Во сколько малыш начинает ползать на четвереньках. Во сколько дети начинают ползать? В каком возрасте дети ползают. Что может оказать влияние
Важность ползания, как этапа развития, у современных педиатров не вызывает сомнения. Этот навык влияет на физическую, психоэмоциональную, социологическую сферы становления крохи. О том, когда ребенок начинает ползать и почему это так важно молодые родители задумываются вскоре после его рождения. Давайте подробно разберемся в этой теме.
Все, что касается здоровья малыша вплоть до года, имеет свои нормы, среднестатистические показатели. И то, во сколько месяцев ползают дети – тоже. Обычно это начинается в 5-7 месяцев. Но не стоит забывать об индивидуальности. Многие детки могут сразу научиться садиться, ходить, а после – поползут, что тоже считается вариантом полноценного развития.
Если же ребенок ползает в 4 месяца и, скорее всего, делает это по-пластунски, тоже переживать не надо. Значит, он готов познавать мир, помогайте ему в этом.
Мнения педиатров и детских невропатологов относительно того, во сколько дети начинают ползать, немного расходятся. Первые считают нормой возраст от пяти до семи месяцев. Вторые же расширяют диапазон, считая нормальным начало ползанья как в 4 месяца, так и в девять.
Сходятся же специалисты обеих профессий в том, что ползанье важно. Его нежелательно пропускать, порою даже стоит стимулировать, учить малютку ползать. Внимательные родители не упустят шанс подзадорить свое чадо, поэтому на вопрос о том, как понять, что ребенок хочет ползать, ответ прост – он будет тянуться в нужном ему направлении, стараться перевернуться, подтянуться, иногда даже капризничать, призывая родителей на помощь.
От чего же зависит во сколько ребенок поползет?
Факторов, влияющих на развитие этого полезного навыка много. Среди них можно выделить основные, такие как:
- Половой признак. Каким бы сильным полом ни считались мальчики, но факт, что большинство из них осваивают ползанье позже девочек, неоспорим. В большинстве случаев нет ничего страшного, когда мальчики начинают ползать в 7–9 месяцев. Им необходимо больше пространства и времени для улучшения своих навыков. Для девочки вполне нормально поползти уже в 4 месяца, ведь они быстрее осваивают все навыки.
- Индивидуальное развитие. Нормы разработаны давно, но они ни в коем случае не являются точными. Огромную роль всегда играет индивидуальное развитие, наследственность, генотип и прочие физиологические факторы, не зависящие от родителей. Сколь бы сильным не было желание младенца к активному познанию окружающего мира с помощью передвижения, пока не окрепнут мышцы опорно-двигательного аппарата, сделать он этого самостоятельно не сможет.
- Степень психоэмоционального развития. С каждым месяцем проявляются новые эмоции. Одна из самых сильных – любопытство. Поэтому, если малыш хочет пощупать новый для него предмет, лучше помочь ему самостоятельно доползти, нежели просто вложить вещь в маленькую ручку.
- Физиологическая готовность центральной нервной системы. Так как все процессы контролируются головным мозгом, он должен быть достаточно сформирован, чтобы младенец контролировал свои движения. Понимает и осознанно двигает ручками и ножками он ближе к двум месяцам, при начальном становлении в мозгу связей, отвечающих за это. А вот возраст, когда малыш начинает ползать наступает на пару месяцев позже, при достаточном формировании необходимых нейронных связей.
- Соотношение возраста и веса. Педиатры отмечают, что наличие лишнего веса оттягивает момент, когда начинают ползать младенцы, как минимум на несколько недель.
- Физиотерапия, поощрение активности. Детки, которым делали физиотерапевтические процедуры с первых недель жизни, начинают ползать и сидеть несколько раньше остальных.
- Помощь. Важную роль играет и стимуляция. Создавая условия для развития навыков ползания, заинтересовывая яркими игрушками, обучая правильным и необходимым движениям, родители помогают малышу поползти.
