История химической завивки волос. История химической завивки Первая процедура по перманентной химической завивки
История химической завивки очень длинная, корни ее уходят в глубокую древность. Вы думали, что «химия» родилась недавно? Ничего подобного, этой процедуре, в том виде, в котором она нам знакома, больше столетия, но завивали волосы люди всегда. Конечно, древние способы были примитивными и несравнимо далекими от тех, которые имеются в нашем распоряжении сегодня. Но это были первые шаги, которые привели к тому ассортименту средств и услуг, которые являются для нас привычными и естественными.
География древней «химии»
Преуспели в этих процедурах Древние египтяне и греки, которые всегда уделяли много внимания своей внешности. В Египте для завивки волос девушки использовали грязевую смесь – они распределяли ее во всей длине и, разделив волосы на пряди, каждую накручивали на деревянную палочку.
В Греции использовали для завивки металлический стержень, который назывался каламисом. Рабыни (каламистры), которым удалось достигнуть особого мастерства в укладке волос своих хозяев, занимали особое высокое положение в их доме. В Африке женщины для завивки использовали лианы, пропитанные соком растений, что очень близко к современному подходу к «химии».
В Средневековье долгое время было модно носить парики, завитые в локоны. Для этого пряди волос подвергались тугому накручиванию на деревянные прутья. Дальше парик подвергался термической обработке – на протяжении некоторого времени его нужно было варить в специальном растворе. В итоге получались локоны, которые превосходно сохраняли форму, к тому же, они были абсолютно невосприимчивыми к воздействию воды.
Начало новой эры парикмахерского искусства
Когда француз по имени Марсель впервые сконструировал инструмент для завивки волос (специальные щипцы), это стало началом новой эпохи в парикмахерском искусстве. Изобретение Марселя было по-настоящему революционным открытием. В парикмахерских по всему миру стали использовать горячие щипцы «Марселя». Естественно, метод горячей завивки волос пока не давал длительного эффекта. Ровно до тех пор, пока в начале ХХ века Карл Несслер не изобрел способ перманентной завивки, который заключался в использовании химического препарата.
Сначала метод Несслера парикмахеры не хотели воспринимать – данная методика просто не внушала им доверия. Одним из недостатков химической завивки, которую предложил парикмахер, являлось то, что нагревательный прибор нужно было держать в руках, что было крайне неудобно. Но идея фиксации локонов на длительное время казалась настолько близкой и соблазнительной, что эксперименты на этом не закончились. Так были созданы первые в мире стержни для завивки, которые нагревались под воздействием электричества. Но и на этом исследования не прекратились.
Аппаратный метод завивки волос
В 1935 году был создан аппаратный метод холодной химической завивки без использования дополнительных приборов, но с применением стационарного устройства. Для создания кудрей больше не нужны были никакие нагревательные элементы, потому что под действием химического вещества пряди, намотанные на бигуди, сохраняли свою форму длительное время. Это был настоящий прорыв в парикмахерском искусстве . Данный метод холодной химической завивки, вытеснив все предыдущие методики, дошел до наших дней и выполняется практически в любом салоне или парикмахерской во всем мире.
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра дизайна стиля и имиджа. «История развития химической завивки» Выполнил: Студент 2 курса группы ДС - 202
Батраков Н.А Проверил: Преподаватель ТПИ Ковган Г.М
Екатеринбург 2013
В Европе король Людовик XVI дал возможность для развития парикмахерского искусства и методик завивки. Он ввел в моду завитые парики, а также поддерживал исследования и опыты на волосах, что привело к началу новой традиции в парикмахерском искусстве. Эта французская традиция до сих пор известна своим вкусом и возможностями мастеров. В 1800 г. во Франции работал Марсель Гатлю -введший новую методику завивки при помощи железной палочки. Он держал эту методику в секрете вплоть до ее полной доводки. В 1882 г. данная методика стала распространена повсеместно.
Однако Марсель Гатлю не может считаться прародителям перманентной завивки в ее современной форме. Современный парикмахер выполняет химическое воздействие на волосы, позволяющее использовать их природные характеристики. Он старается сочетать эти действия с завивкой, и создающей прическу. Перманентная завивка представляет собой цепь операций с волосами, делающими их мягкими, волнистыми и «намеренно вьющимися», а также защищающими от таких внешних агентов, как вода, тепло и влажность.
