Смешанные коллажи на тему времена года цветоведение. Символика цветов. Каждому месяцу свой бутон. Анализируем и выбираем
Цветовая теория «Времена года»
Научить рисовать карандашом можно любого человека, но не каждый станет гениальным художником. Для этого, кроме учения, и дар свыше – талант. Научить разбираться в цветах, красках можно каждого, но не каждый станет колористом. Сегодня автор данной книги раскрывает вам секреты колористики, завтра вы узнаете что-то новое о цвете из других книг, журналов, лекций. Но самый лучший учитель – колорист – это сама Природа. Да – да, именно она изо дня в день учит нас, как нужно гармонично комбинировать цвета. Многие художники внимательно вглядывались в природные цветовые комбинации: как сочетаются цвета у растений и животных, как влияет цвет неба на предметы, какова разница между цветом восходящего солнца и закатного, как изменяется природа в зависимости от времен года…
Американские колористы: К. Джексон и Г. Ваттерман, обобщив исследовательский опыт старых мастеров-художников (особенно педагога-колориста И. Иттена) и современных специалистов по цвету, подарили миру цветовую теорию «Времена года». Согласно этой теории цветовые гармонии предлагается создавать, опираясь на «опыт» природы, а именно – природное созвучие красок по временам года.
Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трех основных цветов – красный, желтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов – преобладание этого цвета в солнечном спектре. Именно преобладающий цвет и задает всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему подтон.
Какие же цвета, оттенки характеризуют каждое время года?
Весна.
Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях,- все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.
Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.
Цветовая палитра ВЕСНА
Лето.
Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушенные пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, желтых цветов и фруктов? Все имеет голубоватый холодный подтон. Благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.
Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето – голубой.
Цветовая палитра ЛЕТО
Осень.
Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые.
Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.
Цветовая палитра ОСЕНЬ
Зима.
Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые.
Основной цвет – холодный синий.
Цветовая палитра ЗИМА
Дарите цветы не просто так! В каждом месяце есть свой доминирующий цветок, если правильно составить букет, принимать его будет особенно приятно и легко. Знание символики цветов поможет отойти от стандартности в сторону романтизма, особенно когда нужно выбрать цветы на праздник или памятное событие.
Январь – гвоздика
Человеку, рожденному в первый месяц года, непременно подойдут гвоздики. Красная, пылающая разновидность этих цветов символизирует горячие и преданные чувства. Если ваш любимый человек отличается незаурядным мышлением и талантом, тогда лучший выбор — гвоздики с махровыми лепестками
Февраль – фиалка
Фиалка, как бы странно это не звучало, считается зимним цветком. По крайней мере, для людей, родившихся феврале, букет фиалок покажется самым комфортным подарком.
Фиалка – символ чистоты и невинности. Ее советуют дарить скромникам и скромницам. Белые фиалки говорят о романтических намерениях дарителя, синие – признак увлечения и взаимной симпатии.
Март – желтый нарцисс
В марте часто рождаются сильные люди. Порой кажется, что они больше хотят быть любимыми, чем любят сами. Таким, бесспорно, лучше всего подойдут желтые нарциссы. Они притягивают людей себялюбивых, с сильно завышенной самооценкой.
Апрель — душистый горошек
Душистый горошек поможет огненному знаку зодиака обрести покой и равновесие. Этот цветок отлично будет смотреться в петлице, как бутоньерка. На языке флористов символизирует английский сад.
Май – ландыш
Прихотливое, но очень ароматное растение. В букетах не дарится, поскольку может быстро завять.
Ландыш подойдет всем, кто рожден в мае. Цветок поможет гордецам найти компромисс в любой, даже самой противоречивой ситуации. Олицетворяет любовь, чистоту и верность, с легким привкусом задумчивой грусти.
Июнь – роза
Июль – лютик
В июле эстафету перенимает лютик. Хотя его название пошло от слова «лютый», да и у многих цветок вызывает неприязнь, есть в нем и положительный символизм.
Лютики принято дарить успешным и могущественным людям. Они подчеркивают блеск и благородство. Есть подозрение, что ваш любимый человек именно такой!
Август – гладиолус
Аромат гладиолуса в августе принято ассоциировать с чем-то магическим и таинственным. Его символика – лезвие меча, выражает гордость, экспрессию, уважение и дружбу. Особенно хорошо дарит гладиолусы мужчинам, поскольку эти цветы являются квинтэссенцией многих черт сильного пола.
Сентябрь и октябрь – астра
Два осенних месяца отдаем на откуп астр. Говорят, что эти цветы символизируют грусть. Отчасти это так. Ведь издавна астрами украшали могилы королей, эти цветы связывают со скорбью и вечной памятью.
Но есть и более позитивные значения. Например, астра – цветок изящных и изысканных людей. Источник вечной молодости и долголетия. На Востоке астра символизирует элегантность, скромность и красоту.
Ноябрь – хризантема
Еще один траурный цветок, особенно у японцев. Но давайте не будем о плохом.
Букет хризантем также означает солнце и светлое начало. Они не только радуют глаз, например, в Китае из хризантем даже готовят десерт. Можете и вы сделать приятное своему любимому человеку, приготовив вот такое неординарное лакомство.
Декабрь – нарцисс
Есть у нарциссов еще одно положительное значение: любовь бога и самопожертвование. На Востоке белые нарциссы символизируют молчаливую радость, чистоту духа и красоту.
Теория «Времена года»
Цветовую теорию «Времена года» придумали американские колористы К. Джексон и Г. Ваттерман, которые изучая работы старых мастеров художников, обратили внимание, насколько их полотна цельны и гармоничны. Так как в прежние времена художники рисовали только с натуры и пытались передать краски природы совершенно точно, то, как долго бы человек не смотрел на эти картины, его глаза не уставали, а наоборот отдыхали. И это не смотря на огромное многообразие ярких красок, присутствующих на полотне. Основываясь на этом опыте и опыте современных специалистов, Джексон и Ваттерман явили миру теорию «Времена года».
Согласно этой теории цветовые сочетания предлагается создавать, опираясь на природное созвучие красок по временам года. Ведь как бы ни менялся облик природы, всё равно в любой момент времени все краски природы гармоничны между собой. Наблюдая за природой можно видеть, как цвета сочетаются друг с другом. Изменение красок по временам года объясняется тем, что в солнечном спектре в каждое время года преобладает какой-то один из трёх основных цветов – красный, желтый или синий.
В каждом времени года есть все цвета, но с определенными характерными оттенками. Весной и осенью в красках преобладают теплые тона. Доминирующий цвет весны – желтый, он и задает всем краскам весны соответствующий подтон. Для весенней природы характерны радостные, светящиеся краски. Доминирующий цвет осени – красный, и именно он придает краскам насыщенность. Краски осени отличаются теплотой и насыщенностью. Весенние цвета отличаются от осенних тем, что они легче и нежнее. Осенние же цвета землисты и тяжелы.
Летом и зимой в природных красках доминируют холодные тона. Основной цвет, который характеризует лето – голубой. Хотя, казалось бы, по количеству и насыщенности цветов лето должно быть самым ярким, но обилие света «съедает цвет». Летнее солнце как будто набрасывает голубую дымчатую вуаль поверх великолепных летних красок. Зимняя палитра цветов не так разнообразна, как летняя, но краски зимы выглядят очень ярко. Основной цвет зимы – холодный синий. Если прохладные цвета лета выглядят слегка полинялыми, то зимние цвета звучат пронзительно ясно.
Каждый цвет может быть очень разнообразен в тонах и оттенках, поэтому к каждому времени года можно легко найти подходящие оттенки нужного цвета. Главное помнить, какие оттенки преобладают в каждый сезон. Весна – теплые и лёгкие; лето – холодные, чуть «запыленные»; осень – теплые и насыщенные; зима – холодные и яркие.
Примеры цветовых оттенков в каждое время года
Весенние цвета в интерьере производят лёгкое радостное настроение. Основные тона – мягкие и тёплые. Оживляющие акценты должны быть как первые цветы – нежные и чистые. Ткани для весеннего интерьера подбирают гладкие, тонкие, легко драпирующиеся. Отделочные материалы должны обладать тонкой структурой и быть матовыми или лишь с лёгким отблеском. Древесина рекомендуется с желтоватым или слегка красноватым оттенком коричневого, например хвойные породы дерева. Подойдёт также тонкое плетение из светлых прутьев. Металлы в весеннем интерьере должны быть с золотистым отливом, а каменные поверхности – мелкозернистые тёплых тонов.
Летние краски придают интерьеру элегантность и прохладу. Ткани используются гладкие, такие как шёлк, сатин, велюр или тонкий лён. Отделочные материалы для летнего интерьера предполагаются со слабо структурированными фактурами или с полировкой. Древесина используется светло-желтая, белая или с оливковым оттенком. Металлы серебристые со сдержанным блеском поверхности. Камень для летнего интерьера выбирается с тонкими прожилками во всех холодных оттенках.
Тёплые насыщенные краски осени придают интерьеру очаровательно уютный облик. Для осеннего интерьера рекомендуются ткани грубой выделки, мягкие с рельефной структурой, например, бязь, габардин, хлопок, бархат и все буклированные ткани. Отделочные материалы должны иметь структуру близкую к природной или матово-полированную. Рельефные обои, шероховатая штукатурка и деревянная обшивка подчеркивают уютность осеннего интерьера. Дерево рекомендуется с красноватым отливом или тёмных натуральных тонов. Из металлов для осени подходит латунь, медь и бронза с рыхловатой поверхностью. «Осенние» камни – крупнозернистые, почвенно-тёплых или красновато-коричневых оттенков.
Для «зимних» интерьеров характерны жесткие контрастные сочетания. Ясные и чистые цвета оживляют интерьер, делают его динамичным и стильным. Сила зимних красок настолько выразительна, что для интерьера применимы практически все материалы. «Зимний» эффект может усилить блеск поверхности. Натуральная древесина мало подходит для «зимних» интерьеров, если ее использовать, то только очень тёмные, красноватые или оливковые тона. Металл и камень в интерьере должны быть серебристых, холодных оттенков.
Достоинства и недостатки использования теории времен года
Огромное преимущество теории времен года заключается в том, что на её основании мы можем использовать в интерьере бесконечно большое количество красок, главное, чтобы они принадлежали одному цветовому сезону. Недостаток этой теории опять же вытекает из её достоинств. Не все обладают настолько развитым цветовым чутьём, чтобы однозначно определить к какому времени года может принадлежать выбранный оттенок цвета.
Чтобы найти цветовое решение дома на основе теории времён года, надо определить те цвета, которые принадлежат сезону, в красках которого вы хотите сделать свой интерьер. Для этого надо покопаться в книгах и найти цветовые таблицы по временам года. Конечно, можно воспользоваться и интернетом, цветовые таблицы там тоже можно найти. Но так как цветопередача у всех мониторов разная, на экране монитора вы вряд ли увидите истинные цвета, если у вас не профессиональный откалиброванный монитор.
Кроме того, цвета одного времени года не обязательно будут идеально сочетаться между собой. Ведь краски в каждом сезоне могут меняться довольно значительно. Ранняя весна совсем не похожа на позднюю весну, а оттенки раннего лета отличаются от оттенков лета зрелого. Поэтому надо быть довольно наблюдательным и иметь хорошо развитое цветовое чутьё, чтобы не ошибиться с выбором цветовой гаммы по теории времён года.
П амять и внимание тесно связаны друг с другом, и их нужно развивать с самого раннего возраста, так как они будут необходимы при обучении ребёнка в школе. Я считаю, что развитие в этом направлении нужно начинать как можно раньше и обязательно в форме игры. Сейчас довольно много ресурсов с описанием дидактических занятий, различными материалами для работы с детьми, онлайн-играми для приставок и планшетов. На мой взгляд, компьютерные игры оказывают негативное влияние на современных ребят, поэтому своих деток стараюсь от них ограждать. Зато мы много играем в разные развивающие игры. Вот примеры наших занятий со старшим сыном и маленькой дочкой.
Я начала с того, без чего мы не можем воспринимать наш мир – с цветов и оттенков. Грудничок уже в полгода может различать цвета в широком диапазоне: красный, розовый, синий, коричневый. С дочерью я стала замечать это в возрасте восьми месяцев. Она реагировала на розовый цвет, из всех игрушек выбирала именно розовую машинку или погремушку.
Для малышей больше подойдёт обучение с использованием игрушек. Я беру предметы одинаковых цветов, в основном это мячики, кубики, машины. Затем перечисляю: жёлтый кубик, жёлтый мяч, жёлтая машина. Ребёнка легко можно проверить. Показываем три машины разных цветов и просим выбрать машину того цвета, который вы изучали. Обычно я проверяю их знание цветов после изучения нескольких. Дополнительно поможет игра «найди лишнее», которая знакома всем с детства. Например, среди четырёх мячиков три будут одного цвета, а один – другого. Ребёнку следует найти тот, который отличается от других.
С мячиками можно провести и другую игру. Высыпаем разноцветные мячи на пол и ставим несколько коробочек или детских ведёрок. В каждую ёмкость кладём мяч определённого цвета и объясняем ребёнку, что жёлтый кладём к жёлтому, красный – к красному. Все эти игры достаточно просты для малышей и не требуют определённых знаний от родителей. Такие игры можно проводить с любыми предметами, которые можно найти у каждого в доме.
Моя дочь только начинает изучать цвета, но основные уже различает. С детками двух лет уже можно смешивать краски. Начать следует примерно с таких слов: «А ты знаешь, что если взять два цвета краски и смешать, то получится новый цвет?». Объясните, как получить зелёный, фиолетовый, голубой цвета с помощью смешивания. Для детей в этом возрасте такие игры – чистое волшебство, и они достаточно быстро запоминают информацию.
Обучение времён года с сыном мы начали в возрасте 3,5 лет. Игра довольно проста, для неё нужны основные карточки с изображением весны, зимы, лета и осени, а также карточки с признаками, характерными для этих времён года. Например, лето – цветок, ягода, бабочки; осень – грибы, красные листья; зима – снеговик, снежинки, дерево без листьев, санки; весна – подснежники, почки на ветке, ручей. Вариантов игры может быть очень много. Для начала ребёнок может соотнести карточки с признаками времени года, затем можно попросить взглянуть в окно и ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?». Так же задавайте вопросы: «Что бывает летом?», «Чем люди занимаются зимой?» Попросите ребёнка придумать небольшой рассказ о времени года.
Затем мы изучали месяцы, опираясь на знания о временах года. Вместе с сыном мы сделали наглядное пособие. Нам понадобились те же карточки с временами года и 12 карт из плотной бумаги с названиями месяцев и соответствующими картинками. Эти 12 изображений мы искали на просторах Интернета, а некоторые делали сами. Разнообразие картинок мы пополнили домашними фото, на которых был изображен сын: январь – это новогодние праздники, июнь – тепло, солнце и фото со дня рождения сына, март – первые подснежники и т.д. Для начала нужно продемонстрировать ребёнку, какое соотношение у месяцев с временами года, а затем смешать карточки. Придумайте историю, например, о том, что злой Кощей (или Баба Яга) перепутал все карточки, и нужно расставить их в верном порядке, иначе все месяцы так и будут перепутаны. Задавайте наводящие вопросы, которые облегчат обучение: «Назови три зимних месяца?», «Какой месяц идёт за августом?».
Потом мы начали изучать дни недели. Тут всё намного проще. Рисуем разноцветный паровозик, подписываем каждый вагон, объясняем ребёнку, какой день за каким следует. Хорошо будет выучить стихотворение про дни недели – это один из самых действенных способов. Для закрепления материала можно найти какой-нибудь познавательный мультик на эту тему.
Для нас самым сложным этапом было объяснение разницы механических и электронных часов. Честно признаюсь, я даже не знала, с какой стороны подойти, чтобы доступно объяснить это ребёнку. Для начала мне потребовались часы с циферблатом. Сейчас в детских магазинах большой выбор таких игрушек, можно купить на любой вкус. Но у меня остались часы из моего детства, и я обучала сына по ним. В первую очередь, расскажите ребёнку, для чего нужны стрелки и сколько часов в сутках. Объясните, что когда часовая стрелка на любой цифре, а минутная стрелка на двенадцати – это час. Затем уже можно изучить, для чего минутная стрелка. Когда ребёнок начнёт это понимать, тогда можно приступать к играм. Спросите у ребёнка: «Который сейчас час?», «В какое время ты ложишься спать?». К электронным часам я начала приучать намного позже. Он долго не мог понять, почему, например, час дня равен 13.00. На часах со стрелками мы делали наклейки с цифрами от 13 до 24, буквально через несколько занятий с дневным и вечерним временем, сын начал понимать разницу.
Возможно, вы и раньше, чем я, научите своих детей всем этим понятиям. Думаю, что начала обучение немного поздновато. Но когда сын пошёл в школу, я поняла, что все мои старания не были напрасными: мой сын знал намного больше по сравнению с другими детьми, и ему было намного легче учиться.