Что должен делать ребенок в 6. Развитие ребенка в шестой месяц жизни
Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.
Физиологическое развитие малыша на 6 месяце
Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.
- Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
- В ножках и ручках пропадает гипертонус.
- Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
- Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
- Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
- Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
- Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
- Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
- Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
- Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
- Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
- Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.
Психическое и эмоциональное развитие
- Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
- Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
- Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
- Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
- Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
- Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.
- Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
- Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
- Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
- Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
- Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
- Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.
Что должно насторожить
- У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
- Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
- Не может переложить предмет из одной руки в другую.
- Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
- Не просит взять его на ручки.
- Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.
Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.
Начало прикорма
Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.
Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.
Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.
Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.
Приготовление овощного пюре
- Обдать овощи кипятком.
- Сварить (в воде или на пару).
- Взбить при помощи блендера или протереть через сито.
При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.
Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).
Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.
Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.
Отучаем от соски
Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.
Режим сна малыша в 6 месяцев
Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.
Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:
- После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
- Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
- На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.
В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.
Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:
- В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
- Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
- Катание теннисного шарика ладошками.
- Массаж пальчиков.
- Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
- Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».
Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.
В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.
Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.
Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.
Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)
Не просто крохотный комочек, а уже вполне взрослый человечек, который много чего умеет, но столько непознанного у него еще впереди! Ему предстоит отточить приобретенные навыки и научиться новым. В полгода малыш вступает в так называемую эпоху ползуна и грызуна, и задача заботливых родителей - помочь ему в развитии, дать возможность реализовать потенциал, а для этого придется постараться и уделить крохе много времени. Итак, как развивать ребенка в 6 месяцев? Читайте далее, эта статья посвящена именно данному вопросу.
Какой ребенок в 6 месяцев ?
Полгода - это своего рода юбилей, к которому кроха «приходит» с весом 6500-7200 г и ростом 63-67 см (средние показатели). В умеет ползать, лепетать, повторять ранее услышанные звуки, брать в руки игрушки и предметы. Причем последние ему очень нравится бросать в разные стороны, а потом следить, куда же все упало. Некоторые малыши в это время уже стараются стоять, придерживаясь за спинку кровати или за маму. Что нужно делать дальше, чтобы развивать ребенка в 6 месяцев правильно и с толком?
Устраиваем полосу препятствий
Роль физического развития в этом возрасте сложно переоценить, а потому стимулируйте кроху как можно больше ползать, да не по ровной поверхности, а с препятствиями. Для этого сами расположитесь на полу, сделайте так, чтобы ребенок перелезал через ваши ноги (простимулируйте яркой игрушкой, расположенной подальше). Если для крохи ваши ноги уже не представляют трудности, то соорудите полосу препятствий из одеял, подушек. Во время этих занятий можно включить музыку и ползать вместе с ребенком, что подарит еще и хорошее настроение.
Наводим порядок
Как развивать ребенка в 6 месяцев так, чтобы было не только полезно, но и интересно? Все просто! В этом возрасте малыши очень любят открывать шкафы, тумбочки, исследовать содержимое коробок и корзинок, все оттуда вытаскивать, а потом складывать обратно. Это естественное стремление надо поддержать! Сделайте так, чтобы те предметы, с которыми станет возиться малыш, были разной формы, всевозможных цветов, размеров. Тогда в процессе будут развиваться и пространственные представления, и тактильные восприятия, и
Купаемся с удовольствием
Время в ванной тоже можно провести с пользой. Не знаете, как развивать ребенка в 6 месяцев во время купания? Читайте далее, все просто. Усадите малыша в ванной (если не умеет хорошо сидеть, воспользуйтесь специальным сидением), позвольте ему насладиться обзором, а затем приступайте к интересным и полезным занятиям. Давайте ребенку выжимать губку, лопать мыльные пузыри, ловить резиновые игрушки, которые выпрыгивают из воды.
А что внутри?
Подходящими игрушками для шестимесячного малыша будут баночки с крышками. Отлично подойдет жестяная тара из-под чая или кофе. Такие баночки легкие, по ним интересно стучать, они разной формы. Запаситесь такими предметами и приступайте к играм. Поснимайте крышки с банок и разложите перед крохой. Конечно, для малыша в таком возрасте еще очень сложно подобрать необходимые крышки, но любознательные ребятишки соберут хотя бы одну пару, чтобы потом ее просто открывать и закрывать своими маленькими пальчиками. Вы можете положить в баночку игрушку и слегка закрыть ее. Кроха будет стараться изо всех сил добраться до желаемого предмета, что сформирует у маленького человечка уверенность в своих силах, в себе, воспитает настойчивость.