Дать ответ на вопрос, когда грудничок начинает ползать, можно лишь обозначив растянутые временные рамки, – с четырех до девяти месяцев. Но родители способны повлиять на его ранее развитие, стимулировав кроху поползти уже в четыре месяца.
Исходя из этого, делаем вывод что то, как ползают малыши в 6 месяцев зависит не только от них самих, но и от их родителей.
Этапы становления ползания
А теперь о том, как начинают ползать малыши впервые и о постепенном улучшении этого умения. Происходит это в несколько этапов. Некоторые детки проходят их все, некоторые могут пропускать один-два:
- Проще всего младенцу ползти на животе. Сказать точно в каком возрасте ребенок ползает так, сложно, но обычно это три-четыре месяца, когда он предпринимает первые попытки самостоятельного передвижения.
- Затем, окрепнув, ребенок ползает по-пластунски, с каждым днем осваивая все большие территории дома, улучшая навыки и развивая мускулатуру. Таким образом ребенок ползает в 5 месяцев и до тех пор, пока не освоит следующий этап. Важно помнить, что нормой считается ползанье во всех направлениях. Не нужно переживать, когда грудничок постоянно пятится назад или вбок, это нормальное явление, во сколько бы месяцев он не начал ползать.
- Как только заметили, что ребенок ползает по-пластунски легко и непринужденно, будьте уверенны – скоро он начнет передвигаться на карачках. При этом упор он будет делать на руки в сочетании с согнутыми в коленях или выпрямленными ножками. Именно ползание на четвереньках педиатры и называют правильным и полноценным ползаньем. Активные детки осваивают его уже в 6 месяцев.
Ребенок, начавший ползать на животике, может так и не развить этот навык полностью, пропустив несколько шагов. Многие детки и вовсе не ползают, что не мешает им вовремя научиться сидеть, а затем и ходить.
Физиотерапия – помощница в подготовке к ползанью
Какая мама не хотела бы научить свою кроху всему, в том числе и ползанью? Сделать это помогут простые упражнения, с помощью которых ползать ребенок научится гораздо быстрее:
- «Лягушка» – одно из первых упражнений, с которым знакомят еще в роддоме. Оно не только является отличной профилактикой дисплазии, но и помогает подготовить ножки к ползанию. Выполняется в двух вариантах: на спинке и на животике. В положении на спинке мама нежно и аккуратно сгибает, разгибает ножки малыша в позе лягушки. А в положении на животике дает ему возможность самостоятельно отталкиваться от ее ладоней согнутыми ножками.
- Подъемы – выкладываем ребенка на спинку, даем ему свои большие пальчики, чтобы он крепко за них схватился и, придерживая кисть крохи, приподнимаем ее, постепенно увеличивая градус подъема до 45.
- Перевороты – положение, как при предыдущем упражнении. Малыша, крепко держащегося за мамины пальцы, плавно переворачиваем с боку на бок, следя за тем, чтобы он успевал поворачивать голову.
- Покачивания на фитболе – укладываем кроху животиком на мяч головкой от мамы, крепко придерживаем под мышками и плавно покачиваем. Делать упражнение по 1–2 минуты 2 раза в день. Возраст ребенка – от трех месяцев.
Выполнять упражнения нужно между кормлениями, как минимум через полчаса после еды.
Делая массаж и упражнения, ласково разговаривайте с малышом, включите спокойную музыку. Все движения делайте максимально нежно, аккуратно и плавно. Если малыш плачет или раздражается – отложите занятия на другое время.
Делаем массаж
Полезно делать малышу . Он укрепит организм, поспособствует тому, что ползать ребенок начнет гораздо раньше. Заключается укрепляющий массаж в легких, нежных поглаживаниях сначала ручек, потом ножек, животика, спинки. Выполнять 1–2 раза в день.
Первый месяц продолжительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. Постепенно время можно увеличить до 10 минут, обычно к этому моменту ребенку уже больше шести месяцев.
Как привлечь ребенка к ползанью?
- Создание комфортных условий.
- Наличие ярких игрушек, безопасных предметов, явно интересующих малыша.
- Поощрение и похвала.
- Простые физические упражнения, легкий массаж.
- Пример другого ребенка.
Не отказывайте себе и крохе в общении. Дети особенно сильно склонны к подражанию, повторению действий друг друга. Поэтому, когда один малыш начинает ползать, остальные в группе непременно быстро станут повторять за ним.
Даже если малыш только учится ползать, пространство, где он находится должно быть абсолютно безопасным.
Почему ребенку важно ползать?
По мнению педиатров, ползание на четвереньках и польза от него неоспоримы. Заключается она в следующем:
- Укреплении мускулатуры позвоночника, спины, шеи, рук и ног.
- Активном развитии координации, которая способствует выработке таких навыков, как ориентировка в пространстве, сохранение равновесия, ритмичность, последовательность движений.
- Формировании физиологически правильных изгибов тела, подготовке позвоночника к прямохождению.
- Подстегивании развития интеллектуальных способностей.
- Снятии тонуса мышц, устранении кривошеи и других, подобных проблем в опорно-двигательной системе.
Когда следует насторожиться?
О том, почему ребенку полезно ползать на четвереньках уже написали, осталось лишь выяснить, почему кроха иногда не хочет этого делать.
Наиболее частые причины отказа от ползания:
- Подтвержденные педиатром и невропатологом имеющиеся заболевания опорно-двигательной, нервной системы, отставание в их развитии. Зачастую эти проблемы довольно быстро обнаруживаются и почти всегда решаются минимальными усилиями родителей.
- Наличие лишнего веса.
- Излишняя опека, когда все дается в ручки и не возникает необходимость дотягиваться самостоятельно.
- Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.
- Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.
- Гимнастика на фитболе. Выполнять её лучше после того, как вам продемонстрирует движения массажист или педиатр. С детками этого возраста стоит обращаться очень аккуратно. Существует целый ряд различных упражнений для деток до года, по укреплению разных групп мышц. Для каждого периода нужно правильно подобрать упражнения на мяче.
- Плавание. Сейчас у многих мам есть возможность посещать грудничковое плавание. Это идеальный вариант для физического развития малышей, ведь вода является очень близкой средой для младенцев, они могут легко двигаться в ней, выполняя различные упражнения. Многие практикуют плавание в ванной при использовании специальных кругов, поддерживающих шейку грудничка.
- Игры на развитие моторики. Поглаживание ладошек и ступней ног помогут активизировать, стимулировать нервные окончания, способствующие психическому и физическому развитию. О том, какую роль играет развитие моторики знает каждый, поэтому при каждом утреннем проведении гигиенических процедур и принятии воздушных ванн, стоит взять за правило проводить весёлые увлекательные упражнения. От этого также зависит то, во сколько месяцев ребёнок начнёт свои уверенные попытки ползти.
- Быстрый переход к прямохождению сказывается на позвоночнике. Когда младенец начинает ползать, происходит укрепление мышц спины, которые в будущем возьмут на себя нелегкую функцию по поддержанию позвоночного столба. Если этот период пропустить, нагрузка может оказаться слишком сильной, что может привести к развитию ряда патологий;
- Ползание подразумевает сложную работу головного мозга, т.к. нужен контроль за чередованием рук и ног. Если у малыша не будет возможности этому научиться, в будущем гарантированы проблемы с координацией и мышлением.
- Ползание на животе . Самый легкий вид передвижения, который требует минимальных затрат сил и энергии. Не важно, в какую сторону начинает ползти младенец: назад, вбок или вперед. Главное, что он уже чувствует себя комфортно, находясь на животе, и готов к новым свершениям;
- Второй этап может быть представлен несколькими вариантами . Ребенок выставляет руки вперед, а к ним подтягивает ноги, это даже может быть похоже на прыжок. Или малыш встает на четвереньки, выкидывает вперед руки, а ноги подтягивает по одной. Это уже смелые попытки, но еще не полноценное ползание;
- Заключительный этап – перекрестное ползание . Руки и ноги чередуются в четком порядке, малыш пытается ползать все время, т. к. понимает, что это самый быстрый и удобный способ получить желаемое, мышцы быстро укрепляются, а скорость передвижения увеличивается.
- Упражнения с использованием фитбола . Малыш кладется животом на мяч, головой от поддерживающего, и фиксируется в районе подмышек. Мяч необходимо плавно покачивать вперед и назад, что будет вынуждать спинку малыша прогибаться в нужных местах, тем самым укрепляя мышцы.
- Гимнастика для укрепления мышц рук . Ребенок укладывается на спину и обхватывает руками большие пальцы мамы. Мама начинает поднимать и опускать руки малыша, разводить их в стороны. Можно даже поднимать карапуза за руки до образования острого угла между поверхностью и спинкой.
- «Лягушка» . Если ребенок начинает спокойно лежать на животе и держаться на руках, можно брать его за ноги и плавно сгибать в позу «лягушки», плавно возвращая в исходное состояние. Если малыш не капризничает, это верный признак того, что он уже почти готов ползать.
- главным условием для ползания являются достаточно крепкие для этого процесса мышцы. Ваша задача — развить их с помощью массажей и гимнастики.
- укрепляйте необходимые для ползания мышцы ребенка, лежащего на животе. Привлекайте его внимание яркими игрушками, он должен одной рукой тянуться к ним, а второй опираться о поверхность.
- показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под живот валик и оставляя его в подобном положении на некоторое время. Также можете покатать его на валике.
- подложите под пяточки лежащего на животе ребенка свои ладони. Когда малыш начнет упираться в них, нажмите немного рукой ему навстречу. При следующем движении ребенок продвинется вперед, опираясь на вашу ладонь.
- почаще выкладывайте малыша на пол, накрытый плотным одеялом — большое свободное пространство лучше всего способствует стремлению к движению.
- заманивайте младенца самой любимой его игрушкой или незнакомыми, но тем более интересными предметами.
- дети к полугоду имеют вполне хороший пассивный словарный запас и чувствуют интонацию. При любом положительном продвижении хвалите ребенка, это придаст ему сил.
- можете на собственном примере показать малышу, как ему следует двигаться. Многие дети склонны копировать поведение взрослых.
Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.
Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!
Когда ребенок начинает ползать
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.
Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.
Как начинает ползти ребенок
Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.
Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.
Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.
Ребенок начал ползать
Все дети начинают ползать по-разному :
- Ребенок ползает по-пластунски
: малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски
, на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад
: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками
: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.
Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:
- на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.
На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.
На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.
Ползание на четвереньках
Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.
Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.
Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках
Как научить ребенка ползать
- Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга
. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте
Видео - как научить ребенка ползать
Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.
Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.
Последствия ограничения движения ребенка
В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.
Использование манежа
Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.
Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.
Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.
Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.
Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.
Использование ходунков
Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.
Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.
В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:
«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:
Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.
Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.
Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.
Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.
Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.
Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.
Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.
Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”
Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»
Видео - педиат об использовании ходунков
С момента, когда ребёнок начинает ползать, в жизни малыша и его родителей наступает новый этап. Дети по-новому воспринимают окружающий мир, который хочется познать и потрогать, а мамам с папами необходимо для этого обеспечить ему максимальную безопасность и своё постоянное присутствие.
Этот период очень важен в жизни маленького ребёнка, так как умение ползать активно заставляет работать мозг малыша и активизирует мыслительную деятельность.
Когда стоит ожидать первые попытки
На самом деле, это очень сложно и тяжело для ребёнка. Но со временем, овладев таким способом передвижения, у него развивается не только мышление, но и моторика, активнее, стремительней развивается речь и, конечно же, укрепляются мышцы всего тела.
Желательно, чтобы ребёнок не пропустил этап ползания (он может сразу пойти). Со стороны физиологии в этом случае можно говорить о неокрепших мышцах спины и большой нагрузке на неокрепший детский позвоночник. Родители должны стимулировать желание малютки к передвижению и правильно его к этому подготовить.
На вопрос когда ребёнок должен уверенно ползать, можно ответить лишь приблизительно. Все дети проходят данный период индивидуально, но существует примерная таблица которую предлагают педиатры для ориентира. Возрастные периоды, когда начинают ползать карапузы, следующие: первые попытки возможны к 5 месяцам, а с 8–9 месяцев начинается активное ползание.
Основные этапы ползания
Первое, что делает младенец - это начинает держать голову, и тем самым укрепляет и развивает мышцы спины, подготавливая организм к новому периоду в развитии.
1 этап - начало
Новорождённый пытается двигаться на животе, подгибая под грудью ручки и выпрямляя при этом спину, ноги в данном процессе участвуют неактивно.
Родителям стоит самостоятельно выставлять ручки малыша под грудью, показывая движения и обучая правильно на них опираться. При этом можно сгибать ему одновременно обе ноги и своими руками ставить опору для ступней, для этого достаточно поставить ровную ладонь ему под ноги. Это должно выглядеть, как будто лягушка делает прыжок.
Родителям нельзя делать резких движений, прилагать усилия и толкать малыша своей ладонью. Новорождённый должен самостоятельно почувствовать, попробовать и закрепить движение. Мама и папа лишь помощники в этом деле.
Если ребёнок ползает на животе, и видно, что он предпринимает попытки оттолкнуться ногами, не стоит ускорять процесс, необходимо терпеливо наблюдать и следить за его безопасностью.
2 этап - закрепление навыков
У многих детей на этом этапе происходит некое «зависание». Не стоит переживать, это очень даже неплохо. Важно понимать, что в данный период у ребёнка включена работа мозга и он закрепляет свои навыки. На этом этапе ребёнок должен начать стоять на четвереньках.
Во сколько месяцев ребёнок начинает ползать на четвереньках сказать точно нельзя: у одних родителей в возрасте 5–6 месяцев, у других в 7–8 месяцев. Но грудничок к этому времени должен научиться поджимать под себя ножки и хорошо опираться на обе руки.
Большинство из них, становясь на обе конечности, начинают длительно раскачиваться, словно готовясь к прыжку. В этот момент дети чувствуют свои возможности и стремятся сделать новый шаг в своих достижениях. Когда малыш раскачивается он тренирует мышцы спины, ног и рук. Эти действия только укрепляют его организм и, конечно же, - это верный знак того, что он готов активно ползать. На этом этапе ведущими остаются руки малыша: он сначала пытается переставлять по очереди ручки и после подвигает к ним ножки.
Родителям стоит обеспечить не сильно твёрдую, но и не мягкую плоскость, по которой можно ползать, так как на кровати или в манеже, нет хорошей опоры для рук, соответственно уверенности в движениях будет меньше. В период раскачивания мама может аккуратно придерживать малыша за бока и немного направлять вперёд, как бы стимулируя к движению.
Ещё одним важным моментом являются принципы достижения цели. Развивать их стоит с младенческого возраста. Для этого нужно раскладывать игрушки перед малышом так, чтобы он мог до них дотянуться, а значит достичь своей цели. Когда ребёнок начал ползать, то интересующие его вещи также ставят на таком расстоянии, чтобы он осилил к ним путь. Со временем расстояние увеличивают, тем самым заставляя его проявлять стремление в достижении цели.
3 этап - активное движение
На данном этапе ребёнок должен начать ползать. У кого-то этот период может наступить в возрасте 6–7 месяцев, но чаще всего он наступает к 8–10 месяцам. Он активно учится перекрёстно передвигать руками и ногами, движения становятся слаженными и более уверенными. Правильными движениями считаются те, когда вслед за левой рукой выдвигается правая нога. На изображении справа показана неправильная перестановка рук и ног.
Ещё раз стоит напомнить, что не нужно сравнивать успехи своих детей, на каком месяце у них имеются те или иные достижения, с другими. У всех разные и сугубо индивидуальные внутренние процессы, которые ведут к физическому и психологическому развитию. Здесь стоит заострить внимание на том, что у детей до года физическое и психологическое развитие идёт неразрывно. Они ползают и познают окружающий мир, трогают предметы, получают новые эмоции. При этом у них закрепляются определённые знания.
Знать закономерности в развитии своего чада просто необходимо для понимания его внутреннего мира и потребностей. Существует несколько рекомендаций, которые стоит выполнять в этот период жизни малыша.
Возможные причины задержки
Стоит сразу сказать, что эти нормы условны, ведь большую роль играют физические возможности ребёнка. Не нужно забывать о том, что все малыши и по-разному воспринимают окружающий мир - именно он является важной целью в познании и стремлением доползти вон до той штуки.
При большом весе малыш начинает ползать значительно позже своих сверстников. Проблема избыточного веса часто заключается в неправильном кормлении, генетической предрасположенности или обмене веществ. Если ребёнок родился недоношенным, то моторные навыки развиваются с некоторой задержкой, что также приводит к более позднему началу ползания.
В любом случае всё должно проходить в определённых рамках норм развития. Именно поэтому для родителей существуют инструкции и советы, как помочь маленькому человечку научиться передвигаться на четвереньках при помощи привлечения его внимания. Первые попытки, как правило, будут начинаться, когда ребёнок увидит яркую недосягаемую игрушку и попытается к ней дотянуться, что заставит его ползти. Ему будет тяжело, но интерес, в конце, концов, заставит добраться до красочной цели. Здесь важно не отодвигать игрушку слишком далеко, чтобы малыш не потерял к ней интерес.
Как только ребёнок начнёт переворачиваться и крутиться вокруг своей оси на кровати, маме и папе стоит помогать ему и правильно складывать ручки под грудью для опоры. Это делается для того, чтобы ребёнок знал как правильно ползать.
Все дети, как правило, проходят определённые этапы овладения навыками ползания. Бывает так, что некоторые из них пропускают один из этапов и быстрее учатся, а некоторые длительно находятся на одной из стадий.
Как помочь малышу овладеть ползанием
Безусловно, самым распространённым методом укрепления мышц и обучению ползанию является массаж. Выполнять его должен квалифицированный специалист, имеющий опыт в работе с грудными детьми и знающий программы массажа для укрепления разных мышц тела. Как только дети начинают двигаться и держать голову, педиатр уже может рекомендовать курс массажа.
Это происходит примерно в возрасте 3 месяцев. При наличии тремора или тонуса мышц, специалист будет выполнять определённый курс массажа. Такой курс поможет укрепить организм и определённые мышечные группы, при недостаточном развитии которых будет задерживаться развитие ползания. Массаж делается, как правило, в первой половине дня. Мама при этом получает полезные рекомендации по проведению самостоятельной гимнастики с малышом.
Вопрос во сколько месяцев начинают ползать дети, не должен быть решающим для родителей. Пусть именно ваш младенец сделает это чуть позже других, но он сделает это правильно и без сильных нагрузок для организма. В ближайшем будущем это сильно поможет его развитию.
Стоит ещё сказать о вспомогательных методах по физическому развитию грудничков:
Как ребёнок начнёт активно ползать и перемещаться из одной комнаты в другую, в первую очередь, необходимо создать для него полную безопасность. Если где-то имеются провода, к примеру, от компьютера и другие электронные приборы, то стоит оградить к ним доступ. Для электрических розеток существуют специальные заглушки, для дверей - держатели и ограничители, которые обезопасят младенца при изучении окружающего пространства.
Ещё раз повторим, что вопрос во сколько дети начинают ползать, должен быть весьма условным для родителей. Конечно, существуют определённые рамки, но торопить своё чадо не стоит, всему своё время. Главное, чтобы малыш заползал, потому что некоторые дети не ползают вообще, а сразу пытаются вставать на ножки.
Может это желание подражать старшим братьям и сестрёнкам, или частое нахождение в вертикальном положении в кроватке, держась за бортики, в манеже, или амбиции взрослых. Но это не хорошо для правильного формирования позвоночника. Поэтому задача родителей - создать условия для развития навыка ползания: желательно, чтобы это был пол или большая кровать, в доступной близости должны находиться интересные предметы и отсутствовать опасные. Важно, чтобы ребёночек смог вдоволь наползаться, а родители не старались раньше времени поставить его на неокрепшие ножки.
Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание: это техника ползания. Если родители начали замечать, что малыш ползёт не на четвереньках, а по-пластунски, то старайтесь, чтобы данный навык не закрепился у него. Для этого на пути малыша разложите небольшие предметы - препятствия, чтобы у него появилось желание поднимать своё тело переползая через них. Или положите ребёночка в пелёнку и учите его правильно ползти, чуть приподняв тело за пелёнку.
Можно выкладывать малыша на живот, подложив под него валик и покачивать его назад и вперёд. Эти же движения можно выполнять на фитболе. Малыш рефлекторно будет переставлять руки, укреплять ножки, учиться держать тело.
На этом всё. Теперь вы знаете в каком возрасте дети начинают ползать, почему нужно обязательно овладеть этим навыком перед ходьбой, и что делать, чтобы ребёнок стал ползать. Здоровья вашему чаду!
Каждый новый навык малыша играет большую роль для его будущей взрослой жизни. Одним из самых важных моментов считается период, когда ребенок начинает ползать. Именно это действие готовит его к прямохождению. Существуют определенные этапы, своевременное преодоление которых необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы и головного мозга человека.
Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру
Родители иногда торопят своих детей и очень радуются, если ребенок рано перевернулся, сел, пополз, пошел. Это не всегда правильно. Природа все рассчитала, и иногда стоит ей довериться в развитии неокрепшего организма. Если малыш рано начал ходить и практически не ползал, это грозит очень неприятными последствиями:
Конкретный возраст, когда карапуз должен поползти, назвать сложно. Все зависит от того, как он справлялся с обязательной программой упражнений до этого. Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру. Если малыш рано перевернулся и отличается активностью и любознательностью, поползти он может в 5-6 месяцев. Более пухлые и ленивые карапузы, которым не нужно стараться что-то достать, могут подождать и до 8 месяцев. Правда, в это время педиатры уже разрешают помочь малышу и рекомендуют массаж для укрепления мышц или специальные упражнения.
Ползание на животе — один из этапов физического развития малыша, который готовит его к более активному передвижению
Существует три основных этапа, которые проходит ребенок, прежде чем можно сказать, что он научился ползать:
Легкий массаж мамиными руками может творить чудеса — вы удивитесь, как после этого окрепнет мускулатура вашего карапуза
Даже если развитие младенца идет по плану, упражнения на укрепление мышц никогда не повредят. Когда перевороты пройдены, подъем на предплечьях освоен, можно приступать к гимнастике, разработанной, чтобы помочь малышу начать ползать.
Помимо упражнений можно делать укрепляющий массаж. Специальную оздоровительную или лечебную программу может выполнять только медицинский работник. А вот общеукрепляющей технике может научиться каждый. Перед проведением манипуляций необходимо проконсультироваться с врачом. И если нет противопоказаний, то ежедневно можно по 5-10 минут совершать легкие поглаживания и похлопывания спинки и конечностей.
Важно помнить, что если малыш отличается активностью, но не научился ползать в 7-8 месяцев, это не патология – не нужно поддаваться панике. Возможно, он просто пока не хочет куда-то ползти или не уверен в своих силах. Прежде, чем предпринимать какие-то шаги, нужно высказать свои опасения опытному специалисту и следовать строго его указаниям.
Каждый день у младенца происходят новые достижения. Еще недавно грудничок просто лежал и двигал руками и ногами, а сегодня уже, словно дурачась, ловко переворачивается на живот со спины и обратно. Развитие малыша идет каждый день, он сильно трудится для того, чтобы достичь новых высот — начать садиться, бегать на четвереньках, а вскоре и на ногах. Всех родителей интересует, во сколько ребенок начинает ползать и когда нужно ему как-то помогать этому учиться?
График развития любого ребенка индивидуален. Он и без того не всегда совпадает с общепринятыми стандартами, так еще иные детки «перепрыгивают» этапы развития, сразу переходя к следующим. Часть детей игнорируют долгий и неинтересный процесс ползания на четвереньках и после того, как научатся сидеть, начинают осваивать прямохождение.
Если ваш малыш не желает ползать, но при этом достигает успехов в других детских дисциплинах, то ваши волнения безосновательны. Младенец активен, начинает пытаться ходить – он развивается, но по своему графику.
Сроки
Как правило, малыши осваивают ползание начиная с полугода и до 9 месяцев. Более раннее появления этого вида передвижения в арсенале новорожденного говорит только об активности младенца и о положительной наследственности. Вероятно, один из родителей тоже рано начал ползать, не достигнув 6 месяцев, и эту склонность к преждевременному развитию получил грудничок.
Если новорожденный начал рано ползать — значит, его мышцы и кости полностью к этому готовы, не стоит пугаться, что это как-то отразится на здоровье малыша.
Другое дело, когда ребенок отметил 9 месяц от своего рождения и никак не хочет начинать ползать ни на руках, ни на четвереньках. Этот факт заинтересует детского невролога и заставит его взять вас на карандаш, наблюдая за тем, когда ваш малыш начнет ползать. Причиной такой запоздалости могут быть как наследственные причины, так и серьезные проблемы с развитием. Если разница в стандартах и в том, как развивается ваш ребенок, составит более 2 месяцев, невролог может поставить вам диагноз задержки развития.
Но большинство детей успешно осваивают ползание в срок. С 6 месяцев они начинают совершать первые неловкие попытки в движениях. Постепенно их перемещения все больше удаются, и в 9 месяцев становятся вполне осознанными и скоординированными.
Одинаково ли развиваются мальчики и девочки?
Считается, что мальчики развиваются несколько медленней, чем девочки. Как правило, представители сильного пола действительно позже начинают сидеть и ползать, а становление прямохождения у них отстает на пару месяцев от женского пола. Но это только лишь средние статистические данные.
Начало периода ползания зависит от многих факторов — от веса ребенка, крепости его мышц и костей и даже от характера.
Флегматичная полная девочка вряд ли будет полна стремления познать что-то новое, а активный и любознательный мальчик вполне может начать ползать раньше срока. Так что все приобретаемые навыки зависят от самого младенца, а не от пола, к которому принадлежит ребенок.
Процесс обучения
Сначала ребенок будет лежать на животе, стремясь достать интересующие его игрушки, двигаться с помощью рук. Потом он начнет неосознанно упираться и отталкиваться ножками от поверхности под ним. Когда малыш усвоит связь между этими толчками и последующим перемещением тела, движения его станут активней. Он все еще будет ползать, не приподнимая живота, «по-пластунски», — старательно кряхтя и иногда капризничая из-за того, что ему тяжело и не удается быстро достичь намеченной цели. Из-за недостаточной еще скоординированности малыш может ползти не совсем туда, куда он стремился попасть.
Впоследствии новорожденный будет потихоньку отрывать животик от пола или дивана. По мере укрепления мышц он будет приподнимать свое пузико все выше и выше, пока не встанет на четвереньки. Поначалу младенец будет держаться в этом новом для себя положении неуверенно — он будет покачиваться и время от времени валиться на бок.
Когда силы его окрепнут, сам малыш научится владеть своим телом, а координация его движений дойдет до должного уровня, младенец начнет переставлять конечности поочередно, достигая невиданных до того скоростей. Такой вид ползания называется «перекрестным» из-за того, что ребенок одновременно отталкивается диагонально расположенными конечностями — правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой.
Теперь малыш будет резво передвигаться по дому на четвереньках. Весь путь от неуверенных ползаний на животе до быстрых передвижений на четырех точках займет у ребенка от двух до тех месяцев.
Помощь родителей
Считается, что не нужно стимулировать навык ползания у ребенка — каждый малыш развивается по-своему и обязательно поползет, когда само тело младенца будет готово к этому. Но если вы или ваш невролог заметили, что малыш изначально несколько отстает от принятого графика развития — начал позже, чем сверстники, переворачиваться, и теперь никак не хочет осваивать ползание, — во избежания дальнейших проблем лучше позаниматься с ним.
Как избавиться от растяжек после родов?