Сценарий развлечения колядки в старшей группе. Сценарий развлечения в детском саду «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей старшей группы. Дети поют и выполняют движения
Сценарий развлечения
«Рождественские колядки»
(старшая и подготовительные группы)
Дети - «ряженые» ходят по детскому саду, в руках у них шумовые инструменты. Они «колядуют».
ДЕТИ: Коляда, коляда, ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком,
Или сена клок, или вилы в бок!
Взрослые одаривают их сладостями, игрушками.
ДЕТИ: Приходила коляда накануне рождества.
Кто даст пирога, тому полный дом овса,
Жеребца с хвостом, овин с овсом,
Кто не даст пирога - тому куричья нога,
Пест да лопата - корова горбата!
Затем дети подходят в музыкальному залу, колядуют, их встречает Хозяйка. Она выносит угощение.
ВЕДУЩИЙ: Открывайте сундучок, подавайте пятачок, хоть блин, хоть сала клин!
ХОЗЯЙКА: Сею - вею, посеваю, с Новым годом поздравляю, чтоб здоровенькими были, много лет жили!
ХОЗЯЙКА: Что ж вы, гости, тут стоите, аль зайти вы не хотите? Заходились чай с утра, уж и отдохнуть пора, вместе будем мы гулять, Рождество свое встречать!
Хозяйка кланяется, приглашает в зал, все заходят, рассаживаются. ТР. №1
ХОЗЯЙКА: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой
Наступило Рождество – начинаем торжество!
Дети №5 гр. исполняют Рождественскую песню (на выбор муз. рук.)
ХОЗЯЙКА: Ну-ка, детки, расскажите
Что такое святки?
1 реб: Праздник самый длинный
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели
Веселились две недели!
2 реб: От Рождества до Крещения,
Приготовив угощение.
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки.
3 реб: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
4 реб: Эй, спешите все сюда! В гости коляда пришла
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее друг,
Ждём вас всех в весёлый круг!
ТР. №2. ХОРОВОД «НА КАРУСЕЛИ»
ВЕДУЩИЙ: Хороша сказка складом, а песня ладом.
Тр. №3. ПЕСНЯ «Зимушка хрустальная»
Тр. №4. Дети садятся. Тр. №5. Появляется ЗИМА.
ЗИМА : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
С новым годом, С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Пришла я к вам с морозами трескучими, да снегами сыпучими.
И спрошу я вас, а что вам нравится зимой?
Тр. №6 . ПЕСНЯ - «Что вам нравится зимой?», «ИГРА В СНЕЖКИ»
ЗИМА. А теперь поиграем в снежки. А где ларец со снежками? (ищет) . Ну, ладно, новые налепим, а я снегу подсыплю.
Тр. № 4. Зима сыпет снег, дети бегают за зимой, кидают в нее снежками.
ЗИМА: Ну, довольно, хватит, остановитесь, отряхнитесь.
ВЕДУЩИЙ: А ещё зима, наши дети расскажут стихи о Рождестве.
Рождественские стихи:
1. Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба,
Льётся свет Рождественской звезды.
2. В каждый терем, в каждую светёлку,
Златокрылый ангел прилетел.
Он зажёг Рождественскую ёлку,
И на нас с улыбкой посмотрел.
3. Кругом звенят колокола
В весёлый праздник Рождества
Звёзды водят хоровод,
Веселится весь народ!
ЗИМА: Подарю я вам звезду.
Пусть она украшает вашу Рождественскую ёлку! (Звезда загорается) Тр. №7.
Тр. №8. Зима прощается и уходит .
Тр. №9. Под музыку вбегает Баба Яга.
БАБА ЯГА: Ух ты! Куды это я попала?
ВЕДУЩИЙ: Ты Баба Яга в детском саду на празднике у ребят.
БАБА ЯГА: На каком таком празднике?
ВЕДУЩИЙ: А вот послушай!
Тр. №10. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ»
ХОЗЯЙКА: А теперь поиграем в игру с Бабой Ягой.
Игра «Баба - Яга».
(становится в середину круга на одной ноге, в руках помело , дети ходят вокруг и говорят):
Бабка - Ежка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,
Пошла на базар - раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку.
Дети убегают, а Б. Я. их ловит. Тр. №11.
Баба Яга: Дразнить меня вздумали! Вот, я вам задам!
