Пенсии работникам гражданской авиации. ПФР: Новый законопроект о пенсионном возрасте сохранит специалистам летного состава гражданской авиации льготы. Пилоты гражданской авиации
Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан имеет цель – обеспечить работников определенных отраслей материальными надбавками к трудовой части выплат. Этот факт имеет отношение и к членам летного состава гражданской авиации. Данный вид пенсии относится к досрочной. Работники этой сферы деятельности имеют право выйти на заслуженный отдых раньше общепринятого возраста и получать специализированные выплаты. Для реализации такой возможности необходимо наличие законодательно утвержденного стажа. Размер выплат зависит от сумм взносов плательщиков – официальных организаций, занятых трудоустройством членов летного состава.
Кто входит в состав получателей
Входить в состав получателей пенсии могут быть:
- члены летного состава;
- граждане, занятые на приравненных должностях к членам летного состава.
Летный состав гражданской авиации
- пилоты: командир, наставник, инспектор, летчик, первый и второй пилот и т. д.;
- штурманы: бортовой штурман, инспектор, наставник, главный штурман и флаг-штурман;
- бортовые инженеры;
- бортовые механики (в т. ч. авиатехники);
- радисты воздушного судна;
- кабинный экипаж: бортпроводники и бортоператоры;
- иные должности: директор, начальник, командир, ректор, инспектор и т. д.
Допустимо указание должности с заменой “борт-” на “авиа-“. Это не будет являться ошибкой при представлении документов, подтверждающих стаж, в государственные органы.
Женщины должны отработать не менее 20 лет в лётном составе для назначения выплаты
Приравненные должности:
- парашютисты;
- спасатели;
- десантники;
- работники парашютно-десантных групп (при условии осуществления трудовой деятельности на расстоянии не менее 10 метров от поверхности земли).
Все вышеперечисленные категории должны иметь возможность официально подтвердить занимаемую должность при выходе на пенсию. Для этого необходимы следующие документы:
- трудовая книжка;
- летная книжка;
- справка из Росавиации или Министерства транспорта РФ (при указании неполной и неверной информации).
Летная книжка является документом, который подтверждает наличие права на выполнение полетов. Также отображает наличие необходимых навыков, специализации и допуска.
Для подтверждения стажа необходимо предоставить лётную книжку
Основные законодательные акты
В 2018 году начисление и оформление выплат производится на основании закона РФ “О страховых пенсиях”. Существуют отдельные слои населения, работающие в опасных или вредных условиях. К этой категории относятся члены летного состава гражданской авиации. Для них устанавливаются доплаты, прописанные в основном нормативно-правовом акте страны и в дополнительных:
- ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации”;
- постановление Правительства ” Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ”.
Некоторые моменты порядка начисления и расчетов освещаются в приложениях к законам.
Условия оформления
В общем порядке выплаты назначаются при соблюдении следующих условий:
- стаж работы в должностях из списка гражданской авиации должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин;
- гражданин прекратил свою трудовую деятельность по профессии.
При возникновении проблем со здоровьем, которые не позволяют продолжать трудовую деятельность в должности, для выхода на досрочную пенсию необходимо 20 лет стажа для мужчин и 15 лет для женщин.
Спорно рассматривался вопрос о бортпроводниках. Ранее они не имели права на досрочную пенсию. В связи с принятой инициативой для этих должностей действуют особые правила.
Для бортпроводников
- мужчины: возраст 55 лет при условии общего стажа 25 лет, 15 из которых на воздушном судне;
- женщины: возраст 45 лет при условии общего стажа 20 лет, 10 из которых на воздушном судне.
Стаж летно-испытательного состава рассчитывается на основании пересчета часов нахождения в воздушном пространстве.
Налет часов:
- 20 часов на воздушном судне и 12 часов конкретно на вертолете и специализированной технике приравнивается к 30 дням;
- 12 месяцев в аварийно-спасательных подразделениях или для парашютистов (при совершении прыжков с высоты не менее 10 метров) тождественно 18 месяцам.
В стаж также включаются периоды:
- обучение во время работы на должности члена летного состава;
- отпуск по уходу за ребенком (до 1,5 лет);
- работа за границей с уплатой взносов из заработной платы в пенсионный фонд РСФСР (с 1992 года).
Расчет стажа основывается не на сроке продолжительности работы по трудовой, а по летной книжке.
Размер пенсии
Однозначно ответить на вопрос “какая пенсия у летного состава” как и максимально сколько можно получать нельзя. Сумма выплат зависит от:
- среднего значения заработной платы в месяц (период исчисления на выбор – 5 лет беспрерывной трудовой деятельности или за последний год);
- среднего значения заработной платы в месяц по России за тот же временной промежуток;
- специализированного коэффициента (рассчитывается исходя из доли заработка и продолжительности выслуги);
- средней ежемесячной суммы взносов в ПФР (учитываются последние 4 месяца).
Расчет производится следующим образом:
Выплата = среднее значение зп в месяц по России * (средняя зп работника/ средняя зп по России)*специализированный коэффициент*(сумма взносов в ПФР/сумма средств на обеспечение).
Под суммой средств на обеспечение понимается необходимое количество финансов для реализации возможности начисления доплаты. Этот показатель в совокупности со значением страховых взносов применяется ПФРФ для корректировки общего показателя.
Мужчинам для оформления пособия следует отработать не менее 25 лет
Предельные значения:
- максимальный размер выплат для летного состава составляет не более 3,5 размера минимальной пенсии по старости;
- минимальный размер не может быть ниже прожиточного минимума.
Также при расчете пенсии для состава гражданской авиации используется повышающий коэффициент при продолжении трудовой деятельности после достижения порогового возраста.
Какие доплаты положены
Пенсия летного состава гражданской авиации относится к:
- досрочной;
- за выслугу лет.
Размер выплаты члена летного состава состоит из:
- страховой части пенсии;
- накопительной части;
- доплаты за выслугу и специфику работы.
То есть данное обеспечение само по себе является доплатой.
Возможно начисление:
- пенсии по инвалидности;
- пенсии по потере кормильца (если гибель произошла в результате профессионально деятельности, родственники имеют право на получение 2-ух видов пенсии).
Доплата имеет размер 55% от среднемесячной заработной платы, но не более 75%.
Итоги
- Пенсия пенсионера летного состава гражданской авиации является специализированной надбавкой за выслугу лет и условия труда к страховой части обеспечения.
- Должности летного состава, находящиеся в ведении гражданской авиации и имеющие возможность претендовать на доплату, регламентируются законодательно.
- Для получения данного вида обеспечения необходимо в общем порядке наличие 25 лет стажа для мужчин и 20 лет для женщин на занимаемой должности. При ухудшении состояния здоровья этот срок может быть уменьшен на 5 лет.
- Размер пенсии зависит от налета часов и специализированных коэффициентов. Общий стаж определяется по летной книжке.
- Верхнее пороговое значение доплаты не может превышать 75% от среднемесячного заработка и не может быть ниже уровня прожиточного минимума.
Коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия).
Обоснование: Частью 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 6 указанной статьи ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как отмечается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), трудовым законодательством, а равно нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление государственного регулирования в рассматриваемой области, не предусмотрена возможность определения указанными органами правил установления систем оплаты труда, в частности доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования, работников организаций гражданской авиации, не находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Следовательно, при рассмотрении трудовых споров об оплате труда работников таких организаций Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и МГА СССР от 30.07.1974 N 208/22 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежегодного единовременного вознаграждения за выслугу лет в системе Министерства гражданской авиации и Госавианадзоре СССР" применению не подлежит.
Соответственно, в настоящее время в связи с отсутствием в гражданской авиации России действующего отраслевого соглашения отсутствуют и обязательные для применения нормативные правовые акты, устанавливающие вознаграждение за выслугу лет работникам предприятий гражданской авиации, не подведомственных Росавиации.
Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Именно исходя из данных положений в коллективные договоры на основании договоренностей между работодателем и работниками включаются нормы о выплатах работникам за выслугу лет. При этом, поскольку выплата за выслугу лет работникам коммерческих авиапредприятий в трудовом законодательстве отсутствует, устанавливать условия осуществления данной выплаты стороны коллективного договора вправе самостоятельно, исходя из принципа самостоятельного определения содержания коллективного договора его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ).
Так, согласно коллективному договору вознаграждение за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Соответственно, в выслугу лет засчитываются именно периоды работы в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу из предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение четырех месяцев после увольнения в запас).
Данный перечень является закрытым и установлен коллективным договором исходя из принципа добровольности принятия сторонами (в данном случае работодателем) обязательств (ст. 24 ТК РФ). Указанная в вопросе выплата за время военной службы расценивается как дополнительная выплата, превышающая, как уже отмечалось выше, законодательно установленный уровень (ст. 41 ТК РФ).
В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее — Закон N 76-ФЗ) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва.
Однако абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ неприменим к правам бывших военнослужащих на получение вознаграждения за выслугу лет по коллективному договору, так как назначение вознаграждения за выслугу лет является дополнительным обеспечением (преимуществом) работников авиапредприятия, которые отработали определенное количество лет непосредственно на предприятии или в отрасли, предоставляемым им за счет средств авиапредприятия.
Абзацем 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Из содержания указанных правовых норм следует, что время военной службы включается в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.
В отличие от государственных и муниципальных учреждений, локальные нормативные акты которых (в том числе в области труда) должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 144 ТК РФ), коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, к каковым относится авиапредприятие, свободны в определении системы оплаты труда, включая установление условий осуществления доплат и надбавок стимулирующего характера (ст. 135 ТК РФ).
Действующий на предприятии коллективный договор определяет исчерпывающий перечень периодов работы и иной общественно-полезной деятельности, дающих право на получение вознаграждения за выслугу лет.
На основании изложенного коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение 4 месяцев после увольнения в запас).
Исходя из того что коллективный договор — правовой акт, который содержит свод правил, закрепляющих права и обязанности членов конкретного трудового коллектива, требования работников авиапредприятия — бывших военнослужащих, сводятся к внесению в коллективный договор изменений, исключающих возможность учета только периода фактической работы в отрасли, а соответственно, предусматривающих право работника на суммирование периода работы в организациях отрасли с иными периодами трудовой деятельности или иными видами деятельности.
Указанные требования бывших военнослужащих могут быть учтены только в случае внесения изменений в коллективный договор, что возможно только на основании согласованного решения работников и работодателя в лице их представителей (ст. 44 ТК РФ).
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-4635/2014).
В коллективном договоре организации гражданской авиации, не подведомственной Росавиации, зафиксировано, что вознаграждение (стимулирующая выплата) за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие в течение четырех месяцев после увольнения в запас). Один из работников организации, прослуживший на военной службе по контракту 15 лет, ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», требует включить в стаж работы, необходимый ему для получения выплаты за выслугу лет, также и время его военной службы. Обязан ли работодатель включать в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения (выплаты) за выслугу лет, установленного коллективным договором, время военной службы по контракту?
Чтобы определить размер пенсии у летчиков нужно изучить основные документы, касающиеся соцвыплат летно-испытательному составу. Первый закон вышел ещё в 1991 году, но вплоть до 2019 года были изданы многочисленные дополнения и ФЗ. Соцвыплаты начисляются после выработки определённого стажа.
Правовые основания
Из перечня документации, касающейся указанных категорий работников, следует выделить два — ФЗ и Постановление СМ.
Документы описывают: какие условия справедливы для начисления пенсий, величину соцвыплат (особенности расчёта), когда можно оформить пенсию до установленных сроков и прочие моменты.
Понятие о лётно-испытательном составе. Стаж.
Особенности начисления: господдержка оказывается и военным, и гражданским пилотам. Но есть ряд особенностей для разных категорий. В связи с особенностями трудовой деятельности лиц, занятых при эксплуатации и испытаниях летательных аппаратов – высокой опасностью для жизни и здоровья – эти граждане имеют право рассчитывать на заслуженный отдых раньше, чем остальные российские труженики. Кто входит в группу лётно-испытательного состава:
- пилоты, штурманы, бортмеханики – непосредственные участники воздушного движения, управляющие самолётами и вертолётами; космонавты; лётчики-испытатели и инструкторы;
- конструкторы и инженеры, занимающиеся практическими полётами;
- руководители, инспекторы указанной сферы.
Лётный состав. Виды
Во всех случаях речь идёт и о военной, и о гражданской авиации. Но для соответствия пенсионной программе нужно выполнить условия по достижению определённой выслуги лет:
- для работников мужского пола – 25 лет (если освобождение от работы происходит по состоянию здоровья, то 20);
- для тружеников женского пола – 20 лет (если диагностированы тяжёлые профессиональные болезни – 15).
Важно! Соцвыплаты по выслуге лет могут сочетаться с пенсией по старости или инвалидности (двойное соцобеспечение).
Как рассчитать размер будущих выплат
Правило вычисления пенсии для бывших лётчиков, которые участвовали в полётах не менее 2⁄3 от всей продолжительности службы, выражается формулой:
Пенсионная выплата = (1000% Соцпенсия – Пенсия Страховая) + 25%Соцпенсия х Годы Превышения Стажа
Размер соцпенсии (фиксированной в 2019 году) равен 5 334 руб.
Страховой – в зависимости от типа (по старости или инвалидности).
Годы превышения стажа – количество отработанных лет минус 25 лет (для мужчин) или 20 (для женщин).
Справка. Максимальный размер составит 1500% от минимальной соцпенсии, принятой руководством ПФ РФ.
Если же претендент летал меньше указанного стандарта (две трети от общего стажа), то он сможет рассчитывать на выплаты, вычисляемые по иной формуле:
Пенсионная выплата = (800% Соцпенсия – Пенсия Страховая) + 20%Соцпенсия х Годы Превышения Стажа
Справка. В этом случае максимальный размер также будет другим – 1300% от социалки.
Если претенденты не выработали необходимый стаж, то величина пенсии уменьшается. При выработке от 20/15 лет, но не более 25/20 лет (для мужчин/женщин) – нужно вычесть из общей суммы (в формуле) половину соцпенсии, умноженную на количество полных лет, которые пенсионер не добрал до нормы.
Пример. Лётчик отработал 22 года, следовательно, ему не хватило до необходимого стажа ровно 3-х лет.
Повышение соцвыплат:
- доплата за классность – при наличии у претендента 1-го класса по его специальности он получит дополнительные 10%;
- за проживание в северных районах – здесь действуют повышающие коэффициенты, индивидуальные в каждом регионе;
- при повышении соцпенсии сотрудники ПФ РФ сделают перерасчёт.
Важно! Для оформления надбавки за классность понадобится предоставить подтверждающие документы.
Как оформить пенсию
Процесс заключается в выполнении последовательности действий:
- Сборе требуемой документации: паспорта, трудовой книжки и иных бумаг по требованию сотрудников ПФ.
- Прибытии в отделение ПФ по месту прописки или ближайший МФЦ.
- Заполнении бланка заявления.
- Подаче пакета документов сотруднику учреждения, в которое обратился претендент.
После рассмотрения и проверки всех справок и бумаг комиссия вынесет решение о возможности начисления пенсии и её размере. Если будущий пенсионер не может лично явиться в отдел для оформления, то он может задействовать своего представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать бумаги по почте. Первичное заявление можно также заполнить на сайте ПФ, приложив отсканированные копии документов. Но в дальнейшем придётся предоставить оригиналы.
Для оформления пенсии необходимо предоставить пакет документов
Документы. Сроки рассмотрения
Основной набор бумаг:
- гражданский паспорт;
- справки, подтверждающие право на досрочную пенсию;
- если есть проблемы со здоровьем из-за профессиональной деятельности, то нужно предъявить соответствующие документы – медсправки и заключение медиков;
- данные о классности – если претендент имеет право на надбавку.
Справка. Сотрудники ПФ могут затребовать дополнительные бумаги.
Чиновники обязаны дать ответ претенденту в течение 10 суток после подачи им заявления. Если выяснилось, что не хватает каких-либо бумаг, то должно последовать уведомление об этом. При нарушении срока рассмотрения заявитель имеет право подать жалобу в ПФ РФ.
Как правильно считать лётный стаж?
Для этого количество часов налёта делится на норму, которая установлена за месяц:
- вертолёты — 12;
- самолёты — 20.
Число лет стажа умножается на 1,5 для тех пилотов, которые занимались спасательными работами или обучали других лётчиков.
Право на страховое соцобеспечение раньше установленных сроков
Если лётчик накопил некоторое количество баллов, то он сможет оформить соцпособие раньше срока независимо от возраста. Это возможно, когда индивидуальный коэффициент станет равен 30.
В таком случае следует немедленно обратиться в отделение ПФ по месту прописки и подать стандартный пакет бумаг.
Как выплачивают
Распространённый вариант – перечисление на указанный при оформлении счёт. Допускаются выплаты в отделениях Почты России. Если сам льготник не может лично забирать пенсию, то он имеет право оформить доверенность на одного из своих близких, знакомых, а одиноким гражданам деньги принесут работники социальных служб.
Пенсию можно получать на платёжную карту
Пенсии военных лётчиков
Отличия для военных пилотов заключаются в том, что оформление производится через МО РФ. Также пилот должен предоставить военный билет (или удостоверение офицера) и лётную книжку, а также сведения о доходах за конечный период службы. Если военнослужащий принимал участие в боевых столкновениях, то и эти данные нужно подтверждать – основная информация о военном стаже и наградные документы есть в личном деле гражданина.
Другие факторы, влияющие на размер пенсии военных пилотов:
- звание и должность;
- сколько лет происходило обучение/переобучение;
- годы, проведённые в отпуске в связи с уходом за ребёнком.
Справка. По расчётам властей РФ к 2025 году средний размер пенсий военных лётчиков составит более 23 тысяч рублей.
Сколько получают космонавты после увольнения в запас. Льготы
Работники, совершающие полёты в космос, подвержены ещё большим нагрузкам, чем остальные пилоты, в частности возможны:
- облучение радиацией;
- расстройства функций вестибулярного аппарата;
- хронические заболевания суставов.
Космонавты России считаются военными лётчиками, поэтому при оформлении они:
- могут рассчитывать на льготы военных;
- величина выплат зависит от звания, должности, выслуги лет;
- допускается получение двух видов пенсий.
Все космонавты занимаются научной деятельностью, поэтому при наличии учёных степеней производятся дополнительные надбавки, влияющие на средний размер полной заработной платы. Это также отразится на пенсии. По выслуге лет требования следующие:
- 10 лет в лётном составе для лиц мужского пола, при общей длительности трудового стажа от 25 лет;
- 7,5 лет полётной деятельности для женщин, при минимальном рабочем стаже от 20 лет.
Если будущие пенсионеры прекратили профессиональную деятельность раньше (из-за проблем со здоровьем), то минимальный стаж для выхода на отдых уменьшится и для мужчин, и для женщин на пять лет (до 20 и 15 – соответственно).
Пенсии для родственников космонавтов по утере кормильца
Кто имеет право: родственники: дети, вдовы, бабушки или дедушки, потерявшие единственного кормильца. Государство выплатит им 40% от дохода усопшего.
Дополнительные выплаты получат:
- не могущие содержать себя самостоятельно родственники-инвалиды;
- не моложе 55 лет.
Сумма выплат зависит от количества иждивенцев.
Таблица 1. Зависимость объема соцпомощи от количества претендентов
Какие пенсии летчики и космонавты получают за границей
На Украине бывшие лётчики (военные и гражданские) получают в среднем 2-4 тысячи гривен. При этом более 10,7 тысячи назначить пенсию в стране нельзя. То есть, средний размер равен примерно 100-150$.
В США военнослужащие (лётчики – в том числе) могут претендовать на соцвыплаты до 30 000-40 000 долларов в месяц. Высшие офицеры – до 67 000. Но при этом они обязаны выплачивать такие же налоги, как и все. Нет льгот и на оплату коммунальных услуг, аренды жилья, но есть возможность бесплатно ездить по стране, преференции, касающиеся медицинского обслуживания, посещать спецмагазины для военных. В ближайшем будущем возможно повышение возраста выхода на заслуженный отдых – это коснётся и военных, и космонавтов.
Возможные вопросы и проблемы
- Чтобы подтвердить факт участия в лётно-испытательной работе нужно обратиться к работодателю и взять необходимые справки.
- Если пилот, имеющий право на заслуженный отдых, продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, то социальные выплаты он оформить не сможет. После завершения карьеры лётчика расчёт пенсионной выплаты будет произведён в соответствии с реальной выслугой.
При рассмотрении заявлений ряда претендентов на пенсии часто чиновники отказывают им. Чаще всего это касается инженеров-конструкторов, которые принимали практическое участие в полетах при разработке новейших летательных аппаратов или совершенствовании старых. В 2015-2016 годах в России было отмечено сразу несколько судебных процессов, в которых бывшие труженики сумели оспорить решение работников ПФ РФ.
Вот выдержки из судебного вердикта по делу Семёнова:
«Отказывая истцу (*Семёнов) в перерасчете социальной выплаты, которая назначена истцу на основании ФЗ от 15 декабря 2001 г. N166 в размере, который равен 800 процентам от размера социальной пенсии, п.1 ГУ ПФР N2 по Москве и Московской области ответчик *(представитель ПФ) указал на отсутствие доказательств, которые свидетельствуют о том, что, являясь непосредственным участником испытаний в полете и выполняя свои обязанности по полетному заданию, истец входил в состав лётного экипажа.
Разрешая спор с учетом документально подтверждённых обстоятельств и на основании дополнительно собранных доказательств, руководствуясь положениями 173-ФЗ (описывающий порядок выхода на заслуженный отдых граждан РФ), а также на основании юридических позиций КС России, изложенных в постановлении, изданном в январе 2004 года N2-П, суд постановил и вынес вердикт об обоснованности требований истца и о достаточности доказательств, подтверждающих реальный стаж по указанным видам работ, а занимаемые истцом в рассматриваемый период времени должности, дают Семёнову право на оформление ему пенсии за выслугу лет как труженику летно-испытательного состава».
В итоге Семёнов получил положенную ему пенсию, его сослуживцы из других городов – тоже. Все иски были удовлетворены.
Видео — Военные пенсии с 1 января 2019 года
Итоги
Величину социальных выплат для лётчиков, космонавтов, работников инженерного звена в сфере испытаний летательных аппаратов определяют: рабочий стаж (), средний размер заработка и ряд дополнительных параметров. Универсальной формулы не существует, для выяснения точной цифры придётся учесть все обстоятельства конкретной ситуации. Для получения досрочной пенсии также нужно соответствовать ряду параметров.
В ПЛС России поступают письма с просьбой дать разъяснения касающиеся назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ и назначений (приостановлений) доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001г. №155-ФЗ .
Трудовая пенсия летному составу гражданской авиации назначается в соответствии с п.п.13п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ в котором, говориться, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). Для летного состава ГА требования по возрасту не применяются. Чтобы получить право на трудовую пенсию мужчинам, необходимо проработать не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а женщинам проработать не менее 20 лет в летном составе ГА. При оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчинам необходимо проработать не менее 20 лет и женщинам 15 лет в летном составе гражданской авиации.
Для летного состава ГА установлен особый порядок расчета специального трудового стажа – по общему налету часов. Для выполнявших полеты на самолетах рядовыми членами экипажей весь налет делиться на 20 и 12 и получается выслуга в годах. Для выполнявших полеты на вертолетах (независимо от должности) в командно- инструкторском составе и авиации спецприменения необходимо делить на 12 и еще раз 12.
Время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, засчитывается по фактической продолжительности.
Для получения права на трудовую пенсию необходимо иметь налет не менее: на самолетах транспортная работа 6000 часов для мужчин 4800 часов для женщин;
На вертолетах 3100 часов для мужчин и 2480 часов для женщин.
При выслуге 25 лет для мужчин в формуле для расчета условной пенсии по которой рассчитывается накопленный пенсионный капитал применяется коэффициент 0,55, а при выслуге 45 лет этот коэффициент будет 0,75.
Формула для расчета условной пенсии:
1671р х (0,55÷0,75) х 1,2
1671р – средняя заплата по стране за 2000-2001гг., которая была занижена в 2 раза по сравнению со статистикой
0,55 – коэффициент при выслуге 25 лет, далее прибавляется 0,01 за каждый следующий год, но не более 20 лет
1,2 - отношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране за тот же период.
У летного состава этот коэффициент значительно выше, но ограничение принято 1,2 для всех, кроме северян.
По этой формуле каждому работнику рассчитывается условная пенсия по которой считают накопленный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г.. Начиная с 2002г. стаж требуется только для получения права на пенсию, а сама величина пенсии будет складывается от величины рассчитанной по выше приведенной формуле к которой будут прибавляться страховые взносы внесенные работодателем которые разделят на года дожития (в 2012г. они ровны 18) и на 12. Если работник моложе 1967г. рождения, то он будет иметь прибавку по накопительной части пенсии.
В связи с выводом из эксплуатации воздушных судов Советского производства, без работы остались штурманы, бортмеханики, бортинженеры и пилоты. Многие переучиться на новую авиатехнику по разным причинам не могут, а право на досрочную пенсию не заработали. Порой не хватает 50-100 часов, чтобы набрать 25 лет по налету часов. Складывается необходимость дорабатывать общий трудовой стаж на земле и ждать наступления 60 лет, чтобы получить пенсию.
ПЛС России считает, что так как работа членов летных экипажей воздушных судов ГА признана вредной, опасной, напряженной, тяжелой имеющий особый характер, то есть возможность оформить пенсию досрочно в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях в РФ в которой прописано: «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам»:
мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
Проблема назначения досрочной пенсии летного состава по выше приведенному пункту состоит в том, что летный состав не включен в 1-й список вредных работ по которому назначаются такие пенсии (например, бортпроводникам в 45 и 50 лет женщинам и мужчинам). Но есть другой документ. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.07.1999г. №22 членам летных экипажей воздушных судов ГА (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) установлена 36 часовая рабочая неделя, при выполнение летной работы за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.
Такие условия труда утверждены в 1997 году «Санитарно-гигиенической характеристикой» (вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов ГА России) первым заместителем Министра здравоохранения РФ, Главным Государственным санитарным врачом РФ Г.Г.Онищенко, директором Федеральной авиационной службы России Г.Н.Зайцевым, которые были согласованы с ПЛС России .
Также, в 1997 году Г.Г.Онищенко и Г.Н.Зайцевым было утверждено , согласованное с ПЛС России и одобренное Председателем ученого Совета Ассоциации авиационной и космической медицины России В.Д.Власовым «Медицинское обоснование» (права на повышенное и досрочное пенсионное обеспечения летного состава ГА России в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности под влиянием опасных, вредных и напряженных условий труда).
По досрочному пенсионному обеспечению летного состава в соответствии п.п.1 п.1 ст.27 «Закона о трудовых пенсиях в РФ», ПЛС России обратился Минздравсоцразвития. После получения ответа – опубликуем в газете.
По возникающим проблемам реализации Федерального Закона №155-ФЗ (доплата к пенсии) предлагаю ознакомиться с материалом, размещенным в журнале «Пенсия» №6 за 2011г.
Максимальная доплата к пенсии на февраль, март и апрель 2012 года будет = 11615,45 рублей, коэффициент сбора - 0,295704980. Как прогнозировалась ранее величина доплаты к пенсии по сравнению с выплатами в ноябре, декабре 2011года, январе 2012 года уменьшилась. Эта произошло по тому, что в III квартале 2011 года финансовых средств от авиакомпаний обеспечивающих выплаты поступило почти на 300 миллионов рублей больше, чем в IV квартале за счет возврата долгов которые своевременно не были уплачены. В IV квартале 2011 года поступили только текущие платежи, по которым будут финансироваться выплаты в феврале, марте, апреле. ПЛС России еще в октябре месяце все это прогнозировал и предупреждал ветеранов, что значительное увеличение доплаты к пенсии произошло за счет дополнительно поступивших взносов уплаченных должниками и с 01 февраля доплаты к пенсии снизятся. После принятия поправок, в Федеральный Закон №155-ФЗ которые касались введения обязательной ежемесячной и ежеквартальной отчетности по начисленным и уплаченным взносам, штрафам и пеням за не своевременную уплату взносов, уточнения базы для расчета взносов – платежная дисциплина авиакомпаний значительно улучшилась. Средств от авиапредприятий стало поступать значительно больше по сравнению с предшествующими годами .
С 01.02.2012г. будет проиндексирована вся трудовая пенсия на 7% и с 01.04.2012г. на 2,4%. Ранее индексировалась отдельно базовая и страховая часть пенсии. Чтобы получить новый размер пенсии с 01.02.2012г. необходимо всю пенсию (без Московских и региональных надбавок) умножить на 1,07.
ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) с 01.04.2012г. будут увеличены на 6%.
С 01.01.2012г. изменилась совокупная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды. В 2011г. она составляла 34%. Из них 26% работодатели платили в Пенсионный фонд РФ (20% расходовалось на выплаты трудовой пенсии и 6% отсекалось в накопительную часть пенсии), 2,9% - в Фонд Социального страхования РФ, 3,1% и 2% - в Федеральной и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.
С 01.01.2012г. ставка страховых взносов в ПФР уменьшена с 26 до 22%. Проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он возрастет с 463 до 512 тысяч рублей (в месячном исчислении с 38,6 до 42,7 тысяч рублей). Установлен дополнительно тариф страховых взносов свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%, которые будут направляться не на индивидуальные счета работника, а в солидарную часть пенсии на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Нагрузка на фонд оплаты труда с больших заработков возросла и это не радует, в том числе и авиационных работодателей.
Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
п. п. 14 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
п. п. 15 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА АВИАЦИИ,
ЛЕТ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ
НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО,
ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Совет Министров РСФСР постановляет:
КонсультантПлюс: примечание.
Утвердить прилагаемые:
Список должностей работников летного состава авиации и Список должностей инженерно — технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением.
Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ
Список должностей работников летного состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ЛЕТНОГО СОСТАВА,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
2. Летно — инструкторский состав.
3. Командно — летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники — пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно — спасательных, поисково — спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно — десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Список должностей инженерно-технического состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно — испытательных (контрольно — испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно — исследовательских и авиационно — спортивных организациях, а также в летных и учебно — летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные данным документом, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением (Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» — «г» настоящего пункта) — за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно — летного и летно — инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, — за один месяц выслуги;
в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно — спасательных (поисково — спасательных) подразделениях — за полтора года выслуги;
г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно — летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа — за два года выслуги;
д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, — за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов — за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «г» и «д», один год работы засчитывается за один год выслуги.
2. Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
3. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
4. В выслугу лет работникам летного состава засчитывается:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно — испытательного состава — в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летно — испытательному составу;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации — в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, — по фактической продолжительности;
время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, — продолжительностью, установленной законодательством.
5. Сроки выслуги работников летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.
6. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.
7. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.
8. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ
ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 12.03.2002 N 25-ФЗ,
от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,
от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
Статья 1. Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее — члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее — доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее — взносы).
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 настоящего Федерального закона, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.
Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей (далее — плательщики взносов), пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выплата доплаты к пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Доставка доплаты к пенсии производится по желанию пенсионера через организацию федеральной почтовой связи, кредитную или иную организацию.
Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
(статья 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Об утверждении среднемесячной заработной платы см. Справочную информацию.
Статья 2. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:
РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),
где РД — размер доплаты к пенсии;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года — на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;
ЗР — среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
К — коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;
СВ — среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;
СВД — сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть шестая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Размер доплаты к пенсии при перерасчете ее размера определяется в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Статья 3. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.
Действие положений части второй статьи 4 (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Расчетным периодом для начисления и уплаты взносов признается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Сумма ежемесячного платежа по взносам, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных платежей по взносам.
Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Данные об исчисленных суммах ежемесячных платежей по взносам на доплату к пенсии отражаются в расчете по начисленным и уплаченным в Пенсионный фонд Российской Федерации взносам, уплачиваемым плательщиками взносов, который представляется не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть девятая утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Сумма взносов, подлежащая уплате, определяется в рублях и копейках.
(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обособленные подразделения организаций, использующих труд членов летных экипажей, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу членов летных экипажей, исполняют обязанности плательщиков взносов и обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам по месту своего нахождения.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, использующей труд членов летных экипажей, определяется исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, использующей труд членов летных экипажей и исполняющей обязанности плательщика взносов, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой взносов, подлежащей уплате указанной организацией в целом, и совокупной суммой взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.
При наличии у организации, использующей труд членов летных экипажей, обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, исполнение обязанности плательщика взносов, а также обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам осуществляется указанной организацией по месту своего нахождения.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4.1. Контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение размеров указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата сумм взносов, соответствующих пеней, штрафов, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть третья утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
(статья 4.1 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 4.2. Неуплата или неполная уплата плательщиком взносов сумм взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления сумм взносов или совершения им других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм взносов.
Непредставление плательщиком взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Отказ плательщика взносов от представления или непредставление им в установленный настоящим Федеральным законом срок в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, влекут взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
(часть третья в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Привлечение к ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обжалование актов, вынесенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при реализации ими своих полномочий в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, а также действий или бездействия должностных лиц территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(статья 4.2 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
(статья 5 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Статья 6. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Статья 8. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 37-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1094).
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН