Генпрокуратура проверит законность празднования хеллоуина. Запреты в школах, рейды в клубах: как в России борются с Хэллоуином
Зарубежный праздник Хэллоуин уже давно приобрел колоссальную популярность на территории России и других стран СНГ. Однако в действительности праздновать его рекомендуют не все. И сегодня мы разберемся в том, почему нельзя праздновать Хэллоуин.
Многие люди, услышав о том, что русским нельзя праздновать данный праздник, приняли эту информацию в качестве официального запрета. Стоит отметить, что это неверное мнение, ведь официально никто не запрещал надевать костюмы и идти просить у соседей и друзей конфеты – это вполне законное действие. Кроме того, это достаточно весело.
Все дело в том, что эта дата несколько противоречит православию. И этому вопросу мы уделим внимание немного ниже.
Что такое «Хэллоуин»
История праздника началась на территории Северной Ирландии. Он празднуется 31 октября и, если верить поверьям, в этот день умершие возвращаются на землю.
Сегодня праздник является излюбленным торжеством детей и молодежи во многих странах мира, когда они переодеваются во всевозможные костюмы, ходят по домам, пугают друг друга, обмениваются сладостями и страшными историями.
Несмотря на то, что во многих странах праздник отмечается по полной, в некоторых регионах данное торжество является несколько неуместным.
Почему христианам нельзя праздновать Хэллоуин
Если же говорить о православных людях, то им не рекомендуется отмечать этот праздник. И вот почему: используя языческие маски, образы убийц, сатанистов и колдунов, люди входят в образы всевозможной нечисти и бесов. А это противоречит христианству и унижает православные взгляды.
Именно поэтому важно понимать, что, возможно, для верующих людей празднование Хэллоуина и допустимо, однако им не стоит заходить за рамки, использовать костюмы и прочие атрибуты вечера накануне Дня всех святых.
Если же вы все-таки хотите использовать и такие атрибуты празднования, как костюмы или маски, лучше выбирать каких-либо безобидных персонажей:
- Звезд киноиндустрии или шоу-бизнеса;
- Известных политиков;
- Культурных или светских деятелей.
Так вы сможете отметить данное торжество вместе с друзьями, получить от этого удовольствия, и, при этом, не противоречить православной вере.
Впрочем, как мы уже успели отметить выше, данный праздник не относится к списку запрещенным на территории России и других стран СНГ, поэтому, если вы хотите его отметить, сделать это вам никто не запретит.
Американский праздник Halloween набирает популярность на постсоветском пространстве - магазины наполнены черно-желтым декором и атрибутикой, учебные заведения проводят концерты и праздники для учащихся. А что говорит православие о Хэллоуине?
Несмотря на возмущение деятелей образовательного и культурного сектора, официального запрета на его проведение нет. Но многие люди категорически не хотят принимать и поддерживать данное празднество.
Хэллоуин: история возникновения
Высказывает ли православие о Хэллоуине какое-то мнение? Конечно, но прежде, чем ознакомится с ним, следует узнать историю этого празднества. Изначально, Хэллоуин был частью кельтского язычества , только назывался он тогда - Самайн и был не совсем праздником.
Кельтский праздник Самайн
Самайн был днем отсчета нового года, но это не был добрый праздник как сегодня. Кельты и друиды считали, что в этот день открывается дверь между миром людей и миром духов и последние могут спокойно посещать первых. Дорога при этом была открыта и людям в мир духов, но в отличии от тех, люди никогда не возвращались обратно.
Как относится к нецерковным праздникам:
Поэтому Самайн был днем зла, ведь на улице блуждали отнюдь не добрые привидения, а настоящие монстры. Они были наполнены злобой и стремились навредить человеку как можно больше. Но их можно было «задобрить» - принести жертвоприношение. Некоторые свидетельства говорят, что кельты иногда приносили в жертву даже собственных детей.
Друиды в этот день зажигали костер на горе, который должен был защитить мир людей от духов. По всей стране никто не должен быть зажигать очаг, и лишь утром друиды раздавали от костра головешки, чтобы люди могли зажечь очаг. Эта традиция переплетается с другим языческим праздником - Белтайн. Люди боялись смерти, которую приносили духи поэтому неукоснительно соблюдали оба празднества.
Первый, кто показал людям греховность этих обрядов - был Святой Патрик, покровитель Ирландии. Именно он проповедовал по всей Ирландии Христа (а именно Ирландия была страной кельтов) и открыто говорил о грехе, который ложился на людей после жертвоприношений духам. Именно благодаря Святому Патрику, кельты были освобождены от суеверий и язычества, а также от всех ужасных традиций, которые их сопровождали.
Религия кельтов - это не просто красивая история и вера в живые деревья, как рисуют сегодня в фильмах и мультиках. Это страшное, кровавое язычество, которое отравляло людей и мешало им принять истинного Спасителя - Иисуса Христа и Единого Господа. Вся история праздника Самайна или современного Хэллоуина основана на кельтском язычестве и страшных традициях.
Важно! Святой Патрик предложил вместо страха перед духами праздновать 1 ноября День Всех Святых, что позднее одобрила католическая церковь и что сегодня для православного христианина ближе, нежели праздник Хэллоуин.
Святой Патрик
Атрибуты
Самым явным и важным аксессуаром данного празднества является светильник-тыква - «светильник Джека». Он представляет собой большую тыкву, из которой убрана вся внутренность, вырезана устрашающая морда и поставлен светильник так, что при его зажигании, тыква становится «головой» с устрашающим выражением лица.
В чем же смысл Джека-Фонаря? В мировом справочнике от 1977 года можно найти такое описание данному фонарю - безобидная тыква с фонарем, на самом деле является древним символом души, которую прокляли.
Есть три версии возникновения такого странного атрибута:
- это был символ конца сбора урожая;
- был способом отпугивания злого духа (поэтому морду необходимо обязательно рисовать злую);
- последняя легенда же повествует про пьяницу Джека, который заключил сделку с дьяволом. Такой поступок Бог не простил и обрек его на вечные скитания по земле.
Не менее важна, а для некоторых является главной причиной празднования, это традиция ходить по домам и выпрашивать сладости, говоря Trick-or-Treat - сладость или шутка. Его истинная сущность - это ритуал жертвоприношения злым силам. Кельтские верования говорили, что в этот день духи бродят по земле, и чтобы они не причинили вреда, им необходимо выставить на порог дома угощение - жертву, обычно то было некое животное. В противном случае духи сыграют злую шутку - причинят вред дому.
О злых силах:
Помимо этих двух главных атрибутов, весь Хэллоуин наполнен символами и атрибутами смерти, зла и оккультизма.
Хэллоуин, или так называемый «Праздник тыквы»
Православие и Хэллоуин
У Русской Православной Церкви есть четкое мнение - она не благословляет христиан на участие в празднике Хэллоуин. Причем, не только не участвовать, но и не поддерживать тех, кто его проводит. На это есть несколько причин:
- Происхождение данного праздника, его способ проведения и суть являются строго языческими и несовместимыми с принципами и устоями христианской веры.
- Хэллоуин - это кощунственная насмешка над днем Всех Святых.
- Облачение людей в костюмы колдунов и монстров - неприемлемо, для верующего человека, поскольку противоречит Писанию и церковным канонам.
- Атрибутика праздника неприемлема для православного человека, поскольку полностью противоположна христианским ценностям и подменяет их: магия, колдовство, духи зла, обряды язычества, жертвоприношение, злые розыгрыши. Явная ассоциация праздника Хэллоуина с язычеством не дает возможность настоящему христианину принимать участие в этом.
- Хэллоуин выступает оружием демонизации сознания детей и молодежи, он пропагандирует моду на атрибутику смерти и колдовства, возвеличивает жестокость и нивелирует милосердие и добро.
Последний пункт данного перечня особенно важен, поскольку детское сознание крайне уязвимо к информации, поступающей извне. Дети не просто переодеваются в злых персонажей, они отождествляют себя с ними, и это у них вызывает намного более тесную связь нежели у взрослого. Именно поэтому, казалось бы, веселое переодевание наносит серьезное разрушение детскому сознанию.
Внимание! Активное участие в подобных мероприятиях приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям.
Библия против Хэллоуина
Любой верующий должен соотносить все движения в мире с Библией , поскольку это Божье слово и сообщает людям мнение Господа относительно всех событий.
Что же она говорит относительно Хэллоуина? Апостол Павел говорил:
«Удерживайся от всякого рода Зла…».
Тьма в Библии олицетворяет дьявола и все силы бесовские, которые противостоят Господу, Который есть Свет.
Тьма - это символ всего мирского и языческого, всех противников Господа, всех не верующих в Него. Тьма - это грех, безбожие, христианину необходимо убегать от нее. Прочитав историю торжества Хэллоуина, разве не стало для христианина очевидным, что сообщатся с этим не следует? Христианин - это сын Христа, он не принадлежит тьме (Еф. 5:4-13).
Сатана использует все инструменты, самые яркие, красочные вещи, чтобы увлечь христианина от истины, от Бога. Праздник с тыквами-фонариками и страшными костюмами - один из инструментов сатаны. Разве молодым людям не хочется провести время весело, нежели ходить в храм или читать Божье Слово? Человеческий разум очень быстро увлекается и его восприятие притупляется, он быстро прилепляется ко греху и совсем теряет связь с Господом.
Молодым людям следует понимать, что невозможно стоять на двух стульях одновременно - невозможно любить Господа и ходить в костюмах монстров по улицам. Христиане должны нести свет и любовь в мир , а разве можно это сделать, участвуя в шествиях ведьм и мумий?
Апостол Иоанн пишет, что невозможно любить мир и Бога одновременно. Поэтому следует удаляться от всего мирского.
Можно ли праздновать Хэллоуин. Священник Игорь Сильченков
Протоиерей Георгий Завершинский
Шотландия и Ирландия, где я служу, – родина Хеллоуина. Этот вечер накануне (или сочельник, как принято говорить в православной традиции) Дня всех святых. Здесь он охватывает школы, общественные заведения, магазины – в общем, многие места, где люди собираются. Праздник очень древний, впервые он упоминается еще в Средние века. Здесь его помнят родители, родители родителей, в общем, все предки с давних кельтских времен. Это часть местной культуры. То есть известен он всем давно, и при этом каждый раз появляются какие-то новые персонажи, новые наряды.
Само по себе это явление связано с окончанием лета и началом осенних дней и непогоды. Обычно так совпадает, и в этом году вышло так же, что как раз к Хеллоуину ясные солнечные дни сменяются ненастными, облачными и мрачноватыми. По древнекельтской традиции как раз в конце октября был такой праздник окончания лета – все радостное и светлое уходит, и наступает такое мрачное темное время. И как с этим быть? Человек не любит, боится, опасается того, чего он не знает, не представляет, не видит. Поэтому понятно, что есть светлые, духовные силы, которые связаны с Днем всех святых (это и наши ангелы-хранители также), как это было в древней кельтской Церкви, и есть силы, напротив, агрессивные. Это силы зла, тьмы, смерти, разрушения. Так вот, пока они невидимы – они действительно могут быть страшными, могут подталкивать кого-то к каким-то неблаговидным поступкам и действиям.
Но как этого избежать? Люди просто приходят к тому, чтобы это изобразить, как бы разыграть эти силы, сделать представление, фейк.
И, посмеявшись вдоволь над злыми силами, пошутив, мы показываем, что этих сил, способных принести зло, на самом деле как бы и нет. Так снимают напряжение от приходящей осени и ненастья. Психологически это вполне понятно.
В России есть предосудительное отношение к Хеллоуину, многие священники и миряне высказываются против него. Но, на мой взгляд, сама эта кельтская традиция никакого объективного зла не несет. Чем больше я пребываю в Ирландии и Шотландии, тем больше я понимаю, почему Хеллоуин привязан к Дню всех святых и почему Католическая Церковь относится к этому празднику благожелательно и разрешает детям в нем участвовать. Здесь, в местных православных приходах, родители иногда спрашивают, разрешать ли детям участвовать в этом празднике. Нужно ли запретить? Одноклассники будут шутить, смеяться, а ребенок останется один, как перст, и от этого, конечно же, будет переживать, ему станет неприятно. Поэтому традиционно, с того времени, как священники служат здесь на православных приходах, многие из них говорят родителям, что надо делать так же, как все.
Здесь еще есть такое детское развлечение – trick-or-treat. Буквальный перевод – «сладость или гадость». Это когда дети стучатся в дом и выпрашивают сладости, и если не дашь что-нибудь вкусненькое, то они могут сделать какую-нибудь «гадость», проказу. Могут что-нибудь разрисовать, но ничего криминального, конечно, не сделают.
Эта шутка, розыгрыш как бы показывает, что то, чего мы боимся, – этого на самом деле нет. И приходящая непогода тоже не должна действовать на человека угнетающе, вводить в депрессию, уныние. Для этого такой розыгрыш позволяется.
Обычай праздновать Хеллоуин живет уже давно и охватывает большие регионы. Эта традиция, идущая еще со Средних веков, есть не только в англосаксонских странах. Она вместе с какими-то новыми технологиями, явлениями массовой культуры вползла и в Японию, и в страны Юго-Восточной Азии. Во многих местах она прижилась, потому что, видимо, люди находят в этом определенного рода развлечение, дети радуются, для них это приключение, и видеть в этом только лишь что-то плохое было бы неправильно. Ведь это, наоборот, насмешка над дурным.
Как в математике есть метод доказательства от обратного, так и здесь – нарядись в «зло» и покажи, что его для тебя нет. Фантазия человеческая сама подсказывает, как сделать так, чтобы не бояться, оставаться с миром в душе, оставаться свободным человеком. Смех и чувство юмора – большой дар человека, и чтобы избежать зла, надо над ним посмеяться – «мы тебя не боимся». Мы ставим себя вне зла, со стороны наблюдаем за ним, подсмеиваемся над ним. Всегда надо помнить, что зло все равно не может совершаться без согласия человека.
Хеллоуин, конечно, отождествляют с неоязыческим праздником, и Церковь негативно относится к появлению целой культуры вокруг этого праздника – музыкальной, театральной, литературной. Появились фильмы ужасов, связанные с Хеллоуином – очень тяжелые, с психоделическим оттенком. Все это носит уже коммерческий характер, захватывает массы, и это, к сожалению, невозможно запретить.
Я тоже высказывался, как и многие священники, что неправильно праздновать Хеллоуин, что это «карнавал зла, праздник духовного обнищания». Но со временем я понял, что это именно карнавал, а подлинного зла в этом может и не быть. Это – фейковое зло.
Искусственно препятствовать, ставить преграды, запрещать Хеллоуин, по крайней мере в наших приходах в англоязычных странах – бессмысленно. Можно, конечно, призывать детей выбирать каких-то персонажей помягче. Но в целом – если ты всерьез принимаешь этот праздник, получается, ты и участвуешь в нем. Всерьез с этим бороться, не давать этому ход – так получится «зло на зло».
Конечно, зло привлекательно, оно интересно, оно дает пространство для фантазии, такого псевдотворчества – дети разрисовывают себя, какие только наряды себе не делают. Действительно, это настоящая фантасмагория. Сейчас я уже не берусь давать оценку этому празднику – хорошо это или плохо. Мне вообще кажется, что время, когда против этого праздника активно все боролись, проходит. «Негативное влияние Запада, развращение»… Попробуем как-то сменить интонацию, сменить полюса.
Конечно, я бы не рекомендовал праздновать этот праздник у нас в России. Не надо в этом участвовать. Это не является нашей традицией, и совсем не обязательно ее брать. Может, когда-нибудь в России появится свой православный «анти-хеллоуин», в российском исполнении – с Лешим, Бабой-ягой, Кощеем Бессмертным. Если бы такой праздник увлек нас в России, все наконец отвлеклись бы от Хеллоуина. Тем более, в отличие от кельтов, для русского человека это и правда может быть опасно, потому что нам свойственен такой серьезный, драматичный подход ко всему, мы и правда можем как-то перейти эту шуточную грань.
Главное, что я хочу сказать – не нужно принимать этот праздник всерьез, не нужно с ним бороться как с каким-то настоящим огромным злом, и тогда все это, не имея в России корней, так же легко уйдет, как и пришло. Если же серьезно бороться с тем, что не является серьезным, то можно попасть в неловкое положение, а Хеллоуину только того и надо!
Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием . О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?
Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя - взрослого, авторитетного человека.
Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле - это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.
Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь - за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.
Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.
Здесь - то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?
Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и . Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.
Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень и было равносильно измене вере.
Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей - вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?
Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые - стойкие люди - нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача - все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин - это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский : «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит - это как раз про наше время.
Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы - коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя - вроде бы люди авторитетные, уважаемые - иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении - легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно - зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.
И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и . Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача - воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.
Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин - это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?
В Интернете, в других источниках очень , о его языческих, оккультных корнях - в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком - обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа - можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. - и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.
Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная . А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций - обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева , в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?
Мы, православные, - счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования - яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.
Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается - хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании , о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.
Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, - и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.
А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?
Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а - это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу - и с этим тоже надо бороться.
Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.
Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство - это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, - но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь - очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.
Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.
Повторюсь: человек за каждое праздное слово - не только за праздное действие - несет ответственность перед Богом.
Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.
А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.
Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.
Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.