколько недель в запасе, чтобы исправить положение. Несмотря на кажущуюся плачевность подобной ситуации, решить проблему с «двойками» ребенка и даже превратить его в «отличника» можно, не прибегая к дорогостоящим услугам репетиторов и в короткие сроки. Мы провели небольшое исследование и выяснили оптимальные методы, которые позволят вам превратить двоечника в отличника всего за неделю: узнать о них больше вы можете, прочитав нашу статью.
Поймите причину, по которой ребенок получает «двойки», и разработайте план подготовки
Первое, что вам придется сделать, если вы хотите, чтобы ваш «двоечник» вдруг стал «отличником», это понять причину, по которой дневник ребенка давным-давно напоминает лебединое озеро. Далеко не всегда причина, по которой ваш школьник с завидным постоянством получает неудовлетворительные отметки, заключается в том, что он чего-то не знает: ваш малыш вполне может «зарабатывать» двойки лишь потому, что плохо себя ведет на уроках или ошибается из-за собственной невнимательности. Если причина плохих оценок именно в этом, пожалуй, недели будет вполне достаточно: к примеру, в интернете вы можете найти упражнения для детей, которые помогут развить внимательность, и периодически тренироваться с ребенком. Если ваш малыш часто отвлекается на свой смартфон, попробуйте на время лишить его этой «игрушки», выдав взамен обычный кнопочный телефон с минимумом функций. Но для того, чтобы ребенок не взбунтовался, стоит пойти на хитрость: если малыш еще не слишком хорошо разбирается в технике, вы можете сказать, что смартфон сломался и его пришлось отдать в ремонт.
Если же проблема именно в нехватке нужных знаний, ваша задача усложняется, но все еще остается выполнимой. Конечно, исправить четвертные оценки в начале мая практически невозможно, но в нашем случае главное — начать и сохранить правильный настрой до начала следующего учебного года. Отличник — это прежде всего правильное мышление: постарайтесь, чтобы у ребенка и мысли не возникало о том, что у него что-то может не получиться. За неделю вполне реально настроить ребенка так, что он с энтузиазмом будет заниматься даже в выходные и летние каникулы, и учителя наверняка заметят перемены в его поведении. Чтобы заметно повысить успеваемость, придется выяснить, чего конкретно не знает ваш ребенок, и именно с этих тем начинать подготовку.
Не забывайте о правильном питании
Многим этот пункт покажется странным, лишним или даже ненужным, но на самом деле это не так: правильное питание серьезно влияет на мозговую деятельность и активность, а кроме того, очень важно для растущего организма. Постарайтесь не допускать вредных перекусов, кормите ребенка правильно, не используя продукты, которые вызывают стресс : он вашему чаду и без того гарантирован, если предстоит серьезная контрольная или даже экзамен. Постарайтесь, напротив, предлагать ребенку продукты, которые улучшают работу мозга : правильное питание будет хорошим подспорьем на пути к цели стать отличником.
Придумайте стоящую мотивацию для ребенка
Конечно, не стоит платить ребенку за каждую хорошую отметку, как поступают многие: повторяя за большинством, вы рискуете в один прекрасный день обнаружить, что «бесплатно» учиться ребенок не желает. А уж если вспомнить о перспективе поступления в университет, за который наверняка придется платить из собственного кармана, становится совсем грустно: , но высшее образование, как ни крути, все-таки необходимо в большинстве случаев. Вместо того, чтобы покорно оплачивать каждую «пятерку» (не исключено, что трудолюбиво подрисованную вашим же чадом в дневнике), постарайтесь подобрать для ребенка более стоящую и долгоиграющую мотивацию. Наверняка вы сможете найти соответствующий стимул: к примеру, если ребенок мечтает о собаке определенной породы, вы можете разрешить завести ее, если раньше были против. Только убедитесь, что чадо не скинет на вас заботы о щенке через неделю-другую после того, как наиграется с животным; кроме того, объясните, что успеваемость должна быть стабильно высокой всегда, а не только в момент, когда вы принесете собаку.
Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это - особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.
«Синдром шахматной королевы»
Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.
Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.
Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.
В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.
В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.
Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.
Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.
Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.
Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, . У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.
Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.
Причины появления комплекса отличника:
Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.
Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.
Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.
Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.
Как помочь ребенку с комплексом отличника?
Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:
Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.
Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.
Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.
Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.
Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).
Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.
Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.
И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.
Светлана Садова
Часто возникает вопрос: как сделать из ребенка отличника или, иными словами, есть ли заслуга родителей в том, что их сын или дочь учатся на «отлично»? Надо признать, что детей, которые бы относились к учебе исключительно ответственно без особой на то установки взрослых, не так уж много. В основном отличникам становятся те дети, чьи родители приложили для этого определенные усилия. И речь здесь, как вы понимаете, идет вовсе не о том, что они искали подход к учителям, а о том, что они постарались дать своему ребенку еще до школы хорошую базу знаний, а самое главное – привили ему усидчивость!
Терпение и самостоятельность – залог успехов в учебе
Если посмотреть статистику успеваемости учащихся начальных классов и средней школы, можно заметить определенную закономерность: отличников среди младших школьников больше, чем среди старшеклассников! Куда же делись те умненькие малыши, подававшие большие надежды? Все просто: не хватило терпения ни у них, ни у их родителей, ослабивших со временем контроль за тем, как выполняют их дети домашние задания, какие приносят оценки из школы. Значит, перед родителями, желающими видеть своих детей отличниками, стоит непростая задача: с одной стороны ребенка надо контролировать, а с другой – делать это ненавязчиво, так, чтобы маленький школьник привыкал к мысли, что домашние задания нужно выполнять независимо от того, проверят их родители или нет; что оценки нужно получать хорошие потому, что это «норма», а не потому, что его будут особенно за это хвалить или ругать.
У ребенка должна быть мотивация
Если для нас, взрослых, столь важно, чтобы наш труд был по достоинству оценен материально или хотя бы отмечен похвалой, тогда что говорить о детях: очень важно мотивировать их на отличные оценки. Установки могут быть следующие: «ты должен быть лучшим», «ты должен быть отличником», «у тебя все получится», «мы должны гордиться тобой», «ты не можешь нас подводить», «мы в тебя верим» и так далее. Постепенно ребенок привыкнет к мысли, что, как бы ни было ему трудно, как бы ни хотелось иногда полениться и не подготовиться к урокам, он не должен подводить родителей!
Книги, книги и еще раз книги
Если дети растут в читающей семье, можно считать, что для родителей вопрос о том, как воспитать отличника и что специально для этого делать, уже почти решен. Ребенок, воспитанный в такой атмосфере, и сам будет много читать, а значит, много знать! Он будет на порядок опережать своих не читающих одноклассников: его устные ответы будут отличаться глубиной, развернутостью и выразительностью; письменные работы будут грамотными не только потому, что он выучил наизусть все правила орфографии и пунктуации – зрительная память не даст ему допустить ошибку, ведь читая книги, он автоматически запоминает правописание многих слов, в том числе и словарных, не поддающихся правилам.
Статус отличника обязывает всегда быть на высоте
Родителям нужно постараться максимум усилий со своей стороны приложить в первые годы учебы: научить ребенка учиться. Что сюда входит? Ребенок должен выполнять все домашние задания, в том числе и устные; его тетради, дневник, учебники – все должно быть в образцовом порядке; на уроках он должен быть всегда собранным, внимательным и активно работать. Если ребенок привыкнет быть в числе лучших учеников класса, он всеми силами будет и сам стараться поддерживать имидж отличника: честолюбие не позволит ему учиться хуже!
Ребенок-отличник - мечта большинства родителей. Часто родители готовы на все, чтобы их ребенок имел в школе по всем предметам наивысший бал. С одной стороны, в этом желании как будто и нет ничего плохого, но с другой, если, желая заставить своего ребенка учиться только на отлично, родители начинают использовать неправильные методы воспитания, а то и вообще "перегибают палку", жестоко наказывая его за каждую низкую оценку, то такая погоня за хорошей успеваемостью может не только привести к обратному результату, но и стоить ребенку и его родителям здоровья.
Прежде всего, родители должны понять, что не достаточно высокая успеваемость их ребенка не обязательно связана с его ленью и нежеланием учиться, а также совсем не означает его низких умственных способностей.
Детские психологи школьную успеваемость связывают прежде всего с особенностями темперамента ребенка. Замечено, что лучше всего учатся дети флегматичного темперамента, имеющие низкую реактивность психики. Они уравновешены, усидчивы, дисциплинированны, их трудно вывести из себя, они почти не волнуются, отвечая у доски или выполняя контрольную работу.
