Польская семья берет с какой целью детей. Как забрать семью с детьми в Польшу по программе воссоединения? По материалам польской печати
Фото Legion-Media.ru
Раннее детство
Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая , никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.
Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.
Учеба
Педагогических систем в Польше много, и каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и . Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии: в колледж, лицей или профессиональной школе.
Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.
Что можно перенять . Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно .
Отношения со взрослыми
В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.
Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как , или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.
Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.
А потому что патриоты
То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.
Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от . Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.
Патрик Кингсли
Марцин и Сильвия Баняк с дочерьми Амелией и Ольгой возле своего дома в Нова Гута, Краков. Фотограф: Дэвид Ливен
«Точно - здесь» - одной рукой Марцин держит свою четырехлетнюю дочь, а другой указывает на пустую клумбу. Я не понимаю, на что я должен смотреть. Из грязи торчат только пеньки – обрезанные ветки розовых кустов. Марцин чувствует мою растерянность и пробует ещё раз. Он оборачивается и указывает на другой бесплодный участок земли. "А может - это здесь" - говорит он.
Независимо от того, что «это» было, его там больше нет. И, как Марцин, наконец, объясняет, - с полным на то основанием. Мы стоим на улице около его дома в Нова Гута, пригороде Кракова, и где-нибудь здесь, или, возможно, там, когда-то стояла огромная статуя Ленина.
Прошлые несколько лет были эрой перемен и для города и для Баняков. Нова Гута, или "Новый Металлургический комбинат", был построен на пустом месте в 1949 году новым коммунистическим правительством. Здесь должны были жить 30 000 рабочих завода, который дал городу своё имя; в течение многих десятилетий Нова Гута, город огромных серых многоквартирных домов и широких дорог, считали символом социалистического градостроительства, вызовом соседнему религиозному, академическому Kракову. Сам металлургический комбинат назвали в честь Ленина. Центральная площадь, если смотреть на неё сверху, была распланирована в форме советской звезды. И какое-то время здесь не было ни одного костёла.
Для Марцина забавно вспоминать все это, тем более, что Польшу теперь считают успешной капиталистической страной. В старых административных корпусах завода теперь располагаются два банка - Polski и Deutsche. Стоимость квартиры, которую он и его жена Сильвия купили шесть лет назад за, приблизительно, 100 000 злотых (22 000£), утроилась. Польша была единственной страной в Европе, избежавшей спада во время глобального финансового кризиса. Та статуя Ленина была демонтирована и послана в Швецию, где она сейчас демонстрируется в тематическом китч-парке; а центральная площадь переименована в честь Рональда Рейгана. Металлургический комбинат, численность его рабочих сократилась до 2000, был приватизирован в 2003 г. И теперь есть костёлы. "Костёлов больше чем школ" шутит Марцин.
Баняки переехали сюда шесть лет назад. Тогда семья состояла из Сильвии, сейчас ей 34, клерка в местном совете, и Марцина, 33-х лет, подающего надежды музыкального критика. Два года спустя родилась Амелия, затем Ольга. Сильвия взяла длительный отпуск по уходу за детьми, но этой зимой она уже собирается вернуться на работу. Марцин, до того как он потерял работу в 2008 году, вел программу на Радио Краков. Сейчас он работает в отделе по связям с общественностью польского издательства.
Баняки согласились на то, чтобы я пожил у них четыре дня в середине марта, чтобы немножко познакомиться с жизнью в пригороде. Но только когда в субботу, я приехал к ним, я понял, насколько щедрым был этот жест гостеприимства. У них едва хватало места для четверых, а тут еще неизвестный гость.
Квартира Баняков - меньше 50 кв. м., и состоит из четырех небольших комнат – кухня, детская для детей, ванная и гостиная. Технически, у них нет спальни. Ночью они раскладывают два дивана как кровати, а во время моего пребывания, они все спали в детской. Я был удивлен, но Марцин сказал, что такая обстановка довольно обычна для семей, живущих в квартирах. Некоторые из их соседей обходятся только 30-ю квадратными метрами, польское жильё, в среднем, одно из самых маленьких в Европе. Многие семьи используют диван-кровати и, как у Баняков их ванные не всегда вмещают ванну.
