Белорусские народные зимние праздники. Традиции беларуси. Семейные обычаи белорусов
Цель:
Задачи:
Объект:
Предмет:
Культура белорусского народа.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Мужской костюм.
Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.
Национальная особенность - ручник.
В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.
При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.
Национальная кухня белорусов .
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины — ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник — для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
Спас
Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас - праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.
Юрьев день
Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий - покровитель пастухов, а праздник этот - один из главных в земледельческом календаре.
Петров день
Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда - косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.
Громницы
Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля - по католическому календарю, а 15 февраля - по православному.
«Гуканне вясны»
Этот белорусский обычай - один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».
Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным - Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».
Аист (по-белорусски - бусел) - ключевая фигура этого праздника.
Коляды
Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года - и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.
Купалье
В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что - выдумка. Этот день - праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня - в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.
Свадьба
Белорусская свадьба (или «вяселле») - уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.
Заключение.
Просмотр содержимого документа
«Обычаи и традиции Белорусского народа»
«Обычая и традиции Белорусского народа»
Цель: Знакомство связанной с изучением, возрождением народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия белорусской национальности.
Задачи:
приобщение детей к духовным ценностям России - стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
повышение уровня патриотического воспитания;
воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
сохранение исторической памяти;
Объект:
представители белорусского народа.
Предмет:
Традиции и обычаи белорусского народа.
Культура белорусского народа.
История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. В своей работе я постаралась обобщить те данные, которые были получены в ходе исследования.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Культура белорусского народа.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.
Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века1. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы – Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, Цётки и др.
Столица Белоруссии город Минск. Президент Лукашенко Александр Григорьевич
Белоруссия находящаяся почти в центре Европейского материка имеет большие запасы многих природных ресурсов. Если будем учитывать, какие полезные ископаемые добывают в Белоруссии, то получится такая картина.
В стране имеются месторождения нефти и попутного газа, которые располагаются в восточной части прогиба реки Припять
Почти повсеместно распространены месторождения торфа. Разведано более 9 тысяч месторождений с общими запасами, оцениваемыми в 3 млрд. т. торфа, из разрабатываемых четырехсот месторождений, каждый год добывается около 15 млн. т.
Основным минеральным богатством региона, являются калийные соли, занимающие ведущее место в экспорте страны.
Также регион обладает практически неисчерпаемыми запасами каменной соли с суммарными запасами в 22 млрд. т.
Имеются месторождения доломита, основным из эксплуатируемых является карьер Гралево
В регионе разрабатывается около 110 месторождений глины
Также ведется добыча мела и мергеля
Существуют полезные ископаемые, промышленная разработка которых не ведется: горючие сланцы, бурые угли, фосфориты, железные руды, гипс.
Традиции и обычаи белорусского народа. Национальный костюм Белоруссии.
Традиционный народный костюм - один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями - русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение.
Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды. Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).
Мужской костюм.
До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.
Женский костюм. Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы - ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.
Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины - это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор - значило едва не нарушить брак.
Национальная особенность – ручник.
В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник - не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.
При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы - возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.
Национальная кухня белорусов .
Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня.
Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.
Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.
Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.
Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.
Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.
Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.
Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.
Празднование белорусской Масленицы.
На масленичной неделе не ели мясо. Повсеместно угощали всех и вся молочными продуктами, благо молока уже хватало. Отсутствие мяса на столе совершенно не сказывалось на настроении и жизнеспособности граждан. Данный продукт заменялся очень большим количеством блинчиков, румяных, кругленьких, с корочкой да с домашним маслицем. Блины считались символом солнца и приходящей весны. Хозяйки пекли сей гастрономический продукт просто в огромных количествах, угощали соседей, приезжих, проходящих, проезжих, бедняков и стариков. На столе появлялись также различные сыры, масла, творог.
Местные затейники в первые дни Масленицы вылавливали в толпе очень привередливых женихов, которые, по мнению общественности, засиделись «в девках» и привязывали к ногам деревянную колодку. Таково было наказание за страшный грех привередливости. Наказанные в свою очередь должны были откупиться от колодки конфетами или деньгами. Второе было предпочтительнее.
Почти также поступали с девушками, которые за прошедший год не вышли замуж, даже, если это произошло не по их вине.
На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов. Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом.
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов - ведь солнце - это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех разными вкусностями.
Спас
Последний месяц лета радует белорусов тремя народными праздниками: именно в августе празднуют медовый, яблочный и ореховый Спас. Сейчас эти даты неразрывно связаны с христианством, ведь Спас – праздник, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Но их история началась гораздо раньше.
Юрьев день
Важным праздником весеннего цикла для белорусов всегда был Юрьев день. Отмечали и отмечают его 6 мая. Именно в этот день первый раз выгоняли скот на пастбище, купались в росе. В некоторых регионах в Юрьев день «открывали» сезон весенне-летних песен, а также устанавливали качели. По народным поверьям Юрий – покровитель пастухов, а праздник этот – один из главных в земледельческом календаре.
Петров день
Петров день является древним земледельческим праздником, который отмечается 12 июля. Его еще называют Пятро, Пятрок или день Пётра і Паўла. В этот день все восхваляют апостолов Петра и Павла, которые покровительствовали крестьянам во время тяжелого летнего труда – косьбы, работы на пастбище и в огороде, жатвы.
Петр считался покровителем нивы, поля, особенно гречки. Ведь ее сеяли за несколько дней до праздника. Кроме того Петр способствовал созреванию урожая.
Громницы
Этот зимний праздник имеет глубокие корни, еще наши предки-язычники считали его особенным. Сегодня в Беларуси его празднуют дважды: 2 февраля – по католическому календарю, а 15 февраля – по православному.
Громницы всегда символизировали переход пор год от холодной и лютой зимы к жаркому лету. Все ждали тепла и солнца, хотели ускорить этот природный процесс. Несмотря на то, что февраль традиционно был самым холодным месяцем в году, наши предки говорили, что на Громницы зима с летом встречается. А значит, этот праздник уже можно считать весенним. Считалось, что именно в этот февральский холодный день может быть гроза с громом и молниями, которая дает надежду на скорый приход весны.
«Гуканне вясны»
Этот белорусский обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Заканчивается долгая зима, а на смену ей идет красавица-весна. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны».
Эта традиция имеет глубокие корни: звать весну начали еще в древние времена, когда наши предки были язычниками. Кличут весну обычно в конце марта - начале апреля. Чаще всего народный праздник совпадает с праздником церковным – Благовещеньем. В фольклоре белорусов даже есть такая поговорка: «на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает».
Аист (по-белорусски - бусел) – ключевая фигура этого праздника.
Коляды
Коляды для предков современных белорусов были главным зимним праздником, который был связан в первую очередь с днем зимнего солнцестояния и символизировал начало нового года – и солнечного, и сельскохозяйственного. Празднование начиналось 25 декабря и продолжалось до 6 января.
Купалье
В этот день деревья передвигаются с места на место, животные разговаривают между собой, а в реках можно увидеть русалок, которые плавают в кристально чистой воде. Этот день овеян таким количеством легенд и преданий, как ни один другой в году, и никто не может поручиться, что из них правда, а что – выдумка. Этот день – праздник Ивана Купалы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 июля, но по некоторым сведениям наши предки праздновали его 23 июня – в канун летнего солнцестояния. По католическому календарю Купалье празднуется 24 июня.
Свадьба
Белорусская свадьба (или «вяселле») – уникальный обряд, имеющий глубокий сакральный смысл. Ни одно действие во время свадьбы не было случайным, все этапы были тщательно выверены и продуманы, как в хорошем спектакле. Свадьба и была этаким народным спектаклем, театрализованным представлением, призванным принести счастье, лад и достаток в семью молодоженов. Конечно, современная свадьба сильно отличается от традиционной, но многие элементы выполняются и сейчас.
Заключение.
Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях; другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте; третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.
Белорусские народные праздники и обычаи..
Деды. Димитриевская родительская суббота.
«Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши предки.»
И. В. Казакова.
В современном обществе остро чувствуется потребность больше знать о народных праздниках и обычаях. Общественность старается возродить самобытность, индивидуальность своей национальной культуры.
Некоторые из этих праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Деды приобрели статус государственных праздников Республики Беларусь.
Осенним Дедам наши предки придавали гораздо большее значение, чем Радунице. Об этом свидетельствует и название димитриевских Дедов – «великие». Когда на Радуницу на могилках поминают только некоторых умерших предков, могилы которых находятся рядом, то на великие Деды поминают всех без исключения дедов-предков, независимо от места их захоронения. Кроме того, торжественности этого праздника способствовало то, что отмечался он осенью, когда у крестьянина свободного времени было больше, чем весной. Да и разных блюд осенью, после того, как собран урожай, можно было наготовить достаточно. На особенную торжественность этого праздника влияет осень – пора года, когда будто бы «умирает» природа, и человека окутывает грусть, мысли о быстротечности жизни, о умерших родных и близких людях.
Димитриевскими Деды назывались потому, что обычно отмечались в субботу перед праздником Димитрия Солунского. Осенние Деды не имели строгой привязанности к конкретному дню: в разных местах Беларуси они отмечались в период с 26 октября по 2 ноября. Существует легенда о не одновременности празднования осенних Дедов: «Когда царь Дмитрий пошёл на войну с неверными, то он, проезжая по разных местностях, просил православных христиан молится за упокой душ тех воинов, которые по Божьей воле погибли на войне. Вот с того времени установленные поминки проводятся не в одно и то же время, потому что царь Дмитрий не в одно и то же время проезжал по разных сёлах».
С самого утра этот день начинался с подготовки к празднику: мужчины убирали, подметали двор, приводили в надлежащий вид все постройки. Женщины тем временем наводили порядок в доме: мыли пол, лавы, стол, готовили разнообразную еду. «Чистота способствует приходу духов дедов, вкусная еда и напитки склоняют их к исчезновению на минутку с небесного приюта, чтоб спуститься на родную землю», - так толковали люди необходимость наведения чистоты перед праздником. Считалось, что порядок в доме очень понравится душам предков, которые посещают свой родной дом в этот день, и они будут ещё с большим желанием помогать во всём живым.
Обязательной для всех членов семьи была и баня, а также чистая праздничная одежда.
Вечером вся семья (на праздник обычно приезжали или приходили родственники) собирались вокруг праздничного стола. Перед тем как садиться за стол, в доме открывали двери (окна), чтоб заходили умершие предки, которые там жили. Обрядом руководил хозяин – старший член семьи, который прежде всего зажигал большую свечку, которая ставилась в посуду с зерном, как символ памяти о предках. После общей молитвы перечислялись поимённо все деды-предки, которых приглашали на общий ужин (вечерю). Хозяин при этом говорил: «Святые деды! Просим за праздничный стол!» или другие варианты: «Святые деды и бабы и малые детки! Просим к нам на вечерю. Кому не к кому и те к нам заходите!» - трижды произносилось приглашение. И все были уверенны, что тени предков незримо выходят в эту минуту из могил и, восседая с ними за столом, питаются паром, который идёт от еды…
После слов хозяина все присутствующие начинали кушать кутью (ритуальную кашу из ячменной крупы с мёдом), причём, прежде чем съесть ложку каши, каждый с присутствующих откладывал немного еды у «дедовскую миску», что находилась на столе – для дедов. Во время праздничного ужина перед каждым новым блюдом говорили: «Помяни, Боже, наших святых дедов! Пошли им рай пресветлый, царство небесное! Пусть они с святыми отдыхают, а нам хлеб-соль посылают!».
Количество блюд на столе могло быть разным, но обязательно – нечётным и не меньше пяти. Обычно на Деды готовили кутью, клёцки, оладьи, колбасы, разные подливки (рыбную и мясную), сушеные яблоки и груши, варенье на мёде, овсяной кисель с медовой сытой, ячменные коржи и др.
Во время торжественного праздничного ужина разрешалось говорить только о дедах – их жизни, особенных случаях, чертах характера, вспоминались их слова и наказы, мудрые советы и добрые поступки. Начинался этот разговор с рассказа о самом старшем и наиболее известном предке, а заканчивалась воспоминаниями о умерших совсем недавно. При этом господствовала сдержанная уважительная атмосфера, произносились скупые слова, фразы. Скрип дерева, звон стекла, резкий шум последних листов на дереве за окном, воспринимался как присутствие невидимых предков.
После окончания ужина все должны были одновременно встать из-за стола, а хозяин снова обращался к дедам, как бы расставаясь с ними: «Святые деды! Ели и пили, идите к себе!» Стол, за которым ужинала семья, оставляли неубранным на всю ночь, только накрывался скатертью. Еда, которая находилась на «дедовской миске», отдавалась обычно нищим: они воспринимались как посредники между «этим» и «тем» светом.
На второй день утром все члены семьи снова садились за стол и доедали то, что осталось от праздничного ужина, но уже без соответствующих обрядовых действий.
Осенние Деды – это свидетельство не причуды, но высокой моральности белорусов с их устоявшимся чествованием памяти своих предшественников.
Подготовила
преподаватель ___________________ Волчек Т.М.
Цель: Образование и духовное развитие молодежи в процессе изучения, возрождения народных традиций, обычаев, изучения исторического и культурного наследия своей Родины.
Задачи:
- приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;
- повышение уровня патриотического воспитания;
- воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти.
Подготовка и проведение:
Предварительное домашнее задание: инициативной группе обучающихся подготовить материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа, подобрать пословицы и поговорки.
Ход мероприятия:
(Звучит запись песни «Мой родны кут»).
Учащийся: (читает стихотворение В.Витки «Беларусь»).
На карце вялiкага свету
Яна, як зялены лiсток,
Песня гарачага лета,
Крынiчнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лiсток.
А ў навальнiцу б"ецца,
Небачна памiж лiсця,
Як родная матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
УЧИТЕЛЬ: Уважаемые друзья! Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях белорусского народа. История белорусского народа и его быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе. Белорусскому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях белорусского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.
Обряды и традиции, которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ, который здесь живет. Бережное и почтительное отношение к своим предкам, к своим истокам заставляет современных белорусов придерживаться тех или иных правил. Белорусская культура занимает свое - особое - место среди других восточноевропейских культур. Здесь, несмотря на века христианского господства, сохранились древние языческие ритуалы. Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки - в каждом из этих праздников, как и в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая и колоритная белорусскаякультура. А сейчас послушаем ребят, которые получили домашнее задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях белорусского народа.
УЧИТЕЛЬ: Культура белорусского народа
За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез.
Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.
Белорусская культура - это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь. В многообразии белорусских диалектов сохранены многие общерусские и общеславянские слова. Поэтому нет принципиальной разницы между белорусской и русской культурой, а их взаимодействие плодотворно и полезно всем.
Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.
Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.
Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.
Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI веке.
Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, и др.
Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.
Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.
В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.
Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.). Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.
Легенда о белорусах . Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»
Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полешуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный.
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним белорусские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Как вы понимаете слово традиция?
Учащийся: Традиция - это обычаи, обряды, взгляды, вкусы, которые переходят из поколения в поколение во всем мире, в каждой отдельной стране, у каждого народа и в каждой религии. Например, встречать гостей угощением (традиция всего мира), встречать праздником Новый год, отмечать день рождения и т.д.
Учащийся: Обычай -
общепринятый порядок, правила общественного поведения, которые уточняют и закрепляют традиции, углубляют их и делают более доступными. Например, есть проводы Зимы - Масленица, а у католиков - день Благодарения и др.
Учащийся: Обряд
- обязательные действия при совершении обычаев или традиций, переходящие из поколения в поколение или зарождающиеся вновь. Например, все христиане молятся, но католики, сидя, а православные - стоя, католики крестятся двумя пальцами, а православные щепотью - мусульмане, сидя на полу и складывая руки в ладоши перед собой, т.е. традиция молиться у всех одна, а обычаи и обряды - разные.
УЧИТЕЛЬ
:
В современном мире мы с должным уважением относимся к традициям предыдущего поколения, т.к. в каждой традиции содержится жизненный опыт, народная мудрость, и, конечно же, соблюдать эти нравственные традиции наш долг. А сейчас мы поведаем вам о национальном костюме Белоруссии.
Учащийся: Национальный костюм
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.
Характерные черты народного мировоззрения, традиционно сложившиеся этнические и эстетические нормы также повлияли на образ костюма, его композиционное, орнаментальное и колористическое решение. Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11-12 вв. К концу 19 - началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих архаических черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.
По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей - этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).
а) Мужской костюм.
До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма, несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов. Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к поясу.
б) Женский костюм.
Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки, фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка - одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.
Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.
Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.
Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы . Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы , ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.
УЧИТЕЛЬ : Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов - русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, - испытала известное влияние кухонь своих неславянских соседей - литовцев и латышей. Кроме того, кулинарное искусство в восточной и западной частях Белоруссии, долгое время изолированных друг от друга, развивалось неодинаково, подвергалось разному влиянию. Все это мешало закреплению уже сложившихся специфических черт белорусской кухни, тормозило разработку национальных кулинарных приемов и отдельных блюд, свойственных только белорусской кухне.
Учащийся: Национальная кухня белорусов
Крестьянская белорусская кухня вплоть до конца XIX-начала XX вв. стойко сохраняла свои самобытные черты, уходящие корнями в XIII-XIV вв. и порой даже глубже - в древнерусскую кухню кривичей и дреговичей. К концу XIX века белорусская кухня обрела свою самостоятельность.
Часто используются в белорусской кухне различные виды "черной муки" - овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий - овсяная.
Другой особенностью использования муки является весьма частое смешивание различных видов муки, подмес к какому-либо основному виду муки (ржаной, овсяной) - ячменной, гречневой или пшеничной, гороховой.
Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох, бобы, морковь и, конечно, картофель - последнему принадлежит особое место.
Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть национального стола.
Природно-географические условия Белоруссии способствовали широкому использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть, щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.
Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка, масло) используются как обязательные добавки - "забелки", "закрась" и "вологи" - во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи или грибы.
Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы предпочитают гуся, также в запеченном виде.
Излюбленными кулинарными приемами тепловой обработки являются в Белоруссии запекание, отваривание, томление, тушение.
Что касается чисто вкусовых качеств блюд белорусской кухни, то они весьма высоки, особенно если их употребляют свежеприготовленными, горячими - "с пылу с жару", а не остывшими и тем более разогретыми.
УЧИТЕЛЬ: Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя белорусскую культуру.Сегодня мы вспомним лишь некоторые белорусские народные праздники и традиции.
Учащийся: Гуканне вясны
В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название можно, как зазывание весны на землю.
В дохристианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам, как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему севу и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней, поздняя весна приносила голод - поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны.
Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели весенние песни вяснянкi - до поздней ночи:
Благаславі, маці,
Вясну гукаць, у-у!
Вясну гукаць,
цёплага лета
Дажджа…, у-у!
Дажадаць.
-Ой, вясна, вясна
Вясняна…, у-у!
Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.
Женщины по-своему встречали весну - выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».
Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость, есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.
В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» - красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на борону и с песнями возиливокруг костра.
Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
В начале 1990-х стали активно возрождаться обряды «гукання» весны, которые включают в себя традиционные элементы - песни, игры. Сегодня этот праздник под разными названиями широко распространен в разных взрослых и детских коллективах Беларуси. Уже сформировался довольно устойчивый сценарий проведения современной версии праздника, как в деревне, так и в городе с соответствующими атрибутами: веточки вербы, березы, птицы с соломы, бумаги, теста, образы животных и инструменты сельскохозяйственного труда.
Этот настолько яркий, веселый, возвышенный праздник, что все, кто хоть раз принимал в нем участие, придет на его снова.
УЧИТЕЛЬ:
Так о чем же ещё мы поведаем сегодня нашим гостям?
Учащийся:
Как - о чем? О масленице! Ведь всю неделю мы празднуем этот праздник.
Развернуться, размахнуться - эх гуляй душа!
Жизнь - как яблочко на блюдце - дивно хороша!
На морозе пышет жаром алый цвет лица.
Нынче масляна неделя, масленица!
Тянет теплым духом вкусным, солнышко манит.
А оно взлетело будто с радости в зенит.
Нескончаемым потоком пестрый хоровод.
И пока не постным сроком тешится живот.
Угощайтесь - с медом, с маслом, пряны и вкусны,
Щедрой горкою атласной - это вам блины!
УЧИТЕЛЬ: Масленица (Масленiца). Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. Скандинавский путешественник Пауль Одеборн, посетивший славян в XVI в., писал: «Масленица названа так потому, что в продолжение этой недели людям дозволяется есть коровье масло, а в постные дни они употребляют чёрное. В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и до беспамятства».
Учащийся: В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия , у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) - На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».
Учащийся: На Власа отмечались заговены на скоромное, поэтому женщины с самого утра пекли, жарили, варили и тушили. Преимущественно мясное. И, конечно, блины - ржаные, овсяные, пшеничные. Обыкновенно, их выпекали очень много (больше, чем во все остальные дни.) Первый блин обязательно клали на подоконник - для предков. Считалось, что в этот день души умерших людей спускаются на землю. Они подкрепляются паром от первого, ритуального блина. Кто же нарушит этот обряд, тому предки никогда такой наглости не простят. Именно от этой традиции пошло: «Первый блин комом», т.е. первый блин не едят.
Учащийся: В этот день существовал особенный ритуал поедания блинов.Хозяин разрезал их крест на крест, а каждый член семьи брал отдельную четверть, скручивал трубочкой и макал в творог с разогретым сливочным маслом. С самого утра четверга объезжали молодых коней, быков и волов. К этому дню обязательно делали новые сани. В них нагружали энное количество лиц мужского пола и гоняли коня до тех пор, пока он не привыкнет к седлу или к упряжке и не станет слушаться хозяина. Объезд коня проводился для того, чтобы проверить животное на выносливость. В четверг обязательно вешали качели, чтобы «пагушкацца». На качелях каталась в основном молодежь. Старались взлететь как можно выше, потому что говорили так: «Гэта гойдаюцца для таго, каб на той год рос лён доўгі і моцны» . Молодежь даже устраивала соревнования между собой — кто «дакранецца да неба».
Помимо всего прочего, Масленица была праздником и всех молодоженов — ведь солнце — это жизнь и продолжение её. Так, на наших землях до сегодняшних дней имеет большое распространение обряд «разуванне маладой», активными участниками которого были замужние женщины. Собирались они большой компанией и обходили подворья, хозяева которых недавно справляли свадьбы, отдав дочку замуж. Для каждой молодухи они пели песни с пожеланием молодой женщине родить сына или дочку:
Вынесь нам, маладая Маня,
Белы сыр, белы сыр,
Будзе у цябе, маладая маня,
Першы чын, першы сын,
Вынесь нам, маладая Маня,
Ды мачку, ды мачку,
І народзіш, младая Маня,
Ты дачку, ты дачку.
или по-другому:
Маладая ты, Марутка,
Выйдзі, выйдзі к нам на вулку!
У нас на вуліцы дзевак многа,
Дзевак многа і рабят.
Вазьмі сыра — родзіш сына,
Вазьмі мачку — родзіш дачку.
После импровизированного концерта молодая выходила во двор и благодарила женщин за песню, за доброе пожелание и за то, что они как бы приняли её в свой круг, которому предназначалось сохранить и продолжить родовод. На следующий день этой же компанией возили молодуху в корчму, где уже её муж угощал всех водкой и разными вкусностями.
Учащийся: В отличие от восточных русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце XIX в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания . Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толстые блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку - это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец .
В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник ещё и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки). Качаясь, распевали песни:
Да у нас сегодня масленица!
Да вылетела ластавица!
«Да что ж ты нам вынесла?»
Из коробов жито вытрясла,
Все жито-пшеницу,
На всякую пашницу!
Хлопцы тягали по селу колодку - обрубок дерева на веревке. Подойдя к хате, где есть девушка на выданье, требовали за колодку выкуп. Их звали в хату, угощали водкой с капустой. В некоторых местах колодку накидывали на шею девушкам, приглашая их на вечеринку. На следующий день это же делали сами девушки, приглашая парней на посиделки и угощение. Все сопровождалось песнями. На Минщине существовал обычай «разуваць молодуху»: шли по хатам, где жили молодожены и угощались. При этом пели:
Ай, выйди, выйди, молодая Валька,
Ты да нас,
Ай, вынесь, вынесь, молодая. Валька,
Белы сыр.
А дай тебе Боже, молодая Валька,
Первый сын.
Последнее воскресенье масленицы называют прощеным : люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких. В воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело - соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности. Но кончается неделя, кончается и масленица. В понедельник уже великий пост.
«Масленка с блинами с грибами. Масленица — полизуха: сыр и масло полизала
Пили на масленицу, а крутила на Радуницу».
Масленица - полизуха, Потянися до духа!
Мы думали: масленицы семь недель, А оказалось - один день!
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Милости просим к нам о Масленице своим добром, с честным животом.
Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы.
После Масленицы - Великий пост, а за страстною - Пасха.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!
Была у двора Масленица, а в дом не зашла.
Без блинов - не Масленица.
В прощеный день, как на Пасху все целуются.
УЧИТЕЛЬ:
А какие же прозвища были у Масленицы?
Учащийся:
Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная.
УЧИТЕЛЬ:
Вот и закончился классный час. Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в нашей истории. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей нашего народа, то отроете много тайн. В этом вам помогут учителя истории, белорусской литературы, географии и, конечно, книги.
(Учащееся читает стихотворение.)
Я- беларус, я нарадзiуся
На гэтай казачнай зямлi,
Дзе мiж лясоў и пушчаў дзiкiх
Адвеку прашчуры жылi.
Я - беларус, я ганаруся,
Што маю гэтае iмя:
Аб добрай славе Беларусi
У свеце знаюць нездарма!
Я - беларус, і я шчаслiвы,
Што мацi мову мне дала,
Што родных песень пералiвы
I зблiзку чую, і здалля.
УЧИТЕЛЬ: Родной край, малая Родина, так или иначе, живет в памяти и душе наших людей. Белорусу следует всегда поддерживать связи с людьми, «землячеств». Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях.
История белорусского народа - ценный источник углубления знаний об их традициях, нравах и культуре. Духовное возрождение нашего народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. В условиях современной жизни очень важно чувствовать нравственную опору, каждый должен ощущать свои корни: это дом, семья, традиции.
Наши предки были мудрыми и добродушными людьми. Они знали множество обрядов и обычаев, как заповеди исполняли их в своей повседневной жизни. Мы старательно забываем свою историю, свои традиции в течение многих лет, а потом восхищаемся ими, встречая у других народов. Многие обряды белорусов восходят к языческим временам.
Так, издавна белорусы считали строительство большим праздником. Утверждали, что белорусские дети рождаются с особыми способностями к плотничеству.
Каждый хозяин основательно выбирал место для строительства своего дома. На это место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом. Никогда не брали для строительства поваленные бурей деревья, видимо, опасались, чтобы неуправляемая энергия урагана не повлияла на дом и его обитателей. Между первым и вторым венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб - всему основа. Торец крыши всегда закрывал конек или скрещенные рога - символ козы.
Белорусы поклонялись коню и козе.
Считалось, что эти животные охраняют дом от зла и всяких бед.
Первым в новый дом запускали петуха. Если птица издыхала, значит дом не покинула еще нечистая сила. Тогда запускали в дом кота, чтобы он ее прогнал. Этот обычай остался и в наши дни: новоселы запускают первым в дом кота.
Считалось, что, кто первым из семьи зайдет в дом, тот первым его и покинет, то есть умрет. Поэтому обычно бабка освещала дом, и затем в него заходили остальные домочадцы. Был в доме и "бабин угол". Там никогда не спали. Висели в этом углу полочки с посудой, стояла лавка, окно выглядывало обязательно во двор. За "бабиным углом" закрепилась функция кухни.
Мусор наши предки выносили вечером, чтобы не оставлять в доме грязь, а не то его мог покинуть домовой - неофициальный хранитель дома.
Спали домочадцы на полатях, которые могли быть и двухъярусными. Нижний ярус - для пожилых членов семьи, верхний - для молодых. Самые маленькие отдыхали в люльке, подвешенной к потолку, а днем играли в специальном манежике. Полати делались из досок, сверху лежал тюфяк, набитый соломой, и льняные покрывала - мечта, а не постель! Во всяком случае, искривлениями позвоночника наши предки явно не страдали.
Особое место для новорожденного. Нельзя было переговариваться через колыбельку, передавать вещи - ребенок вырастет вором, пустую колыбельку не качали - малыш может заболеть.
Самым важным в доме всегда был красный угол. В нем висела икона, убранная рушниками. Сидеть в красном углу мог только глава семьи.
Окна белорусского дома выходят во двор и на улицу, а одна стена обязательно глухая, чтобы сохранять тепло в доме и не заглядывать в соседний двор, а потом не сплетничать на досуге. Лучше следить за порядком в собственном доме.
Под образами - стол, сидели на лавках. На столе - каравай хлеба, жбан молока или кваса. Никогда не было у белорусов замков. Если хозяев нет дома, дверь обычно притворяли. Усталый путник мог зайти в дом и угоститься за столом хлебом, квасом, молоком, если у него не было времени подождать хозяев возле дома. Странников, скитальцев хозяева обычно кормили, укладывали отдохнуть и только потом расспрашивали, кто такой, куда и откуда держит путь. Только со второй половины XVIII века в Беларуси начинают появляться замки, потому что участились случаи воровства. Среди скитальцев оказалось немало любителей легкой жизни.
Печь кормила, согревала, лечила. По преданию, на Деды через трубу в дом спускаются души умерших предков. Возле печи - кочерга, ухват, лопата, на которой сажали хлеб в печь. Во время грозы хлебную лопату выставляли на улицу - она защищала дом от пожара. Под печью в холодные зимы держали кур. Возле печи дежа - символ достатка и благополучия. В ней замешивали тесто, а старую - никогда не выбрасывали. Перед замужеством невеста садилась на дежу, и ей расплетали косу.
Одевались наши предки просто, ходили в лаптях. Делали их на совесть, так что ноги не промокали даже у женщин, собирающих клюкву на болоте. Мужчины носили сорочку и портки, женщины - юбку да блузу из льняного самотканого полотна. Обязательной деталью одежды белорусов был пояс. Пояс дисциплинирует человека. Женщина шла жать и обязательно подпоясывалась. После жатвы последний сноп обвязывали поясом и ставили в красный угол, чтобы хлеб до следующей жатвы не покидал дом.
Одно из основных ремесел белорусов - ткачество . С ним связаны многие обычаи и обряды. Никогда не сеяли лен в понедельник - трудный день. Во вторник посеешь - долго будет всходить. Среда тоже неблагоприятный день для посева льна. Четверг - для червей. В воскресенье люди отдыхали. И оставались для посева только пятница и суббота. Если на небе много туч - это к хорошему урожаю.
В 6-7 - летнем возрасте девочка уже ткала. Ее первое сукно было грубым и не очень аккуратным, но его не выбрасывали, а складывали в приданое. К замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. По сундуку определяли, зажиточная семья или нет. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.
В каждой области, районе, а то и в деревне были свои орнаменты. Ромбы символизировали благополучие, солнце, красный цвет - символ огня, жизни, черный - символ земли, почвы, васильковый - цвет неба, василька. Поклонялись белорусы белому - цвету здоровья, свободы и независимости.