Новорожденный ребенок 4 месяца. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.
Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.
Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.
Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?
Развитие четырехмесячного ребенка
Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.
Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.
В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.
Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.
Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.
Стрижка ногтей и волос
В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.
Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.
Влажные обтирания
Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.
Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.
Кормление ребенка
Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.
На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).
Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.
С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.
С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.
Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.
Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.
Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.
Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.
Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.
Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.
Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.
Профилактическая прививка
Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.
Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.
Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.
Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.
Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.
Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!
Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.
Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.
Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!
Что умеет ребенок в 4 месяца
- Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
- 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд. - Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
- Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными. - В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
- Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой. - На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
- Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений… - Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.
Молодые родители, в семье которых недавно произошло пополнение, всегда стараются внимательно следить за развитием долгожданного малыша. На приеме у врача заботливые мамы и папы часто спрашивают о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, на сколько сантиметров он должен подрасти с момента рождения, каким должен быть его вес и т.д. Конечно, все дети развиваются индивидуально, но в педиатрии существуют четкие нормы и стандарты физиологических параметров, а также навыков и умений, которые должны появиться у грудничка в том или ином возрасте.
Вес и рост
В 4 месяца малыш двигается еще не так активно, поэтому его вес в этот период растет достаточно быстро. За четвертый месяц здоровенький ребенок должен набрать около 700-750 грамм, его масса тела к этому возрасту в среднем составляет около 5,5-7 килограмм (мальчики обычно весят больше, чем девочки). Рост грудного ребенка в 4 месяца достигает приблизительно 60-64 сантиметров (месячная прибавка в росте -2,5-3 сантиметра).
Навыки и умения
У большинства деток в четыре месяца стабилизируется работа кишечника и желудка, и проходят болезненные колики. Именно поэтому правильно развивающийся 4-х месячный грудной ребенок начинает активно познавать мир. И мальчики, и девочки к этому возрасту начинают интересоваться окружающими предметами, бурно реагируют на происходящие события и т.д.
Навыки и умения здорового ребенка в 4 месяца должны быть следующими:
- 4-месячный грудничок должен уверенно переворачиваться с живота на бок и на спинку;
- лежа на животике, малыш может не только перевернуться, но и приподняться, опираясь на ладошки и прямо держа головку;
- если ребенка 4 месяцев поставить на пеленальный столик или на кровать, придерживая за подмышки, он будет отталкиваться ножками от горизонтальной поверхности;
- если грудничка, лежащего на спине, потянуть за ручки, он присядет и будет держать голову (при этом родители должны помнить, что полностью сажать ребеночка в таком возрасте еще нельзя, т.к. его мышцы и косточки еще не окрепли);
- самые активные детки к четырем месяцам пытаются ползать, интересно, что у многих их них получается ползти не вперед, а назад;
- малыш в полные 4 месяца может держать любимую погремушку в руках около 30-40 секунд, в этом возрасте груднички обычно проявляют огромный интерес к простым игрушкам, смотрят и изучают их, хватают, облизывают и т.д.
Мышление и эмоции
Психоэмоциональное и умственное развитие ребенка в 4 месяца также не стоит на месте. В этом возрасте у большинства деток происходят следующие изменения:
- малыши начинают произносить разные звуки: «о», «а», «п», «б,», «м» и др.;
- в 4 полных месяца малыш узнает своих родителей, реагирует на голос мамы и папы, услышав знакомые интонации, грудничок оживляется, начинает шевелить руками и ногами;
- в то же время ребенок очень настороженно относится к неизвестным людям, даже если мама наденет какой-нибудь головной убор и очки, малыш может ее не узнать и испугаться;
- увидев родителей или любимую игрушку, ребенок может начать улыбаться, смеяться, лепетать, также к этому возрасту малыши умеют следить глазками за двигающимися предметами;
- развитие 4-месячного ребенка происходит настолько интенсивно, что он к этому возрасту узнает свое имя и реагирует, когда кто-либо из семьи обращается к нему;
- также ребенок запоминает лица людей, свои игрушки, домашних животных и т.д.;
- к четырем месяцам в сознании грудничка формируются первые причинно-следственные связи (например, увидев мамину грудь или бутылочку с питанием, малыш понимает, что его ждет кормление и затихает);
- на четвертом месяце жизни детки уже могут испытывать широкий спектр эмоций: обиду, страх, огорчение, радость, удовольствие, любопытство и пр.;
- к 4-месячному возрасту малыши интересуются не только окружающим миром, но и своим телом, ребенок может щупать свои волосы и лицо, играть с руками и ногами, смотреть на себя в зеркальце и. т.д.
Органы чувств
Разбираясь в том, что умеет ребенок в 4 месяца, родители также должны узнать, как в этом возрасте функционируют органы чувств и как формируется речь грудничка:
- Зрение. Малыш начинает различать цвета предметов. Лучше всего он будет воспринимать яркие однотонные цвета – красный, желтый, синий и т.д. А вот полутона, оттенки и сочетания сразу нескольких активных цветов будут восприниматься грудничком гораздо хуже. К четвертому месяцу жизни детки не только следят за одним предметом, но и быстро переводят взгляд с одной вещи на другую.
- Слух. В 4 месяца ребенок, развитие которого происходит в соответствии со всеми нормами, различает голоса своих родных (мамы, папы, остальных членов семьи) и незнакомцев, а также поворачивает головку на звуки. В этом возрасте малыш с огромнейшим удовольствием слушает музыку и даже может качать головой в такт понравившейся мелодии. Больше всего грудничкам по душе ритмичные мотивы, а вот слишком высокие ноты (как и многий другой набор резких звуков) могут их раздражать или пугать.
- Речь. Четырехмесячный малыш способен не только произносить открытые гласные звуки («а» и «о») и глухие согласные («б», «п» и др.), но и соединять их в простые слоги. К этому возрасту ребеночек начинает отвечать родителям и общаться с ними на своем языке. Детишкам очень нравится «разговаривать» с окружающими и получать от них ответ.
Питание и сон
Молодых родителей также часто интересует, сколько должен съедать ребенок в 4 месяца. Обычно малыши в этом возрасте как на грудном вскармливании, так и «искусственники» едят около 5-6 раз в день и 2-3 раз ночью (количество кормлений может варьироваться в зависимости от аппетита, здоровья ребенка и пр.). Считается, что за сутки грудничок должен употребить еды (смеси или маминого молока) в размере 1/7 части от собственного веса (т.е. до одного литра). Большинство педиатров придерживаются мнения, что вводить прикорм в этот период еще слишком рано, давать соки, овощные и фруктовые пюре малышу лучше всего с 5 месяцев на искусственном вскармливании и с 6 месяцев на грудном.
Еще один актуальный вопрос, возникающий у молодых мам и отцов, — сколько спит ребенок днем и ночью. Нормальный режим дня ребенка в 4 месяца следующий: 15 часов сна и 9 часов бодрствования в сутки. В ночное время грудничок должен спать около 10 часов, оставшиеся 5 часов – это дневной сон ребенка, разделенный на 2-3 части. Если по каким-то причинам распорядок и режим дня у 4-месячного грудного ребенка нарушен, родителям придется приложить немало усилий, чтобы вернуть все на свое место.
Отклонение от норм
Выяснив, что должен в 4 месяца делать здоровенький ребенок, необходимо разобраться и в том, что считается отклонением от нормы. Молодых родителей обязательно должно насторожить то, что:
- ребенок в 4 месяца не переворачивается;
- малыш не может удерживать в руках игрушки;
- не проявляет никаких эмоций по отношению к родителям, животным, игрушкам и т.д.;
- не реагирует на людей и окружающие предметы.
Если мама или папа заметили такие отклонения у своего крохи, им обязательно нужно сообщить об этом врачу. Педиатр назначит обследования, которые помогут выяснить, в чем причина замедленного развития грудничка.
Четвертый месяц считается переломным моментом в жизни малыша, поскольку это период завершения адаптации к окружающему миру. Развитие ребенка в 4 месяца очень многогранно, ведь в это время изменяются все системы организма, у малыша появляются свои привычки и особенности, именно из-за этого у молодых родителей могут появляться проблемы относительно собственного образа жизни и воспитания малыша.
