Развитие памяти в младенчестве. Развитие ребенка: восприятие и память у младенцев Последовательность развития видов генетической памяти у младенцев
Клуб Увлеченных Мам
Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у его ребёнка была хорошая память. Ведь от этого зависит его успех во многих жизненных сферах. Как развивать память ребёнка? Это, в первую очередь, зависит от возраста малыша и его темперамента. Но, в любом случае, важно иметь представление об особенностях развития памяти у детей.
Какая бывает память?
Ещё несколько десятилетий назад известный психолог и педагог П.П. Блонский, исследующий мышление, память, речь, эмоции ребёнка и взаимосвязь этих психических процессов, выделил 4 вида памяти:
- Моторная
- Эмоциональная
- Образная
- Словесная
По убеждению профессора, память появляется у ребёнка именно в этой последовательности, и эти этапы развития памяти генетически обусловлены.
Возрастные особенности развития памяти у детей
С рождения до года
У новорожденного первой появляется моторная память , основанная на условных двигательных рефлексах. В первую очередь, это пищевые реакции ребёнка. То есть двухнедельный малыш уже «помнит» (на уровне рефлекса), что требовать еду можно раскрыванием рта или искательными движениями головы.
В первые месяцы жизни ребёнок отлично запоминает различные простые движения. Поэтому родители и акцентируют внимание на простейших подвижных играх и действиях («Ладушки», «Пока-пока», пальчиковые игры).
Примерно в 5 месяцев у малыша начинает функционировать эмоциональная память . Он узнаёт маму и других близких людей, реагирует на их появление улыбкой и радостными движениями рук.
К концу первого года жизни ребёнок знает много предметов. По просьбе найти что-либо, поворачивает голову в нужном направлении.
Второй год жизни
Главное достижение этого возраста - ходьба. Ребёнок научился ходить, а значит, у него теперь в разы больше возможностей для обогащения опыта и знаний об окружающем мире. Именно в этом возрасте у малыша складываются первые представления о людях, окружающих предметах, их величине и размерах, о действиях, которые можно с ними совершать.
В этот период закладываются основы образной памяти , что связано с появлением первых осознанных воспоминаний.
2-4 года
Этот возрастной период характеризуется активным развитием речи, в связи с чем воспоминания становятся более чёткими и полными. Начинает формироваться долговременная память, при этом лучше всего ребёнок запоминает то, что тронуло его эмоционально. Память носит непроизвольный характер, то есть у ребёнка нет цели что-то сознательно запомнить. Он запоминает то, что его впечатлило в рамках какой-либо (преимущественно игровой) деятельности.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
У ребёнка этого возраста прекрасно развита моторика, а значит, всё лучше становятся навыки, вырабатываемые на основе двигательной памяти. Это прыжки, бег, действия рук при умывании и одевании и т.п.
На этом возрастном этапе формируются основы логического мышления. Словесная память (которая начала складываться уже до года) сливается со смысловой. Ребёнок уже может составить осмысленный рассказ.
Старший дошкольный возраст
Всё также память ребёнка носит, в первую очередь, наглядно-образный характер. То есть дети лучше запоминают вещи и предметы через образные и эмоциональные переживания или описания. Отвлечённые понятия и абстрактные рассуждения плохо воспринимаются ребёнком.
К концу дошкольного возраста у ребёнка начинает проявляться произвольная память , то есть ребёнок задаётся целью выучить что-то.
Воспоминания становятся длительными и прочными. Если годовалый малыш способен удержать в памяти лишь то, что случилось несколько дней назад, в 3-4 года — несколько месяцев, то многие впечатления, полученные в старшем дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.
Как развивать память ребёнка
Так как память ребёнка раннего возраста носит преимущественно непроизвольный характер, то развивать её лучше всего в игре.
Показывайте и называйте грудничку все окружающие предметы, пойте песенки и рассказывайте потешки. С годовалым ребёнком учите простые движения. Подкрепляйте эти движения весёлыми стишками. С 2-3 лет можно начинать играть в логические игры для развития памяти и учить стихи и песни.
О том, как развивать память ребёнка старшего дошкольного возраста, посмотрите в этом видеоролике
Идеи интересных игр для развития памяти ребёнка читайте на нашем сайте .
Память, сопровождающая нас в повседневной жизни и изумительно функционирующая при решении любых практических вопросов, может даже раздражать и озадачивать отдельных ученых, которые стараются понять ее тайны. Память является упрямым человеческим инструментом, однако она не абсолютный автомат. В течение последнего десятилетия некоторые из этих фактов сурово критиковались, подвергались сомнениям и эмоциональному суду, широко обсуждались в средствах массовой информации и привели к большому конфузу и разочарованию. Можно ли полностью доверять какой-либо человеческой памяти и, в частности, глубоко погруженной памяти рождения и детства?
Бурные дебаты между истцами и ответчиками, между специалистами, защищающими противоположные стороны, столкновения клиницистов и исследователей в научных ассоциациях увеличили число аргументов в пользу основных принципов, отмеченных выше. Маятник стал раскачиваться между крайними позициями: с одной стороны, воспоминания священны и по определению истинны и, с другой стороны, воспоминания - даже несколько больше, чем фантазии, и им нельзя доверять. Сегодня профессионалы должны быть готовы к допущению, что хотя за воспоминания нельзя поручиться, все же они могут быть достаточно точными. Психотерапевты, хотя они и не детективы или адвокаты, узнали, что наличие памяти лежит в основе тревожности, и поняли, что они обязаны помочь клиентам найти различие между фантазией и действительностью.
Когда личные воспоминания выносятся на суд, они могут быть энергично оспорены и встречены скорее критически, чем уважительно. Обвинения в плохом обращении вплоть до попытки убийства, выдвинутые детьми, основанные исключительно на их памяти при отсутствии возможности проверить это другими способами, являются проблемами, которые суды не способны решить. Очень молодые свидетели представляют особенную трудность для судов. Непроверенные воспоминания детей уязвимы и могут быть искажены взрослыми исследователями (включая сочувствующих, но неосторожных адвокатов). Они могут включать в себя фантазии, созданные с помощью самих же исследователей. Порой дети склонны сочинять такие истории, что у вас глаза полезут из орбит! Однако эта возможность не должна быть поводом для того, чтобы не слушать детей. Насилие против детей - это отвратительная реальность, которую взрослые часто скрывают или не принимают, чтобы защитить свои собственные интересы. Поэтому детей нужно слушать, но с большим опытом и пониманием, чем в недавние годы.
Появилась новая оценка специальных характеристик воспоминаний, основанных на травмирующих событиях. Эти воспоминания могут быть надолго запрятаны (подавлены) до момента извлечения, вызванного случаем, открывающим им путь к сознанию. То, что они были на какое-то время погружены в глубины памяти, еще не доказывает, что они являются ложными. Немногие люди сохраняют непрерывные спонтанные описания своего рождения (хотя я знал таких), но при определенных условиях их давно утраченные воспоминания могут быть восстановлены и проверены. Дети, которые были тяжело травмированы, могут не обладать какой-либо сознательной памятью, которую могли бы предъявить. Но, как правило, они живут и действуют в соответствии со своей памятью, как в спонтанной пьесе, в которой все описано ярко и точно.
Эта форма памяти замечена у ветеранов войны, которые столкнулись с невообразимыми картинами насилия и смерти. Некоторые участники одних и тех же сражений сохраняют ясные и специфические воспоминания, тогда как другие полностью подавляют полученные впечатления - возможно, на десятилетия, - и подобно детям, эти ветераны "разыгрывают" свою тревогу и шок в повседневной жизни. Под руководством психотерапевта эти "подземные" воспоминания могут быть извлечены и устранены.
Опыт моей гипнотерапевтической работы с множеством клиентов, переживших разнообразные травмы, позволил мне прийти к заключению, что "скрытые" воспоминания были обычно замаскированы под страхи. Утраченные воспоминания как будто находились за пределами обычного поля зрения. Нередко мы пытаемся восстановить часть нашей "утраченной" в прошлом жизни, но редко можем выполнить это на уровне тех стандартов "доказательств", которые требуются в суде. Наш персональный поиск правды призывает гармонично сочетать любопытство и благоразумие и быть настолько объективными, насколько это возможно при оценке того, что сделали мы и что сделали другие по отношению к нам.
В академических кругах постепенно разрушаются давние предубеждения против надежности ранней памяти (внутриматочной, дородовой памяти, памяти рождения и памяти маленького ребенка). Наиболее спорный с точки зрения функционирования памяти внутриматочный период все больше и больше проясняется, значительную помощь в этом оказывает ультразвук, который показывает психологам, что память и обучающие системы уже функционируют. Младенцы, еще находящиеся в матке, сигнализируют о том, что они познакомились с обращенными к ним рифмами, которые повторялись ежедневно в течение четырех недель. Точно так же младенцы сразу после рождения распознают голоса родителей, музыкальные отрывки, темы "мыльных опер", звуки программы новостей, звуки их родного языка, а также вкусовые ощущения и запахи, воспринятые в матке, - поскольку им все это хорошо знакомо, то есть изучено и заложено в память за предшествовавшие недели и месяцы.
Эксперты в области памяти продолжили рассмотрение первичных доказательств, предоставленных только что начавшими говорить двух - и трехлетними детьми в воспоминаниях об особенностях их рождения. Эти важные свидетельства, опубликованные в 1981 году в журналах для преподавателей, обучающих родоразрешению, и родителей, которые я приветствовал в этой книге, никогда не принималось всерьез в научных кругах. Все это время эксперты отрицали память рождения, но новые поколения трехлетних детей продолжали доказывать, что они не правы!
Психологи восторгались теорией "инфантильной амнезии", которая была впервые обнародована Зигмундом Фрейдом в 1916 году. Эта идея казалась очевидной, поскольку повседневные наблюдения людей показывали, что редко кто-либо помнит, что случалось с ними до третьего или четвертого года их жизни. В дальнейшем этот взгляд был поддержан теориями швейцарского психолога Жана Пиаже (Jean Piaget), которые доминировали в психологии развития в течение последних сорока лет. Идеи Пиаже относительно ограниченного интеллекта новорожденных и его развития на определенных стадиях только сейчас пошатнулись под возрастающим давлением экспериментальных свидетельств. Крушение иллюзий о памяти младенцев происходит благодаря работе горстки психологов-экспериментаторов, выполнивших около сорока важных, решающих экспериментов примерно за десять лет. Теперь, наконец, теория инфантильной амнезии мертва.
Основной идеей в медицине и психологии, затруднявшей принятие любого сложного представления о мышлении, было представление о том, что незрелый и незавершенный мозг не может поддерживать память и обучение. Кроме того, существовали трудности тестирования индивидуальной истинной памяти младенцев, которые не могли говорить. Поэтому исследования не проводились, и когда доказательства появлялись, их игнорировали или отклоняли. В условиях серьезных разногласий экспериментальные психологи сумели доказать, что все дети в возрасте трех, двух и одного года способны к немедленному и долгосрочному воспроизведению событий. Младенцы, протестированные в два, четыре и шесть месяцев, могли распознавать по деталям скрытые объекты, их местоположение и размеры. Младенцы могут вспоминать процедуры, включающие серию этапов, даже после длительного перерыва. И способность делать это зависит не от их возраста, а от тех же самых факторов и условий, которые улучшают воспоминание у старших детей и взрослых, - например, от характера событий, продолжительности их действия и сопутствующих реплик или напоминаний. Главное заключение этого исследования состоит в том, что младенцы постоянно узнают и помнят то, что они должны знать в любое данное время. Их воспоминания не утрачены, а непрерывно обновляются, так как обучение продолжается.
Несмотря на очевидные доказательства, вера в то, что младенцы психически некомпетентны, все еще широко распространенная сегодня, задержала подтверждение наличия даже элементарных умственных способностей у младенцев. Но что еще более важно, эта вера сделала нас нечувствительными к свидетельствам более высокого восприятия, телепатической связи и тонких форм знаний, которые были продемонстрированы младенцами и описаны в этой книге.
В утробе матери
Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутри-утробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, – рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. − А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание – это ведь примитивная форма памяти». В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.
Анатомические особенности
Головной мозг человека состоит из нервных клеток − нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет. «На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», − объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.
«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной «учебы», потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, − говорит психолог. − Однако их можно и нужно развивать».
Этапы развития памяти младенца
Внутриутробный период
С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.
1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.
1 месяц
Грудничок выучивает голос папы и других членов семьи.
1,5 месяца
Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.
2 месяца
Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй – к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.
3 месяца
Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.
6 месяцев
Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.
9 месяцев
Догадывается, что у слов есть значение.
1 год
Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.
Какой избирательный!
В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.
Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию. Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя – это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.
Два вида памяти
У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти. «Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, − поясняет Наталья Грюнталь. – Только у детей она функционирует по иному принципу». Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.
Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.
Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов. «Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», − напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа – это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.
7 советов родителям
1 Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.
2 Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.
3 Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.
4 Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.
5 Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.
6 Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.
7 Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.
Скорее всего, дети не болеют этой болезнью. Возможно, она даже не существует. Но врачи ее определяют и выписывают коктейли из опасных медикаментов.
У двухлетних детей выявляют биполярные расстройства и выписывают мощные, даже смертельные психотропные медикаменты, хотя малыши вовсе не больны. Заболеваемость подростков и детей этими расстройствами в течение последних десяти лет выросла в сорок (!) раз. Можно сказать, что началась эпидемия биполярных расстройств, и определенную часть «дров» в этот «котел» подбросила Фарминдустрия.
Навыки борьбы со страхами. Тренинг
как расслабляться перед и во время стрессовых ситуаций;
как справляться с иррациональными тревожными мыслями в стрессовой ситуации.
Основы
Дональд Мейхенбаум (1977), один из ведущих психотерапевтов, разработавший тренинг по навыкам борьбы со страхами, утверждает, что реакция страха включает в себя взаимодействие двух основных элементов: первый - психологическое возбуждение, второй - мысли, которые трактуют ситуацию как угрожающую или опасную, добавляя психологическое возбуждение к эмоциям тревоги или страха. Сама же стрессовая ситуация практически не имеет никакого отношения к вашей эмоциональной реакции. То, как вы оцениваете опасность и как определяете реакцию вашего тела - вот реальные факторы, влияющие на ваш эмоциональный отклик. Поэтому один и тот же человек испытывает восторг, прыгая с парашютом, но в смертельном ужасе запрыгивает на стул, едва завидев на полу крохотного мышонка.
Как управлять гневом
Изучив эту статью, вы узнаете:
как снимать напряжение и достигать релаксации в ситуациях, провоцирующих раздражение;
как разрабатывать позитивные аффирмации для контроля состояния, вызывающего раздражение;
как использовать раздражающие образы для репетиции новых навыков и для того, чтобы сделать себе прививку от гнева;
как построить планы борьбы с ситуацией, вызывающей гнев.
Постановка цели и управление временем
Изучив эту статью, вы узнаете:
как определять пределы многозадачности;
как правильно определять свои цели и разрабатывать планы для их достижения;
как определить, правильно ли вы распределяете свое время;
как распределить свое время и расставить приоритеты;
как бороться с проволочками;
как быстро научиться управлять своим временем.
Память - это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?
Наиболее загадочным и спорным вопросом в широких кругах ученых, психологов и врачей является вопрос о памяти. Наверное, каждому из нас было бы интересно узнать, с какого возраста человек начинает запоминать определенные события, узнавать увиденных ранее людей или вспоминать услышанные звуки. Что же представляет собой детская память, когда и как происходит ее формирование, стоит ли оказывать на эти процессы влияние и как разумно подойти к развитию памяти ребенка мы сегодня и обсудим.
Большинство авторитетных ученых утверждают, что память присуща человеку с момента его рождения. Более того, существуют гипотезы, что ребенок на уровне подсознательного помнит свою внутриутробную жизнь. Так как же это происходит на самом деле?
Когда ребенок преодолевает девятимесячный рубеж своего существования, его сознание подвергается определенным изменениям - детский мозг обретает минимальную величину, требующуюся для базовой работы интеллекта. Эта величина, а точнее объем, равна 750-800 куб. см. При меньшем объеме человеческий мозг не способен проводить мыслительные операции.
Когда ребенок рождается, объем его мозга составляет не больше 360-400 куб. см. Это сравнительно малый показатель, так как объем мозга взрослого человека составляет около 1400-1600 куб. см.
Именно поэтому обсуждать вопрос формирования памяти у малышей стоит начиная с 9 месяцев. Почему так происходит, и почему не раньше 9 - можно проверить экспериментальным способом. Понаблюдайте за своим 6-месячным малышом. Если вы спрячете от него игрушку, с которой он играл, и незаметно подмените ее, ребенок не станет искать предыдущую. После 9 месяцев реакция будет совершенно другой - кроха обязательно отправится на поиски спрятанной игрушки, возможно даже сопровождая этот процесс плачем и криками негодования. На таком простом эксперименте легко убедиться, что определенный образ игрушки формируется у ребенка именно после 9 месяцев. Осознание действительности становится более сильным, и память начинает развиваться с каждым днем все быстрее и эффективнее.
Разница между мозгом семилетнего ребенка и мозгом взрослого составляет лишь 10%. Тем не менее, дети, не смотря на такую небольшую разницу, имеют отличный от взрослых тип мышления. Для лучшего понимания процессов запоминания информации малышами вспомните Маленького Принца Сент-Экзюпери, который везде носит с собой портрет удава, проглотившего слона. Но взрослые на этом рисунке упорно видят шляпу, из-за чего главный герой вынужден подстраиваться под этот странный взрослый мир.
Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.
Следовательно, работа детского мозга по большей степени направлена на восприятие, нежели на размышления. Детской памяти присущ синкретизм, ребенок воспринимает мир в полном объеме, связывая между собой предметы, образы и действия. Впечатления более яркие, эмоциональная составляющая выходит на первый план, что позволяет детской памяти перерасти в долговременную. Как правило, взрослому человеку легче восстановить в памяти какое-то яркое событие из детства, нежели вспомнить позавчерашний день.
Что же запоминают дети?
Родители не должны забывать, что память ребенка неразрывно связана с эмоциями, которые он переживает. И запоминает скорей свое состояние в том или ином событии, нежели сопровождаемые его факты.Что касается обучения и рационального использования детской памяти, помните: ваша задача сделать этот процесс увлекательным для ребенка. Любые занятия должны проходить в игровой форме, особенно это касается детей дошкольного возраста. Старайтесь не перенапрягать ребенка чтением, чередуйте виды работы. Существует ряд упражнений для тренировки памяти, но и тут главное не переусердствовать.