Что можно есть в 4 месяца. Основные правила и рекомендации по прикорму в четыре месяца. ГВ по требованию
Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.
Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш
Главная линия развития ребенка в 4 месяца
Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.
Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.
Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?
В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).
Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.
КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.
К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.
К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).
Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.
Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.
Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.
Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.
Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).
Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.
Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.
На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).
Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.
Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.
Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.
Что умеет ребенок в 4 месяца
- Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
- Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
- Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
- К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
- Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).
В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.
Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.
Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.
Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.
Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.
- Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.
- Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
- Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
- Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
- Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
- Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
- Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.
Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.
К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.
Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.
- Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
- Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
- В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).
Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.
ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.
- Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
- Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
- Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.
Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?
К концу месяца малыш умеет:
- длительно лежать на животе при опоре на ладони,
- крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
- может поворачиваться со спины на бочок,
- хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
- отличает новые игрушки от знакомых,
- манипулирует игрушками, активно исследует их
- отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
- отличает ласковую интонацию от сердитой,
- активно гулит.
Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.
Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?
Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца
Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца
- лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
- голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
- не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
- не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).
Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.
Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?
Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.
Или на обложку курса ниже для
С каждым новым днем малыш меняется. Развитие ребенка происходит так быстро, что многие навыки и умения появляются буквально на глазах. Движения и жесты малыша становятся более скоординированными, а взгляд - осмысленным.
Внешность ребенка на четвертом месяце жизни
Меняется цвет глаз ребенка: глазки могут начать темнеть или приобретать какой-то оттенок, доставшийся малышу от родителей.
Начиная с 3 месяцев, у ребенка меняется структура волос: тоненький «пушок» скатывается, а новые волосики начинают вырастать вместо него.
У детей раннего возраста ноготки растут очень быстро, поэтому обрезать их нужно каждую неделю.
Если новорожденный имеет не совсем правильные пропорции из-за большой головы, то теперь этот дисбаланс исчезает. Малыш с каждым днем становится все более привлекательным.
Физическое развитие ребенка на четвертом месяце жизни
К концу третьего месяца многие мамочки замечают, что малыш набрал меньше, чем в предыдущие месяцы. И это нормально. С третьего месяца ребенок растет медленнее. В среднем набор веса составляет 600-800 грамм за месяц, а рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
Малыш умеет:
- К концу этого месяца малыш уже продолжительное время держит головку , если положить его на живот. И даже вертит ею, смотрит по сторонам. А лежа на спинке, ребенок может приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть свои ножки.
- Малыш активно пытается перевернуться со спинки на животик и наоборот . Некоторым деткам это удается уже в 4 месяца, но в норме карапуз должен научиться переворачивать к 5 месяцам. Поэтому не переживайте, если ваш карапуз все еще не делает этого.
- Собственные ручки очень нравятся крохе . Он их рассматривает, ощупывает, берет ими все, до чего может дотянуться. Кулачки уже полностью разжаты.
- Если в зоне доступа находится игрушка, то малыш уже осознанно пытается ее захватить и удержать .
- Ножки малыша тоже не скучают . Ребенок постоянно ими работает, крутит велосипед, тем самым развивает мышцы и укрепляет тело.
- Некоторые малыши, лежа на животике, даже пытаются ползти : отталкиваются ручками и ножками.
- Ребенок на четвертом месяце жизни осмысленно улыбается и смеется , когда чувствует себя хорошо.
Зрение ребенка на четвертом месяце жизни
Малыш уже хорошо видит на расстоянии 20-30 см. Глазки перестают косить. Ребенок уже различает цвета.
Слух ребенка на четвертом месяце жизни
Кроха с удовольствием слушает музыку, радуется вашему голосу и своему собственному. Он пищит, кричит и изучает каждый свой произнесенный звук. Ребенок не только реагирует на звук, но и оборачивается, ищет источник звука.
Обоняние ребенка на четвертом месяце жизни
Просыпается обоняние: теперь малыш узнает маму не только по голосу, но и по запаху.
Сон малыша на четвертом месяце жизни
У каждого ребенка своя потребность во сне. Одни спят меньше и при этом те еще живчики, а другие и спят больше и сонливы почти весь день. Ни то, ни другое не патология. Все зависит от характера деятельности нервной системы ребенка.
