Есть красота и почему ее. Что такое красота и почему ее обожествляют люди. Человек должен знать, что у него есть перспектива
Красота́ высшая степень гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме; совершенство, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение; является важнейшей категорией культуры; в своём эстетическом восприятии близко к понятию прекрасного. Противоположностью красоты является безобразное.
Красота не в лице, красота это свет в сердце. Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Красота души
…«Все гнали бедного утенка, далее братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой». -О воспитании какого человеческого качества идёт речь в этом отрывке?
Жизнерадостный, весёлый, честный, справедливый, порядочный, пунктуальный, хвастливый, самоуверенный, смелый, отважный, храбрый, ветреный, глупый, опрятный, агрессивный, трусливый, аккуратный, пунктуальный, добрый, уверенный, самостоятельный, добрый, надёжный, верный, нежный, высокомерный, гордый, злопамятный
Что значит прикоснуться к красоте? «Я сорвал цветок, он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Да, красоту нужно не только видеть и чувствовать, красоту нужно ещё и оберегать!»
Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброго человека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло и комфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычно называем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни.
Кодекс хорошего человека Хороший человек добр по отношению к окружающим. Он умеет радоваться радостям других людей. Он радуется тому, что имеет. Он не завидует. Он в меру щедр. Он уважителен по отношению к старшим. Он любит людей, мир, и все, что в нем. Он ценит дружбу Он видит красоту природы. Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь. Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства
Спешите делать добрые дела Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал, Рассказывает мать, День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родном Я говорил, мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог Купить воз хлеба, дом срубить бы мог... Нет отчима, И бабка умерла... Спешите делать добрые дела! Александр Яковлевич Яшин
Когда человек любит, тогда он и живет. Когда же он начинает жить умом, то медленно умирает. Взрослый обрастает своими «понятиями» о справедливости как панцирем. И вдруг, в один прекрасный момент, понимает, что он не способен уже любить, хотя помнит детство и знает, как прекрасно было любить и никого не осуждать в простоте сердца. Да избавит Господь всех нас от такого страшного конца...
Дарите добрые слова… Прошу дарите без стеснения. Любому доброта нужна, Любому нужно окрыление! А мы стесняемся порой От всей души дарить признанья И остаемся за стеной Обид, забот и ожиданья. Дарите добрые слова Всем - незнакомым и любимым. Дарите добрые слова, Чтоб сделать этот мир красивым!
Это понятие все представляют себе по-разному. Однако в сознании человека оно остается неизменным: услышав его, он вспоминает нечто прекрасное. Можно бесконечно давать объяснение этому понятию. Это что-то неповторимое, заставляющее приходить в восторг.
Что такое красота? Почему ее обожествляют люди?
Красота - величина вселенского масштаба. Ее влияние на все сферы жизни человека велико. Потребность в ней есть у всех людей.
Красота дарит гармонию, окрыляет душу, поселяет в ней надежду. Она становится главной музой для творческих людей. Как только она касается разума гениального человека, у него рождается нечто прекрасное. Так создавались шедевры мирового искусства.
Она идет рука об руку с искусством. Под ее влиянием создается музыка, способная будоражить кровь. Она вдохновляет художника, создающего полотно, к которому выстраиваются очереди желающих посмотреть. Нежные аккорды стихов сочиняются поэтами в момент столкновения с прекрасным.
Источник натуральной красоты - природа. Она повсюду. Люди ее видят друг в друге и даже себе самих. Что испытывает при этом каждый из нас? Чаще всего это ощущение умиротворения и восхищения.
Красота и природа могли бы стать словами-синонимами. Красота природы - вспомните стихи авторов, которые посвящали их красотам Земли.
Рассматривая это понятие, имеют в виду два понятия: внешняя и внутренняя красота. Они касаются людей. Если первое понятие предполагает характеристику человеческого тела, то второе - более глубокое.
Человеческая красота неразрывно связана с таким великим чувством, как любовь. Внутренние особенности людей это и есть духовный мир.
Внешняя красота может создаваться самим человеком. Но не каждый способен раскрыть в своей душе внутреннюю красоту. При наличии богатой духовной культуры внешняя привлекательность выступает всего лишь оболочкой.
Это понятие становилось темой для высказывания великих людей. Шекспир говорил, что настоящая драгоценность - это книга с золотыми застежками, прикрывающая золотое содержание. Писатель считал человека, соответствующего этому описанию, заслуживающим уважения. Суть красоты это поиск великих философов, поиск всей жизни человека.
Красота необходима в повседневности, чтобы разнообразить быт человека. Она дает силы жить, и с этим трудно поспорить.
Красота, то к чему стремится каждый человек, сознательно или бессознательно. Восприятие прекрасного заложено у нас внутри, как путеводная звезда.
Человек ищет спутника жизни, способного стать для него источником вдохновения. В современных домах тоже полно красивых вещей. Мы приобретаем их, чтобы создать в доме уют.
Даже работу люди выбирают по принципу вдохновения. Если она вызывает у нас чувство прекрасного, мы ощущаем себя «в своей тарелке». Если наоборот, то такой труд направлен на выживание и не может быть источником наслаждения.
Эталоны красоты на разных континентах
Представители разных народов имеют свое мнение красивого. Вот почему то, что в одних странах считается прекрасным, может вызывать неприязнь в других.
Латинская Америка
Если говорить о человеческой красоте, идеалом здесь считается женщина с пышными формами и длинными волосами. Латиноамериканцы поощряют методы совершенствования внешности. Также им нравятся представительницы прекрасного пола с ярким макияжем и откровенными костюмами. По статистике, 40 тыс женщин каждый год ложатся под нож пластического хирурга только в Венесуэле.
Африка
Если в Европе восхищаются высокими и худыми женщинами, в Африке все обстоит наоборот. На них смотрят как на больных и, следовательно, неспособных выносить здорового ребенка.
Полнота в странах Африки воспринимается как свидетельство здоровья и богатства семьи. Мелкие детали зависят от особенностей тех или иных племен. Кому-то по душе длинные шеи, другие предпочитают вытянутые лица...
«…что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Николай Заболоцкий
Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения – и мужчины, и женщины. Особенно, конечно, женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и , а часто и …
Но что же такое на самом деле ?
Сколько людей, столько и мнений? Или на нас влияет определённый стандарт? Общественное мнение? Заклинания глянцевых журналов? Телевидение? Ослепляющий фейерверк модных показов знаменитых домов мод?
Может быть, и то, и другое, и третье… Но понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Древние художники оставили нам образцы наскальной живописи – тоже своё, но восприятие красоты. Так послушаем же голоса ушедших веков…
Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.
Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века , описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре ! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора : «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.
До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры . Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки . Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.
Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»
Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:
Три белые – , зубы, руки.
Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
Три красные – губы, щёки, ногти.
Три длинные – тело, волосы, руки.
Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.
Три маленькие – зубы, уши, ногти.
Три узкие – рот, плечо, ступня.
Три округлые – руки, торс, бёдра.
Три тонкие – пальцы, волосы, губы.
А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма
:
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».
Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»
Вероятно, в разные эпохи у разных народов был разный идеал красоты.
Узкобёдрая, как мальчик, Нефертити и пышнотелая красавица с полотна Рубенса заметно отличаются друг от друга. И всё же нас пленяет их красота. Возможно, всё дело в гармонии? Мне кажется, что красота, данная от природы, – это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты?
Полотно же – нашу собственную душу - мы пишем всю жизнь с рождения и до последнего вздоха. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто-то щедро ставит чёрные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас ещё и чужую картину норовит подправить на свой лад… И всё-таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то и вовсе без неё…
Однажды я ехала в переполненном автобусе. Давка, злые лица. Мой взгляд нечаянно упал на лицо женщины, крепко прижимавшей к себе маленького мальчика. Я поразилась тому, насколько эта женщина некрасива. Ну просто редкостная некрасота . И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно! Я буквально замерла в восхищении. Забыла про давку, про духоту! Про всё на свете! Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Это было что-то невероятное. Я не знаю, что так преобразило женщину – улыбка ли, любовь ли её к своему ребёнку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не могли затмить её в это время. Возможно, мне посчастливилось увидеть суть её души? Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде»?
И ещё не могу не вспомнить свою школьную подругу. Вернее, её маму.
В этой женщине не было и намёка на общепринятую красоту. Неправильные черты лица, смешной носик башмачком, большой рот, волосы, не отличавшиеся пышностью, и вместе с тем гордая посадка головы, расправленные плечи, высокая грудь, открытый спокойный взгляд создавали полную иллюзию того, что перед вами заколдованная Принцесса. Принцесса с большой буквы. Некрасива? Возможно… Но ошеломляюще привлекательна! Моя подруга была точной копией своей мамы, с теми же манерами уверенной в себе, в своей неоспоримой ценности «царевны-лягушки». Ну так вот, ухажёров у неё было больше, чем у первых красавиц класса.
Так что же, красота - это, прежде всего, содержание? Душа? А почему бы и нет… Мы ведь ценим своих некрасивых, но преданных друзей и не согласимся поменять их на писаных красавцев. И всё-таки сердце просит гармонии. Я думаю, что каждая женщина, если захочет, может быть красивой. Обязательное условие – она сама должна себя таковой считать.
Тема урока : «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Внимание к душевной жизни человека в лирике 50-70 годов)
Цель урока: опираясь на стихотворения Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, составить обобщенное представление о понимании красоты и души человека в поэзии 50-70 годов XX века.
Задачи :
создать условия для понимания учащимися особенностей поэзии 50-70 годов XX века, осознать видение человеческой красоты и души, смысла жизни поэтами «оттепели»: Н.Заболоцким, Р.Рождественским и Е.Евтушенко;
развивать навык анализа лирического произведения, творческое воображение и логическое мышление учащихся;
воспитывать гуманную личность, способную ценить внутреннюю красоту человека, внимательную и неравнодушную к радостям и горю посторонних людей, прививать точку зрения о том, что «каждый человек – это особый мир».
Будь то дом, звезды или пустыня –
самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами…
А.де Сент-Экзюпери
I. Вступительное слово.
Читает подготовленный ученик.
Сталинское время (до 1953 года) – это период всеобщего страха и недоверия. Это время, когда люди, уходя на работу, прощались с семьей будто навсегда, когда даже дома люди сидели чаще молча, так как соседи могли подслушать разговор и донести «куда следует».
Но вот наступила так называемая «хрущёвская оттепель». Вот он – долгожданный ветер перемен, принесший с собой свободное дыхание, свободную от страха мысль. Человек, и писатель, поэт в том числе, получил возможность поднять голову, оглянуться по сторонам и заговорить о красоте того, что его окружает, о том, что волнует и терзает. Время надежд, желаний. И в поэзию приходят молодые совсем Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. По словам Е.Евтушенко, “Пришли иные времена, взошли иные имена”. Благодаря новой литературе люди вспоминают о человеческих душе, счастье, красоте. И вот душа, собранная по кусочкам, оживает и, поднимаясь над обыденностью, устремляется к вечному, красивому, светлому.
Мы приглашаем вас в таинственный и глубокий мир человеческой души, красоты, обрисованный в поэзии Евгения Евтушенко, Николая Заболоцкого и Роберта Рождественского.
II. Формулировка задач урока.
Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы - собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)
Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.
Для этого я вас попрошу завершить две фразы:
Душа, внутренний мир – это…
Ребята зачитывают свои мысли (на доске отмечаются наиболее частые, удачные).
Это и будут два ключевых вопроса (задачи) нашего урока, в ходе которого мы, знакомясь с отдельными стихотворениями 50-70 годов, увидим, какое внимание уделяется душе человека, в чем видят красоту человека поэты, жившие в период «хрущевской оттепели».
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения эти слова? Кому они принадлежат? (Маленькому принцу из повести А.де Сент-Экзюпери). Как вы понимаете смысл этой фразы и какое отношение она имеет к теме нашего урока?
III. Анализ стихотворений и попутное заполнение таблицы (в литературных тетрадях).
1. В вашем учебнике есть еще одно очень интересное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…» (страница 204-205).
Как вы думаете, можно ли данное стихотворение отнести к образцам философской лирики? Почему?
Откуда возникает такой образ – человек – это целый мир, планета? Чем интересен любой человек независимо от его возраста, положения в обществе? (У него своя жизнь, свой путь, повторить который никто не сумеет).
Какое известное изречение могло бы стать эпиграфом к данному произведению? («Чужая душа – потемки».)
Поучительно ли стихотворение?
Часто ли вы задумываетесь о том, что делаете, для чего живете, нужно ли вам то, что вы делаете? Согласна, не всегда это получается. Давайте прочтем стихотворение Евгения Евтушенко «Проклятье века – это спешка…» (читает один из учеников).
Что, по мнению поэта, мешает человеку полноценно жить и получать удовольствие от этой жизни?
К какому конечному результату приходит человек, который всю жизнь куда-то спешит? Дайте ответ, используя строки стихотворения. («К забвенью собственной души», «ты по себе шагаешь сам».)
Какова основная мысль произведения? (« Пойми : забегавшийся - жалок, остановившийся - велик ».)
Какой жизненный принцип предлагает нам Евгений Евтушенко? Подумайте и запишите его в тетрадь. (Счастье – это покой, равновесие).
Первая строка стихотворения другого поэта – Роберта Рождественского – призывает к противоположному – поспешить. Но противоречит ли Роберт Рождественский своему другу? На этот вопрос мы сможем ответить, только прочитав его. (Читает Анна Карасева).
Где обычно образуется нагар? (На свече).
О какой свече идет речь в данном стихотворении? (Эта свеча – человеческая душа, а нагар на ней – это его грехи, отпечаток его проступков, это его негативные мысли и чувства).
А что случится, если этот нагар снять? (Свеча (= душа) засияет светлей зари).
Стихотворение читают наизусть подготовленные учащиеся.
Задание классу (работа в парах): Слушая стихотворение, нарисовать его ключевой образ (это может быть сосуд, свеча, огонь).
Как вы думаете, почему именно это, а не какое-либо другое стихотворение Н.Заболоцкого мы читаем после стихотворения Роберта Рождественского? (Образ огня человеческой души).
В чем разница? (Огонь горит только в душе человека доброго, открытого, живого.)
Раскройте смысл фразы «младенческая грация души».
Почему поэту представляется, что девочка, возможно, столкнется с драматическими обстоятельствами жизни? Что поможет ей преодолеть их?
Демонстрируются репродукции картин, на которых изображен Прометей. Догадайтесь, какой известный мифологический герой изображен здесь? Почему именно о нем я вспомнила при чтении стихотворения? (Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.)
В начале мы не зря вспоминали повесть «Маленький принц». Екатерина получила задание найти в тексте этого произведения строки, созвучные по смыслу стихотворению Н.Заболоцкого. Пожалуйста, познакомь нас со своим открытием. А вы прослушайте и выразите свое согласие / несогласие.
«Трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их…»
Сформулируйте тему этого стихотворения и запишите в тетрадь.
Какое из прочитанных вами дома стихотворений Николая Заболоцкого посвящено той же теме? («О красоте человеческих лиц») – наизусть.
Нарисуйте красивое лицо, опираясь на содержание данного стихотворения, используя его художественные образы.
Какой прием лежит в основе произведения? (Антитеза – противопоставление: бедность – богатство внутреннего мира, красота – убогость, открытость – замкнутость).
Вывод: человеческое лицо – это не просто слепок из глаз, носа, губ и т.д., а зеркало человеческой души, отражение его мыслей, чувств и отношения к миру.
А для того чтобы прослыть красивым человеком, стоит чаще обращаться к своей душе, давать ей работу. Именно об этом и пишет Н.Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться…» (в качестве домашнего задания).
Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.
1) Мастера истолкования слова.
Задание.
Объясните значение слов и выражений: “чтоб в ступе воду не толочь”, “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”, “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”, “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.
Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?
2) Мастера пунктуации.
Задание.
Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?
Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?
3) Мастера кисти и образа.
Задание.
Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?
Почему душа – это “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли автор?
IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
Я попрошу вас вернуться к нашему первому заданию. Сделаем маленькое дополнение «В лирике 50 – 70 годов XX века…
Душа, внутренний мир – это…
Этот человек красив потому, что…
Я уверена, что в ходе урока у вас появились дополнения и поправки к этим схемам, допишите их.
(Возможные ответы детей).
нельзя судить о человеке, опираясь только на его внешность, которая может оказаться и чаще всего оказывается обманчивой;
каждый человек – это отдельный мир;
душа человека – вот основа красоты, человек с мелкой душонкой не может быть красивым;
душа обязана трудиться и день, и ночь.
Рефлексия.
Нарисовать символ красивого человека, символ человеческой души в поэзии 50-70 годов XX века, не изображая человека, а используя какой-то образ, его заменяющий.
Уходя, вы просто оставите свой рисунок на доске.
Спасибо за урок!
Прочитал я эту заметку и… не согласился с выводами статистики. Рождённый в Советском Союзе, я всегда знал, что красота, особенно женская красота, не ограничивается только красотой тела.
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.Заболоцкий
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Душа – вот в чём главная красота человека! Так всегда учили меня мои родители, мои учителя, мои книги и фильмы. И действительно, сколько примеров, когда «королевы красоты», будь то у нас в России, или за рубежом, выйдя замуж, казалось бы по любви, потом всю свою жизнь мучаются с некогда любимыми мужьями, или «ходят по рукам», от одних мужей к другим пока ещё не увяла красота. И наоборот: дурнушки и золушки живут, окружённые любящими супругами, детьми, а потом внуками.
Я и сам никогда не чурался физической красоты женщины (это было бы противоестественным), но не она была главным критерием выбора моей спутницы жизни.
Красавицей её не назову;
Не буду лгать нескромными стихами,
Что кожа пахнет томными духами,
И стать её подобна божеству.
Её глаза не звёзды, ну так что же!
И лик её не полная луна.
И цвет волос не платины, а льна.
И губы с лепестками роз не схожи.
Душой она не ангел во плоти.
Её характер – взрыв, вулкан, Везувий.
Но страсть её без сладостных безумий
И пошлости: коль переспал – плати!
Я тоже далеко не Аполлон,
В постели – что скрывать – не Казанова.
И спесью в полной мере наделён,
И гением тщеславия больного.
И если б Время повернулось вспять
И, отсчитав положенные годы,
Нам предложило заново начать
Совместный путь сквозь беды и невзгоды –
Прожив всю жизнь со мной, уверен я,
Что взгляд жены на мужа изменился –
Она не вышла б замуж за меня.
И я б на ней, пожалуй, не женился.
А впрочем, если вдуматься всерьёз,
Чего еще желать нам друг от друга?
Мы радость больше ценим после слёз,
А тёплый кров, - когда бушует вьюга.
И потому мы вместе много лет.
Наш путь тернист – то круче, то положе,
Живём, как Бог нам на душу положит.
…И нет счастливей пары на земле.
*"Её глаза на звёзды не похожи..." (перевод Маршака)