Если ребенок родился недоношенным. Недоношенный ребёнок - шансы выжить
Недоношенными считаются дети, родившиеся в результате преждевременных родов с весом менее 2500 гр и ростом менее 45 см. Эти критерии условны, так как многие доношенные дети рождаются с массой меньше 2500 гр, а некоторые недоношенные имеют массу больше 2500 гр. Главной особенностью недоношенных детей является незрелость основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой и терморегулирующей. Недоношенные дети требуют специального ухода и врачебного наблюдения. Новорожденные с малой массой тела, рожденные в срок, считаются детьми с задержкой внутриутробного развития.
С какого срока возможно выходить новорожденного ребенка?
Согласно определению ВОЗ, потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся не ранее 22 недели беременности и с массой тела более 500 гр. Выхаживание глубоко недоношенных детей возможно лишь в специализированных отделениях больниц или перинатальных центрах. Чем больше срок беременности на момент наступления преждевременных родов, тем меньше риск для ребенка. Дети, рожденные на сроке от 32 до 37 недель, имеют значительно меньше проблем, чем недоношенные, появившиеся на свет в период между 22 и 32 неделями беременности. Врач учитывает вес ребенка, принимая решение о необходимости поместить ребенка в кювез, назначить фототерапию, при выборе типа вскармливания недоношенного ребенка и в других случаях.
Как выглядит недоношенный ребенок?
Как правило, голова у него непропорционально большая по сравнению с туловищем. Кожа очень тонкая, иногда даже полупрозрачная, на ощупь мягче обычной, покрыта пушком и смазкой. Подкожно-жировой слой незначителен или отсутствует, кожа сморщенная. Малый и большой роднички имеют размер больше обычного. Ногти очень тонкие и часто не достигают кончиков пальцев. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы. Конечности более тонкие и длинные, ушные раковины мягкие и прижаты к черепу, пупок расположен низко.
В чем заключается незрелость недоношенного ребенка?
У недоношенных детей обычно слабо выражены, а в некоторых случаях отсутствуют основные рефлексы. Мышечный тонус снижен, система терморегуляции неразвита, поэтому новорожденный не может самостоятельно поддерживать постоянную температуру тела. Незрелыми могут быть и остальные системы организма – дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, зрительная, нервная, костная. При отсутствии жизненно важных рефлексов (дыхания или глотания) ребенка помещают в отделение реанимации или интенсивной терапии.
Зачем ребенка помещают в кювез?
Кювез представляет собой аппарат с прозрачными стенками, позволяющими наблюдать за ребенком, и оптимальным искусственным микроклиматом (температура - 33–38º, влажность - 85–100%, содержание кислорода - 25–40%). Для ухода за ребенком, находящимся внутри кювеза, предусмотрено специальное отверстие или особые рукава. В кювез недоношенных детей помещают для согревания и дальнейшего предохранения от охлаждения тела, а также для улучшения насыщаемости крови кислородом. Кислород в случае необходимости можно подавать бесперебойно. Следует помнить об опасности токсического воздействия кислорода на сетчатку глаза, которое может привести к полной потере зрения, особенно у глубоко недоношенных детей при длительном их содержании в условиях кювеза с подачей кислорода, (при своевременной диагностике и лечении эта ситуация обратима).
Что такое выхаживание методом «кенгуру»?
Как долго недоношенному ребенку необходимо оставаться в больнице?
Для того, чтобы поддерживать постоянную нормальную температуру тела, недоношенным детям нужна помощь. Нахождение в кювезе позволяет ребенку не тратить энергию на терморегуляцию, быстрее адаптироваться и набирать вес . Длительность пребывания ребенка в «инкубаторе» зависит от веса ребенка при рождении и общей динамики его состояния. Дети с малой степенью недоношенности могут находиться в кювезе от нескольких часов до 4 дней, дети с весом до 1750 гр. - около недели, а с весом до 1500 гр. - от недели до двух. Обычно ребенка выписывают из роддома или специализированной детской больницы, когда он стабильно набирает вес, держит постоянную температуру тела, у него нет проблем с дыханием и его вес составляет 2500гр и выше.
Будет ли впоследствии недоношенный ребенок отличаться от своих доношенных сверстников?
У недоношенных детей темпы физического развития ускорены, и чем меньше была масса их тела при рождении, тем быстрее она будет увеличиваться. Нервно-психическое развитие таких детей идет несколько медленнее, чем обычно, недоношенным детям требуется больше внимания, специальных занятий (массаж, гимнастика). В первое время, при оценке психомоторного развития недоношенного ребенка необходимо ориентироваться на тот срок, в который он должен был бы родиться, и отсчитывать все вехи от этого момента. Например, если ребенок родился в 32 недели, то есть на 2 месяца раньше срока, следует ждать, что он начнет поворачиваться не в 3,5-4 месяца после рождения, а в 5,5-6. В среднем, к полутора-двум годам здоровый недоношенный ребенок практически ничем не отличается от доношенных сверстников.
Правда ли, что недоношенные дети более склонны к болезням?
В среднем недоношенные дети болеют чаще обычных детей, процесс выздоровления длится дольше. Недоношенные дети более подвержены болезням дыхательных путей (бронхит, пневмония). Желтуха , часто встречающаяся у новорожденных, для недоношенных детей может представлять серьезную опасность. Также у недоношенных чаще возникают проблемы с развитием центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, и может страдать костная система и суставы.
Рождение ребенка — хорошо продуманный природой процесс: организм вполне готов к новым условиям жизни. Другое дело — ребенок, рожденный раньше срока. Какие системы организма недоношенного страдают в первую очередь и почему?
Почему, говоря о беременности женщины, называют цифру 40 недель — ведь период внутриутробного (так называемый гестационный возраст) составляет 265-270 дней, т.е. 38 недель. С чем связана эта разница?
Поскольку точная дата оплодотворения обычно не может быть установлена, исчисление срока беременности ведется с первого дня последней менструации. Однако известно, что в среднем процесс оплодотворения возможен с 14-го дня. Поэтому возраст эмбриона, т.е. гестационный возраст ребенка, и оказывается на две недели меньше срока беременности.
По срокам появления ребенка на свет судят о доношенности или недоношенности. Врачи выделяют четыре степени недоношенности в зависимости от гестационного возраста и массы детей при рождении.
В первую группу попадают дети, гестационный возраст которых на момент рождения составлял 35-37 недель. Это дети с низкой массой тела при рождении (2-2,5 кг).
Вторую группу составляют дети, гестационный возраст которых на момент рождения составлял 32-34 недели. Они также имеют низкую массу тела при рождении (1,5-2 кг).
Третья группа — это дети, возраст которых на момент рождения составлял 29-31 неделю. Это дети с очень низкой массой тела при рождении (1-1,5 кг).
И наконец, к четвертой группе относятся дети, имеющие на момент рождения гестационный возраст менее 29 недель (т.е. родившиеся на 7-м месяце беременности). Эти дети отличаются экстремально низкой массой тела при рождении (менее 1 кг).
Недоношенный ребенок: проблемы дыхания и иммунитета
Только что покинувший уютную «материнскую среду», надежно защищавшую его от любых невзгод и снабжавшую всем необходимым, новорожденный должен адаптироваться к иным условиям существования. Эта подготовка организма к жизни в новом мире начинается задолго до рождения ребенка.
Многие системы — дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие — оказываются вполне сформированными еще во внутриутробный период развития организма. К моменту рождения ребенка они уже готовы включиться в работу.
Почему страдает нервная система недоношенных детей
Второе обстоятельство касается степени зрелости нервной системы . Наблюдения за глубоко недоношенными младенцами показывают, что у них отмечается быстрое угасание жизненно важных физиологических рефлексов, таких как сосательный и глотательный; хаотичность движений, тремор рук, что свидетельствует о незрелости коры головного мозга. С чем это связано?
Подкорковые структуры раньше всего формируются в процессе внутриутробного развития и обеспечивают жесткие, генетически стабильные программы развития организма. Высший отдел мозга — кора больших полушарий — закладывается уже на 7-й неделе внутриутробного развития, однако процесс дифференциации клеточных слоев и специализации корковых полей — значительно более долгий. Лишь на 5-м месяце внутриутробной жизни начинается образование борозд на поверхности конечного мозга — тем самым происходит увеличение поверхности коры. Кроме этого происходят процессы качественного преобразования и корковой мозговой ткани, процессы реорганизации клеточной мозговой ткани. К 6 месяцам у плода уже имеются все поля коры, свойственные взрослому человеку.
Анатомически, структурно все вроде бы созрело. Теперь нужно установить необходимые связи между различными корковыми областями, между корой и подкоркой. Система и готова перейти к «функционированию», все «кубики» на месте, — но нужно еще овладеть «правилами игры».
На что влияют сроки рождения недоношенных
Нередко можно услышать, что адаптация ребенка, родившегося на 6-7-м месяце, происходит гораздо легче, чем, к примеру, ребенка, родившегося на 8-м месяце беременности. Под этим наблюдением есть свои основания.
Если преждевременные роды проходят на 6-7-м месяце, мозг как бы еще находится на «нулевом» уровне, связи еще не начали устанавливаться, и организму гораздо легче перейти на новый, навязанный внешней средой алгоритм приспособления: мозг при этом выстраивает свои связи в соответствии с требованиями среды, а стало быть, проявляет большую адаптивность.
Если же ребенок рождается в 8 месяцев, то процесс функциональной реорганизации уже идет «полным ходом», причем по достаточно жесткому, запрограммированному пути, и само преждевременное попадание в иные условия попросту «сбивает» этот механизм, вносит в него дезинтегрирующее начало. Отсюда и снижение адаптивных возможностей организма.
Людмила Соколова
Надежда Андреева
Купить эту книгу
Комментировать статью "Недоношенный ребенок: почему страдает нервная система"
Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы. На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой. Вегетативная нервная...
На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...
На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: - гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, - фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), - групповым и резус-конфликтами крови, - стрессовыми факторами, - вредными...
Согласно данным международного исследования Фетального алкогольного синдрома, каждая третья женщина не перестает употреблять алкоголь во время беременности, что часто приводит к необратимым изменениям у развивающегося плода. Многие женщины до сих пор не осведомлены о крайней опасности даже небольших доз алкоголя. Термин "Фетальный алкогольный синдром" , или "ФАС", описывает комплекс расстройств, которые развиваются у детей, матери которых употребляли алкоголь во время беременности. До...
Писала я не так давно про "мягкое" и "строгое" воспитание (кому интересно - вот эта тема [ссылка-1]). Часть ответивших мне пытались доказать, что дело не в "жесткости" или "мягкости" как таковых. Я хотела было ответить, что все не нравящиеся, неприятные мне дети - результат "мягкого" воспитания. Но не ответила, потому что покопалась в памяти и поняла, что это неправда. Стало интересно. Стала думать дальше, на тему, что же общего в воспитании детей, которые мне не нравятся. И знаете...
Обсуждение
Что мне не нравится:
1) Тревожные родители, которые постоянно чувствуют страх за ребенка. Результат - тревожный ребенок
2) Родители, которые хотят дать ребенку все самое лучшее - это эгоистичные родители, которые думают о себе, а не о ребенке. Результат - ребенок не понимает, что может получить не все и не сразу
3) Родители, которые живут жизнью ребенка, хотят знать о нем все и всегда. Результат - они нежно держат руку на его шее, не дают вздохнуть самостоятельно, а потом не отпускают его, не дают взрослеть
4) Родители, которые не дают ребенку самостоятельности столько, сколько он способен выдержать - растет инфантил
5) Родители, которые полны амбиций по отношению к ребенку, ждут от него успехов. Ребенка надо любить таким, какой он есть. Результат - ребенок не растет спокойно, а стремится соответствовать, а это ведет к неврозам.
6) Родители, которые не ставят рамок - я занята, ты занимаешься сам. Готовые все бросить и бежать играть с ребенком, заниматься его делами.
Да много еще чего не нравится. Например, когда школа для них важнее, чем для ребенка, каждая "не та" оценка вызывает волнение и желание бежать выяснять у учительницы что и почему.
Ну, в общем...Читая пункты 1,2,... и т.д. я осознавала, что это точно не про моих детей (и что описанных вами детей я видела, и результат мне тоже не нравился), но... я до сих пор могу покормить сына из ложечки, да... И ему это очень нравится, надо сказать. С одной стороны, инфантильнее некуда, но с другой...
Мне почему -то кажется, что ваш ребенок страдает в данной ситуации. Муж - взрослый человек, а значит умнее, мудрее. Он не просто не находит общего языка с ребенком - он не старается его искать.
Обсуждение
У Вас муж(взрослый мужик) конкурирует с ребёнком. Это не есть хорошо. Ситуация с дровами - вообще за гранью. Так получилось, что я помогаю сестре воспитывать детей, и мы сейчас на даче. Старшему как раз 5 лет, младшему месяц. Санёк помогает ровно на том уровне, на котором ему интересно. Принести памперс, потрогать воду в ванне, дрова на даче - два игрушечных грузовика, если грузовик не "в гараже". Сам руками два полена несёт - спасибо тебе, ты помощник. Сегодня с утра Санька попросила набрать в чайник воды, пока мелкого переодевала. Ему 5 лет! он помогает по мере своих сил. По логике Вашего мужа ребёнок 5 лет отроду должен таскать дрова, топить печь и сам ходить в магазин. так, что ли?
Ужасно длинная ветка, но не могла не дочитать. У меня не было никогда такой ситуации, но у меня просто есть дети. Если бы моего 5 летнего мальчика(или не дай Бог девочку!) отчим засталял или попросил помочь разгружать дрова - я бы не разрешила своему ребенку это делать. Если бы мой муж преспокойно ел печенье в гостинной, то и мой ребенок бы тоже ел его там. При этом убирали бы они все сами без моей помощи. Не согласились бы на уборку - все ели бы на кухне. Но чтобы папа ел на диване, а дите на кухне - нет. Мне почему-то кажется, что ваш ребенок страдает в данной ситуации. Муж - взрослый человек, а значит умнее, мудрее. Он не просто не находит общего языка с ребенком - он не старается его искать. Вы ведь сами говорите - он хочет бесприкословного подчинения от ребенка. Такого не бывает даже у биологических родителей! А он - отчим. Ребенок же - не раб. 5 лет - это маленький ребенок. Вы вышли замуж когда ребенку было всего 3 года! Это вообще кроха! И вы пишите, что до сих пор у них конфликты. Я не вижу выхода из такой ситуации. Мне было бы жаль сына. И у меня еще бы крутилась такая мысль в голове - а любит ли меня этот человек, если он не может наладить отношения с моим сыном? Ведь ребенку было всего 3 года! Ведь стоило только поиграть с ним, покатать на закорках, покататься с горки, купить машинку, проявить заботу о ребенке, подарить искреннюю улыбку и всего этого не было бы! А человек НЕ ХОЧЕТ! И это самое главное - он не хочет быть отцом, он хочет, чтобы ребенок слушался, а это разные вещи. Я бы не смогла жить с таким человеком. Искала бы другого. При этом мне кажется, что человек который пятилетку заставляет разгружать дрова - жестокий. Мало ли как оно обернется потом лично мне.
Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...
Обсуждение
11. Всегда ли врач при осмотре может с уверенностью поставить диагноз преждевременного излития вод?
При массивном разрыве поставить диагноз не составляет труда. Но, к сожалению, почти в половине случаев врачи даже ведущих клиник сомневаются в диагнозе, если опираются только на данные осмотра и старые методы исследования.
12. Можно ли поставить диагноз преждевременного излития вод с помощью ультразвукового исследования?