Немец Карл-Людвиг Несслер был первым, кто использовал химические препараты и раствор аммония для фиксации волос. Он переехал в Лондон, где его методика получила распространение в период с 1905 по 1906 гг., затем, в 1907 г., она дошла о Парижа, а год спустя, стала известна в Италии.
В соответствии с методикой Несслера, волосы должны были окунаться в химический препарат, а затем закручиваться в локоны, чтобы обеспечить химическую реакцию раствора аммония. Затем волосы нагревались путем их окунания в сосуд с кипящей водой, стоящий за головой клиента. Эта операция была возможна, поскольку в то время женщины носили очень длинные волосы (около 50-70 см). Первой клиенткой Несслера стала его жена Катарина. Именно на ней, вернее, на ее длинных – около 70 см волосах, он и опробовал свое чудо-изобретение.Однако такую методику было сложно применять - она часто была сопряжена с неудобством: многие клиенты к концу процедуры получали ожог кожи головы. Поэтому как клиенты, так и парикмахеры относились к нанесению перманента скептически и применяли его с неохотой; многие вообще отказались от него. В 1910 году Несслер усовершенствовал способ, применив для нагрева электроток.
Позднее были обнаружены новые практичные способы нагревать волосы после их окунания в химический раствор, в результате чего перманент снова стал популярен.
В Париже компания Eugene Suter организовала курсы обучения методике перманентной завивки, предвидя будущую конкуренцию. Все компании профинансировали исследования в области новых методик, касающихся железной палочки из Марселя.
Однако некоторые недостатки сохранялись, и женщины не доверяли этой методике. Перманентная завивка не пользовалась таким успехом, как в наши дни. Первым кто улучшил систему Несслера на основе химической реакции, был Гастон Будон в 1919 г. Благодаря помощи великого мастера Рамбуда, он изобрел и представил прибор, который нагревал волосы, обработанные химическим препаратом. Этот прибор вырабатывал пар, который поступал в бигуди по гибким трубкам.
Поскольку прибор Будона все же имел несколько недостатков, изучались и другие методики. В 1926 г. бигуди нагревались электричеством, благодаря помещению на них небольших клещей с электрическим сопротивлением внутри. Клещи соединялись с генератором питания.
Их температура достигала 35°С. Для того чтобы избежать электрического удара клиентам приходилось опираться ногами на изолирующий материал вроде деревянной подставки для ног. разновидностью перманентной завивки с прямым электроподогревом была завивка с непрямым подогревом, известная также как аккумуляция. При этом можно было помещать клещи на бигуди. Подсоединения осуществлялось не через провод, а через электрические стержни. В этом случае также требовался изоляционный материал, чтобы не допустить удара электричеством.
В 1927 г. было принято решение заменить электроподогрев использованием специальных железных стержней. Один железный стержень имел форму бигуди, а другой - захват с бороздками. Бороздки шли перпендикулярно железному стержню и прикреплялись к бигуди. Это был достаточно длительный процесс, поскольку железный стержень необходимо было нагревать на специальной плитке, чтобы обеспечить нагрев бигуди.
В 1932 г. была изобретена система фланелевых мешочков. Эти мешочки намачивались и наполнялись раствором для завивки (сульфаты или мраморная известь). Они устанавливались на бигуди и накрывались водонепроницаемой тканью. Если базовый состав изготавливался из сульфатов, волосы нагревались электричеством снаружи, чтобы заставить кипеть химический раствор, содержащийся в мешочках и обеспечить нагрев волос.
Если же базовым препаратом являлась мраморная известь, контакт этого препарата с водой и металлом бигуди был достаточен для обеспечения нагрева.В обоих случаях иногда мешочки разрывались на голове клиентки, что приводило к повреждению кожи головы.
В 1936 г. появилась первая перманентная химическая завивка с нагревом под влиянием электромагнитной индукции. Специальные колпачки или U-образные гвозди использовались для покрытия прядей волос, которые наматывались на бигуди и окунались в раствор для завивки. Волосы подвергались воздействию электромагнитных волн, вырабатываемых удаленным источником без электронных проводов. Это и служило началом химической реакции раствора для завивки. Такой процесс не принес желаемых результатов, и от него отказались.
Новый процесс заключался в оборачивании волос с их последующим окунанием в базовый препарат и нагревом при электричестве высокой интенсивности и низком напряжении. Волосы, содержавшие химические соли из-за раствора для завивки, в который их окунули, оказывали сопротивление электричеству. Как только соли поглощались, обработка электричеством и нагрев прекращались. От этого процесса отказались из-за сложности его проведения.
В 1936 г. появились первые беспроводные приборы с контролируемым нагревом.
В 1939 г. холодную завивку открыли в США. В 1944-45 гг. она была привезена в Италию и Францию.
В 1946 г. появилась теплая завивка. Она использовалась с регулируемым термальным нагревом.
В 1952 г. появилась нейтральная завивка. Она действовала как холодная завивка с применением препаратов с различными базами.
В 1970-е годы “перманентная волна” вызвала настоящую бурю в умах и моде. Это было время диско, и все гламурные персонажи носили шевелюры в стиле афро. Стрижки делались с учетом химической завивки, все прелести которой открыли для себя и мужчины. Это была настоящая перманентная революция.
В 2006 году химической завивке исполнилось 100 лет.
Очереди с семи утра и риск расстаться с шевелюрой - что приходилось терпеть женщинам ради ухоженного внешнего вида в эпоху СССР.
Салонов красоты в привычном понимании этого слова в СССР не было. Причёски и стрижки делали в парикмахерских. Там же клиентки могли получить сеанс маникюра и педикюра. Параллельно существовали косметические кабинеты. Иногда они делили с парикмахерской одно помещение, иногда находились в соседнем здании. Там работали косметологи, которые также могли покрасить ресницы, брови и сделать макияж.
Цены на услуги в парикмахерских СССР совсем не кусались. Даже уборщица могла себе позволить пройти всех мастеров с минимальными потерями для семейного бюджета. Например, стрижка в 70-е годы стоила 1,5 рубля, завивка на бигуди - 80 копеек, маникюр - 40 копеек. Похожие цены были как в парикмахерских на окраине города, так и в салонах в центре Москвы.
В конце 60-х годов началось массовое строительство благоустроенного жилья. Только тогда в домах начала появляться горячая вода. До этого мыться ходили в общественные бани. При них часто существовали парикмахерские. Клиент проходил "полный цикл" процедур - мылся, брился, подстригался. По мере переселения в квартиры со всеми удобствами общественные бани стали посещать значительно реже, у многих дома появились ванны. Тогда салоны красоты стали появляться на улицах городов - в центре и в спальных районах. В 70-е годы на каждый район города приходилось в среднем несколько парикмахерских и один косметический кабинет. Заранее к мастерам записывались редко. В основном клиенты шли в порядке живой очереди. Типичная картина того времени: группа людей терпеливо выжидает под надписью "Парикмахерская".
"Бабетта идёт на войну"
Одной из востребованных услуг в парикмахерских была завивка волос. Кудри делали с помощью бигуди - раскалённых либо холодных. Тем, кто хотел сохранить завитки надолго, предлагалась химическая завивка. Она не боялась ни влаги, ни солнца, и держалась до шести месяцев. На волосы наносили специальную смесь, потом накручивали на бигуди и сушили.
Средства для химической завивки делались на основе щёлочи, позднее, в 70-е годы, появился состав на основе тиогликолиевой кислоты. Этот состав считался более щадящим и меньше портил волосы.
Мать Веры Кербель всю жизнь проработала в одной из парикмахерских города Новосибирска. С самого детства Вера наблюдала будни индустрии красоты изнутри. По её словам, многие в 60–70-е годы стремились стать не только кудрявыми, но и непременно обесцветиться. Часто обе процедуры делали за один раз.
Волосы осветляли перекисью водорода, получался странный, неестественный по современным меркам цвет, но никого это не смущало. Блондинки были в моде, - вспоминает Вера.