Параметры тела в это время изменяются пропорционально. Вес малыша увеличивается примерно на 700-800 граммов – в отличие от предыдущих месяцев прирост массы не столь значителен, однако слишком маленький набор веса считается отклонением от нормы. Что касается увеличения объемов тела, то окружность головы может измениться на 10-15 мм, груди – на 15-20 мм.
Соответственные изменения касаются и внутренних органов – увеличивается объем легких, печени и поджелудочной. К 4 месяцу устанавливается правильный процесс пищеварения, это очень удобно для мамы, поскольку малыш уже не так часто требует ее внимания, а ночные кормления требуются не так часто, как раньше.
В это время важно придерживаться определенного режима, поскольку малейшие отклонения от установленного графика приведут к сбою дня и ночи. Четвертый месяц для грудничка может стать как моментом начала правильного режима дня, так и периодом несбалансированных суток. Вставая в одно и то же время, придерживаясь режима питания, укладывая ребенка спать в определенные часы, вы сможете легко наладить оптимальный для себя режим жизни семьи. Помните, что незначительные отклонения от уже установленного режима способны привести к сбою графика, что впоследствии сложно вернуть в норму.
Оптимальный режим сна для 4-месячного малыша – 3-4 раза дневного отдыха продолжительностью по 1,5-2 часа и ночью примерно 8-10 часов, возможно, с незначительными перерывами на кормление.
Что касается режима питания, то именно в 4 месяца многие малыши получают свой первый прикорм. Самым правильным для данного времени станет овощное пюре и незначительное количество фруктового сока. Лучшим выбором из растительных продуктов для данного периода станут:
- зеленые и желтые яблоки;
- вишни и черешни;
- домашние сливы;
- кабачок;
- картофель;
- морковь;
- свекла;
- капуста;
- детские молочные продукты.
Разумеется, любой из представленных продуктов следует вводить в рацион постепенно, начиная с ½ чайной ложки за один прием. Придерживаясь такой методики, вы сможете предотвратить и полностью исключить активное развитие аллергических реакций на определенный компонент меню.
Наряду с прикормом для многих малышей незаменимым станет введение в рацион детской смеси или молочной (а может, безмолочной) каши. Обычно такие продукты назначают малышам, которые не набирают нужного для своего возраста веса. Вовсе не обязательно использовать покупные продукты, ведь домашние кашки и пюре намного вкуснее и полезнее магазинных. Для приготовления питания для малыша удобно использовать привычные для взрослого стола продукты, однако подавать их следует в измельченной форме, для чего подойдет миксер или блендер. Также поначалу стоит готовить блюда для ребенка отдельно, ведь кроха не станет есть пересоленное или слишком сладкое пюре, к тому же некоторые компоненты взрослого стола ему вовсе противопоказаны. Придерживаться правил кормления малыша стоит обязательно, поскольку в противном случае у крохи не получится набрать нужный вес, из-за чего могут возникнуть дополнительные проблемы с развитием организма.
В возрасте 4 месяцев у деток могут появляться первые зубки, поэтому частые капризы вовсе не означают начало заболевания или же расстройства психики. Первыми признаками прорезывания зубов станет чрезмерное слюноотделение, привычка тянуть все предметы в рот и незначительное повышение температуры. Заметив один или несколько признаков появления зубиков, помогите малышу, предложив ему резиновые прорезыватели или же смягчив процесс охлаждающим гелем.
Для 4 месяца характерно развитие у малыша навыков общения, ребенок активно общается с взрослыми людьми и детками посредством жестов и звуков, причем можно замечать одинаковую радость при появлении знакомых и незнакомых людей, ведь малыш еще не совсем четко различает лица и звуки.
Разговорные навыки в данный период только начинают развиваться, малыш может произносить разнообразные звуки, однако определенных слогов еще ждать рано. Зато слух совершенствуется изо дня в день, крохам в 4 месяца очень нравится музыка в любом ее проявлении, поэтому для данного периода оптимальным вариантом станут музыкальные игрушки, например, электронный мобиль, мини-азбука, музыкальные инструменты, разнообразные погремушки и пр. Помимо развлекательных предметов малышам не повредит прослушивание классической музыки, можно предложить малышам детские песенки и аудио-стишки, а также крохи по достоинству оценят ваши вокальные достижения.
Для развития памяти стоит как можно чаще разговаривать с ребенком, показывать ему определенные предметы и обязательно называть их. С 4-го месяца кроха уже способен реагировать на свое имя, при этом он улыбается и начинает агукать. Таким же образом малыш проявляет радость при появлении в комнате знакомых людей, например, мамы или папы.
Такой же эффект может быть заметен при появлении знакомых предметов: к примеру, если кроху привлекают машины, можете начинать учить его названиям автомобилей – грузовик, пожарная, милиция и пр. Многие груднички любят животных, в этом случае стоит рассказывать деткам о названиях зверей, так малыш быстро запомнит не только названия, но и станет подражать звукам, которые они производят.
Что касается активных игр, то для ребенка 4 месяцев оптимальным занятием станет рассматривание новых игрушек, стандартная гимнастика, массаж и долговременные прогулки на улице, если позволяет погода. Сейчас кроха стремится больше времени проводить на руках, поскольку сверху ему лучше и больше видно, однако идти на поводу у малыша не стоит, ведь его вес уже не маленький, к тому же впоследствии его трудно будет отучить от этой привычки. Лучше соорудите в коляске высокую спинку с мягкими подушками, на которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. Для дома можно приобрести манеж или мягкий игровой коврик, на котором кроха сможет играть, а вы получите немного свободного времени.
Часто причиной переживаний для молодых мамочек становится несоответствие роста и веса ребенка стандартным параметрам развития .
Но пугаться не стоит, ведь каждый ребенок растет в своем собственном темпе , зачастую отстает или перегоняет норму.
Вес
На четвертом месяце жизни ребенок продолжает активно расти. Вес достигает 6 килограмм у девочек и 7 килограмм у мальчиков .
Это при условии, что при рождении вес крохи был примерно 3-3,7 килограмм.
Но если ваш ребенок родился крупным или очень маленьким, то и ежемесячная прибавка в весе будет соответствующая.
Рост
Рост ребенка сильно зависит от генетически заданных параметров. То есть малыш, родители которого невысокого роста, будет и сам отставать в росте по объективным причинам.
В среднем же к 4 месяцу жизни рост у мальчиков приближается к отметке 62 см, а у девочек – 60 см .
Окружность головы
Рост головы ребенка тоже является обязательным для измерения параметрам. В 4 месяца окружность головы у мальчиков составляет около 42 см, а у девочек около 40 см .
Окружность груди
Параметры окружности грудной клетки у крохи имеют солидный «разбег». Норма обхвата у мальчиков колеблется от 38 до 44 см, а у девочек от 39 до 43 см .
Развитие Ребенка: 4 Месяца. Семья от А до Я
Сон
В период от трех до шести месяцев ребенок подходит к такому образу сна, при котором необходимость в ночных подъемах отпадает . А это серьезный повод радости для родителей.
К четырём месяцам ребенок спит около десяти часов ночью и около пяти часов днем. Дневной сон делится на три фазы.
Необходимо привить малышу привычки здорового сна. Купайте и с крохой в одно и то же время, строго придерживайтесь режима ночного сна.
Даже если вечером ваш малыш выглядит довольно энергичным, укладывайте его в установленное время . В противном случае ребенок привыкнет ложиться спать тогда, когда ему вздумается, а это не лучшим образом отобразится на его состоянии.
Дневной сон можно подстраивать под малыша. Укладывайте его тогда, когда он устанет или утомится. Примерно придерживайтесь режима, но ориентируйтесь скорее на общее количество часов сна.
Первые 40-60 минут после усыпления ребенок спит крепким сном. После рекомендуется отключать источники громких звуков и яркого света, чтобы не мешать полноценному отдыху малыша.
С четырех месяцев можно создавать «ритуалы» отхождения ко сну . Это могут быть какие-либо колыбельные, стихотворения, спокойные игры или сказки, а также пожелания приятных сновидений, которые родители будут говорить своему малышу каждый вечер.
Питание
В идеале в четыре месяца ребенок еще находится на грудном вскармливании . Но бывают ситуации, при которых мама не может обеспечить ребенку полноценного кормления (отсутствие молока, несбалансированное питание матери, отсутствие возможности регулярного кормления малыша из-за работы).
В таких случаях можно начинать вводить в рацион прикорм . Но перед этим не забудьте посоветоваться с доктором.
Чему и как можно и нужно научить?
Активно разговаривайте с ребенком. Малыш уже видит предметы и осознает пространство.
Старайтесь называть все вещи, с которыми он взаимодействует. Это будет откладываться в подсознании малыша и в будущем поможет ему быстрее начать говорить.
У ребенка вырабатываются полезные привычки, такие как режим сна и питания . Это повлияет на организованность ребенка в будущем.
Ну и конечно проявляйте как можно больше ласки к малышу . Именно в таком раннем возрасте закаливается психика ребенка и навыки контакта с окружающим миром.
Эмоциональное развитие
В 4 месяца ребенок смеется , отвечает на различные провокации со стороны родителей. Может проявлять интерес к необычным для него предметам и определяет, откуда исходят голоса и звук.
Также в период до года закладываются черты характера . Чем спокойнее и гармоничней будет атмосфера в доме, тем уравновешенней будет ребенок.
В семье, где царит любовь и взаимопонимание, ребенок получает достаточно внимания и не испытывает стресса, легко вырастить послушное и доброе дитя.
Органы чувств
У четырёхмесячного ребенка установлена стопроцентная связь с окружающим миром.
Огромное значение играют тактильные ощущения, малыш стремится все потрогать и попробовать на вкус . Он может подолгу вертеть в руках новый предмет, ощупывая и рассматривая его.
Ребенок осознает свое положение в пространстве и его изменение, различает интонации и характер звуков, чувствует теплые прикосновение, различая ласковые и грубые.
Иными словами, четырёхмесячный младенец – это личность , которая реагирует на все процессы, происходящие вокруг.
Двигательная активность
Дети полны энергии и не могут лежать в одной позе длительное время.
Ребенок в 4 месяца лежа в может без причины дрыгать ручками и ножками , совершать бессознательные движения и проявлять повышенную физическую активность.
Это вполне нормально. Не стоит стремиться ограничить ребенка в движении или успокаивать его.
С 4-х месяцев родители могут наблюдать первые попытки целенаправленно перевернуться, привстать или сесть . Малыш пытается изменить свое положения и добиться большей свободы действий.
Вступайте в разные игры с малышом, делайте зарядку (сгибайте и разгибайте ножки, хлопайте ладошками ребенка и т.д.).
Но старайтесь не провоцировать физическую активность перед сном .
Лучше всего прекратите игры и поставьте спокойную музыку, включите мягкий свет. Это поможет ребенку расслабиться и настроиться на отдых.
Четыре месяца – это прекрасный период . Очень важно быть рядом с ребенком во время его взросления, дабы не упустить чудесных мгновений первых открытий.
Задача родителей – быть мудрыми наставниками и друзьями малыша. Подталкивать его к маленьким и большим победам, не ограничивая определенной самостоятельности.
Помните, пройдет время, и эти воспоминания станут для вас самыми теплыми, а вы будете с нежностью вспоминать как ваш ребенок был четырехмесячной крошкой.
С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.
Физиологическое развитие на 4 месяце жизни
Рост и вес
Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.
Рефлексы
На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:
- Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
- Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
- Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.
В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:
- Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
- Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.
Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.
Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:
- Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
- Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
- Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
- Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
- Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
- Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
- Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
- Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
- Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.
- Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
- Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
- Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
- У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
- Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
- Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
- При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
- В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.
Зрение
Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный. Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета. Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.
Слух
Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного. Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра. Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.
В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений. Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации. Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.
В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.
Отсутствие навыков: что должно насторожить
Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:
- Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
- Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
- Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
- Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
- Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
- Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.
Режим кормления и сна
При грудном вскармливании
Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: . В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.
При правильном , ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.
Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.
При искусственном кормлении
Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.
Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.
Сон
Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов. К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов. Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.
К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.
В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев , когда спинка ребенка окрепнет.
Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.
Развивающие игры с ребенком
В привычный режим дня можно включить такие игры:
- С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
- Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
- Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
- Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.
Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.