Планирование первого похода. Проект "Мы – туристы" Проект поход в лес
Анастасия Викторовна Емельянова
Презентация «Проект «Поход в осенний лес»
Наступила загадочная и необыкновенно красивая пора года – осень .
Какими яркими красками переливается осенний парк ! И мы с ребятами 10 группы «Журавли» решили отправится на прогулку в Тимирязевский сквер, увидеть своими глазами, как изменяется природа осенью .
Осень – какая она ? Что таит в себе осенний парк ?
Ребята, закройте глаза, вдохните воздух, наполненный приятной прохладой, послушайте шум шуршавших под ногами листьев и послушайте голоса обитающих в парке птиц.
Наша прогулка началась со встрече с кленом, одним из самых распространенных деревьев городских парков и скверов. Его можно встретить в городских дворах и на улицах города. Какими яркими красками переливается его листва!
Чуть поодаль расположился еще один клен с ярко красными необычными листьями.
Ребята не только собрали яркие букеты листьев мама, но и листья разных кленов для гербария.
Увлеченные сбором листья, дети не сразу заметили одного из обитателей парка – белку. Она ловко перепрыгивала по самым высоким ветка сосен .
Ребята увидели, что не все растения изменяются осенью – сосны остаются на всю зиму покрыты густыми иголками.
В парке также мы встретили калину с ярко-красными ягодами и вечнозеленую ель, еще зеленый вяз и уже раскрашенную красками осени рябину .
В парке ребята встретили птиц, которые остаются зимовать : голубей, воробьев и синиц. Они решили обязательно помогать птицам зимой : строить кормушки и кормить обителей городских парков и скверов.
На прощание из парка дети унесли не только букеты из разноцветных листьев, но красоту осеннего пейзажа , отражающегося в горящих де5тских глазах, пообещав сюда обязательно вернуться.
Мы идем в осенний парк ,
Там рябины яркий флаг.
Там красавица сосна,
Там и клен, и тополя.
Под ногами шум листы,
Ягод яркие костры.
До чего же хорошо!
Я приду сюда еще!
Публикации по теме:
В нашем детском саду существует традиция: поход в сосновый бор. Этот поход организуется весной и осенью. Осень прекрасное время для посещения.
«В лес осенний мы пойдём». Осенний праздник для детей младшей группы "В лес осенний мы пойдём". Осенний праздник для детей младшей группы. Дети под музыку входят в музыкальный зал. Ведущий. Ветер, ветер.
Презентация «Осенний лес». Нетрадиционные техники рисования как прием активизации творческой деятельности детей средней группы Нетрадиционные техники рисования как прием развития творчества детей Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала,.
Сценарий праздника «Осенний пешеходный поход» Осенний пешеходный походЗадачи:- оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки - приобретение навыков ориентировки на местности,.
Осенний праздник для второй младшей группы «Прогулка в осенний лес» Сценарий осеннего праздника для 2 мл. группы «Прогулка в осенний лес» 2017год. Действующие лица: Ведущий- Дети: Заяц-ребёнок старшей группы.
Открытое занятие «Поход в лес» ГБОУ Школа № 1148 имени Ф. М. Достоевского
План-конспект и презентация интегрированной НОД в средней группе «Осенний лес полон звуков и чудес» Музыкальный руководитель Сидорова М. В.
Отправляясь на природу, многие задаются вопросом, что взять с собой в лес ребенку или взрослому, чтобы прогулка оставила только приятные воспоминания. Конкретный набор вещей зависит от длины маршрута, цели посещения леса и возраста путешественников.
Обязательно в рюкзак туриста положите следующее:
- Карту или компас. Даже, если вы знаете лес очень хорошо, риск заблудиться все равно существует.
- Средства для розжига костра – зажигалка (лучше обычную на бензине), спички, упакованные в целлофан, газету или пару листов бумаги.
- Флягу с водой. Запас воды должен быть обязательно. Здесь действует принцип – чем больше, тем лучше.
- Немного алюминиевой посуды (кружка, половник, котелок)
- Фонарик и запас батареек
- Репелленты (спрей или крем)
- Дождевик или накидку, которой можно воспользоваться в случае ухудшения походы
- Небольшую аптечку с самыми необходимыми медикаментами
- Лупа и складной нож
- Блокнот, ручка или карандаш. Можно взять яркий маркер для оставления пометок
- Свисток. Его хорошо повесить на шею ребенку, чтобы он подал сигнал, если отстанет от основной группы.
В случае организации детского похода в лес, нужно взять с собой дополнительно что-то из развлечений. Подойдет мячик, плеер с детскими песнями, книга или любимые настольные игры.
Особое внимание следует уделить одежде. Она должна быть удобной, многослойной и закрывать максимум тела. В теплое время года в лесах, где преобладают ельники, и много высокой травы активизируются клещи. В таком случае нужно иметь одежду с высоким воротником и головой убор. Длинные брюки заправить в носки или сапоги.
Ориентировка на природе: основные правила
Обращайте внимание и запоминайте любые ориентиры, которые вам будут попадаться в лесной чаще. Ими могут стать тропинки, ручьи, поляны, расположенная недалеко железная дорога или населенный пункт. Можете оставлять пометки маркером.
Сейчас много различных навигационных приложений для телефонов, но надо взять с собой в лес обычный компас. Это самый надежный прибор, облегчающий ориентирование на любой местности и не требующий зарядки. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этого устройства, немногие умеют правильно им пользоваться. Вам также будет полезно ознакомиться с информацией: “ “.
Имеется в продаже большое многообразие компасов (магнитный, электронный, гирокомпас). Но для походов предпочтительнее обычный туристический вариант. В нем магнитная стрелка, расположенная по центру прибора, будет указывать всегда на север.
Обязательно потренируйтесь правильно определять направление по навигационному устройству до путешествия. Регулярно проверяйте его точность. Для этого достаточно лишь поднести к компасу обычный предмет из металла. После того, как вы его уберете, стрелка должна вернуться в первоначальное положение.
Помните, что показания прибора могут быть ошибочными, если рядом имеются помехи от телефона, радиоприемника. Кроме того влияние может оказывать наличие рядом железнодорожного полотна, машины, металлических сооружений или железной руды.
Держать прибор следует горизонтально. При сверке направления с туристической картой, положите его в центр путеводителя.
Лайфхак МЧС: чтобы не заблудиться в лесу
Наиболее простым способом узнать, куда вы направляетесь, является использование расположения тени от Солнца. Природное светило в разное время суток меняет свое расположение на небе.
Выше всего оно находится в полдень, и находится в этом период времени на южной стороне. Когда солнце находится в зените, тень от предметов будет самой короткой за весь день. В лесу поможет определить северное направление тени деревьев.
Если вы находитесь на поляне, то используйте любую палку или ветку. Воткните ее в землю. Отбрасываемая тень укажет на север. Для исключения искажений поверхность должна быть ровная.
Следует знать, что с востока солнце светит примерно в 6-7 утра. Около 10 часов оно передвинется на юго-восток, в полдень (12-13.00) будет находиться на юге. В вечерние часы небесное светило вы найдете на западном направлении.
Для определения севера в незнакомом населенном пункте можно использовать различные достопримечательности или религиозные сооружения.
У православных церквей верхний конец короткой косой перекладины на восьмиконечном кресте всегда обращен на север, а нижний смотрит на юг. Колокольни и вход в церковь чаще всего обращены на запад.
Входные двери синагог и мусульманских мечетей располагаются с северной стороны. Буддийские сооружения лицевой стороной обращены к югу. Присмотритесь к покраске жилых домов. Обычно на южной стороне она быстрее выцветает и трескается.
В лесной местности обратите внимание на стволы деревьев и камни. На северной стороне будет больше всего мха. Муравьи свои «дома» строят всегда на южной стороне возле дерева. Более крутой склон у муравейника находится с севера.
Некоторые растения своими соцветиями тянутся к солнцу. Если вы находитесь в затемненной деревьями глуши, то посмотрите на растения или цветы. Утром они будут больше наклоняться к востоку, в полдень смотреть на юг, а вечером цветы наклонятся на запад.
Проходя мимо крупных пней, приглядитесь к кольцам. На той стороне, где расстояние между ними больше находится юг. На северной стороне годовые кольца будут сужаться друг к другу.
Самое главное, собираясь в поход в лес нужно взять с собой хорошее настроение и заранее проложить маршрут путешествия.