Низкая успеваемость чаще всего бывает у детей со слабой конституцией и повышенной психической реактивностью. Такие дети с трудом могут заставить себя сосредоточиться на изучении мало интересного для них предмета, они очень быстро утомляются, рассеяны, не собраны, а при выполнении ответственного задания начинают так переживать, что выдают результат гораздо ниже, чем могут выдать будучи в спокойном состоянии.
Наказывать за плохую успеваемость ребенка, который плохо учится по причине особенностей своего темперамента, не только бессмысленно, но и крайне вредно. Постоянными наказаниями такого ребенка только можно превратить в невротика и вызвать у него страх перед школой и отвращение к учебе. Повысить успеваемость ребенка с такими психологическими особенностями, конечно, возможно, но делать это нужно, пользуясь правильными методами.
Во-первых, необходимо обязательно нормировать ребенку режим занятий и отдыха. К тому же, очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Строгое соблюдение режима поможет укрепить его нервную систему, сделает ее более выносливой, что будет способствовать его хорошей школьной успеваемости.
Во-вторых, нужно не ругать ребенка за плохие отметки, а хвалить и поощрять за самые маленькие успехи, не забывая повторять, что он умный и что у него обязательно все получится. Это поможет ему стать более уверенным в себе, более уравновешенным и спокойным. Только перестав бояться родительского наказания, ребенок сможет справиться с постоянным страхом получить плохую отметку, что позволит ему отвечать на уроках более смело.
Даже если у ребенка не получится стать отличником - ничего страшного! Ведь хорошая успеваемость в школе не является гарантией счастливой и успешной жизни ребенка в будущем. Очень часто бывает, что дети, учившиеся в школе только на "отлично", не достигают значительных успехов во взрослой жизни, а бывшие троечники-хулиганы отлично устраивают свою жизнь, делают карьеру и хорошо зарабатывают.
Поэтому детские психологи убеждены: чтобы ребенок в будущем смог себя успешно реализовать, его родители, вместо того, чтобы пытаться любыми способами сделать из него отличника, должны научить своего ребенка ставить цели и добиваться их исполнения, научить его выдержке, терпению и целеустремленности, а также постараться воспитать своего сына или свою дочь, прежде всего, просто хорошим человеком.
Хорошая успеваемость в школе – большая редкость. Сегодня уже немодно учиться. Начиная с 5-6 класса, дети зачастую резко ухудшают свой уровень образования. Нежелание выполнять домашние задания, учить правила, даты и стихи, слушать учителя на уроки – это норма поведения современных школьников.
Как мотивировать ребенка на учебы? Читайте 10 полезных советов родителям.
Совет 1.
Говорите ребенку о школе только хорошее
Наверняка у родителей были нелюбимые учителя, слишком трудные домашние задания и дни, когда они ненавидели учебу. Не стоит делиться с детьми своими неприятными воспоминаниями о школе. Я не призываю обманывать. Просто старайтесь подчеркивать хорошее. Когда детям трудно, им нужно наше участие, но не приучайте их думать, что школа не нужна, слишком сложна или излишне ограничивает свободу. Посоветуйте, как найти общий язык с «трудными» учителями. Эти уроки пригодятся им не меньше, чем домашняя работа по математике, с которой они так мучаются.
Совет 2.
Правильно организуйте режим дня ребенка
Планирование и организованность полезны в любом возрасте. Тем более для детей, страдающих расстройствами вроде СДВГ или тревоги или имеющих аутичные черты. Организуйте часть дня ребенка или время сразу после школы или же после ужина. В расписании должно быть выделено время как для отдыха, так и для домашних заданий.
Телевизор и компьютер строго запрещены, пока все уроки не будут сделаны. Заведенный распорядок дня устраняет все споры, жалобы, уговоры и лишние сомнения. Он не сковывает, а освобождает ребенка для продуктивной работы.
Совет 3.
Обеспечьте удобнее рабочее место для ребенка
Взрослые работают в офисе или другом месте вне дома. Приходя туда, они «официально» находятся «на работе» и переключаются в рабочий режим. Детям также полезно иметь свое рабочее пространство. Неважно, будет ли это кухонный стол, с которого уберут посуду после обеда, или отдельный стол. Выделяя время и место для домашней работы, родители дают детям понять, что их «работа» тоже важна.
Совет 4.
Вовремя запасайтесь всем необходимым
Трудно работать, когда под рукой нет нужных инструментов. У ребенка всегда должен быть достаточный запас всех школьных принадлежностей: ручек, карандашей, тетрадей, всего, что нужно для уроков труда и рисования. Чтобы не приходилось переворачивать все вверх дном в поисках карандаша, храните все школьные принадлежности в специально отведенном месте. Это помогает ребенку не отвлекаться от уроков и делать их быстрее.
Совет 5.
Отмечайте сроки выполнения заданий в календаре или дневнике
Каждую неделю отмечайте в календаре сроки выполнения всех домашних заданий. Помогите детям разбивать большие проекты на отдельные небольшие задачи и также отмечайте для них свои сроки выполнения. Ставя промежуточные цели и постоянно проверяя сроки сдачи заданий, вы помогаете избежать ситуаций, когда ребенок вдруг внезапно вспоминает, что завтра нужно сдавать большую работу, заданную месяц назад. Это также учит детей тайм-менеджменту.
Совет 6.
Ходите на родительские собрания и регулярно общайтесь с учителями
Вы играете важную роль в образовании ребенка. Познакомьтесь с учителями. Ходите на родительские собрания. Если у вас хорошие отношения с учителями, вам будет гораздо легче говорить с ними о том, как идут дела у ребенка. Активно интересуясь жизнью школы, вы сможете своевременно узнавать о проблемах и переменах, которые могут затронуть ваших детей.
Ручки на подарок с надписями (Интернет-магазин Tovarik.com.ua)
Совет 7.
Обсуждайте с детьми новости и текущие события
Образование во многом связано с умением ценить знания. Если родители обсуждают с детьми текущие события, политику и проблемы местного и национального масштаба, они тем самым учат детей не ограничиваться тем, чему учат в школе, а интересоваться и внешним миром.
Читайте вместе с детьми новостные статьи. Когда они спрашивают вас о чем-то, не ленитесь поискать нужную информацию в интернете. Сделайте получение новой информации семейной ценностью.
Совет 8.
Уделяйте больше внимания чтению
Дети, которым много читают в детстве и которых поощряют читать самостоятельно, добиваются больших успехов и в школе, и в жизни – это факт. Превратите чтение в семейный ритуал, для которого выделено определенное время. Если дети уже слишком выросли для сказки на ночь, организуйте «час чтения», когда и вы, и они будете читать каждый свою книгу.
Совет 9
. Правильное питание и сон
Правильное питание, здоровый сон и физическая активность – это основы здоровья и бодрости. Без этого детям трудно добиться успехов и в школе, и в жизни. Задача родителей – приучить детей к здоровому образу жизни.
Совет 10.
Не позволяйте им слишком много сидеть перед экраном
Последнее (но далеко не последнее по важности): контролируйте время, которое ребенок проводит перед телевизором, за компьютером или со смартфоном или планшетом. Детям и подросткам, в силу возраста, еще недостает характера, самодисциплины и тайм-менеджмента. Родители должны подавать хороший пример и установить четкие правила до тех пор, пока дети не научатся контролировать себя сами.
Выключайте телевизор во время еды и выполнения домашних заданий. Отбирайте телефоны, пока дети не закончат делать уроки. Не поддавайтесь на уговоры разрешить «посмотреть еще одну серию» или «чуть-чуть еще поиграть в игру», пока не сделаны все важные дела (домашняя работа, принятие ванны, подготовка к завтрашнему дню). Уберите телевизоры и все электронные устройства из комнат детей. Заставляйте их вовремя ложиться спать.
Конечно, нам, родителям, не всегда удается точно придерживаться всех этих принципов. В определенные дни или в определенных ситуациях неизбежны компромиссы. Но если нам удастся соблюдать все эти «заповеди», пока дети учатся в школе, мы сможем выработать у них самодисциплину и здоровые привычки, которые будут помогать им всю жизнь. Всем счастливого нового учебного года!
Качественная школьная одежда от украинских производителей (Интернет-магазин Tovarik.com.ua)