Ультразвуковое исследование дает возможность сказать есть ли у женщины маловодие или нет. Но причиной маловодия может быть не только разрыв плодных оболочек, но и нарушение функции почек плода и другие состояния. С другой стороны, бывают случаи, когда небольшой разрыв оболочек происходит на фоне многоводия, например при патологии почек беременной. Ультразвуковое исследование является важным методом наблюдения за состоянием женщины, у которой произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но не дает ответ на вопрос, целы ли плодные оболочки.
13. Можно ли определить подтекание вод с помощью лакмусовой бумажки?
Действительно, есть такой способ определения околоплодных вод, основанный на определении кислотности среды влагалища. Он называется нитразиновый тест или амниотест. В норме влагалищная среда имеет кислую реакцию, а амниотическая жидкость нейтральную. Поэтому, попадание амниотической жидкости во влагалище приводит к тому, что кислотность влагалищной среды уменьшается. Но, к сожалению, кислотность влагалищной среды снижается и при других состояниях, например при инфекции, попадании мочи, спермы. Поэтому, к сожалению, тест, основанный на определении кислотности влагалища дает много как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов.
14. Во многих женских консультациях берут мазок на воды, насколько точен такой метод диагностики преждевременного излития вод?
Влагалищное отделяемое, содержащее плодные воды, при нанесении на предметное стекло и высушивании образует рисунок, напоминающий папоротниковые листья (феномен папоротника). К сожалению, тест дает также много неточных результатов. Кроме того, во многих лечебных учреждениях лаборатории работают только в днем и по рабочим дням.
15. Каковы современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек?
Современные методы диагностики преждевременного разрыва плодных оболочек основаны на определении специфических белков, которых много в амниотической жидкости и в норме не содержится во влагалищном отделяемом и других жидкостях организма. Для обнаружения этих веществ разрабатывают систему антител, которую наносят на тест-полоску. Принцип работы таких тестов напоминает тест на беременность. Наиболее точным тестом является тест, основанный на обнаружении белка, под названием плацентарный альфа микроглобулин. Коммерческое название – Амнишур (AmniSure®).
16. Какова точность теста Амнишур?
Точность теста Амнишур составляет 98,7%.
17. Может ли женщина поставить тест Амнишур самостоятельно?
Да, в отличие от всех остальных методов исследования постановка теста Амнишур не требует осмотра в зеркалах и женщина может поставить его в домашних условиях. Все, что нужно для постановки теста входит в набор. Это тампон, которая вводится во влагалище на глубину 5-7 см и удерживается там в течение 1 мни, пробирка с растворителем, в которой тампон промывается в течение 1 мин и затем выбрасывается и тест-полоска, которая вводится в пробирку. Результат считывается через 10 мин. В случае положительного результата, как при тесте на беременность, появляется 2 полоски. При отрицательном результате – одна полоска.
18. Что делать, если результат теста положительный?
Если тест оказался положительным, необходимо вызвать скорую помощь или обратиться в роддом, если срок беременности больше 28 недель и в гинекологическое отделение больницы, если беременность меньше 28 недель. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше шансов избежать осложнений.
19. Что делать, если тест отрицательный?
Если тест отрицательный, можно оставаться дома, но при очередном визите к врачу, надо рассказать о беспокоивших симптомах.
20. Если от момента предполагаемого разрыва плодных оболочек прошло более 12 часов, можно ли ставить тест?
Нет, если с момента предполагаемого разрыва прошло более 12 часов и признаки излития вод прекратились, то тест может показать неверный результат.
Вопросы и ответы о преждевременном подтекании околоплодных вод
1. Как часто встречается преждевременный разрыв плодных оболочек?
Истинный преждевременный разрыв плодных оболочек встречается примерно у каждой десятой беременной. Однако, практически каждая четвертая женщина испытывает те или иные симптомы, которые можно перепутать с преждевременным разрывом плодных оболочек. Это и физиологическое усиление секреции влагалища, и небольшое недержание мочи на более поздних сроках беременности и обильные выделения при инфекции половых путей.
2. Как проявляется преждевременный разрыв плодных оболочек?
Если произошел массивный разрыв плодных оболочек, то его ни с чем перепутать нельзя: сразу выделяется большое количество прозрачной жидкости без запаха и цвета. Однако, если разрыв небольшой, его еще врачи называют субклиническим или высоким боковым разрывом, то поставить диагноз бывает очень сложно.
3. В чем опасность преждевременного разрыва плодных оболочек?
Существуют 3 вида осложнений, к которым может привести преждевременный разрыв плодных оболочек. Наиболее частое и тяжелое осложнение – это развитие восходящей инфекции, вплоть до сепсиса новорожденного. При недоношенной беременности преждевременный разрыв плодных оболочек может привести к преждевременным родам со всеми последствиями рождения недоношенного ребенка. При массивном излитии вод возможно механическое травмирование плода, выпадение пуповины, отслойка плаценты.
4. У кого чаще происходит разрыв плодных оболочек?
Факторами риска преждевременного разрыва плодных оболочек являются инфекция половых органов, перерастяжение оболочек в следствтие многоводия или при многоплодной беременности, травма живота, неполное смыкание маточного зева. Важным фактором риска является преждевременный разрыв плодных оболочек во время предшествующей беременности. Однако, почти у каждой 3-ей женщины разрыв плодных оболочек происходит при отсутствии каких-либо существенных факторов риска.
5. Как быстро наступает родовая деятельность при преждевременном разрыве плодных оболочек?
Это во многом определяется сроком беременности. При доношенной беременности у половины женщин спонтанная родовая деятельность возникает в течение 12 часов и более чем у 90% в течение 48 часов. При недоношенной беременности удается сохранить беременность на неделю и дольше в случае, если не присоединится инфекция.
6. Может ли в норме выделятся небольшое количество околоплодных вод?
В норме плодные оболочки герметичны и никакого, даже самого небольшого проникновения околоплодных вод во влагалище не происходит. За подтекание околоплодных вод женщины часто принимают усилившуюся влагалищную секрецию или небольшое неудержание мочи.
7. Правда ли, что в случае преждевременного излития вод беременность прерывают независимо от срока?
Преждевременный разрыв плодных оболочек действительно является очень опасным осложнением беременности, но при своевременной постановке диагноза, госпитализации и вовремя начатом лечении недоношенную беременность зачастую удается продлить, если не происходит присоединения инфекции. При доношенной беременности и близкой к доношенной как правило, стимулируют начало родовой деятельности. Современные методы диагностики и лечения и в этом случае позволяют плавно подготовить женщину к родам.
8. Если произошел преждевременный разрыв плодных оболочек, но слизистая пробка не отошла, защищает ли она от инфекции?
Слизистая пробка действительно защищает от инфекции, но при разрыве плодных оболочек одной защиты слизистой пробкой не хватает. Если в течение 24 часов от момента разрыва не начато лечение, могут возникнуть серьезные инфекционные осложнения.
9. Правда ли, воды делятся на передние и задние и излитие передних вод не опасно, часто встречается в норме?
Плодные воды действительно делятся на передние и задние, но не зависимо от того, в каком месте произошел разрыв, он является воротами для инфекции.
10. Что предшествует разрыву?
Сам по себе разрыв плодных оболочек происходит безболезненно и без каких либо предвестников.
Отражается ли на детях то, что по утрам их приходится рано будить, чтобы вести в ясли или детский сад. Дети плачут, нервничают, родители раздражаются, подчас кричат на них. Как влияет все это на нервную систему ребенка? Если ребенка приходится будить по утрам и он, просыпаясь, плачет, конечно, это его травмирует. А почему он не просыпается сам в привычное время? Может быть, у ребенка был другой режим дня и он вставал позже? В те дни, когда малыш идет в ясли или детский сад, его надо...
Так почему должны страдать, как у нас, к примеру, 23 человека, из за одного? А вот если у него действительно присутпы немотивирорванной агресси почему дети должны это терпеть? Ведь если к Вам на работу придет сотрудник, Который начнет дыроколом других по голове дить...
Обсуждение
Вы видели в его медицинской карте диагноз?
Увы, ни ребёнок, ни родители ни в чем не виноваты. Не будет этого ребёнка в вашем классе, будет в другом. Он также имеет право на общее образование независимо ни от какого диагноза.
И проблема тут в системе. Готовы бороться с системой? Тогда будьте готовы к тому, что избавиться могут скорее от тех, кто с системой бороться захочет.
Это проблема администрации, которая ничего не хочет делать. В крайнем случае свалят все на учителя. Поэтому и учителя предпочитают чаще всего ничего не делать
В конце концов, такие дети есть и были всегда, почти в каждом классе.
У меня в школе есть ребёнок с отклонениями назовём его ваней, ему 10 лет, его поступки нельзя назвать неадекватными, он нервно реагирует на мои провокации, на помощь он тоже реагирует нервно, в успеваемости он сильно отстает от класса, можно сказать, что это всё связано с его родителями
14.06.2016 19:23:11, Пачан, который хочет узнать о психологииПотом гуляли с детьми. Забегая вперёд - на сайте этого ДР этого мальчика почему -то НЕТ!! И видно как было, что он ОЧЕНЬ страдает в ДР, и хочет в семью. А я, в силу обстоятельств, ну никак не могу его к себе, хотя реву и терзаюсь до сих пор.
Почему я об этом пишу именно тут? Потому что чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Онанизм – способ разрядки нервного напряжения.
Обсуждение
Заведите какой-нибудь творческий ник и пишите. а то так и будете клеваться по полдня вместо того чтобы по следующему вопросу какую подборку сделать.
Я пытаюсь вспомнить всё, оценить свои поступки, за что мне такое наказание? Почему? Первая беременность, абортов не делала никогда! и многое понять.И не только меня.Моего мужа и мою маму тоже.А искать ответ на вопрос наказание или нет и за что страдает мой ребёнок, к...
Обсуждение
Странно, но мне вопрос - за что ни разу не пришел в голову, может потому что в бога не верю? А вот вопрос "почему" мучает до сих пор. И анализируя ситуацию волосы дыбом встают. А ведь "особых" детишек становится всё больше и больше. Вот о чем задумываться надо и врачам, и чиновникам, да и всем людям вообще. В одной статейке про недоношенных детишек читала здравые мысли. А ведь и правда. Раньше о ретинопатии недоношенных даже и не все врачи знали, потому что не выживали малыши. А сейчас научились выхаживать ну таких слабеньких малышей, к сожалению выхаживание не всегда грамотное и получают такие детишки к своим врожденным проблемам ещё и приобретенные. А вообще складывается мнение, что природа сама уже по-тихоньку пытается, если и не уничтожить людей, то заставить задуматься о том, что эти люди сами с собой делают. Чем питаются беременные мамочки - в мясе сплошные гормоны и антибиотики, в овощах-фруктах тоже добавок хватает (одна американская мамочка из наших написала, что они там становятся вынужденными вегетарианцами - мясо просто страшно есть). А чем мы дышим, особенно в крупных городах? Вот вам и случайные мутации, и хромосомные нарушения (у в принципе "здоровых" родителей). А вы зайдите в любой центр, где делают ЭКО. Волосы дыбом встают! Там такие очереди, что страшно. Сколько же бесплодных пар!
Ну и конечно практически полное отсутствие естественного отбора. Ведь большинство наших деток просто не выжили бы без современных средств - ИВЛ, кислород и прочих средств интенсивной терапии. Вот вам и пополнение количества особых детишек, как это не печально сознавать. А дальше будет хуже, будут выхаживать ещё более слабых и случай автора темки будет просто сказкой, по сравнению с тем, какими будут детки (если не случится прорыв в медицине и кроме простого выхаживания не появится действенное лечение).
Так что вопрос - "за что", по крайней мере глупый. И ответы типа - "это вам за грехи", ещё глупее. Да за грехи, но грехи человечества - бурное и бездумное развитие промышленности и машиностроения - самый большой грех.
Ну а про радости. Где-то я тоже читала типа напутствия мамочек, у которых дети с ДЦП - "надо хотя бы раз в неделю выбираться туда, где нет ДЦП" (ну это конечно при наличии того, с кем можно оставить такого ребенка). А то, что легче мамочкам у которых не один "особый" ребенок, а ещё есть и здоровый, это точно. Не физически, конечно, а морально точно. Ну а радости в семье с таким ребенком - это действительно очень индивидуально. Знаю я мамочку с большим ребенком уже (а здоровый уже имеет свою семью), не особо тяжелым, да проблем много, но он умный, видит, слышит, ходит и т.п., но особо счастливой я эту мамочку не назову. А у кого-то ребенок в 12 лет перевернулся первый раз и родители действительно счастливы.
И по поводу молитв, веры и прочего. Был у меня тяжелый период, ну очень тяжелый (ещё до ребенка). Я и молилась и верила и т.п., но мне становилось всё хуже и хуже, а когда я на всё плюнула и просто решила - "будь что будет" и "чему быть, того не миновать", перестала молиться и ходить в церковь, вот тогда меня и отпустило. И действительно всё стало легче. Как-то и со здоровьем полегчало и жизнь стала налаживаться.
Так что тут надо просто научиться жить со всем этим. Научиться как-то отвлекаться от этих проблем, не закутываться в кокон этих проблем (как кто-то тут уже писал).
Я считаю, что этот целитель не имеет права вас судить и говорить такие слова. Видимо ему еще работать и работать над собой и своей чистотой душевной:(
А насчет наших грехов,- каждому дается что может вынести. Я иногда в этом сомневаюсь,- в тяжелые периоды,- но потом открываются новые силы. Вера это совсем не просто.
Я ощущаю тяжесть кармы предков, хотя мне всегда говорили, что у нас такие замечательные люди в роду. Может быть действиетльно настало вермя, чтобы кто-то помолился за моих давних предков. И если б не Вася, может быть я б об этом и не подумала? Поэтому молюсь.
Именно что промывка мозгов, страла без отца (могла бы не страдать у ребенка на глазах, помочь он ей не мог, но переживал именно Почему ее нельзя выбрать в матери своих детей? В жизни всякое бывает. А второй брак, если он хорошо продуман, намного прочнеее первого, ка...
От этого принципа страдает огромное количество детей, а сам принцип какой-то незыблемый. Даже тут меня критиковали, что наказывала как бы понарошку - как сестра брата, чтобы от папы "отмазаться". Но если на ребенка это достаточно ДЕЙСТВОВАЛО, то почему это плохо?
Обсуждение
Многие наказывающие родители страдают от того, что делают, но все равно продолжают - просто достоевщина какая-то...
Вплоть до такой формулировки: "Я ненавидела, когда со мной так поступали мои родители, и... делаю то же самое со своими детьми, прости меня, Боже!" - настолько "механизм запечатления" образа поведения родителей этой женщины "впечатал" в мозг тип реагирования на проступок ребенка, что даже сознание ей не может помочь - только психотерапевт, и не сразу...
Я отношусь к тем, для кого физические наказания - самая крайняя мера. Как можно унижать собственного ребенка. Мне невропатолог говорит: только не наказывать! Уговаривать, договариваться, отвлекать и т.д. И действительно, до сих пор не было такой необходимости. Хотя я самое большее, что себе позволяю - посадить на стул в углу и дать поплакать. Но сердце мое разрывается:) Погрозить могу. Плохо представляю себе, что может сделать маленький ребенок, чтобы его пороть.
04.02.2002 17:15:22, ЛяМурНу скажите мне, непонятливой, почему считается, что дитя в саду страдает и мучается? Откуда вы это взяли? Из тех россиянок, что сидят в конфе - многие ли ходили в садики сами и водят теперь своих малышей? Вы что все моральными уродами выросли? И дети ваши такими же...
