Что делать когда ребенок дерется. Ребенок бьет маму: что делать
«Дети – цветы жизни» пожалуй, это та фраза, с которой воспитатель в детсаду и родители одногруппников не согласятся, если речь идет о Вашем ребенке. А причина всему: ребенок дерется в детском саду, и если Вы читаете эту статью, то, могу поспорить, Вы не знаете, что с этим делать.
Собственно, Вы не единственный родитель, столкнувшийся с этой проблемой и Ваш сорванец не уникальный в своем роде. Скажу больше, я сама сталкивалась с такой проблемой с каждым из моих детей и могу дать гарантии, что с такой проблемой сталкиваются все родители рано или поздно.
Иногда дико слышать от воспитательницы или рассерженной мамашки: «Вы знаете, Ваш сын/дочь ударил ребенка! Примите меры, займитесь воспитанием, бла-бла-бла…» И вот честно, хочется фыркнуть и горой встать на защиту своего чада, ведь он такой славный малыш, пальцем никого не тронет и вообще паинька. А потом ты замечаешь, что ребенок и вправду может ударить маму, папу, кота и…тупик. Попытки объяснить что-либо обречены на провал, ибо дитятко не слушает совершенно, делает все наоборот, а в саду повторяются новые и новые неприятные инциденты, родители грозят расправой, а заведующая уже намекает на перевод в другую группу.
Что делать то? А делать на самом деле нужно, ведь это действительно проблема. Раньше я пыталась разобраться в ситуации сама, объясняла ребенку, что драться плохо, но на следующий день отводила в сад и он продолжал все равно. Тогда я думала, что мать из меня никчемная и я воспитываю неуправляемого ребенка. Но покопавшись в книжках о детской психологии, я с удивлением подчеркнула, что далеко не единственная в своем горе, а, главное, пути выхода есть, важно найти первопричину! Предлагаю разобраться с этим вместе.
Причины детской агрессии и, как следствие, драк
Вы можете ссылаться на кризисы, возрастные особенности, становление личности, называйте это как хотите, но это детская психология чистой воды. Именно разобравшись в своем ребенке, научившись не только слышать, но и слушать своего драгоценного отпрыска, мы в состоянии понять и искоренить причину такого поведения. Так с чего же начнем?
На самом деле не существует одной универсальной причины, по которой ненаглядное дите так рьяно распускает руки, их существует не две и даже не три. Причем, может быть сложная ситуация, в которой причиной детских драк являются две ситуации, неразделимые друг с другом. В любом случае такое поведение неподобающе, а маленькому человеку необходима помощь родителей в первую очередь. А родителям кто поможет? Ведь не все из нас имеют научную степень по педагогике и психологии и не в состоянии даже разобраться, что к чему.
А ведь помощь ребенку действительно нужна, более того, родители совершают ужасную ошибку, пуская ситуацию на самотек, а еще хуже, потакают ей. Некоторым становится забавно смотреть на разъяренно машущего кулачками двух-трехлетку, мол «ух, какой боевой», а кто-то думает, что «перерастет» или «пусть учится постоять за себя». Нет, нет и еще раз нет, это не выход. А знаете, что будет дальше? А дальше – хуже. Ребенок становится изгоем, аутсайдером. С ним не хотят играть и общаться, потому что он не может иначе, лишь драться. Он злится еще больше, в итоге вырастает человек, неприспособленный к обществу, с миллионом комплексов, старыми обидами и жестокостью, он привык добиваться своего лишь силой и «концертами». Этого мы хотим?
Причины, почему дети дерутся, могут исходить из возраста ребенка, а могут быть следствием воздействия общества и семейных норм. Так или иначе, давайте выделим несколько основных причин.
Возраст.
Часто именно это становится причиной агрессии у ребенка. И это нормально. Годовалый малыш раздает тумаков всем подряд, потому что с новым этапом в его жизни – самостоятельной ходьбой – стало доступно новое пространство, он может дотянуться до того, что раньше было недосягаемо, изучить вон те интересные вазочки и стащить скатерть со стола. С этим появилось и множество запретов, ведь не все годится в игрушки маленькому исследователю. Как следствие этих запретов – протест в виде драк и агрессии.
Другой случай: малыш уже немножко постарше, около 2-х лет. В этом случае несовершенство речи порождает агрессию и драки. Представьте такую ситуацию: вы пытаетесь что-то объяснить, попросить что-то очень нужное, но вы не можете говорить и не знаете, как показать. После тщетных попыток добиться желаемого ничего не остается делать, как в отчаянии ударить ничего не понимающую маму, папу и т.д.;
Гипервозбудимость и особенности характера
Если из малыша растет маленький холерик, то ему справиться с бушующими эмоциями сложнее, чем спокойному меланхоличному ребенку. Это он выплескивает в драке. Однако может быть и другая ситуация: проблемы со здоровьем, например, повышенное внутричерепное давление, а как следствие, возбудимость и раздражительность.
Вот, пожалуйста, история из жизни: одна мама жаловалась на дерущегося сына (3 года), ходили по врачам, даже принимали кое-какие препараты. Вроде бы агрессию удалось подавить, но позже ребенку поставили диагноз «аутизм». А еще позже выяснилось, что драками он пытался привлечь внимание и хоть как-то общаться, поскольку по-другому не умел (задержка речевого развития). Хотя раньше даже специалисты не брали это во внимание;
Новая модель поведения
Есть гениальная фраза (не помню, кто сказал): «Ничто не норма. Что для паука гармония, то для мухи хаос». Так и в моделях поведения детей. Кто сказал, что драться – ненормально? И почему норма – это быть послушным милым ребенком? Дети по своей натуре – исследователи, они постоянно изучают этот мир, пробуют его на зубок (во всех смыслах) и впитывают информацию, формируя новую личность. Малыш пробует добиваться своего любыми способами, в том числе и драками, усваивая для себя, что работает, а что нет. Вот тут то и надо взять ситуацию под контроль, но об этом немного позже (кстати говоря, именно как вариант нормы дети рассматривают драки в семье между родителями, поэтому так часто влияют на агрессивность ребенка);
Требование внимания
Это можно интерпретировать в разных ситуациях, а такое поведение характерно для всех детей абсолютно в любом возрасте. «Мама не хочет играть в кубики, а болтает с подругой на кухне? Пойду шлепну ее, а лучше эту тетку, чтобы наконец на меня посмотрели и услышали». Или вот: «Воспитательница хвалит Мишу чаще, чем меня, надо дать в «бубен» Мише, тогда воспитательница вместо Миши будет хвалить меня». «Дети не берут меня играть в такую интересную игру, надо обязательно все испортить, ударить кого-то, тогда все будут за мной бегать и будет весело».
Или даже такая знакомая ситуация, когда мальчик-первоклассник дергает девочку за косички, может быть растрактована с этой точки зрения: мальчику эта девочка нравится (естественно, взрослым это очевидно), но выразить свою симпатию и привлечь свое внимание ничем иным, как обидами и забиячеством этот мальчик не умеет или просто боится.
Дети не могут выразить свои эмоции, вербально объяснить свои потребности в должной мере, отстоять свою позицию, договориться в случае разногласий. Проще просто ударить;
{reklama2}
Подражание родителям и членам семьи
Рассмотрим ситуацию: малыш что-то упорно пытается сделать, что маме не очень нравится. Она делает ему замечание, но оно пролетает мимо ушей. В итоге мама выходит из себя и шлепает неслуха по попе. Итог: мать злая, ребенок рыдает. Что мы вынесем из этой ситуации? Собственно, проблема не решилась, мама просто спустила пары, а вот малыш уяснил, что силой можно добиться желаемого. Соответственно, если он хочет, чтобы кто-то перестал делать, как ему не нравится, нужно ударить, причинить боль. И зачастую это происходит с теми, кто младше, слабее, скромнее и т.д.
Также, если в семье уже стало традицией горячее выяснение отношений между родителями с побоями и унижениями, то ребенок будет твердо нести эту традицию в массы. Тогда чему удивляться? Честно говоря, такие методы воспитания (с применением силы) отражаются на психике ребенка не только в парах мама-папа бабушка-дедушка или родитель-ребенок. В общем-то, родители могут жить душа в душу и искренне не понимать, почему ребенок дерется со всем, что движется.
Но если мама или папа со злостью бьют собаку за погрызенные туфли или кота за сворованную рыбу, то удивляться и ссылаться на телевизор или мультфильмы со скрытым подтекстом бессмысленно.
Коррекция поведения
Нужно уяснить, что проблема не возникает сама по себе и сразу, словно по щелчку, раз и появилась. Этому предшествует множественная цепочка событий, которые, чаще всего, скрыты от наших глаз. И все мы прекрасно знаем, что предупредить легче, чем исправлять, но все же. Воспитание – долгий и кропотливый процесс, поэтому его качество прямиком сказывается на личности, которая вырастет из Вашего малыша. И даже если проблема возникла, Необходимо приложить все усилия, чтобы ее искоренить. Так как отучить ребенка драться?
✓ С малышами помладше (до 3 лет) справиться проще, в плане того, что можно физически пресечь попытку побить кого-то, просто уводя малыша от «жертвы». Дети в этом возрасте улавливают короткие предложения в виде установок, а вот бессмысленные нотации, метафорические причитания типа «как об стенку горох» и прочий фольклор не принесут никакого эффекта. Достаточно короткой фразы «Нельзя драться» и физического прерывания действия. Если малыш бьет Вас, то просто уходите или не давайте себя ударить, держа ручку. Возможно, ребенок начнет плакать или кричать. Помогите ему «спустить пар», научите самоконтролю. Неплохо бы комментировать все его действия и объяснять: «Ты злишься, потому что…Ты хотел меня ударить, потому что...Делать это нельзя, потому что…». Такой метод очень эффективен на практике, как оказалось;
✓ Н ельзя обзывать ребенка или «клеймить»! Нередко мы слышим: «Какой ты плохой драчун! Фу, какой ты нехороший, мама тебя больше не любит!» Этим мы только усугубляем ситуацию. Конечно, выразить неодобрение следует, но, не унижая ребенка: «Ты поступил очень некрасиво, я огорчена твоим поступком...». Важно обратить внимание малыша на то, что он сделал, а не унизить его. Покажите, что Вы его любите любым, но если он не делает подобных поступков, Вы становитесь счастливее;
✓ Б удьте едины в требованиях к ребенку с остальными членами семьи. Договоритесь с бабушками, дедушками, часто навещающими Вас родственниками. Согласитесь, что избавить ребенка от излишней агрессии будет очень проблематично, если Вы стараетесь следовать правилам и пресекать вспышки ярости, а, например, бабушка потакает малышу, со смехом наблюдая: «о, какой растет задира!»;
✓ П опробуйте посмотреть на ситуацию под другим углом и вместо наказаний за неподобающее поведение введите систему поощрений. Но не в плане «на тебе конфету, ты сегодня хороший», а, например, если ребенок пытается посильным способом совладать с собой и Вы видите, что он старается делать работу над ошибками;
✓ П окажите, как нужно контролировать свои эмоции, «выпускать пар». С детьми постарше можно на практике разобрать методы дыхательного успокоения и знакомой всем считалочки до 10-и. Но даже самому маленькому злюке иногда требуется выплеснуть негатив: предложите побить подушку, порисовать, покричать, потопать ногами;
✓ Н аправляя энергию в мирное русло и на пользу ребенку, можно избежать подобных ситуаций. Кружки и групповые занятия не только позволяют малышу физически, но и умственно, эмоционально. Пребывая в коллективе, занимаясь спортом, он выплескивает свои силы во благо;
✓ Б удьте честны и искренни с ребенком. Общение «на одной волне» способствует не только тесной дружбе между детьми и родителями, но и существенно помогает в решении проблем;
✓ И самое главное: будьте примером. Помните, что даже скрытые конфликты могут повлиять на ребенка. Публичные разборки с «мордобоем», даже если они на экране телевизора, не должны попасть в поле зрения ребенка.
Но, что самое парадоксальное из всего вышесказанного, вседозволенность и гиперопека тоже не есть хорошо. Раздражающие сюсюканья, вознесение чада на пьедестал и отсутствие границ работают чуть ли не также, как насилие в семье и порка ремнем. Трудноуловимая золотая середина – вот цель любого родителя.
Напоследок
Подводя итог, хочется сказать, что с детской агрессией сталкиваются абсолютно все родители рано или поздно. Ваш случай не уникален. Но от того, как Вы будете действовать, зависит то, как долго эта агрессия продлится и выльется ли она в нечто большее. Правильное пресечение неподобающего поведения, поиск и устранение причины, должное внимание малышу– вот залог успешного разрешения проблемы.
Тем не менее если Вы уверены, что все делаете правильно, а ребенок продолжает драться, то, пожалуй, нет ничего криминального, если Вы обратитесь за помощью к квалифицированному детскому психологу. Возможно, именно специалист увидит то, что упустили Вы и поможет в решении проблемы.
Мы с вами уже обсудили темы:
Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Детская агрессия».
Как вы видите, мы подробно ответили на вопрос «Отчего и почему?», а теперь будем разбираться с другим животрепещущим вопросом:
«Что делать, если ребенок бьет родителей»
Сразу хочу отметить, что речь пойдет о детях возраста до 3-3,5 лет. Именно в этот период обычно вопрос о детской агрессии стоит особенно остро. Почему так, вы можете прочитать в теме про .
Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму. Потому что именно мама в этот период — самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.
В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально. Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.
Задача взрослых в таком случае:
1. Точная обратная связь. Многие родители смеются, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение.
И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?!
Во-вторых, необходимо продумать отвлекающие маневры.
Иногда бывает, что даже если запретов не много, ребенок все равно упорно пытается их нарушать. Надо придумать, чем же мы можем его отвлечь, придумать альтернативу.
Ну, например, у вас активный малыш, который любит залезть на спинку или боковину дивана и прыгать оттуда на сиденье. Конечно, у вас каждый раз инфаркт, т.к. ребенок может навернуться на пол. А когда вы это запрещаете, ребенок начинает драться.
Решение: найти что-то безопасное, на чем можно так же весело прыгать. Это может быть спортивный мат или старый матрац, или специальные мягкие большие подушки. В итоге — ребенок счастлив, мама спокойна.
Как реагировать, если ребенок бьет маму?
Многие родители признаются, что не знают, как правильно реагировать в такой ситуации.
1. Если ребенок дерется с родителями постоянно, то вполне можно предсказать такое поведение. Можно перехватить руку во время замаха и очень строго, но без злости, сказать, что нельзя драться. При этом очень важен зрительный контакт.
Потом вы озвучиваете эмоции ребенка («Я понимаю, ты расстроен»), объясняете причину запрета («нам сейчас надо идти ложиться спать, иначе мы вечером не сможет пойти гулять и не увидим твоих друзей»), даете альтернативу или «замануху» («пойдем скорее в кроватку, там тебя уже заждался, наверное, сон про Лунтика»). При необходимости повторить.
2. Бить ребенка в ответ лично я считаю крайней мерой. Иногда она срабатывает, но очень часто это выглядит так: сидит мама и дочка. Девочка бьет маму, та в ответ бьет дочь по руке и говорит: «Нельзя драться!» Девочка опять бьет маму… история повторяется. Девочка из ситуации выносит: «Драться можно, мама ведь дерется». С этим не поспоришь. Я еще понимаю такую ситуацию, если мама немного бьет ребенка и говорит: «Вот, смотри, тебе больно, а ведь мне тоже больно, когда ты меня бьешь».
ОБ АВТОРЕ
Ирина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»
«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!
Россия, Чехов
А нам это не помогает. Он бьет еще сильней, а сам будто боли и не чувствует. Если я закрою его в комнате, он выходит, если сама закроюсь, то пытается выломать дверь. Вообще ничего не помогает. Причем, бьет по голове, лицу кулаками и иногда что-то в руки берет и бьет. Если же я просто не даю ему подойти ко мне, то он кидает в меня всем, что попадет под руку, а потом начинает делать на зло то, что я ему запрещаю: выдергивать розетки, пытаться разбить телевизор или опрокидывать тарелки с едой. Кошмар сплошной...
08/08/2016 00:00
Rin Украина, Запорожье
У меня доча тоже в свое время прбовала драться. Пару раз получила больно по рукам и желание пропало, но я говорила ей всегда, что мама не бьет, а наказывает, если она не реагирует на словесные замечания. И действительно, если всегда говорить, что ребенок маленький и сильно сюсюкаться, то он никогда не повзраслеет.
19/06/2016 00:45
Украина
Спасибо за такой ответ, буду чувствовать себя не так плохо от того, что приходится пробовать такой метод. Но действительно _объяснить_ что-то полуторагодовалому ребенку в нашем случае _невозможно_. В ответ - полное игнорирование или нежелание понимать. И агрессия. А мне надоело терпеть и ходить всей в синяках. :(В конце концов мама тоже человек и имеет право на самозащиту.
08/01/2014 17:50
Россия, Москва
По поводу обращения малышей с животными двух мнений быть не может. Категорически не допускать бесконтрольного общения. Они общаются - вы смотрите наготове разрулить ситуацию. Вы должны научить ребенка обращаться с животными. Он должен знать что можно и что нельзя. Когда у вас нет возможности следить, животное и ребенок должны быть изолированы. Для этого есть разные комнаты или клетка в которой будет временно сидеть ваш любимец пока ребенок не подрастет. У нас две собаки. Когда ребенок начал ползать и уже не мог сидеть в манеже его выпустили, а собак поместили в огромную клетку. Где-то к году его стали знакомить с ними. Сейчас ему 1 год и 9 месяцев. Он прекрасно общается с собаками. Как рас на собаках мы учились общаться без агрессии, не делать больно. А они мне помогали на улице, следили чтобы не убегал. Но клетка пока нужна чтобы дать собакам отдохнуть от маленького разбойника. А вот с кошками сложнее потому что кошка не живет стаей и не потерпит фамильярностей. Она обязательно будет обороняться. И вы сильно рискуете ребенком. Если в случае с собакой вы учите их обоих, то с кошкой вы учите только ребенка. Сделайте так чтобы ваша кошка могла жить в доме спокойно там куда ребенок не доберется пока он не подрастет.
08/08/2013 11:18
Россия, Москва
Lena Туркменистан, Ашхабад, я бы Вас перефразировала, что можно ребенку, то можно маме, т к не Вы первая начинаете. А если не показать ребенку, что чувствуют другие, то остаются умозрительные словесные заключения, которые вообще не эффективны (это возрастные психологи, так полагают, не я).
07/03/2013 10:52
Россия, Казань
Моей дочке полтора года, она где-то с 7-8 месяцев начала меня стукать, кусать и щипать, а дальше было только хуже, все волосы мне выдрала. Пробовала стукать в ответ, но она только смеется и бьет опять. Дерется со всеми, и других детей на улице бьет. А кошке достается как, она дочке все руки уже расцарапала, но дочка все равно к ней лезет. На слова "нельзя" и "больно" не реагирует! В остальном она нормальный ребенок. Не знаю что делать!
14/02/2013 05:43
Россия, Апатиты
Lena Туркменистан, Ашхабад, к сожалению другие методы не очень эффективны.. После того как цапнула сынка - он больше не кусался. Во стукнуть - не стукала, до сих пор дерется. Хотя очень много методов испробовала. Беда в том, что это не агрессия, а проверка "а что если.."
13/02/2013 13:32
Lena Туркменистан, Ашхабад
«Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
21/06/2011 22:24
Беларусь, Минск
Моему ребенку 3 года. С 5 месяцев пыталась бить меня по лицу, но я останавливала её движения и сильно "сердилась" лицом, помогло. В 1,5 года пыталась бить, но я просто оставляла её одну и говорила, что играть не буду. В три года тоже бывает,но больше из-за обид. Дети всё время нас проверяют))). Если ребенок чувствует любовь родителей, то это единичные случаи агрессии.
10/02/2011 23:25
Вы про 2 года говорите, а у меня сыну 10 месяцев и тоже приходится аккуратно "воспитывать". Когда был поменьше и лезли первые зубы, меня забавляло, как он тер десенки о мой подбородок или плечо. Теперь зубов 6, а привычка покусывать маму осталась. Понимаю, это еще не специально, но бывает ТА-А-А-АК укусит, что ничего не захочется! Я вскрикну, а он улыбнется - и еще разок! Что ж, порой и по мягкому месту давать приходится (учитывая слой памперса, оно действительно мягкое:)), но только моментально после укуса, чтоб выработать "рефлекс". Бывает, он в ответ опять кусает, и я в долгу не остаюсь. Тогда слезы и жутко обиженное лицо. Но через секунду - снова кусает, но только футболку! Понимает? Конечно, понимает! Чешутся зубки - пожалуйста, футболка в твоем распоряжении, а маму "до мяса" грызть запрещено. Если начать воспитывать с такого "нежного возраста", то, думаю, в 2 года не придется писать доктору подобные письма.
З.Ы. Из всего ассортимента купленных грызунков и пластмассовых игрушек ни один нашему парню не пригляделся в роли массажера...
10/02/2011 22:50
Иногда приходится и сдачи дать. Думаю - доктор прав. Никто не говорит, что если ребенок от избытка чувства любви пытается вас укусить (у нас такое было, в год примерно) - нужно со всей дури кусать его в ответ. Но если двухлетке не дали конфетку (игрушку, мультик), и на попытки объяснить причину, следует кусание (бросание, битье чем попало), то за это нужно наказывать. Тут предлагали на стул сажать - с боле-мене спокойным ребенком может и действенно, но я своего (2 года и 3 месяца)смогу удержать на стуле только с помощью скотча. Мне, это кажется негуманным:)(по той же причине угол - тоже не выход.)На счет моральных наказаний - может я конечно неправа, но мне почему-то кажется, что как раз до трех лет, логичнее воздействовать физически. То что для нас, взрослых, кажется логичным - для ребенка загадочно и необъяснимо. Вас укусили, а вы с ним не разговариваете: где логика? он то с вами разговаривает? Я пыталась эксперементировать - получается фигня. Ребенок смотрит на меня огромными глазами, со вселенской обидой во взоре, и не понимает напрочь, почему мама не хочет с ним играть и отворачивается. И тут непонятно: если все это сразу сворачивать - то воспитательный эффект нулевой, если процесс затягивается, начинаются объяснения,что это потому и потому, то начинается настоящяя истерика. И успокоить его после нее очень тяжело кстати. Помоему это садизм какой-то. А когда он укусил - его укусили в ответ - неприятно конечно, но зато все понятно, и никаких обид. А вообще в зависимости от ситуации как-то получается действовать. Даже за один и тот же поступок наказания разные бывают: когда шлепнуть, когда поругать, когда просто пожурить слегка. Он ведь тоже человек, у него бывает плохое настроение, не выспался, болит что-то, в садике день неудался... да мало-ли что.
10/02/2011 18:07
Наталья, метод, предложенный доктором, срабатывает не только в том смысле, что получишь отпор, а ещё и "попробуй сам, как это приятно". Когда дочка лезла к кошке, я говорила "Представь, если я тебя за волосы дёрну, как ты кошку за хвост. Нравится? Больно, правда?" Согласилась. Больно. Отстала от кошки.
Период агрессии у большинства детей бывает, как ни воспитывай.
10/02/2011 15:36
Тут я с доктором не согласна. Установка "сильных надо уважать" имеет подоплеку - "а слабых можно бить". То есть в дальнейшем ребенок, не встретив сопротивления, будет драться с теми, кто слабее. Нужно с младенчества приучать ребенка к тому, что делать больно нельзя: дергать за волосы других в 5-6 месяцев(а многие так этому умиляются), бить по лицу маму, бабушку, мучить кошку даже играючи. Ребенок не знает, что это больно, но может понять, что это "ай-ай-ай, плохо, нельзя" и что после таких действий мама (папа, брат, дедушка) обидится и не будет улыбаться (играться, дружить и тд). Мое мнение - реакцией на агрессию должна быть обида, слезы, эмоции, но не физическое действие. Тогда малыш не станет бить, чтобы не получить негативной реакции другого, а не просто опасаясь удара в ответ. Конечно, успех Макаренко начался с удара первого ученика, но, во-первых, тот был малолетним уголовником лет 14, а во-вторых, Макаренко сам сожалел об этом ударе.
Довольно часто родители страдают от непонимания со стороны своего чада. Если ребенок в 2 года дерется с родителями и другими детьми, такое поведение зачастую вызывает недоумение и растерянность со стороны мамы и папы. Родители просто не знают, как правильно реагировать на такое поведение, что необходимо сделать, чтобы не усугубить и не закрепить такую модель поведения. Безусловно, рекомендуется рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно. Но существуют закономерности в поведении у всех детей этого возрастного периода, и каждый малыш просто по-разному их проходит. Большую роль играет семья: если у ребенка есть братья и сестры, то скорее всего модель взаимоотношений будет полностью скопирована со старших братьев и сестер.
Для того чтобы лучше понимать свое чадо, стоит ознакомиться с этапами его психического развития в два года. Это поможет не только понять его и осознать, как лучше строить с ним отношения, и какие меры в воспитании лучше всего использовать.
Итак, у ребенка в этом периоде происходят следующие изменения в развитии:
- Зарождаются зачатки самосознания и принятия себя, как отдельного человека. Понять это просто: в младенчестве малыш и мама — это одно целое, и ребенок не воспринимает, даже нет и зачатка мысли, что мама существует отдельно, а он отдельно. Если длительно происходит грудное вскармливание, то эта связь пролонгируется. Но начиная с момента, как только чадо учится ходить и появляются первые попытки говорить, возникает кризис. Происходит отделение от мамы, и начинается процесс самосознания.
- В этом возрасте развивается активная речь. Еще один очень сложный и важный для малыша момент, когда он осваивает речь и уже сейчас учится взаимодействовать и приходить к взаимопониманию. Ведь довольно часто родители встречаются с агрессией и даже слезами малыша, когда его не понимают. Он запросто может от негодования подойти и ударить. Родителям в этом случае стоит взять малыша за руку и объяснить, что это очень плохое поведение, и маме или папе это совсем не нравится. А для того чтобы были понятны его желания, необходимо чадо просить показывать или задавать наводящие вопросы, но только не стремится угадать. Иначе ожидания малыша будут всегда настроены на то, что родители должны сразу догадаться, что ему надо.
- Мышление у детей с 1-3 лет является наглядно-действенным и здесь, пожалуй, и сокрыт весь секрет. Видеть и делать, повторять по несколько раз одни те же действия, закреплять свои знания через действия. Постепенно происходит интеллектуальное развитие, и в возрасте 2-2,5 лет у малыша уже проявляется внутренний план действий. Мамам и папам стоит четко понимать, что для малыша мыслить, значит, понимать эмоциональную связь и предпринимать в определенной ситуации, как ее воспринимает он сам, определенные действия.
- И конечно, же эмоциональное развитие на этом возрастном этапе играет большую роль не только во взаимоотношении, но и понимании своих желаний. Малыши этого возраста все эгоцентричны, иными словами, для них существуют только их желания. Родителям необходимо с пониманием и терпением относится к этому, но методично и без негатива объяснять, как стоит поступать и реагировать малышу в той или иной ситуации. Да, не стоит ожидать, что сразу мама и папа будут услышаны, но многократное повторение и одна и та же реакция родителей на поведение малыша помогут выработать правильный рефлекс и со временем понимание самой ситуации.
Если родители будут понимать, как воспринимает малыш данную ситуацию, как именно он ее видит, то им будет намного легче подбирать слова и, соответственно, реагировать на его поведение.
