Ребенок разговаривает сам с собой. Ребенок говорит сам с собой: нормально ли это
Редко какой малыш в возрасте 4-8 лет молча играет. Часто бывает наоборот - сопровождает словами. Не нужно думать на издержки психики. Этот феномен вполне объясним.
Почему дети разговаривают сами с собой
Ребенок разговаривает сам с собой - причины:
- ребёнку нравится слышать свою речь, как мамину или других взрослых;
- дитя предоставлено себе, но находится в возрасте, когда слова и предложения «льются рекой», а высказаться некому;
- в семье растёт один сын, дочь, или большой разрыв в летах между ними;
- выражение мыслей вслух у ребёнка происходит во время игры, где «собеседник» - игрушка или вымышленный герой;
- чадо воспитывается дома, вне дошкольного учреждения, или со сверстниками не находит общий язык;
- не сформирована внутренняя речь - приходит ближе к 9 годам.
Родителям следует наблюдать за чадами, чтобы понять, что и когда подталкивает к беседе наедине с собой.
Что делать, если ребенок разговаривает сам с собой?
Когда у ребёнка активизируется речь, стремится к общению. Идёт с вопросами к родителям, старшим членам семьи, но те заняты другими делами. В беспомощности, малыш не знает, как быть. Мамам и папам нужно на время отойти от компьютера, стирки, и уделить чаду внимание. Дитя выговорится, выскажется, займется настольной или подвижной игрой, где можно молча совершать действия.
Совместное хобби. Семьям, у которых между детьми большой возрастной разрыв, можно посоветовать организовать старших на совместное дело с младшим ребёнком. И самим не уклонятся от общения. Родительская любовь и внимание в детстве - пример семейных отношений.
Игра. Беседа с собой в игре - нормальное явление, свойственно в младшем возрасте. Дети озвучивают рычание зверей - мягких игрушек, ответы воображаемых оппонентов. Они увлекаются сюжетом, эмоции переполняют, поэтому проговаривают мысли вслух, поют.
Внимание ребенку. Родителям следует побольше времени проводить с детьми, выслушивать весёлую болтовню, ходить вместе в гости, парк. Со взрослением придёт умение думать молча: размышлять, делать выводы. И высказывать важное конкретному человеку: близким людям, друзьям.
Помогать сыновьям и дочерям находить точки соприкосновения с друзьями, конфликтных обходить стороной. Общение с однолетками - путь к социализации. Впереди школа. Не умея общаться, дитя столкнётся с проблемами в отношении ровесников и учителей.
Ребенок 7 - 10 лет разговаривает сам с собой
Когда дети 7 лет разговаривают сами с собой, вслух выражая планирование деятельности, усиливается мозговая деятельность.
Исследования психологов показали, малыши поэтапно озвучивают действия, которые намерены совершать. Таким образом себя контролируют, видят поступки со стороны.
Но, если малыш 8 лет разговаривает сам с собой по - прежнему, и даже более активно, необходимо обратиться к психологу за консультацией. На этом возрастном этапе ребята постепенно уходят во внутреннюю речь, изредка проговаривают отдельные фразы - в разгар игры или эмоций.
Если ребёнок 9 - 10 лет разговаривает сам с собой, как шестилетки, - сигнал посещения кабинета психоневролога или психолога. Необязательно ждать диагноз заболевания, но врач подскажет, как родителям вести себя по отношению сына или дочери. А психолог подберёт тесты для обследования и выяснения причин состояния школьника.
Вести беседу наедине с собой свойственно не только ребятам до 8-8.5 лет, но и творческим, которые в порыве изысканий, находок не могут себя проконтролировать. Они мысли выражают вслух на эмоциональном подъёме. Это не считается отклонением. Но бдительность необходима. Здоровье детей в руках родителей.
Краткое содержание: Ребенок учится говорить. Эгоцентрическая речь. Почему дети разговаривают сами с собой? Упражнения и игры для развития речи у детей.
Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"
Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.
Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?
Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."
Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?
Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью . Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.
Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."
Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью .
Личная речь
Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.
1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.
На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".
На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".
Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления . На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.
Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю . Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.
Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.
Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.
Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!
|
Здравствуйте, Асель!