Обсуждение
Для меня дет сад был местом куда водили, чтобы одной дома не сидеть:)
Я, честно говоря, никогда особо не зависела от коллектива, всегда могла развлекать себя сама, была очень удобным для воспитателей ребенком, поэтому особых отрицательных, как и особо положительных моментов связанных с садом у меня не много. Хорошо помню подготовительную группу, вот тогда мне нравилось ходить в сад. А раньше - я могла бы и во дворе прекрасно гулять, если было бы кому смотреть:)
Но вот сынуля мой тянется к общению, которое мы ему предоставить не можем. В обычный сад его не возьмут, а других у нас нет:(А я вижу, что у моего мальчика уже наметились некторые проблемы, он просто не знает как вести себя с другими детьми, если их больше 1, чаще всего он их просто игнорирует, если они не хотят играть по его правилам... Но все-равно считаю, что раньше 4-5 лет в сад лучше не водить, если есть такая возможность. К этому возрасту ребенок уже умеет объяснить свои желания и действия и его уже не так просто "сломать".
Я до сих пор с теплотой вспоминаю свой детский сад, хотя ходила в него 30 лет назад. Там было весело и интересно. Мой сын (сейчас уже в 6-й класс перешел) тоже нередко говорит:"Вот бы сейчас в детский сад пойти."
И что-то кашу на в карманы никто не клал и горчицей не мазал. Хотя я многое из садовской пищи не ела. Причем у меня был моментальный рвотный рефлекс. Мои родители просто предупредили воспитателей об этом, и мне не давали геркулесовую кашу, не поливали рис подливкой и не посыпали вареной морковью и не давали кисель. А в тихий час, я считаю, что все должны лежать тихо, т.к. многие дети спят днем. Должна все-таки существовать какая-то элементарная дисциплина.
Внизу я прочитала обсуждение о том, что пошли или не пошли бы работать в детский сад. Если не существует другого способа устроить своего ребенка в это заведение, то наступишь себе на горло, и пойдешь туда работать. Правда я сама в саду не работала, я работала в школе. Но моя сестра как раз работала в саду нянечкой. У нее высшее техническое образование и работала она по специальности. Но встал вопрос, что детей нужно отдавать в сад. Они выбрали сад от Кремлевской больницы (он у них во дворе). Т.к. они не имеют отношения к больнице, то детей туда могли взять только по коммерческой оплате. Это около 3000 руб. в месяц на двоих. Но для моей сестры это было очень дорого. Она пошла туда работать, и тогда оплата составила около 500 руб., как для детей сотрудников.
Я сама устраивалась работать учителем в гимназию (была преподавателем вуза), т.к. хотела, чтобы мой сын учился именно там.
Я тоже обдумавала, почему к одним детям учителя или воспитатели относятся лучше, а к другим хуже. Из личных наблюдений пришла к такому выводу. В основном хорошо относятся к детям, которые умеют себя вести, не беснуются, когда этого делать нельзя, не хамят, не выкрикивают и т.д. При этом это далеко не тихие, забитые дети, у них есть своя точка зрения, которую они отстаивают, свои увлечения, в которые они могут втянуть и тебя, и многое другое. При этом есть ряд детей, которые неприятны всем. Например, у меня учился мальчик из 2-го класса. Он и учился хорошо, и одет был всегда аккуратно, но у него была такая противная манера разговаривать (слова растягивать и еще что-то), что от одного его вида просто с души воротило. Оказалось, что и дети его нелюбят. Мне стало интересно, как другие учителя его воспринимают, я-то его только 1 раз в неделю вижу. Спросила у его основной учительницы. Так ее затрясло только от одного упоминания о нем. Она сказала, что от него ее просто тошнит какой он противный. С другой стороны учитель не имеет права показывать свои симпатии-антипатии, а ко всем должен относится с пониманием. Могу сказать, что ни с моей стороны ни со стороны той учительницы данный конкретный ребенок никак не пострадал (он вообще этого даже не заметил), но ведь далеко не все могут закопать подальше свои эмоции. Что тогда делать?
Каждые десятые роды, согласно статистике, являются ранними или преждевременными, в их результате рождается недоношенный ребенок. Он появляется на свет до 37-ой недели беременности, с весом менее 2500 грамм и ростом до 45 см. Эти параметры недоношенности условны, так как они могут колебаться у разных детей. Основное внимание все же уделяется зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции.
Недоношенные дети более слабые, в сравнение с теми, что родились в срок. Поэтому их развитие отличается от установленных физиологических норм доношенных малышей. Эта разница исчезнет к 2,5 – 3 годам, не ранее. Кроме этого, развитие ребенка, родившегося на 32-ой и 34-ой неделе, также будет иметь много отличий.
Как выглядит недоношенный ребенок
Его вес значительно меньше нормы (менее 2,5кг). Научно подтверждено, что дети, рожденные после 30 недели, имеют больше шансов вырасти здоровыми и догнать по развитию их сверстников, чем те, которые родились до 28 недели. Последним требуется более интенсивный уход, длительное лечение и пребывание в отделении интенсивной терапии для новорожденных.
Чем раньше появился на свет ребенок, тем меньше у него подкожный жировой слой. Из-за этого кожа кажется прозрачной, через нее хорошо виден сосудистый рисунок.
Недоношенность заметна по пропорциям тела, большой голове, недостаточно сформированным ушным раковинам, пупочной ямке, расположенной слишком низко . На теле также можно заметить пушковые тонкие волосы.
Сразу после родов на теле такого ребенка не будет первородной смазки, так как в норме она появляется на последних неделях гестации. Большой родничок иногда смещен в сторону, потому что не полностью сформирован череп. Черты лица заостренные, но со временем они приобретут такой же вид как у здорового новорожденного.
Обратите внимание: из-за отсутствия подкожного жира такие дети быстро и легко переохлаждаются, даже в условиях комнатной температуры. Поэтому после рождения их сразу помещают в кувез, в котором задается определенный температурный режим.
Такие дети плачут очень тихо, иногда – даже неслышно. Это связано с незрелым дыхательным аппаратом.
Степени недоношенности
Недоношенность различают с учетом того, когда и с каким весом появился на свет ребенок. Также учитывается наличие отставания в развитии некоторых органов и систем.
При этом выделяют несколько степеней недоношенности:
- 1 степень – малыш родился на 35-37-ой неделе с весом 2-2,5 кг.
- 2 степень – ребенок рожден с весом от 1,5 до 2 кг на сроке в 32-34 недели беременности.
- 3 степень – вес недоношенного при рождении на 29-31 неделе гестации составляет от 1 до 1,5 кг.
- 4 степень – дети, рожденные с массой до 1 кг и до 29 недели беременности.
Обратите внимание: физическое состояние недоношенных приблизится к нормальному в возрасте 12 месяцев, отставание до этого срока считается нормой.
На развитие недоношенного ребенка после его появления на свет оказывает влияние масса факторов:
- питание;
- качественный, правильный и регулярный уход за малышом;
- понимание родителей и их адекватное отношение к проблеме рождения недоношенного ребенка;
- социальный статус самой семьи.
Чтобы обеспечить полноценное развитие таким детям, необходимо тщательно ухаживать за ними и уделять внимание работе каждой системы и органа. Стоит учитывать, что дети, которые родился до 30 недели, отстают в развитии от сверстников на 3-4 месяца, поэтому все нужные навыки они усваивают чуть позже.
Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц
В течение этого месяца малыш будет очень слабо набирать вес из-за недоразвитого глотательного рефлекса и вялой сосательной активности. Именно поэтому нередко питание поступает через зонд.
В этот период имеется очень высокий риск присоединения инфекционных болезней, которые дают серьезные осложнения, поэтому очень важно оберегать ребенка. Также наблюдается выраженная нестабильность нервной системы, которая сохраняется до 4 месяцев.
С самого рождения необходимо поддерживать голосовой и тактильный и контакт с малышом. Он должен чувствовать голос мамы, ощущать ее запах, тепло тела. Если есть возможность, то следует обеспечить его как можно длительное пребывание на руках у мамы.