Украду- ка я звезду, не видать вам праздника!
Хватает звезду и убегает. Тр. №12.
ВЕДУЩИЙ: Что же теперь нам делать? Как встречать праздник Рождества? Тр. №13.
ХОЗЯЙКА: Не будем огорчаться, а сядем рядком и поговорим ладком. Ночь пришла, темноту привела, замолчал петушок, затрещал сверчок.
Гасит свет, зажигает бутафорскую свечу.
ВЕДУЩИЙ : Ребята, на Рождество, темной зимней ночью собирались молодцы и девицы вместе и гадали. Давайте и мы погадаем? Может узнаем, как нам нашу звезду вернуть. Не боитесь? Тогда начнем...
Тр. №14. Вдруг раздается завывание ветра, свист, вой, «мяу» и т. д
ХОЗЯЙКА: Ой, кто это? Никак черт решил над нами посмеяться, попугать нас.
Тр. №15. Выскакивает чертенок. «Танцевальная миниатюра».
ЧЕРТ: Да, это я!
ВЕДУЩИЙ: Чур, чур, меня. Ты что наших ребят пугаешь?
ЧЕРТ: А я такой, люблю всякие пакости делать. Чем вы тут занимаетесь?
ВЕДУЩИЙ: Сказать - не скажем, а показать - покажем. Хочешь посмотреть?
ЧЕРТ: Конечно!
ВЕДУЩИЙ: А мешать не будешь?
ЧЕРТ: Честное бесовское не буду, буду сидеть, как мышка, тихо, тихо.
ХОЗЯЮШКА: Ну что, начнем? Раз в морозный вечерок девушки гадали, за ворота башмачок весело кидали. Тр. №16. 1. Гадание «Башмачки»
Завязывают глаза, раскручивают, куда башмачок улетит - там и жених.
2. Катилось колечко по бархату, прикатилось ко яхонту, кому вынется, тому сбудется, не минуется.
Тр. №17. ИГРА «КОЛЕЧКО»
3. Вынуть из мешка, не глядя, какой - либо предмет, по этому предмету определить профессию будущего жениха или невесты.
ЧЕРТ: Вот здорово! Так мне понравилось, а еще я играть люблю, хотите поиграть?
Садитесь в кружок.
Сам садится в центр, показывает разные движения или рожицы, дети должны повторить.
ХОЗЯЙКА: Ну, спасибо, тебе, черт, позабавил ты наших ребят, а мы тоже умеем веселиться. У нас в гостях два ежонка в лаптях, заяц в сапожках, лиса в сережках, медведь в кафтане, блохи в сарафане, и козёл в теплом полушубке. (Выходит козёл в середину)
Тр. №18. ХОРОВОД «ШЁЛ КОЗЁЛ ПО ЛЕСУ»
ЧЕРТ: Ой, не могу, ой, рассмешили. Ну, просите за это, все что хотите, все исполню!
Хозяйка шепчется с детьми.
ХОЗЯЙКА: А сможешь ли ты, Рождественскую звезду нам вернуть. Баба Яга её украла.
ЧЕРТ: Да раз плюнуть! «Унды, фунды, чунды, гей… Баба Яга явись скорей!»
Тр. №19. Вбегает Баба Яга со звездой.
БАБА ЯГА: Бегу, бегу касатик. Вот, пожалуйста, вертаю звезду вашу окаянную. Ой! Нарядную хотела сказать! (Ведущий вешает звезду)
ЧЕРТ: То-то же! И больше тут не безобразничать!
БАБА ЯГА: Конечно-конечно! (Хочет убежать но Чёрт хватает её за шиворот)
ЧЕРТ: А за свои проделки надо платить, ну-ка ребята выходите в круг скорей, затанцуем Б. Я. чтоб всем стало веселей!
Тр. №20. Все исполняют весёлый перепляс «Шизгара» в р. н. обр. по показу
Прокати-ка меня до дому! (Запрыгивает на спину к Б. Я. убегают)
Тр. №21. ДЕТИ исполняют песню «Ёлка в Рождество».
ХОЗЯЙКА: А вот и кончился праздник, а конец - всему делу венец.
ВЕДУЩИЙ: Приглашайте, ребята, своих гостей в группу на чай, с пирогами и
самоваром, милости просим!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №74 г.Липецка
Сценарий колядок (старшая группа)
На сцене – изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте – звезда.
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
В рождественские праздники существовал обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли хозяев с Рождеством и желали им всего самого лучшего. Поздравляли они не просто словами, а специальными песнями. Они назывались колядками, отсюда- колядовать. Послушайте пример такой песенки-колядки, с которой ходили по дворам.
1-й колядовщик.
Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте.
В ночь под Рождество вместе с колядовщиками ходили ряженные.Они надевали страшные маски. Рядились в нечистую силу: Кикиморой, бабой Ягой, Лешим. Рядились и в животных: волка, медведя, коз.
2-й колядовщик.
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки -
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Уведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Побьем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Игра «Карусель»
3-й колядовщик.
Тяпу-ляпу, cкорей дайте коляду!
Ножки зябнут - я домой побегу.
Кто даст, тот - князь,
Кто не даст - того в грязь!
Колядовщики за свои песни просили угощения. Хозяива их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили: печеньем, конфетами, деньгами.
4-й колядовщик
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!
5-й колядовщик
Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх – карамельку,
А под низ – копейку, денежку-монетку.
6-й колядовщик.
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Если же хозяива жадничали, то им пели озорные колядки с шуточными угрозами.
7-й колядовщик.
Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Ржавая лопата, корова горбата!
Кто не даст пышки- тому в лоб шишки!
(Хозяин одаривает колядовшиков мелкими монетками из мешочка).
Игра «Бабка Ёжка»
8-й колядовщик.
А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
9-й Колядовщик
Сейся, родися, жито и пшеничка,
Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.
Будьте здоровы, счастливы будьте.
Живите без бед много-много лет.
Коляд, коляд, коляда, весела да богата.
Появляется колядовщик, он выводит «козу». На ней надета безрукавка мехом наружу. На лице маска козы с рожками, на ногах – валеночки, на руках - яркие варежки.
Колядовщик с Козой (поет).
Мы не сами идем – мы козу ведем.
Где коза ходит, там пшеница родит,
Где коза хвостом, там жито кустом,
Где коза ногою, там жито копною,
Где коза рогом, там жито стогом.
(в это время коза все показывает)
2-й колядовщик.
Идет в гости коза,
К вам коза-дереза.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
3-й колядовщик.
Где ты, козочка, ходила,
Где ты, белая, бродила?
Коза.
Ходила коза по темным лесам,
По сырым борам,
Устала.
(Коза падает.)
Хозяин, хозяйка: Хозяин с хозяйкой (спрашивают колядовщиков). Что же вашей козочке надо? Что же она любит?
4-й колядовщик.
А нашей козе немного и надо:
Ведерочко гречки на перепечки
Да горшок овса на конец хвоста.
5-й колядовщик.
Решето овса, поверх него – колбаса.
Да три куска сала, чтобы коза встала!
(Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостям. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на новое счастье
Уродись пшеничка, колос, чечевичка,
На поле-копнами, на столе- пирогами!
Дети окружают, козу и начинают водить хоровод.)
Очень развеселит понравится детям игра«Пошла коза по лесу».
Дети поют и выполняют движения.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза,
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, коза.
Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.
После игры коза может загадывать загадки.
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи.)
Пусть не очень он красив,
Но первом месте
Среди разной обуви,
Сделанной из шерсти.
Никогда не подведёт
В стужу он друзей,
Для него есть в городе
Мышкине музей.
(Валенок.)
Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка.
(Снежинка)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись
(Сосулька)
Конкурс «Бои подушками»
6 колядовщик
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»
Из опыта работы
воспитателя Иванчук С. М. ,
Рождественские колядки
Сценарий праздника для детей старшей группы
Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.
Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;
сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;
воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.
Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.
Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?
Да сейчас - январь.
- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»
А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)
В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.
Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.
Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :
Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о рождестве рассказ
Я была взволнованна до слез-
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А глухой пещере, на соломе
Ангелы, над ним склонившись, пели.
Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.
Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !
1 ребёнок : В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
2 ребёнок : Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
3 ребёнок : Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
«Белый снег белешенький»
1. Белый снег белешенький
Постели дороженьку
Чтобы мы играли
Рождество встречали
2. Встретим мы чудесными
Играм и песнями
Мы живем счастливо
Всей земле на диво…
Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто»
Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .
Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.
Девочки :
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
(Из горшка вынимает полотенце)
Воспитатель : Полотенце!
