Лицевая вязка и изнаночная. Способы вязания лицевых и изнаночных петель. Как нужно вязать скрещенную лицевую петлю
Привет всем!
Сегодня будем изучать, как вяжется изнаночная петля классическая.
Сразу предупреждаю, что занятие будет трудное. Поэтому слушайте и смотрите внимательно!
Что представляет собой изнаночная петля? По сути – это та же самая лицевая петля, только с другой, с обратной стороны.
Вот, представьте себе, что вы нарисовали на стекле букву «а». Если вы посмотрите на эту букву с другой стороны стекла, то она будет выглядеть по-другому. То есть, её написание будет отличаться, хотя буква одна и та же, просто мы увидели её с двух сторон: с лицевой и с изнаночной.
Аналогично, лицевая петля выглядит иначе с обратной стороны вязания. И рисовать, т.е. вязать её надо будет по-другому.
Возьмём спицу, на которой уже провязан ряд лицевых петель, и развернём обратной стороной к себе.
Итак, короткий хвостик у нас – слева, нить от клубка – справа. Накидываем нить от клубка на указательный палец левой руки.
Важно: при вязании изнаночных петель нить от клубка располагается всегда перед всеми петлями, перед всеми спицами.
Последнюю петлю (кромочную) провязываем также изнаночной, как и все петли ряда.
Чтобы стало понятно раз и навсегда, надо посмотреть видео .
Итак, сегодня мы с вами учились вязать изнаночную классическую петлю, которая соответствует лицевой классической петле и является её обратной стороной.
Потренируйтесь в выполнении изнаночной петли, провязав 30 или даже 60 петель.
Всем успехов!
На следующем занятии мы будем .
Вопросы к уроку для новичков:
Трудно ли было вязать изнаночную классическую петлю?
Вопрос для не новичков:
Используете ли вы данный способ вязания изнаночной петли?
С лицевой петли хорошо начинать, потому что она очень простая и у нее нет ни лицевой, ни изнаночной сторон. Иногда ее называют чулочной петлей.
Введите правую спицу в первую петлю под кончиком левой спицы. Движение направлено снизу вверх.
1
Из петли правая спица должна выйти позади левой.
2
Оберните рабочей ниткой кончик правой спицы по направлению от спицы, на которую набраны петли. Получается накид. Удерживайте его на кончике правой спицы.
3
Совет
Перед началом работы спица, на которую набраны петли, находится в левой руке. В правой вы держите свободную спицу. После того как вы провязали одну петлю и прежде чем занялись следующей, рабочая нить должна лежать позади правой спицы.
4. Переведите первую петлю с левой спицы на правую, слегка приподняв кончик правой спицы. Вы только что провязали лицевую петлю.
4
5. Провяжите остальные петли этого ряда так же, как первую, повторяя с первого этапа.
5
Платочный узор
Если вязать все ряды только лицевыми петлями, получится платочная вязка. Поверхность изделия представляет собой ряды небольших «волн», как видно на иллюстрации.
6
Вот и все! Теперь вы знаете как вязать лицевую петлю! Переходим к следующему занятию! » «
/ 02.09.2017 в 17:47
Дело в том, что я представительница старой школы вязания, и училась этому виду рукоделия в детстве от знакомых тёть, которые в своё время учились либо на курсах, либо тоже от кого-то. Некоторые приёмы осваивала позже самостоятельно из старых книжек по вязанию. А далее было просто много практики, так как я очень сильно любила вязать и старалась заниматься этим в любое свободно выпавшее время.
Так вот, меня учили вязать именно «бабушкиными» петлями. И если с лицевыми дело обстоит как-то проще, провязываешь их то за переднюю стенку (это классический способ вязания лицевой петли), то за заднюю стенку (бабушкин способ) и особой сложности с этим нет, то изнаночные петли я вязала в основном бабушкиным способом (потому что просто привыкла к нему за столько лет!) и каких-то особых проблем с этим не видела. Хотя о существования классической изнаночной знала и тоже изредка ею пользовалась.
К слову сказать, термин «классические и бабушкины петли» возник сравнительно недавно. А раньше в литературе встречалось просто: «изнаночная первым и вторым способом», «лицевая за заднюю или переднюю стенку (нижние или верхние дольки)». Вязальщицы старой школы наверняка это помнят...
А теперь на всякий случай напомню, как можно по-разному вязать изнаночные петли. Вот так вяжется любимая «бабушкина» петля. Ею вязать, как мне кажется, намного проще и быстрее (рабочая спица идёт сразу на себя):
А так вяжется классическая изнаночная петля (спица двигается от себя, а нить идёт не сразу под спицу, а как бы обвивает её):
В чём между ними разница? По сути только в том, что в зависимости от способа вывязывания петли ложатся на спицу по-разному. Смотрите, после «бабушкиной» она лежит на спице ближе к правой стороне задней стенкой:
«Бабушкина» изнаночная петля
А после классической – ближе к правой стороне передней стенкой:
Классическая изнаночная петля
И вот вначале, пока формируется росток, вязание идёт обычным прямым способом — по лицевой и изнаночной стороне, а после того, как росток уже сформирован, и количество петель для переда совпадает с количеством петель для спинки, я соединяю вязание в круг и продолжаю вязать уже .
В качестве основного узора у меня была «путанка», или как её ещё называют «жемчужная вязка», «мелкий рис». И каково же было моё удивление, когда я заметила, что один и тот же узор при вязании прямым и круговым способом выглядит совершенно по-разному! Смотрите сами, видите разницу?
Тогда я решила провести небольшое исследование этого «явления» и провела такой эксперимент. На небольшом образце сначала вязала узор «бабушкиными» петлями, а затем перешла на классические. И вот вам результат:
Нижняя часть образца вязалась «бабушкиными» петлями, а верхняя — классическими. Разница налицо.
Ну что же, выводы очевидны? Вязание классическими петлями в определённых случаях создаёт более ровную и качественную вязку. Почему именно так происходит — не берусь объяснить точно. Мне кажется, это из-за того, что при классическом способе все вывязанные петли, и лицевые и изнаночные, «ложатся» на спицу одинаковой стороной, как при вязании поворотными рядами, так и при круговом вязании. А бабушкины «ложатся» по-разному — то передней, то задней стенкой, — что и вызывает определённое кручение, неровности. Плюс ещё сказываются параметры кручения нити.
Одним словом, какие-то физические закономерности здесь есть. Но даже без ясного понимания причины, почему это так происходит, сделала вывод, что в дальнейшем буду стараться использовать классические петли, несмотря на многолетнюю привычку (ну хотя бы в тех случаях, когда это необходимо — например, при вязании жемчужного узора).
А вы, мои дорогие, каким способом вяжете изнаночную? Поделитесь своими соображениями, будет интересно узнать. Если вы, как и я, привыкли к «бабушкиным» петлям, то может попробуем переучиваться вместе?
До новых встреч, друзья. С любовью и наилучшими пожеланиями автор блога Ариника.
- P.S. Мамам и бабушкам, у кого есть школьники, хочу пожелать мудрости, терпения, сил и вдохновения в связи с началом нового учебного года. Ведь они, ой как понадобятся! Согласны?
Изнаночные петли и способы их вывязывания. Расчет для симметрии узора. Скрещенные петли и их особенности. Как лучше вязать кромочные. Двойная кромочная. Закрепление петель последнего ряда. Практические советы. Узоры из сочетания лицевых и изнаночных петель
Изнаночные петли. Изнаночные петли, как и лицевые, могут выполняться несколькими способами.
Способ 1. Вывязывание изнаночной петли способом 1 (рис. 1)
Снимите кромочную петлю и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью и обвейте ею нить против часовой стрелки, образовавшийся виток втяните в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Такая изнаночная соответствует лицевой петле, выполненной способом 1.
Упражнение 2.1.Платочное вязанье из изнаночных петель (рис. 2)
Вернемся к учебному полотну. Все ряды выполняйте изнаночными петлями. Структура полотна должна резко измениться: оно станет более рыхлым и широким, как бы туго ни вязали изнаночные петли.
Способ 2. Вывязывание изнаночной петли способом 2 («бабушкина» изнаночная - рис.3)
Рисунок 3. "Бабушкина" изнаночная |
Снимите кромочную и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью, затем подведите нить под конец правой спицы, втяните ее в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Изнаночная, выполненная этим способом, соответствует «бабушкиной» лицевой.
Упражнение 2.2. Чулочное вязанье из «бабушкиных» петель (рис. 4)
Вязанье это старинное, но никогда не выходящее из моды. Оно универсально, так как пригодно для женских, мужских и детских вещей, спортивной и нарядной одежды, шапочек, купальников, носков, чулок, варежек и т. п. (красивые узоры для вязания).
Ровная поверхность вязанья позволяет использовать его как фон дли выпуклых и ажурных узоров, а также для орнаментов и вышивки. Есть в нем недостаток: полотно чулочной вязки закручивается (кстати, эту особенность используют, выполняя рулики), поэтому. нижний край рекомендуется начинать с какого-либо двустороннего узора.
Чулочное вязанье относится к разряду односторонних. Его лицевая сторона называется лицевой гладью, изнаночная - изнаночной гладью. Последняя напоминает платочное вязанье из лицевых петель, но выглядит несколько ровнее из-за отсутствия «грядок», присущих платочному вязанью. На первый взгляд может показаться, что выполнить чулочное вязанье весьма просто. Но по-настоящему красивым оно бывает только у опытных мастериц. Один из «секретов» исполнения - это вязание «бабушкиными» петлями.
1-й ряд - лицевые «бабушкины» петли.
2-й ряд - изнаночные «бабушкины» петли.
Упражнение 2.3.Резинка Зх3 из «бабушкиных» петель (рис. 5 )
Число петель для этого образца должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные.
В дальнейшем при описании большей части узоров (как провязывать петли) даны подробные расчеты, объясняющие, как определяется число петель, необходимое для набора. Первая цифра расчета показывает, сколько петель входит в мотив узора (мотив - это определенная комбинация петель, ритмично повторяющихся в вязаном узоре). Вторая цифра объясняет, сколько петель нужно прибавить к первому числу, чтобы узор получился симметричным с обеих сторон. Для вязаний типа платочного и чулочного второй цифрой пренебрегают. Третья цифра указывает число кромочных.
Итак, для резинки Зх3 на спицах должно быть 29 петель.
1-й ряд - 3 лицевые «бабушкины», 3 и изнаночные «бабушкины» и т. д. (т. е. чередовать 3 лицевые с 3 изнаночными до конца ряда).
2-й ряд - по рисунку, т. е. над лицевыми петлями вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.
Упражнение 2.4. Шахматка (рис. 6)
Рисунок 6. Узор "шахматка" |
Число петель должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. На спицах 29 петель (и лицевые, и изнаночные вязать способом 1).
1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т. д.
2, 3 и 4-й ряды - по рисунку.
5-й ряд - 3 лицевые, 3 изнаночные и т. д.
6, 7 и 8-й ряды - по рисунку.
9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.
Скрещенные петли
Петля, стенки которой расположены крест-накрест, называется скрещенной (старинное ее название петля-крест.). Вывязываются такие петли особым образом из обычных лицевых и изнаночных или получаются при соединении лицевых и изнаночных петель разных типов. Например, если провязать ряд изнаночных петель способом 1, а следующий - «бабушкиными» лицевыми, то петли предыдущего ряда станут скрещенными.
Преимущество скрещенных петель состоит в том, что вязанье из них бывает более плотным и растягивается меньше, чем из обычных петель. Поэтому ими рекомендуется вязать носки, варежки и другие вещи, требующие повышенной прочности. В то же время скрещенные петли имеют существенный недостаток: они повернуты под некоторым углом к поверхности полотна, и от этого оно перекашивается (особенно чулочное), что ограничивает их использование. Хотелось бы предупредить еще об одном. Иногда по тем или иным причинам приходится частично распускать вязанье, а затем вновь сажать петли на спицу и продолжать работу.
В этих случаях нужно тщательно следить за тем, чтобы не появились скрещенные петли: резко отличаясь от обычных, они нарушают поверхность полотна. Во избежание этого советуем следующее: если после прерванной работы ряд вяжется лицевыми петлями, то выполняйте их способом 1 или 2 в зависимости от того, как они были посажены на спицу: передней или задней стенкой к исполнительнице.
Провязывая следующий ряд, внимательно проверяйте, не расположены ли крест-накрест стенки некоторых петель, и если встретится такая петля, то, не провязывая, снимите ее на правую спицу и, развернув, верните на левую.
Кромочные петли
Край вязаного полотна может быть ровным или зубчатым - это зависит от того, как выполнены кромочные петли.
Рисунок 6,7 Ровный и зубчатый край |
Ровный край (рис. 6) получится, если в начале каждого ряда кромочную петлю снимать, не провязывая, оставляя рабочую нить за спицей, я последнюю петлю вязать изнаночной (лучше «бабушкиной»). Это наиболее распространенный способ вывязывания кромочных петель.
Зубчатый край (рис. 7) выполняется так же, как ровный, но только последнюю петлю каждого ряда нужно вязать не изнаночной, а лицевой петлей за переднюю стенку. Если нужен более плотный и прочный край, например, в вертикальных петлях для пуговиц, поясах, то лучше делать его зубчатым. На планках для застежки иногда вывязывают двойную кромочную. Особенно эффектно она выглядит на платочной вязке.
Кромочная состоит из двух петель и выполняется так: в начале каждого ряда кромочную снимают обычным способом, а соседнюю петлю провязывают лицевой за переднюю стенку. В конце каждого следующего ряда (с этого же края) предпоследнюю петлю снимают, не провязывая, нить при этом располагают перед петлей, а
Рисунок 8. |
кромочную вяжут «бабушкиной» изнаночной. Для тренировки наберите 8-10 петель, провяжите один ряд лицевыми петлями и отметьте цветной нитью или булавкой правый край вязанья (рис.8).
Далее продолжайте вязать все ряды лицевыми петлями, выполняя с правого (отмеченного) края двойную кромочную, а с противоположного - обычную. Связав 3-4 см, провяжите один ряд резинкой 1х1(1 лицевая, 1 изнаночная и т. д.) и закрепите (закройте) петли.
Закрепление петель
Петли закрепляют по-разному. Сначала познакомьтесь с наиболее удобным и распространенным способом. Для закрепления петель последнего ряда снимите кромочную, следующую петлю провяжите по рисунку (если она лицевая, то лицевой, если изнаночная - изнаночной); на правой спице стало 2 петли. Конец левой спицы введите слева направо в кромочную, оттяните ее на себя и правой спицей втяните в нее провязанную петлю.
Таким образом, на правой спице вместо двух петель осталась одна. Следующую петлю провяжите по рисунку, на правой спице опять 2 петли. Концом левой спицы оттяните 1-ю петлю на себя и втяните в нее 2-ю (рис. 9). Продолжайте закрепление петель до тех пор, пока на правой спице не останется одна петля, вытяните ее вверх на 6-8 см, разрежьте дугу и, потянув за конец нити, туго затяните.
Существует и другой способ закрепления петель: в начале ряда провязывают первые 2 петли вместе лицевой за задние стенки и возвращают новую петлю на левую спицу. Так поступают с каждой следующей парой петель, пока не закончится ряд. Этим приемом не совсем удобно закреплять петли по рисунку, поэтому им пользуются реже, чем предыдущим.
В отдельных случаях можно заканчивать работу крючком или иглой. Особо хочется выделить способ окончания вязания с использованием вспомогательной нити, так как в дальнейшем мы нередко будем прибегать к нему.
Этот способ применяется, когда необходимо, чтобы край вязанья остался незакрепленным - с открытыми петлями. Например, выполняя свитер из толстой пряжи, плечи спинки и переда лучше не закрывать, тогда их можно соединить специальным трикотажным швом, который не дает утолщения.
В качестве вспомогательной нити употребляют недорогую хлопчатобумажную штопку. Связав последний ряд основной нитью, ее обрывают, вводят в работу вспомогательную и вяжут еще 4-5 рядов (можно лицевыми петлями). Не закрывая петель, вязанье снимают со спицы и утюжат край. Затем распускают все ряды из вспомогательной нити - край детали получится с отутюженными открытыми петлями (отутюженные петли не «убегают»). Нередко вспомогательную нить используют не только при окончании работы, но и в начале ее.
Например, так вяжут накладной карман: провязав 4-5 рядов вспомогательной нитью, ее обрывают и вяжут дальше основной. Готовое вязанье утюжат, затем отрезают ножницами полотно из вспомогательной нити, удаляют хлопчатобумажные остатки и пришивают карман за открытые петли специальным швом.
На сегодняшнем занятии мы научимся вязать лицевые петли классическим способом, оформлять боковой край вязаного полотна и выполнять самую простую вязку — платочную.
После того, как вы набрали начальный ряд петель на две спицы, одну спицу вытаскиваем. Первую (кромочную) петлю снимаем с левой спицы на правую не провязывая.
Теперь приступаем к вывязыванию лицевой петли.
Лицевые классические петли
Лицевые петли можно вязать разным способом. Классический способ - самый распространенный. Он позволяет получить классическую петлю, у которой стенки параллельны, и на передний план выходит правая стенка петли . Если вы будете вязать классическими петлями, то можете быть уверены, что узоры у вас получатся красивыми, а вязание не будет перекашивать. Ведь схемы и описания в журналах и книгах рассчитаны именно на классические петли. Если же петлю нужно вывязывать другим способом - это оговаривается отдельно. Ну что ж, приступим.
Правую спицу вводим в петлю за переднюю стенку, слева направо. Рабочая нить остается за работой.
Захватываем рабочую нить с указательного пальца сверху вниз и протягиваем ее в петлю. Сбрасываем петлю предыдущего ряда с левой спицы.
Продолжаем вязать до конца ряда.
Провязывание классической лицевой петли на схеме:
Оформление бокового края (кромки)
Способов оформления бокового края существует несколько, они отличаются по внешнему виду и по технике выполнения. Мы с вами разберем способ, который вам будет нужен чаще всего — оформление бокового края в виде косички . Край в этом случае получается аккуратным и детали в дальнейшем удобно сшивать.
После того, как вы провязали первый ряд петель, переверните работу. Как мы уже говорили на втором уроке, если вы связали лицевую петлю, то на обратной стороне она же будет изнаночной. Итак, перед вами на спице первая петля ряда - изнаночная. Первую (кромочную) петлю ряда не провязываем: ее снимаем, вводя правую спицу за заднюю стенку петли, справа налево. При этом рабочая нить располагается слева.
Дальше продолжаем вязать лицевые петли, как обычно. В начале следующего ряда снова снимаем кромочную петлю не провязывая. Повторяя ряд за рядом, мы получим платочную вязку. Полотно связанное этим узором, упругое, хорошо держит форму. Оно одинаково выглядит и с лицевой и с изнаночной стороны. Благодаря этим свойствам, традиционно использовалось для вязания платков.
Правило: для образования кромки в виде косички, первую петлю ряда, если она изнаночная, снимаем за заднюю стенку петли не провязывая.
Боковая кромка в виде косички
На сегодня все. Продолжайте вязать образец платочной вязкой, пока не почувствуйте себя уверенно, а полотно будет получаться ровным и красивым. Попробуйте также связать образцы спицами разных номеров и выберите для себя наиболее подходящий: тот, который даст наиболее ровное и красивое полотно, не слишком рыхлое и не слишком плотное. На следующем занятии мы научимся закрывать последний ряд петель основным способом.
Важно! Основная проблема начинающих вязальщиц — они вяжут слишком туго. Расслабьте руки, плечевой пояс. Не торопитесь. Вяжите образцы до тех пор, пока петли будут легко соскальзывать со спиц, а связанное полотно будет получаться ровным, мягким и эластичным. Петля должна обхватывать спицу, но вместе с тем, двигаться по спице легко, без усилий.