Развитие фантазии у детей. Развитие фантазии и воображения у ребенка. Тренинг Жизнь детские фантазии и повысят
Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.
Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама - одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.
После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство - приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами .
Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.
В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.
Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где - реального.
Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей - особые отношения с миром фантазии.
Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, - для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.
Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.
Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям - даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).
Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.
Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее - разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.
Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?
Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.
До трех лет.
Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.
— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.
— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.
В четыре года.
Четыре года - возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.
В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение »).
— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует - родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.
— Выдумки такого рода - ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.
— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.
Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.
Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.
По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.
— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.
— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью - умение понимать метафоры и переносный смысл слов.
— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.
— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.
Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.
С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта. Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости - волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами - родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.
Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно - вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.
Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.
Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами.
— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.
— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.
— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.
— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.
Детское воображение - это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.
— Следите за тем, чтобы до ваш ребенок не смотрел телевизор (см. «Телевизор и видеоигры »), а если уж тянется к голубому экрану - чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста. При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.
— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.
— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».
Если ребенок все еще верит в Деда Мороза
Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.
Но что вообще означает для ребенка вера?
Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.
Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.
— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.
— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.
— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма - «понарошку».
— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).
В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».
Здесь нет парадокса: вера - это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.
* Есть даже такое специальное понятие - «период магически-галлюцинаторного всемогущества».
**Октав Маннони (1899-1989) - французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»
Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей . Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить». Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».
Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.
Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».
Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.
Фантазия или феномен?
Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.
В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.
Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.
Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.
После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.
Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.
Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте
Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.
Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?
- Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
- Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
- Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
- Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
- Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
- Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами
На что обращать внимание?
Патологическая фантазия у детей. Дети очень любят сочинять. Особенно это заметно в возрасте трех-шести лет. Это абсолютно необходимый этап психического развития ребенка. Почему дети врут, или точнее — фантазирую без меры?
Некоторые образцы детского творчества совершенно поразительны. Вспомните примеры Носова, Маршака. Фантазии детей проявляются в их играх и рисунках. Но по мере развития абстрактного мышления воображение ребенка утрачивает свой «необузданный» характер.
Здоровый ребенок никогда не «застревает» только на одной идее, игре или занятии, его фантазии подвижны и изменчивы.
Новые статьи на канале Viber - ПОДПИСАТЬСЯ
Другое дело — патологическое фантазирование ребенка. Главное отличие — отрыв от реальности, постоянство, причудливость содержания, приводящие к нарушению поведения и искажению нормального приспособления к жизни. Фантазии детей в этом случае — плод болезненно измененного творческого воображения.
Конечно, степень сложности, красочности, логической завершенности фантазий зависит от умственного развития ребенка, запаса его представлений. В этом отношении здесь те же закономерности, что и у взрослых: один сочиняет как Андерсен или Дюма, а другой не может осилить даже короткое письмо.
Например, мальчик Женя, который учится в четвертом классе, материал усваивает с трудом, оценки у него плохие. Учительница усматривает причину в том, что Женя все время «витает в облаках». Мальчик весел, говорлив, благодушен, беспечен. Охотно рассказывает, что любит мечтать: представляет себя за рулем автомобиля, проносящегося по улицам шикарного города, сопровождаемого восхищенными взглядами сверстников. Дома не расстается с рулем, бегает по комнатам, сигналит, маневрирует среди мебели. Представляет, как он нажимает разные кнопочки, опускает стекло. Однажды «увидел», как на руль села летающая тарелка. Из нее вышли инопланетяне в блестящих одеждах, держа в руках радиопередатчики. Женя не может объяснить, как космический корабль сумел приземлиться на обычный руль, но такая несуразица его ничуть не смущает. Он увлеченно говорит о том, как «заработает много баксов, увидит мир, поймает свою судьбу». Если его пытаются отвлечь, заставить делать уроки — раздражается. Женя согласен, что и автомобиль, и инопланетяне — это его выдумка, но с другими детьми может говорить только на темы собственных фантазий, другие занятия ему неинтересны.
При обследовании в клинике установлено, что у Жени невысокий уровень умственного развития, весьма ограниченный запас представлений, слабая память. Он опасается бандитов и убийц, поэтому не остается один в комнате. До шести лет страдал ночным недержанием мочи, в возрасте трех лет — (моргание, подергивание шеей, облизывание губ). Женины вымыслы не отличаются особой масштабностью и красочностью из-за его интеллектуальной неразвитости. Зато все признаки патологического фантазирования налицо.
Принято выделять несколько видов патологического фантазирования .
У детей дошкольного возраста встречается болезненное фантазирование, которое проявляется полным игровым перевоплощением. Ребенок на довольно долгое время перевоплощается в образ какого-нибудь животного, персонаж сказки, неодушевленный предмет. Представляя себя, например, собакой, ребенок ползает на четвереньках, рычит, лает, набрасывается на людей.
Представляя себя грузовым автомобилем, имитирует заправку бензином, погрузку и выгрузку груза, дорожные коллизии. Ребенок так поглощен своим занятием, что плохо воспринимает окружающую обстановку, его трудно отвлечь, занять какими-то «земными» делами. Попытки вернуть ребенка к реальности могут даже вызывать явное недовольство и агрессию.
У детей постарше (младших школьников) фантазии меньше связаны с игрой, они в большей степени определяются услышанными историями, увиденными фильмами, прочитанными книгами. Мальчики охотнее предаются мечтам о военных действиях, чувствуют себя участниками сражения. Девочки чаще представляют себя принцессами, королевами, объектами всеобщего восхищения и поклонения. Действие в их фантазиях обычно происходит на балах во дворцах.
Иногда в придуманных образах находят отражение мечты, желания, нереализованные стремления ребенка. Так, физически слабый мальчик может представлять себя могущественным и свирепым львом, которого все боятся. Ребенок, которого дома часто называют, может воображать себя командиром, королем, главнокомандующим, вершащим суд над подчиненными или подданными, подвергающим их пыткам и казням. Соответствующие действия он может совершать со своими игрушками, полностью погружаясь в воображаемую ситуацию и утрачивая контакт с родителями и сверстниками.
Фантазии подростков изобилуют различными пикантными подробностями и отличаются детективной направленностью. Ребята могут придумывать истории о своем мнимом участии в ограблениях, шпионаже, принадлежности к каким-либо организациям. Если ребенок врет, могут при этом демонстрироваться «документы» — записки, карты, доказывающие истинность подобных вымыслов. Сюжет заимствуется из общеизвестных телесериалов, кинофильмов.
Девочки-подростки иногда могут рассказывать об изнасиловании, называя имя «виновника», который не подозревает об этом, о мнимой беременности. Возникают сложные коллизии с участием учителей, соседей, полиции, в которых «виновникам» бывает нелегко оправдаться и уличить авторов фантазий в мистификации. Нередко подростки настолько входят во вкус, что сами начинают верить в достоверность своих вымыслов. В таких ситуациях возникает вопрос о том, как отучить ребенка врать и фантазировать сверх меры.
Некоторым подросткам в переходном возрасте присущи истероидные черты характера. Типичная особенность таких личностей — склонность к лживости, вымыслам, позволяющим любой ценой «сорвать аплодисменты», привлечь к себе внимание. Если ребенок врет, чтобы привлечь внимание, речь идет именно о патологическом фантазировании.
Некоторые виды детских фантазий врачи называют бредоподобными. Правда, однозначного толкования этого термина нет. Некоторые психиатры относят сюда фантастические идеи с убежденностью в наличии преследователей, врагов. Другие утверждают, что подобное фантазирование может иметь и приятное содержание. Есть мнение, что материалом бредоподобных фантазий служат яркие сновидения, которые впоследствии переносятся в бодрствующее состояние. При бредовом фантазировании ребенок все же способен разграничить вымысел и реальность. В отличие от бреда, ребенок всегда осознает, что он фантазирует «по желанию».
Как и любой другой симптом, патологическое фантазирование может встречаться в разных случаях, при многих состояниях. Довольно часто оно оказывается принадлежностью такого серьезного заболевания, как шизофрения. При этом фантазии изначально отличаются особой причудливостью, оторванностью от реальности. Их содержание может быть агрессивным, с необычно представляемыми сексуальными переживаниями.
Ребенок в таких случаях может вообще ничего не рассказывать о своих вымыслах ни взрослым, ни другим детям. Родители иногда узнают о них, лишь посетив с ребенком психиатра. При шизофрении фантазии ребенка довольно быстро утрачивают произвольность и начинают «сами лезть в голову», от них становится трудно избавиться, мысли приобретают «звучность». А это уже достаточно грозные симптомы психического заболевания.
Склонностью к фантазированию отличаются некоторые дети с замкнутым характером. Свои трудности в общении они компенсируют богатыми и яркими фантазиями. Обычно в таких случаях дети представляют себя в обществе доброжелательных, умных детей или симпатичных ручных зверей. С ними происходят приключения в лесу, в городе, в цирке с участием множества персонажей. Вся эта феерическая картинка полностью овладевает ребенком. Он может часами с отрешенным видом созерцать ее в ущерб обычным детским занятиям.
Детская фантазия не имеет границ. Девочки, играя с куклами, разговаривают с ними, пьют вместе с ними чай и подбирают им наряды, а мальчики устраивают перегонки игрушечными машинками на полу.
Порой малыши настолько вживаются в роль, что фантазию невозможно различить от реальности. И родители задумываются о том, не вредит ли такой свободный полет воображения развитию ребенка.
На самом деле фантазия необходима каждому человеку. Без нее мы остались бы в каменном веке: не развивалась бы наука, не создавались бы картины, не писались бы книги, стихи и прочие произведения искусства. А дети не могли бы усвоить математику, физику, рисование и другие предметы школьной программы.
В этом материале сайт расскажет Вам о том, какую же роль играет детская фантазия в развитии и жизни ребенка.
Как происходит развитие детской фантазии
С помощью детской фантазии ребенок осознает свои реальные чувства
Часто застенчивые и робкие мальчики фантазируют , что они побеждают своих обидчиков и всегда превосходят их. Например, 5-ти летний Кирилл с захватом рассказывает своим родителям, как он дерется с Колей, который его обидел, как он наносит ему удары, стреляет в него из пистолета и так далее. Хотя на самом деле он и «мухи не обидит».
Такая фантазия с одной стороны может показаться агрессивной, но с другой - посредством нее выходят обиды и агрессия. Это своеобразная психологическая защита от переживаний того, что скромный мальчик не может постоять за себя. Понимая это, родители помогают своему чаду разобраться в его истинных чувствах и переживаниях.
Воображение позволяет ребенку осознавать и признавать собственные страхи
Детская фантазия - это безопасный клапан, через который ребенок выражает негативные эмоции, страх, тревогу и прочие негативные чувства. Их он еще не осознает.
Приведем следующую ситуацию: малыш обижается на родителей за то, что они больше времени проводят с младшей сестричкой и боится, что однажды они о нем вовсе забудут. Поэтому, чтобы выразить свои негативные чувства, он рассказывает своим предкам, что ему приснился страшный сон, в котором его мама и папа внезапно исчезли.
А через несколько дней выдает, что в детском саду вдруг подумал, что родители разбились на самолете и попали на небеса. На самом деле все это является лишь плодом детского воображения.
Фантазия помогает ребенку пережить разлуку с близкими друзьями
Переезд в другой район или другой город - для взрослых это стресс, а для ребенка - настоящий удар. Ведь в родном доме и садике остались его лучшие друзья, с которыми он каждый день играл на детской площадке. А переехав в чужое место, он чувствует себя грустно и одиноко, замыкается в себе и практически ни с кем не общается, не играет с любимыми игрушками и не смотрит мультики.
Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.