Далеко расстилается…
Ждет тебя дорога, путешествие.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают второй горшок с булкой)
Воспитатель : Булка!
Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит
В твоем дом достаток будет, благополучие.
(выбирают третий горшок с кольцом)
Воспитатель : Колечко!
Сейте муку, пеките пироги!
Ко мне гости будут
К тебе – женихи.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают четвертый горшок с лентой)
Воспитатель : Лента!
Через поле идучи
Русу косу плетучи
Шёлком переплетаючи
Лента – к богатству, прибыли
(в пятом горшке пуговица)
Воспитатель : Пуговица!
Ой, ходил жучок по заваленке
Выбросил добро по мочаленке
Жить тебе в большой семье
Счастливой жизнью!
(в шестом горшке бусы)
Воспитатель : Бусы!
Бусы яркие достала
Да к себе все примеряла
Так и быть же тебе
Красою видной на селе!
(в седьмом горшке колокольчик)
Воспитатель : Колокольчик!
В песнях ты успех увидишь
Словно трели соловья
Петь тебе везде, всегда.
Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)
В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)
Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)
Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»
Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.
А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.
Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.
В исполнении детей прозвучит «Колядка »
Сею,сею, посеваю.
С новым годом поздравляю,
Открывайте сундучок
Подавайте пятачок!
Хоть печенье, хоть варенье
Нам на угощенье!
Игра «Найди пару» (рукавички)
Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.
Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.
4 ребёнок : В тихий рождественский вечер
В небе сияет звезда.
Сердечко моё так и бьётся –
Радость на землю пришла!
5 ребёнок :
Мороз на окошке рисует
Узор очень тонкий, чудной.
Снежинка свой вальс танцует,
Кружась под яркой звездой.
В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »
1. Снежинки спускаются ниже
И звездочки в небе горят
Рождественский праздник все ближе
И радость в глазах у ребят
Слетаются к елочке ангелы,
На веточках светятся свечи.
Веселому празднику рады мы
В чудесный рождественский вечер .
2. И звездочка яркая светит,
Она улыбается нам.
Танцуют под музыку дети
И песни звучат тут и там.
Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.
Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.
Вносят пирог со свечами.
Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.
Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .
Конкурсант:
Лысякова Александра Николаевна,
Воспитатель старшей разновозрастной группы
СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»
Абатский район
Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.
Задачи:
- Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
- Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
- Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
- Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.
Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.
Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.
Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»
Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?
Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.
Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.
А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.
Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.
Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.
Поют все:
Коляда, коляда!
Пришла коляда.
На другой день Рождества!
Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?
Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.
Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.
Девочка : А сама она веселая да добрая.
Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:
Пошла коляда
В первый день Рождества
В первый день Рождества
Из ворот в ворота.
Посреди двора остановимся
Остановимся да поклонимся.
Дети стучатся в дом.
Бабушка Люба: Кто там?
Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.
Заходят в дом и начинают петь
Девочка Даша:
Господин, господа
Господинова жена,
Двери отварите
И нас одарите!
Пирогом, калачом.
Или чем –ни будь еще!
Девочка Юля:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком.
Девочка Ника:
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
То подаст пирога,
Тому двор живота
Мальчик Дима:
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет
Колядку потешает.
Мальчик Саша:
Шедрик- Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Мальчик Никита:
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка- то хочется!
Ты хозяин, не томи,
Поскорее подари!
Мальчик Паша:
Этого мало,
Дай кусок сало.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Мальчик Артем:
Не дашь мне ватрушки-
Получишь по макушке!
Не дашь пирога-
Уведу корову за рога.
Мальчик Руслан:
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конешню коней
В хлевушку телят
В избушку ребят,
В подпечку котят!
Девочка Соня:
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья
С новым годом,
Со всем родом!
Бабушка Люба:
Ах вы хитрые ребятки.
От гадайте -ка загадки.
Загадывает загадки.
1.Голодна – мычит.
Сыты – жует,
Малым ребяткам молоко дает. (корова)
2. Кто не в жару, не в стужу
Не снимает шубу. (овца, баран)
3. Спереди пяточек,
Сзади крючок, посередине спинка,
На спине щетинка. (свинья)
4. На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)
5. Кто имеет пяточек,
Не зажаты в кулачек (свинья)
6. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит Ме-ме-ме,
Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)
Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.
Бабушка Люба:
Теперь игра не развлечение,
А с большим значением.
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Игра с веревочкой.
Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:
За ваша старанье
Вот вам угощенье.
Кушайте на здоровьице
Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят
Ряженый родитель:
С Рождеством Вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница,
И горох, и чечевица!
На столе – всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Вам желает коляда
Счастья, радости добра.
Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.
Колядка:
Пошла коляда,
В другой день Рождества
В другой день Рождества
Из ворот в ворота.
Посреди двора остановимся
Остановимся да поклонимся.
Дети подходят к дому и стучат в дверь.
Дети: Дома ли хозяйка?
Баба Нэля: Дома, дома.
Открывает дверь дети заходят.
Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!
Милости просим!
Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем душевно встречаем.
А колядующих всегда уважаем.
Девочка Даша:
Господин, господа
Господинова жена,
Двери отварите
И нас одарите!
Пирогом, калачом.
Или чем –ни будь еще!
Девочка Юля:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Лил хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком.
Девочка Ника:
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
То подаст пирога,
Тома двор живота
Мальчик Дима:
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет
Колядку потешает.
Мальчик Саша:
Шедрик- Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Мальчик Никита:
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка- то хочется!
Ты хозяин, не томи,
Поскорее подари!
Мальчик Паша:
Этого мало,
Дай кусок сало.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Девочка Даша К:
Пролетел соколок
Через тетушки дворок
Обронил сапожек
Дай, тетушка, пирожок.
Баба Нэля:
Нету, деточки, нету милые.
Уж стара я стала, прибирать все стала:
Пирожок – на полок,
Пяточек – в сундучок.
Мальчик Артем:
Не дашь мне ватрушки-
Получишь по макушке!
Не дашь пирога-
Уведу корову за рога.
Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!
Погодите же постойте, песенку сначала спойте.
Девочка Соня:
Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.
Дети поет песню «Снеженика».
Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.
- Что такое снеженика? Что такое снеженика?
Что такое снеженика? Я ответить вам могу:
Это ягода такая, это ягода такая,
Это ягода такая, что искрится на снегу.
- У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,
У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.
И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,
И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.
- Снеженику не ищите, снеженику не ищите,
Снеженику не ищите, по лесам и по полям,
Потому что, потому что, потому что снеженика,
Потому что снеженика – это выдумка моя.
Приложение музыкальное №1
Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.
Хлебом – солью привечаю,
Кашей, чаем угощаю!
Ложки деревянные, пирожки румяные.
Проходите гости дорогие!
Ну, дети, присаживайтесь!
Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.
Бабушка Нэли :
Наступили Святок
Радостные дни.
И зажглись на елках
Яркие огни.
Погадаем, ведь без этого нельзя.
Мы узнаем многое друзья.
Баба Нэля гадает детям.
Ход гадания:
Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.
Мальчик Руслан:
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конешню коней
В хлевушку телят
В избушку ребят,
В подпечку котят!
Девочка Соня:
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья
С новым годом,
Со всем родом!
Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.
Родитель ряженый:
С Рождеством Вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница,
И горох, и чечевица!
На столе – всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Вам желает коляда
Счастья, радости добра.
Возвращаясь в детский сад поют.
Сеем, веем, посеваем
С новым годом поздравляем.
Кабы нам колядок
На недель десяток
Подойдя к садику воспитатель спрашивает.
Воспитатель: А какие же святки без плясок?
Девочки: А мы ногу на носок
Мальчики: Мы присядем ногу в бок.
Девочки: Тапотушками пойдем.
Мальчики: С вами мы плясать пойдем.
Звучит русская народная песня «Барыня»
Приложение №2
Танцуют все дети и взрослые.
Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю
Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»
Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют
«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»
При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.
Сценарий развлечения «Колядки» (на улице).
Цель :
Формировать стремление активно учувствовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;
Расширять представления о народных и православных праздниках; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
Привлекать детей к активному участию к подготовке к празднику (изготовление атрибутов);
Воспитывать интерес к народным традициям;
Осуществлять словарную работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.
Предварительная работа:
знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);
Чтение художественной литературы (русские народные сказки);
Разучивание закличек, песен, игр;
Изготовление атрибутов;
Украшение площадок для приема гостей-колядующих для игр.
-
Действующие лица:
Ведущие колядовщики (русские парень - воспитатель и девушка – музыкальный руководитель);
Хозяйки в 3х домах (воспитатели);
- «Зима» (воспитатель);
Колядовщики – дети старшей и подготовительной логопедических групп.
Ведущие (парень и девушка).
Парень: Что за шум у нас в саду?
Это же ряженные идут,
Нам веселье несут!
Девушка: Все на Святки, все на Святки,
Все пришли сюда ребятки!
И овсень, и коляда
Будут вместе с нами, да?
Парень: Это что такое – Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж придется рассказать
И, конечно, показать!
Девушка: Собирайся народ, на наше представление!
Парень: Веселись, народ!
Всем будет угощение!
Девушка: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Парень: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Девушка: Ребята, а есть ли в году время лучше, чем наша
красавица зима?
Парень: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как лес
разукрасила.
Девушка: А давайте мы про нее песенку споем
Да не просто споем, а хоровод заведем.
Парень: Так чего же вы стоите, в хоровод все становитесь (песня про зиму вокруг елки).
Девушка: Ой, ребятки, нынче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Там блины и пряники,
Петушки и сладости.
(Идут к первому дому колядовать с шумовыми инструментами и со словами):
Ой, коляда, коляда,
Золотая голова!
Приходила коляда,
Всем добра вам принесла.
Мы пришли вас прославлять
Да хозяев величать.
Ой, коляда, коляда,
Всем здоровья принесла.
Хозяйка 1 дома: Здравствуйте, гостюшки!
Здравствуйте, милые!
У нас в избе тепло да уют,
А на улице стужа да метель.
Грейтесь! Отдыхайте!
А там и самовар поспеет.
Проводится игра с шумовыми инструментами «Гори- гори ясно»
(Хозяйка говорит им спасибо и угощает колядующих сушками)
К детям присоединяется Зима.
Загадывает загадку: Она приходит каждый год
Мороз, метель с собой несет.
Дети: Уж ты зимушка-зима!
Зима снежная была!
Зима вьюжная была!
Зима холод принесла!
Зима: ребята в старину любили на Святки кататься на санках и играть в народные игры.
Давайте и мы прокатимся на определенное место для игр, которое называется «Игрище» и поиграем в игру «Цепи-кованы».
Дети идут ко второму дому.
Встречает хозяйка 2 дома : Ой, гостей встречать пора,
Идут гости со двора
Песни петь, да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Дети повторяют слова: Ой, коляда, коляда,
Золотая голова!...
Хозяйка 2 дома предлагает поиграть в игру «Карусель».
(Слова к игре)
Завертелись карусели
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле,
А потом бегом – бегом!
(После игры хозяйка угощает пряниками.)
Дети идут к третьему дому.
Хозяйка 3 дома : Проходи честной народ
Не стой напрасно у ворот.
Вы пришли колядовать
А я вас буду угощать.
Катание на санках.
Хозяйка угощает конфетами.
Зима: А знаете ребята, что коза считалась символом удачи, добра, богатства. И чтобы у нас все это было в этом году, давайте поиграем с ней в игру «Пошла коза по лесу» (шапочка козы для ведущего)
(Слова для игры)
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
(Игра проводится несколько раз)
Парень : А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.
1 Старик у ворот Все тепло уволок.
2 Скатерть бела, Весь свет одела.
3 Не бриллиант, а светится.
4 Закружила, замела – стала улица бела.
Девушка: Ребята, а знаете ли вы игру зимнюю. Давайте поиграем в игру «Снежок».
Парень: А, вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.
Вот и мы сейчас с вами погадаем. (Парень, подходит к ребенку, достает карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем).
Домовенок достает из мешка пакет зерна. И девушка рассказывает, что раньше была такая традиция рассыпать зерно, чтобы привлечь в дом достаток, богатство, успех и удачу. Когда сыпешь, то приговариваешь
«Сеем, сеем, посеваем
С Рождеством всех поздравляем!»
(раздаем детям, посеваем)
Девушка: Вот каким веселым получился праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье.
Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздавать святочные пряники и петушки.
Составили и провели:
- воспитатели: Черняк О.В. – 1кв. кат.
Палкина С. В. – 1кв. кат.
Кузикова Л.С. – 1 кв. кат.
Погодаева С.А. – 1 кв.кат.
- музыкальный руководитель: Долгова А.Ю.