Не нужно создавать идеальную тишину ребенку во время сна, малыш может к этому привыкнуть и в дальнейшем, при невозможности создать ему идеальные условия для сна, кроха будет капризничать и плохо засыпать, беспокойно спать. Безусловно, положительное влияние оказывает режим дня: если ребенка укладывать спать в одно и то же время, то малыш привыкнет и будет быстрее засыпать.
В первые месяцы жизни во время сна ребенок может вздрагивать, хмуриться, гримасничать и даже кратковременно плакать. Чаще такое происходит с более возбудимыми детьми. Так же на качество сна может повлиять воздух в комнате, если она не проветрена, неподходящая температура воздуха (слишком жарко).
Обращайте внимание на то, как ребенок спит. Кости черепа у малыша все еще мягкие и при длительном лежании на боку уплотняются, поэтому нужно укладывать малыша поочередно то на один бок, то на другой.
Головка ребенка во время сна не должна запрокидываться назад, иначе нижняя челюсть малыша будет отставать в своем развитии и приведет к тому, что зубки будут расти неправильно. Также головка малыша не должна наклоняться к груди, такое положение во время сна приводит к чрезмерному развитию нижней челюсти и выступанию ее вперед.
Закаливание ребенка на четвертом месяце жизни
С 3-4 месяцев жизни процедуры закаливания нужно дополнить влажными обтираниями малыша. Обтирание помогает тренировать сосуды. При обтирании сосуды кратковременно сужаются, в результате чего уменьшается потеря тепла с кожи малыша.
Такая гимнастика для сосудов способствует более медленному охлаждению ребенка в неблагоприятных условиях. Влажные обтирания удобно проводить после общего туалета ребенка. Обтирание проводить нужно поэтапно, сначала махровым полотенцем (смоченным в теплой воде 36-37 градусов и отжатым) протрите ручки и грудь малыша.
Затем вытрите эти места сухой мягкой тряпочкой, наденьте рубашечку.
После этого влажным полотенцем оботрите ножки, потом - сухим. И одевайте карапуза. Оптимальная температура воздуха в комнате для обтирания - 20-22 градуса.
Гимнастика на четвертом месяце жизни
К гимнастическим упражнениям в 3 месяца добавляются упражнения на стимулирование рефлекторных движений.
- Подложите ладони под ножки лежащего на животе или на спине малыша, подталкивайте его. Эти действия стимулируют развитие навыков ползания у ребенка.
- Положите ребенка на бочок, большим и указательным пальцем проведите по спинке вдоль позвоночника. Малыш начнет разгибаться.
- Проведите пальцем по наружной стопе ребенка от основания пальчиков до пяточки, малыш начнет сгибать стопу.
- Чтобы кулачки скорее разжимались (теряли гипертонус), почаще разминайте пальчики малыша, массируйте ладошку. Для этого нашими прабабушками придумано множество «потешек». В том числе и «Сорока-белобока».
Активно развивается мозг. В 3 месяца большинство врожденных рефлексов угасают, в место них появляются условные рефлексы и осознанные навыки.
Игры с ребенком на четвертом месяце жизни
В этот период малыш начинает настойчиво требовать внимания. Как правило, дети уже умеют хныкать просто от скуки. Достаточно подойти к малышу, заговорить, как карапуз тут же ответит улыбкой. Для правильного и гармоничного развития ребенка очень важно уже сейчас уделять большое внимание играм и общению с малышом.
- Ребенку очень нравится ощупывать мамино лицо: нос, реснички, брови. Особенно если мама все эти части лица называет. А еще не стесняйтесь - покривляйтесь немного. Малыш с удовольствием будет повторять за вами: надувать щечки, шлепать губками, моргать глазками…
- Кроха с удовольствием будет толкать ножками мяч , который вы будете подкладывать к его ножкам.
- К концу месяца ребенок может научиться перекатываться в своей кроватке, отталкиваясь от стенок.
- Малышу очень понравится играть в прятки , можно закрывать лицо платочком или другим предметом. Не забывайте сопровождать ваши игры словами, это очень полезно для развития речи малыша. В данном случае спрашивайте у ребенка: «Где мама?». Когда лицо открывается, говорите: «Ку-ку».