Уровень развития недоношенного в 2 месяца
Ребёнок становится более крепким, начинает лучше набирать вес. Положительный набор веса на 2-ом месяце является главным критерием здорового развития недоношенного малыша.
Ко второму месяцу жизни младенца разрешается выкладывать его на живот. Но держать самостоятельно голову в таком положении малыш еще не умеет, как его доношенные сверстники.
Также становится заметным хорошо развитый сосательно-глотательный рефлекс. Но в процессе естественного кормления грудью у 2-месячных недоношенных быстро наступает усталость, поэтому их нужно докармливать сцеженным молоком. Важно учитывать, что интервал между кормлениями будет меньше, чем 3 часа.
Как развивается недоношенный в 3 месяца
В таком возрасте малыш уже пытается фиксировать взгляд на лице мамы, поднимать самостоятельно голову. Нужно обеспечить ему полноценный сон и еду. На 3-ем месяце жизни начинает формироваться хватательный рефлекс, дите активно реагирует на тактильный контакт, у него появляются мимические реакции.
В этот период масса чада увеличивается в 1,5-2 раза. Начинает более активно развиваться слуховое и зрительное внимание. Необходимо внимательно следить за физиологическим состоянием ребенка. Важно и не переохлаждать его, и не перегревать. Между кормлениями недоношенный большую часть времени спит, поэтому период бодрствования короткий.
Следует не забывать и о частой смене положения тела. Лучше если источник света будет приглушенный, а не яркий, при нем неврождённый будет чувствовать себя комфортнее.
Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца
Малыш учится уверенно поднимать и держать голову. Он пытается издавать звуки, захватывать игрушку ладошкой, более уверенно фиксирует взгляд на предмете или лице.
Вполне вероятно повышение тонуса мышц, что легко корректируется с помощью специальной гимнастики и массажа для недоношенных. Очень полезны воздушные ванны и водные процедуры.
Как развивается недоношенный в 5 месяцев
Теперь младенец уже может самостоятельно держать в руке погремушку или хватать ручкой подвешенную игрушку.
Он часто улыбается, у него появляется интерес ко всему, что его окружает. Он намного лучше реагирует на свет и звук, оборачивает голову в его сторону.
Также на 5-м месяце недоношенные дети начинают гулить.
Шестой месяц жизни недоношенного
Теперь вес ребёнка в 2-2,5 раза больше, чем при рождении. Малыш предпринимает попытки перевернуться на живот со спины.
Ускоряется и психоэмоциональное развитие недоношенного. Не все детки, но большая часть, уже могут отличить родных людей от чужих. При общении с ними они оживляются, становятся активными, гулят, шевелят ручками и ножками.
При поддержке ребенка подмышки, он пытается упираться ногами о поверхность.
Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев
Активность младенца становится все больше и больше, он уже сам умеет перевернуться на живот со спины и наоборот. Может предпринимать первые попытки ползать по-пластунски.
Игрушку в руке в 7 месяцев дите уже держит уверенно. Если ребенок рожден на 35-ой неделе, то у него могут начать прорезываться первые зубы.
Что умеет недоношенный в 8 месяцев
Начиная с этого возраста, у малыша проявляется интерес к общению с другими, а не только к тому, что делает он сам. Ему нравится вербальный контакт с окружающими (чтение сказок, пение песен, изменение интонации слов и т.д.).
Движения дитя становятся более умелыми и уверенными. Он пытается самостоятельно стоять на четвереньках, умеет раскачиваться и сидеть.
Младенец хорошо понимает и знает некоторые предметы, может их показать, если просят. Начиная с 8 месяцев, недоношенный ребенок учится кушать с ложки.
Как развивается ребенок в 9 месяцев
Появляются первые попытки ползать, а сидит ребенок намного увереннее . Ему постоянно нужно внимание родных, так как увеличивается потребность в общении еще больше, чем раньше.
В это время он чаще всего произносит первые слова в виде отдельных слогов. Ребенок уже играет самостоятельно игрушками. Он предпринимает попытки встать, держась за что-то, а садится из положения, стоя на бок, опираясь при этом на руку.
Во время еды он может сам положить кусочек еды себе в рот. У рожденных на 32-33 неделе гестации малышей могут появиться первые зубы.
10-ый месяц: что умеет недоношенный
На 10-м месяце жизни недоношенный ребенок уже умеет стоять и делает это довольно уверенно . Но все же, чтобы встать на ножки, ему необходима поддержка.
Важно: не нужно переусердствовать и заставлять малыша стоять, если он не хочет. Врачи не рекомендуют этого делать как в отношении доношенных, так и недоношенных детей.
Держась за опору, малыш может передвигаться, но все же отдает предпочтение ползанью. Проявляет большой интерес к предметам, которые движутся, издают звуки. Ребенок уже знает свое имя и реагирует на него. У тех, кто появился на свет до 31-ой недели беременности, могут резаться первые зубы.
Развитие недоношенного в 11 месяцев
Ребёнок уже умеет самостоятельно и уверенно сесть, встать, взять игрушку рукой и положить ее на место. Это период активного познания окружающего мира, путем ползанья и стояния, держась за опору.
Малыш очень активно идет на контакт с родными.
12-ый месяц жизни
Некоторые недоношенные (не все) могут делать свои первые шаги по достижению 12-месячного возраста. Но ходить им пока самостоятельно рано. Приблизительно в это время по физическому развитию недоношенные дети догоняют своих сверстников. При этом все же сохраняется нервно-психическая незрелость. Окончательно разница исчезнет к 2-3 годам (в зависимости от степени недоношенности).
В норме продолжительность беременности составляет 37-42 недели или 259-294 дней. Ребенок, родившийся в этот период, считается доношенным новорожденным . Если ребенок родился ранее 37 недель беременности (259 дней), то такой ребенок является недоношенным . Ранее в критерий недоношенности включалась еще и масса тела, однако очень часто дети, рожденные преждевременно, имеют нормальную массу тела, и, наоборот, дети, рожденные в срок, имеют низкую массу тела. В случае, если ребенок родился после 37 недель беременности, но имеет массу тела менее 2500 грамм, то тогда говорят, что такой ребенок маловесный к сроку гестации.
Причины рождения ребенка ранее положенного срока:
1. Вредные привычки матери. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания ведет к нарушению кровообращения в плаценте и вызывает преждевременные роды.
2. Профессиональные вредности на работе. Длительное нахождение на ногах, работа с химическими веществами, красками, лаками, постоянная вибрация могут привести к отслойке плаценты, нарушению кровообращения и рождению ребенка ранее 37 недель беременности.
3. Очень часто рождение недоношенных новорожденных наблюдается у либо юных матерей (младше 18 лет), либо у возрастных (старше 35 лет). Это связано с нарушениями в работе эндокринных желез в этом возрасте.
4. Гормональные расстройства у матери, особенно если эти расстройства связаны с половой сферой (недостаточность желтого тела, гипофункция яичников). Из-за гормональных нарушений развивается недостаточность плаценты, нарушается кровообращение между матерью и плодом.
5. Аборты и выкидыши в анамнезе матери. Данная патология вызывает нарушение в мышечной сократимости матки, способности эндометрия (внутреннего слоя матки) к росту и секреции. Все эти нарушения приводят к неполноценному маточному кровообращения и преждевременному рождению ребенка.
6. Заболевания матери. Различные заболевания матери нарушают рост и развитие плаценты и плода, кровообращение в плаценте, и способствуют преждевременным родам. К таким заболеваниям относятся заболевания щитовидной железы, гипертоническая болезнь, болезни сердца (пороки развития, ревматизм), заболевания почек (пиелонефрит), сахарный диабет, инфекционные заболевания. Очень часто рождение детей ранее положенного срока наблюдается на пике лихорадки при инфекционных заболеваниях или через 2-3 недели после перенесенного заболевания.
7. Заболевания плода. Различные пороки развития, инфекционные заболевания плода, хромосомные болезни приводят к рождению детей ранее 37 недель беременности.
8. Патология беременности. Очень часто преждевременные роды наблюдаются при поздних гестозах беременных, что связано с нарушением маточно-плацентарного кровообращения.
9. Многоплодная беременность.
10. Экстракорпоральное оплодотворение (искусственное оплодотворение). Рождение недоношенных детей связано, скорее, и с тем, что к такому методу прибегают женщины с заболеваниями, мешающими не только оплодотворению естественным путем, но и, порой, вынашиванию, и с многоплодной беременностью.
11. Социальные факторы. Низкий уровень образованности родителей, неправильное питание, низкая материальная обеспеченность родителей, плохие бытовые условия, нежелательная беременность, неблагоприятная экологическая обстановка, все это увеличивает шанс преждевременных родов.
Уход за недоношенным новрожденным
Недоношенные новорожденные дети имеют свои особенности, которые обуславливают специфику ухода за такими новорожденными. Недоношенные дети проходят 3 этапа выхаживания, направленные на предупреждение развития у таких детей осложнений, и возможной их гибели. Первый этап выхаживания – это специализированный родильный дом, второй этап – отделение выхаживания недоношенных детей, и третий – поликлиника.
Недоношенные дети не способны самостоятельно поддерживать свою температуру тела, поэтому температура окружающей среды должна быть равной или немного больше температуры тела ребенка. Если температура окружающей среды начинает опускаться, то это вызывает увеличение потребности в кислороде и поглощении большого количества энергии в виде глюкозы. Поэтому температура окружающей среды ребенка должна быть постоянной. Это достигается путем применения для выхаживания недоношенных новорожденных кувезов. Кувез – это закрытая система, в которой поддерживается определенная температура, влажность, содержание кислорода. Влажность поддерживается в кувезах на уровне 60-80%, что необходимо для того, чтобы снизить испарение с поверхности тела ребенка, а значит и снизить потерю тепла ребенком. При более высокой влажности возникает опасность развития у ребенка инфекционных заболеваний. Концентрация кислорода поддерживается на уровне 70%. Из кувеза в кроватку ребенок переводится после того, как научится самостоятельно поддерживать свою температуру тела. Обычно это происходит при достижении ребенка веса 1600-1700 гр.
Дети, рожденные ранее 32 недель беременности, не способны к сосанию и глотанию пищи, поэтому основой выхаживания таких детей является кормление их через зонд. Зонд в желудок вводится через рот, реже через нос, так как это может вызвать нарушение дыхания. Перед каждым кормлением производят отсасывание остатка пищи из желудка и если этот объем больше чем 10% от предыдущего кормления, то объем кормления уменьшают на 50%. Кормление производят двумя способами: быстрым введением всего объема кормления или постепенным. Быстрое введение полного объема кормления является более физиологичным, постепенное введение используется у детей с массой тела менее 1500 гр и у детей в тяжелом состоянии.
Применение грудного кормления возможно у детей, родившихся на 35-37 недели беременности. У детей, родившихся на 33-34 недели беременности возможно кормление из соски. Количество кормлений обычно равняется 7 раз в сутки, однако при необходимости может быть увеличено до 10 раз.
У недоношенных новорожденных, как и у доношенных, наблюдается физиологическая потеря массы тела. Это связано с переменой способа получения питания (внутриутробно ребенок постоянно получал питательные вещества через плаценту, а теперь только в период кормления) и потерей жидкости при испарении ее с поверхности кожи. Такое состояние является физиологическим и у доношенных новорожденных, и продолжается обычно 2-3 дня. У недоношенных новорожденных потеря массы тела может наблюдаться 4-7 дней, и этот процесс чаще всего более интенсивный (ребенок теряет 10-14% первоначальной массы тела). Восстановление массы тела ребенка наблюдается за 2-3 недели жизни.
Как и у доношенных новорожденных, у преждевременно родившихся детей наблюдается развитие желтухи. Причем, у недоношенных новорожденных она наблюдается почти в 100% случаев и имеет более интенсивный характер. У доношенных новорожденных неонатальная желтуха обычно проходит к месяцу жизни ребенка, у недоношенных может сохраняться до двухмесячного возраста.
Детей с первого этапа выхаживания на второй переводят тогда, когда они могут поддерживать самостоятельно свою температуру тела и самостоятельно едят. В некоторых случаях, если у ребенка наблюдается положительная динамика в прибавке веса, он самостоятельно берет грудь, нет выраженной желтухи, он может быть выписан из родильного отделения сразу домой под наблюдение участкового педиатра, минуя второй этап выхаживания.
На втором этапе выхаживания ребенок наблюдается неврологом, оценивается его нервно-психическое развитие, проводится массаж, налаживается грудное кормление.
Развитие недоношенных детей
Особенностью нервно-психического и физического развития недоношенных детей является то, что они отстают от своих сверстников. Отставание это связано с тем, что этим детям приходится заканчивать свое развитие, которое должно было проходить еще внутриутробно. Поэтому возраст ребенка правильно считать следующим образом: если ребенок родился на 32-й неделе беременности, то в 3 месяца его развитие будет на уровне 1,5-2 месячного ребенка. Для расчета от нормального срока беременности (37 недель) отнимаем срок, на котором он родился, и эту разницу отнимаем от возраста ребенка. Поэтому все физиологические рефлексы у таких детей появляются позже.
Особенностью физического развития таких детей является более интенсивная прибавка массы тела, особенно это касается глубоко недоношенных детей. У недоношенных детей несколько позже наблюдается «перекрест» размеров головы и груди (у доношенных новорожденных это наблюдается на 3-4 месяце жизни, у недоношенных – на 6-7 месяце). Так же в более поздние сроки у недоношенных детей наблюдается прорезывание зубов. Сроки прорезывания зубов зависят от срока рождения ребенка: чем более недоношенный ребенок, тем позже прорезываются зубки.
Одной из неблагоприятных сторон недоношенности является высокий уровень заболеваемости среди таких детей. Достаточно часто у недоношенных детей наблюдается поражение нервной системы. Это может проявляться в развитии гидроцефалии, появлении судорог. Поэтому очень важно динамическое наблюдение за ребенком невролога в первые два года жизни. Так же у недоношенных новорожденных очень часто встречается нарушение слуха и поражение органов зрения, которое может проявляться в снижении зрения, развитии глаукомы, отслойки сетчатки, атрофии зрительного нерва.
Имеют свою особенность и вирусные инфекции. Недоношенные новорожденные в 20 раз чаще болеют простудными заболеваниями. Недоношенные дети в 2 раза чаще заболевают рахитом, чем доношенные, поэтому очень важно проводить профилактику рахита водными растворами витамина Д3, при этом, профилактическая доза витамина Д3 у недоношенных детей выше, чем у доношенных, и составляет 1500 МЕ в сутки.
Очень часто у недоношенных детей наблюдается развитие анемии. При этом она может быть как ранняя (связанная с повышенным разрешением эритроцитов), так и поздняя (позже 16 недели жизни ребенка), связанная с истощением запасов железа в организме ребенка. Для коррекции анемии очень важно принимать препараты железа. Прием препаратов должен быть длительным. Месяц препарат железа принимается в терапетической дозе. Если спустя месяц наблюдается повышение содержания гемоглобина в крови, прием препарата продолжают в половинной дозе еще 2 месяца.
Своих сверстников недоношенные дети догоняют по нервно-психическому и физическому развитию к 1,5-2 годам, в редких случаях к 3 годам. Недоношенные дети после 2-х летнего возраста не отличаются от своих сверстников, они наравне учатся в школе, поступают в высшие учебные заведения.
Врач педиатр Литашов М.В.
До сих пор бытует мнение, что недоношенные дети никогда не станут такими, как все, будут ограничены в физических и психических способностях. Из-за подобных стереотипов многие малыши, родившиеся раньше срока, оказываются брошенными еще в родильном доме. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.
Какие дети считаются недоношенными?
