Игры на мелкую моторику рук. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Лепка для развития тактильных ощущений
Екатерина Морозова
Время на чтение: 10 минут
А А
В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.
Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…
Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?
3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.
Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.
Почему оно столь важно?
- Мелкая моторика тесно связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
- Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры , которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
- По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка , о его .
- Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане .
Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики
Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?
Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.
Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:
- С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
- С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
- 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
- 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
- 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.
Когда начинать и сколько заниматься?
Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.
Впрочем, до этого возраста можно применять:
- Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
- Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
- Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.
Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.
Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.
Важно:
Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.
Основные правила для родителей:
- Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
- Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
- Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
- В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
- Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
- Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
- Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
- Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
- Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
- Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
- Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.
Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года
5 лучших игрушек для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста – что выбрать в магазине?
В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.
Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?
Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:
- Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
- Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. .
- Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
- Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
- Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.
Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.
Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей
15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.
Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:
- Занимаемся лепкой . Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
- Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
- Изготовление коллажей и поделок . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
- Создание поделок из природных материалов . Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
- Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
- Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
- Кот в мешке . Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
- Конструктор . Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
- Делаем бусы ! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
- Плетение, вышивание, вязание . Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
- Картины из пластилина и круп . Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
- Подбираем крышки к банкам . Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
- Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
- Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
- Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
Важно:
Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!
Игры для развития мелкой моторики своими руками
Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.
2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").
3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").
4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.
5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.
Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.
7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.
8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.
10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.
11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)
12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.
13. Плетение косичек .
14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Здравствуйте, дорогие друзья, читатели блога !
Как вы, наверное, уже знаете, мы очень много внимания уделяем развитию мелкой моторики рук . , и не раз, а вот о том, зачем мы это делаем – нет.
Спешу исправиться и в этой статье описать, зачем же нужно развивать пресловутую мелкую моторику и расписать занятия , нацеленные на ее тренировку, с ребенком разного возраста.
Зачем мы развиваем мелкую моторику ?
Существует неоспоримая связь между развитием мелкой моторики рук малыша и развитием его речи. Чем лучше развита моторика – тем лучше малыш говорит.
Дело в том, что импульсы, исходящие от рецепторов, находящихся в пальчиках, способны активировать участки головного мозга, отвечающие за артикуляцию звуков и формирование речи в целом.
Развиваем мелкую моторику
То есть, чем лучше работают маленькие пальчики, тем больше импульсов поступает в кору головного мозга, и тем, соответственно, лучше и быстрее развивается речь ребенка, обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляция звуков.
Помимо непосредственного развития речи, мелкая моторика также помогает совершенствовать еще и память, внимание.
Игры для развития мелкой моторики рук очень увлекательны и полезны, а играть в них очень весело и забавно, так что всем рекомендую!
Игры для развития мелкой моторики
Приведу игры, ориентированы на разный возраст. Во все мы с удовольствием играли.
0-6 месяцев
Ребенок еще совсем маленький, но это вовсе не означает, что с ним нельзя заниматься и развивать мелкую моторику. Дело в том, что в таком возрасте у малыша очень развит хватательный рефлекс, вот на этом и можно построить свои занятия.
Хватаем, тащим, пробуем
Покажите малышу игрушку. Она должна быть яркой и большой, способной заинтересовать маленького исследователя. Аккуратно вложите ее в маленькую ручку (например, хвостик мишки или ушко зайчика), пускай малыш ее хорошенько обследует, покажите ему, что игрушечку можно дергать и хватать.
Например, вот такого зайчика 🙂
В следующий раз, предложите малышу уже самому схватить игрушку (в этом плане удобно будет, если игрушка будет или специальной развивающей, например, подушечка с ленточками – за них удобно дергать, или с деталями, за которые удобно хватать).
Со временем предложите малышу игрушку другой фактуры и цвета. Так вы будете помогать ребенку познавать мир и за одно .
Слингобусы и вязанные игрушки
Слингобусы можно купить или сделать самому. Помимо развития внимания и зрения малыша, они также помогут развить и мелкую моторику.
Слингобусы
Во время кормления кроху обязательно заинтересуют яркие бусины у мамы на шее, ему захочется их схватить и потрогать. Поверхность бусин – шершавая и будет оказывать массаж маленьким пальчикам. Тот же самый эффект можно ожидать и от вязанных игрушек.
Пальчиковая гимнастика и потешки
Начиная с трех месяцев с ребенком можно заниматься пальчиковой гимнастикой . В начале это будет иметь форму простого тактильного общения: маме следует поглаживать пальчики и ладошки ребенка, приговаривая при этом текст веселых потешек и стишков. Такой массаж обеспечит малышу первое знакомство с окружающим миром, а также даст психоэмоциональную поддержку.
Мешочки с крупами
В возрасте 6 месяцев уже можно начинать играть с крупами. Пока в спрятанном виде – в специально сшитых мешочках. Детальнее об этом я писала здесь.
6-12 месяцев
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика выходит на новый уровень. С малышом уже можно играть, сгибая и разгибая пальчики, делая круговые движения, осуществляя массаж ладошек и кистей рук.
Легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью поглаживание пальчиков будет намного веселее и превратится в целую игру, если мама в это время будет приговаривать: «Этот пальчик в лес пошел…», «Этот пальчик дедушка…», «Мальчик-пальчик, где ты был…». Всем известная «Сорока — белобока», Продолжительность занятий – 2-3 минуты каждый день.
Вот наши любимые потешки:
Пальчики в лесу
Поочерёдно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Это пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел!
Тише, тише…
Сначала загибаем поочередно пальчики:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
А потом разгибаем:
Тише! Тише! Не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Прищепки
Учимся играть с прищепками. Делаем аппликации – крепим прищепки к предварительно вырезанным из картона фигуркам и получаем – готовую картинку (солнышко, ежика, цветочек). Наши аппликации –
Цепляем прищепки на одежду, а потом снимаем.
Развиваем мелкую моторику подручными средствами
Крутим крышки на бутылочках и баночках, складываем карандаши, открываем пакетики с чаем.
КарандашиРвем бумагу на мелкие кусочки. Детальнее о наших играх прочесть можно –
Ладушки, «пока-пока»!
Всем известные ладушки, учимся хлопать в ладоши и махать пока-пока!
Нажимать на кнопки игрушечного мобильного телефона
Малышу обязательно понравится нажимать (чтоб не заинтересовался вашим, лучше купите ребенку его персональный игрушечный 🙂)
Игры с крупами
Ну, и, конечно же, начинаем играть с крупами. О наших играх я детально писала , так что не буду повторяться.
А в какие игры вы играете со своими малышами? Буду рада, если поделитесь опытом!
Продолжение следует…
Раскладываем находки по цветам. В те цвета, которые не смогли найти на улице, положили игрушки.
Фото прислали Кирилл (2 года) и мама Екатерина
Фото прислала Лина
Игра «Кто что ест». Кормим животных
Играем с резиночками. Композиция Елка
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с желейной массой, выковыриваем игрушки из желейного моря.
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с сенсорной коробкой Зимушка-зима. Строим берлогу для медведя и нору для лисички
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Взбиваем венчиком пену, собираем губкой пену в ведерко
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с рамкой-вкладышем
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Изучаем звуки
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Вдеваем синельную проволоку в сито, своеобразное вышивание получается
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Клеим наклейки, заодно и буквы повторяем
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Делаем лес для зайки. Учимся втыкать листики в пластилин, не сломав их
Фото прислали Кирюшка (1 год 3 мес) и мама Екатерина
Снимаем с елки шарики, сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 5 мес) и мама Анжела
Игра «Найди пуговке парочку»
Игра «У кого какой хвост»
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Играем с соленым тестом, кормим игрушки
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Раскладываем спички по цветным коробочкам
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Разворачиваем конфеты и сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Смена времен года. Режем ножницами бумагу, раскрашиваем крону яблонь и елку, приклеиваем снежинки, катаем из пластилина яблочки и приклеиваем, лепим из пластилина снеговиков.
Угадай чей след. Игра с кинетическим песком
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Игры с конструктором. Придумываем разных животных
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Повторяем счет. Играем в игру «Мешок яблок»
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Раскладываем предметы по ячейкам. Раскладывать можно шишки, каштаны, желуди, орехи, камушки, шарики. В качестве ячеек подойдут форма для льда, крышки от пластиковых бутылок, палитра, лотки от яиц.