- Играйте с игрушками, водите их из стороны в сторону в поле зрения малыша . Пусть ребенок учится концентрировать внимание на предмете. Спрашивайте: «Где игрушка?» и снова перемещайте. Проделывайте это упражнение с яркой игрушкой, а так же с музыкальной игрушкой или погремушкой.
- Давайте ребенку разные по форме игрушки . Так он учится по-разному захватывать предмет и группировать пальчики.
За все старания обязательно хвалите малыша.
Родителям на заметку:
Нечасто, но случается, что уже на четвертом месяце начинается подготовка к росту зубов. Обычно это проявляется повышенным слюноотделением. Даже может появиться насморк, жидкий стул и подняться температура. Значит, режутся зубки. Обычно первыми появляются два нижних зуба.
Прививки в 3 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-1), против полиомиелита (ИПВ-1) и против гемофильной инфекции (Хиб-1).
Главное пожелание родителям: не волнуйтесь и не спешите с выводами, если ребенок не желает демонстрировать свои умения и навыки, отстает или опережает других детей в развитии. Уделяйте своему карапузу больше внимания, поддерживайте его интерес к окружающему миру, и малыш обязательно всему научится… когда захочет!
Какие упражнения вы делаете со своим малышом? Когда ваш малыш впервые перевернулся?
С маленькими детьми следует быть особенно внимательными и заботливыми. Необходимо знать, что им можно, что нельзя. Именно в первые годы жизни у малыша формируются основные функции организма. На этот процесс влияет множество факторов, таких как режим дня, эмоциональная обстановка дома и, разумеется, питание. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
О процессе перехода с грудного на обычное питание
Ни для кого не секрет, что пища годовалых детей значительно отличается от питания более старших детишек и, тем более, взрослых. Не забывайте, что новорожденный ребенок питается материнским молоком и лишь затем переходит на более «тяжелую», твердую пищу. Процесс перехода, разумеется, постепенный. Никто не предлагает сразу кормить шестимесячного малыша жареной курицей или свиными ребрышками. Вовсе нет, вначале ребенка «пересаживают» на полутвердую пищу вроде пюре и соков. Эта пища достаточно легко усваивается пищеварительной системой, но при этом уже не является молоком матери как таковым. При этом необходимо соблюдать во всем меру и осторожность, если вы не хотите, чтобы у вашего чада развилась аллергическая реакция.
Чем кормить ? Что ему можно давать, а что нельзя? Какие продукты могут нанести вред месячному ребенку? Как плавно осуществить переход?
Давайте разберёмся во всем по порядку.
Кормить или не кормить
Стоит отметить тот факт, что в 4 месяца малышу уже можно начинать давать прикорм. Подкармливать или нет — это всегда остается на усмотрение родителей. Разумеется, основой является в любом случае грудное вскармливание.
Важно понимать, что не стоит давать специальное прикармливание без явной на то необходимости – по крайней мере, так рекомендуют медики. Лучше всего отложить этот период до возраста хотя бы 6 месяцев. В раннем возрасте малышу важнее всего давать именно грудное молоко, а чрезмерное «увлечение» другими видами питания может способствовать развитию аллергической реакции. Думаем, нет смысла объяснять молодым родителям, к каким осложнениям это может привести в более зрелом возрасте.
Когда появляется необходимость добавлять в рацион питания особые смеси? Отвечаем. В том случае, если грудное вскармливание уже не способно давать малышу достаточно много питательных веществ. Как раз именно в этот период у малютки начинается выработка своей слюны, и у родителей появляется возможность давать кроме материнского молока более твердую пищу – те же питательные смеси.
Чем именно кормить
Что можно есть в таком юном возрасте? В этом вопросе мнения различных диетологов могут расходиться. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что необходимо кушать смеси на основе овощей или пить овощные соки. Другие склоняются в пользу соков и пюре на основе фруктов.
Будьте внимательны! У малыша возможно с непривычки возникновение аллергической реакции. По этой причине начинаем прикорм с небольших порций – нужно дать время его организму для адаптации к более твердой пище по сравнению с молоком.
Основные правила
- Начинайте с какого-то одного конкретного продукта. Зачем это нужно? Данный метод позволит своевременно выявить тот продукт, который вызывает аллергию у малыша, и, соответственно, исключить его из питания на неопределенный срок. Начинайте кушать по чуть-чуть.
- В случае, когда вы решаете начать процесс прикорма с фруктов, необходимо сначала кормить ребенка именно яблочным соком. Очень важно, чтобы этот сок был свежим и натурального происхождения. Магазинные варианты даже не рассматриваются! В случае если вы не заметите у малютки сыпи и диареи, то можно продолжить поить его соком (но первое время в небольших количествах!). По истечении первого месяца вы сможете давать вашему чаду уже по 30 мл этого напитка за один прием.
- Обратите внимание, что не стоит пытаться впихнуть в ваше золотце всю суточную норму сока за один раз! Кроме того, не забывайте о том, что нельзя перемешивать в процессе питания соки разных видов.
- Как правило, вначале малышу предлагают прикорм и лишь затем дают грудное вскармливание. В случае, когда ребенок не захочет съедать прикорм, необходимо в первую очередь покормить его грудью, а затем уже прикормом. Помните о правиле: не более одного нового продукта за сутки!
- Количество потребляемого каждого нового продукта в течение недели доводят до полноценной порции. Далее появляется возможность добавить в рацион второй продукт, так же осваивая его в течение недели. А уже на третьей неделе вы сможете чередовать эти продукты между собой. При этом, разумеется, посматривайте на его реакцию на все эти продукты!
- По достижении младенцем возраста четырех месяцев у родителей появляется возможность делать для своего чада овощное пюре. Обратите внимание, что оно свободно продается во многих продуктовых магазинах в специальных баночках из стекла. Помните о том, что питание фабричного производства не нуждается в дополнительной подсолке и добавлении масла. Сахар добавлять также не стоит.
- Если вы увидите в составе той или иной смеси такие ингредиенты, как томаты, чеснок, лук, различного рода специи, то не стоит покупать подобный продукт. Дело в том, что врачи против того, чтобы дети употребляли еду с подобными компонентами.
- Существует мнение, что адаптировать малыша к пюре из овощей весьма непросто. Дело в том, что пюре из овощей содержит гораздо меньше сахара, чем женское молоко, поэтому для ребенка оно будет весьма непривычным на вкус. В некоторых случаях появляется необходимость скармливать новое блюдо по нескольку раз, до тех пор, пока ваше чадо к нему не привыкнет окончательно.
- Не допускайте очень грубую ошибку – не стоит прикармливать малютку кашей! В противном случае, став старше, ваше чадо может не воспринимать овощи как аппетитную еду.
- Необходимо считаться с тем фактом, что именно от результатов первого прикорма будет зависеть во многом то, как сложатся дела с последующим питанием вашего ребенка. Если вы не будете тщательно выбирать для него пищу, будете кормить всем подряд без разбора, то в старшем возрасте получите больного и имеющего предпосылки к ожирению ребенка.
- Для первого прикорма вам прекрасно подойдут следующие овощи: капуста, кабачок, картофель. Почему именно они? Дело в том, что именно эти овощи менее аллергенны по сравнению со всеми остальными. Спустя некоторое время можно добавить в этот список ещё и морковь со свеклой.
В качестве заключения хочется ещё раз напомнить основные моменты относительно того, можно ли давать ребенку в возрасте около четырех месяцев дополнительный прикорм? И если можно: какой именно, как часто и в каких количествах? Все эти вопросы, безусловно, очень беспокоят молодых мам, которые боятся сделать неверный шаг, и тем самым навредить здоровью своего ребенка.
Итак, давать прикорм своей малютке можно, начиная с четырех месяцев. Но стоит относиться к этому вопросу с максимальной осторожностью и вдумчивостью. Ведь малейший перебор с количеством порций – и вот уже у малыша начинает развиваться аллергическая реакция. Кроме всего прочего, она ещё очень опасна теми осложнениями, которые могут появиться и развиваться в более позднем возрасте. Здесь, как говорится, актуален посыл «берегите здоровье смолоду»!
Как всегда, хотим пожелать нашим читателям терпения, внимательности к своим чадам, любви, заботы и тепла. Наши дети – это самое ценное, что у нас есть. Берегите их, и они через время будут оберегать вас и заботиться!
Заботиться о здоровье своего малыша, начиная с рождения, - приоритетная задача родителей. Детям на первом году жизни необходим особый уход. Это период адаптации к окружающей среде и, особенно, к пище. Когда ребенку уже исполнилось 4 месяца можно потихоньку приучать его к новому рациону, вводить в меню кашки, фрукты и овощи.
Очень важно с особой осторожностью вводить новые продукты. Организм малыша еще не знает другой пищи, кроме материнского молока и молочных смесей, поэтому начинать нужно с 1 чайной ложки.
Возраст начала прикорма
Педиатры до сих пор спорят, в каком возрасте лучше всего начинать прикорм искусственнику. Большинство сошлось на том, что 4 месяца - вполне подходящий возраст, когда желудок малыша сможет усвоить новую пищу. Если ребенок хорошо развивается, без видимых отклонений, можно вводить в его рацион фруктовые соки, овощное пюре или кашу уже с 3,5 месяцев. В любом случае перед началом прикорма стоит посоветоваться с педиатром.
Ребенку на грудном вскармливании назначают прикорм позже, в 5-6 месяцев. В этот период гораздо меньше проблем с возможными аллергическими реакциями. К тому же через грудное молоко малыш получает, помимо витаминов, еще и иммунную защиту: он получает антитела, помогающие укрепить здоровье, и повысить сопротивляемость к внешним возбудителям вирусов.
Бывают случаи, когда врач самостоятельно назначает прикорм, чаще это касается недоношенных детей и малышей с отклонениями. В их организме не хватает витаминов и минеральных веществ, а фрукты и овощи богаты нужными элементами и безопасны.
Еще одна причина начинать раньше прикармливать - это стоимость готовых смесей, да и найти качественный товар тоже сложно, слишком много подделок. Бывали случаи, что у ребенка от некачественного продукта начиналась аллергия или желудочно-кишечные расстройства.
Особое внимание стоит уделить началу прикорма. Не стоит менять рацион если:
- Малыш - аллергик (на искусственном вскармливании это встречается чаще);
- Имеет желудочные расстройства;
- Недавно перенес болезнь, когда организм еще слаб;
- В преддверии обязательных прививок или сразу после них;
- Другие индивидуальные проблемы.
Вводя новые продукты в питание малыша, не стоит спешить, иначе могут возникнуть проблемы, а вы даже не будете знать, от чего они.
Внимание: Периодичность введения нового овоща или фрукта 1-2 недели.
Некоторые детские врачи утверждают, что раннее начало прикорма поможет ребенку быстрее и легче приучиться к новому виду еды. Когда бы вы ни решили начинать прикармливать малыша, помните: осторожность и внимательность - прежде всего.
Как правильно начинать?
Меню ребенка на искусственном вскармливании в 4 месяца разнообразием не отличается. Рекомендуется начинать прикорм с безглютеновых каш, овощных пюре или фруктовых соков. Так как основная пища ребенка имела жидкий состав, соки идеально подходят для начала прикорма, и их удобно давать прямо из бутылочки. Первое что пробуют давать детям - это яблочные соки. Они гарантировано не вызовут аллергии и легко усваиваются организмом.
В четыре месяца малыш еще не может самостоятельно сидеть, поэтому соковая еда поможет облегчить привыкание к новому рациону. После яблока самым безопасным фруктом является банан. Если сок пришелся по вкусу малышу, то можно попробовать дать фруктовое пюре из того же яблока или банана.
Овощи лучше давать после фруктов. На вкус они отличаются, поэтому у мам могут возникнуть трудности при введении в рацион овощей. Для более легкого приучения к новым продуктам, врачи рекомендуют давать их перед основным кормлением.
Нужно по чуть-чуть давать на пробу новое блюдо. Малыш ведь не знает ничего, кроме смеси, поэтому поначалу может выплевывать еду, но вы не настаивайте. Через некоторое время можно попробовать снова, как только ребенок распробует, то перестанет капризничать.
Запомните: Начинать вводить новый продукт необходимо по одному во время еды. А лучше пару дней подряд, заодно понаблюдаете, нет ли отрицательной реакции у ребенка.
Почему же прикармливать пюре лучше перед смесью? Когда малыш наелся основным блюдом, то ему незачем пробовать то чего он не знает, а так голод толкнет его продегустировать новинку.
Первое время дети капризничают, ожидая молока, и не хотят кушать пюре. Попробуйте сначала дать немного смеси, потом замените ее ложечкой пюре. Постепенно переходите на режим давать прикорм перед основным кормлением.
Готовя пюре и соки самостоятельно, внимательно следите, чтобы в нем не было комочков. Ребенок может либо подавиться, либо его может вырвать, потому что желудок просто не переварит пищу.
Не приучайте малыша к сладкому, пытаясь в любую еду добавить сахар. В любом фрукте и овоще достаточно фруктозы и она гораздо легче переработается организмом, нежели сахар. Органы малыша только начинают перерабатывать новую пищу, не перегружайте их, особенно печень и почки. Сахар понижает аппетит, приучайте 4 месячного ребенка к натуральным вкусам. Это значительно облегчит вашу жизнь в будущем.
Овощное пюре стоит начать добавлять в рацион ребенка после фруктового. Хотя многие врачи придерживаются мнения, что лучше сразу начать с овощей, не надо торопиться, овощи дольше усваиваются, поэтому сразу напрягать детский организм не нужно. Также в них меньше сахара и многим детям такое питание может не понравиться.
Безопасное питание ребенка в 4 месяца, крайне важно, поэтому запомните список разрешенных овощей и фруктов до года:
- Яблоко;
- Банан;
- Груша;
- Персик;
- Картофель;
- Морковь;
- Тыква;
- Репа;
- Капуста (цветная, белокочанная);
- Брокколи;
- Кабачок;
- Зеленый горошек;
- Свеклу.
Если вы, давая свекольное пюре ребенку, заметили изменение цвета мочи или стула, не пугайтесь, это естественная реакция. Свёкла богата железом, поэтому крайне полезна, особенно при угрозе анемии.
Давая своему ребенку овощное пюре, наберитесь терпения. Он не сразу захочет его есть, а порой будет постоянно выплевывать. Ему не важно, что это полезно, он опирается на вкусовые качества еды, нравится или нет.
Примерное меню
Домашнее пюре или покупное: что лучше?
Споры мам по поводу полезности домашних пюре перед магазинными не утихают. Разумеется, пюре сделанное в домашних условиях, гораздо полезнее, ведь мама готовит его их свежих продуктов и вкладывает в приготовленную еду душу. Покупные пюре придуманы для ленивых мам или слишком занятых. Хотя, что может быть важнее малыша в первый год его жизни?
Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.
Физиологические показатели 4-х месячного ребенка
К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:
За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, и уже демонстрирует свои навыки.
Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:
Зрение |
|
Слух |
|
Первые звуки |
|
Время бодрствования и сна |
|
Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:
- Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
- При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
- Лежа на животе , приподнимается на руках и хорошо держит голову.
- Понимает , что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
- Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
- Может садиться , когда его слегка тянут за руки.
Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца
К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.
В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:
- У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
- Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
- Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
- Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
- Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
- Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
- В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.
Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?
Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.
Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.
Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .
Редко кто из современных мам готовит самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.
Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).
Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.
Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?
К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.
Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:
Учимся самостоятельно переворачиваться | Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет
, при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.
Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону. |
Качели | Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг. |
Тянемся за игрушкой | Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания. |
Отрабатываем захватывающие движения | В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку
, он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.
В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова. После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них. |
Сжимаем и разжимаем игрушки | Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых. |
Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша
Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.
Вот только несколько из них:
Знакомимся с разными звуками | Покажите малышу звуки
, которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.
Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием. |
Изучаем свойства предметов | Возьмите несколько предметов
из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.
Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. |
Познаем свое тело | В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом
, с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.
Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения. |
Развиваем голосовой репертуар | Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков
. Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.
Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д. Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием. |
Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.
На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном . Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.