Конспект занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Грузовики для тигрёнка и его друзей. Занятие по конструированию «Сказочный домик
Конспект по конструированию-старшая группа.
Тема: «Мосты»
Цель: Учить детей строить мост через реку из геометрических форм.
Задачи:
- Закреплять представления детей об объёмных геометрических формах (куб, кирпичик, призма, конус, цилиндр).
- Продолжать учить детей создавать постройку из готовых геометрических форм. Анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
- Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление.
- Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением моста. Изучение геометрических форм на занятиях по ФЭМП.
Материал : готовые геометрические формы, иллюстрации, музыкальное сопровождение, река (соединённая в кольцо полоса голубой бумаги).
Ход:
- Игровая ситуация.
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
В: Дети, нам с вами пришла посылка (показывает её детям). На ней указано, что она от жители кукольного городка. Интересно, что в ней, но это не просто посылка, а посылка-загадка. Послушайте и отгадайте:
Вот коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные
Все дружные и сильные
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться (кубики).
В: Правильно, это кубики (открывает коробку, достаёт кубики). А хотите послушать сказку про кубики? (Да).
- Закрепление названий геометрических форм.
Воспитатель раздаёт детям геометрические формы (кирпичик, брусок, цилиндр, призму, конус, пластину).
Воспитатель рассказывает сказку, дети показывают нужную геометрическую форму.
Как-то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали,
А навстречу скок-поскок
Подбежал к друзьям Брусок.
Спросил Брусок деталей:
«Вы Цилиндра не видали?»
Повернулся Куб бочком:
«Я с Цилиндром не знаком;
А Кирпичик удивился»:
«Нам навстречу он катился?
Ну теперь пора идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я её без дела,
Она с Конусом сидела
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках».
В: А сейчас ещё раз назовём все геометрические формы.
Дети хором называют геометрические фигуры.
- Рассматривание мостов.
В: А в посылке ещё что-то есть (вынимает письмо, читает)
«Дорогие дети. Помогите нам, пожалуйста. Мы хотим сходить в парк отдыха, покачаться на каруселях, но не знаем как перебраться через реку. Что нам делать? Подскажите нам.
Жители кукольного городка».
Дети предлагают свои варианты: переплыть, на лодке, построить мост.
В: Молодцы, всё правильно, но мне кажется, что лучше построить мост, чтобы все жители могли проходить или проезжать в парк по прочному мосту. Посмотрите какие мосты бывают.
Рассматривание иллюстраций.
Отметить строение опоры, перила, перекрытия, скаты.
- Физкультминутка.
В: Дети, предлагаю вам покататься на каруселях.
Еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те,
Раз-два, раз-два.
Вот и кончилась игра.
- Построение моста. Объяснение.
На объединённых вместе четырёх столах разложена река (полоса голубой бумаги, замкнутая в кольцо). В центре кольца устроен парк: деревья, скамейки, качели и т. д.
В: Сегодня мы будем строить мост через реку.
Мост мы начинаем строить с опор. Опоры держат весь мост и должны быть крепкими, строим их из кубиков. Надо положить с одной и с другой стороны по два кубика, на кубики-кирпичики, а уже потом накрыть их пластинами.
Зачем приставлены призмы с обеих сторон? Правильно, это скаты, чтобы машины поднимались по ним на мост и съезжали с него. Чтобы шли люди надо сделать лесенку, ступеньки. Их строят из кирпичиков. Подумайте, кто какой будет строить мост. Кто для пешеходов, а кто для машин.
6.Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь детям.
- Итог.
В: Дети, рассмотрим какие мосты у нас получились.
Какой мост вам нравится? Почему? Что же мы сегодня с вами строили? (мост). Из каких деталей? (кубиков, кирпичиков, пластин, призм). А какие геометрические формы вы запомнили? (ответы детей).
Молодцы. А вот к нам приехали куклы из кукольного городка. Они хотят сказать вам спасибо и угостить конфеткой.
Воспитатель ввозит машину с куклами.
Дети обыгрывают свои постройки.
Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.
Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.
Робототехника - наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день
Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.
Цели
Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:
- образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
- развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
- воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Конструирование для ребёнка - это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов
Типы конструирования в ДОУ
В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:
- Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
- Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.
Видео: художественное конструирование из бумаги
https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM Video can’t be loaded: Художественное конструирование из бумаги в детском саду (https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM)
Формы конструирования
- Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
- Конструирование по модели - это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
- Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
- Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
- Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
- Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
- Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.
Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.
Видео: конструирование по образцу в технике оригами
При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:
- Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
- Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
- Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.
Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке
- Задания на дом. Не стоит требовать от детей самостоятельно подготовить материалы или принести их из дома. Уровень благополучия и степень занятости родителей различны в разных семьях, и то, что кажется воспитателю быстро и легко доступным и недорогим, может быть серьёзной проблемой для семьи, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка сильные негативные эмоции.
- Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
- Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Некоторые виды работ детям проводить категорически нельзя (травление, термическая обработка, рубка, сверление или протыкание шилом и др.).
- Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами.
Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) - все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе - художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.
Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.
- Игра и трудовое воспитание. Не упускайте возможность обыграть поделки, делайте их не просто так, не для графы в методическом отчёте и календарно-тематическом плане, а именно для игры и, играючи, поддерживайте в детях использование поделок в игре. Игра - основное занятие любого ребёнка, это его аналог труда взрослого человека, полноценная игра необходима для нормального развития и социализации. Поделки, созданные для игры (игрушки, сделанные своими руками), дают ребёнку раннюю установку на труд, приучают его к производительной деятельности и бережному отношению к труду других, в том числе и воспитателя.
В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.
Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:
- Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
- Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
- Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие - реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.
Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.
- Тема конструирования «Платье принцессы» или вариант для мальчиков «Доспехи рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами или куклами-марионетками, повествующая о принцессе и её храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и нарядов. Выполняется демонстрация элементов одежды и доспехов, демонстрация материалов (обрезки тканей для платья принцессы, скорлупа орехов и проволочные кольца - верёвки - для доспехов рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): доспехи очень нужны рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона.
Видео: пример мотивирующего начала занятия по конструированию в первой младшей группе
https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24 Video can’t be loaded: Занятие по конструированию «Домик для Машиных игрушек» группа «Капитошки» (2-3 года) (https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24)
Занятие по конструированию в детском саду
При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.
Технологические карты и схемы
Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:
- Тема конструирования.
- Цель образовательной деятельности.
- Задачи образовательной деятельности.
- Предварительная работа.
- Организация развивающей среды.
- Материалы и оборудование.
- Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.
Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.
Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.
Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию
Тема технического конструирования | «Мост» |
Цель образовательной деятельности | Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором |
Задачи образовательной деятельности |
|
Предварительная работа |
|
Организация развивающей среды | Имитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки. |
Материалы и оборудование |
|
Описание этапов проведения с указанием продолжительности |
|
Фотогалерея: примеры схем конструирования из конструктора «Лего» или аналогичного ему
Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку
Фотогалерея: примеры схем для занятий по конструированию из различных материалов
Схемы для конструирования могут быть как цветными, так и монохромными Выполнять аппликации можно из разных материалов Схемы необходимо готовить с учётом типа строительных материалов, которыми располагает ДОУ Дети могут собрать мост и модифицировать его впоследствии по заданию воспитателя Эта схема позволяет понять, как выглядит готовое изделие Глядя на схему, ребята могут сконструировать животных из подготовленных фрагментов бумаги, картона или фетра Дети могут наклеивать заранее подготовленные фрагменты бумаги, картона или других материалов на готовую схему
Фотогалерея: готовые поделки, выполненные в разных техниках
Поделки маленького размера требуют от ребёнка большой концентрации внимания и помощи взрослых
В процессе занятий дети могут работать все вместе как над одним объектом, так и над целыми инсталляциями
Дети могут заниматься конструированием и дома вместе с родителями
Аппликация «Космос» выполнена с использованием легко доступных материалов (цветная бумага, одноразовая посуда, клей, фломастеры)
В инсталляции можно включать как поделки, так и готовые фабричные объекты
Детям очень нравится, когда с выполненными поделками можно играть после окончания работы
Инсталляции можно выполнять с использованием любых подручных материалов, в зависимости от цели занятия
Изделия, выполненные на занятиях по конструированию, хорошо интегрировать в другие виды деятельности ДОУ
Временной план занятия
- Вступление, организационный момент - 1 минута.
- Мотивирующее начало - 3–5 минут.
- Показ и объяснение приёмов работы - 2–3 минуты.
- Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
- Обсуждение работ - 2 минуты.
- Заключение - 1 минута.
Таблица: материалы для вводного этапа занятия
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Неваляшка» | В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку: В гости к нам пришла, друзья, Кукла необычная. Не сидит, не лежит, Только знай себе, стоит. Знают Сашки и Наташки, Куклы эти… (неваляшки). Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д. Проводится игра «Найди, где спряталась». Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена. |
«Игрушки-зверюшки» | В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята. |
«Красавица-снежинка» | Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку. |
Таблица: пример конспекта занятия по конструированию
Автор | Суворова Л.А. |
Название | «Будка для собачки» |
Цель | Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход занятия |
|
Видео: занятие по конструированию из строительного материала в младшей группе
https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4 Video can’t be loaded: Конструирование в младшей группе, 2011г (https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4)
Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе
https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk Video can’t be loaded: Занятие по легоконструированию «Сказочный лес» в д/с Маленькая страна (https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk)
Видео: занятие по конструированию из бумаги в подготовительной группе
https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ Video can’t be loaded: Конспект НОД по конструированию из бумаги (https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ)
Программа кружка по конструированию в детском саду
Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:
- Цель рабочей программы кружка по конструированию.
- Задачи рабочей программы.
- Описание категорий слушателей кружка.
- Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
- Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
- Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
- Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
- Планируемые результаты работы.
Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.
Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).
Картотека тем для кружковой деятельности
Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.
В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам
Выглядеть перечень тем может так:
- Конструирование зверей по рисунку.
- Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
- Подарок для папы (23 Февраля).
- Подарок для мамы (8 Марта).
- Конструирование одноэтажного дома.
- Конструирование многоэтажного дома.
- Конструирование улицы.
- Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
- Конструирование «Мой любимый город».
- Конструирование спортивной машины.
- Конструирование грузовой машины.
Диагностика занятия по конструированию
Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач.
Дети в группе наверняка будут иметь разный уровень готовности к работе по конструированию. Точно определить и уточнить этот уровень для каждого воспитанника, чтобы отдельное внимание уделить ребёнку с особенностями, важно для успешности работы воспитателя.
При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).
Оценка навыков конструирования ребёнка требует внимательного наблюдения за ним в течение двух–трёх занятий
При необходимости стоит проконсультироваться с другими педагогами, психологом, тактично поговорить с родителями и узнать, как малыш ведёт себя дома, как проводит досуг, кто с ним занимается и играет, во что именно. Обладая терпением и доброжелательным вниманием к ребёнку, учитывая его особенности, воспитатель сможет улучшить выявленные показатели в процессе дальнейших занятий.
Таблица: диагностика занятия с конкретными примерами
Исследуемые навыки | Примеры |
Умение узнать, определить и выделить объект конструирования среди иных объектов (умение видеть существенное и понимать связанные с этим понятия) | Ребёнок опознал или не опознал на показываемой картинке и в предлагаемой объёмной модели понятия «машина», «автомобиль», затруднился дать объекту описание своими словами или без труда справился с поставленной задачей. |
Умение работать по шаблону, осознанно повторять предлагаемые действия | Ребёнок смог или не смог собрать простой объект (пешеходный переход) из нескольких деталей, несмотря на предварительный показ и понимание объекта. |
Умение собрать объект из предложенных частей (синтез от частного к общему) или построить объект при помощи рисунка, схемы | Ребёнок смог или не смог собрать светофор из кубиков, несмотря на наличие простого понятного рисунка, небольшое число деталей и посильность операций для других детей его возраста. |
Умение расчленять объект на составные части, выделять основные части и второстепенные (умение анализировать) | Ребёнок опознал или не опознал в объектах «паровоз» и «машинка» использование схожего элемента, одинакового в предлагаемом конструкторе (колесо), выделил или не выделил колесо как нечто общее в двух объектах, определил или не определил общие свойства этих объектов (у них есть колёса, они едут, они транспортные средства). |
Умение видоизменить и преобразовать объект или его компоненты по заданным параметрам | В работе с оригами ребёнок затруднился выполнить простую инструкцию–подсказку: «сверни лист пополам, отогни уголок налево» или без труда справился с задачей. |
Умение из преобразованного или видоизменённого объекта (или его отдельных частей) собрать новый | Ребёнок смог или не смог собрать здание свободной конструкции из имеющихся деталей строительного конструктора, ранее использовавшихся для объекта «забор». |
Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе.
Занятие по конструированию в средней группе
Провела: Кугай С.М.