Учимся проталкивать предметы. Проталкивать можно что угодно: коктейльные трубочки, счетные палочки, обрезанные ватные палочки, колпачки от фломастеров
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с рамкой-вкладышем
Играем на улице, используя природный материал. Делаем из палочек буквы и цифры
Достаем маленькие игрушки ложкой из миски с водой и складываем в другую миску
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с соленым тестом. Оставляем отпечатки разными предметами
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с прищепками. Делаем иголочки елочке и ежику
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с кубиками «Сложи узор»
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (1 — 2 года) и мама Марина Фурзикова
Забавные шнуровки
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 6 мес) и мама Марина Фурзикова
Кормим медведя манкой через дырку в животе с помощью ложки
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с прищепками
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Пишем на манке буквы и цифры. Снизу посуду подсвечиваем гирляндой
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Нанизываем бусины на синельную проволоку и получаем бусы для куклы
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Вылавливаем мозаику из воды при помощи ситечка
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем мороженое (крашеный лед) ложкой
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Проходим простой лабиринт — соединяем пингвинчков линией
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Украшаем елку стеклянными шариками
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем ложкой шарики мороженого, сделанные из теста
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Соединяем одинаковые шарики линиями
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Устраиваем чаепитие
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Надеваем маленькие резиночки на стержень
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Конструируем из геометрических фигур
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 5 мес) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Коля (2 года 3 мес) и мама Алена
Фото прислали Коля (2 года 2 мес) и мама Алена
Игра с блоками Дьенеша по схемам
Сетка памяти с использованием фигурок животных
Фото прислали Коля (2 года 1 мес) и мама Алена
Учимся ловить рыбу. Магнитная рыбалка
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Обводим буквы и цифры по стрелкам
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Приклеиваем и отклеиваем многоразовые наклейки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем картинки из палочек от мороженого
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем композиции из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Кормим свинку-копилку пуговицами
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Учим цвета и формы, подбирая половинки игрушечных яиц
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Открываем крышки на баночках и пытаемся подобрать и закрыть крышки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Игра «Сажаем огород»
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с тестом. Вдавливаем формочки в тесто
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Забиваем цветные гвоздики и таким образом украшаем бумажную елочку
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Режем банан. Первый опыт работы с ножом под присмотром
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с мозаикой: выкладывание цветовой последовательности
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Самодельные шарики из мягкой ткани на тоненьких резиночках (7 цветов радуги + белый): изучаем цвета, понятия «вверх-вниз», «влево-вправо»
Фото прислали Богдан (11 месяцев) и мама Ирина
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Игра «Кормим петушка»
Игра «Найди маму». Подбираем курицам яички по цвету
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 9 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: Просовываем макароны, спички и все, что можно просунуть в дырочки дуршлага
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: чистим лук от шелухи
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: складываем орешки в бутылку
Фото прислали Ромик (1 год 4 месяца) и мама Анастасия Темных
Рождественский вертеп
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 8 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Игра со льдом « Освободи из ледяного плена зверей». Сыпем соль на лед, льем воду из кружки, щипцами захватываем фигурки и кладем в тарелку.
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Большой съест много, маленький — мало.
Закрываем-открываем, подбираем по цвету и форме.
Варианты игры для более старшего возраста: 1. Ориентировка на плоскости - «Сделай игрушкой 2 шага вперед, 3 влево, где оказалась игрушка?»
2. Игра на развитие внимания и памяти. «Во втором ряду сверху под третьей крышечкой спрячь цветочек» , «Вспомни, кто спрятался под зеленым треугольником, под красным кружочком...»
Фото прислали Давид (1 год 4 мес) и мама Анжела
Сенсорная коробка «Осень»
Фото прислали Руслана (2 года 2 мес) и мама Азнива
Сенсорная коробка «Африка»
Фото прислали Руслана (2 года 1 мес) и мама Азнива
(доска с замочками, щеколдами, выключателями, колесиками и т.п.)
Фото прислали Руслана (2 года) и мама Азнива
Используем стаканчики, воронки, бутылочки.
Фото прислали Руслана (1 год 10 мес) и мама Азнива
Игра: Кормим киску фасолью
Фото прислали Руслана (1 год 7 мес) и мама Азнива
Играем с рамками-вкладышами Монтессори
Фото прислали Руслана (2 год 1 мес) и мама Азнива
Игра «Спасаем пингвинчиков» . Пингвинчиков занесло снежной бурей, надо им помочь. Учимся работать грушей. В контейнере сода. В воду добавлена лимонная кислота и гуашь для цвета.
Фото прислали Егорка (1 год 11 мес) и мама Марина
Мозаика из губчатых салфеток. Повторение форм и цветов. Конструирование. Играем в ванной.
Фото прислали Егорка (1 год 10 мес) и мама Марина
Первый цветовой сортер. Проталкиваем детали мозаики в дырочки, проделанные в коробке от каши.
Фото прислали Егорка (1 год 6 мес) и мама Марина
Игра «Съедобное — несъедобное». Используя карточки от лото, накормим бегемотика, но только так, чтобы у него животик не заболел.
Игра «Большая стирка». Малышу необходимо разобрать носки по парам. После этого с помощью прищепок повесить сушиться на шнурок (шнурок можно завязать между ножками детского стола и стульчиков)
Фото прислали Егорка (1 год 9 месяцев) и мама Марина
Игра: Самодельная геометрическая рамка-вкладыш. Вкладышами служат блоки Дьенеша и детали из картона.
Фото прислали Егорка (1,5 года) и мама Марина
Игра: Нескучное геометрическое лото. Предварительно маме нужно завернуть фигурки от лото в фольгу. Малышу будет интересно, что же внутри, и игра пройдет гораздо веселей, чем обычное лото.
Фото прислали Егорка (2 года) и мама Марина
Игра со штампиками: ставим отпечатки, открываем, закрываем.
Игра: Самодельная хрюшка-копилка. Кормим свинку пуговицами.
Фото прислали Ромик (1 год 3 месяца) и мама Анастасия Темных
Игра: Тактильные карточки
Фото прислали Данил (1 год 2 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Самодельное геометрическое лото на магнитах
Игра: Самодельная свинка-сортер.
Фото прислали Данил (1 год 1 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Кормим Винни Пуха и Пятачка. Сортируем орехи по размеру: все большие для Винни, а Пятачку те, что поменьше.
Фото прислали Кирюшка (1 год 2 месяца) и мама Екатерина
Игра: Собираем урожай.
Фото прислали Алиса (3 года 5 мес) и мама Ирина
Мелкая моторика способствует развитию речевого центра головного мозга – это научно доказанный факт. Поэтому игры для мелкой моторики являются оптимальным средством ускорения процесса формирования у ребенка речевого навыка. Помимо этого, игры для развития мелкой моторики позволяют научить ребенка первичным основам самообслуживания. Использовать подобные методики можно в домашних условиях без консультации с педагогами и педиатрами. На этой странице предлагаются простые и сложные занятия для мелкой моторики, предназначенные для домашних условий.
Старайтесь выбирать каждый день разные игры для развития мелкой моторики у детей, таким образом можно усиливать их благоприятное воздействие. Чередующиеся занятия для развития мелкой моторики также расширять кругозор малыша и обогатят его словарный запас.
Игры для развития мелкой моторики рук ребенку дошкольнику
Нанизывание. Принцип пирамидки - нечто с отверстием надо надеть или нанизать на палочку, веревочку, соломинку для сока, сухой прутик и т.п. Для игры на развитие мелкой моторики рук подойдет все, что можно нанизать: крупные пуговицы, бусины, макароны, баранки и сушки. Помню, как мой совсем еще маленький сын с удовольствием надевал сушку-баранку по очереди на пальчики, а потом с не меньшим удовольствием сгрызал игрушку!
Игрушки из бумаги. Игрушки из обычной бумаги - что может быть проще! Но пользы эти игры для мелкой моторики рук ребенку принесут не меньше, чем самые дорогие «развивалки» из магазина. Научите малыша мять небольшие листочки, скатывать их в шарики, складывать «гармошкой», сворачивать «улитками» или трубочками - все это замечательные упражнения для маленьких пальчиков, не требующие практически никаких затрат. А потом все эти «улитки», «шарики» и «гармошки» отлично используются в играх.
Вместе с малышом можно сделать объемный коллаж или аппликацию. Ваше сокровище с удовольствием будет рвать, скручивать и катать бумажные шарики, а вы приклеивайте их на лист бумаги в виде облаков или овечек, летящего снега или осыпающихся листьев. Сюжет картины зависит от фантазии вашей и малыша - сочиняйте сказку или историю, пока занимаетесь рукоделием.
Когда ребенок подрастет, научите его складывать из бумаги «лодочки», «самолетики» и другие игрушки оригами - инструкции во множестве можно найти в Интернете. Играя в эти игры на развитие мелкой моторики дошкольников, ваш малыш не только получит удовольствие от «бумажного» творчества, но и прекрасно разовьет пальчики.
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук у детей
Угадайка. Для того чтобы организовать дидактические игры на мелкую моторику, возьмите пару детских носочков, в каждый положите небольшую игрушку (например, в один - шарик, а в другой - кубик или игрушки из киндер-сюрпризов). Предложите ребенку наощупь угадать, что «спряталось в носочке». Игра практически бесконечна, ведь прятать можно не только игрушки! Положите в носочки, к примеру, грецкий орех, кофейную ложечку, крышечку от пластиковой бутылки, прищепку. Оглядитесь, и вы увидите множество мелких вещиц, которые пригодятся для этой игры.
Я - волшебник! Принцип дидактической игры на развитие такой же, как в «Угадайке». Возьмите несколько парных игрушек или, например, два грецких ореха, две прищепки, две крышечки, два кусочка губки, два футляра от киндер-сюрпризов. Предметы могут быть любые, главное, что вы одинаковые наборы этих предметов поместите в две коробки (или в два бумажных пакета). Малыш не видит, что внутри, но он ведь «волшебник» и может вытащить из двух разных коробок одинаковые вещицы. Не глядя, одной рукой вытаскивает, к примеру, кусочек поролоновой губки из одной коробки. И, нащупывая точно такой же кусочек губки другой рукой во второй коробке, вытаскивает ее к удивлению «зрителей». Настоящий «волшебник»!
Игры с прищепками, способствующие развитию мелкой моторики
Игры, способствующие развитию мелкой моторики, можно проводить с самыми обычными бытовыми приспособлениями. Кстати, о прищепках. Удивительные подручные «тренажерчики»! Обычная бельевая прищепка (только попробуйте, чтобы не была очень тугая!) может стать и ушком зайчика, и иголками ежика, и лучиками солнышка. Надо просто вырезать достаточно крупные силуэты из картона (они, кстати, пригодятся еще не один раз!), и малыш с удовольствием будет делать ежику и елочке иголочки, солнышко украшать лучиками, а тучку - дождиком.
Прицепите к кусочку ткани несколько прищепок, и малыш с удовольствием будет их отцеплять. А если мама или папа прицепит несколько штук к своей одежде, ребенок с радостью поможет «снять репейник».
Более сложные игры для мелкой моторики с прищепками - прицепить их на натянутую веревочку. А потом на эту веревочку можно и рисунки развесить - вот вам и галерея первых шедевров ребенка!
Другой вариант использования прищепки для игры на мелкую моторику для детей - как пинцет или щипцы. С помощью прищепок можно захватывать и перекладывать различные предметы, особенно мягкие (кусочки ткани, шерстяные помпоны, кусочки толстых разноцветных нитей для вязания).
Еще развивающие игры для развития мелкой моторики кистей рук у детей
Игры, развивающие мелкую моторику, просты, могут использоваться в любом месте, не требуют дорогостоящего инвентаря. Еще больше вариантов для занятий можно найти далее на странице. Тут предложены игры, развивающие мелкую моторику рук и другие полезные навыки, например, художественный вкус, точность, ловкость, речь и т.д.
Мозаика. Мозаика - это развивающая игра для развития мелкой моторики, заключается в выкладывании любых узоров или изображений из мелких деталей. Это могут быть и покупные мозаики, и самодельные. Например, раскрашенная скорлупа от вареных яиц, небольшие геометрические фигуры (можно нарезать из цветной плотной бумаги или картона), даже кусочки продуктов - помните, печенье, нарезанные овощи, крупа, сухофрукты? Сначала ребенок учится просто выкладывать простейшие дорожки и домики, потом «рисунки» усложняются. А в дальнейшем самодельные мозаики можно наклеить на картон и получить «настоящую картину» (из скорлупы, из фасоли и сухого гороха, из гречки, пшена, риса). И даже вставить творение в рамочку и повесить на видное место!
