Конспект занятие свойства льда подготовительная группа. Конспект занятия на тему: «Снег» в подготовительной группе. «Свойства снега и льда»
Тема: «Свойства и качества снега и льда».
Цель: обобщение и закрепление знаний о снеге и льде.
Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место.
Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом.
Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
Оборудование: полотенце, соль, стаканы с водой чайные ложки, полоски синего и красного цвета, чашку для таяния льда и снега, формочки. Пластинку, проигрыватель, гуашь, кисточка, нитки, удлинитель. Электрическая плитка, холодильник, салфетки.
1. Игра «Здравствуйте». Дети стоят в кругу, воспитатель протягивает руку детям и говорит: «Здравствуйте». Ребята на ладонь воспитателя кладут свою и здороваются с ним, затем меняют руки.
2. Пальчиковая игра «Снег».
В снег упал Сережка. Поочередное загибание пальчиков. А за ним Аленка, А за ней Иришка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят? Показать пять пальцев.
3. Игра «Что в круге?»
Зимние забавы.
Катание на санках, лыжах, коньках, снегоходах, с горки, по ледяным
дорожкам, игра в хоккей, в снежки, лепить снежные крепости.
4. Дети, сейчас поиграем в игру «Назови двумя словами».
Шуба, шапка, варежки… (зимняя одежда); - Санки, коньки, лыжи… (спортивный инвентарь); - Унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь); - Воробей, снегирь, синица (зимующие птицы); - Лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды).
Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). - А какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы?
5. Послушайте внимательно логическую задачу:
«Маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегов. В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей. Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег. Очень удивился Саша. Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме.
Что же она ему рассказала? (Ответы детей).
6. -Почему дети зимой радуются снегу и льду? - Хорошо или плохо, что зимой есть снег и лед?
Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (Снег - снежинки-кристаллики-пар-вода).
Физкультминутка «Мы зимой в снежки играем…» Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы. Гостью - зиму любим мы.
7. Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам.
Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он? - холодный, мягкий. - Какого цвета снег? - белого. - Есть в снегу крупинки? - Что еще белого цвета на ваших подносах? - соль. Потрогайте пальчиком соль. Какая она? - рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…
Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) - Что напоминает вам льдинку? (стекло) - Почему льдинку нельзя вставить в окно? - Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды).
Во что превращается снег и лед в тепле? - в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом? (от тепла становится мягче, тает, вытрите руки полотенцем).
Итак, какого цвета снег? - белого. Подложить полоски красного и синего цвета под снег. - Изменил ли снег цвет? - нет. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. - Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. - Какого цвета стал лед?
Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. - Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.
8.- Найдите на подносах карточку с буквой. Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный. Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите? - Буква через лед видна. Вывод: лед какой? - прозрачный, а снег непрозрачный.
9- Возьмите молоточек, ударьте по снегу. Что вы увидели? - от удара в снеге получилось углубление по форме молотка. Вывод: снег рыхлый. - А если ударить по льду? Что произойдет? Лед от удара раскололся на маленькие кусочки. Вывод: лед хрупкий.
10.- Я ставлю снег в чашке на горячую плитку. Что произойдет? Снег превратился в воду (показать детям). - А лед на горячей плитке? - тоже превращается в воду. Снег и лед на горячей плитке растаяли. - Что нужно сделать, чтобы растаяла соль? Размешать соль в стакане с водой. - Значит, в стакане раствор соли с водой, а снег и лед - просто вода. - Если кипятить растаявший снег и лед, то вода просто выкипит и не останется ничего. --- - Как вы думаете. Куда денется выкипевшая вода? Превратится в пар. - Пар - это газообразное состояние воды. В природе, когда вода испаряется, пар охлаждается и выпадает на нас осадками, какими? - летом это дождь, а зимой - это снег, так как пар зимой кристаллизуется, образуются снежинки и выпадают снегом. Значит, что такое снег и лед зимой - это вода в твердом состоянии. Их появление связано с похолоданием. Так, как можно назвать лед, снеговой сугроб и снежинки другими словами - зимнее твердое состояние воды.
11. - А сейчас мы будем делать различные фигурки для украшения нашего участка. В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. А как нам воду превратить в фигурки? - поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красные фигурки, которыми мы украсим наш участок.
12. Ребята, спасибо вам, за то что, вы сегодня вместе со мной были исследователями. Молодцы!
Цель : формировать навык наблюдательности.
Задачи: знакомить детей с физическими свойствами снега – белый, холодный; развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух; воспитывать познавательный интерес к неживой природе.
Оборудование: вата, снег в ведёрке, совок, кусочек чёрного картона.
Ход занятия.
I. Эмоциональный настрой «Зима» карточка № 2.
II. Дыхательная гимнастика «Снежинка».
На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Маша пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Машину варежку (Показываю детям кусочек ваты). Маша подула на неё (дую на кусочек ваты ), и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку? (даю каждому ребёнку кусочек ваты и показываю, как надо дуть. Игра повторяется 2 – 3 раза ).
III. Экспериментирование со снегом.
Заношу с улицы ведёрко со снегом. Приглашаю детей к столу.
Это снег. Я принесла его с улицы. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, рукам холодно. Хотите потрогать снег? (дети трогают ) Какой снег? (холодный ) Давайте погреем ручки (растираем их друг о друга, дуем на них ). А теперь рукам холодно? (тепло) Возьмём совком немного снега из ведёрка и положим на кусочек чёрного картона, посмотрим какого цвета снег? (белый ) Повторим все вместе: снег белый. Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный ).
Кладу каждому ребёнку на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит .
Куда же пропал снег из ваших ладошек? (снег растаял ). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный ) Вывод: в тепле снег тает.
Снег растаял, превратился в воду. Ваши ручки стали мокрыми. Вывод: снег – это вода.
IV. Физкультминутка.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем.
Не замёрзнут ручки-крошки
Мы похлопаем немножко.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
V. Итог занятия.
Обращаю внимание детей на ведёрко, в котором был снег.
Посмотрите, что стало со снегом? (растаял) . Почему снег растаял? (потому что тепло). Что же осталось от снега? (вода ). Правильно, снег в тепле растаял и превратился в воду. Снег – это замёрзшая вода.
НОД по лепке с использованием словесно-дидактической игры
Тема: «Снеговик»
Цель: учить делить ком пластилина на две части; раскатывать каждую часть круговыми движениями между ладонями, придавая ему округлую форму; соединять два шара между собой, дополнять готовый предмет деталями, называть готовое изделие. Продолжать развивать умение в проговаривании текста с выполнением соответствующих движений.
Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, салфетки, шапочки для снеговиков, бусинки для глаз и носа, ширма с изображением зимнего пейзажа, машина, игрушка-снеговик.
Ход занятия:
I. Эмоциональный настрой
Я подарю вам улыбку свою.
Вы подарите в ответ мне свою.
Вы улыбнулись и это прекрасно.
Значит, гостей будем ждать ненапрасно .
II. Организационный момент
За веревочку завожу в группу машину. В кузове машины игрушка – снеговик. Обращаюсь к детям: «Кто это к нам приехал? Да, действительно снеговик. Посмотрите, какой он веселый. Он приехал, чтобы поиграть с нами, погостить у нас». Рассматриваем снеговика, из чего состоит . Два шара, сверху на голове ведро, в руках метла. Есть глазки, ротик. Снеговик улыбается? (спрашиваю у детей). Уголки рта у снеговика опущены, снеговик грустит.
Наш снеговик, наверное, скучает по своим друзьям, а давайте мы ему слепим друзей. Дети приглашаются за приготовленные заранее столы.
III. Основная часть. Лепка шаров для снеговиков.
Спрашиваю: из чего будем лепить снеговиков? Да, из пластилина. Объясняю порядок выполнения работы и показываю : «Снеговик сложен из шаров. Разделю пластилин на две части. Вот так. Из одной части раската: что ребята? (шар, шарик – ответы детей). Ладони смотрят друг на друга, руки полочкой. Покатился комочек по ладошкам, вот и получился шарик. Теперь нам Карина раскатает другой шарик (вызываю ребенка с хорошими умениями). Спасибо Карина, вот какой хороший шарик получился у тебя. Теперь соединим шарики. Вот так прижали. На что похоже (ответы детей). Чего не хватает снеговику? (ответы детей). Ну, где же нам взять для него ведро? Наш гость-снеговик говорит, что, у него есть шапочки для наших снеговиков? Вот здорово, спасибо тебе снеговичок. Одеваю одну из шапочек на голову снеговику. Вот какой снеговик получился!
Давайте расскажем, как мы будем лепить снеговика.
IV. Физкультминутка «Снеговик»
Дети проговаривают текст вместе со мной и выполняют соответствующие движения.
Давай, дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратился в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа…нос…метла
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Спрашиваю у детей, что мы сделали, чтобы получился снеговик, в самом начале (ответы детей). Уточняю: «Сделали ком, катали ком».
Прошу детей повторить хором и 2-их детей индивидуально. А теперь ребята, скатайте комочки из пластилина и слепите друзей нашему снеговику. Дети начинают работать. Слежу за ходом работы. Хвалю детей за старания, умение доводить дело до конца: «Вот какие ребятки, молодцы, хорошо раскатывают комочки, стараются». По мере окончания работы предлагаю малышам брать «шапочки» для снеговиков, дополнять ими образ.
V . Итог занятия.
Когда все малыши справятся с заданием расставить снеговиков вокруг гостя, рассмотреть их, похвалить ребят. Незаметно исправить лицо снеговика, улыбается. Снеговик говорит спасибо, радуется новым друзьям, снимает «ведерко», а там конфетки для малышей. Занятие заканчивается.
НОД Аппликация – игра «Друзья для снеговика»
Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик – целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.
Материал : игрушка снеговик, половина листа голубого цвета, клей, кисти, детали для оформления снеговика.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель показывает игрушечного снеговика.
Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.
Снеговик, снеговик
Появился во дворе,
Нос – морковкой,
И ведро на голове.
В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.
II. Основная часть.
ü Из каких частей состоит снеговик? (из кругов, ведра)
ü Сколько белых кругов нам понадобиться? (Три).
ü Какого размера самый нижний круг? (большой).
ü А на нём? (поменьше, это туловище).
ü А самый верхний круг, какого размера? (маленький, это голова.).
ü Что у снеговика на голове? (ведро).
Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.
Рассмотрев из чего же состоит снеговик (из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет, как нужно намазывать детали и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.
Дети включаются в работу.
III. Физкультминутка.
.Пальчиковая игра «Что мы делали»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)
Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись.(положить ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)
Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).
(Н.Нищева)
IV. Логопедическая игра «Погреем ручки»
Педагог: « Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.
Педагог:чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки.(надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки: «Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.
V. Итог занятия.
Педагог: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями-снеговичками.»
Приложение № 2.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Цель : Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.
Ход игры
Взрослый поёт, а дети подражают словам песни.
Выпал беленький снежок, (Дети, стоя кружком, подни-
Соберёмся мы в кружок. мают руки вверх и медленно
Снег, снег, белый снег опускают их, подражая падаю
Засыпает всех. щему снегу)
Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и
И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, руки позади)
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех .
Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу
Друг за другом побежали. руки согнуты в локтях и
Снег, снег, белый снег - сжаты в кулачки, как будто
Кружит, падает на всех. держат палки от лыж.)
Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и пока-
Снеговика мы мастерили. зывают, как лепят снего-
Снег, снег, белый снег - вика)
Снеговик наш лучше всех!
Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,
И в кроватках задремали. ручки под щёчку, «спят»)
Снег, снег, белый снег
Спят ребята крепче всех!
Подвижная игра «Снег кружится»
Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Материал: ободки с эмблемами снежинок.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.
Воспитатель предлагает детям покружится, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»
Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» (В-в-в-в –произносят дети).
Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Приложение № 3.
Опыт № 1. «Снег и его свойства»
Цель : Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.
Материал: снег в тазике.
Ход, содержание опыта : принести в группу снег.Предложить потрогать рукой- снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут,снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.
Опыт № 2. «Что такое снег?»
Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.
Материал : снег, тазик, морковка, камешки.
Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.
Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.
Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.
Опыт №3 «Лёд и его свойства»
Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Материал: замёрзшая вода в ёмкости(осталась от растаявшего снеговика).
Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза- камешки.(Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.
Приложение № 4.
(дидактические игры)
Дидактическая игра «Сложи снеговика ».
Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Показать готового снеговика. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, потом – поменьше, наверху – маленький, на голове – ведро, два маленьких круга – это руки.
Предложить сложить такого снеговика из кругов.
Дидактическая игра «Собери снеговика».
Цель:
Ход игры.
Показать детям картинку с изображением снеговика. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.
Дидактическая игра «Снежинки».
Цель: учить собирать целое изображение из частей, развивать мышление, зрительное восприятие.
Ход игры.
Показать детям картинку с изображением снежинки. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.
Приложение № 5 (дыхательная гимнастика).
«Снежинки»
На столе лежат комочки ваты.
Воспитатель: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе. А вы хотите подуть на снежинки?
Педагог раздаёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Вату можно положить на ладошку, на стол - и сдувать лёгкие, нежные комочки, сначала глубоко вдохнув воздух, а потом выдохнув: «Фу-у, фу-у!»
Упражнение выполняется 2-3 раза.
Цель:
- Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
- Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
- Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия
Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?
На дворе – горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Беседа «Что такое снег?»
Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.
Опыт №1. «Определение цвета».
Какого цвета снег? (белый)
Какого цвета лед? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).
Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.
С горки я
На лыжах мчусь
Сегодня
Храбрым быть учусь!
А завтра
Буду смелым!
Ну а потом –
Умелым!
Опыт №4. «Тонет, не тонет».
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Выводы:
Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.
Занятие в подготовительной группе
познавательно-исследовательской деятельности
на тему: «Тайны снега и льда»
воспитатель: Попова Е.Н.
Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ : Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы:
Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", значки смайлики.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Методы и приемы используемые в ходе НОД:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);
2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);
3. Практический (проведение опытов со снегом и льдом);
4. Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание с сигнальными карточками);
Используемые современные образовательные технологии:
ИКТ-технологии;
технология исследовательской деятельности;
игровые технологии;
здоровьесберегающая;
личностно-ориентированные технологии.
Предварительная работа : беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.
Ход НОД
(слайд 1) (узор на окне)
Вот к нам и пришла зима
На деревьях бахрома.
Из окна не виден двор.
Все стекло покрыл узор.
Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.
( слайд 2) (снегопад)
Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.
Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз) .
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег) .
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет . (Сосулька)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь -вода в руке . (Снежинки)
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима) .
Правильно, зима.
Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
Понижается температура воздуха.
Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.
Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.
Молодцы! А что происходит с живой природой?
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицыи др.)
А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) .
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.
А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?
(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)
Физминутка «Если нравиться тебе»
Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Воспитатель : Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)
Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (проходят садятся за столы)
Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.
Воспитатель.
А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)
Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?
Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.
Какого цвета снег? (белый)
А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)
Вывод: Снег- белого цвета, лед - бесцветный.
Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).
А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).
Вывод: Снег- непрозрачный, лед - прозрачный.
- - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).
Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).
Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.
Вывод:
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”
А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)
Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.
Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”
(слайд 3) (хруст снега)
Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?
Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.
Воспитатель: Ребята, в озьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.
Воспитатель.
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да))
Снег при таянии превращается в воду? (да)
Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)
Снег бесцветный? (нет)
Лед прозрачный? (да)
Лед рыхлый? (нет)
Снег белый? (да)
Лед тяжелее воды? (Нет).
Лед тает в воде? (Да)
Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).
Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы? Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.
РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» филиал №3 “Звёздочка”
«Тайны снега и льда»
ООД с элементами экспериментирования
подготовительная группа
Воспитатель: Шлыкова Г.В.
2015-2016 уч. г.
Цель:
ознакомление с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о свойствах снега и льда;
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе;
Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный;
Повторить правила поведения на прогулке, на льду;
Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;
Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);
Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
Развивать мышление, память, умение выслушать товарища, не перебивая
Развивать связную речь;
Развивать мелкую моторику;
Способствовать развитию осторожности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;
Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Оборудование и материалы: снег, лёд, ёмкости с водой, бумажные салфетки, формочки со льдом, вода, гуашь, формочки, тарелочки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом; чтение стихотворений о зиме; рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.
Живет на земле Матушка Водица. У нее большая семья: сыновья - Туман,
Дождь, Снег, Лед; дочери - Роса, Снежинки. У всех разные характеры, все
любят разные времена года (кто весну и лето, кто осень и зиму).
Хочу загадать вам загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
С кем из детей Матушки Водицы мы встречаемся зимой? (снег, лед, снежинки)
Мы сегодня узнаем, что такое снег и лёд. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения. Чтобы их провести, предлагаю открыть свою исследовательскую лабораторию и стать её лаборантами, а я, с вашего разрешения, буду научным сотрудником. (Прикрепить значок - бейджик.)
– О чем говорилось в начале загадки?
(Внесение снега, его исследование.)
– Послушайте еще одну загадку: «Белое одеяло землю укрыло». Почему так говорят?
– Что вы знаете о снеге? Какой он? (Белый, непрозрачный, холодный, мокрый, липкий, рыхлый и т.п.)
– Откуда он берётся? (Педагог выслушивает рассказ одного из детей.)
– Пришло время еще одной загадки. Слушайте внимательно: «Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно». Что это? (Лёд.)
(Внесение льда, его исследование.)
– Что такое лёд? Как он получается?
– Какой он? (Прозрачный, холодный, твёрдый и т.п.)
– Как вы думаете, коллеги, что произойдёт со снегом и льдом, если занести их в комнату?
– Что быстрее растает? Почему? Давайте проверим.
(Деление детей на три подгруппы.)
– Для изучения свойств снега и льда предлагаю разделиться на 3 группы: три старших лаборанта набирают себе команду.
Опыт «Что быстрее растает?»
(Оборудование и материалы: тарелочки, снег, лёд.)
У каждой группы на столе - рыхлый снег, комок снега, лёд.
– Куда лучше поставить тарелочки, чтобы опыт пошел быстрее? (Предложить детям варианты: у открытого окна, около батареи, в комнате, где падают лучи солнца.)
Опыт «Определение тяжести»
(Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.)
– Давайте определим время: 3 минуты (Выставить песочные часы.) Пока время идёт, нам нужно узнать, что тяжелее: снег или лёд?
Первая группа, ваша задача – опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
(Объяснения старших лаборантов после наблюдения и обсуждения с командой.)
Вывод:
Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.
Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.
Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.
(Проверка времени, затраченного на первый опыт.)
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод : Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
Игра «Хорошо – плохо»
– Уважаемые коллеги, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Если увидишь лед - ступай по нему осторожно, а лучше обойди! (Лед гладкий, скользкий. Можно поскользнуться и упасть).
Нельзя ходить по льду на реках! (Лед может подтаять и тогда он теряет свою прочность. Можно провалиться в воду).
Как определить прочность льда?
(Лёд можно считать прочным, если его толщина не менее 7 сантиметров – это лёд зеленоватого оттенка. А матово-белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен. Тонкий лёд бывает вблизи кустов, камыша, где в него вмёрзли водоросли, около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи. Следует обходить площадки, покрытые толстым слоем снега: под снегом лёд всегда тоньше. Очень осторожным следует быть в местах, где лёд примыкает к берегу – возможны трещины, подо льдом может находиться воздух. Особенно опасен лёд во время оттепели.)
Что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?
(Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой. Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.)
Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?
(Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.)
Физкультминутка «Пушистый снег»
Снег над нами кружится –
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Закружились, как снежок.
(Дети изображают зимние фигуры.)
Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
– Сегодня нам предстоит узнать, имеют ли снег и лёд форму?
– Посмотрите на снег. Имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в формочки и осторожно достанем. (Дети пробуют это сделать.)
– Одинаковой формы они у вас получились? А почему? (Разные формочки.)
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки?
Вывод: Снег непрочный, рыхлый.
– А лёд прочнее снега? Почему? (Он твёрдый.)
– Лёд имеет форму? Можно ли сделать фигурный лёд? Как?
(Воспитатель вносит цветную льдинку.)
– Как вы думаете, почему она цветная?
– Предлагаю вам самим сделать цветные фигурки.
(Оборудование и материалы: вода, гуашь, формочки
– Куда поместить необходимо наши формочки, чтобы получился лед?
(Воспитатель подводит итог.)
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.
Общие свойства снега и льда:
Холодные на ощупь;
Сохраняются при низких температурах, в тепле превращаются в воду;
Не имеют формы, приобретают форму того предмета, в который попадают.
Различия снега и льда:
Снег белый и рыхлый:
Лед прозрачный и хрупкий.
Назовите правила безопасности на льду. Хочу подарить вам снежинки. Можно загадать желание и повесить на новогоднюю ёлку. Пусть оно сбудется в Новом году!