Первые сутки после рождения. Уход за новорожденным ребенком
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Двигательные навыки
Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.
Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Повседневные дела
Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.
Первые дни жизни новорождённого относятся к неонатальному периоду, в течение которого организм ребенка приспосабливается к новым условиям существования. Это очень ответственный момент в жизни малыша, потому что в первый месяц выявляются многие врожденные пороки. В это время нужно внимательно наблюдать за рефлексами ребенка, чтобы не пропустить симптомы, указывающие на врожденную патологию. Здоровые дети хорошо едят и спят, что указывает на устойчивую нервную систему.
Врачи делят на два этапа. Ранний этап проходит в течение первой недели после рождения, поздний начинается со второй недели и длится до 28 дней.
Особенности первой недели
У малыша первые дни проходят под пристальным вниманием медицинского персонала в стенах родильного дома. Врачам нужно убедиться, что здоровью матери и дитя ничего не угрожает.
В первые минуты после рождения врач проводит тест, по которому дает оценку состоянию новорождённого ребенка. Если малыш правильно дышит, у него присутствуют все рефлексы, то это указывает на его жизнеспособность. При выявленных патологиях малышу оказывают первую медицинскую помощь, стимулирующую систему дыхания и сердечную деятельность. При необходимости новорождённого ребенка содержат в отдельном, специально оборудованном кювезами помещении, где за ним наблюдает специально обученный персонал. Первые дни жизни дома относятся к наиболее опасному периоду жизни, когда у малыша происходит адаптация к новым условиям жизни.
У малыша после отрезания пуповины теряется привычная связь с матерью, и он начинает самостоятельно дышать. Вместе с этим включается малый круг кровообращения. Системы организма активно перестраиваются, и в любой момент могут дать сбой.
Стерильный кишечник постепенно заселяется микрофлорой, поэтому стул у малыша после выхода мекония будет плохо переваренным.
Система терморегуляции приспосабливается к новым условиям существования.
Переохлаждение, как и перегрев, в этот момент недопустимы.
Нервная система малыша несовершенна, и все процессы замедленны. Ребенок большую часть времени спит, а в промежутках ест.
Сразу после рождения часто развиваются физиологические переходные состояния. К ним относятся:
- эритема;
- механическая желтуха;
- снижение массы тела;
- транзиторная лихорадка;
- половой криз.
Все эти состояния имеют временный характер и не повлияют на дальнейшее развитие малыша дома.
Симптомы гормональных изменений
Половой криз происходит, когда в организме новорождённого ребенка начинается резкое уменьшение уровня женских половых гормонов – эстрогенов. Симптомы появляются у родившихся вовремя малышей. Криз чаще наблюдают у девочек, чем у мальчиков. Течение полового криза указывает на то, что ребенок хорошо адаптируется, а его внутриутробная жизнь была без патологий. Если половой криз начался, то он продлится до конца неонатального периода. В это время у новорождённого младенца будут развиваться такие симптомы, как:
- набухание молочных желез и выделения из них;
- выделения слизи у девочек из влагалища серовато-белого цвета;
- угревая сыпь.
Выделения из влагалища объясняются активной заменой верхнего слоя эпителия. Они могут иметь примеси крови, которые будут присутствовать в слизи в течение двух дней. Ребенка нужно содержать в чистоте, чтобы выделения смывались, и в них не развивалась условно-патогенная микрофлора.
Мелкоточечные узелки появляются на лице из-за активной работы сальных желез, вызванных гормональным сбоем. Такие высыпания проходят самостоятельно, и их не нужно лечить дома. Если есть воспалительный процесс, то их нужно точечно обработать Мирамистином.
Развитие новорождённого после роддома
Мать и ребенка выписывают домой, когда начинается поздний неонатальный период.
При наличии грудного молока малыша нужно кормить по требованию. Естественное питание очень полезно для любого ребенка, потому что молоко матери является сбалансированным и легко усваиваемым продуктом.
Если питание младенца дома будет искусственным, то требуется использовать специальные смеси, предназначенные для кормления новорождённых. Искусственное питание нужно давать по схеме, указанной на продукте, не нарушая рекомендации. При появлении сыпи на теле ребенка, продукт следует сменить, выбрав другого производителя.
В первые дни жизни у ребенка наблюдаются рефлексы, развитые во внутриутробной жизни. Одни постепенно угасают, потому что больше не применяются, но некоторые из них можно использовать для раннего развития малыша.
Его способность задерживать дыхание при попадании на лицо воды позволяет поддерживать этот рефлекс и обучать младенца постепенно плавать, используя рекомендации специалистов. Это не даст рефлексу угаснуть, и ребенок сможет научиться нырять и плавать в возрасте до года. Начинать первые тренировки нужно во время купания с первого месяца жизни.
Мамы должны помнить, что в первый месяц у младенца работа всех органов и систем организма нестабильна, и есть опасность развития инфекции. Если соблюдать правила ухода за младенцем дома, то он не будет болеть в этот период. Малыш имеет , защищающий его от детских инфекций. Неблагоприятные условия жизни могут привести к развитию стафилококковой или стрептококковой инфекции. Она часто осложняется тяжелой пневмонией и может привести к гибели новорождённого. Чтобы этого не произошло, нужно мыть ребенка дома в детской ванночке, соблюдая все рекомендации по и температурному режиму воды.
Как контролировать процессы развития
Наличие безусловных рефлексов будет наблюдаться в течение первого месяца. Их можно наблюдать дома, переодевая ребенка в чистую одежду или меняя гигиенические средства, применяемые для ухода за грудничком. Некоторые исчезают раньше, другие позже, но при хорошей нервной системе они должны угаснуть к трем месяцам.
Для малышей этого возраста характерны следующие рефлексы:
- Сосательный, помогающий ребенку выжить. Он проявляется при прикосновении нежной кожи губ грудничка к соску.
- Рефлекс ползания, который проверяется, когда малыш лежит на животе.
- Защитный, наблюдаемый при неожиданных звуках, когда малыш вскидывает ручки.
- Хватательный рефлекс, появляющийся при безотчетном сжимании кисти в кулак после того, как к ней прикоснутся.
- Подошвенный, когда после надавливания на стопу возле пальцев они сгибаются, а при проведении кистью по наружному краю подошвы – разжимаются.
Некоторые люди уверены, что ребенок рождается слепой и глухой. Это неверное убеждение. После выписки из родильного дома ребенок уже может задерживать взгляд на ярких цветных предметах.
Чаще всего интерес у него вызывают яркие предметы, имеющие овальную форму, с красными пятнами. Предполагается, что он принимает их за лицо человека и радуется этому. Яркие лучи солнца вызывают у новорожденного сужение зрачков. Малыш при этом сжимает веки и откидывает голову. Такая реакция указывает на то, что он видит.
Слышать звуки и реагировать на них он начинает еще в утробе матери. Новорождённый вздрагивает от резких звуков и рефлекторно выставляет ручки вперед. Если нужно провести проверку слуха, можно провести несложный тест. Если громко хлопнуть у него над ухом, то глаза непроизвольно моргнут.
У малыша есть реакция на воздействие тепла, и он может ползти по кровати в поисках материнской груди.
Мамы должны быть готовы к тому, что реакция малыша на неприятные раздражители может быть резко негативной. Голодный, мокрый ребенок может реагировать на дискомфорт громким плачем. Таким способом он хочет довести до сведения своих родителей, что ему плохо. Здоровые дети успокаиваются быстро после того, как неприятная для них причина ликвидирована. Постоянно плачущий ребенок может иметь скрытые генетические дефекты, которые раскроются в более позднем возрасте.
В первый месяц своего развития у здорового малыша хороший аппетит и сон. Он много спит, а мама в это время может что-нибудь сделать или отдохнуть рядом. Находясь в сонном состоянии, младенец может двигаться, напрягать мышцы спины и гримасничать. Если ребенка спеленать перед сном, то это помешает ему совершать такие движения и правильно развиваться. Поэтому пеленание уходит в прошлое, а современные мамы дома надевают новорождённому ползунки и кофточки, чтобы ребенок от рождения правильно развивался.
Первые дни малыша после рождения – своеобразный этап испытаний для новоиспеченных родителей и для самого новорожденного. Малыш кардинально поменял свою среду обитания, световое и звуковое сопровождение, питание, тип дыхания и кровообращения и т.д.
Теперь ко всем этим изменениям нужно как можно быстрее адаптироваться. Задача адаптации к новым жизненным условиям и стоит в первые дни новорожденного.
Маме в уходе за новорожденным в первые дни активно помогает персонал роддома. А вот дома молодые родители могут растеряться от разнообразия новых обязанностей и часто противоречивых советов, которые щедро раздают окружающие родственники и не только.
Эта статья – для тех, кто хочет услышать мнение специалиста и опытного родителя, сформулированное доступным языком, четко и емко.
С чем мамы могут столкнуться в первые дни после рождения малыша в роддоме?
Повторим еще раз, что в первые семь дней у ребенка проходит ранний период адаптации. Адаптации к новым безводным условиям. Теперь у малыша нет поддержания извне постоянной температуры тела, бесперебойного питания через пуповину, привычного стука маминого сердечка рядом.
Сразу после родов вашего малыша забирают для осмотра педиатром-неонатологом, для обработки, изменения и взвешивания. Потом вам принесут ребеночка и приложат к груди.
Раннее прикладывание к груди матери – это и контакт матери и ребенка «кожа к коже», и начало невидимой эмоциональной связи матери и новорожденного. Это и иммунитет малыша, который запускают антитела и иммунные клетки, содержащиеся в молозиве. Это и заселение первой микрофлоры в кишечник малыша.
На счет кормления не беспокойтесь. Даже если малыш съест буквально две капли молозива или слижет их с соска. Ему сейчас много и не надо. А питательное молозиво способно удовлетворить все потребности крохи на данный момент.
Следующие два часа родильница проведет еще в родильном отделении под наблюдением врачей. Дальше пребывание мамочки и малыша может быть совместным или раздельным.
При совместном пребывании кроватка ребенка стоит у кровати матери, и они постоянно находятся рядом. При раздельном пребывании большую часть времени ребенок находится в детском отделении роддома. Маме его приносят на кормления.
Специалисты рекомендуют совместный режим пребывания после родов. Это хорошо и для мамы, и для малыша. Для мамы это способствует быстрейшему налаживанию лактации и сокращению матки. Для малыша более физиологично находиться в тесной взаимосвязи с мамой, как и раньше.
Если с мамой и малышом все в порядке, до встречи и близкого знакомства с вашим крохой проходит после родов мало времени. Как правило, за несколько дней пребывания в роддоме мамочки успевают вдоволь насладиться моментами знакомства и общения с малышом, кормления.
Но есть разные ситуации, когда совместное пребывание невозможно или нежелательно по причине особенностей состояния матери или ребенка после родов.
Стоит отдельно остановиться на состояниях новорожденного, которые родителей, особенно маму, могут напугать в первые дни. Особенно при совместном пребывании мамы и малыша.
Причем, в некоторых случаях мамочка постесняется расспросить об этом врача. А иногда, что греха таить, врач не сможет или не захочет подробно и доступно объяснить маме особенности ее ситуации с ребенком. А это еще больше взволнует и испугает родителей.
Пограничными, или транзиторными состояниями новорожденных называют временные симптомы, которые возникают в связи с адаптацией маленького организма. Эти состояния не нуждаются в специальном лечении. Как правило, к концу периода новорожденности, то есть к 28-му дню жизни малыша, все бесследно проходит.
К ним относятся:
1. Физиологическая потеря массы тела
Масса тела малыша уменьшается из-за перестройки ребеночка к новому типу питания. При выходе из водной среды «на сушу» наблюдается своего рода дефицит молока и воды в первые сутки. Также у малыша отходит первородный кал (меконий), подсыхает остаток пуповины.
Чтобы восполнить энергетические затраты, в первые дни организм новорожденного использует собственное депо специального бурого жира, который сосредоточен в районе шеи, почек, верхней части спины. Убыть массы тела не должна превышать 6-10% от первоначальной массы при рождении.
После 3-4-х суток жизни малыш начинает прибавлять в весе (от 10 до 50 г в день). К 12-му дню здоровый малыш должен добрать потерянный вес.
2. Токсическая эритема
Возникает чаще на 3-5 день после родов. Представляет собой розовую пятнистую сыпь с желтыми уплотнениями в центре. Элементы сыпи могут быть разного размера: от точечных до сантиметра, не чешутся.
Сыпь появляется чаще всего на груди, лице, на разгибательных поверхностях крупных суставов и вокруг них (локтевых, плечевых, коленных). При этом малыша ничего не беспокоит, его самочувствие не страдает.
Возникает данное состояние вследствие проникновения в кровь токсинов микроорганизмов, с которыми кроха столкнулся за это время. К ним относятся даже условно-патогенные бактерии, которые заселили кишечник малыша в первые дни жизни.
Как правило, токсическая эритема встречается чаще у малышей, у которых есть наследственная предрасположенность к аллергии.
Такое состояние обычно лечения не требует. При выраженном процессе рекомендуют увеличить питьевой режим малыша и иногда назначают антигистаминные (противоаллергические) средства. В норме сыпь исчезает через 2-3 дня.
3. Другие транзиторные проявления на коже
- Ярко красная окраска кожи новорожденного является своеобразной реакцией на раздражители (снятие родовой смазки, сухой воздух, непривычно низкую температуру окружающей среды).
- Крупнопластинчатое шелушение кожи у новорожденных наблюдается из-за смены среды обитания и чрезмерного испарения влаги из кожи. Проявляется практически на всех участках тела, но больше выражено на животе, голенях и стопах.
- Милии – маленькие точки белого цвета на спинке и крыльях носа, на подбородке новорожденного. Причиной данного состояния является закупорка сальных желез. Ко 2-3-й неделе жизни протоки сальных желез открываются, и милии постепенно проходят.
- Усиленная пигментация (потемнение) кожи вокруг сосков и мошонки у мальчиков является проявлением гормональных перестроек в организме малыша. Эти перестройки связаны с массовым выбросом женских половых гормонов во время родов у матери. Темная окраска кожи исчезает без всякого лечения к 3-й неделе жизни крохи.
- Телеангиоэктазии – это пятна малинового цвета в затылочной ямке, на лбу и в области переносицы малыша. Представляют собой расширенную сеть капилляров (сосудистые звездочки). В народе данное проявление получило название «метка аиста». Телеангиоэктазии постепенно тускнеют и проходят к году.
4. Половой (гормональный) криз
Причиной данного состояния является высокий уровень женских половых гормонов в последние дни беременности и в момент родов и их влияние на организм новорожденного.
Проявляется это:
- нагрубанием молочных желез, увеличением и уплотнением их на 3-5 сутки. Иногда даже из железы выделяется светлый липкий секрет (молозиво). В течение недели все проходит безо всякого лечения;
- увеличением из-за их отека больших и малых половых губ, клитора у девочек, мошонки у мальчиков;
- выделением обильного слизистого секрета серовато-беловатого цвета из половой щели у 60-70% девочек. Иногда появляются выделения кровянистого характера (метроррагии). Как правило, через несколько дней они исчезают.
5. Физиологическая желтуха
Желтушное окрашивание кожных покровов, склер и слизистых оболочек появляется на 2-3-е сутки жизни крохи. Интенсивность окраски достигает максимума на 4-6-е сутки, а исчезает – к 7-10-м суткам. Чувствует при этом малыш себя хорошо.
Причиной данного состояния является распад большого количества плодного (фетального) гемоглобина эритроцитов (красных кровяных клеток) новорожденного. Это естественный процесс замены плодного гемоглобина на новый «взрослый» гемоглобин. При этом в кровь выбрасывается продукт распада эритроцитов – свободный билирубин, который должен утилизироваться печенью.
Но низкая ферментативная активность незрелой печени новорожденного не позволяет это сделать в короткие сроки. Уровень билирубина в крови новорожденного колеблется от 26-34 до 130-170 мкмоль/л.
У недоношенных детей чаще развивается такое состояние и протекает более продолжительно. Также более выражены проявления желтухи у малышей, которых поздно начали кормить грудным молоком или при недостатке молока у мамы.
Следить за временем появления и нарастанием интенсивности желтушной окраски кожи нужно строго, так как желтуха быть и не физиологической. К примеру, при резус-конфликте крови мамы и ребеночка, когда у мамы резус-отрицательная кровь, а у малыша – резус-положительная.
6. Транзиторные нарушения терморегуляции (гипертермия и гипотермия)
Сразу после рождения происходит понижение температуры тела новорожденного компенсаторно в ответ на более низкую температуру окружающей среды, на испарение влаги с кожи.
Поэтому для профилактики еще больших потерь тепла в родильных залах поддерживают температуру не ниже 24°С, новорожденного для осмотра кладут на подогреваемый столик, затем заворачивают в теплые пеленки. В течение первого дня жизни температура ребенка устанавливается в пределах нормы.
К 3-5-му дню жизни малыша температура тела у него может повыситься до 38,5°С. Причиной всему незрелость центров терморегуляции головного мозга новорожденного, адаптация к сухому воздуху с непостоянной температурой. Ребенок несет большие потери жидкости с дыханием. К тому же, у мамы в первые дни лактации небольшое количество молока.
7. Транзиторная неврологическая симптоматика
Периодическое вздрагивание, непостоянное косоглазие, мелкое дрожание подбородка при крике, разница мышечного тонуса с левой и правой стороны, непостоянство мышечного тонуса и рефлексов, болезненный плач или крик – все это считается нормой в первые недели жизни малыша.
Всему виной незрелость головного мозга новорожденного. К тому же, в момент родов малыш испытывает острую нехватку кислорода.
Происходит так называемый сбой равновесия процессов возбуждения и торможения в нервной системе крохи. Поэтому ему нужно время, чтобы отстроиться и научиться воспринимать такой большой поток информации (звук, свет, тактильные ощущения).
8. Транзиторные нарушения работы почек
- Неонатальная олигурия – в первые три дня выделение мочи менее 15 мл на кг веса ребенка в сутки. Так организм младенца приспосабливается к новым условиям, где поступление жидкости из-за неустановившегося питания ограничен и есть потери жидкости с дыханием.
- Появление белка в моче у новорожденного в первые дни жизни считается нормой. Этот факт свидетельствует об активизации функции клубочков почек. И, как и многие системы, у новорожденного пока система фильтрации почечных клубочков и канальцев несовершенна. Поэтому эпителий почечных клубочков обладает повышенной проницаемостью, что и ведет к потере белка.
- Мочекислый инфаркт – это отложение кристаллов мочевой кислоты в просвете собирательных трубочек почек. Такое состояние встречается у каждого шестого новорожденного.
Так как продуктом распада многих клеток, например, клеток крови является мочевая кислота, то ее избыток не успевают утилизировать почки только что рожденного крохи.
В анализе мочи появляются мочевая кислота, эпителий, гиалиновые цилиндры, лейкоциты. При этом на пеленках или подгузнике появляются кирпично-желтоватые пятна от мочи.
9. Транзиторное расстройство стула новорожденного (диспепсия)
Только что родившемуся малышу понадобится время, чтобы желудочно-кишечный тракт перестроился к другому типу питания, заселился полезной микрофлорой. Это процесс адаптации практически у каждого малыша протекает по представленным ниже стадиям:
- Первые 2 дня у малыша отходит первородный кал скудными порциями (густой дегтеобразный меконий).
- С 3-их по 7-е сутки появляется переходный стул. Это частый (до 10-15 в сутки), негомогенным как по консистенции, так и по окраске стул. Присутствуют в нем примеси слизи, комочки, жидкая составляющая, что проявляется как пятно воды на пеленке вокруг кала. Цвет кала постепенно меняется от темно-оливкового до желтого.
- После 7-х – 8-х суток стул нормализуется. При естественном вскармливании стул представляет собой желтую густую гомогенную кашицу без примеси зелени. Могут появляться в небольшом количестве белесоватые комочки (створоженное материнское молоко).
При вскармливании адаптированной смесью стул у детей более плотный, с более резким запахом.
10. Транзиторный иммунодефицит
У только что родившегося малыша отмечается транзиторное снижение иммунных сил. Иммунитет – это защитные силы организма.
Причиной этого является пережитый стресс в родах, гормональные перестройки в момент рождения, смена стерильных условий на активную атаку чужеродных микроорганизмов, неустановившееся питание в первые дни жизни и так далее.
Самый опасный период в плане инфицирования – это первые трое суток. Поэтому так важно соблюдать в роддомах стерильные условия для новорожденных.
Все вышеописанные проявления исчезают самостоятельно и не требуют специфического лечения. Поэтому пугаться их не стоит, но следить за динамикой таких симптомов очень важно, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Очевидно, что гораздо спокойнее и лучше, если мамочка будет знать о возможности развития таких состояний заранее.
Первые дни новорожденного дома
Теперь поговорим о первых днях малыша уже в домашних условиях. А точнее, с какими трудностями сталкиваются родители в уходе за малышом, оставаясь с ним один на один.
Ведь практически все гигиенические процедуры в роддоме выполнял медперсонал, а дома мамочка может растеряться от недостатка опыта в этих делах.
Утренний туалет (умывание, туалет носа, подмывание)
После пробуждения малыша нужно умыть. Для этого нужно взять несколько ватных шариков и смочить их теплой кипяченой водой. Протереть слегка влажными ватными шариками глазки малыша от наружного края глаза к внутреннему краю. Затем протереть все лицо.
Вытирать кожу малыша нужно промакивающими движениями мягкого полотенца или пеленки, ни в коем случае не тереть. Нужно следить, чтобы вода не затекала в шейные складочки и не оставалась там, а если такое произошло, то тщательно вытереть влагу насухо.
Как правило, после сна в носу малыша скапливаются корочки, которые мешают ему свободно дышать. Избавиться от них можно с помощью ватных жгутиков, смоченных вазелиновым маслом или кипяченой водой. Жгутики необходимо сделать самостоятельно.
Для этого можно взять небольшой кусочек ваты и скатать из него плотный жгутик длиной 3-4 см и толщиной 0,3-0,4 см. Таким образом, вам будет легко ввести его в полость носа. Прокрутив его, вы соберете и закрутите на ватный жгутик все корочки со стенок носика малыша.
Чистить ушки малышу часто не надо. Достаточно протирать насухо ушную раковину и кожу за ней после купания. Часто у малышей, особенно после сна в шапочке, кожа за ушком мокнет. Важно промывать этот участок и насухо вытирать. Нужно следить, чтобы эта зона хорошо вентилировалась и не мокла.
Существуют небольшие нюансы в подмывании малышей разного пола.
Девочку нужно подмывать спереди назад, так, чтобы остатки кала и все загрязнения не попадали в половую щель. Из-за близкого расположения выходных отверстий прямой кишки, мочеиспускательного канала и влагалища у девочек высокий риск проникновения инфекции в мочеполовой тракт.
При подмывании девочку нужно расположить лицом к себе, уложить затылок малышки в локтевой сгиб своей руки и предплечьем поддерживать туловище крошки. Широко расставленной кистью придерживать девочку за ягодицы, а свободной рукой обмывать кожу промежности.
Мальчиков можно подмывать по-разному. Со временем вы приноровитесь держать малыша при подмывании именно так, как вам удобно. Со временем это будет делать проще, ведь ребеночек совсем скоро будет пытаться поддерживать головушку.
Подмывать детей нужно под проточной водой. Подмывание малышей в тазике сильно нежелательно, так как высок риск занести инфекцию с загрязненной водой в мочевыводящие пути.
Менять подгузник малышу нужно регулярно, примерно каждые три часа и по мере загрязнения. Пока не заживет пупочная ранка верхнюю часть подгузника нужно подворачивать под нее.
В первые недели жизни (да и в последующие тоже) важно малышу давать отдохнуть от жаркого и тяжелого подгузника. Ведь количество мочеиспусканий и дефекаций может достигать до 20-и в день.
Проводить воздушные ванны без подгузника желательно несколько раз в день, следя за температурой кожи малыша и не допуская его переохлаждения.
Первое купание новорожденного
Практически сразу после приезда из роддома новорожденного нужно искупать, ведь ребенка в роддоме только подмывали. Кожа малыша в это время уже шелушится на груди и животе и требует обновления. Но так как пупочная ранка еще не зажила, высока возможность инфицирования, то воду для купания нужно кипятить.
Где вы будете купать ребенка – в ванночке или ванне – не имеет большого значения. Но я за то, чтобы хотя бы до заживления пупка у ребенка была своя индивидуальная ванночка.
Вы должны учитывать, что во время купания голову и шею новорожденного нужно поддерживать одной рукой постоянно, так чтобы вода не попадала в ушки малыша. Поэтому лучше на первое время купания малыша позвать помощника.
Помощнику лучше стоять с другой стороны ванночки. А подход с двух сторон возможен только к отдельно стоящей ванночке. Еще удобно, что маленькую ванночку вы можете поставить на любую удобную для вас высоту и в самое теплое помещение в доме (актуально в зимнее время).
В первые полгода купать ребенка нужно ежедневно. Температура воды должна составлять 37-38°С, температура воздуха в комнате 22-24°С. Купать лучше перед кормлением.
Первые пару дней купать малыша нужно в воде с добавлением марганцовки, а затем с отваром трав (лучше череды). Марганцовку следует развести в отдельной емкости, чтобы кристаллы калия перманганата (марганцовки) не попали в процессе купания на кожу малыша. Приготовленный концентрат марганцовки в отдельной емкости уже потом добавлять в ванночку с водой, так чтобы вода приобретала едва розовый цвет.
Ребенок может испугаться первого погружения в ванночку. Чтобы это погружение было плавным, чтобы не так чувствовался перепад температур, лучше малыша купать первое время в пеленке.
Пеленка еще предотвращает от резкого переохлаждения кожи ребенка, которое может быть при интенсивном испарении воды с кожи ребенка.
Для купания малыша, завернутого в пеленку, помещают плавно в воду, и поочередно обмывают сначала одну ручку, а затем прикрывают ее смоченной пеленкой. Только потом приступают к мытью следующего участка тела.
Пользоваться мылом можно не чаще одного раза в неделю.
Первый сеанс купания не должен затягиваться дольше 7-10 минут. Вот поэтому еще одна пара рук не помешает в этом деле.
При купании уделите особое внимание складочкам младенца. Тщательно промойте их, а потом промокните все участки кожи мягким полотенцем.
Для профилактики опрелостей в складочках после купания лучше воспользоваться присыпкой. Не всегда жирные кремы под подгузник подходят младенцу и предотвращают появление покраснений и опрелостей.
В современных подгузниках практически всегда применяется пропитка для того, чтобы защитить кожу малыша. И на практике не все кремы и мази хорошо взаимодействуют с компонентами этой пропитки. Поэтому множество слоев всяческих средств ухода может сыграть злую шутку с вами и с ребенком.
Проводить обработку пупочной ранки новорожденному нужно минимум один раз в день. При выраженном мокнутье пупка проводить туалет ранки можно дважды в день. Обычно это делают после купания.
В первые дни после снятия пуповинного остатка пупок прикрывает плотная кровянистая корка, которую нужно обязательно убирать. После купания, когда она подмокнет, это проще сделать.
Необходимо чистыми руками развести края пупочной ранки и обильно капнуть в нее несколько капель 3%-ной перекиси водорода. Оставить на 20-30 секунд, а затем просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке. Потом обработать дно пупочной ранки с помощью ватного тампона на палочке 1%-ным раствором бриллиантовой зелени (зеленки).
Стрижка (подстригание) ногтей
Подстричь ногти можно малышу сразу после роддома. Как правило, в этот период это уже необходимо, так как доношенный малыш рождается с небольшим, но остреньким маникюром. Ноготки сильно царапаются и легко ломаются.
Обрезать ногти нужно по прямой линии ножницами с закругленными концами. Так будет меньший риск образования заусенцев и инфицирования ногтевого ложа.
Первая прогулка младенца
При хорошем самочувствии ребенка и благоприятной погоде гулять с ребенком на улице можно сразу после выписки из роддома. Продолжительность первой прогулки не должна превышать 15-20 минут.
Чтобы сборы на улицу не затянулись, ребенок не перегрелся и не вспотел во время сборов на прогулку, выбирайте просторную и легко закрывающуюся одежду.
При выраженном беспокойстве первую непродолжительную прогулку можно совершить на руках у мамы.
Выходить гулять стоит после кормления. Так больше вероятность, что ребенок хорошенько поспит на свежем воздухе.
В летнее время стоит избегать активного солнечного времени. То есть, гулять с ребенком лучше до 11 часов утра или после 16 часов дня. В зимнее время прогулки стоит отменить при понижении температуры ниже -10°С.
Надевать малышу летом нужно на одну одежку больше, чем на себя, а зимой – на две. Плюс учитывайте, что ребенок в таком возрасте чаще спит на улице, поэтому его нужно укрыть пледом.
Режим кормления в первые дни
Про кормление можно говорить бесконечно. Тему кормления можно развить еще на такой же объем статьи. Поэтому для новоиспеченных мамочек здесь затрону только режимные моменты.
Важный вопрос – кормить по требованию или по часам?
Ответ: кормить новорожденного малыша грудным молоком желательно по требованию. При желании после месяца жизни крохи постепенно переходить к режиму кормлений каждые два часа.
При кормлении заменителями молока необходим режим. Поэтому давать смесь раньше, чем через 3-3,5 часа после кормления, не нужно. Еда должна успевать перевариться. Иначе повышенного газообразования и колик вам не избежать.
Период первых недель жизни малыша состоит практически из кормлений, плавно перетекающих в сон. Новорожденный в первые дни может бодрствовать до 4 часов в сутки.
В заключении подведу итог. Первые дни малыша – самый ответственный момент, пройти который более ровно маме поможет нужная информация по теме. Эту информацию вы только что получили!
Здоровья вам и вашим детям!
Об особенностях первых дней новорожденного вам рассказала практикующий врач-педиатр, дважды мама Елена Борисова-Царенок.
Почти все молодые мамы вспоминают свое возвращение из роддома примерно так: «Я положила малыша в кроватку и с ужасом осознала, что не знаю, что делать дальше…» . Первый месяц жизни ребенка — это, своего рода, «боевое крещение» молодых родителей .
Мама и малыш первый день дома
Стресс первых дней, когда родители остались один на один с ребенком, должен быть сведен к минимуму. Для этого:
- Отложите все другие дела, не связанные с адаптацией ребенка и семьи к новым условиям жизни. Другие дела подождут!
- В первые дни сведите к минимуму посещение посторонних людей (сослуживцев, соседей, друзей). Пребывая в роддоме, малыш и мама находились в стрессовой ситуации: малыш – рождаясь, адаптировался к новым жизненным условиям, а мама, испытывала сильнейшие эмоции — от невероятной боли, страха, тревоги до умиротворения и счастья. Поэтому, оказавшись дома, оба крайне нуждаются в заботе, уюте и внимании.
- В первый день возвращения для мамы и для ребенка важно сохранить установившийся в роддоме режим кормления и сна малыша.
- Именно сейчас маме пригодится опыт и навыки по уходу за ребенком, полученные ею в роддоме.
Не стоит бояться, если…
И вот малыш дома, и у родителей есть возможность быть постоянно рядом и наблюдать за ним. И тут может возникнуть тревога: на носике и лобике появилось много мелких прыщиков, цвет лица красный или желтоватый, появилась шелушащаяся кожа, ручки и ножки бывают синюшного цвета. Иногда родители замечают, что глазки ребенка как бы «бегают в разные стороны», нескоординированы или начинают «косить». Тревогу вызывает периодический плач ребенка, причем без появления слез.
Да, на самом деле, новорожденный ребенок в первый месяц может иметь все эти признаки, но со временем они пройдут. Это происходит адаптация ребенка к новым условиям после внутриутробного пребывания.
Нормальный цвет лица появится в течение недели, а слезки у малышей — через 3-4 недели.
Не стоит бояться, если головка новорожденного имеет несколько деформированную форму. Связано это с его прохождением через родовые пути. Со временем головка примет нормальную форму, для чего достаточно периодически во время сна поворачивать малыша с одного бока на другой.
Плач не всегда является проявлением болезненного состояния. Плачем ребенок привлекает к себе внимание, просит кушать, указывает на дискомфорт и желание спать. Буквально, через неделю мама прекрасно научится распознавать требования малыша, передаваемые через плач ().
Часто грудной ребенок плачет по причине беспокойства из-за так называемых кишечных колик, так что настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ? Из-за колик, многие мамы просто сходят с ума и не понимают, ну что же так сильно беспокоит их малыша.
Так же малыша могут беспокоить газики:
Уход за ребенком
Первый месяц жизни ребенка — это адаптационный период, который проходит новорожденный и семья. При этом происходит перераспределение обязанностей между родителями и меняется ритм жизни всей семьи.
Самое главное и важное, что нужно сейчас малышу, — это уход. Он подразумевает под собой ряд процедур:
- Кормление;
- Бодрствование;
- Купание;
- Гигиена;
- Прогулки на улице;
- Закаливание и массаж.
Видео: Уход за малышом в первые дни жизни
Устанавливать ли режим ребенку?
Режим «сон-кормление-бодрствование» здоровый ребенок установит самостоятельно в зависимости от своей физиологии. Сон (до 2-3 часов), бодрствование (30-60 мин.) и кормление — это основная «работа» новорожденного. Не переживайте, если малыш не уснул, как вам кажется, вовремя. Дело в том, что биоритмы у новорожденных настолько четко отлажены, что родителям остается только поддерживать этот ритм, а изучив поведение малыша, они очень легко смогут распознавать «требования» ребенка. К концу второго месяца жизни у крохи сформируется свой режим дня.
Когда проводить первое купание
Купание новорожденного можно провести после отпадания пуповины и заживления пупочной ранки. До этого момента ребенка лучше обтирать, предварительно приготовив все необходимое: теплую воду, пеленальный столик, ватные шарики, детское мыло, пеленки для укутывания, крема и присыпки.
Режим купания на первом месяце жизни родители выбирают самостоятельно. Состояние кожных покровов ребенка не требует ежедневного купания. Это, в большинстве случаев, приятная процедура для новорожденного. Однако не все дети любят купаться. В таком случае, проводите ежедневные обтирания. Купать достаточно 2-3 раза в неделю. В воду можно добавлять настои трав. Использование мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.
Видео: первое купание новорожденного малыша — советы
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Обязательные процедуры гигиены
Гигиенические процедуры должны проводиться ежедневно. Сюда входит:
- Умывание;
- Подмывание;
- Уход за глазками, носиком, ушками;
- Осмотр кожи;
- При необходимости обработка пупка ();
- Расчесывание;
- Удаление себорейных корочек на головке;
- Стрижка ноготков на пальчиках ручек и ножек;
Читаем по теме гигиены и ухода:
Видео: гигиена новорожденного — уши, глаза, нос, кожа
Прогулки и закаливающие процедуры – залог здоровья
Важное значение в развитии здорового малыша имеет прогулка. Первый глоток воздуха новорожденный сделал по выходу из роддома. В дальнейшем прогулки будут зависеть от времени года и температуры за окном.
Система регуляции теплообмена у новорожденных несовершенна, поэтому родителям надо серьезно подойти к вопросу прогулок в холодное время года. В некоторых случаях, есть смысл выносить ребенка на балкон на несколько минут или устраивать ему сон при открытом окне.
До момента окончания сна, комната должна быть согрета до обычной температуры (). Естественно, ребенок для таких «прогулок» должен быть соответствующе одет. Одевайте и укрывайте ребенка так, как бы оделись вы и добавьте еще один слой (например, дополнительное одеяльце или кофточка).
Со второй недели жизни можно начинать , закаливание и , объединив это в одной процедуре. Для начала малыша можно оставить в распашонке буквально на 1 мин., делая легкие поглаживания по всему тельцу. Если ребенок не выказывает недовольства, это должно стать ежедневной процедурой. Массаж служит укрепляющим и развивающим средством для мышц.
Наблюдайте за ребенком, изучайте его поведение и в дальнейшем вы будете «чувствовать» и легко его понимать.
Видео: прогулки с новорожденным
Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни
В том, что развитие ребенка в первый месяц жизни происходит в соответствии с установленными нормами, родители могут проверить дома сами. Ниже приведены основные рефлексы, присущие здоровым новорожденным деткам.
- Хватательный — ребенок рефлекторно схватывает и удерживает то, что касается его ладони.
- Поисковый и сосательный — если дотронутся до щечки малыша или провести вокруг области губ соской, ребенок поворачивает головку и делает сосущее движение губами, ища грудь.
- Если слегка надавить в области пальчиков стопы — пальчики согнутся, а если слегка надавить на пяточку — пальчики разойдутся «веером» и малыш пошевелит стопой.
- Проявляется реакция на громкий звук — малыш сводит и разводит ручки и ножки.
- Плавательный рефлекс — если малыша положить на животик, он совершает движения, похожие на плавательные.
- Имитация ходьбы — если ребенка поставить вертикально и дать опору ножкам, он будет совершать движения схожие с ходьбой.
Видео: Рефлексы новорожденного
Реакции и умения ребенка
Развитие ребенка в первый месяц жизни происходит как будто незаметно, но постоянно: при кормлении, на прогулках, в моменты бодрствования, при купании. И, в первую очередь, при общении с мамой, которую малыш уже начинает узнавать. Он слышит ее голос, чувствует интонацию, прикосновение рук и, самое главное, очень чутко реагирует на все действия. И если проследить развитие ребенка первого месяца, то можно определить приобретенные реакции и умения новорожденного, а именно.
Совсем недавно кроха пинал вас изнутри, и вот вы держите его на руках, радостно принимая поздравления по поводу выписки из роддома . Впереди - первая неделя пребывания с малышом дома , одна из самых волнительных для родителей и важных в жизни малыша.
У крохи новый этап - теперь все его системы и органы должны стопроцентно функционировать вне организма матери. Новорожденному малышу необходимо научиться самостоятельно дышать, кушать и приспосабливаться к внешним звуковым и световым раздражителям.
Родителям же предстоит помогать малышу в этом нелегком деле и обеспечивать правильный уход . Как необходимо ухаживать за новорожденным, давайте выясним вместе.
Просыпаемся, умываемся
После того, как малыш проснулся утром, его необходимо умыть. С помощью любящей мамочки, ватных дисков и теплой кипяченой водички сделать это будет очень просто.
Сначала умываем глазки . Для этого берем ватный диск, смачиваем его в кипяченой воде и протираем глазки малыша от внешнего края к внутреннему. Для каждого глаза обязательно берите новый ватный диск. Глазки новорожденного малыша часто «закисают», почему это происходит?
После рождения иммунная система малыша только пробуждается и глаза крошки часто слезятся. Это защитная система организма, которая поможет уберечь глазки ребенка от инфекции. В первых слезках малыша кроме воды и соли еще содержится слизь, поэтому на глазках ребенка иногда образуется корочка. Именно ее нам и нужно аккуратно убрать ватным тампончиком, стараясь не повредить нежный детский глаз.
Затем обратите внимание на носик крохи . Если визуально носик чистый и при дыхании малыша нет никаких посторонних звуков, указывающих на заложенность, то его можно просто протереть сверху и вокруг ватным тампончиком, смоченным в воде. Иногда в носике новорожденного могут возникать корочки, которые будут препятствовать свободному дыханию малыша. В таком случае ватный диск или специальную детскую ватную палочку с ограничителем необходимо смочить детским маслом и нежно протереть внутри каждой ноздри крохи, не проникая слишком глубоко.
Чистый носик малыша - важное условие, чтобы ребенок мог свободно сосать грудь. Ведь кушать, если дыхание затруднено будет проблематично для крохи.
Во время утреннего моциона не забывайте осмотреть ушки ребенка. При видимых скоплениях серы их можно очистить снаружи и вокруг ушной раковины ватным тампончиком, смоченным в теплой кипяченой водичке. Однако не усердствуйте, обычно избыток серы удаляется из уха сам.
Подмывание и смена подгузника
Каждое утро нужно поменять малышу подгузник и подмыть кроху. Подмывать нужно после каждой дефекации и делать это можно под обычной проточной водой.
Чтобы подмыть малыша разденьте его до половины, положите его животом на свою руку, подставив нижнюю часть туловища под кран. Если загрязнение не смывается просто струей воды, намыльте грязные места крохи специальным детским мылом и тщательно смойте.
После подмывания промокните кожу малыша полотенцем или пеленкой, немного подержите кроху в воздушной ванне и при необходимости намажьте кремом под подгузник.
В случае если нет возможности подмыть кроху можно использовать специальные и удалить все загрязнения с их помощью.
Большинство мам для ухода за малышом используют . Помните, что ребенок не должен находиться в одном подгузнике более четырех часов.
Надевать подгузник на новорожденного нужно так, чтобы он не прикрывал пупочную ранку и она могла быстрее заживать. Будет замечательно, если у крохи будет возможность некоторое время полежать вообще без подгузника, чтобы его кожа могла подышать.
Также важно следить за тем, чтобы на коже под подгузником не образовались опрелости . Для предотвращения опрелостей не перегревайте кроху, а также можно используйте специальный крем под подгузник.
Важный нюанс : смена водной среды на воздушную и освобождение кожи малыша от первородной смазки может вызывать у крохи сухость кожных покровов и их покраснение. В случае возникновения таких симптомов и после консультации с педиатром можно использовать специальные масла или другие детские косметические средства.
Купание
Еще один вопрос, который очень интересуем всю семью малыша: когда можно начинать после выписки из роддома?
Ответ дает Марина Скиба, врач-неонатолог клиники «Добробут»: «Купать ребенка можно сразу после выписки, но если малышу сделали прививку БЦЖ, то после нее в течение 1-2 суток ребенка лучше не купать, чтобы не намочить место инъекции. Вода для купания ребенка должна быть 37 градусов. Если у малыша еще не зажила пупочная ранка, во избежание попадания инфекции, ванну можно наполнить кипяченой водой, время купания 3-5 минут. Если у крохи нет аллергии и его кожа не пересушена, в воду можно добавлять отвары трав».
После того, как заживет пупочная ранка , вы можете уже купать ребенка в обычной ванне в водопроводной воде , постепенно увеличивая время купания от 5 до 20 минут.
В воде обязательно поддерживайте тело ребенка, аккуратно обмывайте голову, ручки, ножки и тельце малыша, умывайте личико и не переживайте, если вода во время купания попадет в уши или глаза, в этом нет ничего страшного.
Уход за пупочной ранкой
Процесс ухода за пупочной ранкой вызывает особое волнение молодой мамы, ведь сейчас она требует тщательного и соответствующего ухода.
Как правило, ранку обрабатывают один раз в день: можно это делать либо утром, либо вечером, после купания, когда от воды все корочки размокнут и удалить их будет проще.
Кормление
Самое главное для крохи сейчас - по первому требованию. И важно здесь не только поступление в организм новорожденного необходимых питательных веществ, а и психологическая составляющая процесса.
Малыш еще только адаптируется в этом мире, для него все вокруг новое, непривычное и незнакомое. Это достаточно сложное состояние, в котором ребенку необходима помощь и поддержка.
Пребывание новорожденного малыша у материнской груди это уже не только питание, а еще и успокоение, ведь мама - единственный знакомый человек для крохи в этом мире. И чувствуя ее запах и биение сердца, знакомое малышу еще с момента пребывания в животике, новорожденный успокаивается и расслабляется.
Кормление по требованию помогает молодой маме наладить лактацию и установить необходимый контакт с малышом. А если у мамы есть грудное молоко, никакие соски и бутылочки крохе не нужны.
Мама- Mar iaMash a рассказывает: « в первые дни после выписки из роддома - это были абсолютно новые ощущения. Мне было сложно привыкнуть к тому, что мое тело, теперь не совсем мое. Оно реагировало на ребенка иногда абсолютно без моего на то ведома: малышка заплачет - молоко пребывает само собой. Или я кормлю Машу из одной груди, а в другую активно, прямо на глазах, пребывает молоко. Зато Машенька была спокойна возле моей груди как никогда. Она с такой радостью устраивалась на ручках и подставляла ротик, что просто прелесть. Вообще первые недели я очень часто и носила малышку на руках, и кормила по требованию. Позже все стабилизировалось, у нас появился режим, а Машенька уже чаще соглашалась остаться в кроватке, а не на ручках».