Конструктор. Конструктор - это развивающие игры для детей для мелкой моторики, которые целесообразно сначала приобретать из крупных деталей: кубиков, пирамидок, цилиндров. Их легко складывать и разрушать. Потом величина деталей уменьшается, но зато самих деталей должно быть все больше. И здесь уже детали могут иметь крупные крепления, чтобы собирать конкретные изделия. Виды конструкторов самые разные - от пластмассового и деревянного до металлического и магнитного. Обратите внимание: крепления на деталях желательны разные, чтобы малыш учился их соединять различными способами. Сегодня, к примеру, строите деревянный домик из «бревнышек», на следующей неделе создаете космический корабль из трубочек с магнитными наконечниками. А еще через некоторое время скрепляете зубочистки пластилиновыми шариками - интересно, что у вас получится?
Шнуровки – это самые доступные и полезные развивающие игры для развития мелкой моторики рук, которые позволяют научиться малышу основам самообслуживания. Своими руками легко сделать для малыша «тренажер». Понадобится картон, дырокол, толстая нить и кусочек обычного скотча (липкой ленты). Из картона вырезаете фигуру любого предмета или животного (например, человечек в одежде, которую надо зашнуровать; или башмак; или листик дерева). А можете использовать те "Картонные фигуры, на которые прикрепляли прищепки. Теперь дыроколом проделываете отверстия. А из толстой нити или бечевки делаете шнур - один конец туго обматываете кусочком липкой ленты, чтобы край нити не распушился и малышу было удобнее шнуровать. Другой конец нити лучше завязать крупным узелком. Вот и готова шнуровка. Причем фигурки можно часто заменять; вырезать и проделать дырочки в куске картона совсем не сложно. А еще можно шнуровать ботинки папе, особенно новые. Но и старые, чисто вымытые, тоже подойдут.
Развивающие занятия с ребенком для мелкой моторики кистей рук
Пластилиновые занятия для мелкой моторики рук - прекрасная работа для детских пальчиков. Катание шариков, изготовление «червячков» и «стволов-веточек», лепка «лепешек», размазывание пластилина по дощечке в виде фона картинки - замечательная тренировка пальчиков малыша. Предлагаю два простых рецепта изготовления «домашнего пластилина», т.е. соленого теста. Для занятия для мелкой моторики у ребенка его обычно не красят (раскрашивают готовую поделку), но, если необходимо, можно подкрасить пищевыми красителями.
Первый вариант:
- 1 стакан муки;
- 1 стакан соли;
- 1 столовая ложка растительного масла;
- 1/2 стакана воды.
Вымесите тесто для развивающих занятий для мелкой моторики и в полиэтиленовом пакете отправьте в холодильник на 2 - 3 часа. Достанете уже готовый к употреблению домашний пластилин. Масса для лепки, которую не успели использовать, всегда хранится в герметично закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
Второй вариант:
- 1/2 стакана муки;
- 1/2 стакана соли (если «Экстра», то меньше);
- 1 столовая ложка крахмала;
- вода.
Сначала смешайте все «сухие» продукты, эту ответственную работу может выполнить и сам ребенок. Потом, добавляя понемногу воду, замесите крутое тесто. Такой «колобок», завернутый в полиэтиленовый пакет, может несколько дней храниться в холодильнике.
Самообслуживание. И это тоже игры с развитием мелкой моторики. Продеваем крупные пуговицы в петли, трещим липучками, застегивая и расстегивая сандалики, расчесываем волосы кукле и заплетаем ей косу, натягиваем и стягиваем гольфы и носочки… Все эти действия можно обыгрывать - например посоревноваться, кто быстрее наденет курточку и застегнет «молнию». Или пощелкать кнопками на кофточке, самому попасть пальчиками в перчатки - все эти навыки самообслуживания, освоенные в игре, помогут малышу чувствовать себя уверенным: «Я уже могу!»
Игры с карандашом, направленные на развитие мелкой моторики
Обводили – это игры, направленные на развитие мелкой моторики, делать это можно не только карандашом или фломастером. Для крох замечательные упражнения - просто обводить пальчиком (например, обвести пальцем перевернутую формочку в песочнице - получится «картинка»!). А вообще-то обводить можно все, что угодно. Вот, например, такая игра с карандашом для мелкой моторики: складываете лист бумаги (форма и размер не имеют значения, главное, чтобы лист был ненужным). Потом из середины произвольно вырываете кусочек и расправляете лист. Получившееся отверстие ребенок обводит на лист альбома, и начинается полет фантазии! Придумывается, что «это такое», и дорисовываются вокруг обведенной фигуры целые картины!
Каракули. Покажите малышу, как можно на листке бумаги нарисовать разные линии: прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные. Он с удовольствием «поработает» и украсит лист своими каракульками. Когда рука ребенка будет держать карандаш уже уверенно, поиграйте в некоторые игры.
- По очереди с малышом на одном листе нарисуйте несколько разных линий, чтобы они пересекались. Получившиеся после пересечения «сектора» украсьте по-разному. Пусть ребенок один «кусочек» просто раскрасит любимым цветом, другой - сделает полосатым или «в крапинку» (нанесет короткие штрихи), третий - разукрасит крупными точками, четвертый - покроет закорючками и т.д.
- Дайте малышу лист бумаги, ватную палочку и немного краски. Пусть окунет ватную палочку в краску и «потыкает» лист, где хочет. Получится россыпь крупных точек. Покажите ребенку, что некоторые точки можно соединить. Получится какая-то фигура: рыбка, цветок, домик - это зависит от того, что «увидите» в точках вы, объясняя игру. А уж в следующий раз малыш сам начнет искать в «созвездии» точек что-то свое. И, думаю, не раз удивит родителей точечными шедеврами!
- Точно такая же игра, только точки малыш ставит цветными карандашами, двумя-тремя цветами. И, соединяя точки, найти можно уже несколько цветных фигур «одна в другой». А потом дать маме загадочный рисунок, пусть разбирается, кого или что нарисовало ее любимое сокровище. Синий кот и красное дерево? Или желтая лодочка и зеленый домик?
- Покажите малышу, как можно вести карандаш по бумаге, не отрывая грифеля от листа. Получается длинная-предлинная «дорога» - с поворотами, петлями, бегущая то в одну, то в другую сторону. По этой «дорожке» можно вести маленькую игрушку. Например, скажите, что зайчик убегал от лисы и «запутал следы», а лиса теперь бежит за хитрым зайцем. Теперь предложите малышу нарисовать свою «дорожку» - прекрасная игра на развитие мелкой моторики детских пальчиков!
- На таком принципе (длинные линии с поворотами и зигзагами) можно построить и первый лабиринт для малыша. Обычно детки, поняв правила, очень увлекаются, выводя по лабиринтам «ежика к грибочкам», «собачку к домику», «бабочку к цветку» и т.д. А героев лабиринта можно схематично нарисовать или использовать мелкие игрушки.
Другие занятия для развития мелкой моторики рук у детей
Рисование и отпечатки. Объем одной страницы не позволяет подробно рассказать про другие занятия для развития мелкой моторики рук, поэтому просто перечислю еще некоторые.
Занятие с ребенком рисованием для развития мелкой моторики может проходить с применением следующих средств:
- пальчиковых красок;
- кисточек;
- ватных палочек;
- губок для мытья посуды;
- птичьих перышек;
- старой зубной щетки…
Отпечатки небольшими предметами-штампиками:
- крышками и донышками пластиковых бутылок, баночек и пластиковых стаканчиков;
- спичечными коробками;
- надрезанными и развернутыми в виде «лепестков» картонными трубочками и соломинками для сока;
- кусочками твердых сырых овощей (картофель, морковь);
- крупными фигурными пуговицами;
- корковыми пробками;
- собственными ладошками…
Отпечатки в ходе занятия по мелкой моторике рук для детей можно делать на бумаге, на ткани, на пластилине, на пасте для моделирования, на песке, на снегу…
Штемпельную подушечку легко сделать из губки для мытья посуды. Нанесите на поролоновую поверхность губки небольшое количество краски, распределите равномерно. Прикладывайте штампик к губке и делайте отпечатки!
Статья прочитана 2 498 раз(a).