Программное содержание:
1. Вызвать интерес у детей к созданию построек из строительного материала.
2. Закрепить знания детей о строительных деталях, цвете.
3. Способствовать развитию связной речи в ходе работы.
4. Развивать воображение, память, логическое мышление.
5. Воспитывать у детей сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание им помочь.
6. Закрепить правила поведения в общественных местах.
Оборудование:
Строительный материал;
Картины сказочных домиков;
-ёжик;
Письмо;
Игрушки для обыгрывания построек;
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:
Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс письмо.
(Показывает конверт)
Как вы думаете, кто его нам прислал?
Дети: Это письмо от ёжика.
Воспитатель: Давайте прочитаем его.
«Дорогие, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку. Буду вас ждать. Ёжик»
Ребята, как вы думаете, можно нам принять приглашение?
Дети: Да, мы хотим пойти к ёжику.
Воспитатель: Замечательно, только сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах, а именно в галерее.
Дети:
В галерее нельзя громко разговаривать.
- Нельзя бегать и прыгать.
- Нельзя трогать руками картины.
- Внимательно слушать экскурсовода.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас отправляемся в путь.
Встали друг за другом. Представьте, что вы вагончики.
«Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – далеко я укачу!»
По лестнице спускаемся, держимся правой рукой за перила.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые картины приготовил для нас ёжик. Кто мне скажет, что изображено на них?
Дети: На картинах изображены сказочные дома.
Воспитатель: А как вы думаете, кто в таких домах может жить?
Дети: Сказочные герои.
Воспитатель: Что необычного у этого домика?
Дети: Этот домик стоит на курьих ножках.
Воспитатель:
Дети: Это домик Бабы-Яги.
Воспитатель: Кто в этом домике может жить?
Дети: Это домик снеговиков.
Воспитатель: А на что похож этот домик?
Дети: На грибок.
Воспитатель: Кто в этом домике может жить?
Дети: В этом домике живут бабочки.
Воспитатель: Ребята, что общего у всех этих домиков?
Дети: Все домики имеют стены, крышу, окна, двери.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие здесь ещё домики есть. Какие детали использовали при строительстве этих домов?
Дети: При строительстве этих домов использовали кирпичики, кубики, бруски.
Воспитатель: А кто знает, как эти детали называются?
- Это пластина – используется для перекрытия;
- Треугольная призма – используется при строительстве крыши.
Воспитатель: А где же сам ёжик, а то нас пригласил, а сам не встречает.
(Слышится пыхтение, появляется ёжик)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне.
(Говорит печально)
Эти картины прислал мне Чебурашка. На них изображены дома его друзей. А у меня нет своего дома. Я хочу научиться их строить. Я не знаю, кто сможет мне помочь?
Воспитатель: Ёжик, мы сможем помочь тебе и твоим друзьям. Приглашай своих друзей. Ребята, поможем Ёжику?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую.
(Дети начинают строить домики)
Анализ работ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Все домики получились разные и интересные.
Итог занятия:
Ребята, какой сегодня замечательный день. Мы с вами помогли ёжику и его друзьям.
Список используемой литературы:
Разработка занятия взята с сайта:
Фотографии взяты из личного архива.
«Детский сад комбинированного вида № 61» Медвежий Стан
создано самостоятельно
Карпенко Светлана Серверовна
Воспитатель
Мурино-2016
Конспект занятия-развлечения по конструированию в старшей группе "Волшебные кирпичики".
Цели:
- Формировать умение детей работать в подгруппах.
Привлечь внимание детей к деревянному конструктору.
Задачи:
Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Совершенствовать умение детей конструировать по схемам.
Развивать умение детей согласовывать свои действия друг и другом.
Развивать воображение, фантазию, творческий подход в своей работе.
Уточнить знания детей о частях зданий, строений, их назначение.
Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение к друг другу.
Предварительная работа. Просмотр мультфильма по сказке из сборника Афанасьева "Волшебное кольцо", сортировка конструктора для работы в подгруппах, изготовление схем для конструирования моста с разной степенью сложности, флажков разного цвета, конструирование дворцов и замков во время свободной игровой деятельности.
Материалы и оборудование: деревянный конструктор(четыре набора), схемы моста для каждой подгруппы, разноцветные флажки из бумаги, иллюстрации замков и дворцов.
Ход занятия.
Воспитатель . Здравствуйте, дети.
Дети . Здравствуйте.
Воспитатель . К нам в группу сегодня утром пришло письмо. Давайте, прочтем его.
"Дорогие дети, пишет вам Мартынка из русской народной сказки "Волшебное кольцо". Если помните, то царь подземного царства подарил мне кольцо за то, что я спас его дочь от гибели. Кольцо то было непростое, а волшебное. Если перекинуть кольцо с руки на руку, то явятся двенадцать молодцев и исполнят любое желание. Так вот я исполнил желание царя - построил хрустальный мост через реку и дворец на берегу, а потому женился на его дочери Ульянке. Только она меня не любила совсем, встала ночью, украла кольцо, а вместе с ним и хрустальный мост и дворец. Так что сижу я сейчас в темнице и некому мне помочь. Дети, помогите мне выбраться из темницы, постройте, пожалуйста мост через реку и дворец."
Ребята, поможем Мартынке, вызволим его из темницы?
Дети. Поможем!
Воспитатель . У меня для вас есть волшебные кирпичики, из которых мы будем строить мост и дворец. А чтобы мост получился красивый и устойчивый, есть у меня для вас подсказки - вот такие схемы. Давайте попробуем построить мост по схеме, только строить предлагаю вам не один мост, сразу четыре, для этого мы с вами сейчас разобьемся на четыре строительные бригады.
Дети при помощи воспитателя делятся на команды и занимают места за рабочими столами . Воспитатель раздает схемы мостов разной степени сложности для каждой бригады.
Воспитатель . Перед началом работы, давайте рассмотрим схемы и уточним для чего обычно строиться мост и из каких частей он состоит.
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, мост строят, чтобы можно было перейти через реку или овраг. Полотно моста поддерживают опоры.
Итак, напоминаю вам, что работать надо дружно, вместе, стараться следовать схеме. Самый красивый мост мы сфотографируем и отправим Мартынке. Начинаем.
Дети строят мосты по схеме. Воспитатель помогает при необходимости .
Воспитатель . Замечательные у вас получились мосты. Видно, кирпичики ваши были и вправду волшебные. И работали вы дружно. А на ваш взгляд, какой мост лучший?
Ответы детей.
Воспитатель. Ну что же, наверное мы сфотографируем все мосты и отправим Мартынке, пусть он сам решает, какой через реку поставить.
Воспитатель фотографирует все мосты, выстроенные детьми .
Воспитатель. Ребята, вы наверное немного устали. Давайте немного отдохнем и подвигаемся.
Физкультминутка
"
Дружно встали на разминку".
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
Воспитатель . Мы немного размялись, можем продолжать. Дети, но у Мартынке к нам была еще одна просьба. Просил он построить дворец, который Ульянка вместе с собой в другое королевство забрала. Будем строить?
Дети. Да!
Воспитатель. Я вам предлагаю разобрать ваши мосты, и с помощью наших волшебных кирпичиков попробовать построить дворцы. На этот раз ни схем, ни чертежей у вас для строительства не будет. Давайте, попробуем с вами пофантазировать и построить дворцы или замки, да так, чтобы в них были все, что в такой постройке должно быть обязательно. У меня для вас есть подсказка - вот эти иллюстрации дворцов-замков. Давайте вспомним их самые важные части.
Дети рассматривают картинки дворцов .
Дети . Высокие стены. Окна. Двери. Крыша. Башенки. Лестницы. Колонны.
Воспитатель. Правильно. А еще на дворцах, если вы успели заметить всегда реют флаги, потому что в дворцах как правило живут правители. У меня для ваших дворцов-замков тоже есть вот-такие разноцветные флажки. Эти флажки мы потом прикрепим на башни ваших дворцов. А теперь можно приступать к постройке.
Дети строят дворцы в своих подгруппах .
Воспитатель помогает им при необходимости.
Воспитатель. Итак, дворцы ваши готовы. Все они замечательные. Давайте, проверим, все ли детали дворца в ваших постройках есть?
Воспитатель проверяет дворцы.
Воспитатель . Давайте, теперь определим, какой же дворец оказался лучшим и почему?
Ответы детей.
Воспитатель крепит флажки к крышам дворцов.
Воспитатель . Думаю, что дворцы мы тоже сфотографируем и отправим Мартынке письмом. Все они получились великолепными.
Воспитатель фотографирует дворцы детей.
Воспитатель . Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам работать вместе? А интересно было строить мосты и дворцы из деревянного конструктора?
Ответы детей.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного выда № 61» Медвежий Стан
В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.
Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.
Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада
Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:
- Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
- Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
- Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
- Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
- Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.
Занятие по конструированию из бумаги в старшей группе
Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) - для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.
Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.
Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).
Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.
На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.
Занятие по конструированию из бумаги в средней группе
Виды конструирования
Материалы
Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.
Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.
Бросовый материал
- Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
- Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
- Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
- Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
- Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
- Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.
Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов
Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки
Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков
Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков
Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования
Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования
Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования
Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков
Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования
Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок
Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок
Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования
Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки
Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек
Поделки из формочек для кексов
Необычная идея конструирования из бумажных формочек
Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек
Конструирование поделки с использованием бумажных формочек
Материалы для занятия оригами
Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.
В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:
- Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
- Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
- Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.
Идеальный вариант для работы в технике оригами
Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.
Позволит создать яркие и праздничные работы
Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.
Яркий и необычный материал
Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги
Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:
- Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
- Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
- Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
- Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
- Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).
Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами
Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов
Мотивирующее начало занятия
Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.
Примеры использования мотивирующего материала
Тема занятия | Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия |
«Заюшкина избушка» | В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку
«Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.) Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух). Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы. |
«Подарок для мамы» | Воспитатель загадывает детям загадку
: Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой - улей пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной.) С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму). Воспитатель зачитывает стихотворение : Ах, мама, мамочка, какое это счастье, Что наша дружба просто - не разлей вода! Всегда со мной твоя любовь, твоё участье, Неиссякающим потоком доброта. Физкультминутка с музыкальным сопровождением : Солнышко, солнышко, Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей. Прилетело сто грачей. А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами. |
«Весёлый снеговик» | Занятие начинается с сюрпризного момента
: Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё. Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком: Друг на друге три шара(показывают шары руками) Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове) Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа), Не, почём ему мороз (грозят пальцем), Аж, вспотел морковный нос, И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук), Кто же это? (хором) Снеговик! Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги. |
Подготовка конспекта занятия
Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.
Временной план занятия
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующий этап 4–6 минут.
- Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
- Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
- Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
- Подведения итогов 1–2 минуты.
При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:
Тема занятия | Цель | Задачи | Техника исполнения задания |
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» | Создание простых поделок в технике оригами. | - совершенствование базовых приёмов работы с бумагой; - воспитание аккуратности и старания; - обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий. |
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания. |
«Игрушка кошка» | Изготовление игрушки из бумаги. | - закрепление навыков работы с бумагой; - развитие образного мышления; - воспитание бережного отношения к природе и животным; - воспитание усидчивости и трудолюбия. |
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке. Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей. |
Конспект НОД на тему «Коробочка»
Цель | Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата. |
Задачи | Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе. |
Ход занятия | В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:
Я корзину овощей Проведение пальчиковой гимнастики: |
Итоги занятия | Анализ и оценка деятельности детей воспитателем. Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц. |
Конспект занятия «Грачи»
Цель | Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача. Создание фигурки грача в технике оригами. |
Задачи | - стимулирование интереса к познавательной деятельности; - закрепление навыков работы с бумагой и ножницами; - развитие памяти; - воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам. |
Ход занятия | Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»: - Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да); - А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет); - Летом любим загорать и плескаться в речке (Да); - Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет); - Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да); - А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да); - Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет); - Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да). Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают. Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки). Физкультурная минутка «Птичка»: |
Программа кружка по оригами
Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).
По окончании творческого процесса
Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.
Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).
Таблица: картотека тем
Тема занятия | Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги |
- обучения работе с базовой формой «треугольник»; - нахождение и проглаживание линии сгиба. |
|
«Башня» | - обучение созданию фигуры из геометрических фигур. |
- работа с базовой формой «треугольник». | |
«Машина» | - формирования навыков работы по схеме; - обучение активному слушанию и комментированию собственных действий. |
«Обувь» | - работа с базовой формой «воздушный змей»; - складывание туфелек. |
«Флаг России» | - знакомство с техникой модульного оригами. |
«Подводная лодка» | - сгибание меньших сторон прямоугольника к середине; - наклеивание дополнительных частей по замыслу. |
«Стрекоза» | - умение правильно выбирать базовую форму; - украшение поделки по замыслу. |
«Утка» | - закрепления навыков работы с ножницами; - отработка навыка складывания базовых форм. |
Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами
Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами