Во сколько начинают ползать мальчики самостоятельно. Восполнение дефицита ползания. Когда дети начинают ползать
Начиная с рождения и до годовалого возраста, малыш проходит множество ступеней развития. Родственники с большим интересом наблюдают за новыми достижениями крохи, будь то первые шаги или первый переворот со спины на живот. Но некоторым успехам следует уделить пристальное внимание, и одним из них является ползание. Когда начинают ползать детки и надо ли что-то делать, чтобы ребенок начал ползать? Поговорим в этой статье.
Следует знать, что чем дольше ваше чадо ползает , не переходя к самостоятельному хождению, тем лучше. В этом процессе развиваются все мышцы малыша, хорошо тренируется опорно-двигательный аппарат, активируются отделы мозга, отвечающие за речь. Дети, пропустившие этап ползания или быстро его прошедшие, во время первых шагов испытывают колоссальную нагрузку на позвоночник. Это может вызвать проблемы со здоровьем, поскольку мышечный корсет не успевает подготовиться.
Во сколько дети начинают ползать
Многие родители «пытают» педиатров вопросом «Со скольки месяцев ребенок начинает ползать». Средний возраст , во время которого малыши начинают осваивать навык ползания – 5 месяцев. Однако не следует ставить четких рамок. Некоторые дети и в 6, и даже в 10 месяцев начинают ползать (особенно, если у малыша немаленький вес). В основном, это происходит после того, как он научился самостоятельно сидеть. Ползание оказывает большой положительный эффект на здоровье карапуза, укрепляет позвоночник и мышцы спины. В период, когда грудничок начинает ползать, можно выделить несколько этапов:
Имеет ли в данном вопросе значение пол ребенка? Бытует мнение, что в физическом плане быстрее начинают ползать девочки. Они ведут себя активнее, чем мальчики, и раньше осваивают важные двигательные навыки. Однако это суждение неверно. Как правило, стремительнее развивается тот ребенок, здоровью и развитию которого родители уделяют достаточно внимания. Кроме того, это напрямую зависит от физиологических особенностей и темперамента малыша.
Полезные занятия в период, когда малыш начинает ползать
Лучший способ чему-то научить детей – делать это в игровой форме. Чтобы стимулировать младенца к ползанию, можно отодвигать от него красивые, привлекающие внимание игрушки на незначительное расстояние. Малыш будет тянуться к ним, стараться делать новые движения. В этом процессе взрослые могут оказать помощь – аккуратно взять ножки, как бы создавая опору.
Хорошо помогает гимнастика. Есть специальный комплекс упражнений, направленный на освоение ползания.
Хорошо подталкивает детей к ползанию массаж. Оздоровительный может проводить только специалист с медицинским образованием и только по назначению педиатра.
Важно ! Кожа и тело грудничка намного нежнее, чем у взрослого. Любой массаж обязательно должен начинаться с легкого поглаживания, а в некоторых случаях поглаживание – единственное, что следует делать при отсутствии надлежащего опыта и образования.
Массаж следует делать раз в день, за полчаса до или после приема ребенком пищи. Перед процедурой нужно снять с рук кольца и браслеты. Движения не должны доставлять ребенку дискомфорта. Лучше, если длительность массажа не будет превышать десяти минут. Дети охотнее доверяются рукам родителей и поэтому могут беспокойно вести себя во время массажа, проводимого приглашенным специалистом.
Пеленальный столик – идеально подходящее место для данной процедуры, однако можно использовать другую ровную поверхность, постелив на нее предварительно толстое одеяло (важно, чтобы она не была слишком твердой). Делается массаж следующим образом:
- поглаживаем ручки , направляя движения от нижней части к верхней;
- ножки поглаживаем от стоп к бедру. Массаж суставов грудничкам делать нельзя, поэтому во время движений аккуратно обходим их;
- спинку поглаживаем сначала по направлению вверх, потом вниз;
- после поглаживающих движений, можно начать легкие разминающие (только при условии, что ребенок чувствует себя комфортно).
Малыши отзывчивы на зрительные примеры. Если родители или старшие дети в семье будут ему показывать, как нужно ползти, он быстрее поймет технику. Создавая пространство для передвижения грудничка, следует убрать с пола предметы, способные нанести травму. В доме, где есть ползающий ребенок, влажную уборку лучше проводить каждый день, а полы мыть как можно чаще.
Когда ребенок начинает ползать: полезное видео
Подробно узнать о том, как научить грудничка ползать, можно на видео:
Когда начинать ползать Комаровский:
Вместе с развитием навыка ползания малыш превращается из пассивного наблюдателя, лежащего у мамы на руках, в кроватке или на развивающем коврике, в активного исследователя окружающего мира. Разумеется, родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет ползать. В каком возрасте ждать появления такого важного умения, нужно ли помогать малышу и как вообще дети начинают ползать – на эти вопросы мы постараемся вам ответить в этой статье.
Ползание – необыкновенно важный этап развития ребенка, ведь с его помощью дети не только укрепляют мышцы и позвоночник, улучшают координацию движений, развивают макро- и микромоторику, но и учатся принимать решения и, можно даже сказать, мыслить. Когда ребенок начинает ползать, это становится неким рубежом в его восприятии внешней среды – ведь теперь кроха может достать сам то, что раньше мог лишь рассматривать издалека. Он учится управлять собственным телом, а его мозг при этом всесторонне развивается.
На форумах часто можно встретить некую абстрактную цифру – 6 месяцев, якобы являющуюся отправной точкой для появления навыков ползания и сидения. Но, поверьте, сколько малышей, столько и вариантов их развития.
Когда должен начать ползать ребенок? Комаровский и простой здравый смысл
«Сидение, ползание, стояние, хождение… Всё вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».
Как вы уже поняли, точных возрастных критериев, когда ребенок начинает ползать, сидеть, ходить, не существует. Есть ряд факторов, влияющих на формирование данных двигательных умений конкретного ребенка:
- его состояние здоровья;
- физические и личностные особенности малыша (худенький-пухленький, активный-спокойный);
- психологическая обстановка в семье.
Как видите, из-за отличий индивидуальных характеристик детей говорить о том, с какого возраста ребенок ползает, довольно сложно.
Одно можно сказать точно: вопрос «когда, во сколько месяцев должен ползать ребенок?» - совершенно некорректен. Да, ползание – нужная «ступенька» развития, но некоторые малыши ее пропускают, переходя сразу к ходьбе, и это тоже считается вариантом нормы.
Во сколько месяцев дети начинают ползать?
Во сколько месяцев ребенок начнет ползать, предугадать невозможно. Но если малыш уже умеет переворачиваться на животик (подробнее о переворотах читайте в статье ) и любит лежать в таком положении, скорее всего, скоро он попробует перемещаться в пространстве самостоятельно.
«Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам».
При этом необходимо учитывать, что способы ползания у детей бывают разные. Кто-то начинает ползать по-пластунски с 4-5 месяцев и долго продолжает передвигаться именно так. Другие же дети сразу переходят от лежания на животике к ползанью на четвереньках; обычно это происходит у них позже, в 7-8 месяцев, и это тоже абсолютная норма.
Примерный временной диапазон, на который ориентируются врачи-неврологи – 5-9 месяцев.
Если говорить о средних цифрах, то обычно ребенок самостоятельно ползает, хорошо и уверенно, в возрасте 7-8 месяцев. Если ваш малыш не ползает, рекомендуем вам прочитать статьи и
Как ребенок учится ползать: этапы ползания
Обычно этот вопрос беспокоит родителей первенца, поскольку им бывает сложно представить, как малыш вдруг сам от лежания на одном месте вдруг перейдет к перемещению «из пункта А в пункт В». Обычно это не происходит в один момент.
Ползать дети учатся поэтапно. Существуют такие примерные этапы ползания:
1) Ползание по-пластунски , на животе. Вы даже не понять, что ребенок пополз, потому что такое движение может быть направлено не вперед, а вбок или вообще назад. Передвигаться таким способом малышу проще всего – он задействует минимум энергии, ползая, как маленькая гусеничка.
2) На следующем этапе кроха может попытаться, встав на четвереньки и выставив вперед руки, подтягивать ноги по одной . Или, как вариант, он выдает то же, но лежа на животе – внешне это может напоминать подобие прыжка. Эти забавные попытки предваряют настоящее ползание.
3) После долгих тренировок ребенок настолько совершенствует координацию своих движений, что приступает к перекрестному ползанию . При этом движения рук и ног четко чередуются (правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога). Перемещаются таким способом дети очень шустро. Им нравится собственная ловкость и быстрота, с которой получается добраться до желаемого объекта. Перекрестное ползание укрепляет мышцы и всесторонне развивает ребенка.
Многие родители, с нетерпением ожидающие новых умений малыша, спрашивают: «ребенок сначала сидит или ползает? » . Скажем так. Нормой считается, что ребенок вначале поползет по-пластунски, а после – научиться сидеть. Вообще с сидением не стоит слишком торопиться, форсировать его и учить кроху сидеть (подробнее – читайте в нашей статье ). Сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник, для которой ребенок должен созреть. Сконцентрируйте свое внимание именно на ползании – оно будет способствовать физическому развитию и умению сидеть в частности. Бывает, что малыши сначала садятся сами и учатся вставать на четвереньки, почти не ползая по-пластунски, а вскоре начинают ползать сразу перекрестным способом. Это тоже нормально.
Часто родители интересуются, как правильно должен ползать ребенок . По мере развития мышц и координации движений этот навык у крохи совершенствуется. Способ ползания обычно проходит вышеописанные этапы, при этом некоторые малыши могут ползать на животе, словно пятясь; другие крутятся вокруг своей оси, кто-то двигается как бы вбок. Перекрестное ползание у детей также может быть разным: на четвереньках и на выпрямленных ногах, встречается и «однобокое» движение – с помощью одной коленки или одной вытянутой ноги. Некоторые дети ползают уж совсем странно, на спине или на попе, подгибая одну ножку под себя и отталкиваясь другой . Родителей это очень беспокоит. Почему ребенок ползает на попе, нормально ли это? Успокоим вас: ползание на попе, назад себя, на спине – всё это своеобразные, но вполне нормальные варианты ползания. Малыш не знает о том, как это, «нормально», и выбирает самый легкий для себя способ. Покажите ему, как двигаться по-другому, возможно, он скоро порадует вас традиционным ползанием.
Иногда после начала развития навыка ползания мамы замечают, что малыш начал крутиться и пытаться ползти ночью в кроватке. Почему ребенок ползает во сне ? Причины такого явления очень просты – полугодовалые малыши часто учатся спать на животе, а во время сна нервная система отрабатывает новые знания и умения. Результат налицо: некоторые детки встают в сонном состоянии на четвереньки, другие ползают, а третьи постоянно крутятся вокруг своей оси. Что делать в таком случае? Просто подождать. Кроха обязательно перерастет такой «лунатизм».
Ребенок ползает, но… (тревоги родителей)
Если малыш ползает – это отлично! Но мамы всегда найдут, о чем попереживать. Ответим на часто задаваемые в сети вопросы: «что делать, если…»:
Ребенок ползает в 3 или 4 месяца
Несмотря на то, что все дети развиваются по-разному, общие закономерности всё же есть. Если ваш ребенок ползает в 3 месяца, скорее всего, вы немного преувеличиваете или принимаете барахтанье, слабые попытки к движению и кручение малыша за настоящее ползание. На пятом месяце ребенок может начать ползать, но это скорее редкость.
Ребенок ползает в 5 месяцев
Радуйтесь! Малыш замечательно развивается, не ищите поводов для беспокойства.
Ребенок ползает, но не сидит
Если ребенок ползает, но не садится самостоятельно – скорее всего, дело в том, что еще недостаточно окрепли его позвоночник и мышцы. Помните: форсировать перевод в вертикальное положение не нужно!
Ребенок ползает, но не ходит
Часто бывает, что ребенку скоро год, он отлично ползает, а ходить не хочет. Здесь принцип такой же, как и с сидением – всему свое время.
И напоследок хотелось бы пожелать всем заботливым родителям – пусть ваши малыши развиваются своевременно, радуя вас новыми достижениями день ото дня! Очень скоро они поползут, научатся ходить и разговаривать, а вы с улыбкой будете вспоминать свои волнения о том, когда же это случится…
Каждый новый навык малыша играет большую роль для его будущей взрослой жизни. Одним из самых важных моментов считается период, когда ребенок начинает ползать. Именно это действие готовит его к прямохождению. Существуют определенные этапы, своевременное преодоление которых необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы и головного мозга человека.
Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру
Родители иногда торопят своих детей и очень радуются, если ребенок рано перевернулся, сел, пополз, пошел. Это не всегда правильно. Природа все рассчитала, и иногда стоит ей довериться в развитии неокрепшего организма. Если малыш рано начал ходить и практически не ползал, это грозит очень неприятными последствиями:
- Быстрый переход к прямохождению сказывается на позвоночнике. Когда младенец начинает ползать, происходит укрепление мышц спины, которые в будущем возьмут на себя нелегкую функцию по поддержанию позвоночного столба. Если этот период пропустить, нагрузка может оказаться слишком сильной, что может привести к развитию ряда патологий;
- Ползание подразумевает сложную работу головного мозга, т.к. нужен контроль за чередованием рук и ног. Если у малыша не будет возможности этому научиться, в будущем гарантированы проблемы с координацией и мышлением.
Конкретный возраст, когда карапуз должен поползти, назвать сложно. Все зависит от того, как он справлялся с обязательной программой упражнений до этого. Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру. Если малыш рано перевернулся и отличается активностью и любознательностью, поползти он может в 5-6 месяцев. Более пухлые и ленивые карапузы, которым не нужно стараться что-то достать, могут подождать и до 8 месяцев. Правда, в это время педиатры уже разрешают помочь малышу и рекомендуют массаж для укрепления мышц или специальные упражнения.
Ползание на животе — один из этапов физического развития малыша, который готовит его к более активному передвижению
Существует три основных этапа, которые проходит ребенок, прежде чем можно сказать, что он научился ползать:
- Ползание на животе . Самый легкий вид передвижения, который требует минимальных затрат сил и энергии. Не важно, в какую сторону начинает ползти младенец: назад, вбок или вперед. Главное, что он уже чувствует себя комфортно, находясь на животе, и готов к новым свершениям;
- Второй этап может быть представлен несколькими вариантами . Ребенок выставляет руки вперед, а к ним подтягивает ноги, это даже может быть похоже на прыжок. Или малыш встает на четвереньки, выкидывает вперед руки, а ноги подтягивает по одной. Это уже смелые попытки, но еще не полноценное ползание;
- Заключительный этап – перекрестное ползание . Руки и ноги чередуются в четком порядке, малыш пытается ползать все время, т. к. понимает, что это самый быстрый и удобный способ получить желаемое, мышцы быстро укрепляются, а скорость передвижения увеличивается.
Легкий массаж мамиными руками может творить чудеса — вы удивитесь, как после этого окрепнет мускулатура вашего карапуза
Даже если развитие младенца идет по плану, упражнения на укрепление мышц никогда не повредят. Когда перевороты пройдены, подъем на предплечьях освоен, можно приступать к гимнастике, разработанной, чтобы помочь малышу начать ползать.
- Упражнения с использованием фитбола . Малыш кладется животом на мяч, головой от поддерживающего, и фиксируется в районе подмышек. Мяч необходимо плавно покачивать вперед и назад, что будет вынуждать спинку малыша прогибаться в нужных местах, тем самым укрепляя мышцы.
- Гимнастика для укрепления мышц рук . Ребенок укладывается на спину и обхватывает руками большие пальцы мамы. Мама начинает поднимать и опускать руки малыша, разводить их в стороны. Можно даже поднимать карапуза за руки до образования острого угла между поверхностью и спинкой.
- «Лягушка» . Если ребенок начинает спокойно лежать на животе и держаться на руках, можно брать его за ноги и плавно сгибать в позу «лягушки», плавно возвращая в исходное состояние. Если малыш не капризничает, это верный признак того, что он уже почти готов ползать.
Помимо упражнений можно делать укрепляющий массаж. Специальную оздоровительную или лечебную программу может выполнять только медицинский работник. А вот общеукрепляющей технике может научиться каждый. Перед проведением манипуляций необходимо проконсультироваться с врачом. И если нет противопоказаний, то ежедневно можно по 5-10 минут совершать легкие поглаживания и похлопывания спинки и конечностей.
Важно помнить, что если малыш отличается активностью, но не научился ползать в 7-8 месяцев, это не патология – не нужно поддаваться панике. Возможно, он просто пока не хочет куда-то ползти или не уверен в своих силах. Прежде, чем предпринимать какие-то шаги, нужно высказать свои опасения опытному специалисту и следовать строго его указаниям.
Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.
Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!
Когда ребенок начинает ползать
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.
Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.
Как начинает ползти ребенок
Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.
Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.
Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.
Ребенок начал ползать
Все дети начинают ползать по-разному :
- Ребенок ползает по-пластунски
: малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски
, на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад
: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками
: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.
Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:
- на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.
На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.
На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.
Ползание на четвереньках
Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.
Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.
Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках
Как научить ребенка ползать
- Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга
. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте
Видео - как научить ребенка ползать
Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.
Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.
Последствия ограничения движения ребенка
В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.
Использование манежа
Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.
Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.
Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.
Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.
Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.
Использование ходунков
Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.
Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.
В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:
«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:
- Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.
Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.
Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.
Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.
- Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.
Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.
Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.
Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.
Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.
Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”
Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»
Видео - педиат об использовании ходунков
Ребенок пополз - и это важное событие в его жизни. Это умение является первым навыком, позволяющим самостоятельно перемещаться в пространстве.
Этап ползания необходим детскому организму для развития костно-мышечной системы, подготовки ее к вертикальной нагрузке, которая придет на смену ползанию. В этом материале мы расскажем, когда и как малыши начинают ползать, и о том, какие эффективные упражнения помогут родителям стимулировать ребенка на ползание.
Нормы и сроки
Новорожденный не обладает опорно-двигательными навыками, за исключением безусловных рефлексов, к которым относятся хватание, выпрямление тела «в струнку» при проведении вдоль позвоночника, раскидывание ручек в стороны и отталкивание ножками от плоскости при вертикальном положении. Лишь спустя несколько недель после рождения малыш начинает совершать первые более-менее осознанные движения.
Сначала он учится держать голову, приподнимать верхнюю часть тела на руках в положении лежа на животе. Потом осваивает перевороты. Далее приходит желание сидеть и ползать - иногда одновременно, иногда по очереди, причем в любой последовательности.
По сути ребенок в своем развитии в течение первого года повторяет в ускоренном режиме весь ход эволюционных изменений, которое претерпело человечество. Разница в том, что человечеству, чтобы встать на две нижние конечности, потребовались десятки тысячелетий, а отдельному человеку - вашему малютке - природа отвела на это только первые 12 месяцев его жизни.
В среднем педиатрические нормы указывают, что ребенок начинает ползать в 5-9 месяцев. Разброс возраста такой большой, потому что все малыши очень разные. И ползание в пять месяцев, и освоение нового метода передвижения тела в пространстве в 8 месяцев - это совершенно и неоспоримо является нормальным явлением.
Даже если малыш совсем отказывается ползать (есть и такие карапузы) это не считается отклонением в программе роста и взросления малютки и не должно вызывать большой тревоги у матери и отца.
Для того чтобы поползти, ребенку предварительно нужно укрепить мышцы живота, груди, шеи. Малыш, который не научился уверенно держать голову, поднимать торс на ручках и переворачиваться на бок, на спинку, на живот, не сможет ползать по причине незрелости мышечных групп, ответственных за процесс ползания. Только тогда, когда мышцы и связки готовы к освоению нового этапа, малыш с радостью воспримет гимнастику, упражнения и другие родительские действия, направленные на стимуляцию ползания.
В отношении норм следует отметить, что они довольно усредненные и настолько общие, что с трудом применимы к отдельно взятым малышам. Не стоит переживать, если ребенок опережает их или отстает. Развивается каждый грудничок по своей сугубо индивидуальной программе.
Что влияет на сроки?
Ребенок может не демонстрировать никакого желания ползти после полугода, и причин тому может быть достаточно много. Обязательно нужно учитывать индивидуальные «обстоятельства». А они могут быть следующими:
- ребенок родился недоношенным;
- у малыша имеются установленные и диагностированные неврологические нарушения;
- малыш ведет малоактивный образ жизни;
- у крохи наблюдается врожденный меланхолический или флегматичный тип темперамента (активные и порой даже беспокойные сангвиники и холерики начинают перемещаться раньше и охотнее, им все интересно, тогда как флегматику интереснее полноценное питание и здоровый продолжительный сон);
- у ребенка есть проблемы с лишним весом: мальчики и девочки, масса тела которых превышает допустимые возрастные значения, вообще с трудом и гораздо позже ровесников осваивают новые двигательные умения;
- у ребенка должна быть подходящая «среда обитания»: если его постоянно ограничивают пределами кроватки или манежа, стимула для ползания попросту не будет;
- у ребенка есть проблемы со зрением: слабовидящие дети не могут соотносить расстояния между предметами и видеть удаленные цели, а потому ползание не стимулируется.
Этапы развития навыка
Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание - прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.
Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.
На животе
Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.
По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе - на животике, если устанешь продвигаться вперед.
Сроки начала этого этапа - самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.
На этом этапе у малышей редко получается целенаправленное ползание по направлению вперед. Чаще всего карапузы веселят родителей своими попытками перемещаться по-пластунски в сторону или назад. Это считается совершенно нормальным, никаких корректив в такое ползание вносить не следует.
На животе с участием ног
Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги - ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.
По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа - 6-8 месяцев.
На четвереньках
Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания - с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.
Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.
На четвереньках с перестановкой
Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.
С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.
Пол ребенка и ползание
Нередко на форумах в интернете можно встретить заявления мам о том, что девочки начинают ползать раньше мальчиков. Обвинять малышей мужского пола в лености и неактивности не совсем правильно - мышечная система и мотивация у них развиваются ничуть не медленнее, чем у девочек.
Скорость освоения двигательных навыков, по мнению официальной медицины, от половой принадлежности ребенка не зависит. Мнение мам - не более, чем их личное наблюдение за ограниченной группой детей - за своим ребенком, соседским и чадом подруги. В рамках глобальной статистики определенного преимущества в физическом развитии у девочек не наблюдается. Детки и того, и другого пола, обладают равным потенциалом, при условии, что состояние их здоровья, вес и социальные условия, в которых они живут, также примерно равны.
Если ребенок не хочет ползти
Есть дети, которые очень расстраивают своих родителей тем, что категорически не хотят ползать. Они могут перемещаться альтернативными способами - например, подпрыгивая из положения на четвереньках, или перекатываться с боку на бок, пока не «докатятся» до цели. В первую очередь у родителей могут появиться мысли о возможных патологиях развития.
Не стоит паниковать. Понаблюдайте за своим чадом более внимательно. Если он в своих перемещениях использует в равной мере конечности с правой и левой стороны, если во время движения даже без ползания ребенок одинаково координирует движения правой и левой руки и обеих ножек в равной мере, то волноваться, скорее всего, не о чем.
Если не наблюдается судорог, парезов, «подволакивания» отдельных конечностей или полной их неподвижности, волноваться не нужно. Будет достаточно создать правильные условия, помочь ребенку заинтересоваться ползанием, чтобы он мог освоить этот навык самостоятельно.
Нужно ли учить ребенка ползать? Если отсутствие соответствующего навыка мешает именно родителям жить спокойной жизнью, то можно воспользоваться комплексом специальных упражнений при проведении ежедневной гимнастики. Главное не давить на малыша, не заставлять его что-либо делать насильно. Попытки обучить ползанию не должны превратиться в навязчивую идею, в конце концов есть дети, которые минуют этап ползания – садятся, а потом поднимаются на две ноги.
Другая крайность - постоянные попытки ползти. Некоторые родители жалуются, что малыша совершенно невозможно переодеть, поскольку он даже минуту не может полежать в покое и так и норовит уползти. Иногда ребенок и вовсе демонстрирует странное поведение - просыпается ночью и сразу начинает ползти по кроватке, пока не упрется в ограждение. Это связано с перевозбуждением нервной системы. Такому малышу смогут помочь расслабляющий релаксационный массаж перед сном, купание в прохладной ванне.
Гимнастику и упражнения для легко возбудимого ребенка нужно дозировать по времени и степени физических нагрузок, и проводить занятия исключительно в первой половине дня, чтобы до ночного сна у малыша было время успокоиться и расслабиться.
Гимнастика и упражнения для ползания
Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.
Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь - нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.
Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.
«Охотник»
Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких - от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.
Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент - игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать. Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания.
«Путешественник на шаре»
Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.
Ваша задача - держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.
«Тачка»
Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы - держать ребенка за ножки, задача ребенка - переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.
«Лягушонок-путешественник»
Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких - от 5,5 месяцев.
«Танцы на четвереньках»
Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.
По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример - лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.
Маме, которая твердо намерена обучить ребенка ползанию, следует взять на заметку несколько полезных советов, проверенных на тысячах маленьких представителей совершенно разных поколений.
- «Это мое!». Каждый ребенок - жуткий собственник. Даже если ваше чадо готово отдать вам последнюю погремушку, малыш все равно собственник и жадина. Это свойственно всем детям. Пользуйтесь этим. Позовите в гости друзей с ползающим или ходящим ребенком, запустите гостя в детскую и предоставьте право играть с любыми игрушками, которые он видит. Ваш сын или дочка поначалу будет наблюдать за тем, как чужой мальчик или девочка берет его вещи, а потом обязательно предпримет попытку добраться до захватчика и отобрать свое обратно. Возможно, не в первый визит гостей и не во второй. Но он обязательно поползет, чтобы забрать свои игрушки. Это факт.