Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации Воспитание нравственно патриотического воспитания старшая группа
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).
2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель:
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста
Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
1. Развивать любознательности, умения вести диалог.
2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
Блок 3. Тема: «Я живу в селе Бея»
Цель.
Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи:
познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.
Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.
Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:
Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
Звери Сибири;
История Кузбасса;
Г.А.Федор Белов «Белово».
Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»
Цель.
Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.
Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель.
Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».
Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»
Цель.
Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.
Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель.
Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи:
воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».
Блок 8. Тема: «Наши космонавты»
Цель.
Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».
Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель.
Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы
.
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.
Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, есть темы направленные на краеведение, как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Я, ты, мы» авторы О. М. Князева, Р. Б. Стеркина, «Я – человек» автор С.А. Козлова, «Дружные ребята» авторский коллектив: Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович и др., «Приобщение к истокам русской народной культуры»:О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Я люблю трудиться» Л.В.Куцакова и др.
Цель и задачи нравственно- патриотического воспитания Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширять и углублять знания детей о своем крае, его истории; развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей; формировать бережное отношение к природе и всему живому; формировать художественно- эстетическое восприятие; вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.
Родная семья. Мир ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах со мной дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. В результате у дошкольников формируется гуманное отношение к своим близким.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья. По этому направлению в группе была проведена большая работа. Прошло открытое занятие: «Моя семья», дети выстроили родословные древа своей семьи, совместно с родителями были изготовлены семейные альбомы каждой семьи. В ходе данной работы дети поняли что такое семья, как взаимосвязаны члены семьи, историю своей семьи, связь времен, что вызвало чувство гордости за своих предков.
Наш любимый детский сад В группе регулярно проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, литературе, основам математики и т.д. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Дети научились соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, проявлять самостоятельность, общаться со сверстниками, дружить и делиться, а в случае необходимости и постоять за себя.
Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашей группе. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Это: «Чтоб здоровье сохранить-научись его ценить»(физкультурно- валеологическое мероприятие), «Мы за чаем не скучаем!» и другие. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Дети на праздниках очень интересно показывают свою артистичность и развитие речи.
Общение со сверстниками Общение со сверстниками в повседневной жизни через игру, развивает у детей память, мышление и речь. Дети в группе научились прислушиваться и уважать мнение своего товарища, прийти к нему на помощь и даже оказать ее в случае необходимости.
Чувство Родины… Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Родной город. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Барнауле, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее города. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях. В группе создан альбом о знаменитых земляках прославивших наш Алтайский край.Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Обращаю внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих улиц.
Барнаул – частица Родины. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что повсюду живут люди разных национальностей, - есть общие национальные и общественные праздники. В музее группы есть уголок, где стоят куклы разных национальностей. На занятиях и через игру формирую у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, т.е. закладываю основы толерантности.
Родная природа В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку, ромашковое поле и понимают, что это наше родное. Я прививаю детям любовь к родной природе через чтение книг о природе, знакомлю со стихами известных поэтов, просмотров презентаций и видеороликов. Ребята знают названия деревьев и растений произрастающих в нашей местности. У ребят сформировано чувство ответственности за сохранение природы родного края, они знают как правильно вести себя наедине с природой.
Природа родного уголка Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. В группе организовывались занятия, проводились наблюдения, формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом. Наши дети приобретают поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также учатся «научно» мыслить. В ходе работы ребята научились понимать взаимосвязь некоторых природных явлений,и конечно опираются на собственный опыт. Дети учатся хозяйствованию, правильному и экономному распределению материальных благ.
Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. В беседах с детьми, при чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, картин великих художников воспитываю интерес к красивому. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить свои знания и впечатления в своем рисунке. Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «кончик», насыщать кисточку краской. Умеют использовать тот или иной цвет в рисунке, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки, воображение.
Родная страна. Знакомя детей с родной страной, я стараюсь расширить их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Таким образом, у детей формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Дети с национ. куклами
Родная культура. Стараюсь приобщить детей и к культуре своего народа через русские народные праздники «Осенины», «День матери», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «Коляда», «Рождество», «Иван Купала», «Пасха», «Новый год» поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Я стремлюсь в своей работе широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. Дети получают представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям: чувству любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
С помощью родителей в группе создан музей кукол, который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции. В музее мы проводим экскурсии и беседы. Именно здесь для ребенка открывается возможность узнать историю своего народа, а именно историю кукол, которыми играли их бабушки. В процессе творчества, когда ребята изготавливают куклу, я приобщаю детей к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Дети с танками. Дети любят слушать рассказы о войне с участием детей, беседовать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Сопереживая героям, дети учатся по- настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.
Считаю, что театральная деятельность с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас. Дети любят читать и показывать сказки, они побуждают их думать, ребята научились анализировать, делать выводы и обобщения, у детей развиты и сформированы эмоции.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Ребятки нашей группы тоже очень любят работать на территории детского сада. В ходе работы дети научились договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Оказывают помощь товарищу.
В группе создан патриотический уголок «Моя Родина Россия» для формирования гражданско- патриотической позиции у детей. В уголке много книг об Алтае, о Барнауле. Книга нашего земляка Валерия Золотухина «На исток речушку, к детству моему». Есть наборы открыток старого и нового Барнаула. Сборник стихов и песен о Барнауле, патриотические песни для детей. Игры: «Государственная символика», «Игры всей семьей», «Русские народные игры, праздники», различные картотеки и т.д.
Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине «Нет земли краше, чем Родина наша!» Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине
Медведева Ольга
Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Работа в течение учебного года
Тип проекта: информационно-творческий, игровой
Продолжительность: долгосрочный
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.
Актуальность
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, патриотических традиций нашей Родины, формирования у дошкольников чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Проект направлен на сохранение памяти о ключевом событии истории России и мировой истории - Великой Отечественной войне; призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины; учит ценить мир. В основе нашего проекта лежит идея познакомить детей с известными историческими фактами этого периода через судьбы близкого родного человека прадеда или прабабушки.
Цель проекта:
Формирование у детей основ гражданственности, патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, его ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает и защищал Родину: воинам Российской армии, ветеранам;
2. Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
3. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность;
4. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
6. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
7. Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Повышение нравственного уровня воспитанников.
Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
Развитие инициативы, самостоятельности.
Преобразование предметно-игровой среды группы.
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с д\с по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.
Ознакомление с родным городом продолжится в семье.
Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Этапы реализации проекта
1 этап Организационный
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.
2. Информация родителей о предстоящем проекте. Анкетирование родителей.
3. Подбор литературы, презентация, фотографий, пособий, плакатов.
2 этап Практический
1. Проведение НОД, бесед о ВОВ.
2. Привлечение родителей к участию в проекте.
3. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап Обобщающий
1. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).
2. Вручение ветеранам поздравительных открыток ко Дню Победы, сделанных руками детей.
3. Выпуск стенгазеты «Наши папы в армии» и папок-передвижек «Знакомьте детей с героическим прошлым России», «День 9 мая».
4. Экскурсия к памятнику павшим в годы ВОВ воинам. Возложение цветов.
6. Презентация проекта.
План проведения мероприятий в 1-ой старшей группе по проекту «Воспитываем патриотов»
Сентябрь
«Моя семья»
1. Анкетирование родителей по проекту «Воспитываем патриотов». Предложить родителям принять участие в создании предметно-развивающей среды группы.
2. Составление рассказов детьми по теме: «Я расскажу вам о своей семье». (Речевое развитие)
3. Составление родословного древа при участии ребенка, выявление родных являющихся участниками войны (отметить на древе звездочкой).
Октябрь
«Мой город, в котором я живу»
1. Знакомство с картой г. Тейково. Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки» (отметить на карте Георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны). (Познавательное развитие)
2. Составление коллективного рассказа детьми о родном городе. (Речевое развитие)
3. Фото-выставка: «Город Тейково прежний и сейчас». (Познавательное развитие)
Ноябрь
«Наша Родина-Россия»
1. «Моя страна». Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа. (Познавательное развитие)
2. «Символика России». Прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага. (Художественно-эстетическое развитие)
3. Родительское собрание на тему: «Воспитываем патриотов». Привлечение родителей к вопросам нравственно - патриотического воспитания детей.
Декабрь
«Москва-главный город нашей Родины»
1. Экскурсия по красной площади (по иллюстрациям). (Познавательное развитие)
2. Заучивание наизусть стихотворений о Москве (М. Цветаева «Золотая моя Москва!», Ф. Глинка «Москва»). (Речевое развитие)
3. Аппликация «Башня Московского кремля». (Художественно-эстетическое развитие)
Январь
«Сильные могучие богатыри славной Руси»
1. Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине. (Познавательное развитие)
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Никите Кожемяке. Беседа: «О характере богатырей Руси» (Художественно-эстетическое развитие)
3. Лепка: «Конь богатыря». (Художественно-эстетическое развитие)
Февраль
«Наши защитники»
1. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой). (Речевое развитие)
2. Встреча детей с приглашенными военнослужащими – ракетчиками. Рассказ пап о службе в армии. (Познавательное развитие)
3. Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню защитника Отечества. (Художественно-эстетическое развитие)
Март
«Они прославили Россию»
1. «Дети-герои». Продолжать знакомить детей с маленькими героями Великой Отечественной Войны. (Леня Голиков, Марат Казей и т. д.) (Познавательное развитие)
2. Предложить родителям собрать информацию о бабушках и дедушках, участвующих в Великой Отечественной Войне (фото, ксерокопии писем, грамот). Создание альбома «Они прославили Россию». (Познавательное развитие)
3. Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава». (Речевое развитие)
Апрель
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
1. Беседа: «Какие памятники видели в нашем городе?» «Где расположены?». Рассматривание буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной Войны. (Познавательное развитие)
2. Чтение произведений А. Митяева: «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден». Беседы с детьми. (Речевое развитие)
3. Разучивание песни «День победы» В. Харитонова. Беседа по содержанию произведения. (Художественно-эстетическое развитие)
«Этот День Победы»
1. Составление детьми благодарственных писем ветеранам войны. (Речевое развитие)
2. Выставка рисунков «Война глазами детей». (Художественно-эстетическое развитие)
3. Посещение памятника в деревне Красново павшим в ВОВ солдатам, возложение венка.
Проведенные мероприятия в 1 старшей группе по проекту
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ»
Патриотический уголок в группе
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Стенгазета «Наши папы в армии»
Сочинения детей и родителей о своих родственниках, защищавших нашу Родину
Истории семей в фотографиях
Тематическое занятие, посвященное Дню Победы
Возложение цветов к памятнику погибшим в годы войны воинам в деревне Красново
Мы помним! Мы гордимся!
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей.
В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.
Актуальность программы
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.
Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.
Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.
Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.
Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.
Задачи:
- Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
- Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
- Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
- Воспитывать уважение к труду разных профессий.
- Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
- Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
- Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
- Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
- Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
- Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
- Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Педагогические принципы
Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:
- регионализации;
- непрерывности;
- доступности;
- научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- культурообразности;
- стимулирования детской деятельности.
Структура
Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.
Вот эта улица, вот этот дом
Цель : Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.
Задачи : Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.
Вместе дружная семья
Цель : Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.
Задачи : Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.
В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.
Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.
Город, в котором я живу
Цель : Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.
Задачи : Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.
Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.
Наша кладовая
Цель
: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.
Задачи : Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.
Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.
Ожидаемый результат
Формы и методы работы
- беседы с рассматриванием фотографий;
- педагогический проект «Мы и Россия – одна семья»;
- экскурсии на известные объекты;
- игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
- КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?», викторины, брен-ринги, круглый стол;
- кинолекторий;
- иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
- конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
- обмен традициями семьи;
- туристические походы с семьей по местам боевой славы;
- вылазки на природу;
- кружок «Следопыты-малыши»;
- создание музея «Никто не забыт».
Игры по воспитанию у детей патриотизма
Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:
- дидактические : «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
- подвижные : «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные : «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные : «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые : «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.
Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.
Видео: Основы гражданского воспитания в ДОУ
Задачи: формировать у детей представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства: гимне, флаге, гербе, их определении, изображении, значении; формировать уважительное отношение к государственным символам; обогащать словарный запас словами: государство, гражданин, права, обязанности; развивать речь детей, логическое мышление, память, воображение.
Ожидаемые результаты: по окончании занятия воспитанники смогут осознать, что любой ребёнок является гражданином своей страны, все должны соблюдать права и обязанности гражданина.
Материал и оборудование: карточки с загадками о символах России; аудиозапись «Гимн России»; мягкие модули, арка из воздушных шаров, клей, ножницы; раздаточный материал: флаги и гербы России; мультимедийная презентация, значки «Юный гражданин России».
Ход занятия
Под музыку дети заходят в зал и становятся в шеренгу. Здесь их встречает воспитатель и, декламируя стихотворение, все начинают выполнять упражнения.
Здравствуй, солнце золотое!
(Круговые движения руками.)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, подняться на носки.)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Покачивания поднятыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок!
(Руки вперёд.)
Мы живём в родном краю!
(Взяться за руки.)
Всех я вас приветствую!
Воспитатель (В.). Добрый день! Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные. Скажите, когда один человек рад видеть другого при встрече, то что он обычно делает? (Ответы детей.) Правильно, и вы улыбнитесь друг другу.
Сегодня предлагаю вам посетить Страну юного гражданина, удивительное царство - правовое государство. Ребята, чтобы стать гражданином этой страны, нужно открыть замок на воротах с помощью ответов на вопросы. Вы, готовы? Тогда слушайте вопросы и отвечайте на них.
- Как называется наша страна? (Россия.)
- Столица нашей Родины? (Москва.)
- Кто управляет нашей страной? (Президент.)
- Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин.)
Вы правильно ответили на вопросы, пожалуйста, проходите в ворота, но друг друга не толкайте, девочек вперёд пропустите.
Дети вместе с воспитателем открывают символический замок и под музыку проходят в арку из воздушных шаров.
В. Перед нами - первый город Страны юного гражданина, он называется Геральдика. Все страны мира, все государства, которые есть на нашей Земле, имеют свою символику. Послушайте, пожалуйста, загадки.
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный… (флаг).
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб.)
Дети отгадывают загадки, рассматривают изображения флага и герба России на слайдах мультимедийной презентации.
В. Жители города Геральдика - настоящие мастера своего дела. Они создают символы для всех стран и городов и очень бережно к ним относятся. Предлагаю и вам стать мастерами по изготовлению символов.
Дети готовят аппликацию «Гербы на флагах России».
В. Молодцы, ребята! Вы - настоящие мастера и, конечно же, знаете, какой главный герб изготовили. Прошу снова ответить на мои вопросы.
Что обозначает орёл на гербе Российской Федерации? (Гордость, величие.) Чем необычно изображение этой птицы? (Две головы орла символизируют единство страны: он смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.)
На слайде демонстрируется вид этого города, звучит фрагмент гимна России.
В. Ребята, вы узнали, как называется это произведение? (Ответы детей.) Правильно, гимн России - самая главная торжественная песня в стране. Под звуки гимна лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине. Как надо себя вести, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Верно, надо слушать его стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать. Послушайте гимн ещё раз, обратите внимание на слова. Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (Могучая, священная, великая, свободная.)
В. Ребята, кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Правильно, инвалидам и женщинам, которые ждут рождения ребёнка.
На слайде демонстрируется вид города.
В. Каждый гражданин в стране имеет свои права и обязанности. Это основа, своеобразные кирпичики, из которых строится государство. Перед вами - кирпичи, из которых предлагаю построить большое правовое государство.
Дети из модулей с названиями прав и обязанностей строят правовое государство.
В. Ребята, давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте, что мы построили наше настоящее большое государство. Его сила основана на правах и обязанностях граждан. Если я уберу, к примеру, одно право и одну обязанность, что случится с таким домом? (Ответы детей.) Правильно, он рухнет. Скажите, если человек не будет выполнять свои обязанности перед государством, что может произойти? (Государство станет слабее.) Верно, поэтому нужно обязательно соблюдать все свои обязанности перед государством, чтобы не случилось беды.
Сегодня мы посетили Страну юного гражданина. Как вы думаете, какого человека можно назвать гражданином? Какие права и обязанности есть у него? (Ответы детей.)
Спасибо, ребята! Вы сегодня просто молодцы. Знаете символы страны: гимн, флаг, герб России; узнали права и обязанности.
Поздравляю, всем вам присваивается почётное звание «Юный гражданин России».
Торжественное вручение значков «Юный гражданин России».
В. Наше пребывание в Стране юного гражданина подходит к завершению, пора возвращаться в группу.
Дети под музыку через арку из шаров покидают зал.