Игры для детей по монтессори. Чудодейственное влияние игр монтессори. Развитие трехлеток по Монтессори
Игры Марии Монтессори
На сегодняшний день педагогика Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны для нашей страны. В то время как в других странах ее идеи были популярны с самого начала. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90-е годы. В настоящее время в нашей стране открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори. В основном там занимаются дети в возрасте от 3 до 6 лет.
Суть метода Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Она создала уникальную систему самовоспитания и саморазвития маленьких детей, где в специально организованной окружающей среде ребенок вправе сам выбирать интересующие его материалы и играть с ними столько, сколько ему самому хочется.
Большое значение М. Монтессори придавала воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. Дети, занимающиеся по её системе, очень любознательны и стремятся к получению глубоких и разносторонних знаний. Малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Роль взрослого Основная задача взрослого на занятии с ребенком – помочь ему сделать всё самому. Сначала взрослому нужно заинтересовать ребенка выбранным им материалом. Для этого он показывает малышу, как справиться с заданием. А далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок, придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! И вот тут самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Взрослый должен предложить ребенку ровно столько помощи, сколько ему необходимо, и не больше. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дав ему сделать шаг в нужном направлении.
Принципы использования материала Мария Монтессори считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки. Игрушкой может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.
У каждого из этих материалов, по уникальной методе Монтессори, огромный потенциал и большие творческие возможности. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая - служит работе на будущее (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки, а затем их устранять, восстанавливая нарушенный порядок.
Основные правила пользования Монтессори-материалами:
Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию.
Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности.
Ребенок должен относиться к материалам аккуратно и приступать к работе только после того, как понято их использование.
Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал из рук в руки!
Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место, и только после этого берется следующее пособие.
Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он наблюдает за работой другого ребенка или выбирает какой-то другой материал.
Все эти правила не касаются коллективных игр, построенных на общении и умении сотрудничать.
И сегодня мы бы хотели познакомить Вас с некоторыми играми Марии Монтессори.
Коллективные игры
Круг
На полу нарисован круг. Дети встают на линию круга друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих занятиях во время движения по кругу можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).
Колокольчики
Дети сидят на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.
Передай палочку
Дети сидят на полу. В центре круга стоит металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.
Упражнения в повседневной жизни
Коврик
Покажите ребенку, как можно скатывать и раскатывать коврик.
Пересыпь зерно
Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох или рис в другую миску при помощи чайной ложки.
Переливание воды
Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губку. Научите ребенка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок вытирает ее губочкой.
Переливание воды через воронку
При переливании воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки с зауженными горлышками.
Вылавливание шариков
В миску налита вода, в которой плавают теннисные шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.
Пена
Ребенок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиком взбивает пену.
Форма воды
Вам понадобятся различные емкости: надувной шарик, стакан, бутылка, формочка и т.д. Из кувшина с водой ребенок осторожно выливает воду в надувной шарик, наблюдая, как вода принимает форму шарика. Затем выливает воду обратно в кувшинчик и заливает в следующую емкость.
Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застежками «молния» и т.д.
Изготовьте квадратную рамку с двумя половинками ткани, скрепленными с помощью кнопок (или шнурков, или английских булавок, или липучек и т.д.). Покажите ребенку, как нужно расстегивать и застегивать данные приспособления.
Упражнения в сенсомоторике
Для развития зрения
Цилиндры и блоки с углублениями
4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый - тонкий, большой - маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий - мелкий, широкий - узкий и т.д.).
Розовая башня
Вам понадобятся 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются в вертикальной и в горизонтальной плоскости различными способами.
Коричневая лестница
Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждый длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно выстроить лестницу от самой толстой призмы к самой тонкой.
Красные штанги
Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный цвет. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.
Цветные таблички
Вам нужны деревянные коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.
Для развития тактильных чувств
Тактильная дорожка
По кругу на полу насыпают гладкие камушки, песок, кладут полотенце, кусочки меха, деревянные дощечки. Дети, предварительно вымыв ноги, осторожно идут по дорожке под тихую музыку.
Фигурки Равиццы
В корзинку складываются деревянные фигурки разной формы (в виде деревьев, грибочков, домиков, кругов и т.д.). Ребенок, не глядя, достает из корзинки фигуру и пытается угадать, что это за предмет.
Лоскутки
Ребенку предлагается на ощупь с завязанными глазами дать характеристику различным лоскуткам ткани: «Эта мягкая, эта грубая, эта тонкая».
Пары шершавых табличек
На дощечки приклеиваются шершавые поверхности с разными зернами. Нужно на ощупь найти парные таблички.
Меховые и кожаные таблички
На деревянные дощечки наклеены квадраты кожи и меха разных сортов. Ребенок раскладывает таблички на меховые и кожаные. А затем составляет пары, отыскивая одинаковые таблички.
Для развития чувства тяжести
Барические таблички
В коробке лежат 7 табличек одинакового размера, но разных сортов дерева. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев и подобрать их по парам.
Для развития термического чувства
Тепловые бутылочки
Несколько бутылочек с водой разной температуры. Необходимо рассортировать их по парам.
Для развития чувства обоняния
Цилиндры с запахами
Приготовьте две коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.
Для развития чувства вкуса
Угадай, что ты съел
Дети пробуют кусочки нарезанных фруктов и овощей и определяют, что они съели.
Для развития слуха
Шумящие цилиндры
Приготовьте красные и синие коробочки, заполненные цилиндрами. Цилиндры наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой красной коробочке соответствует одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.
Что шуршит
За ширмой пошуршите газетной бумагой, целлофановым пакетом, постучите двумя камнями друг о друга или деревянными палочками и т.д. Дети отгадывают, что за предметы могут издавать такой звук.
Более подробно о методике и играх М. Монтессори Вы можете прочитать в книгах:
М. Монтессори «Мой метод»;
М. Монтессори «Дети – другие»;
Е. Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика» и др. книги автора;
Ю. Фаусек «Педагогика Марии Монтессори»;
В. Г. Дмитриева «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»;
К. Сумнительный «Как помочь ребенку построить себя» (Беседы о педагогике М. Монтессори).
Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше. А та ли это система воспитания, которую рекомендовала сама Мария Монтессори? И так ли идеальна эта методика? Давайте разберёмся.
Мария Монтессори. История успеха.
Трудно представить, но данной методике насчитывается более века. Автором её является Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, педагог, психолог, которая благодаря своим феминистическим взглядам и целеустремлённости, смогла получить учёную степень. В сфере медицины Мария работала с умственно-отсталыми детьми. Именно она первая подняла вопрос об образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так, в 1907 г. в Риме, Мария Монтессори основала учреждение для умственно-отсталых детей, в котором были запрещены так распространённые в те годы физические наказания воспитанников. На основе педагогических разработок Итара и Сегена, Монтессори создала свою методику обучения детей с отклонениями в развитии (поэтому часто одни и те же пособия называют по-разному: например, ящик Сегена, он же — ящик Монтессори, он же — сортер). Учитывая образовательные потребности умственно-отсталых детей, Монтессори в своей системе сделала акцент на формирование социально-бытовых навыков, а также на обогащение сенсорного опыта. Позже Мария по этой программе начала работать и с обычными детьми.
Основные принципы методики Марии Монтессори.
Одним из самых важных критериев гармоничного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, является свобода и самостоятельность. Задача взрослого – не учить, а создавать такие условия, чтобы ребёнок сам мог получить знания; не навязывать конкретный материал, а предоставлять ребёнку возможность выбора пособия для занятия. Взрослый в таких группах, скорее выполняет функцию стороннего наблюдателя, который вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда он сам его об этом попросит. Но это далеко не значит, что в группах Монтессори царит беспредел. Существует ряд правил, которых учат придерживаться малышей. Например, с пособием занимается тот ребёнок, который взял его первым, или после игры материал обязательно нужно положить на место. Группы сама Монтессори рекомендовала организовывать разновозрастные – от 3 до 6 лет, так, старшие дети могут помочь младшим, а младшие взять пример со старших.
Монтессори-среда. Что из себя представляет?
Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны , где малыши могут:
- позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;
- обогатить сенсорный опыт;
- развить мелкую моторику;
- поиграть с математическими пособиями и др.
Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т.к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение. Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка. Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.
Монтессори дома. А стоит ли?
Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет . Почему не раньше?
Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт. Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать. И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.
Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта. Как развивать моторику БЕЗ мелких предметов, можно прочесть .
Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?
На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия. Для создания Монтессори-обстановки отлично подойдут деревянные открытые стеллажи для обуви с секциями, например, такие:
Приобрести такую модель можно в Озон .
Также это могут быть модульные стеллажи , которые можно сформировать под свой вкус.
Где взять пособия Монтессори?
На самом деле, подходящих пособий великое множество. Приведу только примеры развивающих игрушек. Для более детального ознакомления или приобретения просто нажмите на картинку с понравившемся материалом:
Овощи для разрезания | Кухня | Геометрическая пирамидка |
Стаканчики | Куб универсальный | Цилиндры |
Лабиринт | Сортер-брусочек | Геометрическая шнуровка |
Шнуровка «Арбуз» | Мозаика «Геометрия» | Арифметический счёт |
Шнуровка «Ботинки» | Сортер — Готовка . Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу. — Стирка . Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки. Минусы методики Монтессори В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей. Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т.к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью. Вывод: Методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит. |
Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:
— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием.
Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.
— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему »!
Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.
В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.
При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку.
Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть».
Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает
Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.
После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:
Пересыпаем ложкой.
Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.
Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).
Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):
А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:
Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.
Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.
Ищем клад.
Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):
Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):
В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.
Прожорливая коробочка
Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:
Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:
Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.
Учимся сортировать.
Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:
Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.
Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):
Играем с манкой.
Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.
Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:
При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:
Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):
Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно! Особенно, если это ролевые игры.
Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:
Почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.
Дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему »! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.
В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.
При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.
Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.
После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:
Пересыпаем ложкой.
Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.
Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).
Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):
А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:
Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.
Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.
Ищем клад.
Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):
Попросите малыша найти в крупе «клад» - фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):
В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.
Прожорливая коробочка
Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:
Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:
Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.
Учимся сортировать.
Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:
Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.
Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):
Играем с манкой.
Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.
Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:
При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:
Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):
Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!
Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала интересную методику работы с детьми. Начинала работать Монтессори с умственно отсталыми детьми. Ее методика заключалась в ряде занятий и заданий в сочетании с принципом саморазвития.
Метод, примененный Монтессори, показал удивительные результаты. Ее воспитанники по некоторым показателям даже превзошли нормальных детей.
Метод Монтессори включает в себя массу дидактических материалов и игр. Развивающие игры и сам метод изучаются в педагогике как отдельная наука – педагогика Монтессори.
Основные принципы метода Монтессори
Основное в методе Монтессори – это то, что каждый ребенок уникален, каждый ребенок - личность. В каждом ребенке заложены свои особенные таланты и умения. Задача взрослых - создать безопасную среду для ребенка, в которой он двигается и развивается сам.
В этом и состоит основной принцип метода Монтессори: взрослые должны только подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. На это и направлены специальные развивающие методики Монтессори. Существуют детские сады Монтессори и развивающие центры Монтессори, но можно и самостоятельно заниматься с ребенком по методу Монтессори.
Развивающие игры для детей Монтессори
Материалы и игры по методу Монтессори можно купить в магазинах, многие из них не требуют специальных игрушек и предметов, точнее, игрушками в этих играх становятся предметы, окружающие ребенка. Игры на определение формы, размера, объема, на распознавание цвета можно придумать самим, используя подручные средства. Вот такие игры мы и предложим на ваше рассмотрение.
Игра №1
Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как его можно превратить в комочек. Дальше ребенок учится делать комочки сам. Эта игра очень хороша для развития мелкой моторики.
Теперь можно усложнить игру. Скатайте из бумаги шарик. Шарики можно выкладывать в виде змейки или круга. Пусть ребенок попробует сделать шарики и выложить свою фигурку.
Возьмите игрушки, которые есть у вашего ребенка: паровозик, машинку, самолетик, различных зверюшек. Катим паровозик: «как он делает?» «У-у-у», как собачка гавкает – «гав-гав», как кошечка мяукает – «мяу-мяу». Ролевые игры - очень хорошая тренировка речевого аппарата.
Игра № 2
Поставьте перед ребенком различные баночки, бутылочки с открытыми крышками, пусть ребенок подбирает, какая крышка от какой баночки. Игра дает представление ребенку о размерах и форме предметов.
Игра №3
Соберите лоскутки ткани разной текстуры, разложите перед ребенком и обсудите, какие лоскутки мягкие, какие шершавые, какие гладкие, какие колючие.
Игра №4
Смешайте горох, фасоль, кукурузу, или разноцветные бусинки и покажите ребенку как их нужно разбирать. Дальше пусть ребенок делает это сам.
Игра №5
Возьмите большую кастрюлю или тазик и вместе с малышом побросайте туда разные мелкие предметы. Например, пуговицы, мячики, фишки, детали от конструктора и т.д.
Важно, чтобы ребенок бросал поочередно то правой, то левой рукой и непременно тремя пальцами.
Затем наполните емкость водой и предложите ребенку поиграть в рыбака, который будет ловить рыбу. В качестве "удочки" возьмите поварешку, ложку с длинной ручкой, дуршлаг или палочку. Пусть ребенок пробует выловить предметы разными "удочками" и обязательно только одной рукой, не прибегая к помощи другой.
Ваша задача комментировать процесс "рыбалки", а именно какие предметы плавают, а какие лежат на дне.
При определенной фантазии вы можете и сами придумать свои игры. И не забудьте, что убирать за собой тоже должен ребенок. Вы можете ему помочь, направить, но не убирайте самостоятельно.
Видео-материалы по методике Монтессори
Воспитание ребенка по методу Монтессори:
Игра на запоминание цветов: