План конспект классного часа на тему дружба. Конспект классного часа на тему: "Дружба - это чудо". VI. Работа над определением качеств друга
Цель: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Задачи
Развивающие:
Ø формирование умения высказывать свою точку зрения;
Ø развитие у учащихся познавательной активности.
Воспитательные:
Ø воспитывать у учащихся умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
Ø воспитание доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
Коррекционные:
Ø коррекция мышления и развитие устной речи через ответы на вопросы по заданию;
Ø коррекция памяти и внимания через выполнение практического задания
Оборудование: презентации в Power Point, проектор, горошины по числу присутствующих, заготовки солнца, домиков, деревьев, лица детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О ДРУЖБЕ
Цель: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Задачи
Развивающие:
- формирование умения высказывать свою точку зрения;
- развитие у учащихся познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
- воспитание доброжелательности, уважительного отношения друг к другу.
Коррекционные:
- коррекция мышления и развитие устной речи через ответы на вопросы по заданию;
- коррекция памяти и внимания через выполнение практического задания
Оборудование: презентации в Power Point, проектор, горошины по числу присутствующих, заготовки солнца, домиков, деревьев, лица детей.
Ход классного часа
- Организационный момент.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ребята, вы наверняка заметили, что у нас сегодня гости. Давайте дружно скажем «здравствуйте»!
- Создание эмоционального настроя.
Сейчас я каждому из вас хочу подарить подарок. Каждому, но одинаковый (раздаю горошины). Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. Подумайте и ответьте благодаря чему, по вашему мнению, существует Земля в галактике: благодаря доброте, дружбе, любви к близким или же за счет злости, грубости и равнодушия?
Ребята, наш класс – это своеобразная планета, на которой мы живём вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствует себя люди – тепло ли им, удобно ли, дружат ли они между собой.
Сейчас я раздам каждому из вас по два смайлика: один веселый, другой грустный. По окончании классного часа вы выберите один из них в зависимости от того понравился вам классный час или нет.
- Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в … городок под названием «Дружба». Да-да, я не ошиблась! У меня даже есть карта путешествия! (Презентация карта). Путешествуя по этому городку, мы с вами выясним, что же такое дружба и каким должен быть настоящий друг!
- Беседа.
Первый город, который мы с вами посетим – это Наш портрет (Слайд карта)
Рост нашего класса 914 см. (Презентация Наш портрет)
Вес 251 кг.
Нам 76 лет
У нас 12 глаз.
У нас 6 носов, 6 ртов, 12 ушей.
Прически, которые любят носить дети нашего класса: у 4 мальчиков - короткие стрижки, 2 девочки заплетают косички.
У нас 5 братьев, 4 сестры.
В свободное время мы рисуем, лепим, танцуем, поем, катаемся на коньках, слушаем музыку, читаем книжки, занимаемся спортом.
А теперь мы отправляемся в городок «Дружные ребята»
Ребята, а что такое дружба?
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных!
Путешествуя с вами по Стране, мы встретили двух мальчиков и случайно услышали их разговор…
Первый . Ты где вчера был?
Второй . Я вчера с Танькой в кино ходил.
Первый . С Танькой в кино ходил, и не стыдно?
Второй . А чего вдруг стыдно?
Первый . Да она же…
Второй . Чего?
Первый . Да она же... как ее…
Второй . Да что?
Первый . Да она же девочка!
Второй . Ну и что?
Первый . Я бы с девчонками ни за что в кино не пошел.
Второй . Почему?
Первый . Да потому что девчонки, это…
Второй. Ну что девчонки?
Первый . Да девчонки, они же…
Второй. Ну что – они?
Первый . Да они же с косичками.
Второй . Подумаешь, с косичками. Что же тут такого. А Танька тем более без косичек.
Первый . А это еще хуже.
Второй . Почему же хуже?
Первый. Потому что дергать не за что.
Второй . А зачем их дергать?
Первый . А что с ними еще делать?
Второй . Поговорить можно.
Первый . О чем с ними говорить. Про платья, что ли. Бантики, рюшечки, как у вашей хрюшечки.
Второй . Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.
Первый . Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.
Второй . Ничего не зубрилы. Таньке и зубрить некогда. Она еще в музыкальной школе учится.
Первый . Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси. Она все - равно зубрила. Сегодня все стихотворение от начала до конца рассказала, а на второй строчке заикнулась!
Второй . Плохо учила, наверное, вот и заикнулась.
Первый . И вообще все они ябеды и трусихи.
Второй . Кто ябеда? Танька? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?
Первый. Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав гадючий.
Второй . Вот ты испугался, а Танька его в руках держала.
Первый . Конечно, удавы девчонок не трогают.
Второй . Это почему же?
Первый . Потому что они…они… плаксы все они….
Второй . Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел?
Первый . Тебе хорошо говорить, а у меня шишка. знаешь, какая здоровенная, чуть не вскочила…
Второй . Ну вот, а Танька ногу вывихнула на секции и даже не ойкнула.
Первый. Зато в футбол она играть не умеет!
Второй . Зато она лучше всех в классе в теннис играет.
Первый . В теннис! Шарики, ракеточки, бегай вокруг сеточки. Девичья игра. То ли дело бокс. А девчонок в бокс не берут и в борьбу тоже. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет!
Второй . Подумаешь шея. В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.
Первый . Таких глупых?
Второй . Это почему же глупых? Танька глупая?
Первый . А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.
Второй . Почему?
Первый . Она получше кого – нибудь нашла.
Второй . Кого же это?
Первый . Да меня хотя бы!
Второй . Да она с тобой не пойдет!
Первый . Посмотрим, как не пойдет. Вот пойду и приглашу ее в кино.
Второй . Кого, Таньку?
Первый . Не Таньку, а Таню.
Второй . Так она же это…
Первый . Кто?
Второй . Девчонка…
Первый . Ну и что. Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.
Второй . Так я тебе с самого начала это говорил! Пошли вместе пригласим ее в кино.
Первый . Пошли.
А как вы считаете, ребята? Можно ли дружить мальчикам и девочкам?
Физкультминутка (Презентация)
Шагая по стране «Дружба» мы увидели городок «Пословицы». Ребята, зайдем в этот городок?
На экране будет появляться начало пословицы, а вам необходимо будет продолжить ее:
- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/
- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/
- Старый друг лучше …../новых двух/
- Человек без друзей …… /что дерево без корней/
- Друзья познаются /в беде/.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ребята, а вы знали, что дружат не только люди, но и сказочные герои? На пути у нас последний городок страны «Дружба» под названием «Сказочные друзья» (Презентация).
- Релаксация.
Лягте, закройте глаза, раслабтесь…Представьте себе, что небо над вами ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают вас. Представьте себе, что при вдохе вы наполняетесь золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног... Дайте еще больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабьте свои стопы и ладошки. При выдохе вы превращаетесь в перо и мысленно начинаете создавать город. Кирпичик за кирпичиком возводятся прекрасные красивые дома с расписными окнами и разноцветными крышами; сажаете деревья, цветы! Вы чувствуете аромат этих цветов… Представьте себе радугу над городом, которая состоит из множества различных цветов.
Вы спокойны, уверенны, защищены – ведь в этом городе живут ваши друзья. Это просто замечательно, что вы можешь быть здесь, среди друзей...
- Рефлексия.
Наш классный час подходит к концу. Я предлагаю вам посмотреть на доску – это НАШ город Дружбы. Нам самим необходимо «достроить» его. Так же в этот город мы поместим и самих себя, т. е. детские лица, которые я раздала вам в начале классного часа (дети выбирают между грустным и радостным лицом и клеят наиболее подходящее).
- Итог классного часа.
Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали?
Что же такое настоящая дружба?
Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой!
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Ирина Евгеньевна Свистушкина
Конспект классного часа в начальной школе «Жить без дружбы невозможно…»
Конспект классного часа
«Жить без дружбы невозможно… »
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
Цель : показать ценность и необходимость дружбы , формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками и развитие нравственной культуры у учеников : умение дружить , беречь дружбу .
Задачи :
уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
воспитывать вежливое отношение друг к другу;
содействовать формированию дружного коллектива класса ,
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива ,
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся : умение работать сообща в командах, согласовывать свои действия,
создание положительной эмоциональной атмосферы в классе .
Оборудование :
Мультимедийное устройство и ноутбук
Карточки с заданиями каждой команде
Книги о дружбе
Модели дома дружбы , облаков, цветка друзей, дерева дружбы .
Ход классного часа
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей» . Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются новые и новые друзья.
Звенит звонок, дети рассаживаются по группам за столы. Учитель здоровается с детьми и с гостями праздника.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на наш классный час пришли гости . Дети приветствуют гостей, садятся на места.
Давайте определим тему нашего занятия. На столе у вас конверт с заданием «Составьте слово» . Вы должны составить слово и прикрепить его на «облако» .
Что за слово у вас получилось? (дружба )
Давайте все вместе произнесём его. Молодцы! Вы хорошо справились с 1-м заданием.
(дети прикрепляют слова на «облако» и на доску)
Учитель :
Тема нашего занятия - «Жить без дружбы невозможно… » (Презентация, слайд № 1)
Дети читают стихи C.Михалкова
1. В каждой школе , в каждом классе есть ученики .
В каждом классе , в каждом классе верные дружки ,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
2. Дружба ! Какое чудесное слово.
Кто не дружил , тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова ,
Дружбе конец , если друг подведёт.
3. Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой ,
“Жить без дружбы невозможно” , - скажет вам любой!
-Учитель :
Какое чудесное слово “дружба” . Произнесите это слово. Что вы представляете?
Дети : (отвечают)
Пока мы с вами будем высказывать свои предположения, один ученик будет искать значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова
(Один ученик ищет значение слово в словаре Ожегова.)
Ведущий : Как вы думаете, что такое дружба ?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
Когда люди дружат , они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Давайте послушаем, что же прочитал…. (ученик читает)
Итак, что же такое дружба ? <Слайд 2>
-Дружба – близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова .
Все ли слова вам понятны? (ответы учеников)
Теперь вам предстоит выполнить следующее задание.
(Задание командам в конвертах № 1- название и речёвка)
Вам надо сложить слова в предложение и дружно прочитать его . Потренируйтесь шепотом.
Команда 1. «Одуванчики»
«Держаться вместе, чтоб не сдуло!»
Команда 2. «Светлячки»
«Хоть свет наш мал и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны !»
Команда 3. «Чебурашка»
«Чебурашка – верный друг,
Помогает всем вокруг!»
Команда 4. «Улыбка»
«Жизнь без улыбки ошибка,
Да здравствует смех и улыбка!»
Каждая команда показывает выполненное задание, звучат аплодисменты всем командам.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
-Учитель :
-Дружба греет сердца . Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой ?
Дети :
Крепко-накрепко дружить ,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе , учат в школе , учат в школе .
-Учитель :
А с чего начинается дружба ?
Дети : С улыбки. <Слайд 3>
-Учитель :
Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.
Звучит песня “Улыбка”.
-Ведущий :
Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Она бесплатна, но стоит многого.
Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее , но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Но ее нельзя купить, вымолить, одолжить , украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это?
Дети : Улыбка.
Учитель :
Задание № 2. Достаньте из конвертов жёлтые круги, завершите рисунок.
(дети дорисовывают улыбки на листе) .
Слайд № 3.
Учитель :
А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
Дети : (отвечают) . Радость.
-Учитель :
Вам предстоит выполнить ещё одно задание. (В конверте- карточки- лепестки цветка.)
- Учитель :
Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, вежливость, отзывчивость, честность, сердечность, откровенность, доброта)
Дети : выбирают карточки.
Учитель :
Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть) .
(Дети собирают цветок и прикрепляют на доску.)
Учитель :
Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним , цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.
-Учитель :
Какое надежное и емкое слово… Дружба ! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье . Ведь семья – это начало нашей жизни , мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна пословиц гласит : нет лучше дружка , чем родная матушка. Как вы ее понимаете?
Дети : (отвечают) .
-Учитель :
А какие еще пословицы о дружбе вы знаете ?
(дети называют пословицы)
-Учитель :
Игра “Закончи пословицу” <Слайд 5>
Пословицы и поговорки о дружбе .
Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) .
Человек без друзей, что дерево (без корней) .
Друга ищи, а найдешь (береги) .
Дерево живет корнями, а человек (друзьями) .
Дружба , как стекло : разобьешь – (не сложишь) .
Друг познается… (в несчастье) .
Без друга в жизни… (туго) .
Учитель :
Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье . Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе . Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали ?
Дети : (отвечают) . Показывают книги.
Учитель :
Сейчас мы проведем викторину.
Викторина “Кто с кем дружит ?” Задание каждой команде.
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Винни - Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились . Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты : петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес : “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал : “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского : Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться . Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы , а пока его строили – все подружились .)
Учитель :
Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы .
(Дети отвечают.)
Вам надо построить дом. Вы можете в каждой группе построить дом? (нет)
Что для этого нужно?
Дети :
Быть вместе!
(у каждой команды 1 фрагмент будущего дома и заготовки для украшения)
На доске собираем из заготовок Дом Дружбы .
Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.
Учитель :
Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 6>
Правила общения :
Искренне интересуйтесь другими людьми;
Улыбайтесь;
Помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
Будьте хорошим слушателем;
Говорите о том, что интересует вашего собеседника;
Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Ведущий : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Звучит песня “Все мы делим пополам”.
-Учитель :
Настоящие друзья все делят пополам. (Дети исполняют парный танец) .
Ничто так не сближает друзей, как музыка.
Заключительная часть :
На доске-4 фрагмента дома, окно и крыша, 4 веселых цветочка, на небе – облака.
Учитель :
Что надо сделать вокруг дома, чтобы появился сад?
Дети :
Надо посадить дерево. Мы это сделаем все вместе.
Кому понравилось наше занятие - прикрепляет зелёные листочки
У кого не все получилось- желтые
Не понравилось, как он работал- красные.
(Дети прикрепляют листочки на дерево.)
-Учитель :
Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор : с кем дружить , с кем не дружить ; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра.
Звучит песня “Дорога добра”. <Слайд 13>
По окончании праздника - праздничный салют.
Аплодисменты девочек.
Мальчики.
Все вместе.
Спасибо вам, дорогие ребята, за хорошую работу. Теперь вы знаете, что такое дружба и как она важна в жизни каждого человека.
Список литературы
1. Михалков С. В. Стихи о дружбе
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителя 1 класса . М. Баласс,2011
3. Попова Г. П. Классные часы в начальной школе . Волгоград : Учитель,2008
4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов
3. Определение темы и целей классного часа
Мы выяснили тему нашего занятия. А теперь попробуем сформулировать цели. Что нам необходимо сделать за этот час.
- Выяснить, что такое дружба?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.
4. Работа по теме классного часа.
1. Определение понятия «Дружба»
- Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Что, по-вашему, «Дружба» и зачем она нужна?
Прочитаем определение этого слова в толковом словаре.
В.И. Даль «Дружба - это бескорыстная приязнь»
Какое слово вам не понятно?
Ожегов «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»
2.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
В детской песне поется: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Какое значение вы вкладываете в слово «друг»?
Какими качествами он должен обладать?
Распределим слова, записанные на доске в два столбика?
Качества у друга несовместимы с дружбой
Верность предательство
Честность лживость
Порядочность
Бескорыстие корысть
Надежность
Чуткость черствость
Понимание недопонимание
Уважение друг к другу высокомерие
У каждого на парте лежит ладошка. Напишите на ней имя своего друга и качества, какие вы у него цените..
Прикрепим ладошки на «дерево Дружбы». Ваши друзья класса смогут прочитать, за что вы их цените.
3.Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Каждый ли человек может быть другом?
Может ли дружба распасться?
Я предлагаю прослушать стихотворение и ответить на эти вопросы.
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не каждой обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка: откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
4.Почему дружелюбие важно не только для каждого из вас, но и для всего класса? Правила дружбы.
Давайте попробуем с вами открыть секреты дружбы. Составим правила.
а) Умей вовремя улыбнуться!
б) Не обижайся из-за каждого пустяка!
в) Не оставляй друга в беде!
г) Умей признать ошибку и извинись!
д) Мирись, мирись, мирись!...
4. Практические задания. Моделирование ситуаций.
Игра «Горячий картофель»- Учитель бросает мячик кому-нибудь из ребят. Они перебрасывают его друг другу, желая как можно быстрее от него избавиться. Вдруг учитель командует: «Горячий картофель!» - и тот, у кого в данный момент оказался в руках мяч, должен быстро ответить на вопросы. После передает следующему.)
Нравственные ситуации. На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.
Как ты поступишь?
а) Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
б) Твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду.
в) Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
г) Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
д) Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
е) Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
Если бы я обидел своего друга, то я…
Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
Если бы мой друг обидел меня, то я…
Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
Если бы мой друг получил двойку, то я…
Если бы у меня были конфеты, то я…
Если бы у меня была интересная игра, то я…
Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…
Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
А еще я хочу вам разыграть сценку описанную в следующем стихотворении«Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
(Учитель читает стихотворение «Два козла», двое учеников разыгрывают ситуацию)
Однажды на лужайке подрались два козла. Подрались для забавы, не то, чтобы со зла Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них легонько приятеля боднул. Один лягнул приятеля немножко посильней Один разгорячился, лягнул что было сил! Другой его рогами под брюхо подцепил Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной На школьной переменке такой же вспыхнул бой
Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь
Прочитай и выбери один вариант, из-за которого чаще всего, по-твоему, возникают ссоры.
Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; нежелание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; обида на любое замечание; нежелание критически оценить свои поступки; неумение критически оценить свои поступки; равнодушие.)
Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры. Они возникают или из-за неумения критически оценить свои поступки, или из-за равнодушия, или из-за непонимания друг друга. Но нужно научиться мириться. Есть даже такая пословица: “Худой мир лучше доброй ссоры”. Давайте подумаем, как можно помириться. (Варианты ответов детей.)
Молодцы, что вы умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации. Умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает.
План-конспект классного часа.
Дата: 09.10.2015
Тема: “ Дружба”
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: разговор-рассуждение с игровыми моментами.
Цели:
способствовать углубленному осмыслению понятий «дружба», «настоящий друг»;
формировать умение строить отношения с людьми;
воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему.
Задачи:
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся;
формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
побуждать подростков к анализу собственных поступков.
Оборудование урока: 1) раздаточный материал; 2) видеозапись; 3)презентация; 4) проектор; 5) компьютер.
Ход урока.
Оргмомент. (7-10 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем классном часе. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: светит солнышко, оно нам улыбается. Давайте друг другу улыбнемся.
У:
Ребята я бы хотела, чтобы тему нашего разговора назвали вы сами, после просмотра короткого видеоролика.
(видеоролик: «Притча: два друга»
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет тебе легко и светло... )
У: – О чем эта притча, чему она учит нас?
У: Да, действительно, ребята, эта притча о дружбе, и учит нас, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Основной этап урока. (20 - 25 мин.)
У:
Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.
Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1.Все за одного, а один за … (всех)
2.Семеро одного … (не ждут)
3.Один в поле не … (воин)
4.Старый друг лучше … (новых двух)
5.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)
У: Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
У: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “ Дружба – бескорыстная стойкая приязнь ”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
У:
Сейчас я предлагаю вам разделить на группы по цветам. У меня в мешочке находятся бумажечки 3 цветов (красный, зеленый и синий). Каждый из вас вытягивает бумажечку, а потом, согласно вытащенному вами цвету, вы делитесь на команды.
У:
Отлично! А теперь я вам раздам конверты с поговорками. В каждом конверте 2 высказывания. Вы должны прочитать и объяснить их смысл. Я вам дам минутки 3-4, чтобы вы могли обсудить.
(1. Трусливый друг опаснее врага .
2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей.
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
4. Дружба дружбе рознь - иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом. )
У: Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест. Я дам вам 5 минут на выполнение этого теста, а потом мы проверим ваши ответы!
( Тест «Хороший ли ты друг?»
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.)
У:
Закончили? Хорошо!
Давайте подсчитаем каких вариантов у вас больше А, Б или В.
У:
– Итак, подведем итог.
Больше ответов А:
Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б:
Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В:
Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Заключительный этап. ( 5 мин)
У: – Подведем итог. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу вас написать на них, что такое дружба.
У: Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Всего доброго вам, ребята!
Цели: ознакомить с правилами дружбы ; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Оборудование: плакат « Дружба - какое чудесное слово», грамзапись песни «Улыбка», карточки со словами - качествами друга, пословицы о дружбе написать на доске.
Ход классного часа:
Актуализация знаний
- Вступление. Приветствие.
Поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию.
2. Определение темы классного часа.
Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
(Дружба )
Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе.
Как вы понимаете это слово?
(Дети высказываются)
Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.
(Зачитывает ученик):
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель. Наш классный час называется: «Дружба – это чудо».
(Название вывешивается на доску.)
Послушайте стихотворение о дружбе.
Ученик.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Беседа
Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? Ученики. Наверное, с улыбки.
Учитель. Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает - подпевайте. (Звучит песня «Улыбка».)
О чем эта песня?
У кого в классе есть друзья?
Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
Работа с пословицами
Учитель. Ребята, давайте прочитаем пословицу. (Дети читают с доски: «Друг познается в беде».)
Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей.)
Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? («Нет друга - ищи, а нашел - береги». «Новых друзей наживай, а старых не теряй».)
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У некоторых детей на карточке написана только половина пословицы, вы должны подумать и назвать другую половину.
Нет друга - ищи, ……. / а нашёл - береги. /
Не имей сто рублей, ……. . / а имей сто друзей. /
Друзья познаются…. . / в беде. /
Человек без друзей, что……/ дерево без корней. /
Старый друг…/ лучше новых двух. /
Крепкую дружбу и ……. /топором не разрубишь. /
Дружба - как стекло:…. . / разобьешь - не сложишь. /
Нет такого дружка, ……/как родная матушка. /
Разбор ситуаций
Ученик.
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Ученик.
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
С. Маршак
Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
Послушайте еще одно стихотворение.
Ученик.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг. . .
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг».
А. Барто
Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? (Ответы детей.)
Учитель. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей.)
Физкультминутка
Выполняется под песню «Улыбка». Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку.
Групповая работа
На доске рисунок Цветика – семицветика.
Цветок пока спит. Давайте поможем ему проснуться и раскрыть лепесточки. Для этого, давайте выберем только те качества человека, которые должны быть у настоящего друга. (Дети называют слово, лепесток открывается)
Доска: преданность, зависть, доверие, злость, умение уступать и слушать, готовность помочь, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, уважение
Почему не назвали другие слова?
Почему распадается дружба?
Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске.)
Правила дружбы
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить. Не злиться.
Не жадничать.
Помогать другу.
Быть честным.
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Практические упражнения
Упражнение «Мостик дружбы»
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
Упражнение - тренинг
Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: «Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу». Как бы поступил ты?
Подведение итогов
Так почему же дружбу называют чудом?