Развиваем координацию
Это можно делать несколькими способами.
- Рассказывайте малышу любую сказку о птичках. А когда вы говорите фразу «птички полетели», поднимайте ручки ребенка вверх и хлопайте в ладошки. Скоро кроха будет сам ждать этот момент и смеяться.
- Для того чтобы ребенок учился сохранять равновесие, контролировать собственные движения, папе просто нужно почаще усаживать малыша на плечи.
Учимся рисовать
Вы скажете, что рано? Ничего подобного! Если уж вы задумались о том, как развивать ребенка в 6 месяцев правильно, то возьмите этот совет на вооружение. Насыпьте манной крупы на поднос или на другую подходящую для этого занятия поверхность. Покажите крохе, как можно линии, кружочки и прочие изображения. Один минус - такую картину вы не сохраните на память, но вполне можете делать фотографии «шедевров».
Что еще нужно знать родителям?
Сегодняшний рынок предлагает огромный ассортимент игрушек для детей. Заботливые родители не жалеют никаких денег на это доброе дело, однако частенько забывают подумать о качестве предлагаемого товара. Не забывайте, малыш этот предмет будет трогать, облизывать, грызть. Поэтому обязательно поинтересуйтесь наличием сертификата качества. Не покупайте мелкие игрушки, хрупкие. В этом возрасте полезными будут кубики, пирамиды,
Самое главное - окружайте своего ребенка заботой и вниманием, не жалейте для него времени, а результаты ваших совместных игр и развлечений придадут вам уверенности в себе и своих силах.
* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .
* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).
Привес и прирост
С пяти до шести месяцев мальчик должен был прибыть в весе и росте на 370–510 грамм и примерно 1,8 см, девочка на 340–500 г. и 1,7 см.
Начиная с шести месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 85 грамм в неделю , девочка — по 80. К седьмому месяцу мальчик должен будет прибавить 300–430 грамм, девочка 280–430 г. в весе, и независимо от пола 1,5 см роста. С шести месяцев нормальный прирост и привес мальчиков и девочек практически не различается.
Развитие моторных навыков
В полгода половина здоровых малышей умеет самостоятельно сидеть. Если ваш малыш в 6 месяцев еще не научился сидеть сам, то помогать ему в этом не надо. Чем позднее малыш начнет сидеть, тем лучше.
Один из десяти малышей в 6 месяцев умеет стоять, держась руками за что-либо. Но лучше, если ваш малыш научиться стоять позже.
Всего один из двадцати грудничков умеет полноценно ползать на коленках. С этого возраста вы можете смело учить малыша ползать, это благотворно влияет на развитие малыша, как физическое, так и умственное.
Кормление грудным молоком и прикорм
С шести месяцев, ребенка рекомендуется начинать кормить кашами и пюре, постепенно замещая ими грудное кормление так, чтобы к 1 году малыш мог полностью отказаться от грудного вскармливания. Общий принцип таков: в первый день скармливают одну ложечку, во второй — две и так далее до порции, способной заменить одно кормление. Кормить надо в первой половине дня. Если на каком-либо из этапов у ребенка появляется аллергическая реакция на определенный вид прикорма, то прикорм заменяют на другой и начинают сначала, с одной ложки. Когда одно кормление удается заменить, приступают к кормлению новым видом прикорма в другое время дня, снова с одной ложечки, не отменяя кормления предыдущим.
Некоторые специалисты советуют начинать прикорм после прорезания первого зубика.
На шестом месяце жизни ребенок должен питаться у груди около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за кормление.
Прочее
С шести месяцев по седьмой идут недели 26, 27, 28 и 29-я.
Малыш достиг возраста в полгода, за это время из беспомощного младенца он превратился в активного и смышленого малыша, который уже многое умеет. Кроме того, кроха сильно вырос и набрал в весе, мог обзавестись даже первым зубиком. Что должны знать родители о шестимесячном малыше?
К этому возрасту малыш уже многому научился, он вырос и окреп, обладает определенными навыками, активно познает мир, развивает все органы чувств. Развитие ребенка в 6 месяцев, будь то мальчик или девочка, примерно одинаков. Хотя имеются тенденции к опережению по росту и весу среди мальчишек, зато девочки быстрее развиваются эмоционально. Сейчас в физическом развитии ребенка в 6 месяцев много новых успехов:
- Малыш активно может поворачиваться на бочок и спинку, а также он может переворачиваться и в обратном направлении
- Кроха активно играет руками и ногами, за счет гибкости он легко может сосать не только пальцы рук, но и ног. Он активно поднимает голову к ногам, чтобы схватить их ручками.
- Ребенок может взять игрушку из рук взрослых, а также с любых поверхностей, при этом он крепко держит ее в руках, стучи или размахивает ею, бросает и снова поднимает
- Может играть одновременно двумя погремушками в двух руках, ударяя ими друг об друга или по поверхностям
- Прогибает спину, опираясь на ножки и затылок наподобие «мостика»
- Пытается становиться на четвереньки, раскачиваясь в стороны и приседая на попку, пытается ползти, лежа на животе за предметами, либо делает поступательные движения на четвереньках
- Учится сидеть, опираясь на ручки
- Делает попытки подтянуться в кроватке
- Тянется к игрушкам, подвешенным перед ним, хватает их.
Не отстает от физического также психическое развитие детей до 6 месяцев. Познавая мир, ребенок все тянет в рот, стимулируя таким образом рецепторы не только вкуса, но и осязания, определяя плотность, форму предмета. До момента, как кроха заговорит, он может все тянуть в рот, таким образом развиваясь. Сейчас ребенка должны занимать игрушки и предметы, которыми «играют» взрослые (телефон, пульт, ноутбук). Они тянутся к ним, трогают, пытаются ими играть. В общении появляется лепет с разными интонациями, малыш хорошо различает эмоции взрослых, позитивные и негативные, и реагирует на них. Также, по просьбе родных малыш может искать взглядом знакомые предметы, различает родных и чужих, может и пугаться. Кроха уже устанавливает связи между действием и его последствием, реагирует на звуки - новее и знакомые, с интересом будет изучать новую игрушку.
Как выглядит ребенок в 6 месяцев
Полугодовалый малыш выглядит пухлячком. У него значительно округлились щечки, ручки и ножки, на них образуются милые перетяжечки. Волосы на голове могут изменить свой цвет, равно как и цвет глаз, у многих детей первые пушковые волосы постепенно выпадают и головка может быть покрыта короткими новыми волосками. Основные параметры ребенка в 6 месяцев - это его ростовые и весовые показатели, а также окружности груди и головы, которые врач измеряет ежемесячно на приемах. Часто родителей интересует и такой вопрос, какой должен быть размер ноги у ребенка в 6 месяцев. его определяют по длине стопы, к этому сроку они может быть 9.5-10.5 см или это 16-18 размеры обуви. Это важно знать для того, чтобы можно было взять первую обувь крохе с запасом, ножки растут очень быстро. Но до своих первых шагов покупать сандалики не обязательно, кроха может находиться в носочках или пинетках.
Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев
Сейчас одним из главных показателей развития будет являться средний вес ребенка в 6 месяцев. он составляет, в среднем, 6500-7800г с колебаниями, которые зависят от исходного веса при рождении. не стоит ориентироваться в оценке прибавок на стандартные нормы веса ребенка в 6 месяцев. Если кроха родился с весом в 2000г или в 4500 г, к полугоду у них будут свои нормы и динамика прибавок веса. В среднем, малышу позволительно набирать за первое полугодие от 500 до 1000г в месяц. Стоит помнить и о половых различиях, есть разница в том, сколько должна весить девочка в 6 месяцев или мальчик. Обычно мальчишки весят на 200-400 г больше, так как и при рождении они обычно весят больше.
Если ребенок в 6 месяцев плохо набирает вес, находясь на грудном вскармливании или смеси, это может быть первым сигналом того, что пора вводит прикорм, ему уже не хватает калорийности пищи. Если вес имеет тенденции к понижению, стоит водить первыми более калорийные каши. Но обычно плохие прибавки веса связаны с патологиями пищеварения, аллергиями и прочими проблемами здоровья. Стоит лишний раз проконсультироваться у педиатра.
Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно - нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.
Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение - это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители - ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, - то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни - старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно - быстрое изменение двигательных навыков.
Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями - держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение - ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.
Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.
Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте?
Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол - это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» - это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.
Психическое развитие
Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук - трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.
Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами - «мама», «баба», «деда» - вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.
Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.