В фильме Александра Панкратова-Чёрного "Салон красоты", где показаны будни парикмахерской времён СССР, есть эпизод, в котором расстроенная после ссоры с мужем мастер передержала перекись водорода на волосах у женщины. Волосы клиентки начали вылезать клочками. Женщина плакала и проклинала мастера. Такая ситуация была, как это ни печально, сродни норме для того времени, о чём с грустью вспоминают женщины, заставшие "красоту" в СССР. Химическая завивка и обесцвечивание были, по сути, эдакой "советской рулеткой". При неудачном исходе процедуры у женщин появлялись настоящие проплешины. Замаскировать их мог только головной убор или парик.
Ещё одним модным приёмом в 60–70-х годах был начёс. К голове крепили шиньон-накладку, который приподнимал волосы на затылке. Закрепляли конструкцию с помощью невидимок и тонны лака. Такую причёску назвали бабетта. Похожая укладка была у французской актрисы Бриджит Бордо в фильме "Бабетта идёт на войну".
Мне мама делала бабетту, я ходила с ней семь дней. Тогда нормой было не трогать голову с причёской неделю, а то и две, - делится воспоминаниями Вера Кербель.
Женщины, которые обесцвечиваться не хотели, просто красили волосы. Дамы стремились замаскировать седые пряди или просто сделать оттенок волос ярче.
Самыми популярными красителями были хна и басма. Их можно было найти в каждой парикмахерской. Поэтому так много было женщин с рыжими или чёрными волосами, - рассказывает Вера Кербель.
Привычные краски в тюбиках появились в СССР в начале 70-х годов. До этого волосы и брови красили смесью на основе урзола (органическое соединение, которое также используется для окраски меха).
Я сам изготавливал краску на основе урзола, коры крушины и ещё нескольких компонентов. Варил дома на своей кухне и приносил в парикмахерскую. В отличие от кремообразной краски, эта смесь была жидкой. Наносили её ватным валиком или губкой. Главный минус - краска въедалась в кожу головы и отмыть её было сложно.
Эксперт до сих пор полностью не раскрывает состав той краски, но уверяет, что окрашивание держалось долго, цвета получались разнообразными и клиентки были довольны.
Лак с ёлочной игрушкой
Кудрявая блондинка из 70-х, конечно, должна была иметь ухоженные руки. Для этого она вставала в шесть утра, а в семь уже занимала очередь к маникюрше в ту же парикмахерскую, где вчера делала "химку".
В небольших салонах работал один мастер по маникюру, в крупных - несколько. В арсенале у маникюрши были небольшие ножницы, пилки, щипчики для удаления заусенцев и, конечно, ванночка для распаривания рук.
Как рассказала Галина Иванцова, работавшая мастером по маникюру в 70-е годы в Москве, чтобы хорошо накрасить и интересно оформить ногти, ей надо было очень постараться:
По качеству лаки были больше похожи на строительные краски, растекались, плохо держались. К тому же, выбор цвета был ограничен - все оттенки красного, розовые или бесцветный лак.
Нередко мастера сами смешивали лаки, чтобы получить новый цвет. Некоторые даже добавляли в состав самодельные блёстки из раскрошенных в пыль осколков от ёлочной игрушки или обрывков ёлочной мишуры.
Когда в конце 70-х стали появляться импортные лаки, мастера покупали их за свои деньги и предлагали клиентам доплатить за использование более качественного материала. Большинство охотно соглашались.
Косметологи с бархатной кожей
Удалить бородавку, сделать чистку лица, пройти лечение от угревой сыпи, а также выщипать и покрасить брови - все эти процедуры в СССР можно было провести в косметических кабинетах.
За дополнительную плату косметологи могли сделать макияж, - вспоминает Вера Кербель, - в магазинах хорошую косметику было не достать, а у них имелись импортные тональные кремы, тушь и множество помад.
Кожа у девушек и женщин СССР часто была не очень: юношеские угри плавно переходили в возрастные морщины, вспоминает одна из наших собеседниц, заставшая те времена. Именно косметологи выделялись на фоне других идеальной кожей в любом возрасте. Они были одними из немногих, кто знал все секреты ухода за лицом.