Мне очень радостно от того, что Вы так преданно заботитесь о своём братишке. Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, емсли ребёнок любит фантазировать, сочинчять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы. Вы ничего не пишете про Вашу семейную ситуацию (кроме того, что у Вас были такие же симптомы), поэтому рискну преположить, что детско-родительские отношения в Вашей семьи далеки от идеальных. Родителей Вы, конечно, уже не переделаете и не переучите, а вот сами вполне можете ему помочь. Поскольку Вы уже взрослая, то можете частично заменить брату родительские фигуры и с этой позиции общаться с ним эффективно, так, чтобы он был удовлетворен и не стремился компенсировать это своим внутренним диалогом. О том, как грамотно это делать, Вы сможете узнать на очных консультациях у специалиста. Всего наилучшего, Елена.
Хороший ответ 2 Плохой ответ 0
Здравствуйте, Асель!
Очень трогательно, что Вы волнуетесь за брата, хотя и о себе забывать не следует. Что Вы про замкнутость упомянули?
Насколько мне известно, дети создают себе воображаемого друга, с которым разговаривают, для того, чтобы чувствовать больше поддержки, заботы, внимания. В силу занятости взрослых, этот способ - хорошая забота о себе. Внутренний друг понимает с полу слова, он всегда готов играть, отвечать на вопросы, и он всегда рядом.
Для более детального исследования этого вопроса рекомендую обратиться к детскому психологу , для возможной коррекции, если таковая потребуется.
Всего доброго Вам.
И ещё, возможно Вы не замкнуты, а интровертированны (направленны внутрь себя, а не на окружающих), что говорит о глубоком внутреннем мире, о творческом потенциале и развитом воображении.
Хороший ответ 1 Плохой ответ 0С любым из нас случались ситуации, когда о чем-то задумавшись, мы начинали разговаривать вслух сами с собой. А на вопрос удивленных друзей: «С кем это ты беседуешь?» Отшучивались всем известной фразой: «Приятно порой поговорить с умным человеком!». Так уж устроены люди, что им свойственно вести внутренние диалоги. И этот процесс вполне нормален. Во время внутреннего осмысления какой-либо проблемы, человек обрабатывает имеющуюся информацию, анализирует и принимает то или иное решение. Иногда небольшие кусочки из внутреннего диалога «вырываются» наружу. И их невольно могут услышать посторонние люди. Но в этом нет ничего не нормального. Напротив, некоторые ученые убеждены, что люди, ведущие такие диалоги, более успешны в своей работе. Конечно же, взрослые умеют контролировать свои мысли и их внутренняя речь редко прорывается наружу. С детьми дело обстоит немного по-другому.
Почему дети разговаривают сами с собой: причины
Заметив, что их ребенок довольно часто ведет разговоры с самим собой, родители задаются вопросом – а нормально ли это? Бесспорно, разговор маленького ребенка с самим собой выглядит несколько странно, но это вполне естественный процесс. Данное поведение свойственно практически всем детям в возрасте от 4 и до 8 лет. Психологи такой разговор называют «личной речью». Личная речь развивает мышление и самодисциплину у ребенка.
Личная речь у детей: 3 стадии развития
Принято различать 3 стадии развития личной речи:
- На первой стадии ребенок комментирует завершенный процесс своих действий. Например: «я построил домик» или «я нарисовал паровозик».
- На второй стадии малыш уже размышляет о дальнейших действиях. Например: «я построил домик, а сейчас рядом поставлю гараж».
- На третьем этапе малыш начинает составлять план своих действий. Например: «сейчас возьму лист бумаги, карандаши, нарисую красивые цветы и подарю их маме» — личная речь ребенка предшествует его действиям.
Итак, если ребенок высказывает свои мысли вслух, родителям не стоит проявлять беспокойства, так как это говорит о его нормальном развитии. Как правило, после 8 лет личная речь постепенно переходит во внутреннюю и родители уже вряд ли смогут «подслушать», что замышляет их сорванец.
Дети могут разговаривать сами с собой по следующим причинам:
- Им нравится слышать собственный голос , свою речь. Ведь так общаются взрослые, а дети обожают копировать их поведение.
- Малышу не хватает вашего внимания , а ему так хочется с кем-то поболтать. Вот и приходится говорить с «умным человеком».
- Ребенок ведет беседу с вымышленным героем во время игры.
- Ребенок растет в семье один, у него нет братьев или сестер , а со сверстниками он не находит общий язык.
- У малыша еще полностью не сформировалась внутренняя речь . Как правило, на четвертом году жизни у детей появляется «шепотная речь» и только около пяти-восьми лет они начинают говорить «про себя». Внутренняя речь – это когда ваш малыш начинает думать словами беззвучно.
Ребенок 5-14 лет разговаривает сам с собой: нормы и отклонения
Ребенку 5-7 лет
Если ребенок в этом возрасте разговаривает сам с собой, в этом нет ничего противоестественного. Скорее всего, у него богатое воображение и он творческая натура. Как мы уже писали, у детей должна развиться внутренняя речь. У одних она развивается до пяти лет, у других немного позже.
Возможно, ребенок, разговаривая сам с собой, компенсирует недостаток общения с окружающими его людьми . В этом случае родители должны больше общаться с ребенком, рассказывать ему, как прошел их день, интересоваться, чем занимался он. Задавая вопросы, взрослые смогут научить ребенка вести диалог.
Довольно часто дети в этом возрасте не могут наладить контакт со значимыми для них людьми, возможно, . Родители его не слушают, они заняты своими делами и им не до историй маленького фантазера. Поняв это, ребенок реального взрослого заменяет вымышленным и активно контактирует с ним. Вымышленный собеседник не перебивает малыша и не игнорирует его рассказы. В некоторых случаях, чтобы откорректировать данную ситуацию, родителям не помешает обратиться за помощью к детскому психологу. Хотя, как правило, чуть больше внимания, и проблема разрешится сама собой.
Другое дело, если ребенок постоянно слышит голоса, которые не только разговаривают с ним, но и пытаются руководить его действиями и поступками. В этом случае, родители должны срочно обратиться за помощью к психиатру.
Ребенку 7-9 лет
К 7-9 годам «личная речь» отходит на второй план и передает власть «внутренней». Ребенок учится внутреннему самоконтролю и начинает пытаться заниматься самоанализом. Психологи отмечают, что в многодетных семьях дети значительно реже разговаривают сами с собой. У них и так всегда найдется внимательный слушатель и собеседник. Детей в семье много и поболтать есть с кем.
Если ребенок 7-9 лет беспокойно спит, разговаривает во сне, плачет, днем постоянно беседует сам с собой, родители должны обратиться за помощью к школьному психологу.
Ребенку 10-15 лет
Мысли вслух в этом возрасте довольно распространенное явление. Так называемый, «подростковый возраст» оказывает свое влияние. Это, действительно, очень сложный период в жизни ребенка. У подростка масса проблем, над которыми позже он возможно и сам будет смеяться. Но это будет потом. А пока: неразделенная первая любовь, сложные взаимоотношения со сверстниками или учителями, недопонимание родителей, поиск себя и своего места в этом мире, первые разочарования и т.д. Чаще всего, разговоры вслух с самим собой ведут дети с узким кругом общения, замкнутые и не коммуникабельные. Выход здесь один – попытаться стать другом своему ребенку. Вместе с ним размышлять, спорить, обсуждать любые ситуации. Можно уговорить ребенка записаться в спортивную секцию или театральный кружок, в художественную студию или бассейн. Главное, чтобы он смог найти близких себе по духу людей.
Мы рассмотрели лишь примеры, которые входят в пределы нормы. Однако если разговоры вслух сопровождаются галлюцинациями, истериками, психозами, желанием спрятаться от всех – ребенка срочно необходимо показать специалисту. В данном случае – психотерапевту.
Ребенок разговаривает с воображаемым другом: что это значит и когда нужна помощь специалиста?
Как правило, воображаемые друзья появляются у эмоциональных детей с бурной фантазией. Как правило, психологи связывают появление такого персонажа с нехваткой реальных друзей . Ребенку явно не хватает общения со сверстниками, родителями.
- В качестве воображаемого друга может выступать игрушка (мишка, кукла и т.д.) или выдуманное существо. С таким другом он разговаривает, играет, спорит и даже наказывает его.
- Грубое отношение к вымышленному существу должно насторожить родителей, ведь ребенок копирует поведение взрослых. А это значит, что в семье не все в порядке.
- Иногда наоборот, малыш ищет в воображаемом друге защиту и просит у него помощи. В этой ситуации родители должны срочно принять меры и выяснить, что или кто пугает ребенка и немедленно устранить причину тревоги.
- Если ребенок не хочет делиться своими страхами с родителями, его нужно отвести на консультацию к специалисту.
Как правило, вымышленные друзья покидают «свой пост», когда ребенку исполняется 6-8 лет. Расстаться с подобным героем можно и раньше, подарив ребенку настоящего живого друга – кошечку, собачку, хомячка и т.п. Рождение в семье второго ребенка также позволяет полностью закрыть тему одиночества, сменив его на чувство ответственности.
Когда может потребоваться помощь в борьбе с вымышленными друзьями?
- Если при общении с вымышленным существом, ребенок ведет себя агрессивно , придумывает страшные истории с элементами насилия.
- Если ваш ребенок настолько запутался, что уже не осознает где вымысел, а где реальность.
- Если у него пропадает аппетит, он беспокойно спит, кричит или разговаривает во сне.
- Если ребенок полностью отдалился от родителей, перестал с ними общаться и задавать им вопросы.
- Если после ссоры с вымышленным персонажем он плачет и сильно переживает .
При любом из вышеперечисленных проявлений родители должны насторожиться и срочно обратиться за помощь к психотерапевту или психологу.
Что делать родителям, если ребенок разговаривает сам с собой: советы психологов
- Ни в коем случае не запрещать ребенку — проговаривать вслух свои мысли. Ведь это его способ выражения чувств, способ осмысления окружающего мира. Чем сообразительней малыш, тем содержательней его разговор с собой. Большинству одаренных детей в начальной школе трудно проявлять терпение, им хочется ответить на вопрос учителя, прокомментировать свои действия. Это нормальное поведение и родителям не стоит беспокоиться по этому поводу.
- Если малыш в возрасте до 10 лет разговаривает с куклами, игрушками – это говорит об его эмоциональности. Разговаривая во время игры, он развивает свои ораторские способности. А вот если ваш ребенок постоянно ведет бурные диалоги с самим собой, злится, нервничает, впадает в ярость, плохо спит ночами – его обязательно нужно отвести на беседу к психологу.
- Если ваш ребенок подросток, у него нет друзей, он постоянно замкнут – родителям стоит бить тревогу. Ребенок постоянно закрывается в своей комнате, и вы слышите, что он разговаривает сам с собой? Постарайтесь разобраться в ситуации и стать ребенку другом, которому он может доверить свои секреты. Никаких насмешек и нравоучений со стороны родителей быть не должно!
- Если у вас не получается найти контакт со своим ребенком и он явно испытывает дефицит общения со сверстниками, рекомендуем посетить очную консультацию психотерапевта, дабы исключить возможность патологии.
Психолог Е. С. Шендерова : В том, что ребёнок разговаривает сам с собой нет ничего противоестественного — это игра его воображения, самовыражение и это нормально (конечно есть различные вариации на эту тему — совершенно другое дело если например ребёнок слышит голоса и разговаривает с ними) — у детей развивается внутренняя речь (которая есть у всех взрослых) только дети могут выражать это вслух
Психолог Е.Б. Галочкина : Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, если ребёнок любит фантазировать, сочинять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы.
А Вы замечали, что детки часто разговаривают сами с собой? Нормально ли это или нужно что-то менять? На самом деле не нужно беспокоиться, когда ребенок говорит сам с собой. Когда малыш чем-то увлечен, то непроизвольно он начинает говорить вслух. Такое явление наблюдается практически у всех детей в возрасте от 4 до 8 лет.
Разговор, обращенный к себе, называется личной речью. Все люди разговаривают сами с собой, у каждого человека есть речь для себя. Но дети используют эту речь вслух, когда играют самостоятельно, например, на детской площадке, дома или в группе детского сада. Они могут пропевать слова, проговаривать действия, которые выполняют в данный момент времени.
Когда ребенок говорит сам с собой, он развивает свое мышление, а также учится регулировать свое поведение.
Существует 3 стадии развития речи:
- Ребенок говорит сам с собой после завершения игры: “Я построил домик из кубиков”
- Ребенок комментирует действия: “Большую железную дорогу построил, теперь паровозики запущу”
- Личная речь предшествует действию: “Сейчас нарисую полянку с цветами для зайчика”
На третьем этапе развития ребенок уже способен планировать свои действия. Речь для ребенка – это возможность лучше понять окружающий мир, она развивает мышление и самоконтроль.
Если с куклами и животными, как с живыми существами это говорит о том, что эмоциональная сфера ребенка хорошо развивается. Кроме того, когда ребенок проговаривает слова и предложения вслух, он развивает свои ораторские способности. Он слышит, как звучат слова, он может влиять на интенсивность звука и говорить громко или тихо, он может менять интонации во время произношения, а все это обязательно пригодится ему во взрослой жизни.