Необходимо разобраться в некоторых часто встречающихся ситуациях агрессивного поведения двухлетних детей, и как родитель должен реагировать на них.
На данном этапе дети, как было уже сказано, являются эгоцентричными, и сопереживать они пока еще просто не умеют. Сейчас в их жизни самый подходящий момент, чтобы мама с папой их научили именно сопереживанию, наличию собственных границ и границ другого человека. Конечно, как бы это банально ни звучало, но именно так ребенок должен хотя бы знать и постоянно слышать, что у других также есть свои желания и чувства.
К примеру, малыш старается достать из своей коробки для игрушек определенный предмет, и это ему никак не удается, он начинает злиться и, главное, что эта злость не имеет пока своей направленности. Он просто злится, что не может получить желаемое. Из-за этого он начинает плакать и ударяет рядом находящегося родителя или спешащего ему на помощь. В этот момент ребенок выплеснул злость конкретно на маму или папу. И еще очень важный момент: он прощупывает границы дозволенного.
Желательно не сильно бурно и эмоционально на это реагировать и, конечно же, в ответ. Пресечь удары можно крепким сжатием руки. Следует присесть в уровень с ребенком, и глядя в глаза, строго сказать, что не нравится такое поведение, так как это очень плохо. Важно не давать негативную характеристику самому ребенку, не говорить, что он плохой мальчик или девочка. Эти слова действуют как ярлыки и могут пагубно повлиять на формирование самооценки в дальнейшем.
Примеров может быть масса. Часто мамы и папы теряются, когда сталкиваются с этой проблемой в общественном месте, к примеру в магазине. Ребенок бьется, требует и кричит, редко, но все же такое бывает. Лучший способ — это игнорирование или спокойное объяснение своей позиции. Если родителей двое, то одному из них лучше взять малыша на руки, обнять с любовью и вынести из магазина. Дети в этом возрасте очень легко переключаются. Выйдя на улицу, можно предложить посмотреть, какие машины или птицы, или якобы бегущего кролика, да все что угодно, что может отвлечь его от сложившейся ситуации.
Сложнее родителям, когда в семье несколько детей разного возраста, и у каждого свои притязания на родителей, игрушки и другие вещи, которые приходится делить. Из-за ревности дети часто , злясь на них за то, что они могут обнять брата или сестру. Тут уже потребность во внимании и постоянном присутствии родителей в действиях, играх малыша.
Хорошо помогает совместное творчество, например, где родители с ребенком рисуют свою семью. Важно изображать всех близко друг к другу держась за руки, и при этом рассказывать какую-нибудь историю и повторять, как сильно любят мама с папой своего ребенка. Испортить лаской и любовью ребенка нельзя, а вот излишней требовательностью или негативным отношением очень даже возможно. Иногда родителям стоит посмотреть, как они общаются между собою. Довольно часто детки просто копируют и повторяют поведение своих близких, вот только их негатив может проявляться и с кулачками.
Ребенок дерется со сверстниками
Начиная с этого возраста, малыш уже может посещать детский сад, группы раннего развития и все чаще играть с детьми на игровых площадках. Начинается для него совершенно новый этап взаимоотношений: он учится вести себя в социуме. У ребенка общение все еще основано на эмоциях, и сотрудничество с другими ему еще не понятно, в связи с этим довольно часто возникают конфликтные ситуации. Общение с другими детками только начинается, и важно помочь малышу научиться правильно его выстраивать. Необходимо помнить, что эмоциональные реакции в два года — явление естественное, и связаны они непосредственно с его желаниями.
К примеру: лето, дети играют на площадке. Они не поделили игрушку, один ребенок бьет другого и тут конфликт возникает не только у детей, но и мам. Чтобы этого не было, родителям стоит выполнять следующее.
Ребенок маленький, и поэтому полагать, что он может играть уже самостоятельно с детьми, будет не верно. Мама должна находиться рядом, но именно находиться и контролировать процесс. Если малыш первый раз на площадке, то стоит взять его за руку и, подводя к детям, поприветствовать малышей и дать возможность своему ребенку все осмотреть и самому выбрать, чем заняться. Далее лучше выполнять роль наблюдателя, и в нужный момент советовать или показывать, как лучше себя вести.
Что можно предпринять?
2016-10-31T23:51:24+00:00
Добрый день, дорогие читатели! Очень большой процент семей, обращающихся на консультацию, приходит с вопросом детской агрессии. Почему ребенок дерется, кусается, огрызается? Родителей это часто приводит в растерянность. Как на это реагировать? Что с этим делать? Ответим в этой статье.
Сразу скажу, что до определенного возраста пробовать такое поведение — это норма! А вот если такие ситуации постоянны или ребенок уже старше 6−7 лет, то стоит серьезно задуматься.
Была ли у вас такая ситуация, когда вы приходите забирать ребенка из школы или детского сада, а учитель или воспитатель говорит вам: «Ваш ребенок дерется в саду, примите, пожалуйста, меры».
Тут у каждого родителя могут возникнуть разные эмоции и даже абсолютно противоположные. Кто-то почувствует стыд и неловкость за своего ребенка. Кто-то почувствует страх, как малыш сейчас себя чувствует и что с ним произошло? В любом случае такая ситуация, согласитесь, не самая приятная.
Покажите ребенку пример рассудительной реакции. Сдержитесь и не ругайте ребенка сразу! Сначала стоит разобраться и выяснить, что именно произошло.
Очень сложно разобраться в ситуации, которую вы сами не видели. Особенно, если ваш малыш сам вам не может все подробно рассказать. Например, он еще очень мал, ребенку 2−3 года и он еще плохо разговаривает, или он не хочет это вам рассказывать.
Поговорите с воспитателем или учителем, спросите самого малыша — что произошло. Он защищал свои игрушки или его толкнули, а он ответил? Необходимо объяснить недопустимость физического насилия, и показать и обучить способам защиты с помощью слов.
Скорее всего, ваш ребенок уже все выслушал от воспитателя или учителя о своем поведении, поэтому не обрушивайте шквал своих обвинений и наказаний на него. Он может почувствовать, что весь мир от него отвернулся. Признайте его чувства и его права на злость.
Важно также отметить — это разовая ситуация (например, ребенок мог не рассчитать силу, самообороняясь) или он часто является зачинщиком ссор в коллективе и всегда использует силу в качестве весомого аргумента?
Спокойно, без накала страстей поговорите с ребенком. Представьте себя на его месте, что чувствует ваш малыш, когда вы ругаете его? Особенно тогда, когда в его жизни и так что-то пошло наперекосяк.
Обсудите с воспитателем (учителем) какие совместные меры вы можете предпринять, чтобы избежать повторения таких ситуаций. Например, оставить в группе «подушку злости» и ваш малыш, когда очень сильно разозлится, может подойти и поколотить ее. Или он может потопать и зарычать, или воспитатель/учитель может дать карандаши и бумагу для выражения своих чувств на листе.
Если воспитатель или учитель будут чрезмерно ругать вашего ребенка и использовать всяческие наказания, будьте готовы к тому, что желание пойти в садик, например, у ребенка угаснет. А если в это время ребенок еще адаптируется к детскому саду, то это еще более тлетворно может сказаться на его мотивации посещать садик. (Читайте также про адаптацию ребенка к детскому саду).
Почему ребенок дерется на детской площадке или в гостях
Дети, особенно от года до 3−4-х лет еще пробуют разные модели поведения, которые помогут им достичь желаемого результата. Например, ребенок в год может драться только потому, что он еще не умеет по-другому проявлять свою злость. И в то же время, контролировать свои чувства он еще тоже не в состоянии.
Не ругайте его, наказывая и отбирая все игрушки обратно. Проговорите его чувства и чувства «пострадавшего». Например: «Я понимаю, что тебе очень понравилась его игрушка, и ты тоже захотел в нее поиграть, да? Но он не разрешил. И тогда ты очень разозлился и решил стукнуть его. Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? Посмотри — он плачет, ему больно».
Покажите ему на собственном примере какое дальнейшее поведение будет правильным в такой ситуации. Подойдите сами к «пострадавшему», извинитесь за ребенка, пожалейте. Лучше это, конечно, сделать совместно с вашим ребенком. Но хотя бы так.
Как бы ни банально и заезженно это звучало, но все же, помните, что, оценивая происходящее, давайте оценку поступкам и поведению ребенка, а не ему самому!
Вроде все уже об этом слышали и знают, но на детской площадке каждый день можно услышать «Какой ты хулиган! Пошли домой, бестолочь! Ты — драчун! Никто с тобой дружить не хочет!».
Поверьте, дети очень верят словам родителей. И если родитель так говорит, значит это так! А если это не так, значит надо таким стать. И ваш ребенок будет только закреплять такое поведение.
Ребенок поднимает руку на Вас
Когда ребенок начинает ходить, примерно в 1 год, то в его жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышно только «Не трогай! Не лезь! Отойди! Нельзя!».
Зачастую, первая реакция на них — это укусить маму, стукнуть, закричать и заплакать. Подраться с родителями в знак протеста — для ребенка практически инстинктивная реакция.
Важно дать понять ему, что такое поведение в семье не допускается. Перехватить его руку. Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно. Показать и объяснить ему, как он может по-другому выразить свое недовольство.
В то же время, стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками.
Кстати, рекомендую каждому родителю посетить Сайт детского психолога . Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.
Родители — самые близкие люди для ребенка, и на вас он «отрабатывает» способы реагирования на те или иные жизненные ситуации. Если вы с улыбкой журите малыша, когда он вас стукнул: «Ай-ай, какой ты бойкий!» — то будьте готовы к тому, что такое поведение может закрепиться, и в дальнейшем он может стукнуть и посильнее, и не только вас.
Почему ребенок дерется? Разберемся в причинах
Одна из причин — возрастные особенности ребенка. Как уже было сказано ранее, ребенок дерется в 1 год , проявляя таким образом свой протест на большое количество запретов, единовременно появившихся в его жизни.
В 2−3 года ребенок учится проявлять свои чувства и может попробовать замахнуться и ударить, проявить физическую агрессию. Он изучает нормы и правила семьи и общества, смотрит, что можно, а что нельзя, изучает границы. Пока еще не в состоянии совладать со своими эмоциями.
В 4−6 лет ребенок все чаще для разрешения спорных ситуаций использует речь. Но все же и в этом возрасте префронтальная кора головного мозга, отвечающая за произвольность, все еще созревает, и малыш не всегда может сдержать свой накал страстей внутри себя. Чаще всего драки в этом возрасте носят разовый и ситуативный характер.
После 7 лет дети уже могут при желании контролировать свои эмоции. И обычно уже знакомы с нормами в обществе.
Какие еще могут быть причины?
Получает внимание
Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Мало кто может похвастаться, что остается спокоен, когда ребенок дерется. Если он недополучает вашего внимания, или вы с ним обычно очень сдержаны и спокойны, то на этом фоне ваша бурная эмоциональная реакция на драку сильно выделяется.
Задумайтесь и постарайтесь честно ответить: в каком процентном соотношении вы проявляете похвалу и ругань к своему ребенку?
Зачастую мы забываем хвалить и поощрять ребенка, когда он самостоятельно играет или затевает совместную игру с братом. Часто мы это воспринимаем как само собой разумеющееся и никак не реагируем на это.
А вот если наш малыш отобрал игрушку у товарища или толкнул кого-то, то вот здесь мы точно не промолчим!
Вывод: старайтесь спокойно, но в то же время неоспоримо объяснять недопустимость физической агрессии и одновременно с этим более эмоционально поощрять хорошее поведение вашего ребенка.
Семейный шаблон поведения
Одна из причин драчливости — не знание других способов реагирования. Если в семье все конфликтные ситуации разрешаются руганью, если в семье используется физическое наказание, то ребенок принимает это поведение как адекватное и единственно верное.
Как вы разрешаете конфликтные ситуации в семье? Что видит ваш ребенок? То он и перенимает.
Отсутствие границ
Я уже сказала, что одной из причин является слишком большое количество запретов в жизни малыша. В то же время, отсутствие запретов и границ также является одной из причин агрессивного поведения ребенка.
Сейчас очень модно стало растить ребенка в «демократической обстановке». Причем каждый родитель трактует это по-своему. И многие под этим подразумевают, что ребенок самостоятелен практически с рождения и может сам делать, что хочет, а отсутствие границ и жестких рамок поможет ему вырасти «свободной личностью».
Поверьте, это жуткая ошибка. Ребенок не может самостоятельно решать, что такое хорошо, а что такое плохо. Для этого у него есть родители. А наша с вами задача — обеспечить безопасность нашего ребенка.
Об этом хорошо рассуждает и доктор Комаровский. Вы можете посмотреть его мнение по этому вопросу в следующем видео:
Если малыш не чувствует, что вы его защищаете, ставя границы (играть, бросаясь мягкими кубиками можно, а играть так же, бросаясь камнями, нельзя, это опасно!). Тогда ребенок начинает эти границы активно искать.
Заступится ли мой родитель, когда я буду драться? Или он опять скажет: «Пусть учится сам разбираться». Если ребенок это услышит, то тогда его поведение будет еще больше граничить с различными правонарушениями. Малыш ждет — ну когда же родители скажут ему: «Стоп! Мы за тебя отвечаем. И мы ставим границы. Создавая тем самым поле деятельности, в котором ты можешь чувствовать себя спокойно и безопасно».
Миф о «настоящем мужчине»
Вы слышали на площадке или среди других родителей, как они с гордостью говорят. «Мой сын — настоящий мужчина! Может постоять за себя»? К сожалению, такие фразы чаще говорят, когда ребенок защищает свои вещи и свои интересы с помощью силы. Именно это считается «мужественностью». Это грустно.
Ведь настоящий мужчина должен уметь разрешать конфликтные ситуации словами и поступками, а не применением физической силы.
Что делать, если ребенок дерется? Как отучить ребенка драться?
Для этого нужно научить ребенка справляться со своей агрессией. А для этого, как минимум, ребенок должен научиться определять, что он чувствует и принимать свои чувства. Злиться — можно, драться — нельзя !
Давайте разберем на примере . Произошла драка. Ваши действия:
- Покажите ребенку, что вы его любите все равно. Злой он или добрый — мы любим наших детей всегда. Им это очень важно знать и понимать. Для этого присядьте рядом с ним, чтобы быть на уровне его глаз. И постарайтесь быть сами спокойны. Это даст вашему ребенку чувство опоры. И поможет успокоиться.
- Озвучьте чувства ребенка: «Ты сейчас очень злишься, верно? Очень неприятно, когда у тебя забирают любимую игрушку. Или ты злишься, потому что еще не хочешь идти спать?». Выслушайте его. Скажите, что вы понимаете.
- Дальше напомните, что есть границы. «Очень захотелось вернуть игрушку и ты ничего не придумал, как толкнуть брата? Но драться недопустимо. Как бы ты мог иначе вернуть свою игрушку?»
- Обсудите возможные способы реагирования на конфликтные ситуации. Выучите с ребенком разные фразы для налаживания взаимодействия со сверстниками. Например:
- «Извини, но эта игрушка мне нужна самому»;
- «Дай мне, пожалуйста, эту вещь, она мне очень нужна»;
- «Ты мне сделал больно, не надо так больше махать рядом со мной машинкой» и т. д.
Для лучшего запоминания проиграйте разные ситуации с помощью игрушек. Призовите на помощь . Обсудите с ребенком варианты взаимодействия в группе детей.
Обратите внимание на замечательную книгу «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем », автор Гульнара Ломакина. Книга посвящена родителям , желающим понять своего малыша и помочь ему .
Какие способы выплескивания злости приемлемы?
А что помогает лично вам справиться со своей злостью? Вы считаете до 10? Или вам надо сходить в спортзал и поколотить грушу? Поделитесь своим личным опытом с ребенком. Он будет самым ценным для него.
Вот еще несколько разных приемов :
- Когда я злюсь, я могу сильно сжать кулачки и затопать ногами. Вот как сильно я сейчас злюсь!
- Я могу побить подушку! Сильно-сильно. Всю злость выплеснуть на нее.
- Я могу нарисовать свою злость, она яркая и страшная, а потом разорвать ее на маленькие кусочки и превратить в красивое яркое конфетти.
- Я могу зарычать и закричать, как рычит свирепый лев, когда разозлится.
Это все приемлемые способы разрядки.
Также к выплескиванию агрессии и разрядке можно отнести занятия физическими нагрузками, разными видами спорта, игры в войнушку, для более младших детей — игры в кошки-мышки, где родители и дети играют как в роли охотника/нападающего, так и в роли жертвы/убегающего и т. д.