Cценарий праздника Иван Купала (для участия всех возрастных групп ДОУ). Летнее развлечение «Иван Купала» в старшей группе Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе
Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»
Дети разделены на подгруппы: «дельфины», «рыбки», «лягушата». На спортивной площадке для каждой группы по краю поляны расположены бассейны с теплой водой. В одном из бассейнов сидит «русалка», накрытая сетью. В центре площадки - бассейн для взрослых (героев).
Звучит музыка, вбегает Маргаритка, а Незнайка бежит к одному из бассейнов «ловить» рыбу.
Маргаритка.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Маргариткою зовут меня!
Ребята, сегодня у нас необыкновенный день. Я приехала к вам из Цветочного города, чтобы отпраздновать веселый праздник Ивана Купалы!
Незнайка ловит удочкой башмак, корягу, а затем - «русалку».
Незнайка . Ура! Ура! Поймал!
Маргаритка . Что за шум? Что за гам? Кто идет на праздник к нам?
Незнайка . Здорово, ребята! Вот сегодня повезло мне! Посмотрите, какую я рыбу поймал! В Огурцовой реке такую не выловишь!
Незнайка снимает сеть с «русалки», Маргаритка ему помогает. Как только сеть снята, «русалка» прыгает в бассейн и танцует в нем, а вокруг бассейна танцуют «рыбки».
Маргаритка . Незнайка, так это же русалка! В день Ивана Купалы в воде появляется всякая нечисть. Мне бабушка говорила, что в купальскую ночь чудеса творятся, расцветает цветок папоротника. Волшебный он, говорят, кто его найдет, тот счастливым да богатым станет. В этот день прыгали через костры, устраивали шумные игры, гадали, бегали наперегонки и обязательно играли в горелки.
Незнайка. Подождите, а что же мы будем делать с русалкой?
Маргаритка . Пусть она будет гостьей на нашем празднике.
Незнайка . Пора и праздник начинать да в «Горелки» поиграть. Становитесь парами друг за другом, русалочка - водящая.
Игра «Горелки».
Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий(ая) ходит перед ними и выкрикивает (или хором):
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги-дон, диги-дон!
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий(ая) пытается их догнать.
Незнайка . Ребята! Скажите, а кто такой Царь Морской? Русалка зовет его на помощь!
Маргаритка . Так это же её отец. Но, конечно же, какой праздник Ивана Купалы без Царя Морского?! Давайте дружно позовем его!
Дети зовут Царя Морского.
Звучит музыка, выходит Царь Морской к своему трону.
Царь Морской. Грозный я морей властитель, рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском. Весь усыпан янтарем. С праздником вас, ребята! Ну-ка потешьте мою морскую душу, покажите, как живете вы на суше.
Хоровод «В день Ивана Купалы».
Царь Морской . Что-то ты, дочь моя старшая, задумалась? Может, пожелать чего хочешь?
Русалка (старшая дочь). Да, батюшка, есть у меня желание заветное. Не хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий, а хочу я белый жемчуг со дна морского.
Царь Морской . Не печалься, дочь моя старшая, есть у тебя друзья-дельфинята и лягушата. Они тебе и помогут.
Маргаритка . Дельфинята, лягушата, выходите, со дна морского воду отчерпните да жемчуг отыщите!
Дети строятся на эстафету в затылок друг за другом по командам.
Эстафета-1 (участвуют «лягушата»).
Дети — «лягушата» — должны как можно скорее добраться с пустым стаканом до бассейна, отчерпнуть воды в стакан, встречая на пути препятствия (4 обруча, вертикально стоящие, которые держат помощники — «рыбки»). Необходимо вылить воду из стакана в ведро и передать эстафету следующему. Кто быстрее и больше наберет воды из бассейна.
Незнайка. Спасибо большое, лягушата! А теперь настало время дельфинятам достать жемчуг. Смотрите, сколько их много!
Маргаритка в бассейн бросает «жемчуг» - белые шары.
Эстафета-2 (участвуют «дельфины»).
Дети - «дельфины», прыгая из обруча в обруч, добегают до бассейна, берут один «жемчуг» (шарик), возвращаются обратно и кладут «жемчуг» в корзину и т. д.
Русалка (средняя дочь). У меня, батюшка, тоже есть желание. Что-то грустно стало мне без моих друзей и подруг. Хочу, чтобы они на праздник к нам пришли.
Звучит музыка (из мультфильма «Летучий корабль»), появляется Водяной.
Водяной.
Я водяной, я водяной.
Поговорил бы кто со мной!
А то мои подружки -
Пиявки да лягушки!
Фу! Какая гадость!
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!
Ох, устал я что-то спать,
Захотелось поиграть.
Игра «Водяной».
В конце игры, когда все вновь сделают круг, одна из «русалочек» начинает громко плакать.
Царь Морской . Дочь моя младшая, о чем ты плачешь?
Русалка (младшая дочь). Я тоже хочу рассказать о своем желании детям. Я загадку загадаю, а если ребята ее отгадают, то отгадка оживет:
Пестрая крякушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку спотыкалочкой. (Утка.)
Царь Морской. Молодцы! Я и для вас сотворю чудо (разводит руками).
Маргаритка . В день Ивана Купалы был такой обычай - купаться, чтобы смыть свои болезни и горести, которые накопились за год.
Царь Морской. Река - болото, рыбы - лягушки, были ребята, а стали утята (на последнее слово герои - «утята» - обливают детей водой и приглашают купаться в бассейнах).
Звучит музыка «Утята».
Царь Морской.
Я - мудрый царь, мне очень много лет.
Окончен праздник, не грустите, дети.
Водяной.
В царство нам идти пора,
До свидания, детвора!
Все герои, кроме Незнайки и Маргаритки, уходят.
Незнайка с Маргариткой продолжают играть с детьми в игры на морскую тематику.
Сценарий праздника Иван Купала
для всех возрастных групп
Место проведения: спортивная площадка.
Оформление: березки, воздушные шары, искусственный папоротник.
Оборудование: 2 мешка, 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, яблоки, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.
Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла», «Купола Ивана Купалы», «Яблочко», «Я за то люблю Ивана», «Частушки Бабок Ёжек», «Сюрприз».
Действующие лица : Девица Красная, Иван Купала, Баба Яга,
Звучит русская народная песня, выходит ведущая
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
Здравствуйте детушки, здравствуйте малые!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала,
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой-
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного-
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
И матушки Земли!
Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала. В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник, Иван цветной. Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
А сейчас мы проведём разминку. Начнём с загадок:
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)
Золотое яблочко по небу катается,
С утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)
Поднялись в небо ворота,
Всему миру красота. (РАДУГА)
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки.
А ещё была забава –
Полежать в высоких травах,
Только нужно на заре,
Чтоб трава была в росе.
В озере, в реке купались, все играли, все смеялись….
Наш праздник будет посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ).
Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.
Конкурс «Самая длинная коса».
Участницы награждаются аплодисментами.
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.
Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла».
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
Ну, вот и всё готово, а самого хозяина праздника нет. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню, давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник.
Звучит русская народная песня «Купала, Ивана Купала». Затем появляется Иван Купала. В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
Здравствуй Купала наш летний и весёлый!
ИВАН КУПАЛА:
Здравствуй, девица красная, здравствуйте, детишки малые!
А вот и я - сам Иван Купала. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.
Окропляет с помощью ветки вербы:
Чтоб здоровы вы были и много лет жили!
ИВАН КУПАЛА:
А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!
Игра «Достань яблоко из воды»
2 команды желающих игроков.
В таз с водой бросают яблоки и игроки, держа руки за спиной пытаются зубами поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает.
Игра «Водоносы»
2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду), 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые).
Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.
ИВАН КУПАЛА:
Молодцы, как дружно поиграли!
Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.
Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.
ИВАН КУПАЛА:
А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!
БАБА ЯГА:
Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу. Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!
Замахивается метлой.
ИВАН КУПАЛА:
Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.
Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.
БАБА ЯГА:
Чур, чур, чур! (трясётся). Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!
ДЕВИЦА КРАСНАЯ:
Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?
БАБА ЯГА:
Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе». Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.
Игра «Полёт в ступе»
2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.
У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.
БАБА ЯГА:
А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.
Игра «Прыжки в мешках»
2 команды, 2 мешка.
Задача каждой команды, как можно быстрее проскакать в мешках до стула, снять мешок и бегом вернуться обратно. Побеждает та команда, которая быстрее вернётся на старт.
ИВАН КУПАЛА:
Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?
Прыгают через костёр
БАБА ЯГА:
Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.
Баба Яга ведёт детей к папоротник у, находят клад, раздают конфеты.
ИВАН КУПАЛА и БАБА ЯГА:
Ну, вот мы и позабавились в этот праздник. С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.
Звучит песня «Купала, Ивана Купала». Все участники праздника танцуют и подпевают.
Ольга Веснина
Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста .
Описание работы : Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов . Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель : Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей , приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи :
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие :
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные :
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала .
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой» , «улиткой» .
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа :
Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала ;
Просмотр мульфильма «Цветок папоротника» (1979) ;
-разучивание хороводных движений , стихотворений, народных игр «Заря» , «Водяной» , «Ручеек» ;
Изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей) .
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке) : Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала , который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания ) . В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник . По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала .
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси .
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности .
Праздник летний наш , почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.
2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час .
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед.: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана , на Купала »
ХОРОВОД «На Ивана Купала » («Волшебники двора» )
Вед.: Праздник Ивана Купала очень веселый . В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)
Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки : Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете , то цветок счастья вы найдете !
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т. д. Наконец появляется Кикимора. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой .
Кикимора : Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора : Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей , Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)
Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.
1. В гости к Водяному
Кикимора : Ура! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед.: Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной» .
Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова : Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей , вместе с ними поет песни и т. д.)
Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!
2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей , что бы это могло быть (ответы детей , Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить, ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.
Эстафета «Прыжки через костер»
Вед.: Молодцы. Приступаем к следующему заданию.
3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора : По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед.: Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.
Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)
Вед.: Итак, приступаем к следующему заданию.
4. Отгадать загадки
Вед.: Какие загадки?
Кикимора : А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха! Надо их отгадать, а то - как напугаю!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора : Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте :
1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья )
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик ,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)
4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен :
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.
5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора : Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора : Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.
Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют : Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.
К концу игры (4-5 раз, Кикимора кричит.
Кикимора : Ой-ой-ой-ой! (кружится и убегает) Боюсь, боюсь, боюсь! Водяной! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?
(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка) .
Вед.: Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.
(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая : Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!
(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).
Ведущая : А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.
(Раздает конфеты, звучит русская народная музыка) .
Вед.: Ребята наш праздник , по-моему, удался! С хорошим настроением возвращаемся в свои группы, а кто хочет - может еще потанцевать под веселую русскую народную музыку!
Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Иван Купала!» в детском саду
Акулинина Надежда Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск.
Описание материала: данный конспект может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям.
Цель.
Повышение эмоционально-положительного тонуса.
Задачи:
- Совершенствовать навык слушать музыку и выполнять танцевальные движения танца;
- Развивать игровые навыки;
- Закреплять знания о пользе воды;
- Развивать умение внимательно слушать воспитателя
Ход развлечения
Ведущая – Дорогие ребята, скоро у нас праздник – Иван Купала. Это самый длинный день и самая короткая ночь в году, в этот день солнышко росою умывается и даёт особые силы воде. А сегодня в гости к нам придёт сам царь морской – Нептун!Под песню «Я Водяной…» - входит Водяной.
Водяной: Здравствуйте, ребята,
Я – Водяной!
Гордый я болот властитель
Лягушек и пиявок – повелитель!
К вам вот на праздник пришёл!
Ведущая
– А мы тебя не приглашали, мы в гости царя морского Нептуна ждём.
Водяной
– А я чем плох? Я вместо Нептуна буду.
Ведущая
– Но ты же в болотах живёшь, скучно у тебя, и вода не очень-то и чистая, а нам с ребятами в чистой воде искупаться хочется.
Водяной
– А мы в болотах тоже весело живём, и вовсе не скучаем. А ну мои лягушата озорные покажите нам какие вы умелые, весёлые и забавные.
«Про лягушек» -танец.
Водяной – Какая прелесть мои лягушата… А как поют, лучше любого соловья!
Ведущая – Водяной, ступай-ка ты в своё болото, к нам сейчас с минуту на минуту сам царь Нептун придёт!
Водяной – А вот и не придет, я все пути и дороги запутал и заколдовал от скуки.
Ведущая – Как же так? Что же нам теперь делать? Ребята так ждут праздника, им так искупаться сильно в чистенькой водичке хочется.
Водяной
– Да можно и расколдовать дороги-то. Колдовство исчезнет, если вы меня развеселите, и скука сама собой развеется.
Ведущая
– Хорошо, Водяной, веселись вместе с нами, и пусть чары скуки развеются от нашего веселья. Так, скучать запрещается, веселиться разрешается. Есть на свете чудо остров – Чунга-Чанга, там кокосы, там бананы, и веселье целый день! Танцуют все!
«Чунга –Чанга» - общий танец.
Ведущая – Ну как, Водяной, понравился тебе наш танец? Вот скажи, тебе дождик летний, тёплый нравиться?
Водяной – Конечно, очень нравиться! Сырость я вообще люблю…
Ведущая – А танцы под дождём нравятся?
Водяной – Ой ни разу не пробовал танцевать под дождём.
Ведущая – А ты попробуй! Смотрите тучка!...
Танец под песню «Виноватая тучка».
Водяной – Молодцы, порадовали душу старому Водяному. Но чтобы дороги в лесу расколдовать, нужно знать повадки всех зверей. Поиграем в игру, я буду показывать движения зверей, а вы повторяйте и чем веселей и лучше, тем быстрее дороги расколдуются.
«Зверобика» - музыкальная игра.
Водяной
– Молодцы, расколдовали лесные дороги, и меня повеселили. Скоро Царь Нептун придёт к вам в гости, а мне пора с вами прощаться, пойду к себе в болото. До свидания, веселья вам и радости!
Водяной уходит.
Музыкальные «Фанфары» - входит Нептун.
Нептун:
Гордый я морей властитель!
Рыб, дельфинов повелитель!
Мой дворец на дне морском
Весь он устлан янтарём.
Кто придёт в мои владенья,
В быстрых водах окунётся,
То, по моему веленью,
Он здоровья наберётся
И будет счастлив целый год!
Нептун – Эй, рыбка! Золотая рыбка выходи да танец чудесный покажи!
Песня «Золотая рыбка» - общий танец
Нептун – Как хорошо вы танцуете, но и я неплох. Для вас специально в этот день приготовил я игру морскую, посмотрим кто лучше всех из вас морскую фигуру покажет. Итак, играем с вами в игру –
Музыкальная игра «Море волнуется!»
Нептун – Порадовали вы меня, какие красивые фигуры мне вы показали. А теперь по морскому обычаю пойдём купаться и здоровья набираться, чтоб хватило на весь год – здоров будет наш маленький народ!
Эстафета №1: «Умывальников начальник»:
Реквизит:
Тазик без воды, тазик (ведро) с чистой водой, разовые салфетки по количеству детей, чистая кружка.
Описание игры:
Дети строятся на линии старта, по команде 1-й участник бежит до тазика пустого, воспитатель из кружки льёт ребёнку на руки воду, ребёнок умывает лицо;
Бежит до следующего тазика с чистыми салфетками, вытирает лицо и руки, кладёт салфетку в тазик для использованных салфеток;
Бежит обратно по прямой, передаёт эстафету следующему участнику.
Побеждает та команда, которая вперёд выполнит задание.
Эстафета с водой №2 «Водовозы»
Реквизит:
На команду – одно ведро с водой (10литров), одно маленькое ведёрко, одно большое ведро (10 литров) без воды.
Описание игры:
Участники эстафеты стоят в колонне на линии старта, по команде 1-й участник черпает маленьким ведёрком воду и переносит её в большое пустое ведро, бежит обратно передаёт ведёрко следующему участнику. Побеждает команда которая быстро выполнит задание и больше всех перенесёт воды.
Затем дети с воспитателями этой водой пойдут и польют недавно высаженные деревья.
Нептун хвалит детей за то что праздник прошёл с пользой (полили деревья), ещё раз поздравляет с праздником и прощается.
Цели:
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Развивать интонационную выразительность речи.
Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Приобщить к обрядовой культуре.
Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
История празднования Ивана Купала
Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.
Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!
В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.
Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.
Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.
Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.
В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.
Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.
В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.
Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».
Театрализованное игровое представление
Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.
1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!
В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,
Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.
Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!
2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!
1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!
2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!
Хоровод 1
1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.
Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)
Купала: Эй, девчата! Всем привет!
Вы узнали меня? Нет?
Я Купала – озорник,
И скучать я не привык!
Солнце весело сияет,
Нас лучами согревает!
Ведь настал Иван Купала,
Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)
Купала садится на пенек и грустит.
2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?
1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!
Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.
2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?
Иван Купала: Да!
2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?
Воспитанницы: Да!
1 ведущий .:
В гости к нечисти пойдем,
И листки все соберем.
И отыщем Лета клад!
Кто со мною из девчат?
Воспитанницы: Мы! Я! Все!
Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)
Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!
Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?
Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Воспитанницы: Баба Яга!
Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?
Иван Купала: Отдавай листок от карты!
Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.
1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).
Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.
Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?
Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.
Игра «Бабкина метелка»
под музыку
Баба Яга: Ох и молодцы!
Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.
Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.
«Коршун и наседка» (2-3 раза)
Ведущий 1,2:
Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!
Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)
Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!
Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.
Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.
Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.
Иван: У кого?
Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.
Ведущий 1,2: Р азрешим.
Баба Яга:
В дремучем лесу, на болоте
Её непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Сестренка моя и подружка.
Стройная фигурка,
Зовут её Снегурка. Хи-хи.
Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.
Иван: Ну, вперед, девчата!
«Кикимора»
Эй, Кикимора, красавица болотная!
Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?
Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!
Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!
«Веревочка»: у кого длиннее под музыку
«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку
Кикимора:
Эх меня развеселили,
И немного утомили!
Вот держите вы листок.
Только знай же, мой дружок,
Есть ещё один листок.
Иван Купала: Подскажи Кикимора.
Кикимора: Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка…
Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.
Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.
Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Звучит песня водяного «Я водяной»
ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?
Водяной:
Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,
Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,
А лягушки взяли – лапками все замарали.
Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.
(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .
Водяной: Ну, спасибо, угодили!
Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?
Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!
Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!
Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.
«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.
«Раз, два, три лови!»
Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.
Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.
Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!
Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?
Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?
Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.
Водяной: Но я вам ничего не говорил.
Иван Купала: Спасибо.
Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)
Леший:
Кто пришел сюда без спроса?
Быстро пошли вон!
Налетели, словно осы
Ото всех сторон!
Это кто здесь гуляет,
Мои грибочки собирает?
Купала: Это я, Иван Купала.
Леший
Гриб тебе соленый!
Я тебя схвачу,
Домой не пущу,
Под землю утащу!
Леший хватает Ивашку.
Ведущий 2:
Леший, Леший, не серчай,
Как гостей ты нас встречай!
Леший:
Я вам сразу говорю,
Что гостей я не люблю!
Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!
Ведущий 2: Хватит охать, причитать.
Угощают вареньем .
Леший:
Ой, спасибо, угодили,
Исцелили, излечили!
Теперь в полном я порядке,
Слушай Лешего загадки!
(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
И еще одну загадку я вспомнил.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится -
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
Леший:
Ладно, честно заслужили,
Вот – листок держите,
Лес родной, природу нашу
Только берегите!
Иван Купала: Обещаем лес беречь,
До свидания! До новых встреч!
«Песня разбойника»
Разбойники:
Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!
Иван Купала:
Мы пришли за листками,
Отдавайте лучше сами!
Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!
Разбойник 2: С нами будете играть? (да)
Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!
(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)
Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!
(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)
Игра «Перегонки»
Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!
Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!
Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?
Разбойники: Конечно хотим, спасибо.
Иван: Где ж последний лепесток?
Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.
Иван: Где?
Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.
Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»
Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.
Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.
Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?
Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......
1. Счастье, здоровье, удача
2. Повстречаться с добрыми людьми.
3. Везение в учебе
4. Победы в соревнованиях
5. Тяжелые посылки
6. Письма и переговоры.
7. Удача во всех начинаниях
Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?
Русалочка : Есть!
Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.
Русалочка : А зачем?
Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.
Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.
Иван Купала: Мы согласны.
«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,
«Коса». под музыку
Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.
Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»
Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.
Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.
Д.А.:
Посмотрите! Что же это?
Клад, что подарило Лето!
Верило я в ваш успех!
Вы, девчата, лучше всех!
И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
Хоровод 2
Ведущий 1: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Ведущий 2 : Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.
Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!