Природой заложен период внутриутробного развития будущего малыша, и длится он 40 недель. За данный срок развиваются все внутренние органы и системы плода для того, чтобы безопасно встретиться с окружающим миром и полноценно функционировать. Недоношенный новорожденный ребенок появляется на свет с 22 по 37 неделю с массой тела менее 2,5 кг и длиной тела до 45 см. При этом ВОЗ устанавливает следующие критерии жизнеспособности плода: гестационный возраст 22 недели, вес более 0,5 кг, длина тела от 25 см, минимум один зафиксированный вдох.
Почему ребенок может родиться раньше срока?
Если ребенок родился недоношенным, узнать причины этого не всегда возможно. Согласно исследованиям, выделяется ряд вероятных провоцирующих факторов, среди которых:
- пожилой или слишком молодой возраст матери, отца;
- ведение матерью нездорового образа жизни;
- влияние профессиональных вредностей;
- предшествующие аборты;
- зачатие после недавних родов (менее 2 лет);
- хронические патологии у матери;
- перенесенные инфекции;
- физические травмы;
- внутриутробные отклонения у плода.
Особенности недоношенных детей
Не существует четкой «планки», определяющей, с какого возраста ребенок может выжить, и вокруг темы о необходимости должного медицинского ухода для недоношенных детей ведется немало дискуссий. В нашей стране на данный момент жизнь таких малышей, появившихся на свет с массой от 500 г, охраняет закон, предусматривающий их обязательную регистрацию и выхаживание.
Маловесные недоношенные дети рождаются, не будучи подготовленными к условиям внеутробного существования. Их жизненно важные органы еще не до конца созрели и не готовы к самостоятельному функционированию. Такие крохи имеют множество внешних особенностей, отличающих их от грудничков, родившихся в срок:
- впечатляюще малый рост и вес;
- сильная непропорциональность частей тела;
- мягкость черепных костей;
- недоразвитые половые органы;
- наличие пушка на спинке и плечиках;
- сухой и тонкий кожный покров;
- отсутствие подкожно-жировой клетчатки;
- плотно закрытые глаза;
- сниженная двигательная активность и пр.
Перечисленные признаки у разных преждевременно рожденных могут присутствовать частично или в комплексе. Помимо того, недоношенные дети отличаются неразвитой рефлексией, незрелостью сосудистой системы, отсутствием чувства голода. У них имеются проблемы с распрямлением легких, выработкой пищеварительных ферментов. Следует помнить, что со временем, если будут приложены усилия, малыш будет выглядеть, как и обычный новорожденный, и все органы наладят свою работу.
Вес недоношенного ребенка
В зависимости от того, какая масса недоношенного ребенка при появлении на свет, выделяют несколько степеней недоношенности:
- I – от 2001 до 2500 г (легкая степень);
- II – от 1501 до 2000 г (умеренная недоношенность);
- III – от 1001 до 1500 г (глубокая недоношенность);
- IV – меньше 1000 г (экстремально недоношенные).
Степень недоношенности связывают не только с показателем массы, но и с признаками общей зрелости организма. Например, случается, что крохи рождаются с весом 2,5 кг, но по зрелости органов и функций уступают тем, кто набрал на момент рождения 2 кг. Когда состояние малютки стабилизируется, он начнет набирать вес. В среднем, прибавка может составлять 90-120 г за семь дней, и к четвертому-пятому месяцу жизни масса тела ребенка возрастает втрое.
Рост недоношенного ребенка
Малыш, который родился раньше срока, зачастую имеет длину тела в пределах 45-35 см. Показатель этот зависит от срока недоношенности. В дальнейшем следует ожидать такую прибавку роста: около 2,5-5,5 см ежемесячно в течение первого полугодия жизни, около 0,5-3 см – в течение второго полугодия. Так, по прошествии года длина тела возрастает на 26-38 см за год.
Недоношенные дети – последствия
Высокий процент инвалидности и осложнений имеется у экстремально недоношенных, хотя известны случаи, когда малыши с критически низкой массой не только выживали, но и не имели особых проблем со здоровьем. Намного больше оптимистичных шансов у тех, кто родился с весом килограмм и более. При создании специальных условий такие детки спустя несколько лет ничем не отличаются от появившихся на свет в нормальный срок.
Перечислим, какие патологии недоношенных детей могут диагностироваться:
- гидроцефалия;
- вегетососудистая дистония;
- дефекты речи;
- астигматизм;
- близорукость;
- нарушения слуха;
- задержка умственного развития;
- повышенная подверженность инфекциям и пр.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Установлено, что развитие недоношенных детей до года определяется не только гестационным возрастом и массой тела, но также общим состоянием здоровья, генетическими факторами. Зачастую при благоприятном сценарии уже к двум годам они догоняют своих сверстников по антропометрическим, речевым и психомоторным показателям, иногда это происходит к 3-6 годам.
Не стоит забывать, что многое зависит не только от медперсонала, но и от родителей крохи. Стоит приложить усилия, и результат не заставит себя ждать, а малыш будет радовать все новыми и новыми достижениями. Недоношенные дети, развитие по месяцам которых протекает по особому графику, во многих случаях несущественно отстают от доношенных, что можно отследить по таблице с усредненными данными.
Тип навыка | Дети весом до 1500 г, мес. | Дети весом до 2000 г, мес. | Дети весом до 2500 г, мес. | Доношенные дети, мес. |
Концентрация на зрительных, слуховых объектах | 3 | 2,5 | 1,5 | 0,5 |
Удерживание головы в положении на животе | 5 | 4 | 3,5 | 2,5 |
Перевороты со спины на животик | 7-8 | 6-7 | 5-6 | 5-6 |
Ползание | 11-12 | 10-11 | 8-9 | 7-8 |
Самостоятельное сидение | 10-11 | 9-10 | 8-9 | 6-7 |
Стояние на ножках без опоры | 12-14 | 11-12 | 10-11 | 9-11 |
Первые шаги | 14-16 | 12-15 | 12-13 | 11-12 |
Уход за недоношенным ребенком
Чтобы развитие недоношенного ребенка протекало нормально, ему требуется создать специальные условия, подобные тем, что были в материнской утробе. Многие жизненно важные функции маленького организма требуют искусственной поддержки и, чем меньше недоношенные дети весят, тем большей оснащенности необходимо медицинское учреждение, тем опытнее персонал.
Выхаживание недоношенных детей
Когда рождается недоношенный ребенок, уход за ним вначале проводится в реанимационном отделении. Малютку помещают в инкубатор, где беспрерывно ведется контроль дыхания, пульса и температуры, проводится искусственная вентиляция легких, подача питания. При умеренной и легкий степени недоношенности малыша могут положить в кроватку с подогревом. Период послеродовой адаптации составляет около одного-двух месяцев, а при наличии патологий – дольше.
В некоторых медучреждениях приемлемым считается выхаживание методом «кенгуру». Это означает, ребенок, который может самостоятельно дышать и кушать, пребывает в постоянном физическом контакте с мамой – на ее груди или животе. Благодаря этому кроха скорее адаптируется к новой среде, лучше развивается. После выписки из роддома преждевременно рожденные детки должны регулярно осматриваться врачами, особенно в первый год.
Вскармливание недоношенных детей
Особенным является кормление недоношенных детей. При отсутствии глотательно-сосательного рефлекса смесь для недоношенных детей, в которую добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза и прочие компоненты, поставляется через желудочный зонд. В самых тяжелых случаях организуется парентеральное внутривенное питание. Когда малыш научится сосать, его кормят из бутылочки с соской, чуть позже – прикладывают к груди (при весе минимум 1,8 кг).
Питание недоношенных детей примерно со второй недели жизни может основываться на мамином молоке, которое и в данном случае находится в приоритете перед искусственными смесями. Прикорм недоношенных детей начинают не ранее 7-8-месячного возраста, т.е. на 1-2 месяца позже, чем у обычных грудничков, что объясняется более длительным созреванием пищеварительной системы.