"Моя мечта - жить в своём доме" говорит Марцин. Он всегда жил в квартирах, даже во Влощова, маленьком сельском городке, где они с Сильвией росли. Но скоро, может быть, его мечта исполнится. В нескольких милях от Kракова, на опушке леса стоит небольшой серый незаконченный дом. Если всё сложится удачно, то, к концу года Боняки будут жить в нем. Они купили землю четыре года назад за 80 000 злотых (приблизительно 17 000£). В то время, они рассматривали свою покупку только как инвестицию; они перепродали бы участок нетронутым, после того как его стоимость выросла бы вдвое. Но цены на квартиры в Нова Гута резко выросли, 300 000 злотых за всего лишь 60 кв. м. и они поняли, что построить собственный двухэтажный дом было бы не намного дороже.
Это был тяжелый труд, и большой финансовый риск. "Мы не ездим в отпуск"- говорит Марцин -"Мы не покупаем машину". Их родители дали им немного денег, и большую часть работ семья выполняет самостоятельно.
Семья в гостиной. Фотография: Дэвид Ливен
За время моего недолгого пребывания, Сильвия приготовила множество польских деликатесов, которые заставили бы замолчать любого, у кого были какие-нибудь сомнения относительно центральноевропейской кухни: pierogi (вареники), twarog (блюдо из мягкого, сладкого сыра), barszcz (борщ, иногда с рожью [так в тексте. Примечание переводчика, perevodika .ru ] и колбасками), placki ziemniaczane (картофельные оладьи), smalec (смалец – свиной лярд), gyros (слоёный греческий салат), и rosot (куриный суп, традиционное воскресное блюдо). Но Сильвия предпочитает не фотографироваться на кухне. Она не хочет чтобы её считали типичной польской домохозяйкой. Она надеется вернуться к работе. Но большинство польских женщин не имеют такой проблемы выбора, какая мучает Баняков: многие работодатели находят кучу оправданий для того чтобы не иметь в своём штате молодых матерей. У Сильвии, в этом отношении всё хорошо, она работает на местный совет, но в частных фирмах положение более дискриминационное. " Я знаю женщин, которые боятся иметь детей, потому что они могут потерять свою работу" говорит Марцин. Одна знакомая, фармацевт, была уволена после рождения ребенка, потому что ее босс считал, что она будет слишком утомлена чтобы хорошо выполнять работу. Пособий на ребенка в Польше фактически не существует. Государство выдаёт семьям одноразовое пособие в 1,000 злотых (220£) при рождении, и плюс власти Кракова добавляют для своих жителей. Но постоянных выплат нет.
Так что Боняки считают каждый грош. Они почти никогда не ходят куда-нибудь поесть – большинство ресторанов слишком дороги, да и в супермаркете цены взлетают вверх. Амелия, Марцин и я ходим по магазинам в местном «Lidl» (сеть супермаркетов со скидками. Примечание пререводчика, perevodika .ru ), который семья посещает приблизительно три раза в неделю. На еду они тратят около трети своего семейного дохода, и Марцин немного беспокоится, потому что, как он говорит, цены на некоторые продукты выросли вдвое за последний месяц. Он берет пакет сахара, который стоит 5 злотых (1,10£). Месяц назад он стоил чуть больше 3 злотых (65 пенсов); теперь, в некоторых местах, он стоит больше 7 (1,50£). Польша избегла спада, главным образом, потому что средний класс, находящийся на стадии становления, продолжал покупать. Но Марцин задается вопросом: как долго, с ростом цен, это будет продолжаться. "Я волнуюсь, что начнутся забастовки, потому что, если цены будут продолжать расти, это будет очень тяжело для большинства людей".
Работает Марцин в Wydawnictwo Literackie, интеллектуальное издательство, связанное с такими польскими литературными гигантами, как Чеслав Милош, Рышард Капущинский и Витольд Гомбрович. Марцин наслаждается этим – "Мы поддерживаем польскую литературу, и именно поэтому мне нравится работать там", но работа в издательстве это не первое его занятие. Он был свободным музыкальным критиком и журналистом в течение нескольких лет, прежде, чем в 2006-м получил постоянную работу на Радио-Kраков, где у него была собственная программа. Но его выдавили оттуда в результате политических комбинаций. Новое центристское правительство премьер-министра Дональда Туска уже было избрано, но правая партия «Закон и Справедливость» все еще руководила государственными СМИ. И тогда Туск сделал популистский жест - сократил польский эквивалент лицензии на телевещание, Марцин говорит, что «Закон и Справедливость» попыталась привлечь внимание к финансовой стороне этой меры, уволив местных телерадиожурналистов. Марцин был одной из жертв.