Вам также будет очень полезна информация о
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Район: Гайский округНаселённый пункт: город ГайНазвание работы: Туристическая поход в березовую рощу Сведения об авторе: Мусаева Ясмина, 2006 г.р., МАОУ «СОШ № 8», 3 классДата: октябрь 2015 г.Сведения о руководителе: Бурдина Наталья Сергеевна, педагог МАОУ «СОШ № 8»
Цель: объяснение пользы туристических походов для развития первых навыков ориентации на местности и потребности в здоровом образе жизни.Задачи: 1. Доказать необходимость походов как средство укрепления здоровья.2.Показать способность младших школьников к освоению простейших туристических умений и навыков выполнять разнообразные несложные препятствия.3.Обосновать умение вести краеведческие наблюдения.4. Доказать, что поход – это средство обучения детей приемам коллективной работы;
Конкурс наблюдателейЭстафета. Игра «Пойми меня»Полоса препятствий.Конкурс плакатов.Конкурс санитаров лесаПрограмма похода
Наблюдение за березами: форма листа, обилие листвы, ствол, рядом произрастающие травянистые растения и их состояние. Рассказ сведений о березе и ее пользе. Польза лесных насаждений. Конкурс наблюдателей
Прыжки с мячом между ног.Бег парами Перетягивание Ходьба на лыжахЦепочка (присесть и встать всей командой, не разрывая рук)Эстафета
Объяснение игры: у жюри лежат карточки, на оборотной стороне которых написаны слова, имеющие отношение к туризму. Это существительные в единственном числе. Один из участников команды должен с помощью мимики и жестов показать другой команде выбранное им слово, не произнося егоИгра «Пойми меня»
Переправа по квадратам, выполняя определенные задания ведущего. Правильный ответ – шаг вперед, неверный ответ – шаг назад. Второй этап – поиск предметов по карте (маршрутный лист)Полоса препятствий
Конкурс туристского рисунка - это домашнее задание, ребята пробовали свои силы на бумаге, нарисовав законы юных туристов. Конкурс плакатов
В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос охраны лесных насаждений, в частности объекта наших экологических исследований (экологической учебной тропы) – березовая рощаКонкурс санитаров леса
Туристский поход создает великолепные возможности для проведения экологических исследований и приобретения первичных навыков туризма. Причем организовать такую работу можно как со всем классом, так и с группами по интересам. Туристский поход предусматривает обязательное прохождение маршрута. Проложив такие маршруты по ближайшему к школе лесу или парку, можно отслеживать сезонные изменения, происходящие в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду. Простой закон полевой жизни «после нас - лучше, чем до нас» осваивается с азов туризма. Наш поход помог открыть новые таланты! Думаю, конечной цели - получить новые знания и навыки исследовательской деятельности, мы достигли. Все были довольны друг другом и счастливы. У нас появилось больше взаимопонимания между детьми и взрослыми. Это было незабываемо!Заключение
Приложенные файлы
Планирование похода с целью разведки территории следует осуществлять по следующему плану. Изучение местности. Как пришли на заданное место - сначала изучаем окрестности, потом идём в лес, выбираем подходящее место: смотрим чтобы это не была медвежья территория (наличие кала, следы когтей на деревьях). Должна быть небольшая полянка или просто посреди леса. Рядом должен быть источник воды. Но место не должно быть сильно открытым, так как на открытой местности очень ветрено, главное, чтобы был свободный доступ солнечных лучей. Что-то вроде того, как на фото
После выбора конкретного места занимаемся расчисткой территории, строим временное жилище - шалаш по типу:
Потом строим лабаз: он будет находиться на некотором расстоянии от земли, для того, чтобы ни мыши, ни медведь не могли туда залезть. На опоры лабаза нужно будет закрепить кусок жести, чтобы лапы животных соскальзывали. Можно ещё набить чего-нибудь железного острого, чтобы зверь поранил лапу - и дальше не полез.
Далее начинаем заготовку леса для строительства зимовья . Рубим, обрубаем сучки, перетаскиваем к месту, шкурим лопатой. Как наберётся необходимое количество (лучше с запасом делать) - начинаем формировать первый венец дома. Понадобятся как маленькие по размеру брёвнышки, так и средние, и большие. Большие - распустить на доски, средние - на венцы, маленькие - на стропила, к примеру, применение найдётся)
Шишкин, Рубка леса
До того, как будет уложен первый венец, нужно решить вопрос с фундаментом. Можно, конечно, сразу на голую землю положить и сделать первые 2-3 венца из лиственницы, но можно подложить камни по углам и уже на них ставить венец. Определяется всё по месту, по наличию лиственницы. Параллельно пробуем рыбалку, охоту: рыбалка на спиннинг, сеть, охота на петли, капканы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №21 «Теремок» города Дубны Московской области
ПРОЕКТ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
«ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ЛЕС»
Александрова Елена Александровна , воспитатель второй квалификационной категории;
Коровина Ирина Владимировна , заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории;
Мишурова Наталья Анатольевна , воспитатель высшей квалификационной категории;
Ядрова Татьяна Михайловна , инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории.
- Краткая аннотация проекта……………………………..стр. 2
- Постановка проблемы, актуальность…………………. стр.3-4
- Цели и задачи проекта…………………………………. стр.5
- Условия функционирования проекта…………………. стр.6-8
- Механизм реализации проекта………………………… стр.9-11
- Ожидаемые результаты………………………………… стр.12
- Практическая значимость проекта…………………….. стр.13
- Список использованной литературы…………………. ..стр.14
- Приложения……………………………………………… стр.15-26
Краткая аннотация проекта
Тип проекта:
оздоровительный, познавательный.
Вид проекта:
долгосрочный (сентябрь 2010 г. - май 2013 г.)
Участники:
средние, старшие дошкольники; родители; воспитатели, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни посредством туризма – основная суть данного проекта. Данная форма физического воспитания дошкольников представляет интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Прогулки - походы в лес дают великолепные возможности для закаливания детей, обогащения ума впечатлениями, а души – красотой и светом!
На этапе реализации проекта предполагается активное участие детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Постановка проблемы, актуальность
Проблема: недостаточный уровень двигательной активности дошкольников в семье и компетентности родителей в вопросах семейного туризма.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Москве и Московской области. По последним данным Академии медицинских наук, среди новорожденных только 30% составляют здоровые, 40% имеют минимальные нарушения, оставшиеся 30% - имеют серьезные нарушения со стороны нервной системы. Каждый четвертый дошкольник относится к группе часто болеющих, так как болеет более 4-х раз в году. Более 70 % всех зарегистрированных случаев острых респираторных заболеваний падает на дошкольный возраст.
По результатам мониторинга «Распределение дошкольников по группам здоровья» было выявлено снижение количества детей с первой группой здоровья, рост дошкольников со второй группой здоровья.
2009 год 2010 год
Учеными установлено, что здоровье населения на 50% обусловлено социально-экономическими факторами. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически развитым, а это напрямую зависит от образа жизни семьи. Анализ анкетирования показал, что 41 % родителей при организации досуга детей предпочтение отдают просмотру мультфильмов, телепередач, компьютерным играм. Таким образом, мы наблюдаем гиподинамию дошкольников, которая приводит к целому ряду негативных последствий.
Походы дают прекрасную возможность создания атмосферы сотрудничества родителей и педагогов в вопросах воспитания здорового ребёнка и являются отличным средством для укрепления здоровья , профилактики простудных заболеваний , ведь в сосновом бору воздух практически стерилен, а также снятия напряжения у дошкольников, так как сосновый воздух – естественный антидепрессант!
Цели и задачи проекта
Цель: содействовать укреплению физического, эмоционального и нравственного здоровья каждого дошкольника посредством общения с природой.
Задачи:
- Повышение выносливости организма ребенка и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
- Развитие спортивных качеств, совершенствование движений в естественных условиях, обогащение двигательного опыта детей.
- Укрепление мышечной системы и повышение жизненного тонуса.
- Развитие наблюдательности, расширение представлений об окружающем.
- Воспитание любви к родному краю, экологической культуры, нравственных качеств.
- Использование разных форм сотрудничества с семьёй в целях укрепления здоровья детей, повышения компетентности родителей в вопросах семейного туризма.
Условия функционирования проекта
Кадровые
В организации проведения походов участвуют дети, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Нормативно – правовые
Деятельность данного проекта регламентирована основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ, инструкциями по охране труда «Проведении игр-занятий по подвижным и спортивным играм», «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях», «Проведении прогулок, походов, экскурсий».
Правила при организации походов:
Туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута: накануне похода руководитель обследует дорогу, места стоянки и игр, важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий;
Выход за территорию детского сада регистрируется в специальном журнале;
Группу из 10-15 детей сопровождают не менее двух взрослых;
Взрослые берут с собой сигнальные флажки, строят детей так, чтобы держать в поле зрения всех воспитанников;
Во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения, менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди, за руку с одним из взрослых;
Одежда и обувь дошкольников должна соответствовать сезону;
Соблюдение питьевого режима в соответствии с временем года;
Каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь;
Исключить походы в лес в период активности энцефалитного клеща;
Труднопроходимые участки (корни деревьев и др.) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, идущий впереди предупреждает об опасности;
По приходу в лес педагоги напоминают детям правила поведения в лесу;
В походе учитывать индивидуальные физические возможности детей, следить за самочувствием и настроением детей, соблюдать режимы передвижения и отдыха;
Поляна отдыха отмечается сигнальными фишками или лентами;
Воспитатель контролирует соблюдение детьми правил личной гигиены;
Во время похода необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), сверяя количество детей со списком;
По приходу в детский сад необходим осмотр детей медицинскими работниками;
Дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.
Научно – методические
В основу долгосрочного проекта «За здоровьем в лес» положены следующие научно-методические пособия:
1. М.А. Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
2. Ф.Г. Багаутдиновой «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».
3. Н.Н. Вавиловой «Укрепляйте здоровье детей».
4. Б.В. Сермеева «Физическое воспитание в семье».
5. Н.В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Материально – технические, финансовое обеспечение:
На предварительном этапе проекта приобретение (бюджет ДОУ):
Спортивного инвентаря: мячи, кегли, прыгалки и т.д.;
Оборудования для подвижных игр;
Костюмов для взрослых и детей;
Одноразовой посуды;
Аптечки;
Призов для детей.
Механизм реализации проекта
В шаговой доступности от нашего образовательного учреждения находится сосновый бор и смешанный лес. Это объекты нашего посещения.
Этапы реализации проекта | Сроки проекта | Основные мероприятия |
Предварительный | СЕНТЯБРЬ 2010 г. |
|
Основной | ОКТЯБРЬ 2010 г. – АПРЕЛЬ 2013 г. |
|
З аключительный | МАЙ 2013 г. |
|
Сроки и этапы реализации проекта
Походы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5- 3 километра, длительностью 1,5 -2,5 часа. Оптимальное время в распорядке дня с 10 до 12 часов. Огромную роль в проведении походов играет ходьба – самый естественный способ передвижения человека, включающий в работу до 50% всей мускулатуры тела.
Каждый поход требует тщательной подготовки. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателями группы готовит необходимое оборудование, разрабатывает конспект мини-похода с учетом определенной структуры и перспективного плана.
Структура похода в лес по Руновой М.А.
I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.)
II часть. Остановка, привал (10-15 мин.)
III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физически упражнений (25-30 мин.)
VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).
V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)
Воспитатели проводят предварительную работу с детьми:
Знакомят детей с законами охраны природы и экологическими знаками;
Беседуют о правилах поведения в лесу;
Учат готовить туристическое снаряжение (рюкзак).
Педагоги консультируют родителей по темам «Собираем рюкзак в поход», «Как вести себя в лесу», «Осторожно, дорога!», «Как правильно одеть ребенка в поход». Воспитатели организуют инициативную группу родителей из 2-3 человек, которые исполняют роль сказочных персонажей или активных помощников в походе.
Родители беседуют с детьми, помогают собрать туристическое снаряжение, принимают участие в мини-походах, творческих выставках, семинарах.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе проводит все необходимые инструктажи с педагогами.
Перспективное планирование походов старших и средних дошкольников построено с учетом принципа сезонности и интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд». Содержание бесед, игр, эстафет, экологических акций соответствует возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников.
Ожидаемые результаты
Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников;
Положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей;
Повышение уровня экологической культуры у детей, педагогов и родителей;
Активизация родителей в вопросах семейного туризма;
Повышение роли двигательной активности дошкольников в семье;
Формирование у дошкольников и их родителей привычки к здоровому образу жизни;
Обобщение опыта работы по организации эколого-оздоровительных походов;
Практическая значимость проекта
Данный проект будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников и их родителей по теме «Туристско-краеведческая деятельность дошкольников».
Список использованной литературы
1. М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
2. Ф.Г. Багаутдинова «Туристско – краеведческая деятельность в детском саду и начальной школе».
3. Н.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей».
4. Б.В. Сермеев «Физическое воспитание в семье».
5. Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».