Клиент всегда неправ
В фильме Александра Панкратова-Чёрного "Салон красоты" правдиво показано, насколько вежливыми и обходительными мастера были с привилегированными клиентками и насколько равнодушными оставались по отношению к обычным посетителям.
Жён партийных деятелей поили чаем и сдували с них пылинки. Обычные же женщины слышали в свой адрес от парикмахера "садимся", "снимаем бигуди", "на сушку", "терпите".
Косметолог или парикмахер могли обслуживать клиента и параллельно рассказывать коллеге о проблемах у сына в школе, о непутёвом муже, о том, как ей удалось купить сапоги из ГДР, - делится воспоминаниями Маргарита Петрова. - Складывалось ощущение, что клиенты для них - не живые люди.
Когда клиентка оставалась недовольна стрижкой или укладкой, редко кто возмущался. В основном расстроенные клиентки уходили домой с мыслью: "Волосы не зубы, отрастут".
Несмотря на риск остаться без волос, нестойкий и плохо пахнущий лак и не всегда уважительное отношение к себе, женщины приходили в салон красоты вновь. Желание быть красивыми неистребимо в любом возрасте и в любую эпоху.
Тем и интересна история химической завивки волос, что она отражает не только эстетическую эволюцию, то и техническую. Ведь все это привело к появлению самой настоящей плойки. Если посмотреть на картины прославленных живописцев, то искусственные кудри можно увидеть часто. Однако создавались они на париках, это гораздо проще, чем сделать локоны на живых волосах. Живые кудри держались недолго, но в начале прошлого века произошел настоящий прорыв и связан он с именем Карла Людвига Несслера. Почти десять лет он работал над своим изобретением с 1896 года до 1905, когда он продемонстрировал химическую завивку с помощью аппарата. Надо сказать, что Несслеру повезло с женой, так как именно она стойко выносила все его опыты с волосами. Его целью было создание такой завивки, которая держалась бы долгое время. Катарина Несслер дважды имела ожоги и испорченные волосы, но именно ей (и ее мужу) мы сегодня обязаны появлением плойки. Хотя показательная процедура 19005 года длилась в течение пяти часов, после чего кудрявая голова Катарины Несслер была оценена публикой.
После этого идеей создания аппарата и химической завивки были одержимы многие парикмахеры. Началась конкуренция и в истории химической завивки волос появилось много имен, а так же участились конфликты среди конкурентов. Самое громкое судебное разбирательство было между двумя крупными компаниями Eugene Ltd и Icall Ltd. Это копании двух недавних партнеров, так же изобретавших стержни-нагреватели, Сутера и Калвети. Однако Несслер, увидев их изобретения, тоже решил поучаствовать в процессе, ведь эти стержни сильно напоминали аппарат, изобретенный им.
Как уже говорилось, многие после успеха Несслера, захотели попробовать свои силы в мастерстве завивки волос.
Примерно до 30-х годов прошлого столетия каждый цирюльник имел свои методы. Так история химической завивки волос оставила в памяти потомков большое количество машин для завивки. Они изобретались уже по всему миру. И самой интересной можно назвать изобретение афроамериканки М. Джойнер. В 1928 году она изобрела свою машину для завивки. Все остальные имена и названия систем связаны с мужчинами изобретателями. Кстати, мужчины в это время не пренебрегали вершинами мастерства парикмахеров и с удовольствием так же делали завивку.
Для самой истории химической завивки волос, изобретение плойки или стержней с нагревом было важным шагом.
Но не менее важны и химические составы, которые также постоянно совершенствовались. Вся суть процесса заключалась в том, чтобы пропитанные составом волосы после нагревания хорошо держали форму. Но в 1938 года Арнольд Виллат в США впервые сделал холодную химическую завивку. И удалось это благодаря производному тиогликолевой кислоты – тиогликолята аммония, который был использован в качестве реактива. Что это давало? Многое! Ведь реактив не разрушал волосы, и придавал им новую форму. Теперь не нужно было нагревать локоны и пересушивать их. Волосы накручивали на бигуди, и появившаяся волнистая форма закреплялась с помощью лосьона, в основе которого была перекись водорода.
В это время был популярен стиль гламур и локоны составляли важную часть облика гламурной красавицы. Вообще история химической завивки волос еще не окончена. Она продолжается и в наше время. Создавать искусственные локоны интересно и современным модницам. Постоянно меняются химические составы, но неизменно одно, это конкуренция и наличие собственных секретов каждой компании.
Стремление женщин к красоте насчитывает многовековую историю. Это касается не
только макияжа, но и причесок, укладок и всего, что связано с волосами. Как
правило, женские прихоти провоцируют мужчин на всевозможные выдумки. Так,
известные кутюрье, в основном – мужчины. Парикмахеры-стилисты – тоже они, как,
впрочем, и повара. Так вот, из-за желания модниц с прямыми волосами иметь
озорные кудряшки, одному англичанину немецкого происхождения, пришла в голову
идея, и нашлось решение – как получить из прямых волос кудряшки. И, как вы
думаете, кто был первой «жертвой» его выдумки? Конечно же, жена.
Началом перманента, процедуры, более известной сегодня как химическая завивка, принято считать осень 1906 года, когда Карл Несслер публично продемонстрировал на прекрасной головке своей жены Катарины эффект «перманентной волны». Надо сказать, что в те времена это была довольно жестокая процедура – применялись сильно разогретые латунные коклюшки, а затем волосы покрывались еще и специальным химическим составом – для закрепления результата. Говорят, даже, что Катарина дважды страдала от опытов своего мужа – он попросту пережигал ей волосы в процессе поиска нужного состава средства для завивки. Вот вам и жертва красоты!
Первый аппарат для химической завивки Карл Несслер запатентовал в 1908г. Это был довольно большой аппарат, который с помощью пара или электричества создавал тепло, необходимое для действия реактива. Позже аппарат был усовершенствован дважды – в 1910 году самим Несслером, а в 1924 – Йозефом Майером. Аппараты стали более компактными и позволяли сэкономить время процедуры, а к 1928 году стали выпускаться серийно, чем привлекли больше клиенток.
Так называемая холодная завивка появилась уже к 1935 году. В США перманент становится очень популярен во время Второй мировой войны. А вскоре приходит и в Европу. Большое влияние на развитие этой моды, как, впрочем, и моды в одежде, оказал кинематограф.
В нашу страну перманент приходит в 50-е годы 20 века. Модницы становятся похожи друг на друга, так как выбор вариантов завивки был невелик. Гораздо позднее появляются разновидности «химии»:
– американская, как у Джулии Робертс;
– вертикальная – больше известна как «мокрая химия»;
– пузырьковая химия – благодаря кислороду, содержащемуся в пузырьках специально вспененного состава, она еще и помогает избавиться от эффекта жирных волос и, наконец,
– шелковая волна – придает завиткам более естественный вид и обогащает протеинами шелка, входящими в состав раствора.
Первые составы для завивки имели щелочную основу и высокий уровень рН, чем сильно вредили волосам. Вообще, сам процесс завивки заключается в том, что вещество, проникая в волос, разрушает клеточные связи, чем изменяет его структуру и позволяет придать желаемую форму. Подобный эффект держится 3-4 месяца.
Позже появляются более щадящие составы на кислотной основе. В них уровень рН намного ниже, чем у щелочных. Но нельзя сказать однозначно, что «химия» – гуманная процедура. Каким бы ни был состав – его задача изменить структуру волос.
На сегодняшний день японскими учеными разработано революционное средство для химической завивки с нейтральным уровнем кислотности. Это не фантастика! Метод работает так, что не разрушает клеточные связи, а вытягивает волос, что в целом, не влияет на его структуру и не портит внешний вид.
Все более популярным становится перманент для ресниц. Это один из способов химической завивки ресниц, со своими химическими составами и бигуди-роллами, позволяющими выбрать степень «крутизны» завитка. Применяется для любой длины ресниц.
Выбирать вам – химия или нет, но, если уж вы настроились на перманент, стоит проконсультироваться с врачом-косметологом. Это поможет вам сохранить здоровье и естественную красоту волос и главное – насладиться результатом.
Марина Толкач