Сейчас он зарабатывает 4 400 злотых в месяц (приблизительно 960£) на своей работе по связям с общественностью. Больше 300 злотых идут на налоги, около 600 - к их пенсии, и 300 - на медицинское страхование, на остальные семейные расходы остаётся 3 000 злотых (650£). Одна треть из этого идет на продукты, одна пятая - на газ и воду, большая часть оставшегося - на новый дом. Взносы за детский сад Амелии обычно составляли около 300 злотых, но недавно правительство начало субсидировать почти всю сумму. Но, как бы то ни было, Баняки волнуются по поводу правительственных планов. В настоящее время поляки платят большую часть своих пенсионных взносов в государственный фонд, а остающиеся 7 % - в частные фонды. Люди с подозрением относятся к плану перечислять ещё больше в государственный фонд. "Многие люди волнуются, что их пенсия будет ниже" говорит Марцин. "Они подозревают, что это - из-за государственного долга".
Дома Амелия и Ольга строят что-то из Playmobil. Выходные полностью крутятся вокруг детей, хотя и Сильвия и Марцин любят читать. Книжные полки в гостиной переполнены польскими переводами Дж. М. Кутзее, Джона Бэнвилла, Дорис Лессинг, Дэвида Митчелла и Кормака Маккарти, а так же книгами некоторых из клиентов Марцина: Игнацы Карповича и Яцека Дукажа. Семейная коллекция компакт-дисков - большая и разнообразная, старый полный каталог «Radiohead» занимает почетное место, а в детской висит плакат с улыбающимся Томом Йорком.
После 1989 года, Нова Гута "считалась трущобой", говорит Марцин, и когда Баняки переехали сюда, их квартира выглядела заброшенной. Сегодня, в доме есть еще надписи на стенах, но место - теперь более обжитое. Стены заново покрашены и девочки-подростки, которые имели обыкновение кучковаться на лестничных клетках, исчезли. Некоторых из них родили, говорит Марцин. "В Польше - много религиозного образования, но никакого сексуального воспитания".
Ma рцин Баняк с Амелией на мессе в деревянном костёле Св. Бартоломея, Могила, Краков. Фотограф Дэвид Ливен
Католицизм - это волнующий вопрос для Баняков и все более и более - для Польши. Во времена коммунизма церковь была местом сбора инакомыслящих. Проповеди ксендзов часто были неявно критическими по отношению к режиму. Приблизительно 95 % поляков все еще идентифицируют себя как католиков, но, говорит Марцин, их число сокращается, особенно среди молодёжи. Им не нравится способ, которым церковь участвует в политике или что она руководит реакционной радиостанцией, Радио-Maрия. Или как она проводит кампанию против презервативов и искусственного оплодотворения. Но, совершенно ясно,что церковь все еще очень популярна. В воскресенье утром Марцин берет Амелию и меня на детскую мессу в костёл, где когда-то Баняки венчались, красивую деревянную церковь в соседнем Могила (Мogila). Когда мы пришли туда, прихожане выходили из дальних дверей здания.
В их гостиной висит распятие, Сильвия религиозна, а Марцин не знает вполне, верит ли он. Он даже не хочет разговаривать об этом, из страха причинить обиду. "Церковь помогла нам выжить во времена коммунизма" говорит он дипломатично. Но, "теперь это – другая страна" – отваживается он на возражение. Он все еще очень часто водит своих детей к мессе и чувствует "большое социальное давление", чтобы делать так. "Если родители не хотят, чтобы их дети ходили в церковные классы, их считают немного странными".
Поляки, возвращающиеся из Великобритании и Ирландии, говорит он, привозят домой "другое отношение к миру", более светское в перспективе. Марчин никогда не рассматривал возможность отъезда, отчасти потому, что работа за границей, хоть и хорошо оплачиваемая, не настолько привлекательна для него. У его лучшего друга есть две учёные степени, но когда он переехал в США, он смог найти работу только кровельщика. И хотя эмиграция помогла временно сократить безработицу, говорит Марцин, здесь есть скрытые социальные издержки. Эмиграция создаёт неполные семьи: "Многие дети не знают своего отца или мать".
В понедельник утром Ольге было так плохо, что Марцин и Сильвия должны были отвести её к врачу. Здравоохранение в Польше в принципе бесплатное. "Но это не верно," говорит Марцин. Существуют длинные очереди, даже для срочных консультаций. У Сильвии недавно очень сильно болело ухо, но ей сказали, что надо будет ждать целый месяц. К счастью, друг, который работает в больнице, помог им попасть на приём к государственному врачу, а то они уже были на грани того чтобы растратиться на лечение у частника.
Вообще, тем не менее, Баняки с оптимизмом смотрят на Польшу. Историк Адам Замойский, написавший «Польша: История» (2009), описывает страну, которая страшно пострадала во время Второй мировой войны, как "ту, которая пережила многие трудные испытания и теперь выздоравливает". В течении этих двух лет, Марцин может быть волновался по поводу экономической ситуации в Польше, но сегодня он считает перспективы оптимистичными. "Это - возможно самые успешные годы нашей истории" говорит он. "Независимость, НАТО, ЕС, и теперь, возможно, евро. Это вдохновляет".
Когда Марцин впервые заговорил о международных амбициях Польши, он ограничился только одним - заслужить уважение мирового сообщества. "Я хотел бы, чтобы Польша была обычной, нормальной европейской страной. Не меньше и не больше". Но позже, он высказал ещё одно устремление - "Возможно у нас есть важная роль - соединить Западную Европу и Восток. Мы находимся между Германией и Россией. Так что мы можем быть своеобразным мостом".
Моё последнее утро с Баняками совпало с первым днем весны. У польских школьников есть традиция - чтобы отпраздновать окончание зимы, они собираются на ближайшей речке и «топят» ярко раскрашенную бумажную куклу. Воспитатели детского сада Амелии привели все 40 детей к мосту через местную речушку. Марцин и я ходим за ними по пятам. Куклу называют Maржана (в польском фольклоре, она - подруга зимы), и у одного мальчика есть специальная обязанность бросить её в воду. Он поднимает ее выше плеч, подносит к перилам моста и отпускает, позволяя ветру унести её. "Zegnaj zimo! [До свидания зима!]" поют дети, когда она касается воды. "Witaj wiosno! [Здравствуй весна!]"
«Это политически символично» - шучу я. Марцин улыбается. "Возможно"- говорит он. "Коммунизм был плохой зимой, плохими годами для нашей страны. Так что, это - прощай коммунизм. Здравствуй прекрасный новый мир".
статью прочитали: 13206 человек
Сотрудники Главного управления статистики ПНР, завершившие вместе со специалистами ряда научных учреждений Варшавы исследование потребностей домашних хозяйств в продуктах питания, пришли к выводу, что в домашних хозяйствах Польши не хотят и не умеют экономить на питании. Эта привычка - пусть даже обусловленная рядом традиций - вряд ли оправданна и рациональна, особенно сейчас, когда производство продовольственных товаров становится все дороже, а цены на них постоянно возрастают.
Работа проведена, отмечает газета "Жиче Варшавы", неординарная. Ни одна хозяйка не любит, чтобы заглядывали в ее кастрюли. Однако если этих кастрюль около 10 млн. (именно столько домашних хозяйств насчитывается в Польше), то их содержимое должно интересовать не только среднестатистическую хозяйку, но и ученых, практиков. От питания семьи зависят, как известно, здоровье и развитие молодого поколения, способность взрослых к энергичной работе.
Сегодня в Польше - 5 млн. рабочих, 1,3 млн. "крестьянорабочих" (так в Польше называют тех, кто живет на селе, а работает в городе), 1 млн. крестьянских и 2,5 млн. пенсионерских домашних хозяйств. Почти 5400 их представителям были направлены анкеты, содержащие вопросы относительно домашнего бюджета. Любопытная деталь: только четверо из опрошенных отказались представить необходимые данные.
* Анкетирование показало, что в перечне потребностей питание стоит на первом месте во всех типах польских семей, невзирая на величину доходов.
* На втором месте - одежда, обувь; на третьем - жилье и его обустройство.
* Затем идут блага высшего ранга, причем очередность выбора уже зависит от степени зажиточности и предпочтений семей. Только наиболее состоятельные семьи пенсионеров ставят на второе место охрану здоровья, имея, видимо, достаточные запасы одежды, обуви.
* Автоматическая стиральная машина, цветной телевизор, автомобиль занимают в иерархии потребностей последнее место. Пенсионеры предпочитают расходовать деньги на культурный досуг, а рабочие, крестьяне - на приобретение автомобиля.
* Во всех группах семей в качестве наименее важных рассматриваются зарубежные туристские поездки.
Опрос показал, что семьи не склонны ограничивать расходы на питание ради иных благ. Даже ассигнования на жилье не составляют здесь конкуренции. Кстати, то же самое подтвердили исследования, проведенные институтом внутреннего рынка. В трудных условиях питание становится наиболее важной сферой повседневной жизни. Поляки готовы отказаться от удовлетворения иных потребностей, но только не от того, чтобы обеденный стол выглядел надлежащим образом. Сегодня польская семья тратит на питание около половины своих доходов. Но значит ли это, что она питается хорошо, рационально? Так что же все-таки на тарелке среднестатистического поляка?
Многие ученые считают, что традиции питания в Польше не наилучшие: мало употребляется овощей, фруктов, а также молока, молочных продуктов. Национальная кухня опирается прежде всего на мясо. Из всех видов продовольственных товаров именно оно ставится на первое место подавляющим большинством анкетированных.
Только лишь пенсионеры и "крестьянорабочие" предпочитают ему молоко и молочные продукты.
Уровень знаний относительно рационального питания в семьях невысок. Более половины крестьянских, "крестьянорабочих" хозяйств, половина пенсионеров и треть рабочих семей не руководствуются при выборе продуктов их питательными качествами. Что касается молока, то многие семьи отказались в последние годы от него ввиду ухудшившегося качества.
Значит ли все это, что в Польше едят много мяса? Научно обоснованные нормы предусматривают ежедневное потребление взрослым человеком 40 граммов белка, что, собственно, и находит отражение в мясных карточках (мясо в стране продается регламентированно). Каждый поляк потребляет ежедневно в среднем 49,9 грамма белка животного происхождения, в том числе 22,1 грамма мясных продуктов, 22,7 грамма молока и молокопродуктов, 1,5 грамма рыбы, 3,6 грамма яиц. Дополнением белковой диеты могло бы быть мясо птицы, баранина, крольчатина, но в Польше они не находят должного признания из-за неумения их приготовить. Все указывает на то, что мясо до конца века останется продуктом питания номер один.
Только лишь 18,3% семей отмечают несущественную роль мяса в питании. Большинство же приписывает ему особое значение. Употребление мяса рассматривается многими как свидетельство зажиточности, а также высокого общественного статуса.
Большинство опрошенных считают, что лишь рост доходов может изменить эту картину, а также сложившиеся пропорции расходов на продовольственные и промышленные товары. Только при этом условии семьи склонны увеличить ассигнования на одежду, обувь, автомобили, жилье, цветные телевизоры. Вторым условием является обеспечение рынка, доступность промышленных товаров, третьим - улучшение их качества.
По материалам польской печати
В Польше, как правило, не принято скрывать беременность. Участие семейства (бабушки и дедушки, тети, дяди и прочие родственники) часто бывает довольно активным. В особенности со стороны будущей мамы. Отцы также принимают участие в процессе. Как и во многих других европейских странах, в Польше пропагандируется установка на активное вовлечение молодых пап в подготовку к рождению малыша, а затем и в уход за ним. Менять памперсы не должно быть сугубо «женской привилегией». Но общественные призывы – это одно дело, а личное отношение – другое. Консервативных пап, которые считают, что их дело «добывать», а не сидеть у люльки (даже после работы), тоже немало. Переубедить настроенных таким образом отцов – задача не из легких. Впрочем, у польских мам характер тоже сильный, и они знают, как повлиять на мужей. Так или иначе, но совместный уход за малышом так же, как и совместное посещение врача и роды, здесь в порядке вещей.
Один из первых вопросов, который слышит новоявленный польский папа от друзей и коллег – это «Когда устраиваешь «пэмпковэ?» («pępkowe» от польск. «pępek» – пупок, здесь имеется ввиду скорее пуповина). Друзья и коллеги молодого отца собираются вместе, чтобы поздравить его с рождением ребенка и «обмыть» событие. Существует даже старопольская пословица, которая гласит: «Не обмытый» ребенок – болявый ребенок». Впрочем, от этой традиции сегодня многие отказываются.
Обычно через несколько месяцев после рождения, ребенка ожидает очень важное событие – крестины. Это настоящее семейное торжество. Влиятельность Католической Церкви в Польше стала уже легендарной. На самом деле большинство современных религиозных тенденций не обошли и эту страну. Многие молодые люди относят себя к не практикующим верующим, или вообще относятся к религии безразлично. Часто считают, что ходить в Костел – дело бабушек. Тем не менее, Польша по-прежнему остается одной из самых активных католических стран. На сегодня крещеные католики латинского обряда составляют абсолютное большинство населения Польши (по разным данным за 2012 год от 86 до 95%), из них верующими себя считает около 60%, хотя регулярно ходит в Костел всего около 40%. В любом случае, как в религиозных, так и не очень семьях, крещение – важный обряд и большой семейный праздник, на который съезжаются все родственники, чтобы поздравить малыша и его родителей. Многие подходят к организации крестин очень основательно, и прилагают немало усилий для того, чтобы они прошли в каком-нибудь знаменитом Храме, и уж совсем престижно, если все произойдет на торжественной Мессе (в особенности на Пасху) и крещение совершит известный священник, а может быть даже сам Епископ, впрочем, такая честь выпадает только единицам. После самого крещения, которое происходит в Костеле и, если не совмещено с Мессой, занимает не более 10-15 минут, устраивается застолье. Польша издревле славится своим хлебосольством и широкими пирами. Здесь любят хорошо и много поесть, так что семейное празднование крестин, где бы оно ни проходило, в ресторане или дома, это всегда отличное угощение.
Воспитание
Традиции воспитания скорее зависят от характера членов семейства. Кто-то любит баловать детей, кто-то наоборот держит в строгости. Популярная сегодня в странах Западной Европы «вседозволенность», когда детей практически не ограничивают, мало что запрещают, и редко говорят слово «нет», в Польше встречается реже. Вероятно, польских детей чаще призывают к порядку, и они слышат больше замечаний, чем, скажем, их английские сверстники. Старшее поколение зачастую придерживается довольно консервативных взглядов, что также иногда отражается на воспитании детей. Многое зависит и от того, в какой именно части Польши растет ребенок, поскольку страна многие десятилетия была разделена и подвергалась огромному влиянию (в том числе и насильственному) других культур и языков. Жителям западных районов, например, больше свойственно немецкое стремление к порядку, иногда строгость. Дети, воспитывающиеся в сельской местности, ближе к старинным традициям, чем дети больших городов. Например, гурали – жители горных областей Польши, очень чтят свои обычаи, музыку, танцы. Для них это не просто музейные ценности, а живая культура, которую дети впитывают с молоком матери. На торжества и важные семейные события гурали по-прежнему предпочитают одевать национальные костюмы, чего уже почти не встретишь во многих районах Польши, особенно в городах.
гурали.jpg
Поляки известны своим патриотизмом, пожалуй, его можно назвать важной общей чертой воспитания. И хотя они любят иногда поругать своих (в особенности политиков) и различные аспекты жизни в стране, все-таки Польша, польская земля – здесь почти святые понятия. Свои земли, язык, культуру поляки очень любят, ценят и гордятся ими. Это отношение воспитывается и в детях.
Еще лет 30-40 назад польским женщинам из сельской местности приходилось с трудом отстаивать перед родней свое право на высшее образование и работу по специальности, вместо замужества с последующим появлением «кучи» детей. Люди старой закалки считали наиболее достойным для женщины занятием в жизни быть матерью семейства. Сегодня ситуация, конечно, иная. Мама и папа одинаково являются кормильцами семьи. И феминизм тут, как правило, не при чем, дело в жизненной необходимости. С другой стороны, домашняя работа и уход за детьми тоже все чаще делятся поровну между мужчиной и женщиной, и участие в воспитании ребенка они принимают одинаковое. Традиционные роли: отец – наставляет, мать – утешает и ухаживает, перемешались. Каждый скорее делает то, что у него лучше получается. Хотя где-нибудь в глубинке, такое разделение все еще можно встретить, в особенности, в строго религиозных семьях.
Польские дети.jpg
Нет, мальчику, конечно, не зазорно помочь маме по хозяйству, научиться мыть посуду или играть в готовку, а девочка вполне может с удовольствием торчать на футбольном стадионе и гораздо уютнее чувствовать себя в штанах, чем в юбке. И все же нельзя сказать, что в Польше традиционные представления о том, каким должен расти будущий мужчина и что пристало настоящей барышне, совершенно отжили свой век и более неактуальны. Никаких особых предпочтений мальчикам не делается. Но прямо или косвенно в воспитании сохраняется разделение на женские и мужские занятия, поведение, игрушки и т.д. Унисекс в Польше пока не слишком популярен.
В Польше, как это часто бывает и у нас, бабушка по материнской линии – обычно главная, и внуки от дочерей чаще воспринимаются, как более близкие. В основном это определяется позицией самой мамы и отношениями свекровь-невестка, которые далеко не всегда бывают безоблачными. То ли дело собственная мама, ее и попросить остаться с малышом проще, да и чувствуешь себя с ней свободнее. Несмотря на то, что многие бабушки и дедушки работают, им приходится также находить время сидеть с внуками. Все-таки большинство из них считают, что молодым родителям нужно помогать. Часто именно бабушки передают семейные традиции. Они же первыми ведут детей в Костел. Очень многие польские бабушки, особенно в провинции, крайне набожны и не представляют своего дня без молитвы и участия в Мессе. Кроме того, Костел для них – место встречи и общения. Так что даже если занятых современных родителей религия особенно не волнует, бабушки позаботятся о религиозном образовании внуков.
Бабушкам и дедушкам в Польше даже посвящены особые праздники – «День бабушки» и «День дедушки». Кроме того, они еще и хранители семейной истории. В свое время в Польше было немало знатных семейств. Так что сегодня многие поляки могут похвастаться происхождением из шляхетского рода. И хотя теперь это вполне обычные граждане, семейной историей, в особенности такой? в которой есть место слову «шляхтич», принято гордиться. «Родовод» («история рода») интересует не только старшее поколение, многие молодые люди с интересом изучают и отыскивают старые документы и переписку в архивах и семейных закромах, посещают бывшие усадьбы и именья. Существуют сайты, посвященные отдельным шляхетским семействам, которые создаются их потомками, чтобы делиться этой информацией и общаться.
Польские суеверия удивительно похожи на наши. Поляки также предпочитают постучать по дереву, обязательно некрашеному, чтобы не сглазить. Считается, что этот жест происходит от древней традиции стучать по гробовой доске, причем тогда, когда покойник находился в гробу, чтобы отпугнуть темные силы, угрожающие человеку. Пятницу 13-ое поляки считают несчастливым днем. Черные коты, перебежав дорогу, приносят неудачу. Также плохо проходить под лестницей. Некоторые связывают это суеверие с древним представлением о том, что дух, охраняющий человека, сидит у него на голове, и проходя под лестницей его можно «сбросить» с себя.
Возвращаться – плохая примета в Польше так же, как и в России, и также не принято приветствие или прощание через порог. Рассыпанная соль – к несчастью. Разбитое зеркало – 7 лет неудач. А вот трубочист, наоборот, приносит везение, вот только он теперь редкость. Красный цвет защищает от дурного глаза. И свадьбу лучше устраивать в месяце, название которого содержит букву R потому, что с этой буквы начинается польское слово «rodzina» – семья.
Польша свадьба.jpg
Семейные праздники – это квинтэссенция семейных традиций. И самый главный из них – конечно же, Рождество. Подготовка к нему начинается за несколько месяцев. Празднику предшествует период Адвента или Рождественского поста. Это время ожидания. Дети делают поделки – календари, в которых можно отмечать, сколько дней осталось до Рождества. В некоторых семьях устанавливают адвентовый венец с четырьмя свечками по количеству воскресений Рождественского поста. В Польше существует старинная традиция посещать в этот период Рораты – Мессы, которые служатся на восходе солнца. Часто дети делают специальные фонарики, внутри которых помещается свеча. Ее зажигают, когда идут на Рораты. Правда, сегодня многие приходы изменили время этого богослужения. Так что теперь Рораты, нередко проводят вечером, чтобы больше детей и молодежи смогли в них участвовать.
Польша ночь.jpg
Приготовление рождественского угощения – очень ответственное дело для каждой польской хозяйки. Существуют традиционные блюда, которые подаются на стол вечером 24-го декабря, когда наступает Вигилия или Канун Рождества. Пост продолжается вплоть до ночной Мессы (с 24-го на 25-ое), поэтому в Вигилию не принято есть мясо. Зато едят не менее вкусные и искусно приготовленные постные блюда: сельдь с изюмом, запеченную и жареную рыбу, пирожки с грибами, блюда из мака, меда и орехов, и разнообразную выпечку, прежде всего рождественские пряники. Рождество в польском доме сложно представить себе без двух традиционных кушаний – баршча (это очень наваристый и пряный бульон из свеклы, грибов и с добавлением разных специй), и бигоса, который готовится из капусты, тушеной с грибами, несколькими видами мясных продуктов, томатным соусом и еще массой ингредиентов. Бигос – это вкус детства, дома, и семейного праздника. Его обычно готовят за 2-3 дня до праздников. Считается, что бигос должен немного постоять, чтобы стать еще вкуснее. Прежде, чем сесть за стол, члены семьи ломаются облаткой – тонким пресным хлебом и обмениваются праздничными пожеланиями. Это очень душевный и теплый момент семейного объединения, примирения и радости.
Пасхальные яйца.jpg
В Польше любят пировать. Когда-то в старинных шляхетских усадьбах пасхальное застолье могло длиться несколько дней. Гости собирались со всей округи, а угостить гостя достойно, было делом чести для польского шляхтича. Так что на праздники опустошались все кладовые и закрома, и на свет извлекались самые лучшие припасы. Понедельник после Пасхи в Польше выходной. Его еще называют «ляным», от слова лить. Потому что в этот день молодежь обливает друг друга водой и устраивает всяческие забавы и шутки. Открывать дверь в «ляный» понедельник нужно с осторожностью, можно «принять душ» прямо на пороге.
Если в России последний четверг перед Великим Постом называют «чистым», то в Польше, его именуют «тлустым» или жирным. Этот день проходит под лозунгом – съешь, сколько сможешь. Дети любят день за коронное лакомство «жирного» четверга – пончики. Период после праздника Трех Королей (Богоявление – 6 января, тоже, официальный выходной) и до Пепельной Среды, которая в католической традиции начинает Великий Пост, называется «Карнавал» или «Запусты». В это время устраиваются балы, маскарады и всевозможные зимние забавы, в которых принимают участие и дети, и взрослые. «Запусты» – период, когда семьи, знакомые, друзья собираются вместе, для того, чтобы просто хорошо повеселиться.
В возрасте примерно 9 лет большинство польских ребятишек ожидает важное событие – Первое Причастие. Тут надо сказать, что это не означает, что все эти дети растут в религиозных семьях. Праздник Первого Причастия – это прежде всего семейная традиция. Сегодня в подавляющем большинстве польских школ ведутся официальные уроки Религии (религиозное обучение согласно канонам Римско-Католической Церкви). Их посещение не является обязательным, ученик может выбрать уроки Этики или же вообще не ходить ни на один из этих предметов. Однако обычно все же предпочитают посещать Религию, по крайней мере первые два класса школы, и именно для того, чтобы иметь возможность приступить затем к Первому Причастию. Праздник Первого Причастия проводится в конце учебного года, для детей это огромное событие. Приглашаются родственники и друзья семьи. Все дарят ребенку подарки. Дети одеваются в белые одежды (иногда в этот день девочки одеты в белое, как маленькие невесты, а мальчики в костюмы), головы ребят часто украшают цветы или венки, в руках свечи. После торжественной Мессы и принятия Причастия, а также множества фотографий, семьи отправляются праздновать.
Фото Legion-Media.ru
Раннее детство
Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая , никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.
Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.
Учеба
Педагогических систем в Польше много, и каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и . Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии: в колледж, лицей или профессиональной школе.
Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.
Что можно перенять . Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно .
Отношения со взрослыми
В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.
Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как , или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.
Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.
А потому что патриоты
То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.
Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от . Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.